Мария владимировна миронова биография и личная жизнь
Мария Владимировна Миронова
Мария Владимировна Миронова. Родилась 24 декабря 1910 (6 января 1911) года в Москве – умерла 13 ноября 1997 года в Москве. Советская и российская актриса театра, кино и эстрады. Участница дуэта Миронова и Менакер. Заслуженная артистка РСФСР (1956). Народная артистка РСФСР (1978). Народная артистка СССР (1991). Мать актера Андрея Миронова.
Мария Миронова родилась 24 декабря 1910 (6 января 1911 года по новому стилю) в Москве.
По национальности – русская.
Отец – Владимир Николаевич Миронов (1881-1950), товаровед, происходил из небогатых мещан.
Мать – Елизавета Ивановна Миронова (урожденная Фирсова; 1876-1937), учительница. Ее родители были родом из деревни Старое Берёзово Тамбовской губернии.
В 1925 году Мария окончила школу-семилетку. Далее поступила в Театральный техникум имени Луначарского (ныне Российский институт театрального искусства – ГИТИС), который окончила в 1927-м. Была зачислена в труппу МХАТа 2-го, где выступала до 1931 года. Проявила себя как острохарактерная актриса.
В 1928 году впервые вышла на сцену Колонного зала Дома Союзов как эстрадная актриса с рассказами Чехова.
В 1932-1936 годах являлась актрисой Московского мюзик-холла. Миронова придумала номер, а с ним и новый эстрадный жанр – телефонный разговор некой Капы.
Параллельно играла в Московском театре оперетты и Московском театре транспорта (ныне Московский драматический театр имени Н.В. Гоголя).
В 1939 году стала лауреатом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады.
Миронова и Менакер
В 1938 году заняла одно из ведущих положений в только что организованном Государственном театре эстрады и миниатюр, играла по две-три роли в один вечер и всегда при аншлагах.
В 1939 году в Московском театре эстрады и миниатюр, который входил в состав Ленинградского театра эстрады и миниатюр, познакомилась с эстрадным актёром Александром Менакером, который стал ее мужем и партнером по сцене. Будучи мужем и женой, они психологически тонко разыгрывали сценки вечно ссорящихся супругов – эстрадные спектакли «Говорящие письма», «Вы их узнаете», «Дела семейные», «Кляксы».
С 1938 по 1946 годы служила в Московском театре эстрады и миниатюр (ныне театр «Эрмитаж»). Во время войны выступала в актёрских фронтовых бригадах. В 1947 году недолгое время играла в Камерном театре под руководством А. Таирова.
В 1952 году их дуэт с Александром Менакером официально оформился в театр двух актёров, известный как «Миронова и Менакер». С 1954 года и вплоть до смерти Менакера они выступали в Московском театре эстрады.
За долгие годы работы на эстраде Миронова создала множество комедийных и остро сатирических образов в спектаклях «Говорящие письма», «Вы их узнаете», «Дела семейные» (1954), «Кляксы» (1959), «Мужчина и женщины» (1971), «Номер в отеле» (1976), «Волки в городе» (1964) Льва Шейнина.
Исполняла монологи, которые писали для неё Аркадий Арканов, Григорий Горин, Семён Альтов, Александр Володарский, Марьян Беленький и другие.
В разное время сотрудничала с «Москонцертом».
В коллекции радиофонда хранится более ста записей эстрадных миниатюр, интермедий, спектаклей с участием актрисы, в том числе таких авторов как Михаил Зощенко, Михаил Ардов, Леонид Ленч, Владимир Поляков, Борис Ласкин, Владимир Дыховичный и Морис Слободской.
Мария Миронова в кино
В кино дебютировала в 1934 году в драме Константина Эггерта «Настенька Устинова» о судьбе бывшего военнопленного, вернувшегося на родину в Советский Союз. В фильме сыграла роль Конкордии.
Широкая известность к ней пришла в 1938 году после роли Зои Ивановны, секретарши бюрократа Бывалова (Игорь Ильинский), в комедии «Волга-Волга» Григория Александрова.
Мария Миронова в фильме “Волга-Волга”
На экране, как и на эстраде, Мария Миронова исполняла в основном комедийных персонажей. Заметными стали ее роли в картинах «Мы с вами где-то встречались» (Вероника Платоновна Малярская), «Запасной игрок» (Ольга Инваровна), «В один прекрасный день» (Татьяна Петровна Озерова), «Драгоценный подарок» (Леокадия Михайловна), «Шофёр поневоле» (Анна Власьевна Пастухова).
Мария Миронова в фильме “Мы с вами где-то встречались”
Мария Миронова в фильме “Шофёр поневоле”
В 1969-м вновь снялась вместе с Игорем Ильинским – в комедии «Старый знакомый», снятой как продолжение «Карнавальной ночи». Она сыграла завотделом культуры горисполкома Веру Степановну Дядину.
Мария Миронова в фильме “Старый знакомый”
Последней ролью в кино стала Козицкая в арт-хаусной комедии «Казус импровизус» по мотивам пьесы Александра Буравского «Учитель русского». Действие происходит в курортной больнице, места в которой предприимчивый главврач Попов (Владимир Машков) сдает вполне здоровым отдыхающим. Опасаясь проверок, Попов держит своих «мнимых больных» на строжайшем режиме, запрещая выходить даже в туалет. Вот в такой, трагикомической, ситуации встречаются герои фильма – молодой учитель Толя (Александр Марин) и пенсионерка Козицкая, ехавшие сюда, чтобы погреться на солнышке и покупаться в море…
Мария Миронова в фильме “Казус импровизус”
В 1984 году вышла ее книга «…В своём репертуаре», написанная в соавторстве с мужем, который ушёл из жизни за два года этого.
С 1990 года Миронова являлась актрисой Московского театра Олега Табакова (играла роль Козицкой в постановке «Учитель русского» А.М. Буравского). В 1995 году состоялся её бенефис в театре «Школа современной пьесы». В последний раз актриса вышла на сцену в спектакле «Уходил старик от старухи» Семёна Злотникова.
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (31 января 1996).
Мария Миронова скончалась в ночь на 13 ноября 1997 года в Центральной клинической больнице Москвы в результате инфаркта. Похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с сыном.
В 1999 году в Москве (по адресу Малый Васильевский, дом № 7) открыт музей-квартира семьи Мироновых. На этом же доме установлена мемориальная доска М. В. Мироновой и А. С. Менакеру.
Личная жизнь Марии Мироновой:
Дважды была замужем.
Первый муж – Михаил Яковлевич Слуцкий (1907-1959), советский кинорежиссёр, сценарист и оператор, заслуженный деятель искусств УССР (1954), снял один из первых советских звуковых документальных фильмов «Имени Ленина», посвящённый пуску Днепрогэса, ставший заметным явлением кинодокументалистики.
В какой-то момент у Марии начался служебный роман с Александром Менакером. Поняв, что любит другого, Мария не задумываясь ушла от первого мужа к Александру Менакеру (тот тоже был женат, но ушел из семьи).
Мария Миронова и Михаил Слуцкий
Второй муж – Александр Семёнович Менакер (1913-1982), советский эстрадный актёр, Заслуженный артист РСФСР (1978). Первым браком был женат на Ирине Ласкари, отец балетмейстера Кирилла Ласкари.
Миронова и Менакер познакомились в 1939 году в Московском театре эстрады и миниатюр (входил в состав Ленинградского театра эстрады и миниатюр), где стали вместе выступать с музыкальными юморесками. Менакер ради совместных выступлений с Мироновой перебрался в Москву. Уже во время первых гастролей в Ростове-на-Дону их отношения вышли дальше деловых. Роман развивался бурно и в том же 1939-м они успели развестись с первыми супругами и создать новую семью – оформили брак в сентябре 1939 года. За месяц до этого они отправились в морской круиз, после которого Мария Владимировна призналась своей подруге: «Мы идеально подходим друг другу. Он крышечка от моей кастрюлечки».
На сцене они блистали дуэтом, в котором играли супругов: сварливая жена и муж-подкаблучник. Сценки были на житейские темы, они имели у зрителей огромный успех. С гастролями объездили весь СССР и многие соцстраны. Возвращаясь домой после выступлений они продолжали обмениваться шутками, часто иронизировали друг над другом. Пара практически никогда не расставалась: вместе на репетиции, на гастроли, в магазин, парикмахерскую, поликлинику и т.д.
Мария Миронова и Александр Менакер
Сын – Андрей Александрович Миронов (фамилия при рождении – Менакер; 7 марта 1941 – 16 августа 1987), знаменитый советский актёр театра и кино, артист эстрады, народный артист РСФСР.
Мария Миронова никогда не забывала за эстрадой о сыне. Так, она давала ровно столько выступлений, сколько не вредило ее общению с Андреем. А лето и вовсе всецело было посвящено сыну. Позже Андрей Миронов говорил, что у его родителей были самые гармоничные отношения, которые он когда-либо встречал между мужчиной и женщиной.
Мария Миронова и сын Андрей Миронов
Дуэт «Миронова-Менакер» просуществовал до 6 марта 1982 года, когда из жизни ушел Александр Семенович, имевший давние проблемы с сердцем. Через пять лет от сердечного приступа умер и сын Андрей Миронов.
Мария Владимировна пережила мужа на пятнадцать лет, а сына – на десять.
Внучка – Мария Андреевна Миронова (род. 1973), актриса театра и кино.
Правнук – Андрей Игоревич Удалов (род. 1992), актёр Театра им. Е. Вахтангова.
Фильмография Марии Мироновой:
1934 – Настенька Устинова – Конкордия
1938 – Волга-Волга – Зоя Ивановна, секретарь Бывалова
1940 – Преступление и наказание (короткометражный) – Горбушкина
1954 – Мы с вами где-то встречались – Вероника Платоновна Малярская
1954 – Запасной игрок – Ольга Инваровна, жена директора завода
1954 – Весёлые звёзды – Миронова
1955 – В один прекрасный день – Татьяна Петровна Озерова
1956 – Драгоценный подарок – тётя Лёка – Леокадия Михайловна
1958 – Шофёр поневоле – Анна Власьевна Пастухова, жена
1961 – Совершенно серьёзно (киноальманах) – мать Жоры
1961 – Вопросы воспитания (короткометражный) – мать Вовочки
1962 – Голубой огонёк-1962 (фильм-спектакль) – исполнительница шуточной песни
1963 – Упрямая девчонка (короткометражный) – Елена Игнатьевна
1963 – Короткие истории – пани Кристина
1969 – Старый знакомый – Вера Степановна Дядина, начальник отдела культуры горисполкома
1969 – Похищение – артистка Миронова
1966 – Сказки русского леса – пассажирка такси
1971 – Фитиль. Формалисты. №110 (короткометражный)
1974 – Какая у вас улыбка – Ольга Павловна, старший корректор
1977 – Почти смешная история – работница телеграфа
1978 – Мужчина и женщины (фильм-спектакль) – все женские роли
1980 – Назначение – Лидия Григорьевна Лямина, мать
1980 – Жиголо и Жиголетта (Zhigolo i Zhigoletta) (короткометражный) – Флора
1982 – Понедельник – день тяжёлый (фильм-спектакль) – Софья Ивановна, жена Корнеплодова
1983 – Я возвращаю Ваш портрет (документальный)
1985 – Марица – Виолетта
1988 – Эшелон (фильм-спектакль) – старуха
1991 – Казус импровизус – Козицкая
1991 – Андрей (документальный)
1992 – Лидия Русланова (документальный)
1996 – Уходил старик от старухи (фильм-спектакль) – Старуха
Озвучивание Марии Мироновой:
1953 – Лесной концерт (анимационный) – Крыса (нет в титрах)
1957 – В одной столовой (анимационный)
1966 – Про злую мачеху (анимационный) – Фёкла Фёдоровна
1968 – Осторожно, щука! (анимационный) – Щука
1969 – Капризная принцесса (анимационный) – Королева
1984-1985 – Доктор Айболит (анимационный)
последнее обновление информации: 14.03.2020
Не секрет, что характера Марии Владимировне Мироновой было не занимать, многие за глаза называли её «железная леди». Она действительно была такой. И умела производить впечатление. Вот как описывает Марию Миронову и её первого мужа Михаила Слуцкого её знакомая Радовская, встретившая их в 1936 г. в гостях: «Вы были не одна, приятный молодой человек сопровождал вас. На Вас была надета красивая, очень широкая юбка, оттеняющая тонкую талию, а выше сияли два огромных светлых глаза, оттенённые удивительно длинными вспархивающими ресницами».
Под каблуком
После Великой Отечественной войны Миронова придумала выступать бесплатно, а деньги за билеты отдавать сиротам. С этим предложением она обратилась… к Сталину: «В свой выходной день я совместно с моими товарищами по работе устроила творческий вечер. Сбор в сумме 16 750 рублей вношу в фонд помощи детям фронтовиков. Вызываю мастеров советского искусства принять участие в организации этого фонда. Артистка Московского театра миниатюр, лауреат Всесоюзного конкурса эстрады Миронова». Сталин прислал ответ: «Примите мой привет и благодарность Красной Армии…»
И хотя артистка Миронова была о своих актёрских способностях мнения невысокого, она самостоятельно придумала новый жанр на эстраде – телефонные разговоры. Её знаменитый персонаж, «телефонная террористка Капа», была долгие годы любима публикой. Мужчины обожали «голубоглазую ведьму» Марию Миронову. К ней долгое время питал тёплые чувства певец Иван Козловский, даже просил Машу уйти от первого мужа. Маша исполнила просьбу наполовину: ушла от мужа, но не к Козловскому, а к своему молодому коллеге Александру Менакеру. Их роман разгорелся на гастролях в Ростове-на-Дону. То, что оба несвободны, смущало только коллег. Миронова же ждала нужной ей развязки.
Сначала отправила Менакеру двусмысленную телеграмму: «Саня, живите без колебаний, будущее перед вами, вы мне глубоко симпатичны». А затем перешла в наступление. Написала письмо мужу с просьбой о разводе и заставила Менакера отправить такое же послание жене, балерине Ирине Ласкари. С тех пор многие стали считать, что Менакер у Мироновой под каблуком.
Мария Миронова (слева) в роли Дядиной и режиссер Игорь Ильинский (справа) в роли Огурцова на съемках фильма «Старый знакомый». 1969 год. Фото: РИА Новости
Мария Миронова очень любила шутить не только на сцене, но и в жизни. Она постоянно писала мужу смешливые послания. В 1939 г. прислала ему «Обязательство»: «Настоящим обязуюсь с момента подписания сего обязательства, т. е. с 12 октября 1939 года, тратить на цветы, а также на кактусы, фикусы и тому подобные никому не нужные растения не свыше ста рублей в месяц. В случае превышения вышеуказанного лимита не требую от своего мужа никаких половых радостей… Разрешаю ему безнравственно себя вести с посторонними женщинами, как в доме, так и на стороне». А через 30 лет Менакер получил уже другое письмо к Новому году: «…желаю вам здоровья, счастья и … исполнения всех желаний, т. е. взять в руки, в ежовые рукавицы, свою жену, артистку Марию Владимировну Миронову… Когда бы вы с ней ни выступали по радио, она всегда орёт на вас во всеуслышание на всю Азию, Сибирь, Новосибирск, Францию, Европу и Америку…»
«Твой сын, Андрей»
Актер театра и кино Андрей Миронов. 1974 год. Фото: РИА Новости/ В.Бондарев
Единственный сын, любимый сын, Андрей Миронов с малолетства был привязан к матери. Где бы он ни был, звонил почти каждый день, присылал открытки с видами городов, где побывал, сообщал местные новости: «В Парме цены фантастические! Что-либо выбрать невозможно, но я стараюсь». Скучал по матери больше, чем по жёнам: «Мамочка, приезжай скорее, мы все тебя ждём, без тебя не может быть новоселья!»; «…я приложу все усилия, чтобы не огорчать тебя и быть приличным, порядочным человеком… Твой сын «киноартист» Андрей».
Сама Мария Миронова не была женщиной, склонной к сантиментам, она могла пожурить сына за какой-нибудь проступок так, что он запоминал это надолго. «Семья для меня – это всё», – говорила Миронова. Летом она отказывалась от работы, так как считала, что самое лучшее время года нужно проводить с самыми близкими людьми на даче в Пахре, прозванной за маленькие размеры «бензоколонкой», или на юге. Она была помешана на чистоте и сына приучила к тому же. В Театре сатиры легенды слагали про чистоплотность Миронова. В юном возрасте Андрея и его товарища пригласили сняться в эпизоде фильма «Садко». Миронову досталась роль сына крестьянина. Ему выдали старую рваную рубаху. А поскольку мама Андрюшу учила не носить грязных, а тем более чужих вещей, он надел рубашку сверху красивой кофточки, которую ему опять же привезла мама с гастролей. Режиссёр, увидев это безобразие, тут же выгнал Миронова со съёмочной площадки.
Вообще, как говорят, мама помогала выбирать сыну не только одежду, но и спутниц жизни. Точнее, она их оценивала. Когда у молодого Андрея Миронова начался роман с Натальей Фатеевой, мама знала все подробности – Миронов сам сообщал ей о них в письмах. Разрыв был скор. Миронов страдал. Фатеева говорила: «Андрей был маменькиным сынком, мне это надоело». Долгий роман с Татьяной Егоровой, который продолжался и после женитьбы Миронова на Ларисе Голубкиной, очень смущал Марию Владимировну. Она воспринимала Егорову в штыки, называла плебейкой. Но после смерти сына внезапно сменила гнев на милость. Татьяна Егорова стала частой гостьей на даче в Пахре. А уезжая на отдых в санаторий или в свой дом в Костромскую область, каждую неделю писала письма Марии Мироновой:
«Царственная моя «небабушка»! У вас совсем другое амплуа – и никогда вы бабушкой не будете, только что по номиналу». Говорят, Ларисе Голубкиной не нравилась такая дружба. Но сделать она ничего не могла, так как до последнего вздоха Мария Владимировна оставалась главой семейства Мироновых. Как рассказывают, именно она потребовала переименовать приёмную дочь сына из Мироновой в Голубкину. Девочки учились в одной школе под одной фамилией. Но однажды в класс пришла бабушка. Она заявила: «У меня есть одна внучка Маша Миронова!» В классном журнале сделали поправку, Маша Миронова стала Машей Голубкиной.
Семья Андрея Миронова – Мария Миронова (мама), Лариса Голубкина (жена), Андрей Миронов и его родная дочь Маша. Фото: www.russianlook.com
На праздновании своего 85-летнего юбилея Мария Миронова вывела на сцену свою единственную внучку Марию Миронову и правнука Андрюшу, сказав залу: «Вот вам Мария Миронова, а вот – Андрей Миронов!» Она умерла 13 ноября 1997 года, но даже после смерти в квартиру Мироновых-Менакеров продолжали приходить письма с надписью: «Москва. Маме Андрея Миронова».
Фото из открытых источников. Яндекс
Мария Владимировна Миронова в своих воспоминаниях никогда не рассказывала о своей страстной мечте стать актрисой, наоборот, по её словам, всё произошло как бы случайно. Училась в гимназии, где был крепкий школьный театр – Маша постепенно увлеклась, влилась в его деятельность и уже по окончании семилетки поступила в Театральный техникум им. Луначарского, будущий знаменитый ГИТИС. Начинает свой творческий путь как драматическая актриса, работает во МХАТе, но фактически сразу по окончании учебы выходит на эстраду. В 20-е, 30-е, а также в послевоенные годы эстрада представляла собой самостоятельный, очень яркий и чрезвычайно популярный у публики жанр. Еще не появилось телевидение, кинематограф только-только выбрался из колыбели, советские зрители охотно посещали театры и эстрадные представления..
Мария Миронова работает много и на разных площадках: в начале 30-х она актриса Московского мюзик-холла и одновременно Театра оперетты.
Ей не было тридцати, когда в её жизни появился кинематограф. Не слишком большая роль секретарши Бывалова в комедии Александрова “Волга-Волга”- талантливая и яркая работа актрисы. Но кино не стало главным в её творческой биографии. Она прославилась своими эстрадными миниатюрами, тексты к которым писали лучшие драматурги. Были и сценарии, которые Миронова придумала сама.
Фото из открытых источников. Яндекс
В конце 30-х годов в жизни Марии Мироновой случилась судьбоносная встреча – на гастролях она познакомилась с талантливым эстрадным артистом Александром Менакером. Мария рвет отношения со своим супругом режиссером Михаилом Слуцким. Менакер также разводится со своей женой. Впервые вместе супруги выйдут на сцену перед войной, но как театр двух актеров, дуэт сложится к началу 50-х. Они играли супружескую пару, в которой мягкий, интеллигентный и покладистый супруг пытался противостоять бешеному напору своей неотёсанной и скандальной жены. Надо сказать, что и в жизни эти двое напоминали своих персонажей с той, конечно, разницей, что Марию Владимировну нельзя было назвать недалёкой или неотёсанной. Но темперамент её был мощным, характер непростым. Не зря один из близких друзей замечательный артист Зиновий Гердт называл Машу зеленоглазой ведьмой за её эмоциональную, страстную натуру. Тогда как Менакер и в жизни был мягким и интеллигентным человеком. Однако супруги жили счастливо, любили друг друга – тот случай, когда совместное творчество только укрепляло союз.
Дуэт Миронова и Менакер имел невероятный успех у публики, зрители обожали их сценки, сатирические миниатюры. Идейным вдохновителем, организатором, художественным руководителем этого театра двух актеров был Александр Менакер; Мария Владимировна всегда понимала это и была благодарна супругу.
Очень жаль, что кинорежиссеры не сумели оценить большой талант Марии Мироновой – в кино её творческая судьба не сложилась; так бывает с хорошими артистами и объяснения этому нет. Зато государство отметило творчество актрисы званиями и наградами – она стала Народной артисткой СССР и кавалером Ордена “За заслуги перед Отечеством”.
Фото из открытых источников. Яндекс
Андрей Александрович Миронов в полной мере унаследовал от родителей актерское дарование, стал не только прекрасным театральным актером, но и сумел вписать своё имя в сокровищницу отечественного кинематографа. Его выдающийся талант, яркая актерская индивидуальность, запечатленные в незабываемых театральных постановках и блистательных киноролях, не меркнут во времени.
Стоический характер Мироновой не дал ей сломаться, когда не стало сына. Ей было почти восемьдесят, когда Олег Табаков предложил ей работу в своем театре, где она сыграла в двух спектаклях.
Последней работой Марии Мироновой стала роль в постановке театра “Школа современной пьесы” – “Уходил старик от старухи”, где она сыграла с Михаилом Глузским.
Спасибо всем, кто дочитал до конца!
И если статья показалась Вам интересной, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.