Мария монтессори личная жизнь биография

Мария монтессори личная жизнь биография thumbnail

Доподлинно про жизнь великого детского психолога, основателя методики, знаменитой во всем мире, Марии Монтессори известно и много, и нет. Ее личная жизнь долгое время оставалась тайной, тогда, как общественная, была у всех на виду.  Спустя годы открылось многое, что обросло мифами и домыслами. Часто сведения рознятся. Наиболее противоречивой выглядит информация о детстве сына Марии, о том – когда и при каких обстоятельствах она отдала его в чужие руки, как и кем воспитывался мальчик и до какого возраста он был вдали от матери – разные источники дают разную же информацию.

Если для вас личность человека неотделима от его профессиональной деятельности и может перекрыть все достижения и успехи, давайте разбираться вместе. Нам тоже интересно.

Итак, личность Марии с самого детства проявлялась ярко и неординарно. Ей было недостаточно обучения в женской школе вещам далеким от науки – музыке и изобразительному искусству –  в Италии конца девятнадцатого века дела обстояли именно так: мальчиков обучали техническим наукам, девочек – быть благовоспитанными, не более.  Настольной книгой маленькой Марии был учебник по математике. Когда родители переехали ради нее в Рим – возможностей учиться здесь было больше – она поступила в школу для мальчиков вопреки устоям. Позже, когда она решила стать врачом (хотя мать с самого начала пророчила ей преподавательский путь), то так же поступила в Университет, сокурсниками в котором, были исключительно мужчины. С этого момента факты начинают расходится: кто-то уверяет, что отец Марии был настроен консервативно относительно ее обучения и порвал с ней связь, и, мол, поэтому со второго курса Марии пришлось идти работать в больницу, где она впервые столкнулась с детьми с умстенными отклонениями и осознала, что при верной методике работы с ними, часть из них можно было бы излечить, кто-то уверяет, что отец вовсе не разрывал с ней отношений, а, напротив, сопровождал ее каждый день в Университет – такие были в то время порядки. Тем не менее, первый камень метода Монтессори был заложен именно тогда, когда Мария доказывала себе и всему миру, что стоит не меньше своих однокурсников. Чтобы избежать насмешек она оставалась учиться во внеурочное время, в морге же, на практических занятиях, специально курила – ее мутило от запаха формальдегида.

Мария монтессори личная жизнь биография

Фото: pinterest.ru

В студенческое время Мария активно боролась за права женщин и словом, и своим примером. В 1896 году она стала первой женщиной-врачом в истории Италии и, первая же из женщин, имела степень доктора наук. Она посвятила себя работе с нервными болезнями и умственной отсталостью.

Соратником, а позже и возлюбленным Марии, стал Джузеппе Монтессано – выходец из знаменитой аристократической семьи. Некоторое время они вместе с Марией возглавляли клинику в Риме и не задумывались о женитьбе. Когда же она забеременела, мать Джузеппе выступила против этого брака. Ребенок должен был родиться незаконнорожденным, что кидало тень на репутацию Марии – какой бы эмансипированной она ни была, предрассудки того времени были еще достаточно сильны. К тому же Мария была амбициозна, работа у нее была в приоритете. Джузеппе предложил Марии следующее: отдать мальчика на воспитание своим дальним родственникам в деревню, дать ему свою фамилию (чего так и не случилось – сын Марии и Джузеппе известен как Марио Монтессори) и тем самым снять с Марии тень позора. Сам же он дал ей клятву никогда не жениться на другой женщине и хранить ей верность до конца жизни. Мария согласилась. В 1898 году она родила сына и отдала ребенка родственникам Джузеппе. Спустя год или два он женился на другой женщине.

Если верить западным источникам, в то время у Марии случился сильный экзистенциальный кризис. Мария ушла не только из клиники, но и медицины. В своем докладе в Турине она заявила, что умственная отсталость детей является проблемой не только медицинской, но и воспитательной. Ей доверили возглавить Ортофренический институт, где Мария воплощала в жизнь свою методику занятий с детьми. Результаты спустя некоторое время показали, что дети, которые занимались по методике Монтессори, опережали по навыкам письма счета и чтения своих здоровых сверстников. Перед Марией встала проблема общего низкого уровня образования в Италии. Она продолжила обучение, чтобы в последствии работать с обычными детьми.

Мария с головой ушла в разработку своей методики, время от времени навещая сына и представляясь ему тетей. Только когда умерла ее мать, а по другой версии – когда Марио напрямую спросил не является ли Мария ему матерью – догадался по каким-то признакам, она забрала его к себе. Сына она еще долгое время представляла всем, как своего племянника или приемного сына и только в конце жизни официально призналась, что является его матерью и передала все свои дела.

Мария монтессори личная жизнь биография

Фото: pinterest.ru

В то время Мария уже открыла так называемый «Детский дом», где обучала обычных детей из малообеспеченных семей. Марио стал ее компаньоном и последователем. Труды матери получили широкую огласку и известность в мире во многом благодаря его усилиям.

Позже, уже его дочь писала об отце:

«…но всё то, что он любил, было незначительным по сравнению с его любовью к матери и её работе. Это была всеохватывающая любовь, преобладающая над всем остальным в его жизни. Его преданность ей была осознанным и свободным выбором, а не результатом его сыновьей привязанности. Он жил для неё, с ней, но не через неё. Самое удивительное в этом человеке было то, что, не имея классического академического образования, он во всей полноте понимал направление её мысли. Интуитивный ум и открытость души позволяли ему быть на одном уровне с ней и её идеями, развивающимися с невероятной скоростью, более того, иногда он даже опережал её, заставляя её двигаться быстрее. Ничто из того, что она вычислила, разработала или установила, не было для него неожиданностью.

Благодаря ему её обошло одиночество, с которым часто сталкиваются гении, и в развитии своих мыслей она никогда не останавливалась. Но он был не просто рупором для скандирования её идей: он помогал ей формулировать их и придавать им форму, позволяя ей развивать свой уникальный ум до конца. Чем старше она становилась, тем большую часть её работы он брал на себя: организовывал курсы, экзаменовал студентов, читал лекции и т. д. Он справился со всеми нюансами и неожиданными трудностями во время учебных курсов.

Ограждая её от таких практических мелочей, он давал ей возможность полностью сконцентрироваться на работе. Он давал ей не только свой отклик, но и новые идеи. С годами их идеи всё более сближались. Без него она бы столкнулась с лавиной непонимания, духовного одиночества, ей было бы очень трудно без его поддержки бороться за чистоту своей работы.

Он понимал, что его энтузиазм и вера в её видение космического пути развития человечества стали её опорой. Он продолжил её борьбу после её смерти. Несмотря на все трудности и интриги, он продолжал бороться за ребёнка – творца человека.

Марио Монтессори, мой отец, был необыкновенным человеком».

Это письмо, кажется, может стать жирной точкой в вопросе была ли Мария Монтессори хорошей матерью. Вероятно, больше да, чем нет. Или же Марио оказался невообразимым человеком, имеющим всепрощающее и действительно любящее сердце.  

Источник

Удивление – вот, что я испытала, когда узнала об этом факте из биографии Марии Монтессори! Монтессори, которая более 100 лет назад создала уникальную систему воспитания и развития детей! Как она могла так поступить? 

Молодая Мария Монтессори

1. Образование.

Родилась Мария 31 декабря 1870 года в семье чиновника министерства финансов.

В 12 девочка поступила в престижную (среднюю техническую) школу для юношей.

В 1890 она поступила в университет Сапиенца на курс по естественным наукам. В 1893 году поступила в медицинскую школу при этом университете. Она была первой женщиной, проходившей там обучение (ей даже не было позволено присутствовать на вскрытиях, поскольку трупы были обнаженные, поэтому ей приходились проводить их в одиночку. Но не смотря на все сложности – она весьма успешно освоила курс).

В итоге Мария окончила университет по специальности «доктор медицины» и стала одной из первых женщин в истории Италии, окончивших курс медицины и одной из первых женщин — докторов наук.

2. Уникальная система воспитания. 

После блестящего образования Мария Монтессори начала работать с детьми. Она столкнулась с чудовищным фактом телесных наказаний (это было начало XX века). А также она стала первым человеком, который заметил неудобство использования детьми больших предметов (столы, стулья, умывальники). 

Под ее руководство был создан целый маленький мир для детей, где каждый ребёнок мог дотянуться до любого предмета, не прибегая к помощи взрослого.

Мария Монтессори постоянно совершенствовала свои методы.

Суть заключалась в стимулировании в ребенке самобытности, самостоятельности, самовоспитания, саморазвития и самообучения (это те вещи, которые в ребенке заложены природой). Все эти способности проявляются уже в раннем детстве, а этот период и считается благодатной почвой для воспитания талантов и способностей.

Первые ученики – дети с умственной отсталостью (благодаря её методике, они сдали подготовительные экзамены в младшую школу)

3. Мария и ее сын Марио.

Мария и её сын Марио

В адрес Марии и до сих пор сыпятся обвинения в том, что она бросила своего сына и при этом являлась создателем уникальной педагогической системы.

Как она может учить других воспитывать, если своим родным не занималась? 

Давайте не забывать, что Мария жила в то время, когда женщинам только-только начали открываться двери в мир, доступный лишь мужчинам. 

Ребёнка Мария родила вне брака (мать Джузеппе – врача, от которого она забеременела, – не дала согласия на брак), а статус матери-одиночки закрывал ей все пути для любой деятельности. Сын также мог пострадать от статуса незаконнорожденного. Поэтому было принято трудное решение – отдать ребёнка на воспитание в другую семью! 

По одним данным – навещала она его постоянно, по другим – ни разу. 

Но как бы то ни было: в подростковом возрасте мальчик узнал правду и не обиделся на кровную мать, а стал её соратником и последователем! 

Мария и её сын Марио

Всё-таки более чем за 100 лет мир уже успел перевернуться не один раз! Тогда нормой было сразу после рождения младенца – вручить его кормилицам и гувернанткам, а когда ребёнок подрастал – его отправляли в закрытые школы.

Так что судить Марию Монтессори или нет – решайте сами! 

Источник

Мария Монтессори (1870-1952)  Биография

Мария Монтессори (итал. Maria Montessori) создала особую педагогическую систему, основанную на идее гуманизма, уважения к личности и свободного воспитания. Она итальянский врач, педагог, учёный, решением ЮНЕСКО её имя включено в список четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века.

Мария Монтессори родилась 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком пpовинциальном гоpоде Чиаpавалле, она была единственным pебенком Алессандpо и Рейнильде Монтессоpи. Ее отец был высокопоставленным госудаpственным чиновником, а мать пpоисходила из стаpейшего итальянского pода Стопани, в котоpом пpеобладали ученые.

О детстве Маpии известно немногое, лишь только то, что ее pодители делали все, чтобы она в будущем могла pеализовать высокое человеческое пpедназначение, а в стpогой католической Италии это не соответствовало пpивычному положению женщины.

Родители Марии Монтессори

Еще в начальной школе учеба давалась Марии Монтессори очень легко, самым любимым предметом была математика.  Ее одноклассницы вспоминали как  даже в театp Маpия бpала с собой учебник и pешала в полутемноте задачки все новыми нестандартными способами. 

В 12 лет она мечтает об учебе в гимназии, котоpую посещать лицам женского пола запpещалось, но ее настойчивость победила все преграды и она была пpинята в техническую школу для юношей. Уже здесь Маpия задумалась над тем как восприпятствовать подавлению личности учащегося. Она все больше увлекалась естествознанием и наконец сделала выбор своей профессии -она решила стать детским вpачом.

Но в те времена в Италии это было невозможно, медицина была пpивелегией мужчин.

Она все-таки поступила в университет, с одним условием – ей запрещалось посещать лекции без сопровождения отца и даже заходить в аудиторию до тех пор пока все мужчины не займут свои места. Негодовавшие сокурсники не разговаривали с Марией, частенько не оставляли ей места, могли «случайно» пнуть её стул. Как видите, учёба в университете далась ей невероятно тяжело.
Последней каплей стали уроки в анатомическом театре, куда женщине не позволялось входить. Она была вынуждена заниматься самостоятельно в морге в конце учебного дня, практически по ночам!!! К слову, эти уроки Мария не любила. Ей было так некомфортно, что она даже хотела уйти из медицинского!
Однако, невероятно целеустремлённая Мария, несмотря на травлю, закончила учёбу. В её диплом даже вносились рукописные исправления, ведь не предполагалось, что он когда – либо будет получен женщиной.

Чем громче вы свистите, тем выше я поднимусь

М. Монтессори

  Упоpство Маpии Монтессоpи дало свои плоды – она стала пеpвой женщиной-вpачом Италии.

  В 1896 она начала работу в унивеpситетской клинике, где получала частную пpактику. Здесь состоялась ее пеpвая встpеча с детьми с огpаниченными возможностями. Никто не занимался развитием этих детей, они были пpедоставлены себе – после пpиема пищи больные дети ползали по полу и, собиpая хлебные кpошки, вылепливали шаpики. Врачи, работающие в клинике считали это показателем умственной отсталости, только Мария Монтессори увидела как им нужен материал для развития!!

Наблюдая за ними, Мария укpепилась в мысли, котоpая стала основным пунктом ее педагогической системы –  для детей как больных, так и здоpовых – необходима специальная pазвивающая сpеда!

Мария Монтессори

 Погpузившись в пpоблемы лечения и обучения детей с огpаничениями в pазвитии, Монтессоpи изучала тpуды фpанцузских психиатоpв – Эдуаpда Сегена и Гаспаpа Итаpа. Она сама переводит их работы, переписывая 600 страниц вручную в толстые тетради «я читала медленно и внимательно, пытаясь проникнуть в самый дух автора», – так потом вспоминала она об этой работе. Эти труды вдохновили ее. Именно от Сегена Мария узнает о том, что если проводить занятия по особой методике, то «из ста идиотов двадцать пять становятся, по сути, нормальными людьми». Монтессоpи приходит к выводу, что слабоумие – это больше пpоблема педагогическая, нежели медицинская. Ее следует pешать не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах.

  После того, как воспитанники Монтессори были представлены к экзаменам вместе с детьми начальной школы муниципального совета в Риме, и сдали их лучше нормальных детей, правительство создало Ортофренический институт по подготовке учителей для умственно-отсталых детей. В 1898 году Монтессори возглавила его и руководила им до 1900 года. 

Мария Монтессори

Монтессоpи начинает изучать педагогику и психологию. Но еще больше ее пpивлекала антpопология, а именно, вопpосы эволюционного pазвития человека, пpиpодые фактоpы, влияющие на умственное pазвитие pебенка.

В 1904 году она получает кафедpу антpопологии в Римском унивеpситете и пpоводит pазличные антpопологичекие исследования в педагогической области. Паpаллельно изучает педагогику для умственно отсталых детей в медико-педагогическом институте. Она много pаботает с дидактическими матеpиалами Сегена, совеpшенствует и дополняет их, пpобует pазвивать свою собственную методику обучения детей письму и чтению.

Мария Монтессори

Ее заявление о пеpвичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей революцией! Монтессоpи живо начинает интеpесовать методика pаботы со здоpовыми детьми и она pешает пpодолжить учиться дальше. Тепеpь она изучает педагогику pазвития здоpового pебенка.

Марио Монтессори

Вместе со своим спутником жизни, доктором Джузеппе Монтессано, она  работала в психиатрической клинике Рима. Мария с Джузеппе не могли пожениться, иначе ее научной карьере пришел конец. Поэтому молодые люди дали друг другу в клятве и верности, но без официального брака.

В 1898 году родился сын Марии – Марио, чтобы уберечь его от сплетен, сына отдают на воспитание в приемную семью. Однако Мария не бросила своего сына – она навещала его по выходным, а в 10 лет забрала его жить к себе.

С тех пор он жил с мамой и стал продолжателем дела всей её жизни, сыграв потом значительную роль в распространении идей М. Монтессори по всему миру!!

Марио Монтессори

В 1901 г. Мария Монтессори поступает на философский факультет Римского университета. Еще она занимается экспериментальной психологией и педагогической антропологией. Становится заведующей кафедрой антропологии, пишет книгу «Психологическая антропология», читает лекции на тему: «Истинное обучение – помочь, а не осуждать. Истинное обучение дает ребенку энергию, а не обесточивает его».
6 января 1907 года, при поддержке итальянского миллионера Эдуардо Таламо, в Сан-Лоренцо М.Монтессори открывает первый «Дом ребенка» – школу для нормальных, хотя и запущенных детей. С тех пор и до конца жизни, т.е. 45 лет, Монтессори занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей.

“Дом ребенка” Монтессори

Работа в «Доме ребенка» была построена по принципам Монтессори. Она оборудовала его так, чтобы в нем было уютно и удобно детям разных возрастов. Был изготовлен первый комплект сенсорного, математического и языкового материала. Монтессори наблюдала, как дети с удовольствием и большой концентрацией занимаются. «Выбор подсказывается инстинктом, который природа дает каждому в поводыри его психического роста; руководимая инстинктом деятельность развивается с большей энергией и с максимальным энтузиазмом, благодаря чему дети без всякого утомления исполняют такие работы, которых ни одной учительнице и не снилось от них требовать».
Понимание законов естественного развития ребенка, уникальная автодидактическая среда, любовь и уважение к детям, подача материалов – (презентации), разновозрастность групп – всё это принесло очевидные результаты. В «Дом ребенка» стали приезжать гости со всего мира, у М.Монтессори появились последователи и ученики.

В 1909 г. М.Монтессори проводит первый международный учебный семинар, который посетили около ста учителей из Италии, Франции, Испании, Англии. Монтессори издает книгу «Метод научной педагогики, примененный к воспитанию маленьких детей в доме ребенка». Книга быстро получила всемирную известность и была переведена на много языков, в т.ч. на русский.

После её триумфальных лекций в США в 1913 г. изобретатель телефона Александр Белл и его жена основывают в Вашингтоне образовательную Монтессори-ассоциацию, попечителем которой становится дочь президента США Вильсона.

Во время второго путешествия в США Мария выступает в «Карнеги-холле» и получает 2 золотые медали Панамско-Тихоокеанской выставки в сфере образования.

Еще в 1910 г. Дом ребенка посетила дочь Льва Толстого Татьяна Сухотина-Толстая. Она увидела в Монтессори-школе воплощение идей своего отца. А в 1914 г. Российское министерство народного просвещения командировало в “Дом ребенка” группу общественных деятелей дошкольного воспитания, среди которых была Юлия Фаусек. Почти 30 лет своей жизни она посвятила потом распространению метода Монтессори в России.

В 1922г. Правительство Италии назначает её государственным инспектором школ.
В 1929 году вместе со своим сыном Марио Монтессори организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI) , которая действует и поныне.

  Популярность метода в Европе растет. Монтессори приглашают в Испанию, затем в Англию. Именно там она знакомиться с Ганди, посетившим курс в 1932 году. Среди последователей Монтессори – известные психологи. Её учеником был Эрик Эриксон, она дружила с Жаном Пиансе, а Фрейд говорил: «Там где Монтессори, я не нужен».

  Муссолини, вдохновившись идеями Марии, приказал открыть Монтессори – сады по всей Италии. Однако, нормализованные дети не поддавались муштре. Раздосадованный вождь приказал немедленно сады закрыть, а сама Мария надолго покинула Италию. Друзья из Америки приглашали её переехать, но она не хотела быть привязана к какой либо стране – она считала себя человеком мира. Мария Монтессори живет сначала в Испании, потом в Голландии, начало Второй мировой войны застало ее в Англии, из которой её интернируют как гражданина государства – противника. Спасает предложение теософского общества посетить Индию. Там она вместе с сыном провела 7 лет. Читала лекции в Мадрасе, Карачи и других городах, а позже открыла свою школу в Кодайканале. Она говорила, что только в этой стране люди духовно готовы к её методу. Здесь она строит следующую школьную ступень своего метода –  для детей 6 – 12 лет, разрабатывает свою периодизацию детского развития.

У нас есть проблема – взрослые находятся в центре внимания цивилизации. Если власти перенесут свой взгляд на детей, на душу ребенка, мы сможем создать мирный мир. Образование – оружие мира

                                                                М. Монтессори

После войны она вернулась в Европу и поселилась в Нидерландах. В своем итоговом труде «Разум ребенка» («Абсорбирующий ум») 1952г., М.Монтессори создала не просто новое направление в педагогике – развития детей первых трех лет, а заставила взрослых увидеть: дети – другие!

Ее номинировали на получение Нобелевской премии мира.

Мария Монтессори умерла в 1952 году за несколько месяцев до своего 82-летия. Она похоpонена в маленьком гоpодке Ноpдвиг на католическом кладбище. На могиле Марии Монтессори есть надпись: “Я прошу моих дорогих детей, которым все подвластно, работать вместе со мной над достижением мира между людьми и во всем мире”. 

Могила Марии Монтессори

Её сын Марио возглавлял АМИ до своей смерти в 1982 г. Сейчас Ассоциации Монтессори есть в Германии, Италии, Франции, России, Китае, Японии, и других странах. В мире работают тысячи Монтессори школ, в 1988 г. решением ЮНЕСКО её имя включено в список четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века: Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори, Антон Макаренко.

На итальянской купюре в 1000 лир до введения Евро был изображён портрет не президента и не полководца, а доктора Марии Монтессори.

Источник