Мария константиновна симонова биография личная жизнь фото
23 декабря официально отмечается 90-летие замечательной советской актрисы Валентины Серовой. На самом деле дата эта не соответствует действительности – родилась Серова (в девичестве Половикова) в Харькове 10 февраля 1919 года. Решив пойти по стопам матери и стать актрисой, исправила метрику, чтобы допустили к экзаменам в театральный техникум. С тех пор официальным годом ее рождения стал 1917-й. О том, какой была звезда эпохи “без грима”, рассказывает корреспонденту “Известий” Ольге Дунаевской дочь Валентины Серовой и поэта Константина Симонова Мария.
вопрос: Ваш отец был вторым мужем Валентины Васильевны. А фамилия досталась ей от комбрига Анатолия Серова…
ответ: Они познакомились в 1938 году, сразу после возвращения Серова из Испании, на вечеринке. Анатолий привез пластинки – настоящее танго – и пригласил маму на танец. Она мне потом говорила, что поначалу оробела – он был уже легендой, его знала вся страна. “Но когда он взял меня за руку, я вдруг почувствовала, что отрываюсь от земли и лечу. Было какое-то странное чувство восторга и растворения. Сначала я и глаз не могла поднять, а потом посмотрела на него и поняла – пропала. Танцевал он потрясающе. Хоть я и была профессиональной актрисой, но так не умела”. Поженились они через неделю и жили счастливо, но недолго: ровно через год Серов погиб при испытании нового самолета, а еще через несколько месяцев у мамы родился сын Толя.
в: Ваша мама верила в приметы?
о: Не очень. Хотя основания для этого, пожалуй, имела. В ее жизни было роковое число – одиннадцать, когда счастье перемешивалось с бедой. 11 мая она вышла замуж за Анатолия Серова, в этот же день через год он погиб, через одиннадцать лет – тоже 11 мая – у мамы родилась я. И последним днем для мамы стало 11 декабря. Помню, правда, смешной случай, связанный с суеверием. Одно время она носила аметистовые сережки, но вот приходит подруга и говорит, что аметист приносит несчастье. Мама, недолго думая, снимает серьги и кидает в форточку – какому-то прохожему счастье точно перепало…
в: Она любила украшения?
о: Вообще, к драгоценностям она была равнодушна, носила на спектаклях, если надо было по роли, а в жизни надевала редко. Помню всегда на ее пальце одно крупное кольцо с топазом. Одевалась она обычно в глухие платья, стесняясь большой груди. С декольте я ее не видела, а строгие платья маме шли. Когда она молча появлялась на сцене в пьесе Симонова “Русский вопрос” и останавливалась в дверном проеме, зал разражался аплодисментами.
в: А какой у Серовой был характер?
о: Неоднозначный. Как писал Симонов: “А злой и бесценной, / Проклятой, – такой / Нет в целой вселенной / Второй под рукой…” Но ко мне она всегда была повернута слабой и нежной своей стороной. Никогда не поучала, умела удивительно слушать. Когда я ее огорчала, не ругалась – просто сидела пригорюнившись.
в: О чем вы любили с ней разговаривать?
о: Обо всем. Вечерами я ее часто просила рассказать что-нибудь. Так и вижу маму – с “беломориной”, она много курила, прислонившуюся к дверному косяку. Она рассказывает про свое детство, как жила с матерью и тетками в Лиховом переулке, как босая бегала с бидончиком за керосином. За непослушание ее строго наказывали, могли и на горох поставить. Рассказывала, как с ребятами во дворе лазила по крышам и свистела в два пальца. А засыпала я под украинские колыбельные – мама чудесно пела.
в: Как они познакомились с Константином Симоновым?
о: Лучшей маминой театральной ролью к 1940 году была роль Павлы в пьесе Горького “Зыковы”. И вот в какой-то момент она стала чувствовать, что на нее слишком пристально смотрит человек, всегда сидящий с цветами в первом ряду. Это был тогда уже известный литератор Константин Симонов. Их знакомство он позднее описал в сценарии фильма “Случай с Полыниным”. Вскоре они стали жить вместе. Для Симонова это тоже был второй брак, и зарегистрировали они отношения лишь в середине войны. У мамы было очень чуткое ухо, и отец полностью доверял ее чутью и вкусу. “Васька, ты мой самый верный друг, – писал он ей в одном из писем, – прочти и поставь галочки”.
в: Вам известна история его знаменитого стихотворения “Жди меня”?
о: Оно было написано в начале войны. В июне-июле отец как военкор был на Западном фронте, чуть не погиб под Могилевом, а в конце июля ненадолго оказался в Москве. И, оставшись ночевать на даче у Льва Кассиля в Переделкине, вдруг в один присест написал “Жди меня”. Печатать стихотворение он сначала не собирался, считал его слишком личным и читал только самым близким. Но его переписывали от руки, и когда один из друзей сказал, что “Жди меня” – его главное лекарство от тоски по жене, Симонов сдался и решил отдать его в печать. В декабре того же 1941 года “Жди меня” опубликовала “Правда”, а в 1943-м на экраны вышел одноименный фильм, где мама сыграла главную роль.
в: Она уезжала в эвакуацию?
о: Нет. Отвезла бабушку с Толей в Свердловск и вернулась в Москву. Всю войну вместе с Симоновым и в составе концертных бригад ездила на фронт. В Объединенном театре драмы под руководством Горчакова она играла две роли – Валю Анощенко в “Русских людях” Симонова и Лизу в тургеневском “Дворянском гнезде”. Актрисы гримировали посиневшие губы и руки, а за кулисами, чтобы согреться, отхлебывали по глотку из фляжки спирт.
в: На середину войны падает и еще одна страница биографии Серовой – взаимная симпатия с маршалом Рокоссовским.
о: Действительно, много лет это без устали обсуждается. Познакомились они, когда Серова выступала в госпитале, где лежал раненый 46-летний будущий маршал. Были и небылицы об этом якобы “романе” рассказывают “очевидцы” и “друзья”. Известно лишь, что актриса и маршал как-то вместе были в Большом театре, что и породило дальнейшие слухи. После истории с сериалом Юрия Кары “Звезда эпохи” – переговоров с адвокатами, с авторами фильма – я загремела в больницу. В картине очень красивые актеры, голливудские интерьеры, но только все, что там происходит, не имеет никакого отношения ни ко времени, ни к людям, о которых идет речь.
в: Как Валентина Васильевна относилась к официальным миссиям Симонова – ведь они вместе были в Париже?
о: Да, отцу поручили вернуть на родину Ивана Бунина. Говорят, тот колебался, но предпочел остаться в эмиграции. В сороковые годы Симонов действительно становился все более официальным поэтом, но искренне верил в правильность избранного пути, а его жена часто смотрела на происходящее совсем по-иному.
в: Представляю, как обрадовался отец вашему рождению…
о: Мама сообщила отцу по телефону: “Я родила Маргариту Алигер”. В детстве я действительно была на нее очень похожа. Говорят, первые папины слова, когда он меня увидел, были: “Черненькая, значит, моя”. Папа называл меня в детстве “Манька-франт, белый бант”.
в: В 1957 году, когда вы пошли в первый класс, пара Серова-Симонов окончательно распалась. Что было потом в вашей жизни?
о: Отцу почти сразу после развода пришлось уехать в Ташкент корреспондентом “Правды”, а я жила у бабушки. Папа и бабушка были заодно: хотели лишить маму родительских прав – она ведь стала пить. Квартира была на первом этаже, и, уходя, бабушка запирала форточки и зашторивала окна, чтобы меня не увидела “эта” – так она называла маму. Мама приходила, стояла под окнами, говорила со мной, приносила что-нибудь вкусное, а я затаюсь – страшно нос высунуть. До сих пор не представляю, как мама пережила это. Но зла не помнила. Когда бабушка болела, ходила к ней в больницу, мыла ее, кормила и повторяла мне: “Ну как же, это ведь моя мать”.
в: Когда вас все-таки вернули маме?
о: После суда. Она два года совсем не пила. Помог дед, Василий Васильевич Половиков. Его через Мосгорсправку нашла мамина подруга по театру. Он жил в Москве, но не знал, в каком состоянии его знаменитая дочь. Стал ее лечить, а через пять лет умер от инфаркта. Он был сильный, мощный и просто сгорел от всей этой истории. Но он спас маму. Если бы не дед, она погибла бы раньше. Они и похоронены рядом, на Головинском кладбище.
в: Отец приходил к вам?
о: Конечно. Мы с мамой переехали с улицы Горького в Оружейный переулок. Мама любила и умела готовить. И перед папиным приходом она стелила венгерскую скатерть с красной вышивкой, ставила на нее супницу с потрясающим украинским борщом. А как она запекала мясо – это было просто произведение искусства! Он приходил, шумно, по-мужски, ел – “сёрбал”, как говорила мама. У нее были какие-то свои словечки, а может, это что-то украинское – мама ведь была хохлушка.
в: Последним местом работы Серовой стал Театр-студия киноактера. Кого она там играла?
о: Десять лет она играла там только одну роль – Марию Николаевну в пьесе Симонова “Русские люди”. Она мечтала о работе, но ей никто ничего не предлагал. Дома, когда была “в норме”, учила роли, которые хотела сыграть. Самой долгой мечтой была Бланш из “Трамвая “Желание” Теннеси Уильямса.
в: Валентина Васильевна умерла 11 декабря 1975 года. Как вы узнали об этом?
о: Мама была дома одна. В коридоре на полу, с лицом, разбитым после падения, ее нашла близкая подруга. На похороны отец прийти не смог – его не было в Москве, но прислал букет цветов. Он пережил ее на четыре года. Незадолго до собственной смерти он вызвал меня в больницу и попросил отдать мамин архив – два огромных пакета писем, документов. Сказал: “Я не хочу, чтобы чужие руки в этом копались”. Я сняла копии с бумаг, все вернула и вскоре узнала, что архив он уничтожил.
/Проекты Сибмамы/Знаменитые мамы
Жизнь Валентины Серовой была наполнена взлётами и падениями: с одной стороны – счастливое замужество, звёздные роли в кино 30-40-х годов, Сталинская премия, обожание знаменитого поэта Константина Симонова; с другой – раннее вдовство и полный крах материнства…
Валя Половикова родилась 10 февраля 1919 года в украинской семье в Харькове. Отца Василия Половикова, инженера-гидролога, репрессировали. Мама, Клавдия Половикова, была известной провинциальной актрисой, на воспитание дочери у неё не хватало времени, поэтому Валентину воспитывали бабушка с дедушкой.
Мама появилась в жизни девочки, когда той исполнилось 6 лет. Клавдия Половикова вместе с дочерью перебралась в Москву и устроилась там в один из театров. Маленькая Валя окунулась в атмосферу театральной жизни, однажды даже сыграла мальчика Давида в спектакле «Настанет время» с мамой в главной роли. Девочка влюбилась в актерскую профессию.
Повзрослев, Валентина твёрдо решила стать актрисой и поступить в Центральный техникум театрального искусства, куда принимали с 16 лет.
” Она хотела этого так страстно, что не было никаких сил ждать ещё два года, и немножко подправила информацию в документах.
С этого времени в биографии Валентины значатся две даты рождении, второй стала 23 декабря 1917 года. Кстати, училась девушка у своей матери, которая к тому времени стала преподавателем техникума.
Первым местом работы Вали как профессиональной актрисы стал Центральный театр рабочей молодёжи, впоследствии переименованный в Ленком. Именно здесь ею были сыграны лучшие роли. Юная артистка стремилась попробовать себя и в кино. Кинодебютом Вали стала роль главной героини в детстве в фильме «Груня Корнакова» (1934 г.). Впрочем, сцена с нею не вошла в окончательную редакцию киноленты…
” Но дальше кинокарьера пошла значительно более успешно.
С конца 1930-х и до конца 1940-х годов Валентина Серова была одной из самых популярных актрис Советского Союза.
В своём первом вышедшем на экран фильме «Строгий юноша» А. Роома она ещё фигурирует как Валентина Половикова. А уже в звездной ленте 1939 года «Девушка с характером» К. Юдина она (став к тому времени блондинкой, хотя от рождения она темноволосая) – уже как Валентина Серова – исполняет главную роль.
Внешность актрисы и характер героини полностью отвечали запросам времени. Выбеленные будто бы солнцем волны волос, суровый взгляд, характер твёрдый, решительный, ответственный, и, главное, готовность героини взять на себя управление совхозом, «потому что стране так нужно».
Смена фамилии произошла в 1938 году. Однажды на вечеринке артистка познакомилась с Героем СССР, лётчиком Анатолием Константиновичем Серовым, недавно вернувшимся на родину из Испании, где шла гражданская война. Много лет спустя актриса рассказывала, что влюбилась в него мгновенно, как только увидела. То же произошло и с ним.
” Познакомились они 3 мая, а уже 11-го расписались и стали законными мужем и женой. Это была красивая, звёздная, счастливая пара, обласканная самим Иосифом Сталиным.
Вскоре Валентина забеременела. Казалось бы, всё складывается как нельзя лучше: звёздные роли в кино, любимый муж… Но судьба уже приготовила ей удар. Испытывая самолёт «УТИ-4», Анатолий трагически погиб 11 мая 1939 года, в день годовщины их свадьбы. Жизнь актрисы изменилась навсегда, а день, когда она овдовела, стал началом того душевного излома, который мало-помалу привёл её к трагическому концу. Через четыре месяца, 11 сентября, Валентина родила сына Толю, копию отца. Мальчика надо было растить, и актрисе пришлось вернуться на сцену. Она продолжала служить в Ленкоме, где играла огромное количество ролей в постановках самых разных режиссёров и авторов.
” Артистка бралась за все проекты: работа помогала ей пережить невосполнимую утрату.
Особенно удавалась Серовой роль Павлы в пьесе «Зыковы». Именно в спектакле однажды в 1940 году и увидел её писатель, поэт и драматург Константин Симонов. Артистка настолько ему понравилась, что он приходил на каждый спектакль Валентины и садился на видном месте с неизменным букетом цветов для неё. Ухаживания Симонова Серова не принимала долго. Поэт бросил ради Валентины жену — одно это уже смущало актрису. Чтобы подольститься, о любви Вали и Толи он написал пьесу и предложил Серовой сыграть саму себя — и даже не понял, что прошёлся по совсем свежим ранам, только удивился резкому отказу. Но всё же он добился её любви… По крайней мере, они стали жить вместе.
” В 1941 году на страницах «Правды» было опубликовано ставшее знаменитым стихотворение «Жди меня» с посвящением – «B.C.».
В 1942 году вышел в свет сборник стихов Симонова «С тобой и без тебя» с посвящением – «Валентине Васильевне Серовой».
Расписываться с Константином Валентина долго не торопилась, хотя он налево и направо представлял её своей новой женой, демонстративно посвящал стихи, изображал любящего отчима Толи. Как всякий влюблённый мужчина, Симонов на первых порах готов был любить всё, что связанно с обожаемой женщиной. Но Валентина сама решала судьбу сына и не позволила Константину усыновить мальчика. Возможно, это было некой дополнительной гарантией ее независимости: “сын — мой, и пенсия его тоже, как бы ни повернулись дальше наши отношения”.
” Весьма скоро Толя Серов стал главным камнем преткновения между Константином и Валентиной.
Он рос болезненным, страдал заиканием и близорукостью, но при этом был совершенно неуправляемым. От его выходок содрогалось Переделкино, дачный посёлок, где жила семья Серовой и Симонова. С юности Анатолий привык к шумным семейным застольям. Как результат – попивать начал чуть ли не с детского возраста. У него вышло в обычай заглядывать в пивную перед школой. Однажды там его застукала учительница. Случился дикий скандал. С одной стороны, мальчик рос в полной вседозволенности. С другой, испытывал дефицит любви. Поведение сына усугубило травму, нанесённую гибелью первого мужа, и у Серовой начала развиваться депрессия.
” В 1950-ом Валентина Серова родила Симонову дочку Машу.
А вскоре Анатолий проштрафился более чем крупно. Будучи пьяным, он ограбил и поджег чужую дачу. От срока его спас только возраст, но Симонов волевым решением отправил парня в особо режимный детский дом, находящийся в Нижнем Тагиле. Перед этим Толя прошел медицинское обследование. Врачи были категоричны: мальчик интеллектуально полноценен, а трудности его поведения – следствие недостаточного надзора. Из детдома Анатолий вышел ещё более безнадежным. Работать он даже не думал, а учиться не мог. Аттестат о среднем образовании ему купила мать.
Валентина Васильевна очень казнила себя из-за того, что позволила отдать сына в детский дом, не могла простить этого ни себе, ни мужу.
” В разлуке с сыном она начала попивать всё чаще, ведь даже навещать мальчика, растущего на Урале, было невозможно… А ещё пыталась заглушить боль разлуки, общаясь с дочкой.
«… ко мне она всегда была повернута слабой и нежной своей стороной. Никогда не поучала, умела удивительно слушать. Когда я её огорчала, не ругалась – просто сидела, пригорюнившись. Вечерами я её часто просила рассказать что-нибудь. Так и вижу маму – с “беломориной”, она много курила, прислонившуюся к дверному косяку, – вспоминала позже Мария. – Она рассказывает про свое детство, как жила с матерью и тетками в Лиховом переулке, как босая бегала с бидончиком за керосином. За непослушание ее строго наказывали, могли и на горох поставить. Рассказывала, как с ребятами во дворе лазила по крышам и свистела в два пальца. А засыпала я под украинские колыбельные – мама чудесно пела».
В 1957 году брак с Симоновым распался, в том числе и из-за пристрастия Валентины к алкоголю. Бывшую жену Константин отселил в коммуналку.
” Семилетнюю Машу забрал отец, в этом ему помогала мать Серовой, Клавдия, они хотели лишить Валентину родительских прав.
Симонов часто уезжал по работе из Москвы, и девочка жила у бабушки. Квартира была на первом этаже, и, уходя, бабушка запирала форточки и зашторивала окна, чтобы Машу не увидела “эта” – так она называла Серову. Валентина приходила, стояла под окнами, говорила с дочерью, приносила что-нибудь вкусное, а Маша затаивалась – страшно было нос высунуть. Все короткие встречи с дочерью во время разлуки Валентина записывала в «дневники свиданий». «До сих пор не представляю, как мама пережила это. Но зла не помнила. Когда бабушка болела, ходила к ней в больницу, мыла ее, кормила и повторяла мне: “Ну, как же, это ведь моя мать”» – рассказывала Мария Симонова позже.
” Отец Серовой, давно разведённый с матерью Валентины, помог дочери вылечиться от алкогольной зависимости.
Василия Васильевича через Мосгорсправку нашла подруга Серовой по театру. Он, освободившись, жил в Москве, но не знал, в каком состоянии его знаменитая дочь. Стал её лечить, и Валентина на два года завязала с алкоголем.
А потом отец умер. И она опять осталась один на один со сложностями жизни. К этому моменту её актёрская карьера сошла на нет, брак остался в прошлом, а старший сын, вернувшись из спецприёмника, продолжал вести разгульный образ жизни. Однажды он в пылу самоутверждения перед дворовыми дружками сокрушил железной трубой мамин «Виллис». В 1959 Анатолия удалось отправить в армию, в спецчасть с особым режимом, созданную для «трудных» призывников.
” Когда он оттуда вернулся, мама не захотела с ним больше связываться. Отказав в прописке, указала на дверь.
Анатолий уехал к родственникам в Серов, – город, названный в честь его отца. Устроился электриком в тамошний театр, чуть не спалил его по пьянке и был уволен. Опять нагрянул в Москву. Скитался в столице по друзьям-товарищам, пока однажды не познакомился в наркологической клинике с медсестрой, которая его на себе женила и дала приют в Монино. Именно жена уговорила Анатолия примириться с матерью, но это ничего не дало. В 36 лет Анатолий умер. Серова слегла с сердечным приступом и на похороны не приехала.
Опеку над дочерью отсудила Клавдия Половикова. Мария вернулась к матери, лишь став совершеннолетней. Но жить с пьющим человеком долго не смогла. Валентина Васильевна опять осталась одна. Работу в театре она уже давно потеряла, в кино её не звали. Одиночество топила в бутылке и случайных знакомствах.
” Валентину Серову обнаружили мертвой в собственной квартире ночью 12 декабря 1975 года.
Жилье было полностью разграблено, впрочем, это никого не удивило – актриса часто принимала маргинальных гостей, с которыми выпивала. Симонов прислал к её гробу цветы, 58 роз, но не пришёл на похороны. Сын умер за полгода до этого. Пришли Маша с бабушкой.
Мария Карташова,
31.08.19