Мария кирилловна симонова биография личная жизнь
23 декабря официально отмечается 90-летие замечательной советской актрисы Валентины Серовой. На самом деле дата эта не соответствует действительности – родилась Серова (в девичестве Половикова) в Харькове 10 февраля 1919 года. Решив пойти по стопам матери и стать актрисой, исправила метрику, чтобы допустили к экзаменам в театральный техникум. С тех пор официальным годом ее рождения стал 1917-й. О том, какой была звезда эпохи “без грима”, рассказывает корреспонденту “Известий” Ольге Дунаевской дочь Валентины Серовой и поэта Константина Симонова Мария.
вопрос: Ваш отец был вторым мужем Валентины Васильевны. А фамилия досталась ей от комбрига Анатолия Серова…
ответ: Они познакомились в 1938 году, сразу после возвращения Серова из Испании, на вечеринке. Анатолий привез пластинки – настоящее танго – и пригласил маму на танец. Она мне потом говорила, что поначалу оробела – он был уже легендой, его знала вся страна. “Но когда он взял меня за руку, я вдруг почувствовала, что отрываюсь от земли и лечу. Было какое-то странное чувство восторга и растворения. Сначала я и глаз не могла поднять, а потом посмотрела на него и поняла – пропала. Танцевал он потрясающе. Хоть я и была профессиональной актрисой, но так не умела”. Поженились они через неделю и жили счастливо, но недолго: ровно через год Серов погиб при испытании нового самолета, а еще через несколько месяцев у мамы родился сын Толя.
в: Ваша мама верила в приметы?
о: Не очень. Хотя основания для этого, пожалуй, имела. В ее жизни было роковое число – одиннадцать, когда счастье перемешивалось с бедой. 11 мая она вышла замуж за Анатолия Серова, в этот же день через год он погиб, через одиннадцать лет – тоже 11 мая – у мамы родилась я. И последним днем для мамы стало 11 декабря. Помню, правда, смешной случай, связанный с суеверием. Одно время она носила аметистовые сережки, но вот приходит подруга и говорит, что аметист приносит несчастье. Мама, недолго думая, снимает серьги и кидает в форточку – какому-то прохожему счастье точно перепало…
в: Она любила украшения?
о: Вообще, к драгоценностям она была равнодушна, носила на спектаклях, если надо было по роли, а в жизни надевала редко. Помню всегда на ее пальце одно крупное кольцо с топазом. Одевалась она обычно в глухие платья, стесняясь большой груди. С декольте я ее не видела, а строгие платья маме шли. Когда она молча появлялась на сцене в пьесе Симонова “Русский вопрос” и останавливалась в дверном проеме, зал разражался аплодисментами.
в: А какой у Серовой был характер?
о: Неоднозначный. Как писал Симонов: “А злой и бесценной, / Проклятой, – такой / Нет в целой вселенной / Второй под рукой…” Но ко мне она всегда была повернута слабой и нежной своей стороной. Никогда не поучала, умела удивительно слушать. Когда я ее огорчала, не ругалась – просто сидела пригорюнившись.
в: О чем вы любили с ней разговаривать?
о: Обо всем. Вечерами я ее часто просила рассказать что-нибудь. Так и вижу маму – с “беломориной”, она много курила, прислонившуюся к дверному косяку. Она рассказывает про свое детство, как жила с матерью и тетками в Лиховом переулке, как босая бегала с бидончиком за керосином. За непослушание ее строго наказывали, могли и на горох поставить. Рассказывала, как с ребятами во дворе лазила по крышам и свистела в два пальца. А засыпала я под украинские колыбельные – мама чудесно пела.
в: Как они познакомились с Константином Симоновым?
о: Лучшей маминой театральной ролью к 1940 году была роль Павлы в пьесе Горького “Зыковы”. И вот в какой-то момент она стала чувствовать, что на нее слишком пристально смотрит человек, всегда сидящий с цветами в первом ряду. Это был тогда уже известный литератор Константин Симонов. Их знакомство он позднее описал в сценарии фильма “Случай с Полыниным”. Вскоре они стали жить вместе. Для Симонова это тоже был второй брак, и зарегистрировали они отношения лишь в середине войны. У мамы было очень чуткое ухо, и отец полностью доверял ее чутью и вкусу. “Васька, ты мой самый верный друг, – писал он ей в одном из писем, – прочти и поставь галочки”.
в: Вам известна история его знаменитого стихотворения “Жди меня”?
о: Оно было написано в начале войны. В июне-июле отец как военкор был на Западном фронте, чуть не погиб под Могилевом, а в конце июля ненадолго оказался в Москве. И, оставшись ночевать на даче у Льва Кассиля в Переделкине, вдруг в один присест написал “Жди меня”. Печатать стихотворение он сначала не собирался, считал его слишком личным и читал только самым близким. Но его переписывали от руки, и когда один из друзей сказал, что “Жди меня” – его главное лекарство от тоски по жене, Симонов сдался и решил отдать его в печать. В декабре того же 1941 года “Жди меня” опубликовала “Правда”, а в 1943-м на экраны вышел одноименный фильм, где мама сыграла главную роль.
в: Она уезжала в эвакуацию?
о: Нет. Отвезла бабушку с Толей в Свердловск и вернулась в Москву. Всю войну вместе с Симоновым и в составе концертных бригад ездила на фронт. В Объединенном театре драмы под руководством Горчакова она играла две роли – Валю Анощенко в “Русских людях” Симонова и Лизу в тургеневском “Дворянском гнезде”. Актрисы гримировали посиневшие губы и руки, а за кулисами, чтобы согреться, отхлебывали по глотку из фляжки спирт.
в: На середину войны падает и еще одна страница биографии Серовой – взаимная симпатия с маршалом Рокоссовским.
о: Действительно, много лет это без устали обсуждается. Познакомились они, когда Серова выступала в госпитале, где лежал раненый 46-летний будущий маршал. Были и небылицы об этом якобы “романе” рассказывают “очевидцы” и “друзья”. Известно лишь, что актриса и маршал как-то вместе были в Большом театре, что и породило дальнейшие слухи. После истории с сериалом Юрия Кары “Звезда эпохи” – переговоров с адвокатами, с авторами фильма – я загремела в больницу. В картине очень красивые актеры, голливудские интерьеры, но только все, что там происходит, не имеет никакого отношения ни ко времени, ни к людям, о которых идет речь.
в: Как Валентина Васильевна относилась к официальным миссиям Симонова – ведь они вместе были в Париже?
о: Да, отцу поручили вернуть на родину Ивана Бунина. Говорят, тот колебался, но предпочел остаться в эмиграции. В сороковые годы Симонов действительно становился все более официальным поэтом, но искренне верил в правильность избранного пути, а его жена часто смотрела на происходящее совсем по-иному.
в: Представляю, как обрадовался отец вашему рождению…
о: Мама сообщила отцу по телефону: “Я родила Маргариту Алигер”. В детстве я действительно была на нее очень похожа. Говорят, первые папины слова, когда он меня увидел, были: “Черненькая, значит, моя”. Папа называл меня в детстве “Манька-франт, белый бант”.
в: В 1957 году, когда вы пошли в первый класс, пара Серова-Симонов окончательно распалась. Что было потом в вашей жизни?
о: Отцу почти сразу после развода пришлось уехать в Ташкент корреспондентом “Правды”, а я жила у бабушки. Папа и бабушка были заодно: хотели лишить маму родительских прав – она ведь стала пить. Квартира была на первом этаже, и, уходя, бабушка запирала форточки и зашторивала окна, чтобы меня не увидела “эта” – так она называла маму. Мама приходила, стояла под окнами, говорила со мной, приносила что-нибудь вкусное, а я затаюсь – страшно нос высунуть. До сих пор не представляю, как мама пережила это. Но зла не помнила. Когда бабушка болела, ходила к ней в больницу, мыла ее, кормила и повторяла мне: “Ну как же, это ведь моя мать”.
в: Когда вас все-таки вернули маме?
о: После суда. Она два года совсем не пила. Помог дед, Василий Васильевич Половиков. Его через Мосгорсправку нашла мамина подруга по театру. Он жил в Москве, но не знал, в каком состоянии его знаменитая дочь. Стал ее лечить, а через пять лет умер от инфаркта. Он был сильный, мощный и просто сгорел от всей этой истории. Но он спас маму. Если бы не дед, она погибла бы раньше. Они и похоронены рядом, на Головинском кладбище.
в: Отец приходил к вам?
о: Конечно. Мы с мамой переехали с улицы Горького в Оружейный переулок. Мама любила и умела готовить. И перед папиным приходом она стелила венгерскую скатерть с красной вышивкой, ставила на нее супницу с потрясающим украинским борщом. А как она запекала мясо – это было просто произведение искусства! Он приходил, шумно, по-мужски, ел – “сёрбал”, как говорила мама. У нее были какие-то свои словечки, а может, это что-то украинское – мама ведь была хохлушка.
в: Последним местом работы Серовой стал Театр-студия киноактера. Кого она там играла?
о: Десять лет она играла там только одну роль – Марию Николаевну в пьесе Симонова “Русские люди”. Она мечтала о работе, но ей никто ничего не предлагал. Дома, когда была “в норме”, учила роли, которые хотела сыграть. Самой долгой мечтой была Бланш из “Трамвая “Желание” Теннеси Уильямса.
в: Валентина Васильевна умерла 11 декабря 1975 года. Как вы узнали об этом?
о: Мама была дома одна. В коридоре на полу, с лицом, разбитым после падения, ее нашла близкая подруга. На похороны отец прийти не смог – его не было в Москве, но прислал букет цветов. Он пережил ее на четыре года. Незадолго до собственной смерти он вызвал меня в больницу и попросил отдать мамин архив – два огромных пакета писем, документов. Сказал: “Я не хочу, чтобы чужие руки в этом копались”. Я сняла копии с бумаг, все вернула и вскоре узнала, что архив он уничтожил.
Мария Симонова
Сожженные письма
«Здравствуй, Машка, здравствуй, дочка! Получил твои листочки, получил тире и точки и косые буковки, похожие на пуговки…»
Маша — Мария Кирилловна Симонова, тоненькая обаятельная женщина. Это ей адресовано письмо отца, знаменитого поэта Константина Симонова. Ее мать — знаменитая актриса Валентина Серова.
Дочь двух легенд, Маша Симонова сегодня меж двух огней. Она понимает, что отношения Серовой и Симонова, ставшие известными благодаря потрясающему поэтическому циклу «С тобой и без тебя», невозможному для сталинских времен откровению, уже никогда не будут личным делом только этих двоих. И ее больно бьет неделикатность журналистов, когда они грубо лезут в самый трагический роман века. «Их, интерпретаторов, создателей лживых легенд, никто не может одернуть — заступников просто уже нет в живых», — написала она в письме ко мне.
Заступники, по счастью, есть.
Она сама, Маша, такая заступница.
— Среди мифов и слухов о Валентине Серовой — ее таинственная смерть…
— Я вам расскажу. Когда мама умерла… Я уже вышла замуж и жила с мужем отдельно. Мама лежала сутки в запертой квартире, пока не появилась ее приятельница, тетя Лиля, у которой был второй ключ, и не открыла дверь: мама лежала на кухне, у нее было разбитое лицо, на полу валялась чашка, думали даже, что это убийство. Я когда пришла, не узнала квартиры: ни мебели, ни посуды, ни картин, ни Фалька, ни Петрова-Водкина, голые стены. Что-то было продано, что-то утащено. Пустой дом. Я до сих пор помню этот запах пыльных книг, вина, папирос, театрального грима… Следователь спросил меня: «А где архив?» Я говорю: «Какой архив?» Он говорит: «Ну какие-то бумаги?» Я говорю: «Ничего нет». Я не могла и не хотела сказать ему. Потом я взяла четыре пакета с бумагами, они у нее в таких крафтовских пакетах хранились, и унесла.
— Трудно было сесть разбирать?
— Трудно. Очень. Я долго не могла взяться. Но потом я все прочла. Я ходила все время как сомнамбула. Под впечатлением от прочитанных писем: его — ей.
— Маша, а мама давала вам читать эти письма?
— Нет. Но она говорила: если со мной что-то случится, они там. Ей важно было, чтоб они сохранились. А потом приехал папин секретарь Марк Келлерман. «Маша, папа просит, чтоб все эти бумаги ты отдала ему». Я говорю: «Папа просит? А сам он не может попросить?» Он уже лежал в больнице, и я пришла к нему в больницу. Я попыталась посопротивляться. Но это было невозможно. И тогда я села снимать ксерокопии. То есть какие ксерокопии — просто стала переписывать письма, муж помогал…
— Вы боялись, что Константин Михайлович уничтожит их?
— Да. Так и произошло. Когда я приехала в следующий раз, я его не узнала. У него как будто постарело лицо, опустились плечи. Он сказал: «Я говорил тебе, что уничтожу письма. Я уничтожу их». И в глазах такое страдание! Я поняла, что он снова переживает прошедшее. «Прости меня, девочка, — сказал он, — но то, что было у меня с твоей матерью, было самым большим счастьем в моей жизни… и самым большим горем». Его можно понять…
Входивший в моду поэт Константин Симонов увидел восходящую звезду советского кинематографа Валентину Серову, необыкновенную, нежную, дерзкую, капризную, когда погиб ее муж, блестящий летчик, Герой Советского Союза, участник боев в Испании, Анатолий Серов. Симонов влюбился сразу. Серова — нет. Он добивался ее любви. Он убеждал, что она его полюбит. Что он заслужит эту любовь. Кажется, так и случилось.
Одно из писем Симонова к Серовой, сохраненных дочерью: «Я счастлив что исполняется сейчас когда ты меня любишь (как хорошо писать и выговаривать это слово, которого я так долго и упрямо ждал) то о чем я тебе самонадеянно и тоже упрямо говорил давно кажется сто лет назад, когда был Центральный телеграф и несостоявшееся Арагви и когда ты меня не любила и может быть правильно делала — потому что без этого не было бы может быть той трудной, отчаянной, горькой и счастливой нашей жизни этих пяти лет».
Февраль 46-го, Токио. Почти без запятых. Он всегда писал без запятых, словно не желая тратить время на пустяки, устремляясь только вперед.
За счастьем последовало горе.
Валентина Серова, уже будучи женой Симонова, полюбила еще одного блестящего человека, будущего маршала Константина Рокоссовского. А будущий маршал полюбил ее. Они не нашли в себе сил поменять судьбу и соединить свои жизни. Серова сломалась. Видимо, в алкоголе искала утешения.
— Вы, конечно, не успели переписать все письма…
— Нет, я переписала штук двадцать. Всего было, может, сто пятьдесят — двести листов. Там еще были рисунки, открытки, записочки мне. Мама все хранила. Я пыталась переписать самые сильные письма. Но я вам расскажу, что было с ними дальше. Володя Медведев, очень хороший художник, иллюстратор, когда была задумана книга из серии «Самые мои стихи», хотел сделать так: поэт и его муза. Потом это трансформировалось, решили: поэт и все его окружение. Но сначала, когда Володя просил меня помочь, я дала ему прочесть письма: не для публикации, а просто чтоб он имел возможность почувствовать, что была для моего отца моя мама. А тут подоспело 80-летие отца, и Егор Яковлев попросил что-нибудь написать для его газеты. Я говорю: давайте я напишу о матери отца, моей бабушке, княжне Оболенской-Шаховской, из Института благородных девиц. И написала, объяснив, как Кирилл стал Константином.
— А как он стал?
— Он маленьким случайно чиркнул бритвой по языку, после чего не смог произносить твердо «р» и «л», отсюда знаменитая симоновская картавость. И отсюда же перемена имени. А дальше мне звонит Володя Медведев и говорит: «Ты не возражаешь, если Егор возьмет несколько записочек твоего отца к тебе, чтобы поставить рядом с твоей заметкой?» Ну конечно, я не возражала. А потом последовал еще один звонок, когда изменить что-либо было поздно. Володя сказал: «Ты уже уехала в ЦДЛ на празднование юбилея, а Егор заставил меня отдать ему письма и сказал, что все берет на себя…». Я обомлела. На следующий день я прихожу на работу в Фонд гласности, Алеша Симонов, мой брат, на меня не смотрит. Я говорю: «Алеш, ты что?» А он говорит: «А ты что? Ты „Общую газету“ не читала, ты же обещала не публиковать!» И показывает мне шесть напечатанных писем. Он месяц со мной не разговаривал. И я его понимаю. Я бы тоже со мной не разговаривала. Но в глубине души я себя утешала тем, что, может быть, мама была бы довольна. Не самой публикацией. А тем, что теперь понятно: она была ему другом. Даже не то что любовницей — а другом. Она этим очень дорожила. Он обсуждал с ней все. Она не правила ему строчки стихов, но всегда что-то замечала, а он говорил: «Поставь там галку». И смотрел потом, и поправлял. Мама знала все его стихи наизусть. Может быть, я преступила его волю, но я так сделала. Потому что для меня важнее всего как для дочери не то, какой он был писатель и поэт, а то, какой он на самом деле был человек.
Май 1945 года, Берлин, за два дня до объявления окончания войны: «Мы так можем много доставить счастья друг другу когда мы прижаты друг к другу, когда мы вместе, когда ты моя, что кощунство не делать это без конца и без счета. Ох как я отчаянно стосковался по тебе и с какой тоской и радостью я вспоминаю твое тело. Я тебя люблю Валька, и мне сегодня ничего не хочется тебе писать больше. Сейчас еще рано — чуть рассвело, уезжаю на два дня на передовые <…> — а сейчас как будто держу тебя в руках и яростно ласкаю тебя до боли до счастья до конца и не желаю говорить ни о чем другом — понимаешь ты меня моя желанная, моя нужная до скрежета зубовного…»
Как чисто и сильно выражена страсть. Как много настоящего, мужского, человеческого открывают эти строки в том, кому принадлежат.
Дело двоих. Это так. И жест Симонова, жгущего листки, на которых это написано, благороден и понятен.
Но то, что они — вопреки огню — остались…
Ничего не бывает случайно. Любовь побеждает не только смерть. Она выжигает дрянь, сплетни, злословие.
— Маша, вас больше всего оскорбило появление вот этой эпитафии, а скорее, эпиграммы, «…моя и многих верная жена», якобы написанной Симоновым?
— Да. Зная отца, я ни единого мгновенья не сомневаюсь, что он никогда бы не мог позволить себе сделать это. Я догадываюсь, кому, какому острослову это могло принадлежать. Но не отцу. И повторять сегодня эту грязь — оскорблять память Серовой.
— Забудем об этом. Маша, эти письма относятся к тому времени, когда они были вместе. А когда расстались, они уже не писали друг другу?
— Писали. Но это совсем другие письма. Я никогда не стану о них говорить. Уже я появилась у них в 1950-м. В письмах до 50-го видно самое лучшее, что было в отце. 50-й — это рубеж. Он был один при ней и совершенно другой, когда они расстались в 1957-м. Он стал человеком власти, понимавшим и принимавшим власть более, чем следовало бы, как мне кажется, и это тоже не могло на нем не сказаться.
А потом… Ну, отдать ребенка в чужие руки, запретить матери его видеть…
— Вас отдали бабушке, маминой маме, актрисе Клавдии Михайловне Половиковой?
— Да. И там была совсем другая атмосфера. У мамы полная искренность и честность. Я даже думаю иногда: ну будь она хоть чуточку похитрее!.. Но она была такая, как есть. И в этом ее талант. А у бабушки и обман поощрялся, и ложь, даже воровство… Да, вот так. Настаивали на том, что мама больна, поэтому ей нельзя доверять ребенка…
Маша унаследовала искренность матери.
В набросках к будущей книге Маша напишет: «…помню смутно тепло и нежность, лучистые глаза на уже немолодом лице, которое неумолимо превращалось в искореженную временем и болезнью маску. Я не столько знала ее, сколько чувствовала ее душу. Но все-таки из двадцати пяти лет нашей с ней жизни, с моего рожденья до ее ухода, в общей сложности наберется десять лет, которые были отпущены мне, чтобы я жадно впитывала ее в себя. Но я не впитывала, предпочитая школьных подружек ее обществу. Стыдясь ее болезни, я боялась быть с ней на людях, сторонилась тех, кто ее хорошо знал. Я прогоняла ее, когда вдруг среди ночи она будила меня, чтобы рассказать что-то. Мне невыносимо было видеть ее лицо. Но были и другие — редкие дни, когда ей удавалось гасить свою боль-болезнь, когда мы дружили, она строила планы и — очень редко и скупо — вспоминала…».
Симонов разлюбил Серову враз, резко, так же, как полюбил. Разлюбив, развелся, снял все посвящения ей. Только оставил «В. С.» над стихотворением «Жди меня», которое знал наизусть весь советский народ. Серова этого не ожидала. Привыкнув к его любви, как будто даже и не очень нужной ей, растерялась, оставшись одна. Что имеем — не храним, потерявши — плачем. Пила, звонила подругам.
Из воспоминаний актрисы Инны Макаровой: «Мне кажется, я все еще слышу в трубке ее возбужденный отрывистый голос. Она сдерживается изо всех сил и говорит с хладнокровным отчаянием пьяного человека, пытающегося сохранить невозмутимость, не взорваться потоком слез или проклятий. Похоже, она все еще пытается что-то доказать. Кому? Мне, себе, ему?..»
— Почему же Константин Михайлович не брал вас к себе, в свою семью?
— Как-то раз я спросила, почему. Он ответил, что, когда завел этот разговор, Лариса Жадова, его жена, сказала: «Ты можешь поручиться, что Валя у нас не появится?» «Я поручиться не смог, — сказал он. — И больше этот разговор не возобновлялся». У них было две девочки: их общая дочь и дочь Ларисы от брака с поэтом Семеном Гудзенко, они оберегали девочек от дурного влияния. Ларису тоже можно понять…
— Вы, Маша, всех понимаете… А где мама похоронена?
— На Головинском кладбище. Прах отца развеян в Белоруссии под Могилевом, на Буйничском поле. Он описал это поле в романе «Живые и мертвые».
— Вы ездили туда?
— Мы все ездили, и брат Алеша, и сестры.
— Вы дружите со сводными сестрами?
— Да. Вот все вместе смотрели бюст Константина Михайловича, который сделала скульптор Нелли Ганрио. Не знаю, удастся ли выкупить, большие деньги, а их нет…
— Вы любили его?
— Я всегда его побаивалась. В школе на педсовет родителей вызывали — я его боялась как огня. Он никогда не повышал голоса, но для меня это его закаменевшее лицо и тихое грассирующее «р»… Я готова была провалиться сквозь землю. Но другие вещи… честь, достоинство, благородство… я такого ни в ком не встречала. Знаете, я неверующий человек, хотя крещеный. Моя молитва — его стихи. Я молюсь его стихами.
— Необыкновенно. Необыкновенная жизнь. У вас, я имею в виду. Быть дочерью Серовой и Симонова!..
— Я просто была трусом. От трусости — не подойти, не спросить о чем-то, о чем теперь уже не спросишь… из страха вызвать раздражение. Он был закрытый, сухой человек. Только один раз в нем прорвалось, когда приехал в роддом, где я родила сына, Алешу, — огромные голубые глаза, блондин, а папа всегда хотел вот такую дочку. И вдруг я увидела моего отца, который для меня всегда как аршин проглотил, а тут такое счастливое лицо!..
— Маша, не ругайте себя. Оттого, что вы не узнали каких-то фактов. Есть нечто, что над фактами. И теперь с вами происходит гораздо более важная вещь, если вы молитесь стихами отца и не расстаетесь с образом матери. Говорят, что писателя надо судить по самому высокому, что он сделал. Но и человека стоит судить по самому высокому, по тому что заложил в нем Господь. И эти сожженные письма — слава Богу что вы их сохранили. Так надо было.
— Спасибо, что вы говорите мне это.
— Остальные письма вы не публиковали?
— Для меня еще звучит его голос, когда он решил забрать всё и сжечь. Случайно получилось — да. А дальше…
— Что вы окончили, Маша?
— Областной педагогический. Я учителька. Но уже на четвертом курсе я была беременна. И так и осталась дома. Сын Алеша вырос, работает на телевидении. А я пошла работать к брату Алеше в Фонд защиты гласности. Его создал в 91-м году Егор Яковлев после Вильнюса, брат был его замом. Тогда, помните, была шумная история на первом канале телевидения, бунт против тогдашнего начальника Кравченко, когда ушли Таня Миткова, Дима Киселев и другие. А я работала в газете «Советская культура» в отделе политики. В связи с вильнюсскими событиями я принесла материалы на первую полосу, их отложили в сторону и стали ставить другие. Я сказала, что не подпишу полосы, и подала заявление об уходе. Алеша взял меня в Фонд. Меня в школе называли адвокатом…
— А вы знаете, что Елену Боннэр тоже называли в школе адвокатом?
— Да вы что!..
Маша показала мне тоненькую школьную тетрадку, в которой карандашом полудетским почерком Валентина Серова, одна, теряя буквы и строки, переписывала стихи Константина Симонова «День рожденья», посвященные ей когда-то:
Поздравляю тебя с днем
рожденья, —
Говорю как с ребенком:
Пусть дыханье твое
и пенье
Будет чистым
и звонким.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Константин (Кирилл) СИМОНОВ, поэт, драматург, прозаик
Родился в 1915 году в Петрограде. Отец пропал без вести в Первую мировую войну. Мать — из рода Оболенских. Отчим — командир РККА.
Перед войной окончил ИФЛИ. Первые стихотворения появились в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь». В 1939 году в качестве военкора был отправлен на Халхин-Гол, в Маньчжурию. С началом Отечественной войны мобилизован, завершил ее в чине полковника. Всю войну в «Красной звезде» и других газетах печатались его стихи и очерки. После прогремевшей пьесы «Парень из нашего города» последовали пьесы «Русские люди», «Жди меня», повесть «Дни и ночи», поэтическая книга «С тобой и без тебя». Два слова — «Жди меня» — звучали как пароль. Это было самое популярное стихотворение военных лет.
По окончании войны последовали длительные зарубежные командировки в Японию, Соединенные Штаты, Китай. В конце 60-х — на должности собкора «Правды» в Ташкенте. Это был род ссылки — месть партийных чиновников за либерализм, проявленный сперва на посту главного редактора журнала «Новый мир», затем — главного редактора «Литературной газеты». Его личными усилиями были возвращены читателю похождения Остапа Бендера пера Ильфа и Петрова, увидели свет книжные издания романа Булгакова «Мастер и Маргарита» и романа Хемингуэя «По ком звонит колокол», осуществлены переводы пьес Артура Миллера и Юджина О’Нила, напечатана знаковая повесть Кондратьева «Сашка»…
По его сценариям поставлены фильмы «Парень из нашего города», «Жди меня», «Дни и ночи», «Бессмертный гарнизон», «Живые и мертвые», «Двадцать дней без войны».
В основу легла его военная проза. И читатель, и зритель приняли ее с большим воодушевлением.
Трижды женат. Вторая жена — актриса Валентина Серова.
Изживание прежних иллюзий в отношении к Сталину и к сталинскому режиму, который во многом ему благоприятствовал — пять Сталинских премий чего стоят, — составляло последний период его жизни.
Он умер в 1979 году, завещав развеять свой прах над Буйничским полем возле Могилева. Воля его была исполнена.
Валентина СЕРОВА, актриса
Родилась в 1917 году в Харькове. Мать — актриса Вахтанговского театра Клавдия Половикова, снимавшаяся также в кино. В десять лет Валя впервые вышла на сцену. Профессиональную карьеру начала в ТРАМе (позднее переименованном в Театр имени Ленинского комсомола, затем — в «Ленком»). В 1938 году она становится женой прославленного летчика Анатолия Серова. Ровно через год он разбивается на испытательных полетах. Родившийся сын получает имя Анатолий в честь мужа. Когда через три года она выходит замуж за прославленного поэта Константина Симонова, мальчика отдают в интернат на Урале. Мальчик кончит колонией, алкоголизмом и ранней смертью.
Звездные роли Серовой в кино с конца 30-х годов привлекают огромное множество поклонников. Фильмы «Девушка с характером», «Сердца четырех», «Жди меня» становятся «культовыми».
После войны у Серовой и Симонова рождается дочь Маша. Пятнадцать лет брака заканчиваются, однако, тяжелейшим для Серовой разводом. Алкоголизм делает ее жизнь и жизнь с ней невыносимой.
В декабре 1975 года ее находят мертвой в ее квартире.
Похоронена на Головинском кладбище рядом с отцом Василием Половиковым.