Лотяну биография личная жизнь дети фото

Лотяну биография личная жизнь дети фото thumbnail

Биография

Эмиль Владимирович Лотяну – советский кинорежиссер, сценарист и поэт молдавского происхождения. Создатель фильмов «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь».

Эмиль родился 6 ноября 1936 года в деревне Клокушна, которая находится на территории Бессарабии недалеко от границы с Буковиной. Родители мальчика работали педагогами. Отец вел занятия по физике, мать преподавала родную речь. У деда по отцовской линии была собственная мельница. Предками Эмиля были румыны, поляки, русские и украинцы. Фамилия отца прежде звучала как Лотоцкие, позднее была переделана в Лотяну.

Режиссер Эмиль ЛотянуРежиссер Эмиль Лотяну

Школу Эмиль заканчивал в Бухаресте, там же начал писать стихи. Первый сборник юного поэта вышел в 1949 году и назывался «Современник». В Румынии юноша пристрастился к кинематографу, большое впечатление на Эмиля произвела американская приключенческая картина «Дилижанс». В подростковом возрасте потерял отца. В 1953 году Эмиль решился на переезд в Москву, где сразу же поступил на актерский факультет Школы-студии МХАТ на курс Василия Топоркова. В это же время начал работать в театре им. А. С. Пушкина.

Эмиль Лотяну в молодостиЭмиль Лотяну в молодости

В 1955 году переводится на режиссерский факультет ВГИКа. Мастерами курса, на котором учился Эмиль, были Григорий Рошаль и Юрий Геника. На вступительных экзаменах в институт кинематографии Лотяну вытянул билет с вопросом о фильме «Дилижанс», что посчитал знаком судьбы.

Фильмы

После окончания ВГИКа Лотяну возвращается в молдавскую ССР и приступает к работе над военным фильмом о борьбе красных революционеров «Ждите нас на рассвете». Для съемок режиссер приглашает интернациональную актерскую команду, в которую входят Илие Гуцу, Валерий Панарин, Ион Шкуря, Думитру Карачобану.

Эмиль Лотяну в фильме «Ждите нас на рассвете»Эмиль Лотяну в фильме «Ждите нас на рассвете»

В 1966 году на экраны советских кинотеатров выходит вторая картина молодого режиссера «Красные поляны». Любовная мелодрама разворачивается на угодьях одного из молдавских колхозов, во время путешествия пастухов к прибрежной части Днестра. Эмиль долго искал претендентку на главную роль красавицы Иоанны и однажды встретил ее на одной из троллейбусных остановок.

Девушку звали Светлана Фомичева, она только поступила на юридический факультет университета. После долгой беседы с родителями начинающей актрисы Лотяну увез девушку в Карпаты на съемки. Через год работа Эмиля Владимировича была отмечена несколькими премиями советских республик.

Эмиль Лотяну на съемочной площадкеЭмиль Лотяну на съемочной площадке

В конце 60-х Лотяну начинает работу над сценарием к новому фильму «Лаутары» о жизни, творчестве и любви бродячих молдавских музыкантов. Впервые в этой картине Эмиль привлекает к сотворчеству соотечественника композитора Евгения Догу. Лотяну стал одним из немногих режиссеров, который изначально работал под фонограмму фильма, музыка писалась заранее в соответствии со сценарием. В 1971 году фильм вышел на экраны. Кинокартина получила ряд наград в Сан-Себастьяне, в Сорренто, Неаполе и Орвието.

Светлана Тома в фильме Эмиля Лотяну "Табор уходит в небо"Светлана Тома в фильме Эмиля Лотяну “Табор уходит в небо”

В 1973 году Эмиля Лотяну приглашают на Мосфильм, и режиссер переезжает в Москву, где приступает к работе над новым фильмом «Табор уходит в небо». Вновь постановщик использует излюбленную народную тему. На этот раз в качестве основы сюжета Лотяну использует раннее творчество Максима Горького, рассказ «Макар Чудра». В фильме история о любви и ревности тесно переплетена с нравами бродячих цыган, живущих в Бессарабии в конце XIX столетия.

Эмиль Лотяну на съемках фильма "Табор уходит в небо"Эмиль Лотяну на съемках фильма “Табор уходит в небо”

Музыку вновь пишет Евгений Дога. Для того, чтобы собрать аутентичный музыкальный материал, композитору вместе с режиссером пришлось объездить весь СССР. И только в Забайкалье Евгений Дога нашел цыганскую семью Бузылевых, сохранившую вокальные традиции прошлого столетия.

Семья БузылевыхСемья Бузылевых

Скрупулезность Лотяну касалась также состава массовки. На роли цыган в таборе режиссер искал исполнителей по разным городам Союза. Усилия постановщика оправдались: в 1976 году фильм становится лидером советского кинопроката, собрав в кинозалах 65 миллионов зрителей. Премии достаются Эмилю Лотяну на фестивалях в Сан-Себастьян, Белграде и Праге.

Эмиль Лотяну на кинофестивале в БакуЭмиль Лотяну на кинофестивале в Баку

Вдохновленный успехом и новыми творческими идеями Лотяну приступает к экранизации чеховской повести «Драма на охоте», в которой сыграла начинающая актриса Галина Беляева. Девушку с чертами одновременно трех звезд кинематографа – Одри Хепберн, Татьяны Самойловой и Людмилы Савельевой – искала вся съемочная группа по хореографическим училищам СССР. И только в Воронеже помощник режиссера нашла балерину, отвечающую внешним параметрам героини.

Эмиль Лотяну и Галина Беляева на съемках фильма "Мой ласковый и нежный зверь"Эмиль Лотяну и Галина Беляева на съемках фильма “Мой ласковый и нежный зверь”

Студентка Галина Беляева никогда не помышляла о творческой биографии в кино, но получилось иначе. Лотяну вновь берется лепить из молодой актрисы шедевр. В картине «Мой ласковый и нежный зверь» Галина становится на одну ступеньку со знаменитостями Олегом Янковским, Кириллом Лавровым, Леонидом Марковым. Но больше всего в фильме зрителям запомнилась музыка Евгения Доги, вальс которого стал одним из шедевров симфонической музыки XX века. Картина вошла в число номинантов кинофестиваля в Каннах.

Эмиль Лотяну на съемках фильма "Мой ласковый и нежный зверь"Эмиль Лотяну и Олег Янковский на съемках фильма “Мой ласковый и нежный зверь”

Последней крупной работой в фильмографии Лотяну, снятой на студии «Мосфильм», стала музыкальная драма о судьбе великой балерины «Анна Павлова», которая вышла на экраны в 1983 году. Телеверсия, состоящая из 5 серий, появилась через три года. Главную роль исполнила муза режиссера – Галина Беляева. Композитор Евгений Дога для создания музыкального сопровождения фильма использовал темы из произведений Сен-Санса. В 1984 году фильм Лотяну получил специальный приз в Оксфорде.

Галина Беляева в фильме Эмиля Лотяну "Анна Павлова"Галина Беляева в фильме Эмиля Лотяну “Анна Павлова”

После ухода с Мосфильма Эмиль Лотяну возвратился на родину, где снял еще две киноленты – экранизацию поэмы М. Эминеску «Лучафэрул» и киноповесть «Скорлупа», в которой главную роль исполнил сын режиссера – Эмиль.

Начиная с середины 90-х годов новые сценарии и идеи Лотяну не находили поддержки среди руководителей киностудий. Режиссер начинает преподавать в Кишиневском институте кинематографии. В 1998 году в Горьковском МХАТе Эмиль Лотяну ставит спектакль по произведениям Чехова «Весь ваш, Антоша Чехонте».

Личная жизнь

Прирожденный художник Эмиль Лотяну нуждался во вдохновении и музе, которая дарила бы силы на создание новых произведений. Поэтому личная жизнь режиссера была тесно связана с творчеством. Первой гражданской супругой Эмиля стала Светлана Фомичева (Тома), которую Лотяну выбрал для съемок в фильме «Красные поляны». Недолго прожив с режиссером, Светлана уходит от него к молодому актеру Олегу Лачину.

Читайте также:  Карина романюк биография личная жизнь

Эмиль Лотяну и Светлана ТомаЭмиль Лотяну и Светлана Тома

Второй раз связать себя серьезными отношениями Лотяну решился после съемок фильма «Мой ласковый и нежный зверь». Избранницей Эмиля стала Галина Беляева, которая вскоре после свадьбы родила сына Эмиля. Позднее Эмиль Лотяну-младший выучился на юриста в МГУ и на продюсера во ВГИКе. Сейчас Эмиль живет в Лос-Анджелесе, работает адвокатом. После съемок «Анны Павловой» Галина Беляева приняла решение уйти от мужа. Разрыв Лотяну переживал очень остро.

Эмиль Лотяну и Галина Беляева с сыномЭмиль Лотяну и Галина Беляева с сыном

Обе жены были намного младше режиссера: Светлана Тома на 12 лет, Галина Беляева – на 25. В 2003 году в Словении Лотяну встретил последнюю возлюбленную Петру Фильчакову, которая оказалась младше его на 50 лет. На этот раз чувства мастера носили платонической характер.

Эмиль Лотяну и Петра ФильчаковаЭмиль Лотяну и Петра Фильчакова

Фото молодой девушки Лотяну постоянно держал при себе. Режиссер собирался снимать новую картину «Яр» с Петрой в главной роли, но уже не успел сделать ничего, кроме создания одного дубля.

Смерть

В марте 2003 года Эмиль Лотяну отправился в Болгарию, чтобы выбрать натуру для нового фильма «Яр», который поступил в производство. В аэропорту Софии режиссеру стало плохо, и он впал в коматозное состояние.

Могила Эмиля ЛотянуМогила Эмиля Лотяну

Лотяну доставили в Москву в одну из клинических больниц. Месяц врачи боролись за жизнь режиссера, но 18 апреля 2003 года сердце Лотяну остановилось. Причиной смерти стал рак 4 степени.

Фильмография

  • «Камень, время, песня» – 1961
  • «Ждите нас на рассвете» – 1963
  • «Красные поляны» – 1966
  • «Это мгновение» – 1968
  • «Лаутары» – 1971
  • «Табор уходит в небо» – 1976
  • «Мой ласковый и нежный зверь» – 1978
  • «Анна Павлова» – 1983
  • «Лучафэрул» – 1986
  • «Скорлупа» – 1993

Источник

Эмиль Лотяну

Эмиль Лотяну

Эмиль Владимирович Лотяну (рум. Emil Loteanu). Родился 6 ноября 1936 года в с. Клокушна (Бессарабия, Королевство Румыния) – умер 18 апреля 2003 года в Москве. Молдавский, советский и российский кинорежиссёр, сценарист, поэт. Народный артист РСФСР (1980).

Эмиль Лотяну родился 6 ноября 1936 года в бессарабском селе Клокушна в Румынии (ныне – Окницкий район Республики Молдова).
Род Лотяну имел украинское происхождение, изначальной фамилией была Лотоцкие. Его предки по отцовской линии были выходцами из Буковины. После присоединения Бессарабии к СССР они переезжают в Бухарест.

После смерти своего отца и потерявши контакт с матерью которая переехала в Румынию, он жил первое время на улицах, спал на складах и в общежитиях.

В 1953-1955 годах учился на актёрском факультете Школы-студии МХАТ.

В 1962 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа, мастерская Г. Рошаля и Ю. Геники.

В 1952-1954 гг. был актёром драматического театра им. А. С. Пушкина.

В 1962-1973 работал режиссёром на киностудии «Молдова-фильм», где дебютировал с героико-революционной лентой «Ждите нас на рассвете» (1963).

В 1966 году Эмиль Лотяну поставил картину о молдавских чабанах «Красные поляны», который получил специальный диплом регионального кинофестиваля в Кишинёве (1967).

Член КПСС с 1968 года.

В кинопоэме «Лаутары» (1971), отмеченной призом кинофестиваля в Сан-Себастьяне, режиссёр рассказал о судьбе народных музыкантов. Картина получила много призов: вторая премия (Серебряная раковина) и специальная премия жюри международного фестиваля в Сан-Себастьяне (1972), Серебряная Нимфа международного кинофестиваля в Неаполе (1972), специальный диплом международного кинофестиваля в Орвиенто (1972).

С 1973 года Лотяну работал на киностудии «Мосфильм».

Особую популярность ему принесли экранизация М. Горького «Табор уходит в небо», экранизация Чехова «Мой ласковый и нежный зверь», а также фильм «Анна Павлова», посвящённый жизни великой русской балерины.

Эмиль Лотяну 2

Его картины собрали множество призов. Так, «Табор уходит в небо» получил Золотую Раковину международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне (1976), диплом за лучшую режиссуру международного кинофестиваля «Fest-77» в Белграде (1977), диплом за лучший фильм международного фестиваля в Праге (1977).

Лента «Мой ласковый и нежный зверь» участвовала в основном конкурсе МКФ в Каннах (1978).

Фильм «Анна Павлова» получил премию за лучший иностранный фильм и диплом за особые заслуги в развитии кинематографа на международном кинофестивале в Оксфорде (1984).

В конце 1980-х годов он вновь вернулся на «Молдова-фильм», работал на молдавском телевидении, где экранизировал поэму М. Эминеску «Лучафэрул».

В 1987-1992 годах – президент Союза Кинематографистов Молдовы. Преподавал на курсах для актёров театра в Кишинёвском Институте Искусств.

В 1998 поставил во МХАТе имени М. Горького спектакль «Весь ваш Антоша Чехонте» по произведениям Антона Павловича Чехова «Медведь», «Свадьба».

Являлся автором нескольких сборников стихов и рассказов, сценариев всех своих фильмов. Написал стихи к фильму «Восьмое чудо света» (1981).

Эмиль Лотяну похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Известный сценарист, кинорежиссер и писатель Александр Стефанович (бывший муж Аллы Пугачевой) рассказывал об Эмиле Лотяну: “Это режиссер мирового класса! Лучшие свои фильмы он снял в эпоху Советского Союза, когда кинематографу, так сказать, оказывалось особое внимание. На «Мосфильме» тогда работали выдающиеся режиссеры- Бондарчук, Тарковский, Гайдай… И человек, который приехал из далекой от Москвы Молдавии, занял достойное место в этой плеяде. И делал картины, которыми «Мосфильм» гордится до сих пор. И звание народного артиста РСФСР он получил, работая на «Мосфильме»! Это был режиссер огромного дарования и человек, который прожил фантастическую жизнь! Это – главное! Говорят, что режиссура – это не профессия, а образ жизни. Это к Эмилю относится на тысячу процентов! Потому что он снимал фильмы, он любил женщин, он любил жизнь во всех ее проявлениях. Когда я уезжал в Румынию на выбор натуры, он заставил меня записать в записной книжке лучшие города Румынии, лучшие замки, казино, кухню, которую он хорошо знал, вина, которые нужно пить и вина, которые пить, не стоит… Это человек, который разбирался во всем! Это дорогого стоит… И из жизни он ушел на взлете. От «скорой помощи» отказывался, которую ему неоднократно вызывали, несмотря ни на что, ходил к своим студентам, продолжал работать над фильмом, за несколько дней до смерти он уехал в Болгарию на выбор натуры… Человек, который жил, сгорая… Как звезда! И его можно назвать звездой самом широком смысле этого слова”.

Эмиль Лотяну

Рост Эмиля Лотяну: 179 сантиметров.

Личная жизнь Эмиля Лотяну:

У Эмиля Лотяну было много различных романов, преимущественно с женщинами, которые намного младше его.

Так, разница в возрасте у Лотяну и Светланы Тома – 12 лет, Галины Беляевой он был старше почти 25 лет, а его последняя любовь – Петра Фильчакова из Братиславы была младше Лотяну на 50 лет.

Читайте также:  Режина дуарте биография личная жизнь

Светлане Тома он дал путевку в большое кино. “Мне семнадцать лет, стою на остановке, еду поступать на юрфак. Ко мне подошел Эмиль, пригласил сниматься в кино. Родные отговаривали, но он обаял моих родителей. Так я снялась в фильме «Красные поляны». Потом был «Табор уходит в небо»… Конечно, на съемочной площадке он был диктатором, но наедине со мной это был только любимый человек”, – рассказывала актриса.

Эмиль Лотяну и Светлана Тома

Эмиль Лотяну и Светлана Тома

Далее у него был роман а затем и брак с актрисой Галиной Беляевой, которая снялась у Лотяну в картинах «Мой ласковый и нежный зверь» и «Анна Павлова».

“Он умел ухаживать! Врывался с огромными букетами самых разных и невообразимых цветов, присылал такие красивые телеграммы!.. Но, в конце концов, не сложилось у нас, мы развелись… Может, потому что была я не до конца мудрой, все-таки у нас разница в возрасте почти 25 лет”, – вспоминала Галина Викторовна.

В браке они прожили пять лет – с 1979 по 1984 годы. У них родился сын Эмиль Эмильевич Лотяну.

Подробности своей любви с режиссером Эмилем Лотяну актриса Галина Беляева поведала в студии программы “Прямой эфир”.

Эмиль Лотяну и Галина Беляева

Эмиль Лотяну и Галина Беляева

Эмиль Лотяну и Галина Беляева 2

Сын Лотяну и Беляевой – Эмиль Лотяну-младший окончил юридический факультет МГУ и факультет продюсерства и экономики ВГИКа, жил в США, в Лос-Анджелесе, был женат, имеет двоих детей.

Сын Эмиля Лотяну

Сын Эмиля Лотяну

Последняя любовь режиссера – Петра Фильчакова. Эмиль Лотяну должен был снимать ее в своем последнем фильме «Яръ». Съемки начались в марте 2003-го, а в апреле Мастера не стало.

“Он тоже подошел ко мне на улице, предложил сниматься. Спросил, слышала ли я о нем, о его фильмах. Позже я посмотрела «Табор…», удивительный фильм”, – рассказывала Петра.

Эмиль Лотяну и Петра Фильчакова

Эмиль Лотяну и Петра Фильчакова

Фильмография Эмиля Лотяну:

1959 – Большая гора (документальный)
1960 – Жил-был мальчик (короткометражный)
1961 – Камень, время, песня (короткометражный)
1963 – Ждите нас на рассвете
1966 – Красные поляны
1967 – Фреска на белом (документальный)
1968 – Это мгновение
1970 – Академик Тарасевич (документальный)
1971 – Лаутары
1973 – Мой белый город (документальный)
1974 – Эхо горячей долины (документальный)
1976 – Табор уходит в небо
1978 – Мой ласковый и нежный зверь
1983 – Анна Павлова
1983 – Евгений Дога (документальный)
1984 – Светлана Тома (документальный)
1985 – Григоре Григориу (документальный)
1986 – Лучафэрул
1993 – Скорлупа
1997 – Золотые цыгане Москвы (документальный)

Источник

Говорят, что режиссура – это не просто профессия, а образ жизни. Это утверждение на сто процентов правильно в отношении Эмиля Лотяну. Биография, личная жизнь, фильмы, которые он снимал, будут проанализированы в этом коротком очерке.

Среди живших в Советском Союзе вряд ли найдется человек, который не видел работ великого режиссера. Это и «Табор уходит в небо», и «Мой ласковый и нежный зверь», и «Лаутары». Но Лотяну также писал сценарии ко всем своим фильмам, а к некоторым еще и стихи! Звезда режиссера сияла целых 15 лет.

Он был награжден многими призами кинематографа, а также удостоен звания народного артиста РСФСР. Лотяну прожил долгую и интересную жизнь, не лишенную трудностей. И с ее главными вехами приглашаем вас ознакомиться.

Эмиль Лотяну биография

Эмиль Лотяну: биография. Ранние годы

В жилах режиссера текла украинская кровь. Настоящая фамилия его отца, сына мельника, который был родом из Буковины, – Лотоцкий. Эмиль был старшим ребенком в семье. Он родился в 1936 году 6 ноября в бессарабском селе Клокушна.

Сейчас этот населенный пункт входит в состав Молдавии, но тогда это была территория королевства Румынии. Родители будущего режиссера были учителями. Отец Владимир преподавал физику. Мать Татьяна была учительницей румынского языка.

Когда советские войска вошли в Буковину и Бессарабию, семья бежала в Бухарест. Но родители Эмиля вскоре расстались. Мальчик остался с отцом. Он окончил гимназию в Бухаресте и там же выпустил свой первый сборник стихов – «Современник». Еще в подростковом возрасте он посмотрел американский вестерн «Дилижанс» и с тех пор пристрастился к кинематографу.

Эмиль рано потерял отца. Поскольку родители расстались в очень плохих отношениях и не поддерживали связей друг с другом, мальчик не смог отыскать мать. Тогда в 1953 году он решился на переезд в СССР – сначала в Кишинев, а потом в Москву.

Профессиональное образование

Все в образе Эмиля Лотяну выдавало в нем «западного» человека. Он был модно одет, а главное, вел себя раскованно и свободно. Прежде всего он покорил новых знакомых своей поэзией. Но Лотяну бредил кинематографом.

Приехав в Москву, он тут же подал документы на актерский факультет школы-студии МХАТ. Каково же было его удивление, когда билет, который он вытащил на вступительном экзамене, был о фильме «Дилижанс». Эмиль усмотрел в этом знак свыше.

До того как поступить в школу-студию МХАТ (и иметь право на общежитие), Лотяну спал на складах и даже на улице. Но проучившись два года актерскому мастерству, Эмиль понял, что эта профессия не для него.

Он перевелся на факультет режиссуры во ВГИК. Его учителями были такие знаменитости, как Юрий Геника и Григорий Рошаль. В начале своего актерского образования Лотяну выступал на сцене драмтеатра имени Пушкина. В 1962 году он успешно окончил режиссерский факультет ВГИКа.

Начало профессиональной деятельности

По распределению выпускника Эмиля Лотяну направили в Кишинев в студию «Молдова-фильм». Там молодой режиссер приступает к съемкам героико-патетической картины «Ждите нас на рассвете» (1963 год).

Сценарий о деятельности коммунистических революционеров был откровенно скучным, и фильму не помогло ни интересное режиссерское решение, ни интернациональная команда актеров (в съемках принимали участие В. Панарин, И. Гуцу, Д. Карачобану, И. Шкуря).

Но уже следующая работа Лотяну, «Красные поляны» (1966), вызвала интерес массового зрителя. Ведь на фоне социалистической действительности и колхозных трудодней разворачивалась любовная мелодрама.

Режиссер долго искал нужный типаж для главной героини – красавицы Йоанны. И неожиданно нашел его… на троллейбусной остановке. Светлана Андреевна Фомичева ждала машину, чтобы ехать подавать документы в Кишиневский университет на юрфак. Лотяну предложил ей сниматься в кино. Он специально поехал в Бельцы, где жили родители несовершеннолетней девушки, обаял их и уговорил дать согласие на то, чтоб их дочь стала актрисой. Так он дал дорогу в кино Светлане Тома (псевдоним Фомичевой).

Читайте также:  Денис пиманов биография личная жизнь

Эмиль Лотяну фильмы

«Лаутары»

«Красные поляны» были отмечены несколькими премиями советских республик. Но последующими своими фильмами Эмиль Лотяну перешагнул рубеж и вышел на международную арену кинематографа. В конце 60-х режиссер взялся за сложную тему, решив рассказать о судьбе молдавских бродячих музыкантов.

Фильм «Лаутары», вышедший на экраны в 1971 году, многие критики назвали кинопоэмой. И это не случайно. Лотяну одним из первых создал сначала фонограмму фильма, пригласив для этого молдавского композитора Евгения Догу.

Саундтрек писался специально под сценарий. Режиссер не побоялся излишней национальной самобытности (которая в ту пору легко могла быть переквалифицирована в национализм, как это случилось с Параджановым). Фильм «Лаутары» получил признание не только в СССР, но и за рубежом.

Он получил премии «Серебряная раковина», «Серебряная нимфа» в Неаполе, специальную награду жюри на кинофестивале в Сан-Себастьяне и диплом кинофестиваля в Орвието.

Жена Эмиля Лотяну

«Табор уходит в небо»

В то время перспективные «национальные кадры» тут же переезжали жить в столицу страны. Как только фото Эмиля Лотяну появились среди лауреатов международных кинофестивалей, режиссер получил приглашение работать на главной советской съемочной площадке – «Мосфильме».

Он переехал в столицу в 1973 году. Но и в Москве Лотяну не забыл свою бессарабскую родину. Он приступил к экранизации рассказа М. Горького «Макар Чудра» и создал потрясающий фильм «Табор уходит в небо», вошедший в золотой фонд советского кинематографа. В картине режиссеру удалось переплести любовную историю с нравами и бытом бессарабских ромов конца 19-го столетия.

Успехом фильм был обязан не только интересной теме, но и скрупулезности режиссера. Лотяну объездил весь Союз, чтобы набрать простых статистов-цыган. А для исполнения аутентичных песен ему пришлось добраться до Забайкалья, где жила семья ромов Бузылевых.

Для создания саундтрека Лотяну пригласил композитора Е. Догу, а на главную женскую роль – Светлану Тома. Вышедший в 1976 году фильм собрал 65 миллионов зрителей и принес режиссеру награды в Праге, Белграде и Сан-Себастьяне.

Галина Беляева в фильме Лотяну

«Мой ласковый и нежный зверь»

За свою десятилетнюю работу на «Мосфильме» Лотяну снял немало картин, ставших знаменитыми. Сразу же после выхода в прокат «Табор уходит в небо» режиссер приступает к еще одной экранизации, на этот раз повести Чехова «Драма на охоте».

Для своего фильма «Мой ласковый и нежный зверь» Лотяну хотел найти типаж, который был бы похож на звездную красавицу тех лет – фотомодель Одри Хепберн. Следуя этому заказу, помощница режиссера исколесила весь Союз, пока не нашла в хореографическом училище Воронежа требуемый образ.

Начинающая балерина Галина Беляева и не помышляла о карьере в кино. Но Лотяну со свойственным ему обаянием и настойчивостью принимается, как до этого со Светланой Тома, лепить из студентки звезду экрана. Она работает на одной площадке с такими знаменитостями, как Леонид Марков, Кирилл Лавров и Олег Янковский.

Евгений Догу прославляет фильм еще больше своим вальсом, который стал классикой современной симфонической музыки. Галина Беляева и Эмиль Лотяну на съемках этой картины стали любовниками, а потом поженились. «Мой ласковый и нежный зверь» стал хитом конца 70-х. В 1978 году он участвовал в конкурсе МКФ в Каннах.

Последние фильмы Лотяну

Другие фильмы

Последней работой режиссера в Москве, получившей всеобщее признание, стала картина о великой русской балерине Анне Павловой. Главную роль, естественно, сыграла муза и жена Эмиля Лотяну Галина Беляева.

Композитор Евгений Догу специально для фильма переиначил различные произведения Сен-Санса. В 1984 году эта картина была удостоена специальной награды в Оксфорде.

Позже появился одноименный телевизионный байопик из пяти серий. В конце 80-х режиссер решил вернуться в Кишинев. На студии «Молдова-фильм» он экранизирует поэму известного поэта Михая Эминеску «Лучафэрул».

На той же площадке он снимает фильм «Скорлупа» (1993), где играет его сын Эмиль. Это последняя известная работа мастера. В ней он выражает протест против наступления новой эпохи.

Безжалостный город с его законами рынка наступает на старый квартал, населенный наивными художниками и прекраснодушными поэтами. Хрупкий парадиз был разрушен… Как и здоровье режиссера.

Эмиль Лотяну фото

Конец жизни

Развал Советского Союза отрицательно сказался на состоянии молдавского кинематографа, да и на экономике независимой республики в целом. Фильмы больше не снимались, и Эмиль Лотяну, чтобы заработать на жизнь, преподавал в Кишиневском институте искусств для студентов – будущих театральных актеров.

В середине 90-х режиссер вновь перебирается в Москву. Там он пишет сценарий фильма «Яр» о знаменитом ресторане, где в начале ХХ века бывали знаменитые люди России той эпохи. Но государственных средств на постановку картины не было, а спонсоров эта тема не интересовала. Лотяну нервничал, что не прибавляло ему здоровья.

В 1998 году он решил перейти со съемочной площадки на театральные подмостки. В МХАТе им. М. Горького он ставит спектакль «Весь ваш, Антоша Чехонте» по двум рассказам Чехова «Свадьба» и «Медведь».

Смерть режиссера

Когда нашлись средства на съемки «Яра», Лотяну отправился в Болгарию искать натуру. Но в аэропорту Софии ему неожиданно стало плохо. В коматозном состоянии его доставили в одну из больниц Москвы.

Месяц медики безуспешно боролись за его жизнь. Но у Лотяну обнаружился рак в последней стадии. Умер знаменитый режиссер 18 апреля 2003 года. Он похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Эмиль Лотяну и Галина Беляева

Эмиль Лотяну: личная жизнь

Первой музой и спутницей жизни режиссера стала Светлана Тома. Она была младше мужа на 12 лет. Супруги жили в гражданском браке недолго. Вскоре Светлана ушла к молодому актеру О. Лачину.

Второй избранницей Лотяну стала Галина Беляева. Она подарила мужу сына, которого назвали в честь отца.

Друзья заметили, что все жены Эмиля Лотяну были намного младше его. Беляеву отделяли от возраста режиссера целых 25 лет. Но это был еще не предел. После того как актриса ушла от Лотяну, тот встретил свою третью – и последнюю – любовь.

Словацкая актриса Петра Фильчакова была младше его ровно на полвека. Лотяну пригласил ее на съемки «Яра». Но начавшаяся в начале 2003 работа над фильмом не была завершена.

Источник