Людмила уколова актриса
Унасегосполнымоснованиемназывают«русский испанец»или«нашиспанец», потомучтоегоимя, ккоторомутрадиционнодобавляютотчествоГеоргиевич, тесно связаноскультуройиРоссии, иИспании. ЭтозамечательныйактёрирежиссёрАнхельГутьеррес, удивительная судьбакоторогомоглабыстатьосновойдлязахватывающегофильмаи/иликниги. Вовремягражданскойвойныв ИспаниионребёнкомбылвывезеннапароходевСоветскийСоюз. Воспитывалсявдетскихдомах, втомчислев Болшеве, гдеокончилсреднююшколуипоступилвГИТИС.
…Вкниге«Полвека, ставшиеэпохой», посвящённойподмосковномуКалининграду (нынеКоролёв), естьглава«Последам«болшевских»испанцев», вкоторой, вчастности, пишется, что«с 1944 по 1951 годвСтарыхГоркахрасполагалсядетскийдом, предназначенныйдляразмещенияиспанскихдетей». Менязаинтересовало, в какиегодывэтомдоменаходился АнхельГутьеррес, приходилосьлиему быватьвБолшевепослеокончания школы. Этииряддругихвопросовя задалсамомуАнхелюГеоргиевичу, адресовавихнасайт«Кинотеатр.ru», гдеразмещенысведенияонём.
Шловремя, аответанепоступало. Честноговоря, яужеиненадеялсяполучитьего. Но, какговорится, небылобысчастья, данесчастьепомогло. Нашасоотечественница, ученицаГутьерреса, певица иактрисаЕленаНиконорова–Пет–роваобратиласьвИнтернетеко всемспросьбойподдержатьтеатр ЧеховавМадриде. Егоосновали болеетрёхдесятилетийруководит имАнхельГутьеррес. Еёкрикдуши былсвязанстем, чтотеатроказалсявсложномэкономическом положенииинаходилсяподугрозойзакрытия. ЯнаписалЕлене, она передаламоёписьмоАнхелюГеоргиевичу, апозжесообщила, что онвместестеатромбудетучаствоватьвтеатральномфестивале«Мелиховскаявесна». ЯотправилсявчеховскоеМелихово, где мнедовелосьприсутствоватьна пресс–конференциисучастием АнхеляГутьересса, беседоватьс нимвегономере, азатемещёдва часаподорогевМоскву, кударежиссёротправилсясосвоимиартистами, чтобыповидатьсясостарымидрузьямиипосмотретьспектакль попьесеЧеховаводномизтеатров. Таксложилсяэтотрассказ, который предлагаювниманиючитателей. Иначнусистоковмастера.
По словам Анхеля Гутьерреса, у него довольно странная биография. Он родился 28 августа 1932 года в … Гаване. Его мать — кубинка, отец — испанец, приехавший с товарищами из Испании работать на Кубу. В документах Анхеля напутали день его рождения (21 августа), и эту ошибку он исправил только после возвращения в Испанию из Советского Союза. С трёх лет мальчик жил на родине отца в маленькой деревушке в астурийских горах. В пять лет он уже помогал пастуху пасти скот.
Когда в Испании разгорелась гражданская война, Анхеля вместе с други-
ми испанскими детьми отправили в Советский Союз, предложивший свою помощь. Пароход приплыл в Ленинград, где испанских детей встретили с оркестром, цветами и подарками. «Тамяпо–
нял, — признавался годы спустя Гуть-еррес, — чтотакоелюбовь: насокружилинежностью, какойянеполучилот роднойматери…Длянассоздалиспециальныеучебникиповсемшкольным дисциплинамнаиспанскомязыке». И всё же после испытанного шока маленький Анхель в ленинградском детдоме долгое время ни с кем не разговаривал, только много рисовал, а потом стал играть одним пальцем на фортепиано, и его отвели в музыкальную школу.
В годы войны детский дом эвакуировали из Ленинграда сначала в Вологодскую область, а затем — в город Миасс Челябинской области. После войны воспитанников привезли в Москву. Анхель Гутьер-рес сначала попал в Черкизово у станции Тарасовской, потом — в Болшево. Детдом располагался в двух больших двухэтажных деревянных зданиях по улице Сталина в Горках (ныне — улица Кирова, дома №87 и №91). «Здесь— читаем в книге «Полвека, ставшие эпохой» — испанскийдетдоминаходился до 1951 года—кэтомувремени почтивседетивырослииужебыли способнынайтисвоёместовжизни. Училисьонив«Сталинской» школе—нынеэтопервомайская школа№ 2. Программабыланасыщеннойиразнообразной: помимо общеобразовательныхпредметов юныеиспанцыусиленноизучалирусскийязык, овладевалиразличнымиремёслами, ездилинаэкскурсии, принималиучастиевподготовкекмеждуна–
роднымисоветскимпраздникам, ходилинадемонстрации». При встрече я подарил Анхелю Георгиевичу ксерокопию главы «По следам «болшевских» испанцев» из упомянутой книги, и он неподдельно интересовался судьбой «Сталинской» (т. е. имени Сталина)
Сделатьвыборпомоглотообстоятельство, чторядомсиспанскимдетскимдомомнаходилсядомтворчествакинематографистов, которыевзялишефствонадвоспитанниками.
школы, в которой учился. К сожалению, авторы главы допустили неточность. «Сталинская» школа — вовсе не нынешняя первомайская школа №2 — была разрушена в результате пожара. От неё в посёлке остались только стены, густо поросшие кустарниками и деревьями. Узнал я об этом уже после встречи с Анхелем Гутьерресом, что, может, и к лучшему…
Школьные годы незабываемые, и Гутьеррес с теплотой вспоминает всё лучшее, чем они были наполнены: учёбой, занятиями музыкой и живописью, участием в спектаклях, дружбой и, конечно, первой сильной влюблённостью в красавицуРакэль, о которой он и спустя десятилетия говорил с волнением… В архиве Анхеля Гутьерреса сохранились несколько фотографий, относящихся к болшевскому периоду его жизни, которые он нам любезно предоставил. Сканировала и переслала их вместе с комментариями мастера Елена Никонорова-Петрова, за что выражаем ей искреннюю благодарность.
На всех снимках изображены — отдельно и в группах — болшевские друзья-детдомовцы. На одном, относящемся примерно к 1946 году (слева направо), — парниАнхельГутьерреси ОрасиоАргуэйесидевушкиХулияПастор(слева) иЭстерМунаррис. Эту группу друзей называли джазовым квартетом, так как им очень нравился джаз. У каждого были американские имена. Анхеля называли Джеком, Орасио — Джоном, Хулию — Бетти, Эстер — Нелли. «Джек, никогда не забывай наш
джаз!» — написали друзья Анхелю на обороте снимка. Анхель и Орасио играли в четыре руки на фортепиано, вместе выступали в оркестре. Когда ездили в Москву (это фото сделано там), в электричке пели в четыре голоса любимую песню «Рябинушка», и пассажиры плакали. Любили исполнять «Землянку» и модную тогда дурацкую песню про любовь «Студенточка», которая им очень нравилась, так как они сами были влюблены. «Мы ничегонезналипротрагическиедела России, быликомсомольцамисгорячимисердцами, — отмечает Гутьер-рес. — Потомнашипутиразошлись… ХулияраньшевсехвернуласьвИспанию, ЭстервышлазамужзаРафаэля, болшевскогодетдомовца, иуехала, по–моему, наКубу. Орасиовыучилсяв Москвенаинженера–биологаивернулсявИспанию».
На снимке вверху — болшевский оркестр, 1948 год. Анхель с баритоном второй слева в верхнем ряду (первый слева — Флорентино). Справа — руководитель Арсений Иванович (фамилия не указана). Между Анхелем и Арсением Ивановичем (слева направо) — Флореаль, Хуан Мари, Йорка, Мендио-ла, Сианка, Хайме, Амос, Медина, Пепе Луис, Орбат. Позже руководителем оркестра был Николай Феофанов — трубач, который очень любил джаз и по этой причине не мог поступить в классический оркестр. Он брал Анхеля и Орасио играть на параде. Разве забудешь такого наставника? Среди педагогов-воспитателей Гутьеррес запомнил и Татьяну Филипповну Меркулову, которую испанские ребята называли «камарада Таня».
Анхель Гутьеррес был увлечён музыкой и живописью. Двоюродный брат директора детского дома (тогда им была Лариса Иосифовна, фамилию которой память Анхеля не сохранила), профессиональный дирижёр, приезжал по выходным дням в Болшево, давал юноше уроки гармонии и говорил, что с его абсолютным слухом надо серьёзно заниматься музыкой. А известный художник Пётр Кончаловский, учивший детдомовцев рисованию, хвалил Анхеля за
чувство цвета и композиции. К окончанию школы Гутьеррес не решил, какой путь избрать в жизни. Сделать выбор помогло то обстоятельство, что рядом с испанским детским домом находился дом творчества кинематографистов, которые взяли шефство над воспитанниками. Актёры и режиссёры приходили в детский дом, детдомовцы ходили к ним. Они спрашивали, кем ребята хотят стать. Те отвечали: инженером, врачом… А Анхель тогда ещё не определился. Он хорошо рисовал, играл в школьных спектаклях, пел. Ему объяснили, что есть такая профессия, где всё это пригодится, — режиссёр.
—ЯхотелучитьсявоВГИКе, — вспоминает Анхель Георгиевич, — показал рисунки. Фотографийуменянебыло, я никогданедержалврукахкамеру. Мне посоветовалипоступитьвГИТИС. Такя попалнакурскАндреюЛобанову— ученикувеликогореформаторасценыКонстантинаСтаниславского. В студенческиегодыигралгероическиероливспектакляхпопроизведениямАлександраФадеева, Николая Островского, БорисаПолевого. Но когдапрочиталЧехова—сначала рассказы, потомпьесы, —былпотрясён!
Учась в институте, Анхель Гутьер-рес не забывал детдом, приезжал в Болшево. Следует заметить, что немало болшевских испанцев — друзей Гутьерреса — выбрали творческие профессии. Америко(справа на снимке с Анхелем), старше по возрасту на несколько лет, тоже поступил в ГИТИС, но потом ушёл из него. Ро–бертоокончил ВГИК, стал художником кино и, кажется, занимался анимацией. ХесусДиас— художник, окончивший, по словам Анхеля, Строгановское училище. На снимках также представлены МарияСапатерои Белармино Родригес, с которыми Гу-тьеррес учился в «Сталинской» средней школе, но их судьба ему неизвестна. Они, как и другие болшевские испанцы, раньше Анхеля вернулись на родину, и практически ни с кем ему не удалось восстановить прежних отношений, за исключением разве что Хе-суса Диаса, который предоставил ему репродукции русской живописи для титров к фильму-спектаклю «Дядя Ваня» Антона Чехова в постановке Гутьерреса. Дело в том, что когда он уезжал в Испанию, ему не разрешили вывезти из Советского Союза ни книги, ни собственные картины…
Впрочем, мы забежали вперёд.
После окончания ГИТИСа Анхель Гутьеррес поехал работать в Таганрогский драматический театр, в родной город Чехова. «Мнебыловажно, — говорит режиссёр, — почувствоватьатмосферу, вкоторойонжилв юности, увидетьегошколу, библиотеку, которуюонсоздал, регулярноприсылаякниги. Нравственныекритерии писателянастольковысоки, чтоменя всегдапреследуетмысль: имеюлия право, достоинлиставитьЧехова».
Жизнь подтвердила: достоин!
Вернувшись в Москву, Гутьеррес преподавал в ГИТИСе. На его курсе были Валерий Золотухин, Нина Шацкая — первые его ученики. Анхель окончил Высшие режиссёрские курсы, где его наставниками были выдающиеся кинематографисты Михаил Ромм, Юлий Райзман, Сергей Герасимов, а сокурсниками — Глеб Панфилов, Александр Аскольдов, Василий Ливанов… Работал режиссёром в ведущих театрах столицы, в том числе имени Станиславс-
кого, на Таганке, в цыганском «Ромэ-не»; поставил несколько десятков спектаклей. Снялся в кинофильмах «Зеркало» Андрея Тарковского, «Салют, Мария!» Иосифа Хейфица. Дружил с Юрием Любимовым, Анатолием Эфросом, Владимиром Максимовым, Булатом Окуджавой, Андреем Тарковским, Евгением Урбанским, Алексеем Глазы-риным, Артуром Макаровым и другими удивительными творческими людьми. Крепкая дружба связывает Гутьер-реса с живущим в Москве художником и философом Дионисио Гарсия. Зародилась она ещё в детском доме и длится по сей день. «Он—самородок, — говорит Анхель Георгиевич о друге. —
Великолепноигениальноигралнамандолине, гитаре, рисовалприлично. А потомокончилучилищепорезьбепо камню, сталоднимизлучшихвРоссии
НаегокурсебылиВалерийЗолотухин, НинаШацкая—первыеегоученики. АнхельокончилВысшиережиссёрскиекурсы, гдеегонаставникамибыли выдающиесякинематографистыМихаилРомм, ЮлийРайзман, СергейГерасимов, асокурсниками—ГлебПанфилов, АлександрАскольдов, Василий Ливанов…
ния «Испанец в России», которые недавно были опубликованы в журналах «Иностранная литература», «Вертикаль» (Нижний Новгород). Приезжая в Москву, Гутьеррес встречается со старым другом, вот и в нынешний его приезд они не могли не повидаться… Казалось бы, жизнь Анхеля Гутьер-реса в Советском Союзе складывалась благополучно. Но, по его словам, «одновременношлопрозрение. Изромантика, лермонтовскогогерояяпревращалсявреалиста. Японимал, чтодаже неСталин, мойбывшийидол, виноватв трагедиистраны, авсясистема. Помнюмарт 1953 года, когдахоронили Сталина. Ямногоразвиделегона трибунах, онказалсятакимзначительным. Мысдрузьямипонимали, что должнынапоследокувидетьлюбимо–
говождя. СкрышидоманаулицеГорькогомыповодосточнойтрубе, рискуя жизнью, спустилисьназаднийдвор Домасоюзов. Одинвоенныйизохранызаметилнас, нопонялнашмолодой пылипропустилпоодному. Ивотмы увиделиневождямировогопролетариата, ачеловеканеказистого, скороткимитолстымипальцами, рябого отоспы—удивлениеиразочарование…Мифбылразвеян».
Когда Гутьерресу десять лет не давали снимать фильм по собственному сценарию, запретили его последние спектакли, вызывали в КГБ, установили в квартире прослушку, он решил вернуться на историческую родину. В 1974 году Анхель Гутьер-рес уехал в Испанию. ВладимирВысоцкийподарилемунапрощание своюфотографиювролиПугачёвас надписью: «Яхочувидетьэтогочеловека…Анхеля!»АндрейТарковскийпринёскнигусвоегоотцапоэта АрсенияТарковскогосегоавтографомисвоейнадписью: «Дорогому другу. Помнивсенашивстречив Москве. Всё, чтопережиливместе».
В Испании Анхель встретился с матерью и родившимися без него сёстра-ми. Его спросили, чем он будет заниматься. «Хочубытьпастухомилисадоводом, уйтиотсуетымира», — был ответ. Но родные собрали деньги, и он отправился в Мадрид. Принимали его плохо: левые сторонились, потому что уехал из России, правые посылали туда, откуда пришёл.
В конце концов Гутьерреса пригласили преподавать в Королевскую высшую школу драматического искусства. У него был очень талантливый первый курс. Некоторые его выпускники стали актёрами созданного Анхелем Гуть-ерресом в 1980 году камерного театра имени А.П. Чехова. «Онипомогли мнеосуществитьмечту, —говорит Анхель Георгиевич. — Театрмысоздалисвоимируками: строили, апотомвдохнулижизньвстены. Первым япоставилспектакльпорассказуЧехова«Палатаномершесть». Двагода оншёлсаншлагами, анекоторые зрителидажепадаливобморок».
Театр, созданный Гутьерресом в Мадриде, носит имя выдающегося русского прозаика и драматурга Антона Чехова, а на вывеске на здании этого театра в столице Испании красуется силуэт чайки, раскинувшей крылья в полёте, — символ знаменитого Московского художественного театра. «Мойтеатр—эторусскийтеатр, — говорит Анхель Гутьеррес. — ВнёмосуществляютсяметодыСтаниславского, принципырусскойтеатральнойшколы, царитдействительнотворческаяатмосфера, духдружбыисотрудничества». За более чем тридцатилетнюю историю своего существования театр поставил более 50 спектаклей по произведениям Пушкина («Моцарт и Сальери»), Чехова («Чайка», «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня», «Невеста», «Дом с мезонином» и другие), Достоевского («Преступление и наказание»), Льва Толстого («Живой труп»), Алексея Арбузова («Мой бедный Марат») и других русских драматургов. Не случайно мадридский
театр имени Чехова называют «русским островком в испанском море». Он добился признания как в Испании, так и в других странах; неоднократно принимал участие в Чеховских фестивалях в Москве, Мелихове, Таганроге, Ялте.
Но вот парадокс: в прошлом году, когда проводился перекрёстный Год России в Испании и Испании в России, коллектив Гутьерреса не принял участия в международном театральном фестивале им. А.П. Чехова в Москве. Причина банально проста: отсутствие средств не только для поездки на фестиваль, но и для существования театра, оказавшегося на грани закрытия. Поддержать его мог бы, к примеру, и российский фонд, оказывающий материальную помощь учреждениям культуры (не называю его, чтобы не делать фонду антирекламу). Ведь вклад мадридского театра имени Чехова, его создателя и руководителя в пропаганду русской культуры в Испании по сути бесценен. А Анхеля Гутьерреса с полным основанием можно назвать полпредом нашей культуры на его родине. Напомним, что за большой вклад в распространение русской культуры и традиций русского театрального искусства на испанской земле художествен-
ный руководитель мадридского камерного театра имени Чехова Анхель Гуть-еррес в ноябре 2008 года в Кремле был награждён орденом Дружбы. Но…чи-новница фонда потребовала представить для оформления помощи такое количество нереальных справок, что стало ясно: из этого источника её не дождёшься.
Всё-таки мир не без добрых людей. Нашлись те, кто счёл нужным и возможным помочь театру. Конечно, финансовое положение его не стало полностью безоблачным. Но бескорыстная помощь помогла артистам, в частности, приехать в мае нынешнего года в Россию и принять участие в традиционном чеховском фестивале «Мелиховская весна». Испанские артисты представили на суд зрителей спектакль «Медведь», естественно, по Чехову, причём половина его шла на испанском языке, половина — на русском. К сожалению, мне, как и многим зрителям, не удалось увидеть спектакль из-за того, что он завершался в 23 часа, а в это время добраться из Мелихова в Москву без личного транспорта невозможно. Но на следующий день я присутствовал на пресс-конференции и слышал, с каким восторгом театральные критики говорили о спектакле, и видел, как был растроган режиссёр столь высокой оценкой его труда. Для него она много значит.
…Один из романов крупнейшего английского писателя Грэма Грина называется «Меня создала Англия». А известного испанского режиссёра Анхеля Гутьерреса создала Россия. Он сам однажды признался: «Менявоспиталарусскаякультура. Начинаясдетскогодома, всяжизньвРоссиибылавеликимсчастьем. Россия—мояземля, иябольше русскийчеловек, нежелииспанец». «Русским островком» является и семья режиссёра. Его жена — актриса Людмила Уколова — в своё время окончила ГИ-ТИС, работала в камерном музыкальном театре у Бориса Покровского. Их дочь Александра говорит не только по-испански, но и по-русски, потому что отец с детства общался с ней только на русском языке. Говорит по-русски и внук режиссёра. В доме смотрят русское телевидение. Когда я поинтересовался у Анхеля Георгиевича, на каком языке он думает, прожив в Испании почти четыре десятилетия, незамедлительно последовал ответ: «На русском!»
НадняхАнхелюГутьерресуисполнилось 80 лет. Несмотрянасолидный возраст, онэнергичениполонтворческихпланов. Помимоработывтеатре, емупредстоитзавершитькнигу, восновукоторойбудутположеныдневники, которыеАнхельс 1948 годаведёт ежедневно.
…Задумавшись над тем, как назвать эту публикацию, вспомнил название ёще одного романа Грэма Грина — «Наш человек в Гаване». Испанский режиссёр с русской душой Анхель Гу-тьеррес является нашим человеком в Мадриде и представляет собой живое воплощение идеи взаимопроникновения разных культур и национальных традиций: через него идёт реальный обмен духовными ценностями. И пусть эта связующая нить не рвётся как можно дольше. Поздравляя Анхеля Гутьер-реса с юбилеем, присоединяемся к многочисленным добрым пожеланиям в его адрес.
ЛеонидГОРОВОЙ
ФотоизархиваАнхеляГутьерреса
иавтора
Погода
+11 +13
утром +15 +17
днем +19 +21
Партнеры
все партнеры