Людмила целиковская биография личная жизнь дети фото

Людмила целиковская биография личная жизнь дети фото thumbnail

Людмила Целиковская — биография

Звезда актрисы Людмилы Целиковской вспыхнула в сороковых годах прошлого века. Своих поклонников она поражала искренностью и естественностью, ее любили и старались подражать во всем. Мужчины сходили по ней с ума, женщины откровенно завидовали ее таланту и красоте. Актриса снялась в картинах, которые еще при ее жизни стали классикой отечественного кинематографа, их любят до сих пор.

Всесоюзная популярность и любовь зрителей большой страны Людмила Целиковская узнала после выхода на экраны картин «Воздушный извозчик».

Детство и юность

Родилась Людмила Целиковская 8 сентября 1919 года в Астрахани, в очень обеспеченной и культурной семье. Отец Василий Целиковский был известным дирижером, Народным артистом СССР. Мама Екатерина Целиковская известная оперная певица. Людочке абсолютно не подходил местный климат, девочка часто болела, и доктора порекомендовали им сменить место жительства. В 1925-м Целиковские перебрались в Москву.

На фото Людмила Целиковская в детстве

Родители мечтали, что дочь пойдет по их стопам и выберет делом своей жизни музыку. Они отдали дочь в музыкальную школу им. Гнесиных, однако у девочки были маленькие ручки, и карьера пианистки ей не светила.

Больше всего Люде нравилось ставить небольшие сценки, она представляла себя актрисой. Чтобы убедиться, что у нее получается изображать разных персонажей, Люда придумала себе развлечение. Она выходила на Тверскую и просила милостыню, переодеваясь нищенкой. И ей подавали!

Первой на ее способности обратила внимание мама, и отвела ее к Рубену Симонову, актеру театра им.Вахтангова. После прослушивания он подтвердил, что девочка очень талантлива, и ей стоит учиться в театральном вузе.

После окончания школы в 1937-м Целиковская отправилась в училище им.Щукина, и сумела преодолеть просто невероятный конкурс. На тринадцать мест претендовали девятьсот абитуриентов. На экзаменах ей удалось рассмешить и покорить строгую комиссию своей непосредственностью, и девушку зачислили в число студентов.

Фильмы

Театральная биография Людмилы Целиковской началась еще в годы студенчества. Примерно в то же время она дебютировала и в кино. В 1939 году ее пригласил режиссер Юдин, который приступил к съемкам картины «Сердца четырех». Актриса всегда говорила, что из всех ее работ эта картина для нее самая важная и любимая. Но вскоре началась война, и зрители смогли увидеть ленту только в 1944 году.

Людмила Целиковская в фильме «Воздушный извозчик»

Параллельно с этой картиной, Людмила работала на съемках ленты «Антон Иванович сердится», которую снимал режиссер Александр Ивановский. Актриса всегда сама исполняла все музыкальные композиции в картинах, но эта стала исключением. Вместо нее в этом фильме звучал голос певицы Деборы Пантофель-Нечецкой.

Начало войны застало актрису в Ленинграде, но она сумела вернуться в столицу, а потом попала в эвакуацию в Омск. Там и нашла ее телеграмма из Алма-Аты, в которой ее приглашали на съемочную площадку ленты «Воздушный извозчик». Оказывается, одну из ролей – Наташу Куликову, писали специально для Целиковской.

Затем судьба свела Людмилу с легендарным режиссером Сергеем Эйзенштейном, который и позвал ее сниматься в картине «Иван Грозный». Актриса перевоплотилась в царицу Анастасию. Фильм вышел на экраны в победном 45-м, и все актеры, сыгравшие ключевые роли, были удостоены Сталинской премии. Исключением стала только Целиковская, ее фамилию вычеркнул из списка сам Сталин, сказав, что таких цариц не существует.

С театром дела обстояли еще хуже. Ее уволили из театра, в связи с постоянными отлучками на съемки в кино. Восстановиться помог Эйзенштейн, который лично отправил письмо ее театральному руководству.

Людмила Целиковская в фильме «Беспокойное хозяйство»

В 1946-м актриса засветилась в музыкальной комедии «Беспокойное хозяйство». Режиссером картины был Михаил Жаров, он же в то время был и мужем Целиковской. Он постарался, чтобы жена ни в чем не чувствовала дискомфорт, ее даже гримировали импортной косметикой. Зрители высоко оценили ленту, а вот по мнению критиков это была вершина безвкусия.

Режиссеры никак не хотели видеть в Людмиле драматическую актрису, поэтому единственной работой в этом жанре долго оставался фильм «Иван Грозный». Но когда ее позвали на съемочную площадку «Повести о настоящем человеке», актриса очень обрадовалась. Это была еще одна серьезная характерная роль.

В 1955-м актриса порадовала своих поклонников картиной «Попрыгунья». Чиновники Страны Советов никак не отреагировали на появление этой ленты, а вот Венецианский фестиваль наградил ее «Серебряным львом» и званием лучшего фильма на иностранном языке. Затем в карьере актрисы наступил долгий перерыв. Режиссеры приглашали ее сыграть наивную простушку, но актриса упорно отказывалась, не желая остаться в памяти зрителей в этом амплуа. До 1970-го она не сыграла ни одной роли в кино, выходила только на театральные подмостки.

Людмила Целиковская в фильме «Репетитор»

Свою последнюю роль известная актриса сыграла в фильме «Репетитор», который зрители увидели в 1987-м. После этого она больше ни разу не была на съемочной площадке.

Личная жизнь

Многочисленная армия поклонников актрисы следила не только за ее творческой карьерой, не меньший интерес они проявляли и ее личной жизни. Целиковская отдавалась любви так же страстно и без остатка, как и своей работе.

Первый раз Людмила вышла замуж за однокурсника по Щукинскому училищу Юрия Алексеева-Месхиева. Они были второкурсниками, то есть очень молодыми и горячими, и смогли прожить вместе меньше года.

Людмила Целиковская с Михаилом Жаровым

Следующий раз актриса связала себя узами брака с литератором Борисом Войтеховым. Он был ее горячим поклонником, оказывал такие знаки внимания, что это не могло не вызвать взаимности. Они поженились в 1939 году и были супругами на протяжении двух лет. В 1941 году супруги развелись, и Целиковская некоторое время даже побаивалась заводить новые отношения.

Однако в 1942 году она познакомилась с Михаилом Жаровым, с которым снималась вместе в картине «Воздушный извозчик». Роман был страстным, они бросили свои семьи, поселились в гостинице «Москва». Вместе участвовали во фронтовых концертах для советских солдат, посетили много воинских частей в том числе и Третью воздушную армию. Расписались в том же году. Их семейная жизнь продолжалась пять лет, и расставание с любимой Жаров переносил очень тяжело. Спустя много лет, когда актриса достигла почтенного возраста, она говорила, что так, как любил ее Михаил, не любил никто.

В 1948 году актриса вышла замуж за архитектора Каро Алабяна. Потом она призналась, что именно Каро она любила больше всех остальных своих супругов. В 1949-м у них родился сын Александр, и это было настоящим чудом, потому что актриса уже не надеялась стать мамой никогда. Именно воспоминания ее сына легли в основу книги о жизни актрисы «Долгий свет звезды», автором которой стал писатель Вострышев.

Людмила Целиковская с ребенком и Каро Алабяном

В 1950 году на Каро Алабяна завели уголовное дело, и он чуть не угодил в тюрьму, как японский шпион. Но это не омрачило семейного счастья актрисы. Людмила была счастлива по-настоящему, пока в 1959-м ее муж не скончался от онкологии.

Людмила Целиковская с последним мужем Юрием Любимовым

В 1959 году она встретила Юрия Любимова, который и стал ее последним мужем. У них был гражданский брак длиной в шестнадцать лет. Супруги расстались из-за измены Любимова. Его новой пассией стала переводчица из Венгрии Каталина Конц. В 1975-м Людмила и Юрий расстались, причем абсолютно нормально, без публичных скандалов и битья посуды. Несмотря на это Любимов даже не пришел проводить свою жену в последний путь в 1992-м.

Смерть

Болезнь настигла Людмилу Целиковскую в 1989-м. Доктора диагностировали у нее рак, который и привел к летальному исходу. Однако сама актриса до последнего не знала о своем диагнозе.

Могила Людмилы Целиковской

Великой актрисы не стало 4 июля 1992 года. Местом ее упокоения стало Новодевичье кладбище, где она навечно соединилась мужчиной, который был любовью всей ее жизни – Алабяном.

Избранная фильмография

  • 1939 Молодые капитаны
  • 1941 Антон Иванович сердится
  • 1941 Сердца четырёх
  • 1943 Воздушный извозчик
  • 1945 Близнецы
  • 1946 Беспокойное хозяйство
  • 1954 Мы с вами где-то встречались
  • 1955 Попрыгунья
  • 1970 Семья, как семья
  • 1980 Лес
  • 1987 Репетитор

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 августа 2020; проверки требуют 36 правок.

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Целиковская.

Людмила Васильевна Целико́вская (1919 — 1992) — советская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1963)

Наибольшую популярность получила в 1940-е годы, снявшись в музыкальных комедиях военного времени «Антон Иванович сердится», «Близнецы», «Сердца четырёх», «Воздушный извозчик» и «Беспокойное хозяйство».

Биография[править | править код]

Маленькая Люся. Астрахань, 1920-е годы

Людмила Васильевна Целиковская родилась 8 сентября 1919 года в Астрахани в семье заслуженного деятеля искусств Василия Васильевича Целиковского. Мать — Екатерина Лукинична, оперная певица.

До 1925 года семья Целиковской проживала в Астрахани. Людмила была болезненным ребёнком и тяжело переносила астраханский климат. По совету врачей Целиковские переехали в Москву.

В Москве девочка чувствовала себя хорошо. У Людмилы был прекрасный слух, и родители определили её в Гнесинскую школу учиться игре на фортепиано. Всё шло к тому, что Людмила, как и мечтали её родители, станет профессиональным музыкантом, но Людмила увлеклась театром.

По окончании общеобразовательной школы в 1937 году Людмила подала документы в Театральное училище имени Щукина. Конкурс в том году был около 900 человек на 13 мест. На экзамене она прочла «Сон Татьяны» из «Евгения Онегина» и спела романс.

В фильме «Сердца четырёх», 1941 год

Студенткой дебютировала в спектакле «Слуга двух господ» Московского театра имени Вахтангова. В 1938 году Целиковская дебютировала в кино в роли пионерки Вали в фильме «Молодые капитаны». В том же году влюбляется в своего однокурсника Юрия Алексеева-Месхиева, за которого выходит замуж. Молодую талантливую актрису заметил режиссёр Константин Юдин и пригласил сниматься в фильме «Сердца четырёх», где она сыграла Шуру Мурашову. После начала Великой Отечественной войны премьера фильма была отложена и он вышел на экраны только в 1945 году. Фильм имел большой успех у зрителей. По словам актрисы, это была её любимая картина, так как она играла саму себя. Например, актриса так же, как и её героиня, любила сладкое и музыку и ненавидела математику.

В 1943 году выходит фильм «Воздушный извозчик», в котором актриса сыграла роль Наташи Куликовой. Сценарий был написан Петровым Евгением Петровичем специально для неё. После этого фильма к ней пришла всесоюзная популярность — Людмилу Целиковскую узнала и полюбила вся страна. Во время съёмок фильма, Целиковская влюбилась в партнёра по фильму Михаила Жарова. Ей на тот момент было 24 года, ему — 44. Вскоре они регистрируют брак. Оба уходят из семей и довольно долго живут в номере гостиницы «Москва». Вместе выступают перед советскими солдатами на фронтах Великой Отечественной. Три месяца показывают фильм и выступают перед лётчиками 3-й воздушной армии.

Режиссёр Сергей Эйзенштейн приглашает Людмилу Целиковскую на роль царицы Анастасии в фильме «Иван Грозный». После выхода фильма на советские экраны все ведущие актёры, за исключением Целиковской, были удостоены Сталинской премии. Сталин лично вычеркнул её фамилию из списка со словами: «Такими царицы не бывают». После этого фильма она фактически потеряла работу в театре Вахтангова, где не хотели больше терпеть её постоянное отсутствие из-за участия в съёмках. В 1945 году после письма Эйзенштейна её вновь восстановили в театре.

Людмила Целиковская
и Михаил Жаров

После войны Целиковская снялась в фильмах Константина Юдина «Близнецы» и Михаила Жарова «Беспокойное хозяйство». Сценарий фильма был написан специально для жены Михаила Жарова. Романтическая комедия военного времени «Беспокойное хозяйство» получила холодный приём со стороны критиков, которые обвинили создателей в плохом вкусе, сводничестве и отсутствии прогрессивных идей. Но картина имела успех у зрителей.

В конце 1940-х годов в жизни Людмилы Целиковской началась череда серьёзных проблем — её четвёртый муж, успешный советский архитектор Каро Алабян, за которого она вышла замуж в 1948 году после развода с Михаилом Жаровым, попал в немилость к всесильному Берия. Алабян потерял работу и квартиру в Москве. Только заступничество А. И. Микояна спасло Алабяна от ареста. Он был отправлен на некоторое время работать в Армению. До 1953 года пара жила у друзей и родственников, не имея собственной квартиры. Только после письма в правительство им дали жильё, а Алабяну — работу.

Самый известный фильм 1950-х годов с участием Целиковской — фильм «Попрыгунья», в котором она сыграла роль Ольги Ивановны Дымовой. Партнёром по фильму выступил Сергей Бондарчук. В 1955 году на Венецианском кинофестивале фильм получил Серебряного льва, как лучший иностранный фильм. Однако актриса не получила никаких наград, а звание Народной артистки РСФСР было присвоено ей только в 1963 году.

В 1959 году умирает её муж Каро Алабян. В 1960-е годы она становится фактической женой театрального режиссёра Юрия Любимова. Она играет большую роль в становлении Театра на Таганке — придумывала постановки для многих спектаклей, используя свои связи, помогала мужу в борьбе с бюрократизмом чиновников. В квартире Любимова и Целиковской собираются Борис Пастернак, Григорий Бакланов, Борис Можаев, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Фёдор Абрамов, Борис Васильев, Пётр Капица, исполняет свои песни Владимир Высоцкий[2]. Любимов называл жену «Циолковская» и «Генерал»[3]. Любимов находился в немилости у руководства страны. Из-за этого его жена не получила звания Народная артистка СССР, хотя театр несколько раз выходил с предложением о присвоении ей этого звания. То обстоятельство, что она была фактической женой неблагонадёжного Любимова, послужило причиной отказа со стороны руководства.

Надгробный памятник
на Новодевичьем кладбище

В 1975 году Людмила Целиковская и Юрий Любимов тихо и мирно расстаются. Причина развода — измены Любимова. «Жить с гением трудно», — вспоминала Целиковская[4].

Одна из её последних заметных ролей в кино — Раиса Павловна Гурмыжская в фильме режиссёра Владимира Мотыля «Лес», положенном на полку до Перестройки.

Людмила Васильевна играла в теннис, любила лес, походы за грибами и ягодами. Любила вязать. Переводила с английского. Любила и умела готовить, домработниц у неё никогда не было, все домашние дела она делала сама. Играла в карты, пела романсы. Обожала музыку, живопись и книги.[5][3].

В 1989 году у Целиковской обнаружили рак, но диагноз от неё скрывали. В последние годы жизни тяжело болела. Людмила Васильевна Целиковская умерла 4 июля 1992 года в Москве. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (5 участок, 31 ряд, 1 могила)[6] рядом с Каро Алабяном.

Семья[править | править код]

Впервые Целиковская вышла замуж на втором курсе театрального училища (1938) за своего однокурсника Юрия Алексеева-Месхиева (1917—1946),

Вторым мужем актрисы (1939—1941) стал писатель Борис Войтехов (1911—1975).

Третьим мужем (1942—1947) был актёр Михаил Жаров (1899—1981).

Последним официальным мужем актрисы (1948—1959) был архитектор Каро Алабян (1897—1959). У них родился сын Александр (1949).[7]

Около 16 лет (1959—1975) Целиковская прожила в фактическом браке с Юрием Любимовым (1917—2014)[8].

В конце жизни Людмила Целиковская назовёт первые два замужества ошибками молодости, а о Михаиле Жарове всегда отзывалась тепло: «Он любил меня больше всех… А я больше всех любила Алабяна»[9].

Творчество[править | править код]

Театр имени Е. Б. Вахтангова[править | править код]

  • «Мадемуазель Нитуш» Ф. Эрве — Дениза
  • «Великий государь» В. А. Соловьёва — царица Мария Нагая
  • «Глубокие корни» Дж. Гоу и А. Д’Юссо — Дженевра
  • «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана — Инкен Петерс
  • «Ромео и Джульетта» Шекспира — Джульетта Капулетти
  • «Каменный гость» А. С. Пушкина — Лаура
  • «Идиот» Ф. М. Достоевского — Аглая Ивановна Епанчина
  • «Фома Гордеев» М. Горького — Медынская
  • «Слуга двух господ» К. Гольдони — Клариче
  • «Соломенная шляпка» Э. Лабиша и Марк-Мишеля — Элиза
  • «Много шума из ничего (спектакль театра имени Е. Вахтангова)» Шекспира — Беатриче (сохранилась телеверсия)
  • 1955 — «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» (радиоспектакль), режиссёр Р. Н. Симонов — Лиза Синичкина.

Фильмография[править | править код]

Жирным выделены фильмы, в которых Людмила Целиковская сыграла главную роль.

Признание и награды[править | править код]

  • Медаль «За трудовую доблесть» (16 декабря 1946)
  • Заслуженная артистка РСФСР (1954)
  • Приз «Серебряный лев святого Марка» I степени Венецианского кинофестиваля (1955) за роль в фильме «Попрыгунья»
  • Народная артистка РСФСР (1963)
  • Орден Трудового Красного Знамени (31 июля 1990).

Библиография[править | править код]

  • Симанович Г. С. «Людмила Целиковская». Людмила Целиковская. «Воспоминания». М., Союз кинематографистов СССР, 1989.
  • Михаил Вострышев. Людмила Целиковская. Жизнь замечательных людей. Выпуск 1007 (807). М. Молодая гвардия. 2001

Документалистика[править | править код]

  • Людмила Целиковская. Документальный фильм из цикла «Больше, чем любовь». ООО «Студия „Фишка-фильм“» по заказу ГТРК «Культура». 2006 г. Россия-Культура. 07.09.2019. 39 минут.

Память[править | править код]

  • На доме № 18 на Новинском бульваре в Москве, где жила актриса с 1954 по 1992 год, открыта мемориальная доска (скульптор Андрей Балашов, архитектор Вячеслав Бухаев)[10].
  • В честь Людмилы Целиковской назван сорт гладиолусов 547-С-04 Мирошниченко ярко-розового цвета[11].
  • Имя актрисы использовано в песне А. Галича «Городской романс (Тонечка)», в которой описана жизнь советской элиты: «А что у папы у её пайки цековские, И по праздникам кино с Целиковскою!».

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Рассказ о биографии Людмилы Целиковской на сайте «Чтобы помнили»
  • Людмила Целиковская. Биография в изложении Ф. Раззакова (недоступная ссылка)
  • Документальный фильм «Людмила Целиковская. Одиночество в любви». 2007 г.

Источник

Биография

Людмила Целиковская – звезда советского кинематографа и культовая артистка середины XX века. Актерская игра, искренняя и естественная, стала залогом многолетней любви публики. И сегодня фильмы с ее участием остаются классикой отечественного кино, а биография продолжает волновать умы почитателей – уже современных.

Детство и юность

Люда Целиковская родилась в 1919 году, 8 сентября, в теплом городе Астрахани. Семья была обеспеченной и культурной. Отец Василий Васильевич, высококлассный дирижер, был удостоен звания Народного артиста СССР, мать пела в опере. В 1925 году врачи порекомендовали Целиковским переменить климат, так как девочка страдала от лихорадки, и семья уехала в Москву.

Людмила Целиковская в детствеЛюдмила Целиковская в детстве

Первым уроком творчества для Людмилы стала музыка. Целиковская училась в музыкальной школе им. Гнесиных, но музыканта из нее не вышло: для пианино рука Люси оказалась слишком маленькой.

Лицедейство увлекло Целиковскую еще в детстве – как многие дети, она сначала разыгрывала маленькие сценки, а затем подошла к делу более «серьезно». Маленькая Люда любила гулять по Тверской улице и просить подаяния, изображая из себя нищенку.

Людмила Целиковская  в молодостиЛюдмила Целиковская в молодости

Мать Людмилы заметила одаренность дочки и показала ее Рубену Симонову, служившему в то время в театре им. Вахтангова. Девушка, волнуясь и нервничая, прочла монолог, и режиссер подтвердил мнение матери о таланте Люды.

В 1937 году Целиковская, закончив школу, подала документы в Щукинское училище. Это был год огромного конкурса – 900 человек на 13 мест, но Людмила сумела взять эту высоту. На творческих испытаниях она рассмешила приемную комиссию. Едва от страха стоящая на ногах девушка на вопрос, с кем она занималась перед экзаменами, честно призналась, что с мамой. А когда ее попросили представиться, назвала себя по имени отчеству.

Фильмы

В театр Целиковскую приняли еще в студенчестве. Свою первую кинороль, вожатой Вали, она также исполнила задолго до окончания «Щуки» – в 1939 году. Тогда юную актрису и заметил Юдин, за год до начала войны позвавший девушку на роль Шурочки Мурашовой в «Сердцах четырех». Людмила Васильевна говорила, что этот фильм – самый для нее важный. Тем не менее, из-за войны «Сердца…» пролежали на полке до 1944 года.

Людмила Целиковская в фильме «Сердца четырех»Людмила Целиковская в фильме «Сердца четырех»

Одновременно с этим Целиковская снималась у Александра Ивановского в картине «Антон Иванович сердится». В период съемок девушкой очень восхищался Кадочников, главный романтический артист кино 40-х. Кстати, это оказался единственный фильм в карьере Людмилы, в котором вместо нее пела профессиональная певица – Дебора Пантофель-Нечецкая. Вокальные партии в остальных фильмах и спектаклях Целиковская исполняла сама.

Когда началась война, Людмила находилась в Ленинграде. Сначала она вернулась в Москву, затем театр эвакуировали в Омск, а потом из Алма-Аты прислали телеграмму – Целиковскую звали на съемки «Воздушного извозчика». Валентин Катаев писал роль Наташи Куликовой специально под Людмилу.

Людмила Целиковская в фильме «Иван Грозный»Людмила Целиковская в фильме «Иван Грозный»

Затем судьба подарила Целиковской уникальный шанс – актрису заметил Сергей Эйзенштейн, уже тогда бывший легендой. По его приглашению в 1945 году Людмила исполнила в ленте «Иван Грозный» роль царицы Анастасии. Когда кино вышло на экраны, исполнители главных ролей получили Сталинскую премию. Все, кроме Целиковской, имя которой из списка вычеркнул лично Вождь, сославшись, что не бывает таких цариц.

Театральная карьера в это время трещала по швам: из-за постоянных отсутствий Людмилу уволили из театра Вахтангова и восстановили только после личного письма Эйзенштейна.

Людмила Целиковская в фильме «Беспокойное хозяйство»Людмила Целиковская в фильме «Беспокойное хозяйство»

«Беспокойное хозяйство», вышедшее в 1946 году, вернуло Целиковскую в привычное музыкально-комедийное амплуа, пусть и на военную тематику. Муж актрисы, Михаил Жаров, делал все для комфорта супруги – для грима даже использовали импортную косметику. Лента полюбилась зрителям, но не критикам – картину обвинили в дурновкусии.

Драматической киноактрисы в молодости из Людмилы Васильевны не получилось – режиссеры не рассматривали женщину с этой точки зрения. После «Ивана Грозного» долгое время единственной серьезной лентой была трогательная и щемящая «Повесть о настоящем человеке».

Людмила Целиковская в фильме «Попрыгунья»Людмила Целиковская в фильме «Попрыгунья»

В 1955 году на экраны вышел фильм «Попрыгунья» – самая популярная лента с Целиковской тех времен. В СССР Людмилу Васильевну за эту картину никак не отметили, но на Венецианском кинофестивале фильм получил «Серебряного льва» и титул лучшего иностранного кино. После этого актриса долго не снималась – режиссеры предлагали прежние роли наивных простушек, но это ее не устраивало. До 1970 года она работала исключительно на театральной сцене.

Последняя роль Людмилы Целиковской в фильме «Репетитор»Последняя роль Людмилы Целиковской в фильме «Репетитор»

Последней работой Людмилы Васильевны на экране стала картина «Репетитор», вышедшая в 1987 году. Больше Целиковская на снималась.

Личная жизнь

За личной жизнью всенародной любимицы публика следила не отрываясь. Людмила Васильевна любила так же ярко, как играла.

Первое замужество состоялось еще на втором курсе Щукинского. Мужем Люси стал Юрий Алексеев-Месхиев, учившийся там же. Брак оказался скоротечным – пара рассталась, не прожив вместе и года.

Людмила Целиковская и Михаил ЖаровЛюдмила Целиковская и Михаил Жаров

Вторым супругом стал Борис Войтехов, литератор. Целиковская из толп поклонников выбрала именно его – мужчина любил актрису настолько искренне, что это подкупало. Женой писателя Людмила пробыла 2 года и после развода какое-то время остерегалась отношений.

На съемках «Воздушного извозчика» женщина встретила третьего мужа, Михаила Жарова. Супружеская жизнь продлилась 5 лет, и развод стал для режиссера тяжелым ударом. Однако уже на склоне жизни в интервью Целиковская говорила, что из четырех мужей Жаров любил ее сильнее всех.

Людмила Целиковская с Каро Алабяном и сыномЛюдмила Целиковская с Каро Алабяном и сыном Александром

Четвертый муж Людмилы Васильевны, Каро Алабян, работал архитектором. И, как Жаров любил Целиковскую больше других мужей, так сама актриса среди всех своих супругов сильнее всего любила Алабяна. От него Людмила, уже отчаявшаяся завести детей, родила сына Сашу. Благодаря воспоминаниям Александра литератор Вострышев смог написать биографию артистки, книгу «Долгий свет звезды».

Хотя в 1950-е Алабяна чуть не посадили как японского шпиона, даже по фото тех времен видно, что Целиковская была счастлива – до 1959-го, когда Каро сгорел от рака легких.

Людмила Целиковская и Юрий ЛюбимовЛюдмила Целиковская и Юрий Любимов

Следующим – и последним – мужчиной в жизни Людмилы Васильевны стал Юрий Любимов. Официально они не были расписаны, но жили фактическим браком. Отношения с режиссером длились 16 лет, пока у Юрия не закрутился роман с венгерской переводчицей Каталиной Конц. Рассталась пара без скандалов и выяснения отношений, но на похороны, к могиле Людмилы, в 1992 году режиссер так и не пришел.

Смерть

В 1989 году Людмила Васильевна тяжело заболела – у нее нашли онкологию, которая затем стала причиной смерти женщины, но сообщать диагноз самой актрисе врачи почему-то не стали.

Могила Людмилы ЦеликовскойМогила Людмилы Целиковской

Скончалась Целиковская 4 июля 1992 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище, рядом с любимым мужем – Каро Алабяном.

Фильмография

  • 1939 – «Молодые капитаны»
  • 1941 – «Антон Иванович сердится»
  • 1941 – «Сердца четырёх»
  • 1943 – «Воздушный извозчик»
  • 1944 – «Иван Грозный»
  • 1946 – «Беспокойное хозяйство»
  • 1948 – «Повесть о настоящем человеке»
  • 1954 – «Мы с вами где-то встречались»
  • 1955 – «Попрыгунья»
  • 1956 – «Много шума из ничего»
  • 1976 – «Дамы и гусары»
  • 1978 – «Однокашники»
  • 1987 – «Репетитор»

Источник