Любовь соколова личная жизнь дети фото

Любовь соколова личная жизнь дети фото thumbnail

Биография

Любовь Сергеевна Соколова – советская и российская актриса, народная артистка СССР, на ее счету награды различных кинофестивалей, военные медали, включая медали «За отвагу» и «За оборону Ленинграда». Исполнила более 300 ролей в кинофильмах знаменитых режиссеров советской эпохи, за что фамилия Любови Соколовой попала в книгу рекордов Гиннеса

Любовь СоколоваЛюбовь Соколова | Блог Дилера

Любовь Соколова появилась на свет 31 июля 1921 года в небольшом городке Иваново-Вознесенске. Родители ее были простыми рабочими людьми: мать работала продавцом в магазине, отец был столяром-краснодеревщиком. Семья держала хозяйство – огород, животных, и многие обязанности по уходу за скотиной и другой работе по дому лежали на плечах юной Любы.

Актерский талант у девочки проявился в самом нежном возрасте. В 5-6 лет Люба обожала наряжаться в старые материнские платья и шали и устраивать для домашних представления. Когда девочка подросла, то стала посещать драмкружок, участвовала в школьной художественной самодеятельности.

Любовь Соколова в молодостиЛюбовь Соколова в молодости | Кино 24

Все свободное от домашних забот и учебы время юная Люба проводила в Ивановском театре музкомедии. Работники театра, заметив любовь школьницы к высокому искусству, стали пускать ее на представления бесплатно.

Любина мама лелеяла надежду, что дочь поступит в консерваторию. Однако руководительница школьного кружка сказала, что к музыке у девушки нет способностей. В итоге в 1940 году Любовь Соколова, окончив школу, приехала в Ленинград и поступила в педагогический институт имени Герцена.

Уже будучи студенткой, она узнала о наборе слушателей в актерскую школу при «Ленфильме». Любовь немедленно помчалась на пробы и покорила комиссию, включая руководителя курсов Сергея Герасимова, монологом из чеховской «Чайки». К слову, Соколова была одной из тысячи с лишним претендентов, комиссию же прошли только 22 человека. С тех пор ее жизнь и биография были тесно связаны с актерским мастерством, театральным и киноискусством.

Любовь Соколова в молодостиЛюбовь Соколова в молодости

Счастью Любы не было предела! Она успевала все – и ходить на лекции в пединституте, и не пропускать занятия в актерской школе, да еще и подрабатывала, таская чемоданы на вокзале, чтобы хоть как-то сводить концы с концами.

В актерской школе Соколова встретила свою первую любовь – студента Георгия Араповского. Они поженились в мае 1941 года и были безумно счастливы вместе. В то же время Любе предложили первую роль в кинематографе, в картине «Фронтовые подруги». Целомудренную и правильную Любовь возмутило поведение сценариста Сергея Михалкова, и она отказалась сниматься. Тогда ей казалось, что жизнь вся жизнь впереди и будущее представлялось в самом радужном свете.

Война и блокада Ленинграда

Счастье молодой семейной пары, как и миллионов советских граждан, оборвала война. Любовь вместе с мужем осталась в осажденном Ленинграде, поступила на завод, обтачивала детали для военных самолетов. Люба работала наравне со всеми, на том же заводе трудились ее свекровь и любимый муж. На фронт его не взяли по причине слабого зрения.

фото “Дороги Жизни”“Дорога Жизни” | Российская газета

Скудного пайка не хватало. Первой от голода умерла мать Григория, потом смерть пришла за сыном. Муж скончался прямо на руках у любящей жены, и горю ее не было предела. Каким-то чудом Соколовой удалось выжить, продержаться до эвакуации в 1942 году. Она покинула блокадный Ленинград единственным возможным тогда путем, под бомбежками, на грузовике по льду Ладожского озера.

Добравшись до Большой земли, Люба на какое-то время задержалась на приемном пункте, помогая перевязывать раненых и ухаживать за истощенными жителями Ленинграда, пережившими путешествие по Дороге Жизни. Затем Соколова добралась до Иванова, а чуть позже перебралась в Москву.

Любовь Соколова в молодостиЛюбовь Соколова в молодости | Аргументы и факты

Случайно девушка услышала о вновь изданном постановлении правительства. Согласно ему эвакуированные из блокадного города ленинградцы имели льготы при поступлении в московские вузы. Соколова пошла на прием к министру кинематографии и попросила принять ее во ВГИК. Ее зачислили сразу на второй курс. На время войны институт был эвакуирован в Алма-Ату, и новоиспеченная студентка актерского факультета переехала в Казахстан.

Училась Соколова у легендарных мастеров: Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Во время учебы, играя в студенческих спектаклях, она посещала МХАТ, смотрела драмы и комедии в исполнении ведущих актрис и думала, что сама бы сыграла лучше.

Любовь Соколова в молодостиЛюбовь Соколова в молодости

В молодости Любовь Сергеевна была очень красива, и это хорошо видно на ее старых фото. На коллег-мужчин, как и на зрителей, сильное впечатление производили ее выразительные глаза, роскошные волосы, правильные черты лица.

Однако актриса целиком посвятила себя учебе, а после – работе. Вся ее личная жизнь проходила на людях, на сцене, и противоположному полу в ней не было места; слишком сильна была еще боль утраты и тоска по умершему супругу.

Карьера в театре

В 1946 году Любовь Соколова окончила с отличием ВГИК и пришла в Театр-студию киноактера. В этом театре в общей сложности артистка проработала всю свою жизнь, не считая ролей в кинематографе и тех нескольких лет, которые она провела, выступая в Германии перед советскими солдатами.

Снявшись в нескольких лентах, в 1951 году актриса получила предложение поработать в Театре группы советских войск. Труппа театра постоянно гастролировала по Германии, разъезжая по многочисленным советским военным гарнизонам, размещенным после войны на территории ГДР. В Потсдаме находилась база драматического театра.

Любовь СоколоваЛюбовь Соколова | Kinodir

Любовь Сергеевна согласилась, не раздумывая, и целых пять лет жила и работала за рубежом. За эти годы она сыграла десятки ролей в различных спектаклях.

Вернувшись в 1956 году в Москву, артистка поступила в заново открытый Театр-студию киноактера. И все же Любови Соколовой судьбой было предначертано стать самой востребованной и самой снимающейся актрисой кинематографа, театр же в ее жизни отошел на второй план.

Фильмы

Первая картина, в которой снялась Любовь Соколова, вышла еще до ее отъезда в Германию. В 1948 году актрису пригласили на роль медсестры Варвары в фильме «Повесть о настоящем человеке». Партнером девушки по картине стал знаменитый Павел Кадочников, игравший Мересьева. Однако знаменитая лента не принесла Соколовой ни славы, ни даже мало-мальского гонорара: она по-прежнему еле сводила концы с концами и жила в театральной гримерке.

После этого в фильмографии артистки было еще две ленты, где Любовь Сергеевна исполнила эпизодические роли. После возвращения из Германии Соколову стали все чаще приглашать на съемки. Она была непревзойденной актрисой второго плана, хотя наверняка сыграла бы и заглавные роли не хуже других артистов.

Любовь Соколова в фильме "Доживем до понедельника"Любовь Соколова в фильме “Доживем до понедельника” | Кино-театр

В 50-х годах Соколова снялась в картинах «Две жизни», «Семья Ульяновых», «Тихий Дон», «Ночной гость», «Хождение по мукам». На съемках последнего фильма она познакомилась с режиссером Георгием Данелия, который стал ее новой любовью на долгих 26 лет.

Фильмы, в которых играла актриса, были разноплановыми, включая драмы и комедии, мелодрамы и классические пьесы. С возрастом у Соколовой постепенно сложилось амплуа женщины среднего возраста, доброй, душевной и отзывчивой, какой она и была на самом деле.

Практически все режиссеры, в чьих лентах снялась Любовь Сергеевна, видели ее в образе матери главных героев и героинь. За ней даже закрепилось шутливое и очень нежное прозвище «всенародная мама».

Любовь Соколова в фильме "Ирония судьбы, или С лёгким паром!"Любовь Соколова в фильме “Ирония судьбы, или С лёгким паром!” | Кино-театр

Сама актриса искренне радовалась своим второстепенным ролям, считая их не менее важными, чем заглавных персонажей. Она и впрямь была королевой эпизода, ее героини оттеняли центральных действующих лиц, придавали полноту и целостность сюжету, реалистичность и глубину жизненным ситуациям. Любовь Сергеевна не играла, а проживала чужую жизнь на экране, вкладывая душу в каждый образ.

Читайте также:  Святослав астрамович личная жизнь дети

Характерно, что актриса ни разу не взялась за роль отрицательного персонажа, за одним исключением. В драме «Единственная» Любовь Соколова сыграла мать, которая пыталась разлучить родного сына с женой. Она считала своим долгом нести людям добро и любовь, ведь в мире нет ничего важнее и ценнее.

Личная жизнь

Если в кинематографе Любовь Соколову ожидал успех и всеобщее признание, любовь зрителей и режиссеров, дружба и уважение коллег по цеху, то личная судьба актрисы была очень непростой. Смерть первого мужа повергла молодую женщину в глубочайшее уныние, она долгие годы тосковала по своему погибшему в блокаду супругу и даже не смотрела на других мужчин.

Любовь Соколова и Георгий ДанелияЛюбовь Соколова и Георгий Данелия

Пробудить в актрисе любовь и нежность удалось молодому режиссеру Георгию Данелия, снявшему ее в нескольких своих картинах. Он ухаживал очень настойчиво, даже пошел на обман, убедив Любовь Сергеевну, будто они ровесники, поскольку она не стала бы встречаться с мужчиной младше ее.

Актерская семья Любови и Георгия казалась очень прочной, хоть они так и не расписались, но на деле все было не так гладко. Поначалу Люба была действительно счастлива, Георгий окружил ее вниманием, она переехала к нему в квартиру на Чистых прудах, сразу подружилась со свекровью, знаменитым сценаристом и режиссером, Мэри Анджапаридзе.

Георгий ДанелияГеоргий Данелия | Anews

Любовь Сергеевна хлопотала по дому, постоянно что-то мыла, стирала, пекла, а ее добрый и отзывчивый характер помог найти общий язык с новыми родственниками. Через год, в 1959 году у пары родился сын Николай. Любовь Сергеевна очень переживала, роды были непростыми, да и молодой маме было уже 38 лет. К счастью, все прошло благополучно.

Спустя годы актриса призналась, что со временем семейная жизнь стала просто невыносимой. Георгий Данелия, человек творческий и увлекающийся, не раз надолго уходил из дома, выпивал, у него были женщины на стороне.

Его роман с писательницей Викторией Токаревой обсуждала вся Москва, а Люба только рыдала в подушку и все прощала. Когда Георгий серьезно заболел, даже впал в кому, верная супруга ухаживала за ним, не отходя от постели больного.

Писатель Виктория ТокареваПисатель Виктория Токарева | Новости Израиля и Ближнего Востока

Последней каплей стала связь режиссера с новой пассией, Галиной Юрковой. Спустя 26 лет совместной жизни Данелия сказал жене, что полюбил другую женщину и им надо расстаться. Любовь Сергеевна собрала вещи и переехала в свою квартиру, к старенькой маме.

Следующая трагедия окончательно подкосила актрису. Сын Николай подавал большие надежды. Несмотря на ранний брак (он женился в 17 лет на однокурснице) и рождение дочки, Николай успешно окончил институт по специальности режиссура. Его работы хвалили ведущие критики, сценаристы, режиссеры. Однако в 80-е годы сын Соколовой и Данелия увлекся баптизмом, попал в какую-то секту и перестал общаться с родными.

Сын Любови Соколовой НиколайСын Любови Соколовой Николай | KinoNews

В 1985 году Николай погиб при невыясненных обстоятельствах в возрасте 26 лет. Причина смерти сына актрисы, тело которого нашли в одной из московских квартир, так и не была установлена.

Через девять лет погибла лучшая подруга Соколовой, Майя Булгакова. Артисток везли на концерт, и машина врезалась в столб. Любовь Сергеевна попала в реанимацию, но скоро поправилась, а Булгакова умерла через несколько дней после автокатастрофы.

Смерть

Любовь Сергеевна продолжала сниматься до самой смерти. Скончалась всенародная мама и великая актриса с непростой судьбой в 2001 году, не дожив полутора месяцев до своего восьмидесятилетия.

Фильмография

Список картин, в которых снималась Любовь Сергеевна, может занять несколько страниц, ведь их насчитывается чуть меньше четырехсот. Зато заглавные роли можно пересчитать по пальцам:

  • Ольга Сергеевна Прозорова в «Трех сестрах»;
  • Прасковья Павловна Лихачева в «Матери и мачехе»;
  • Прасковья Лихолетова в «Осенних утренниках».

Любовь СоколоваЛюбовь Соколова

Роли матерей Соколова исполнила в следующих знаменитых картинах:

  • «Ирония судьбы или С легким паром!»,
  • «Единственная»,
  • «Я шагаю по Москве»,
  • «Расплата»,
  • «Бездна»,
  • «Певучая Россия»,
  • «Мелодия на два голоса»,
  • «Опасные друзья».

Сама Любовь Сергеевна своим любимым персонажем называла маму двоечника из картины Андрея Ростоцкого «Доживем до понедельника». Помимо этого блестящих ролей у народной актрисы было немало. Без нее совсем по-другому воспринимались бы знаменитые ленты «Белорусский вокзал», «Вам и не снилось», «Преступление и наказание», «Два капитана» и десятки других фильмов.

Источник

Любовь Соколова прожила яркую, интересную и во многом трагическую жизнь, навсегда оставшись в сознании зрителей хорошей, доброй и любимой всеми “мамой” советского кино. Большинство россиян хорошо знает ее по роли новогодней мелодрамы Эльдара Рязанова “Ирония судьбы, или С легким паром” (1975). Новым материал “ЛЮДИ И ЭПОХИ” расскажет о непростом жизненном пути этой замечательной актрисы.

1. Большой талант и большая трагедия

Любовь родилась в подмосковном городе Иваново в 1921 году. Она с детства любила играть в спектаклях, учить и декламировать стихи, петь и танцевать. После окончания школы она отправилась в Ленинград, где поступила в педагогический институт им. Герцена. Впрочем, пробыла она там недолго: через несколько месяцев девушка узнала про актерскую школу при “Ленфильме” и без раздумий пошла на вступительный экзамен. Там она великолепно прочла монолог из чеховской “Чайки” (который знала с детства) и легко поступила на первый курс.

Фото: 24smi.org

Тут же Любовь познакомилась с молодым актером Георгием Араповским, который в мае 1941 года позвал ее замуж. По собственному признанию актрисы, тогда она растаяла от красивых ухаживаний и заботы со стороны молодого и красивого парня, а потому согласилась на его предложение. Однако уже через месяц началась война, которая унесла жизнь Георгия и его мамы, Любви же чудом удалось выехать по “Дороге жизни” в столицу. Там она без экзаменов поступила во ВГИК, который через три года окончила с красным дипломом. После выпуска она несколько лет проработала в Театре-студии киноактера и получила предложение о пятилетней поездке в Германию: выступать перед советскими войсками. Актрису ничто не связывало с Москвой, а потому она легко согласилась.

2. Новая любовь и новые проблемы

В 1956 году Любовь вновь приехала в столицу, где устроилась на прежнее место работы. Однако ее театральная деятельность стала часто прерываться съемками в фильмах. Ее приглашали такие именитые режиссеры, как Андрон Кончаловский, Андрей Смирнов, Александр Серов и… Георгий Данелия. Последний начал ухаживать за симпатичной актрисой, что привело ее в замешательство. После смерти первого мужа у Соколовой не было мужчин, и заводить новые отношения она не хотела. Однако напор Георгия был слишком сильным и Любовь уступила.

Молодой Георгий Данелия // Фото: rg.ru

Несмотря на то, что супруги прожили вместе 26 лет, их отношения были далеко не идеальными. Любовь была домохозяйкой: она специально не брала больших ролей, чтобы обеспечивать домашний уют мужу. Однако страстный, увлекающийся Данелия часто пропадал на несколько дней, сильно напивался и увлекался другими женщинами. Так, например, вся Москва знала, что популярная в то время писательница Виктория Токарева – любовница режиссера Данелии. Свекровь была на стороне Соколовой: она уговаривала ее не разрушать семью ради ребенка. Актриса плакала, переживала, но продолжала жить с неверным мужем.

Кадр из фильма “Ирония судьбы, или С легким паром” (1975) // Фото: ruskino.ru

Однажды Георгий так сильно заболел, что даже перенес клиническую смерть и был несколько недель прикован к постели. Соколова просиживала дни и ночи рядом с ним, но муж этого не оценил. Сразу после выздоровления он собрал вещи и уехал к другой женщине. Но это была не единственная трагедия актрисы. В 1985 году ее сын, 26-летний Николай Данелия, погиб при неизвестных обстоятельствах. Горе матери было невыносимым, но стойкая женщина не сломалась.

Читайте также:  Олеся судзиловская личная жизнь дети фото

3. Последние годы

После смерти сына Любовь Соколова стала работать с удвоенным рвением. За свою жизнь она исполнила не одну сотню ролей. Это были небольшие, но нужные любому фильму персонажи: бабушки, мамы, секретарши, медсестры, консьержки, поварихи. Именно поэтому даже в лихие 90-е годы Любовь смогла сохранить карьеру и не погрязнуть в нищете, как это было со многими советскими актерами. Умерла актриса в 2001 году, прожив 79 лет.

Одна из последних фотографий Любви Соколовой // Фото: tvc.ru

Подпишитесь на канал и поставьте палец вверх – в вашей ленте будет больше интересного 🙂

Спасибо за внимание!

Источник

Биография Любови Соколовой

Любовь Соколова – великая советская актриса, которая снялась почти в четырех сотнях фильмов, где в чаще всего играла простых русских женщин с трудной судьбой. За доброту и искренность экранных образов ее называли «всесоюзной киномамой», заслуги Соколовой были отмечены высокими правительственными наградами и званиями. На долю актрисы выпало множество тяжких испытаний, но все их она пережила со стоическим мужеством и терпением, до конца своих дней оставаясь светлым и бесконечно добрым человеком.

Детство и юношеские годы

Будущая актриса родилась в Иваново-Вознесенске (с 1932 г. город Иваново) в простой советской семье, никак не связанной с миром театра и кинематографа. Отец, Сергей Максимович, был столяром-краснодеревщиком. Мама, Прасковья Федоровна, сначала трудилась обычным продавцом тканей, а после окончания торгового института заняла должность директора универмага.

Соколовы жили в старом деревянном доме с большим земельным участком, доставшимся матери в наследство от ее отца. Сад, огород и домашняя скотина были большим подспорьем для семьи, поэтому Люба и два ее младших брата с ранних лет были приучены к труду и помогали родителям по хозяйству.

Артистические способности девочки проявились еще в глубоком детстве. В садике маленькая Любаша охотно декламировала стихи и пела частушки, а дома устраивала концерты, нарядившись в мамино платье. В школьные годы девочка активно участвовала в самодеятельности, в старших классах посещала драмкружок.

Люба очень любила бывать в местном театре музкомедии, не пропускала ни одной премьеры. Работники тетра ее хорошо знали и даже иногда пускали в зал без билета. В благодарность 16-летняя Соколова выступила с монологом Онегина на юбилейном концерте, посвященном юбилею Пушкина.

В 1939 году девушка успешно окончила среднюю образовательную школу №56 и уехала в Ленинград, чтобы продолжить образование в педагогическом институте. На втором курсе она узнала, что режиссер Герасимов открывает актерскую школу при «Ленфильме». Любу не смутило огромное количество желающих (более тысячи претендентов), она уверенно прошла все отборочные туры и в числе 22 счастливчиков была принята на курс великого мастера. Среди одногруппников Соколовой оказался и Георгий Араповский, который вскоре стал ее законным супругом.

Блокадные годы и учеба во ВГИКе

Люба была одной из самых заметных студенток на курсе, впереди маячили большое будущее и самые радужные перспективы. Впервые на экране Любовь появилась в массовке драмы Сергея Герасимова «Маскарад» (1941), хотя ее дебютом должна была стать роль медсестры в картине «Фронтовые подруги». Но фривольное поведение сценариста фильма, классика советской литературы Сергея Михалкова, показалось Соколовой недопустимым, и она отказалась от столь лестного предложения.

Начавшаяся война стала трагическим периодом в жизни нашей героини, как и всего советского народа. Вместе со свекровью и мужем, которого не взяли на фронт по причине слабого зрения, Соколова осталась в блокадном Ленинграде и пережила все ужасы того кошмарного времени. Двадцатилетняя девушка работала слесарем на авиационном заводе, помогала раненым в госпитале, а по ночам тушила зажигательные бомбы.

На ее руках от голода умерли муж и его мать, а сама Соколова чудом осталась жива. Зимой 1942 года она, под бомбежками, по льду Ладожского озера, сумела выбраться из осажденного города, а попав на большую землю, еще на некоторое время задержалась на сборном пункте, помогая раненным и истощенным жителям блокадного Ленинграда.

Вернувшись в Иваново, Люба долго не могла прийти в себя – потеря любимого мужа и крайняя степень истощения серьезно подорвали ее моральные и физические силы. Вернуться к жизни ей помогло известие о том, что блокадникам предоставили льготы при поступлении в московские вузы. Соколова отправилась в столицу и добилась, чтобы ее приняли сразу на второй курс ВГИКа.

Став студенткой актерской мастерской Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой, она с головой окунулась в учебу, а чтобы заработать на кусок хлеба, подрабатывала носильщиком на вокзале. Вместе с ней на курсе учились Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов, Клара Лучко и многие другие талантливые актеры, ставшие легендами советского кинематографа.

Театральные работы и первые шаги в кинематографе

В 1946 году Соколова окончила ВГИК с красным дипломом и была зачислена в труппу Театра-студии киноактеров, который стал для нее домом в прямом и переносном смысле этого слова. Своего жилья у актрисы не было, денег на съемную квартиру не хватало, поэтому вечером, после спектакля, она оставалась ночевать в гримерке, где соорудила кровать из связанных веревками стульев.

Пять лет (с 1951 по 1956) актриса провела в Германии, где в составе Театра Западной группы войск, организованного в Потсдаме, выступала перед военнослужащими советских гарнизонов. Об этом периоде своей жизни актриса вспоминать не любила, хотя сыграла в ГДР множество классических ролей, о которых всегда мечтала.

Сниматься в кино Соколова начала сразу же после окончания ВГИКа, в 1946 году. Маленький эпизод в картине «Поезд идет на восток» остался практически незамеченным, а вот роль колхозницы Варвары в военной драме «Повесть о настоящем человеке» (1948) стала для актрисы серьезной заявкой на успех.

К сожалению, в начале пятидесятых в советском кинематографе наступил период затишья. По приказу Сталина все деньги направлялись на восстановление народного хозяйства, а на кино выделялись сущие крохи. За 1949-50 гг. были сняты лишь девять картин, поэтому у начинающей, пусть даже и очень талантливой и перспективной актрисы шансов получить работу было немного.

Оказавшись не у дел и практически без средств к существованию, Соколова вынуждена была согласиться на работу в Германии. Ей удалось поправить свое материальное положение и даже приобрести однокомнатную квартиру в столице, однако время было потеряно, и, вернувшись, 35-летняя Люба попала в категорию возрастных актрис. Ей пришлось довольствоваться работами второго плана, к которым, стоит признать, она всегда относилась также ответственно и щепетильно, как и к ключевым ролям.

Встреча с Данелия и лучшие роли в кино

С середины 50-х Соколова стала довольно активно сниматься – спектр ее ролей не ограничивался одним амплуа и был достаточно широк. Она засветилась в таких громких лентах того периода, как «Тихий Дон» (жена Штокмана), «Ночной гость» (Екатерина), «Фома Гордеев» (Наталья), сыграла старшую сестру Ленина в биографическом фильме «Семья Ульяновых» и рыночную торговку в военной драме Григория Чухрая «Баллада о солдате».

В 1958 году она блистательно исполнила роль Анисьи в экранизации романа Алексея Толстого «Хождение по мукам». Эта картина стала важным этапом в судьбе актрисы – на съемочной площадке «Мосфильма» она познакомилась с молодым ассистентом режиссера Георгием Данелия, который изменил ее жизнь. Темпераментному грузину удалось растопить ледяное сердце неприступной красавицы, которая шестнадцать лет хранила верность покойному супругу. Актриса расцвела, похорошела, ее жизнь снова наполнилась глубоким смыслом, а рождение сына стало выстраданной наградой за все пройденные испытания.

Читайте также:  Людмила павлюченко снайпер личная жизнь дети муж

Изменилось и творческое амплуа актрисы – Любовь Сергеевна все чаще стала играть матерей экранных персонажей, чем заслужила звание «всесоюзной киномамы».

Во всех своих ролях она представала в образе настоящей русской женщины – доброй, любящей, заботливой, всегда готовой прийти на помощь, пожалеть, посочувствовать и защитить от любых напастей.

Актриса принципиально отказывалась играть отрицательных персонажей – уж слишком много горя и испытаний свалилось на ее хрупкие плечи в реальной жизни. К тому же она свято верила в магическую силу кинематографа и с осторожностью относилась к ролям, которые могли бы негативно отразиться на ее жизни или судьбах близких людей. Лишь один раз Любовь Сергеевна сделала исключение и сыграла безутешную мать, потерявшую своего сына. По трагическому стечению обстоятельств, фильм «Исчезновение» стал пророческим: через несколько лет актрисе пришлось хоронить собственного сына, ушедшего из жизни совсем молодым.

В фильмах Данелия актрисе также доставались второстепенные роли, но Любовь Сергеевна не обижалась на мужа. Ей самой хотелось больше времени проводить дома, хлопоча по хозяйству и заботясь о любимом сыне, поэтому маленькие эпизоды, не требующие долгих отлучек, ее вполне устраивали. Самые любимые фильмы – «Сережа», где Соколова снималась вместе с сыном, и «Доживем до понедельника», в котором актриса сыграла мать непутевого двоечника Вовки, которую постоянно вызывает в школу герой Вячеслава Тихонова. Мальчишка оказался ровесником ее Коленьки и таким же шалуном и забавником. Актриса часто с улыбкой вспоминала, как он побаивался ее подзатыльников и трогательно просил «Вы не очень-то дуплите, ладно?»

За свою кинокарьеру Соколова снялась в 389 фильмах, что стало абсолютным мировым достижением и было зафиксировано в книге рекордов Гиннеса. За выдающийся вклад в развитие советского киноискусства актриса была удостоена званий Заслуженная артистка РСФСР, Народная артистка РСФСР и Народная артистка СССР. Среди ее наград немало медалей за трудовую доблесть и отвагу, проявленную во время войны.

Личная жизнь Любови Соколовой

Со своим первым мужем Георгием Араповским Люба познакомилась во время учебы в ленинградской киношколе. Георгий был видным 29-летним мужчиной – высоким, стройным, косая сажень в плечах, да еще из обеспеченной аристократической семьи. Не влюбиться в такого было невозможно, и весной 1941 года Соколова стала законной женой Араповского, перебравшись из студенческого общежития в его просторную квартиру на Фонтанке.

Безмятежное счастье Соколовой разрушила война – во время блокады Люба потеряла любимого супруга и всех его родственников, а сама чудом осталась жива. Она не раз вспоминала, как, находясь на грани жизни и смерти, уже полностью отчаявшись, она встретила на улице незнакомого старика, который сказал ей следующие слова: «Есть ты будешь мало, а жить долго, и тебя будут любить миллионы». Через несколько дней девушка пошла в церковь и обомлела. С иконы Николая Чудотворца на нее смотрело знакомое лицо того самого старца, который привиделся ей на пустынной заснеженной улице.

Люба действительно выжила и зимой 1942 года по Дороге Жизни сумела выбраться из осажденного города. Но страшные испытания, через которые ей пришлось пройти, оставили глубокий след в ее душе. Целых шестнадцать лет молодая красивая девушка не подпускала к себе мужчин и отвергала любые знаки внимания с их стороны. Снова пробудить в актрисе любовь и интерес к жизни удалось начинающему грузинскому режиссеру Георгию Данелия, который со всем своим кавказским темпераментом принялся ухаживать за неприступной, но так понравившейся ему женщиной.

Он был очень настойчив и обаятелен, шутил, осыпал цветами и подарками, и даже пошел на обман, прибавив себе десяток лишних лет (Данелия был на девять лет младше Любы). Сердце Соколовой оттаяло, и когда Данелия при всей съемочной группе встал на колено и попросил ее руки, актриса дала свое согласие. Георгий тут же перевез любимую женщину в свою московскую квартиру, где жил вместе с матерью, прославленным советским режиссером Мэри Аджапаридзе.

Любовь Сергеевна прожила с Данелия двадцать шесть лет, родила ему сына Николая (1959 г.р.), но так и не стала его официальной супругой. Георгий оказался еще тем ветреником, о его многочисленных романах знала вся Москва, к тому же режиссер любил выпить. Люба философски относилась к загулам мужа – с появлением Коленьки она полностью растворилась в ребенке и делала все, чтобы мальчик рос здоровым и счастливым. Со свекровью у нее было полное взаимопонимание – женщины старались не выносить сор из избы и, как могли, опекали своего любимого Гию.

В 1980 году Данелия попал в больницу с тяжелым инфарктом, который случился после перенесенного до этого перитонита. Режиссер пережил клиническую смерть, несколько дней находился в коме и чудом остался жив. Выходила его Люба, которая дни и ночи проводила у постели больного, и даже водила его на прием к целительнице Джуне. Окончательно оправившись от болезни, Георгий отплатил жене черной неблагодарностью и через несколько лет заявил, что уходит к другой женщине.

Сначала Соколова не восприняла его слова всерьез – у режиссера и до этого были любовные романы, об его многолетних отношениях с писательницей и сценаристкой Викторией Токаревой судачила вся Москва. Но в этот раз Данелия был настроен серьезно и действительно ушел к своей новой пассии, актрисе Галине Юрковой, которая вскоре стала его законной женой.

Любовь Сергеевна тяжело переживала расставание с мужем, но самая главная трагедия была еще впереди. В 1985 году при невыясненных обстоятельствах скончался сын Николай, которого она любила больше жизни. Юноша подавал большие надежды, окончил режиссерский факультет ВГИКа, писал стихи и сценарии. В последнее время увлекся баптизмом, что, возможно, и привело его к неожиданной смерти.

У Николая осталась жена и дочь Маргарита, которые стали для безутешной матери смыслом ее существования. Пережить страшную трагедию ей также помогла работа – актриса снималась до последних дней жизни, играла в театре и выступала перед публикой с творческими вечерами.

Осенью 1994 года, по дороге на одну из таких встреч со зрителями Соколова попала в автомобильную аварию – водитель не справился с управлением, и машина на огромной скорости врезалась в бетонное ограждение. Любовь Сергеевна с тяжелейшими травмами была доставлена в больницу, но выжила, а вот ее близкая подруга, актриса Майя Булгакова, и водитель скончались на месте.

Смерть

Это трагическое происшествие серьезно подорвало здоровье и так уже немолодой женщины. Но оставаться в четырех стенах было совсем невыносимо, поэтому актриса продолжала работать, чтобы хоть как-то отвлечься от своих горестных переживаний. Ее последней работой в кино стала роль бабушки главного героя в детском детективе «Сыщик с плохим характером». Любовь Сергеевна скончалась от обширного инфаркта сразу же после окончания съемок, озвучивала ее персонажа еще одна близкая подруга, актриса Любовь Омельченко.

6 июня 2001 года Соколова почувствовала себя плохо, хотя накануне выступала в сборном концерте на сцене Театра Красной армии и выглядела вполне здоровой. Соседи вызвали «Скорую», но к приезду врачей актриса была уже мертва.

Всеми любимую «киномаму» похоронили на Кунцевском кладбище рядом с могилой сына, на панихиду пришли тысячи людей, чтобы отдать дань талантливой актрисе и великой русской женщине, на долю которой выпали такие тяжкие испытания.

Источник