Любовь руднева актриса личная жизнь
Любовь Руднева
Любовь Александровна Руднева. Родилась 20 сентября 1961 года в Барнауле. Советская и российская актриса театра и кино.
Любовь Руднева родилась 20 сентября 1961 года в Барнауле.
В 1983 году окончила Театральное училище им. Щепкина, курс Ю.М. Соломина.
Работала во многих московских театрах, в ТЮЗе. Далее стала играть в антрепризе.
В кино начала сниматься с 1982 года, дебютировав в эксцентрической драме Романа Балаяна «Полёты во сне и наяву». Сыграла Светочку – коллегу Сергея Макарова (Олег Янковский). По сюжету накануне своего сорокалетия герой фильма – инженер конструкторского бюро Сергей Макаров – пытается подвести итоги прожитых лет. Но ничто не приносит ему удовлетворения и счастья: ни любящая жена, ни юная любовница, ни друзья, ни работа, и он вдруг начинает понимать, что жизнь его пуста.
Любовь Руднева в фильме “Полёты во сне и наяву”
В 1990 году исполнила главную роль – Любу – в социальной драме «Яма» режиссера Светланы Ильинской – экранизации одноименной повести А.И. Куприна. Фарсово-гротескная история из жизни обитателей публичного дома в одном из провинциальных городов России, рассказ о судьбе девушек, которых обстоятельства завели в тупик.
Любовь Руднева в фильме “Яма”
Небольшие, но яркие роли исполнила актриса в картинах «Одна на миллион» (Зинаида), «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (Капа), «Грешница в маске» (проститутка), «Утомлённые солнцем» (Люба Грушева).
Любовь Руднева в фильме “Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина”
Любовь Руднева в фильме “Утомлённые солнцем”
В 1996 году сыграла одну из ключевых ролей в детективе «Короли российского сыска». Ее героиня – Полина Анисимовна, секретарь начальника имперского сыска Аркадия Францевича Кошко (Армен Джигарханян). Вместе со своими подручными российский Шерлок Холмс расследует несколько загадочных и запутанных дел.
Любовь Руднева в фильме “Короли российского сыска”
В 2000-е заметными стали работы в картинах «Азазель» (Аграфена Кондратьевна), «Реальный папа» (Тамара), «Самый лучший фильм – 2» (мадам де Помпадурь), «Салам Масква» (Кудрявцева), «Выхожу тебя искать» (Наталья), «Кураж» (Валентина Максимовна).
Любовь Руднева в сериале “Кураж”
Личная жизнь Любови Рудневой:
Подробности своей частной жизни не разглашает.
Фильмография Любови Рудневой:
1982 – Полёты во сне и наяву – Светочка, коллега Сергея Макарова
1983 – Поцелуй
1983 – Молодые люди – Люба
1983 – Вечера на хуторе близ Диканьки – Мария Михайловна
1985 – По зову сердца – адъютант при штабе
1986 – Очи чёрные (Dark Eyes / Oci ciornie) – горничная у городского головы
1987 – Филёр
1989 – Леди Макбет Мценского уезда – заключенная
1989 – Визит дамы – машинистка в приемной бургомистра
1990 – Яма – Люба
1990 – Ведьма – Пазька
1991 – Путана – проститутка
1991 – Дети, бегущие от грозы (киноальманах)
1992 – Семь сорок – работница справочной в аэропорту
1992 – Одна на миллион – Зинаида, медсестра в ветеринарной клинике
1993 – Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина – Капа
1993 – Грешница в маске – проститутка
1994 – Утомлённые солнцем (Soleil trompeur) – Грушева Люба
1995 – Первая любовь
1995 – Без ошейника – хозяйка Джульбарса (Джули)
1996 – Линия жизни (Line of Life / Ligne de vie) – “ночная бабочка”
1996 – Короли российского сыска – Полина Анисимовна, секретарь Кошко
1996 – Кафе “Клубничка” – Валя, учительница астрономии
1998 – Сочинение ко Дню Победы – пассажирка самолёта
1998 – Две луны, три солнца
1999-2000 – Редакция
2000 – Марш Турецкого (1 сезон) – Лиля Игнатова, секретарь Летунова
2001 – Гражданин начальник – соседка Маши
2002 – Превращение – прежняя служанка
2002 – Азазель – Аграфена Кондратьевна
2004 – 32-е декабря – эпизод
2007 – Свадьба – Анна Никитишна, подруга Ярославы
2007 – Реальный папа – Тамара
2007 – Комната с видом на огни – Юсупова
2007 – 12 – дочка свидетеля
2008 – Второе дыхание – культработник
2008 – Батюшка – эпизод
2009 – Самый лучший фильм – 2 – мадам де Помпадурь
2009 – Лучший друг моего мужа – психолог
2009 – Выхожу тебя искать – гадалка Наталья
2009 – Вердикт – Алла Геннадьевна Суркова, учительница сольфеджио, присяжная
2010 – Сивый мерин – консьержка
2011 – Каменская-6 – Людмила Анатольевна Крылова, мать погибшего Серёжи
2012 – Салам Масква – Кудрявцева
2012 – Мама по контракту – Екатерина Антоновна Смирнова, инспектор отдела по усыновлению
2012 – Выхожу тебя искать-2 – Наталья, экстрасенс
2013 – Женщины на грани – Любовь Андреевна Шаманова, соцработник
2014 – Кураж – Валентина Максимовна, помошница Алекса (нет в титрах)
Со своей будущей женой Хесей Локшиной Эраст Гарин познакомился, когда они оба учились у Мейерхольда. Это было в 20-х годах прошлого века. С самого момента знакомства они все и всегда делали вместе: ставили спектакли, репетировали, отдыхали, грустили и радовались. Хеся относилась к Гарину не только как к мужу, но и как к сыну, брату, она его постоянно опекала, а он принимал ее заботы как нечто само собой разумеющееся. Она часто болела, много времени проводила в больницах. В такие дни было понятно, что значит Хеся для Гарина. Он сразу становился поникшим, мрачным, начинал худеть и обрастать щетиной.
Эраст Гарин и Хеся Локшина
В кино зрители впервые увидели Гарина в 1934 году, когда он сыграл адъютанта Каблукова в картине «Поручик Киже». В 1936 году Гарин и Хеся сняли экранизацию «Женитьбы» Гоголя, где Эраст сыграл Подколесина. Однако первая популярность в кинематографе пришла к Гарину в 1940 году, когда ему самому уже было 40. Хотя для заядлых театралов Ленинграда и Москвы Гарин уже давно был признанным гением.
Гарин в молодости
В 1935 году случилось событие, которое, казалось бы, должно навсегда развести Гарина и Хесю. В том самом году Мейерхольд и Гарин репетировали «Ревизора». К работе была привлечена редактор – молоденькая Любовь Руднева. Их отношения с Гариным переросли профессиональные – закрутился бурный роман, который продолжался 6 лет. У Рудневой и Гарина родилась дочь, но семьей они так и не стали. Эраст не смог оставить свою Хесю. Он знал, что разлуку с ним она бы не пережила. Чтобы поставить в этой непростой истории жирную точку и начать жизнь с чистого листа, Гарин и Хеся переезжают в Ленинград. Там Гарина и заприметил драматург Евгений Шварц. В его сказках актер будет блистать и на сцене, и в кино.
Когда Гарину и Хесе нужно было расставаться, он писал ей каждый день, подробно рассказывая, как проводит время. Он описывал каждую минуту без нее и ужасно тосковал.
По рассказам современников, Гарин походил на себя лишь в одной из всех своих киноролей – в роли короля из фильма «Золушка». Когда актера утвердили на эту роль, было отснято уже 80% материала. После этого его вызвало на ковер начальство и попросило пересмотреть концепцию роли, мол, где это Гарин видел таких королей? В жизни их не бывает! На это актер ответил, что не встречал настоящих королей и сыграть может только сказочного. Так до нас дошла замечательная работа Гарина.
Немного несуразный и наивный в жизни, в работе Гарин был строг. Однажды он снял с роли знаменитого артиста, который и по званию, и по возрасту был старше его. Снял он его с роли за нетвердое знание текста и два небольших опоздания на репетицию. Сам ж он боялся только свою Хесю. На каждой репетиции, если только Хеся не болела, они были вместе.
С возрастом Гарину доставались в кино роли милых и ворчливых стариков.
В 1966 году во время съемок картины «Веселые расплюевские дни» артист был серьезно травмирован – ему в глаз попал кусок льда. Глаз пришлось удалить. Второй глаз практически перестал видеть. К Концу 70-х он остался не у дел. Больного старика иногда навещали ученики.
Одной из последних работ актера стала роль профессора Мальцева в комедии «Джентльмены удачи». Там его снимали с такого ракурса, чтобы не было видно глазной протез.
Когда Гарин умер, Хеся Александровна сникла. Без мужа она не знала, как жить, и вскоре ушла вслед за ним.
Также смотрите:
Янина Жеймо: муж думал, что ее нет в живых и нашел другую
Первый раз Эраст Гарин женился в 19 лет на своей ровеснице Хесе Локшиной. Брак был бездетным. В 32 года актер познакомился с 20-летней студенткой Любовью Рудневой. Между ними начались отношения, которые привели к рождению дочки Ольги. Гарин метался между двумя любимыми женщинами несколько лет. С Любой его связывала дочка, а с Хесей не только быт, но и искусство. Снимать кино и писать сценарии Эраст мог только вместе с женой.
Эраст Павлович Герасимов (настоящая фамилия актера) появился на свет 10 ноября 1902 года в Рязани. Окончив Рязанскую гимназию Эраст отправился добровольцем в Красную Армию. Три года молодой человек играл на сцене самодеятельного театра Красной Армии. На его талант обратил внимание знаменитый театральный режиссер Всеволод Мейерхольд и пригласил в свой театр. Четырнадцать лет Гарин был любимым учеником, актером и другом Мейерхольда.
К 1936 году Гарин захотел сам стать режиссером. Он перешел в Ленинградский театр Комедии, где четырнадцать лет был режиссером и актером. На дружеские отношения с Мейерхольдом это никак не повлияло. К тому времени Эраст Гарин был знаменитым театральным актером, а в кино первый раз снялся только в 32 года. Его дебютной кинокартиной стала “Поручик Киже”. Следующим стал фильм “Женитьба”, в котором он не только снялся в главной роли, но и вместе с женой выступил режиссером и сценаристом. К сожалению, “Женитьба” была утеряна, и как ни старались супруги, не смогли её найти.
Хеся Локшина
Гарин стал режиссером восьми фильмов, к трем из них написал сценарии. Все это было выполнено в соавторстве с женой Хесей Локшиной. Жена была не только его спутницей по жизни, но и в творчестве. Даже когда Эраст оставил Хесю ради новой возлюбленной, они всё равно продолжали работать вместе. В 1935 году 32-х летний Эраст влюбился в 20-летнюю начинающую писательницу Любовь Рудневу. Жену он оставить не решался, зная как тяжело ей будет одной. Но когда родилась его единственная дочка Ольга, Гарин всё же решился оставить Хесю.
Любовь Руднева
Эраст жил с Любовью, но продолжал работать с Хесей. Шесть лет мужчина не мог сделать свой окончательный выбор. Но в 1941 году все же решил вернуться к жене, хотя про дочь тоже не забывал. Повзрослев Ольга стала искусствоведом. В 1947 году Эраст сыграл одну из своих самых известных ролей – короля в сказке “Золушка”. Многим зрителям Гарин запомнился именно как король. Потому что роль короля играл ещё дважды: в “Каин XVIII” и “Обыкновенном чуде”. Кстати “Обыкновенное чудо” срежиссировано Эрастом и его женой Хесей.
В 1966 году актер попал в аварию, из-за которой практически полностью лишился возможности видеть. Из-за этого он почти не снимался в кино. Как режиссер он тоже больше не сделал ни одной работы. Всё что ему оставалось это работа на радио и озвучивание мультипликационных фильмов. Эраст Гарин дал свой голос более сорока героям мультфильмов. Один из самых известных ослик Иа из мультфильма “Винни-Пух и день забот”. Последние годы Эраст и Хеся постоянно болели, вели затворнический образ жизни, не любили принимать гостей. 4 сентября 1980 года остановилось сердце 77-летнего актера, режиссера и сценариста Эраста Гарина. Его жена Хеся Локшина ушла в след за ним через два года.
Было интересно? Ставьте лайк (палец вверх) и подписывайтесь на канал
В Википедии есть статьи о других людях с фамилиями Руднева и Фейгельман.
Любовь Саввишна Руднева (настоящая фамилия Фейгельман; 17 ноября 1914[2], Рига — 12 марта 2003, Москва) — русская советская писательница и театровед, мемуарист.
Биография[править | править код]
Рано осталась без родителей. Училась в школе эстетического воспитания для высокоодарённых детей. В 1935 году окончила театроведческий факультет Театрального института. Выступала чтецом со стихами Блока, Есенина, Маяковского, Хлебникова как член «Бригады Маяковского», а также в концертах Владимира Яхонтова и Дмитрия Журавлёва[3]. Работала литсотрудником в молодёжном журнале «Затейник». По приглашению В. Мейерхольда вела мастерскую современного слова, а также работала (в 1935—1938 гг.) в научно-исследовательской лаборатории его театра[3].
Всесоюзную известность ей принесло посвящённое ей стихотворение поэта Ярослава Смелякова «Любка» — Любовь Руднева и есть та самая Любка Фейгельман.
Участница Великой Отечественной войны — участвовала в освобождении Крыма и Севастополя; была лектором Главпура ВМФ, находилась на кораблях Черноморского и Северного флотов, бригады траления Дунайской военной флотилии.
В 1946 году окончила Литературный институт имени А. М. Горького. С 1946 года — член КПСС. Работала в музее В. Маяковского, преподавала в Литературном институте.
С 1956 года — член Союза писателей СССР. Член Международной ассоциации маринистов.
Похоронена на Троекуровском кладбище[4].
Семья[править | править код]
- Муж (1935—1941) — актёр Эраст Павлович Гарин (1902—1980)[5].
- Дочь — Алёна. В молодости покончила жизнь самоубийством.
- Дочь — Ольга Эрастовна Гарина (род в 1938), искусствовед и автор книг для детей[3].
- Муж — Юрий Дмитриевич Полухин[5].
Творчество[править | править код]
Большинство своих книг («Память и надежда», «Последние листригоны», «Голос из глубин», «Странная земля», «Моя бухта», «Сердце брата» и др.) посвятила людям моря: судьбе Севастополя, исследователям глубин океанов, учёным-океанологам, мореходам, строителям научных кораблей.
Автор книг о болгарском поэте Н. Вапцарове, В. Маяковском.
Опубликованы её воспоминания о В. Мейерхольде, В. Маяковском, Д. Шостаковиче и других деятелях искусства («Дом на Брюсовском»).
Автор-составитель «Записок корреспондента» военкора, автора книги «Севастопольцы» Александра Моисеевича Хамадана[5].
Ей принадлежат литературные обработки воспоминаний большевиков Маргариты Васильевны Фофановой[6], Николая Александровича Емельянова[7], Раисы Борисовны Борисовой[8].
Избранные произведения[править | править код]
- Полухин Ю. Д., Руднева Л. С. Сквозь годы и горы. — М.: Сов. Россия, 1981. — 256 с. — 30 000 экз.
- Руднева Л. С. Встречи и верность : Рассказы : [Для ст. шк. возраста]. — М.: Детгиз, 1960. — 286 с. — (Разделы: Память. – Огонь Севастополя). — 90 000 экз. || . — М.: Дет. лит., 1986. — 286 с. — (Содерж.: Сын Тараса; Встреча с Данилой; Иван-Цветок и Иван-Чугунок; Иван-Голубок и Иван-Казачок; Иштван и Зельма; Переправа; Память; Дети Сулака; Детство Тараса; Звезда Вана, и др. рассказы). — 100 000 экз.
- Руднева Л. С. Голос из глубин : Роман. — М.: Сов. писатель, 1983. — 479 с. — 30 000 экз. || . — М.: Сов. писатель, 1990. — 479 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-265-01183-8.
- Руднева Л. С. Дом на Брюсовском : [эссе]. — М.: Композитор, 2005. — 342 с. — ISBN 5-85285-711-4.
- Руднева Л. С. Коронный свидетель : Роман : [Для стар. возраста]. — М.: Дет. лит., 1970. — 207 с. — 70 000 экз.
- Руднева Л. С. Малая исповедь : [Проза]. — М.: РБП, 1995. — 7 с. — (Рекламная библиотечка поэзии; 50 лет Великой Победы). — 1000 экз. — ISBN 5-7612-0242-5.
- Руднева Л. С. Моя бухта : Повести : [Для сред. и старш. школьного возраста]. — М.: Дет. лит., 1964. — 240 с. — (Содерж.: Последний рейс в Камышовую; Полковник Фрол и античный парень; Клоун Эрга и его предки; Вернулся; Поиски лейтенанта; Ночное признание).
- Руднева Л. С. На расстоянии голоса : Рассказы : [Для сред. и старш. возраста]. — М.: Дет. лит., 1969. — 287 с. — (Содерж.: Коля Емельянов; Две исповеди; Спор; Чапаевские Канны; Письмо; Мелодия Глюка; Мадьяр; На святках; К небу прикасались ветви; За море синеволное; и др. рассказы). — 50 000 экз.
- Руднева Л. С. Никола : Повесть [о болгар. поэте коммунисте Н. Вапцарове]. — М.: Детгиз, 1955. — 424 с. — 30 000 экз. || . — М.: Сов. писатель, 1962. — 442 с. — 50 000 экз.
- Руднева Л. С. Никола Йонков Вапцаров — поэт болгарского народа // Вапцаров Н. Й. Стихотворения. — София, 1952. — С. 7—18.
- Руднева Л. С. Память и надежда : Роман. — М.: Сов. писатель, 1967. — 503 с. — 30 000 экз. || . — М.: Сов. писатель, 1976. — 527 с. — 100 000 экз.
- Руднева Л. С. Последние листригоны : Роман : [Для ст. возраста]. — М.: Дет. лит., 1976. — 256 с. || . — 2-е изд. — М.: Дет. лит., 1983. — 254 с. — 100 000 экз.
- Руднева Л. С. Сердце брата : Рассказы : [Для сред. и старш. возраста]. — М.: Детгиз, 1963. — 255 с. — (Содерж.: Керидос Амигос; Джанкой кубинский; До свидания!; Коля Емельянов; К небу прикасались ветви; За море синеволное; Смоленский; У Генуэзской башни; Тишина; Валя Елина; и др. рассказы). — 65 000 экз.
- Руднева Л. С. Странная земля : Роман. — М.: Сов. писатель, 1974. — 407 с. — 30 000 экз.
- Фейгельман Л. С. Маяковский в странах народной демократии — Чехословакии, Болгарии, Польше. — М.: Сов. писатель, 1952. — 488 с. — 20 000 экз.
Отзывы[править | править код]
В рассказах Рудневой об обороне Севастополя почти все имена подлинные — мы ведь и сегодня гордимся подвигами этих людей… Я встречал их в боях, это были мужественные люди. Многие из них отдали не только свою кровь, но и жизнь…
— И. Ф. Чухнов, генерал-полковник технических войск (цит. по:[5])
Литература[править | править код]
- Иванов С. Голос Севастополя // Литературная газета. — 1968, 8 мая.
- Озеров Л. А. Повесть о поэте // Литературная газета. — 1956, 17 мая.
- Разгон Л. Связь времён // Знамя. — 1963. — № 10.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Руднева Любовь Саввишна // Энциклопедический словарь псевдонимов / С. Колосова. — 2009.
- Руднева-Фейгельман Любовь Саввишна (1914-2003). «Где дремлют мёртвые…». Дата обращения: 7 мая 2012.
- Левитин М. Сильные люди катастрофы // Культура : газета. — 2006. — № 50 (7560), 21—27 декабря. Архивировано 28 июля 2011 года. (о книге: Руднева Л. Дом на Брюсовском. — М.: Композитор, 2005)
- Лезинский М. Истории связующая нить. world.lib.ru. Дата обращения: 7 мая 2012.
- Немировская М. Дмитрий Шостакович и другие // Информпространство : газета. — 2006. — № 9.
- Опись № 7: Документы Л. С. Рудневой и Ю. Д. Полухина. Фонд № 34 : Коллекция документов деятелей литературы. Главное архивное управление города Москвы. Дата обращения: 7 мая 2012.
- Морозов А. Руднева. Литературная энциклопедия. Дата обращения: 7 мая 2012.
Ее звали Любовь Саввишна Фейгельман. Она единственная писательница, жизнью и творчеством связанная с морем, с нашим флотом. Участвовала в освобождении Крыма и Севастополя весной 44-го года. В роли лектора Главного политуправления ВМФ находилась на действующих кораблях Северного флота, проделала путь от Полярного до Киркенеса в Северной Норвегии. Ее своеобразной музой стала, по ее признанию, Бригада траления Дунайской военной флотилии. Единственная женщина на корабле, притягательно-красивая, талантливая, она соблюдала с руководством и командой исключительно уставные отношения, чем и заслужила всеобщее уважение. Влюбленная в людей моря, Фейгельман-Руднева воспела этих тружеников и романтиков в своих романах, повестях и новеллах.
Любовь Саввишна работала рядом с великими мастерами. Их уже нет на земле. Эраст Павлович Гарин, артист милостью Божией, и Любовь Саввишна Фейгельман, придумавшая себе литературный псевдоним Руднева, познакомились благодаря Мейерхольду: он однажды услышал, как вдохновенно читает стихи молодая красивая девушка, и пригласил ее к себе, в ГосТИМ, вести мастерскую современного слова, наблюдать за репетициями “Ревизора” и вести подробную запись проходов, жестов, интонации артистов и особенно Эраста Гарина в роли Хлестакова.
По лесенке, напоминающей пожарную, взбиралась она на высоту бельэтажа в обществе японского режиссера Секи Сано, убеждавшего всех, что мастерство Гарина сродни игре актеров театра кабуки. Эраст называл эту наблюдательную “ложу” скворечником. Эссе Любови Саввишны о творческой лаборатории артиста Гарина изобилует множеством драгоценных подробностей, покоряет тонкостью прочтения виртуозного мастерства артиста: “А был он… гибкий, тонкий, с продолговатым овалом худощавого лица… Глаза у Эраста Павловича были удлиненные, то ярко-голубые, то, когда он ярился, внутренне кипел, внезапно зеленели”.
Дочь Любови Саввишны и Эраста Павловича, Ольга Эрастовна Гарина, искусствовед и автор детских книжек, в том числе о Пиросмани, рассказывает:
— Эраст любил маму, любил очень сильно. Просто обожал. Но все-таки они расстались. Конечно, и после разрыва общались. Я с отцом тоже встречалась. Человек очень совестливый, честный, он во многом открылся в письмах к маме. Письма отца очень сложные, нуждаются в комментарии.
— Какая у ваших родителей была разница в возрасте?
— 12 лет. По тем временам — огромная. В свои 21 мама была абсолютно зрелым человеком. Она рано сформировала свой мир, характер и взгляды.
— Очевидно, Эраст Павлович был покорен не только красотой Любки Фейгельман, но и ее яркой одаренностью. Вы могли бы часть писем Эраста Гарина опубликовать в “МК”?
— С этой надеждой я и пришла к вам. Мне вас рекомендовал Ефим Шифрин.
— Признайтесь, Любовь Фейгельман сводила с ума многих поэтов и людей искусства. Что такое в ее характере и судьбе неотразимо действовало на талантливых людей?
— Да многое. Родилась она в некогда состоятельной семье. В Риге, в районе Майори у них было несколько домов. Но когда Первая мировая война приблизилась к Риге, семья перебралась в Москву. Жили они на Петровке, в Рахмановском переулке. Мамина мама, женщина потрясающей красоты, рано покончила с собой. Мама с малых лет почувствовала себя самостоятельной, уже в 14 лет работала в журнале “Затейник”, печаталась. Яркая, общительная, она становилась душой компании, кружила головы талантливым людям и вдохновляла их. Поэт Ярослав Смеляков влюбился в нее и написал большое стихотворение “Любка”. Успех этого озорного шедевра был невероятным.
У стихотворения захватывающий песенный ритм. Его многие знали наизусть и напевали на мотив “Мурки”. Особенно в литературной и театральной среде. В нем — реактивная, бьющая через край влюбленность и молодое озорство: “И в кафе на Трубной золотые трубы, — только мы входили, — обращались к нам: “Здравствуйте, пожалуйста, заходите, Люба! Оставайтесь с нами, Любка Фейгельман”.
— Мне сам Ярослав признавался: “Оля, я твоей маме испортил жизнь. С одной стороны, я ее сделал знаменитой, но знающие мое стихотворение люди воспринимали весь текст буквально”. Там были действительно шикарные строчки: “Вспомни, как с тобою выбрали обои, меховую шубу, кожаный диван. До свиданья, Люба! До свиданья, что ли? Все ты потопила, Любка Фейгельман”.
Щедрости вымысла Ярослава не было предела: “Мне передавали, что ты загуляла, лаковые туфли, брошка, перманент…”
— Над этими строками мама весело смеялась: “Яра Смеляков меня в этом стихотворении одел-обул”. А если признаться, действительно озорное стихотворение осложнило маме жизнь. Знаете, маме повезло — она училась в школе для высоко одаренных детей, где преподавала музыку, ее восприятие и ритмику блистательная Наталия Сац. Мама сидела за одной партой с будущим знаменитым дирижером Кириллом Кондрашиным. Там училась Татьяна Максимовна Литвинова, дочь министра иностранных дел и англичанки. С ней учился будущий писатель Даниил Данин. В своей книге “Бремя стыда” он оставил о ней пронзительные воспоминания.
Осиротев, мама искала опору в стихах Маяковского, увлеклась его лирикой, прекрасно читала стихи поэта. За 2 месяца до гибели Владимира Владимировича она пришла в “Бригаду Маяковского”. С его блистательными стихами для нее мир просто перевернулся. “Бригадники” ездили по стране, читали стихи… Знаменитый художник Владимир Татлин сделал графический мамин портрет — один из лучших ее портретов.
— Она оставила воспоминания о Татлине?
— В 80-е годы ее пригласили в Дюссельдорф на международную конференцию. Потом в Германии вышел на русском и немецком каталог, в котором опубликовали ее слово о Татлине.
— Сколько лет Любовь Саввишна работала в ГосТИМе у Мейерхольда?
— С 35-го до закрытия театра в 38-м году. Вы знаете, Мейерхольда арестовали в 39-м в Ленинграде, а уже в 40-м, за неделю до его дня рождения, расстреляли. Дерзновенному режиссеру успели сообщить, что в своей квартире в Москве, в Брюсовом переулке, была зверски убита его жена, актриса Зинаида Райх.
— Эссе Любови Рудневой о Мейерхольде и Зинаиде Райх написаны талантливо и с любовью. Хорошо бы их увидеть в отдельной книге.
— Одно издательство на днях позвонило мне и обрадовало — все мамины эссе о Мейерхольде выйдут под одной обложкой.
— Мне говорил Ефим Шифрин, что Любовь Фейгельман выступала с замечательнейшим чтецом Владимиром Яхонтовым.
— У нее был очень красивый голос, и до последних ее дней он не изменился, в нем не чувствовалось никаких возрастных изъянов. Талантливейший артист, человек большого вкуса и очень капризный, Владимир Яхонтов пригласил маму в свои афишные концерты: половину отделения работал он, а другую половину — мама. Она выступала в афишных вечерах с другим замечательным артистом — Дмитрием Журавлевым. Они дружили. Он приезжал к нам и у нас обкатывал свою новую программу “Шинель”. Скажу без пафоса: для мамы СЛОВО, звучащее и написанное, было жизнью.
— Ольга Эрастовна, какая книга прозы Любови Рудневой ярче всего говорит о ее личности?
— На мой взгляд, это “Коронный свидетель”. Она стала работать над этим романом после того, как советские танки вошли в Прагу, где у нее было много друзей.
90-летие Любови Саввишны Фейгельман-Рудневой отметили в Музее-квартире Мейерхольда.