Любовь орлова фото в молодости
Любовь Орлова стала популярной в относительно зрелом возрасте – в 31 год, когда она снялась в своем первом фильме «Веселые ребята». Практически мгновенно она стала звездой – ею восхищались, ей подражали, ей завидовали…
Это сейчас тридцатилетие для актрисы – практически юность, а тогда по внешности Орловой и ее вечной борьбе за молодость и за экранное соответствие своим молодым героиням не прошелся только ленивый. Все стремились взрослую «выскочку» очернить и разоблачить, кто во что горазд.
Все считали, что именно ее муж, режиссер “Веселых ребят” и множества других их совместных фильмов Григорий Александров и сделал из нее кумира миллионов по сути из ничего.
Любовь Орлова в фильме “Цирк”
Орлова не имела детей, но зато у нее были «добрые» племянницы, которые однажды в интервью сказали:
Она преображалась на экране, а в жизни была совсем другой. Маленького роста, худощавая, невзрачная – но он так умел ее снимать, что она казалась выше. Красавицей ее сделал Григорий Васильевич: заставил вставить великолепные фарфоровые зубы и сделал блондинкой
Другая популярная актриса того времени Рина Зеленая, которая по слухам была влюблена в Александрова, также не была высокого мнения о внешних данных Орловой:
Лицо у нее было противное, пока за него не взялся Григорий Васильевич
Нужно сказать, что некоторые язвительные комментарии имеют под собой почву. Орлова происходила из старого известного дворянского рода, в их доме бывал сам Лев Толстой. Только тогда, конечно, она все это старалась скрывать.
И страдала Орлова не то, чтобы типичными “дворянскими” хворями, но у нее было редкое заболевание – болезнь Меньера, симптомами которого были головокружение и тошнота, что вполне могло быть причиной слабого и болезненного вида будущей звезды.
А потому путь ей был – в пианистки. Она поступила в Консерваторию, но не закончила ее. Что тому помешало – болезнь, безденежье после революции, не так важно. Юная Люба Орлова, несмотря на хрупкость, всегда была по-женски хваткой и выбирала правильных спутников.
Любовь Орлова в юности
Орлова подрабатывала при киностудии и начала брать уроки актерского мастерства. Ей удалось удачно выйти замуж за чиновника Андрея Берзина. Но брак продлился всего несколько лет – его арестовали как “врага народа” и больше Орлова о нем до определенного момента не слышала.
Узнает она, что он в ссылке в Казахстане, уже с подачи Сталина, который ей пообещает выполнить любое желание. Но воссоединится с ним уже не захочет, потому как в тот момент у нее уже будет более выгодный брак с Александровым.
И к этому браку она целенаправленно шла. Но доля везения в этом пути, безусловно была. Актриса и любовница Немировича-Данченко Ольга Бакланова в то время неожиданно эмигрирует в Голливуд. И как бы сложилась судьба Орловой, если бы после этого великий режиссер ее не заметил в массовке и не пригласил на главную роль в “Периколу”.
Любовь Орлова в “Периколе”. Фото: kp.ru
Получила она эту роль также не без помощи мужчины – закрутила роман с сыном Немировича-Данченко. А также режиссер, скучавший по своей музе, отметил внешнее сходство Орловой с Баклановой.
Позже недруги будут говорить, что она не только облачилась в сценарные платья Баклановой, но и полностью скопировала ее манеру игры и эксплуатировала это умение уже в кино. Также весьма реалистичная история, ведь Бакланова в Голливуде стала одной из легенд “Золотого века кинематографа”. Потому это был не самый плохой пример для подражания!
Ольга Бакланова и Любовь Орлова
В “Периколе” Александров и увидит ее в первый раз, пригласит на пробы. Но несмотря на красивую легенду, которую он же потом и придумает, Орлову на пробах он забраковал. И не исключено, что из-за внешних данных. Потому как у нее уже были попытки попасть в кино, но ейтакже отказывали режиссеры из-за внешности, ссылаясь то на родинку, то на что-то еще.
Чтобы получить роль Орлова прибегла к женской хитрости – с помощью подруги заманила Александрова на ужин, после чего роль была ее. На момент их знакомства оба были несвободны – у Александрова была жена и ребенок, а за Орловой ухаживал австриец по имени Фриц. По слухам недругов, потом он сделал неплохую карьеру у Гитлера.
Кстати, до встречи с Александровым Орлова не была блондинкой. Это он из нее начал “лепить” нет, не Бакланову, а Марлен Дитрих. С тех пор Орлова будет всю жизнь красить волосы, сидеть на диете и заниматься балетом у станка, чтобы хоть как-то держаться в рамках “идеала”.
Любовь Орлова и Марлен Дитрих
Фаина Раневская говорила, что Орлова уменьшила себе возраст по паспорту на 10 лет. То есть в “Веселых ребятах”, по ее словам, Орловой было уже за сорок. Как бы там ни было, а время не щадит никого. Последние фильмы Александрова с постаревшей Орловой уже не пользовались успехом.
Борьбу за молодость Орлова проиграла. Но более яркой звезды в СССР представить было сложно!
Любовь Орлова в старости
Читайте также:
Татьяна Окуневская: “…она никогда не работала, только ела и пила”
Ставьте пальцы вверх и подписывайтесь на наш канал, чтобыне пропустить новые интересные статьи о знаменитостях прошлого и настоящего!
Автор:
22 июня 2017 14:50
Для людей старшего поколения Любовь Орлова – ослепительная красавица, вечно молодая богиня кино. Это образ старательно создан самой Любовью Орловой и ее мужем Григорием Александровым – режиссером, тщательно следившим за тем, чтобы звезда сияла самым нежным светом.
Источник:
Биограф Орловой Александр Хорт пишет: «Все женщины хотели выглядеть не просто моложе своего возраста, а именно как она – яркая блондинка с эффектной прической. Такой знаменитой она стала благодаря кино, и в рейтинге советских артисток она была лидером. “Орлова” стала именем нарицательным – все население, и мужское, и женское было от нее без ума».
Любовь Орлова и Григорий Александров, ее муж
Источник:
В отсутствие интернета легенда могла оставаться легендой долго. Ни ботокса, ни филлеров, ни лазеров – но и никаких камер с огромным разрешением, благодаря которым мы можем анализировать изменения лиц звезд от года к году, отмечая появление швов от подтяжек.
Известно, что Любовь Орлова одной из первых наших актрис начала пользоваться услугами пластических хирургов. По одним данным, у нее была одна омолаживающая операция. По другим – не менее шести. Истину установить вряд ли удастся, поэтому смотрим фотографии и читаем воспоминания современников.
Источник:
Михаил Куницын, еще один биограф Орловой, рассказал журналу «7 дней»: «В фильме «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947), «Встреча на Эльбе» (1949) мы еще видим лицо Орловой до пластических операций. В 60-е годы она обратилась к услугам эстетической медицины. Да, она действительно делала пластику. Но не так много, как про нее рассказывают, и не за счет Чаплина (это еще один миф). И вообще, не за границей, а на родине. У нее, видимо, была одна круговая подтяжка и одна пластика век. Это то, что удалось доподлинно установить. Мало того, Орлова пользовалась простыми кремами фабрики «Свобода», она их очень любила, сама их с чем-то смешивала…
Для нее было очень важно следить за собой. В своем спектакле «Милый лжец» Орлова со сцены произносила слова: «И мне никогда не будет больше 39 лет, ни на один день!» Такой вот была и сама Любовь Петровна».
Источник:
Выглядела ли Любовь Орлова моложе своего возраста? По нынешним меркам – ничуть.
На этом и следующих двух кадрах из фильма «Цирк» актрисе 33-34 года:
Источник:
Источник:
Источник:
В фильме «Волга-Волга», вышедшем в 1937 году, Орловой 34-35
Источник:
Морщины в 35 лет – это нормально. Как и заметные, несмотря на грим, мешки под глазами. Но и в целом лицо нельзя назвать юным. Это лицо взрослой женщины с типичным славянским строением: тяжелые щеки, склонность к появлению брылей.
Источник:
На кадрах из фильма «Весна» 1947 года можно заметить, что овал лица у уже 45-летней Орловой неплох. Однако нельзя забывать, что черно-белая съемка в мягком свете максимально выгодна для внешности. А о правильном свете Любовь Орлова с мужем заботились тщательно.
Источник:
И в менее замечательном освещении в том же возрасте
Источник:
Свет выставляли так, чтобы звезда выглядела звездой. Любовь Орлову снимали под определенными углами, с подсветкой снизу: так сглаживаются морщины и складки, и теней на лице минимум.
1947 год, Любови Орловой 45 лет
Источник:
Теперь, чтобы получить идеальный вид кожи на фотографии, и пальцем шевелить не нужно – приложение все сделает само. Тогда – только свет и съемки через шелковую сеточку, надеваемую на объектив камеры.
Брак Орловой с Александровым был скорее взаимовыгодным партнерством. Был ли между ними роман в начале, не было ли – теперь уже вряд ли кто-то сможет подтвердить, зато есть немало свидетельств, что в дальнейшем они изображали пару только на людях.
Партнерство получилось исключительно удачным. В отличие от абсолютного большинства советских зрителей, Григорий Александров смотрел фильмы с Марлен Дитрих, Гретой Гарбо и другими звездами Голливуда. Так что золотые локоны, белые зубы и сияние кожи Любови Орловой – не счастливое природное совпадение, а сознательно использованные лекала.
Источник:
Говорят, Григорий Александров уговорил жену заменить натуральные зубы на красивые фарфоровые. Похоже на правду (кадры из фильма «Весна»).
Источник:
Руки Любовь Орлова старалась прятать, так как они у нее были не очень изящны.
Источник:
Людей Любовь Петровна не слишком любила и к дружбе с многими не стремилась. Совместных детей у них с мужем не было – карьера важнее.
Источник:
Она не любила гастроли и на концертах только пела: никаких встреч со зрителями, ответов на вопросы.
Внук Александрова: «Орлова не любила людей, гостей и друзей. Она никого не любила. И хотя в доме хватало места, переночевать гостям было негде. Иногда доходило до маразма. Приезжали люди по делам – сценарий обсудить, музыку к кинофильму, сидели, разговаривали. Вдруг через час Орлова, посмотрев на часы, говорила: «Через пять минут Григорию Васильевичу пора обедать». Все вставали и молча уходили. Она им даже чаю никогда не предлагала. Ее боялись все».
Фаина Раневская, близкая подруга: «Орлова, конечно, великолепная актриса. И дисциплинированность ее поражает. Но вот голос… Когда она поет, кажется, будто кто-то писает в пустое ведро».
Но о характере подруги Раневская была совсем другого мнения: «Сказать, что Орлова — добрый человек, это все равно, что признать, будто Лев Толстой — писатель не без способностей».
Источник:
Свой возраст Орлова тщательно скрывала, и любительских фотоснимков старалась избегать.
1960 год, Орловой 58 лет.
Источник:
Орлова страшно боялась постареть и заботилась о коже как могла. Косметическая промышленность СССР выпускала крем «Детский» и еще пару средств с простыми и натуральными составами. И уж конечно, никаких умывалок, тоников, сывороток и масок. Имея возможность свободно ездить за границу, Любовь Орлова привозила косметику оттуда.
Источник:
С годами страх старости превратился почти в фобию. Когда в 1972 году Любови Орловой исполнилось 70, она лично попросила партийное руководство приказать прессе не упоминать ее возраст. Просьба была исполнена. Возраст не назвали ни в одном издании, ни в одной телепередаче. Можно ли представить такое сейчас?
Источник:
В фильме «Скворец и Лира» (1974 г.) 71-летняя Орлова снималась в роли молодой разведчицы.
В 71 год такой овал лица и положение бровей возможны только после подтяжки.
Википедия: «…она не соответствует облику молодой героини, несмотря на все усилия съемочной группы. Острословы назвали фильм “Склероз и липа”, а также “Склероз и климакс”».
Последняя острота принадлежит Фаине Раневской. Кто, как не лучшая подруга, скажет нам правду? 🙂
Любовь Орлова: рост 158 см, вес неизвестен, дата рождения 29.01.1902 г.
Источник:
Ссылки по теме:
Любите повспоминать, как всё было раньше?
Присоединяйтесь, поностальгируем вместе:
Êàê Àêèðà Êóðîñàâà îêàçàëñÿ â ÑÑÑÐ, ÷òî îí ïîäàðèë Þðèþ Ñîëîìèíó è ïî÷åìó «Îñêàð» çà ôèëüì ïîëó÷èë Ãåðãèé Äàíåëèÿ.
Èñòîðèÿ ñú¸ìîê ôèëüìå «Äåðñó Óçàëà» íà÷àëàñü â ßïîíèè. Çíàìåíèòûé ÿïîíñêèé ðåæèññ¸ð Àêèðà Êóðîñàâà ïðîâàëèëñÿ â ïðîêàòå ñî ñâîèì ôèëüìîì è ïîòåðÿë ïðåæíèå ïîçèöèè ìýòðà. Ó íåãî ïîÿâèëèñü òðóäíîñòè ñ ôèíàíñèðîâàíèåì, îí áûë âûíóæäåí ðàçîðâàòü êîíòðàêò ñ Ãîëëèâóäîì, è íàñòîëüêî òÿæåëî ïåðåæèâàë íåóäà÷è, ÷òî äàæå ïûòàëñÿ ïîêîí÷èòü ñ ñîáîé. Òîãäà îí ðåøèë ïîïðîáîâàòü ïîðàáîòàòü â ÑÑÑÐ è ïðåäëîæèë «Ìîñôèëüìó» ýêðàíèçèðîâàòü èññëåäîâàòåëüñêèé ðîìàí Âëàäèìèðà Àðñåíüåâà «Äåðñó Óçàëà». È íåîæèäàííî íàø¸ë îòêëèê íà «Ìîñôèëüì» íå÷àñòî îáðàùàëèñü ðåæèññ¸ðû ìèðîâîãî ìàñøòàáà.
Ðîìàí Âëàäèìèðà Àðñåíüåâà «Äåðñó Óçàëà» áûë ïîñâÿù¸í ýêñïåäèöèè ïèñàòåëÿ, ïóòåøåñòâåííèêà, ãåîãðàôà, ýòíîãðàôà, âîåííîãî âîñòîêîâåäà íà Äàëüíèé Âîñòîê è îäíîìó íàíàéñêîìó îõîòíèêó ïðîâîäíèêó, äðóãó è ãåðîþ êíèã. Àðñåíüåâ âîñõèùàëñÿ íå òîëüêî åãî óìåíèåì âûæèâàòü â òàéãå, íî æèòåéñêîé ìóäðîñòüþ, óìåíèåì æèòü â ãàðìîíèè ñ ïðèðîäîé è èñêðåííèì îòíîøåíèåì ê ìèðó. Íàñòîÿùèé Äåðñó Óçàëà áûë óáèò áåãëûì êàòîðæíèêîì çàäîëãî äî íà÷àëà ñú¸ìîê. Àêèðà Êóðîñàâà äàâíî èíòåðåñîâàëñÿ ýòîé èñòîðèåé è åù¸ â 50-õ ãîäàõ ñîáèðàëñÿ ýêðàíèçèðîâàòü êíèãó Àðñåíüåâà. Òàéãó îí õîòåë ñíèìàòü íà îñòðîâå Õîêêàéäî, íî òîãäà íà÷àòü ðàáîòó íå óäàëîñü, à ñïóñòÿ ìíîãî ëåò ó íåãî ïîÿâèëàñü âîçìîæíîñòü ðàáîòàòü íåïîñðåäñòâåííî íà ìåñòå ñîáûòèé.
Ñöåíàðèé ê ôèëüìó Êóðîñàâà íàïèñàë â ñîàâòîðñòâå ñ äðàìàòóðãîì Þðèåì Íàãèáèíûì. Íà ðîëü Äåðñó ðåæèññ¸ð ïëàíèðîâàë ïîçâàòü ÿïîíñêîãî àêò¸ðà Òîñèðî Ìèôóíý, íî òîò áûë íà ãðåáíå ïîïóëÿðíîñòè è íå ìîã îñòàâèòü äðóãèå ïðîåêòû. Òîãäà Êóðîñàâà íà÷àë èñêàòü èñïîëíèòåëÿ ãëàâíîé ðîëè ñðåäè ñîâåòñêèõ àêò¸ðîâ. Ïðîñìîòðåâ ìíîæåñòâî êàíäèäàòîâ, â ÷èñëå êîòîðûõ áûë äàæå èçâåñòíûé ïåâåö Êîëà Áåëüäû, îí ïîçâàë íà ïðîáû 65-ëåòíåãî òóâèíñêîãî àêòåðà Ìàêñèìà Ìóíçóêà. «Äåðñó Óçàëà» áûë åãî òðåòüåé ðàáîòîé äî ýòîãî îí ñíèìàëñÿ â òóâèíñêîé ìåëîäðàìå «Ëþäè ãîëóáûõ ðåê» è ïîïóëÿðíîì äåòåêòèâå «Ïðîïàæå ñâèäåòåëÿ».
Ìóíçóê ïðèø¸ë íà ïðîáû ïðÿìî ñ îõîòû, êàê áûë â îõîòíè÷üåì êîñòþìå, òîëüêî ðóæüå çàí¸ñ äîìîé. Ñú¸ìî÷íàÿ ãðóïïà áûëà óâåðåíà, ÷òî ïðîáû îí íå ïðîéäåò, è âûñòðîèëàñü ïîäñëóøèâàòü ïîä äâåðüþ. Çà äâåðüþ áûëà òèøèíà Êîãäà îíè óæå ëîïàëèñü îò ëþáîïûòñòâà è ïðèîòêðûëè äâåðü, òî óâèäåëè, ÷òî Êóðîñàâà óñàäèë Ìóíçóêà â ñâî¸ êðåñëî è ïðîñòî ëþáîâàëñÿ èì. Ïîòîì îí íàçûâàë åãî ñàìûì ëþáèìûì àêò¸ðîì â æèçíè, à Ìóíçóê çâàë ðåæèññ¸ðà «áàêøû» øàìàí.
Íà ðîëü Àðñåíüåâà ïðèãëàñèëè Þðèÿ Ñîëîìèíà Êóðîñàâà óâèäåë àêò¸ðà â ôèëüìå «Àäúþòàíò åãî ïðåâîñõîäèòåëüñòâà». Ñîëîìèí áûë âäâîéíå ñ÷àñòëèâ ïðèíÿòü ýòî ïðèãëàøåíèå: âî-ïåðâûõ, çíàìåíèòûé Êóðîñàâà, à âî-âòîðûõ, îí áûë ðîäîì ñ Äàëüíåãî Âîñòîêà è îáðàäîâàëñÿ âîçìîæíîñòè ïîðàáîòàòü â ðîäíûõ ìåñòàõ. Ïîòîì àêò¸ð ðàññêàçûâàë, ÷òî ïåðâûõ äâà ìåñÿöà ðåïåòèðîâàëè «çà ñòîëîì» Êóðîñàâà ðàññêàçûâàë, êàê âèäèò ðîëü è ôèëüì â öåëîì, è äåëèëñÿ ñåêðåòàìè ìàñòåðñòâà.
Íåñìîòðÿ íà îïûò â êèíî, Ìàêñèìó Ìóíçóêó áûëî òÿæåëî ïðèâûêíóòü ê ðèòìó ñú¸ìîê, îí ìíîãîãî íå ïîíèìàë, áûë íàèâíûì è ñóåâåðíûì. Þðèé Ñîëîìèí âçÿë íàä íèì øåôñòâî îíè áûñòðî íàøëè îáùèé ÿçûê. «Õîòü òû è ìîëîäîé», øóòèë Ìóíçóê, «Íî â êèíî òû ñòàðûé õðû÷! À ÿ è â æèçíè, è â òåàòðå ñòàðûé õðû÷, çàòî â êèíî ìîëîäîé! Íó-êà, ïîìîãàé ìíå ðåïåòèðîâàòü, òàùè íà áóêñèðå!».
«Ìîñôèëüì» ïûòàëñÿ óãîâîðèòü Êóðîñàâó ñíèìàòü «òàéãó» ïîä Ìîñêâîé, òàê êàê â íàñòîÿùóþ òàéãó íà Äàëüíåì Âîñòîêå èíîñòðàíöåâ, à òåì áîëåå ÿïîíöåâ, ïóñêàòü íå õîòåëè. Ñ òðóäîì, íî ñú¸ìêè óäàëîñü «ïðîáèòü». Ñú¸ìî÷íóþ ãðóïïó ïîñåëèëè â âîåííîé ãîñòèíèöå, åäó ïðèâîçèëè èç âîèíñêîé ÷àñòè, à íà ïëîùàäêå âñåãäà ïðèñóòñòâîâàë ñîòðóäíèê ÊÃÁ, ÷òî èñêðåííå âîçìóùàëî ðåæèññ¸ðà.
 îäíîé èç ñöåí Ìóíçóê è Ñîëîìèí äîëæíû áûëè âñòðåòèòüñÿ íà ëåñíîé òðîïå ñ òèãðîì. Îõîòíèêè åù¸ äî ñú¸ìîê ïîéìàëè òèãð¸íêà, íàçâàëè Àðò¸ìîì è íà÷àëè âîñïèòûâàòü. Ê íà÷àëó ðàáîòû ýòî áûë óæå êðóïíûé çâåðü, íî ñîâåðøåííî íå ïðèñïîñîáëåííûé ê êèíî. Äëÿ ñú¸ìîê âûêîïàëè áîëüøîé ðîâ è çàïîëíèëè âîäîé îõîòíèêè óâåðÿëè, ÷òî òèãð íè çà ÷òî íå ïðûãíåò â âîäó, äîéäåò è îñòàíîâèòñÿ. Íî Àðò¸ì ñ øóìîì ðóõíóë â âîäó è ïîïëûë ê àêò¸ðàì, åãî ñòàëè îòïèõèâàòü îò áåðåãà, è òèãð íà÷àë çàõë¸áûâàòüñÿ. Ìóíçóê è Ñîëîìèí ïîøëè ê Êóðîñàâå è ñêàçàëè, ÷òî íå áóäóò ìó÷èòü æèâîòíîå. Ñöåíó äîñíÿëè â ïàâèëüîíå ñ îäíèì èç äðåññèðîâàííûõ òèãðîâ èç ôèëüìà «Ïîëîñàòûé ðåéñ». À íà äåíü ðîæäåíèÿ Ñîëîìèí ïîëó÷èë îò Êóðîñàâû èçÿùíûé ðèñóíîê ãîëîâû òèãðà ðåæèññ¸ð â ñâî¸ âðåìÿ îêîí÷èë Àêàäåìèþ õóäîæåñòâ.
Ðàáîòàòü ñ Êóðîñàâîé áûëî ñëîæíî, íî ñâîåé êðîïîòëèâîñòüþ îí âûçûâàë âîñõèùåíèå. Ôèëüì ñíèìàëè äâà ãîäà, òàê êàê ðåæèññ¸ð õîòåë ïåðåäàòü âñå íþàíñû ïåðåõîäà îò ñåçîíà ê ñåçîíó. Ê êàæäîìó êàäðó îí ðèñîâàë ýñêèç, ñàì ïîäðàâíèâàë àêò¸ðàì ãðèì è äåòàëè êîñòþìîâ, ðàçâåøèâàë èñêóññòâåííûå ëèñòüÿ íà äåðåâüÿõ, ñèäåë â ëîâ÷èõ ÿìàõ è áûë ñ÷àñòëèâ, åñëè åìó íå óäàâàëîñü âûáðàòüñÿ. Þðèé Ñîëîìèí âñïîìèíàë, ÷òî ðåæèññ¸ð ëè÷íî ñîáðàë ðþêçàê äëÿ åãî ãåðîÿ, êóäà ïîëîæèë âñ¸, ÷òî áûëî îïèñàíî â êíèãå. Àêò¸ð ýòîò ðþêçàê ñ òðóäîì îòðûâàë îò ïîëà. Ãëàâíîå, ÷åãî íèêàê íå ìîã ïîíÿòü Êóðîñàâà ÷òî çíà÷èò «áðàê íà ïë¸íêå» è «íàäî âñ¸ ïåðåñíèìàòü»
«Äåðñó Óçàëà» ïîëó÷èë áîëüøîå êîëè÷åñòâî íàãðàä, â òîì ÷èñëå è ïðåìèþ «Îñêàð» êàê ëó÷øèé ôèëüì íà èíîñòðàííîì ÿçûêå. Íè Êóðîñàâû, íè èñïîëíèòåëåé ãëàâíûõ ðîëåé íà öåðåìîíèè íå áûëî, à Ñîëîìèí è Ìóíçóê äàæå íå çíàëè, ÷òî ôèëüì íîìèíèðîâàí. Òàê êàê ôèëüì áûë ñíÿò ñîâìåñòíî ÑÑÑÐ è ßïîíèåé âðó÷àëè äâà «Îñêàðà». Îäíó ñòàòóýòêó ïîëó÷èë ÿïîíñêèé ïðîäþñåð, à âòîðóþ ðåæèññ¸ð Ãåîðãèé Äàíåëèÿ. Îí êàê ðàç ïðèåõàë íà àìåðèêàíñêèé êèíîôîðóì ñ ôèëüìîì «Àôîíÿ», è åãî ïîïðîñèëè çàîäíî çàáðàòü ïðèç. Âðó÷åíèå ïîëó÷èëîñü êóðü¸çíûì âåäóùèé öåðåìîíèè îøèáî÷íî íàçâàë åãî ðåæèññ¸ðîì ôèëüìà «Äåðñó Óçàëà», à ïî âîçâðàùåíèè íà ðîäèíó Äàíåëèþ æäàëè ïîçäðàâëåíèÿ îò òåõ, êòî ðåøèë, ÷òî îí âçÿë «Îñêàðà» çà «Àôîíþ»
Ñú¸ìêè ôèëüìà â 1974 ãîäó âûçâàëè íåãàòèâíóþ ðåàêöèþ â ÊÍÐ. Ñáîðíèê ñòàòåé «Àíòèêèòàéñêèé êèíîñöåíàðèé Äåðñó Óçàëà» îòìå÷àë: «Ðåíåãàòñêàÿ êëèêà ñîâåòñêèõ ðåâèçèîíèñòîâ íå óïóñêàåò ñëó÷àÿ èñïîëüçîâàòü ëèòåðàòóðó äëÿ ïðîïàãàíäèðîâàíèÿ ñâîåé ýêñïàíñèîíèñòñêîé ïîëèòèêè.  ïîñëåäíåå âðåìÿ îíè ñíþõàëèñü ñ ÿïîíñêèì áóðæóàçíûì ðåæèññ¸ðîì, ñâàðãàíèëè ôèëüì Äåðñó Óçàëà, ÷òî è ÿâëÿåòñÿ ÿâíûì äîêàçàòåëüñòâîì. Ñöåíàðèé áûë ñîçäàí ïî êíèãàì îôèöåðà öàðñêîé Ðîññèè Ñåðíèåâà. Ðåíåãàòñêàÿ êëèêà ñîâåòñêèõ ðåâèçèîíèñòîâ äóìàëà ðåàëèçîâàòü ñâîé ïëàí, à íà ñàìîì äåëå ðåçóëüòàò ïîëó÷èëñÿ ñîâñåì äðóãèì.  ñöåíàðèè íå òîëüêî îïèñàí ðÿä äåéñòâèé öàðÿ ïî îêêóïàöèè êèòàéñêîé òåððèòîðèè, íî è îáíàðóæèëàñü ïðåòåíçèÿ íîâîãî öàðÿ ê íàøåé òåððèòîðèè â íàñòîÿùåå âðåìÿ»[
“Äåðñó” ñòàë àñèììåòðè÷íûì ðóññêî-ÿïîíñêèì îòâåòîì íà êèòàéñêè-àìåðèêàíñêèé àëüÿíñ, ñîçäàííûé â 1972 ãîäó. Òåððèòîðèàëüíûå ïðèòÿçàíèÿ Êèòàÿ íà ðóññêèé Äàëüíèé Âîñòîê, ïîñëå ñòîëêíîâåíèé íà îñòðîâå Äàìàíñêîì, áûëè îäíîé èç öåíòðàëüíûõ òåì ðóññêîãî ñîçíàíèÿ â 1970-å ãîäû, îòðàçèâøèñü â “Çåðêàëå” Àíäðåÿ Òàðêîâñêîãî è â “Ïèñüìå âîæäÿì” Àëåêñàíäðà Ñîëæåíèöûíà.
“Æåëòàÿ îïàñíîñòü” è êèòàéñêàÿ ïðîáëåìà íà Äàëüíåì Âîñòîêå è âïðÿìü ÷ðåçâû÷àéíî òðåâîæèëà Àðñåíüåâà è ïîèñê ïóòåé ðåøåíèÿ ýòîãî âîïðîñà áûë îäíèì èç âàæíûõ àñïåêòîâ ìèññèè èññëåäîâàòåëÿ-ðàçâåä÷èêà â åãî ïîõîäàõ. Ïðè ýòîì íåëüçÿ çàáûâàòü, ÷òî êèòàéñêîå íàñåëåíèå áûëî íå êîðåííûì äëÿ ýòèõ ìåñò, à íîâîïðèøëûì. Îíî ïðîñà÷èâàëîñü â êðàé íåñìîòðÿ íà ïîëèòèêó “èâîâîãî ïàëèñàäà”, ïðîâîäèâøóþñÿ ìàí÷æóðñêîé èìïåðèåé Öèí, íå äîïóñêàâøåé êèòàéöåâ íà çåìëè, ñ÷èòàâøèåñÿ ïðèíàäëåæàùèìè ñàìèì Ìàí÷æóðàì. Ïîýòîìó äîðîãó êèòàéñêîìó ïåðåñåëåíèþ â Óññóðèéñêèé êðàé îòêðûëî êàê ðàç ïðèñîåäèíåíèå åãî ê Ðîññèè.
È, òåì íå ìåíåå, “ðóññêèé êàïèòàí” ðåãóëÿðíî ñòàëêèâàåòñÿ ñ âðàæäåáíîñòüþ íå òîëüêî ðàçáîéíèêîâ-õóíõóçîâ, íî è êèòàéñêèõ ïîñåëåíöåâ.
Êèòàéöû âñòðåòèëè ìåíÿ âðàæäåáíî. Äî íèõ óæå äîëåòåëè âåñòè î òîì, êòî ìû è ïî÷åìó óäýãåéöû íàñ ñîïðîâîæäàþò. Íåïðèÿòíî áûòü â äîìå, êîãäà õîçÿåâà íåëþáåçíû. ß ïåðåøåë â äðóãóþ ôàíçó. Òàì íàñ âñòðåòèëè åùå õóæå, â òðåòüåé ìû íå ìîãëè äîñòó÷àòüñÿ, â ÷åòâåðòîé, ïÿòîé, äåñÿòîé íàì áûë îêàçàí òàêîé æå ïðèåì. Ïðîòèâ ðîæíà íå ïîéäåøü. ß ðóãàëñÿ, ðóãàëèñü êàçàêè, ðóãàëñÿ Äåðñó, íî äåëàòü áûëî íå÷åãî. Îñòàâàëîñü òîëüêî ïîêîðèòüñÿ. Íî÷åâàòü îêîëî ôàíç ìíå íå õîòåëîñü. Ïîýòîìó ÿ ðåøèë èäòè äàëüøå, ïîêà íå íàéäó ìåñòî, ïîäõîäÿùåå äëÿ áèâàêà.
Íàñòàë âå÷åð. Êðàñèâîå ñèÿíèå íà íåáå ñòàëî áëåêíóòü. Êîå-ãäå çàæãëèñü çâåçäû. Êèòàéñêèå ôàíçû îñòàëèñü äàëåêî ïîçàäè, à ìû âñå øëè. Âäðóã Äåðñó îñòàíîâèëñÿ è, çàêèíóâ íàçàä ãîëîâó, ñòàë íþõàòü âîçäóõ.
– Ïîãîäè, êàïèòàí, – ñêàçàë îí. – Ìîÿ çàïàõ äûìà íàéäè åñòü. Ýòî óäýãå, –
ñêàçàë îí ÷åðåç ìèíóòó.
– Ïî÷åìó òû çíàåøü? – ñïðîñèë åãî Êîæåâíèêîâ. – Ìîæåò áûòü, êèòàéñêàÿ ôàíçà?
– Íåò, – ãîâîðèë Äåðñó, – ýòî óäýãå. Êèòàéñêàÿ ôàíçà áîëüøîé òðóáà åñòü: äûì âûñîêî õîäè. Èç þðòû äûì íèçêî õîäè. Óäýãå ðûáó æàðÿò.
Ïðè ýòîì â åãî êíèãàõ, ðàçóìååòñÿ, ïîëíî ñèìïàòè÷íûõ êèòàéöåâ, åãî ñóæäåíèå îá ýòîì íàðîäå áëàãîæåëàòåëüíî. À óãðîçó îí âèäåò èìåííî â òîì, ÷òî òðóäîëþáèâûå è ìíîãî÷èñëåííûå êèòàéöû, èñïîëüçóþùèå ïðîñòðàíñòâî ñ ïðåäåëüíîé ýôôåêòèâíîñòüþ (è ïî÷òè áåç ýêîëîãè÷åñêèõ ñàìîîãðàíè÷åíèé) ïîïðîñòó çàïîëîíÿò ðóññêèé Äàëüíèé Âîñòîê, íå îñòàâèâ ìåñòà äëÿ ðóññêèõ, êîòîðûå âñòðàèâàþòñÿ â ñóùåñòâóþùèé ýêîëîãè÷åñêèé ïîðÿäîê î÷åíü ýôôåêòèâíî, à íå ïîæèðàþò åãî, íî äëÿ ýòîãî ðóññêîé êîëîíèçàöèè íóæíî áîëüøå âðåìåíè
 ôèëüìå ÷åòêî ïîêàçàíà òåìà êèòàéñêîé óãðîçû – õóíõóçû, òåìà çàùèòû ãðàíèöû, çàùèòû êðàÿ êàê ñâîåé ðóññêîé çåìëè. Ïîñêîëüêó â ÑÑÑÐ ñíèìàòü ðóññêèå ôèëüìû ïðî ðóññêèõ áûëî íåïðîñòî, òî “Äåðñó” ïîëó÷èëñÿ îäíèì èç ãëàâíûõ ôèëüìîâ ïðî ðóññêèõ â ìèðîâîì êèíåìàòîãðàôå.
Ïðîøåäøàÿ ÷åðåç âåñü ôèëüì ôîðìà îôèöåðà è ñîëäàò ðóññêîé èìïåðàòîðñêîé àðìèè íå êàê ñèìâîëà “áåëîãâàðäåéùèíû” (õîòÿ ðîëü Ñîëîìèíà â öàðñêîì ìóíäèðå â “Àäúþòàíòå åãî ïðåâîñõîäèòåëüñòâà” íåñîìíåííî ñûãðàëà ñâîþ ðîëü â ïðèãëàøåíèè åãî íà ðîëü Àðñåíüåâà), à êàê ñèìâîëà “íàøèõ” áûëà ÷ðåçâû÷àéíî ðåäêîé äëÿ ñîâåòñêîãî êèíî òîãî âðåìåíè. Ðàäè ýòîé ñèìâîëèçèðóþùåé ñóâåðåíèòåò Ðîññèè äåòàëè ïîæåðòâîâàëè èñòîðè÷íîñòüþ – ðàçóìååòñÿ Àðñåíüåâ íå õîäèë ïî óññóðèéñêîé òàéãå ïðè ïîëíîì ïàðàäå, îäåâàÿñü ìàêñèìàëüíî ïðàêòè÷íî.
Äåðñó Óçàëà è Àìáà. Êàðòèíà Âåëèçàðà Ñèìåíîâñêîãî.
È óæ ñîâñåì ïðîðûâíûì äëÿ ñíÿòîãî â ÑÑÑÐ ôèëüìà ñòàëî ñîõðàíåíè?