Любовь орлова биография личная жизнь фото после операции
На кадрах из фильма «Весна» 1947 года можно заметить, что овал лица у уже 45-летней Орловой неплох. Однако нельзя забывать, что черно-белая съемка в мягком свете максимально выгодна для внешности. А о правильном свете Любовь Орлова с мужем заботились тщательно.
Брак Орловой с Александровым был скорее взаимовыгодным партнерством. Был ли между ними роман в начале, не было ли — теперь уже вряд ли кто-то сможет подтвердить, зато есть немало свидетельств, что в дальнейшем они изображали пару только на людях.
Партнерство получилось исключительно удачным. В отличие от абсолютного большинства советских зрителей, Григорий Александров смотрел фильмы с Марлен Дитрих, Гретой Гарбо и другими звездами Голливуда. Так что золотые локоны, белые зубы и сияние кожи Любови Орловой — не счастливое природное совпадение, а сознательно использованные лекала.
Свет выставляли так, чтобы звезда выглядела звездой. Любовь Орлову снимали под определенными углами, с подсветкой снизу: так сглаживаются морщины и складки, и теней на лице минимум.
Внук Александрова:
«Орлова не любила людей, гостей и друзей. Она никого не любила. И хотя в доме хватало места, переночевать гостям было негде. Иногда доходило до маразма. Приезжали люди по делам — сценарий обсудить, музыку к кинофильму, сидели, разговаривали. Вдруг через час Орлова, посмотрев на часы, говорила: „Через пять минут Григорию Васильевичу пора обедать“. Все вставали и молча уходили. Она им даже чаю никогда не предлагала. Ее боялись все».
Фаина Раневская, близкая подруга:
«Орлова, конечно, великолепная актриса. И дисциплинированность ее поражает. Но вот голос… Когда она поет, кажется, будто кто-то писает в пустое ведро».
Но о характере подруги Раневская была совсем другого мнения:
«Сказать, что Орлова — добрый человек, это все равно, что признать, будто Лев Толстой — писатель не без способностей».
Орлова страшно боялась постареть и заботилась о коже как могла. Косметическая промышленность СССР выпускала крем «Детский» и еще пару средств с простыми и натуральными составами. И уж конечно, никаких умывалок, тоников, сывороток и масок. Имея возможность свободно ездить за границу, Любовь Орлова привозила косметику оттуда.
С годами страх старости превратился почти в фобию. Когда в 1972 году Любови Орловой исполнилось 70, она лично попросила партийное руководство приказать прессе не упоминать ее возраст. Просьба была исполнена. Возраст не назвали ни в одном издании, ни в одной телепередаче. Можно ли представить такое сейчас?
«Википедия»:
“…она не соответствует облику молодой героини, несмотря на все усилия съемочной группы. Острословы назвали фильм «Склероз и липа», а также «Склероз и климакс»”.
Смотрите также: Жизнь Людмилы Гурченко в фотографиях
Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.
Источник
Ей было бы 118 лет. Но как-то не укладывается в возрастные рамки образ, как принято сейчас говорить, иконы стиля “до” и “после” военных лет.
Многие актрисы старались походить на нее. Танцевали и пели, “мерялись” красотой, игрой и талией, а все равно не достигали.
Подумать только: маленький рост, всего 158 сантиметров, правда, талия при этом 48 см, – стали эталоном красоты.
Здравствуйте, а вы знакомы с историей этой актрисы? Если даже хорошо знакомы, читайте статью до конца. В ней приводятся и цитаты.
А в цитатах она делится своими мыслями, чувствами, мироощущением. И как бы сама развеивает те домыслы и наговоры, которые по сей день сопровождают ее имя.
Источник: https://qaynarinfo.az/az/kultura/?page=2
Что предсказал Орловой Федор Шаляпин
Любовь Орлова пела и танцевала с детства. И даже играла на фортепьяно. В 7 лет она сдавала экзамен в музыкальное училище, ее зачислили и тут выяснилось, что нотной грамоте ребенок не обучен, ни одной ноты не знала, играла по памяти, – слух был абсолютный.
Происхождением любимая актриса не из простых, дворянского рода, и мало того, родственница Толстому Льву Николаевичу. Поэтому и великий бас Федор Шаляпин бывал в их доме в гостях. Увидев выступление девочки на домашнем спектакле, сказал, что у нее талант актрисы, ее ждет успех.
Родители это не восприняли всерьез.
И все-таки талант актрисы проявился. В 1926 году Любовь Орлову после успешного конкурса приняли в Музыкальный театр Немировича-Данченко. Вначале хористкой, а затем она стала и танцевать.
Затем выступления на эстраде, причем, сольные программы, хотя и в кинотеатре перед фильмом, и съемки в кино, о чем она мечтала. Получила
маленькую роль в фильме «Любовь Алены» Бориса Юрцева. Спустя год – главная роль в картине Григория Рошаля «Петербургская ночь».
Так что к моменту встречи с Александровым у нее был актерский опыт. Молодой режиссер предложил ей попробоваться на роль Анюты в фильме “Веселые ребята”, который, круто повернул ее жизнь. Сразу стала знаменитой, с Александровым они поженились.
На фото: юная Любовь Орлова Источник: https://qaynarinfo.az/az/kultura/?page=2
Вымыслы, слухи, мифы
Посмотрите, какое милое лицо на фотографии, размещенной чуть раньше, роскошные волосы и этот знакомый взгляд. Но читаю, и удивляюсь, как можно было написать такое, что она “невзрачная в жизни”, а красавицей сделал ее Григорий Александров.
Соглашусь, что муж подобрал для Орловой особый стиль, но красивой, музыкальной и талантливой она была всегда.
Роль Анюты в ее исполнении понравилась Максиму Горькому, сказавшему, что до чего хорошо она играет. Понравилась и Сталину, сравнившему просмотр фильма с отпуском, в котором он словно побывал.
Актерский состав в этой ленте блестящий. Но зритель впервые увидел в музыкальной комедии восходящую звезду, услышал ее голос, как она поет.
Дальше фильмы Григория Александрова только для нее и с нею в главных ролях: “Волга-Волга”, “Светлый путь” и триумфальный “Цирк” с бешеным успехом.
На фото: Кадр из фильма “Цирк”
Во время Великой Отечественной войны Любовь Орлова выступала с концертами на фронте. Вот что она писала об этом времени:
А после войны сыграла в фильме “Весна” своего супруга Григория Александрова сразу 2 разноплановые роли: веселую легкую по характеру артистку Веру Шатрову и серьезного ученого Ирину Никитину. Песня “Журчат ручьи” Исаака Дунаевского сразу стала любимой. Ее частенько исполняют певцы и сейчас.
И еще:
Чем отличались песни в исполнении Любови Орловой? Конечно, неподражаемый голос, вокал, чувство музыки, ритма и просто умение песню до слушателя донести. Каждая песня – это рассказ, мини-спектакль, к которому она по-особому готовилась.
Этот поворот судьбы Орловой Ростислав Плятт назвал “творческим бесстрашием”
После “Весны” актриса поступила в театр имени Моссовета. Ее дебют на этой сцене состоялся в роли Джесси Смит в драмме «Русский вопрос» Константина Симонова. Казалось бы, совсем не ее амплуа.
И восприятие самой Любови Орловой:
А актер, по ее мнению, это особая миссия, миссия учителя.
Тем не менее, театр ее особенно не баловал. За большой отрезок времени с 1947 по 1975 годы она участвовала всего в 6 спектаклях. Для актрисы ее масштаба это, конечно, мало.
Но кино со временем тоже уходило из ее жизни, фильмов, таких, как раньше, уже не было.
Как ей удавалось сохранять фигуру, вопрос интересующий женщин
Про фигуру Любови Орловой говорили, что она точенная. Ни грамма лишнего, все ладно, филигранно. Как же этого актриса добивалась?
Утро начиналось с ледяного душа. Потом занятия на балетном станке. А что же она ела?
Сплетников много было и при жизни актрисы, после ее смерти их не стало меньше, думаю, прибавились еще. Желающих “поплясать на чужих костях” всегда достаточно. Поэтому вот эти слова очень актуальны и сейчас.
Вот за эти слова, что приведены на слайде ниже, ее считали человеком, который думает только о себе и больше никто ее по-настоящему не заботит. Но это совершенно не так, просто каждому нужно время и возможность, чтобы углубиться в себя, побыть наедине с собой.
Ну, а люди – это люди, о которых она думала, заботилась, которым помогала. Даже будучи уже известной и знаменитой, она, выражаясь современным языком, не “звездилась”. Была проста и доступна к общению.
10 лет назад Екатерина Петровна Немышкина рассказывала корреспонденту одного издания, как она снималась в массовке в картине “Волга-Волга” Григория Александрова.
Как с ней, тогда еще совсем молодой, и не артисткой вовсе, а уборщицей в клубе, которую пригласили в массовку, в перерывах между съемками распивали чаи Любовь Орлова и знаменитейший актер Игорь Ильинский.
Про Любовь Орлову много сочиняется разного: домыслы, слухи, лишь бы пощекотать нервы читателей. Даже в заголовки статей вынесено, что брак Любови Орловой с Григорием Александровым не что иное, как ширма.
Ну, а разве можно так писать о человеке, за которого, если верить досужим вымыслам, вышла замуж по расчету.
Или вот – самое настоящее признание в любви.
Приводятся и другие аргументы: мол, с годами они друг к другу остыли, играли чувства только перед чужими людьми.
Но разве такое сыгравешь? Это жизнь супружеской пары, в том числе и через много совместных лет, заснятая вовсе не для камеры.
Совместных детей у Орловой и Александрова не было. У режиссера был сын от прежнего брака. У актрисы детей не было совсем. Но прочитайте, что она пишет о детях, об отношении к ним.
И мужа она опекала, как ребенка, о чем говорила сама.
Стиль Любови Орловой – это безупречность
Ее прическам подражали многие, не только актрисы старались походить на нее хоть чем-то. Но главная ее черта – этот безупречность.
Казалось бы, легко, а легкость много стоит сил, терпения, упорства.
Самый главный рецепт от Любови Орловой вот такой:
Всегда надо “держать фасон”:
Сколько пластических операций сделала Любовь Орлова на самом деле?
Можно прочесть, что 6, а дальше цифры увеличиваются аж до отметки 90. Это как же надо дать себя изрезать?
Бытует версия, что первую операцию за рубежом оплатил актрисе сам Чарли Чаплин. А на самом деле-то как? Михаил Куницын, который является биографом Любови Орловой, доказывает, что до 60-х годов никаких операций не было, да и не нужны они были актрисе, красивой от природы.
А позже знаменитый советский пластический хирург Александр Шмелев в Институте красоты на Арбате сделал ей подтяжку лица и век. И это все.
Конечно, за внешностью своей она следила, косметический кабинет посещала, кремами пользовалась, в основном, родными, советскими.
Был у нее и свой рецепт, который сейчас свободно можно найти в Интернете. А еще, якобы по утрам она выпивала рюмочку коньяка для молодости и чтобы кожа разглаживалась.
Смешная фраза, популярная до сих пор, возникла из жизненной ситуации. Любовь Орлову окликнул незнакомец: “Девушка!” После этого вот так она и пошутила:
Умерла Любовь Орлова от онкологии, страдала которой несколько последних лет. И тут тоже “знатоки” не только ее биографии, но, как водится, мыслей и чувств, заключили, что, дескать, умирать она не боялась, молодость-то, мол, ушла, захотелось за красотой и молодостью и самой уйти.
Но она говорила иное. И старость совсем не про нее.
В свои 39 она и ушла, и ни часом позже. Помимо красоты внешней, уникальных актерских данных у нее была еще любовь к людям и сильная установка на жизнь.
Пусть не покажутся банальными слова, но она поистине была молода душой, молодость, даже несмотря на морщины, светилась в ее глазах, насыщала весь ее облик.
Поэтому остается в наших сердцах и памяти эта жизнеутверждающая всем своим творчеством актриса. Женщина маленького росточка, ставшая не только кумиром прошлых поколений, но примером и нынешних.
Многие пытались ей подражать, но повторить ее невозможно. А что вы думаете на этот счет?
В СССР в предвоенные годы любой человек мог попасть в лагеря за неугодную властям фразу.
Каждый шаг писателей, художников и артистов – тем более был на виду властей. И популярный артист за неуместный анекдот завтра мог стать арестантом.
В это сложное время особенно любопытна судьба известной актрисы Любови Орловой.
Дворянская родня
Любовь Орлова родилась в 1902 году в дворянской семье и происходила из древнего рода Рюриковичей. Граф Орлов, любимец Екатерины Второй, был прапрадедом актрисы, а отец Любы был военным чиновником.
По материнской линии Орлова состояла в родстве с графом Львом Толстым.
Необычно, что женщина с такой опасной в 30-е годы родословной становится любимой актрисой Сталина и кумиром миллионов советских людей.
Первые успехи
Сам Шаляпин, бывая у Орловых, отмечал способную игру девочки в домашних постановках, и советовал занятия в театре.
После учебы в Московской консерватории и Гитисе с 1926 года Любовь пела и играла в театральных постановках. Уже в то время способности и звездная внешность отличали Орлову из толпы коллег.
Из-за патологии внутреннего уха Орловой пришлось оставить Московскую консерваторию.
Любовь Орлова в юности
Триумф
В 1933 году Орлова выходит замуж за начинающего режиссера Григория Александрова и снимается в его картине «Веселые ребята».
Любовь Орлова в фильме “Веселые ребята”
Великолепная пара любящих друг друга людей в эпоху политизированного творчества умела делать воздушные и невероятно популярные фильмы, как «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь».
Любовь Орлова и Григорий Александров
Советская Марлен Дитрих
Из за запрета зарубежного творчества, мало советских граждан знали Марлен Дитрих.
Но режиссер Александров специальных просмотрах постоянно знакомился с иностранными кинокартинами.
В фильме «Веселые ребята» у Орловой появился цилиндр, как у Дитрих в картине «Голубой ангел».
Любовь Орлова и Марлен Дитрих
Закат
В 1960-ых Орлова реже снимается в кино.
В 1972 году вышел очень неоднозначный фильм «Скворец и Лира» – последняя работа с участием Орловой, где 71-летняя актриса играла молодую разведчицу Лиру.
Любовь Орлова в роли Лиры
Награды
1. Дважды лауреат Сталинской премии: за фильмы «Цирк» и «Встреча на Эльбе».
2. Орден Ленина и два ордена Трудового Красного Знамени.
3. Звания Заслуженной и Народной артистки РСФСР и СССР.
Любовь Орлова 1950-е
Дети в жизни артистки
Детей у Орловой не было.
После смерти артистки появилась информация о двух абортах от Григория Александрова.
Возможно, аборты и стали причиной бесплодия Орловой.
Кстати, актриса одной из первой в СССР использовала спираль, предохраняющую от беременности.
Вечная молодость
Информацию о пластических операциях Орловой часто обсуждали фанаты.
Актриса всегда следила за собой и выглядела моложе своих лет: Орлова первая в Союзе делала пластику по подтяжке век.
Умерла великая артистка в 1975 году от онкологического заболевания. Григорий Александров пережил супругу на 8 лет.
Великая судьба
Жизнь и карьера Любовь Орловой во многом зависела от Сталина, который восхищался талантом актрисы.
Статус любимицы вождя защищал артистку от недоброжелателей, но одновременно накладывал на Орлову невыносимую ответственность.
Ведь судьба родственников Орловой, с опасной биографией, жизнь сестры и супруга напрямую зависела от умения актрисы играть так, чтобы власти были довольны.
И Любовь Орлова смогла не просто выжить, но и сделать яркую и блистательную карьеру.
Читайте так же: 12 неизвестных страхов звезд зарубежного кино
Если эта история была полезной: ПОДПИШИСЬ НА КАНАЛ И РАСШИРЬ СВОЙ КРУГОЗОР НАШИМИ СТАТЬЯМИ
Великолепного дня!
Êàê Àêèðà Êóðîñàâà îêàçàëñÿ â ÑÑÑÐ, ÷òî îí ïîäàðèë Þðèþ Ñîëîìèíó è ïî÷åìó «Îñêàð» çà ôèëüì ïîëó÷èë Ãåðãèé Äàíåëèÿ.
Èñòîðèÿ ñú¸ìîê ôèëüìå «Äåðñó Óçàëà» íà÷àëàñü â ßïîíèè. Çíàìåíèòûé ÿïîíñêèé ðåæèññ¸ð Àêèðà Êóðîñàâà ïðîâàëèëñÿ â ïðîêàòå ñî ñâîèì ôèëüìîì è ïîòåðÿë ïðåæíèå ïîçèöèè ìýòðà. Ó íåãî ïîÿâèëèñü òðóäíîñòè ñ ôèíàíñèðîâàíèåì, îí áûë âûíóæäåí ðàçîðâàòü êîíòðàêò ñ Ãîëëèâóäîì, è íàñòîëüêî òÿæåëî ïåðåæèâàë íåóäà÷è, ÷òî äàæå ïûòàëñÿ ïîêîí÷èòü ñ ñîáîé. Òîãäà îí ðåøèë ïîïðîáîâàòü ïîðàáîòàòü â ÑÑÑÐ è ïðåäëîæèë «Ìîñôèëüìó» ýêðàíèçèðîâàòü èññëåäîâàòåëüñêèé ðîìàí Âëàäèìèðà Àðñåíüåâà «Äåðñó Óçàëà». È íåîæèäàííî íàø¸ë îòêëèê íà «Ìîñôèëüì» íå÷àñòî îáðàùàëèñü ðåæèññ¸ðû ìèðîâîãî ìàñøòàáà.
Ðîìàí Âëàäèìèðà Àðñåíüåâà «Äåðñó Óçàëà» áûë ïîñâÿù¸í ýêñïåäèöèè ïèñàòåëÿ, ïóòåøåñòâåííèêà, ãåîãðàôà, ýòíîãðàôà, âîåííîãî âîñòîêîâåäà íà Äàëüíèé Âîñòîê è îäíîìó íàíàéñêîìó îõîòíèêó ïðîâîäíèêó, äðóãó è ãåðîþ êíèã. Àðñåíüåâ âîñõèùàëñÿ íå òîëüêî åãî óìåíèåì âûæèâàòü â òàéãå, íî æèòåéñêîé ìóäðîñòüþ, óìåíèåì æèòü â ãàðìîíèè ñ ïðèðîäîé è èñêðåííèì îòíîøåíèåì ê ìèðó. Íàñòîÿùèé Äåðñó Óçàëà áûë óáèò áåãëûì êàòîðæíèêîì çàäîëãî äî íà÷àëà ñú¸ìîê. Àêèðà Êóðîñàâà äàâíî èíòåðåñîâàëñÿ ýòîé èñòîðèåé è åù¸ â 50-õ ãîäàõ ñîáèðàëñÿ ýêðàíèçèðîâàòü êíèãó Àðñåíüåâà. Òàéãó îí õîòåë ñíèìàòü íà îñòðîâå Õîêêàéäî, íî òîãäà íà÷àòü ðàáîòó íå óäàëîñü, à ñïóñòÿ ìíîãî ëåò ó íåãî ïîÿâèëàñü âîçìîæíîñòü ðàáîòàòü íåïîñðåäñòâåííî íà ìåñòå ñîáûòèé.
Ñöåíàðèé ê ôèëüìó Êóðîñàâà íàïèñàë â ñîàâòîðñòâå ñ äðàìàòóðãîì Þðèåì Íàãèáèíûì. Íà ðîëü Äåðñó ðåæèññ¸ð ïëàíèðîâàë ïîçâàòü ÿïîíñêîãî àêò¸ðà Òîñèðî Ìèôóíý, íî òîò áûë íà ãðåáíå ïîïóëÿðíîñòè è íå ìîã îñòàâèòü äðóãèå ïðîåêòû. Òîãäà Êóðîñàâà íà÷àë èñêàòü èñïîëíèòåëÿ ãëàâíîé ðîëè ñðåäè ñîâåòñêèõ àêò¸ðîâ. Ïðîñìîòðåâ ìíîæåñòâî êàíäèäàòîâ, â ÷èñëå êîòîðûõ áûë äàæå èçâåñòíûé ïåâåö Êîëà Áåëüäû, îí ïîçâàë íà ïðîáû 65-ëåòíåãî òóâèíñêîãî àêòåðà Ìàêñèìà Ìóíçóêà. «Äåðñó Óçàëà» áûë åãî òðåòüåé ðàáîòîé äî ýòîãî îí ñíèìàëñÿ â òóâèíñêîé ìåëîäðàìå «Ëþäè ãîëóáûõ ðåê» è ïîïóëÿðíîì äåòåêòèâå «Ïðîïàæå ñâèäåòåëÿ».
Ìóíçóê ïðèø¸ë íà ïðîáû ïðÿìî ñ îõîòû, êàê áûë â îõîòíè÷üåì êîñòþìå, òîëüêî ðóæüå çàí¸ñ äîìîé. Ñú¸ìî÷íàÿ ãðóïïà áûëà óâåðåíà, ÷òî ïðîáû îí íå ïðîéäåò, è âûñòðîèëàñü ïîäñëóøèâàòü ïîä äâåðüþ. Çà äâåðüþ áûëà òèøèíà Êîãäà îíè óæå ëîïàëèñü îò ëþáîïûòñòâà è ïðèîòêðûëè äâåðü, òî óâèäåëè, ÷òî Êóðîñàâà óñàäèë Ìóíçóêà â ñâî¸ êðåñëî è ïðîñòî ëþáîâàëñÿ èì. Ïîòîì îí íàçûâàë åãî ñàìûì ëþáèìûì àêò¸ðîì â æèçíè, à Ìóíçóê çâàë ðåæèññ¸ðà «áàêøû» øàìàí.
Íà ðîëü Àðñåíüåâà ïðèãëàñèëè Þðèÿ Ñîëîìèíà Êóðîñàâà óâèäåë àêò¸ðà â ôèëüìå «Àäúþòàíò åãî ïðåâîñõîäèòåëüñòâà». Ñîëîìèí áûë âäâîéíå ñ÷àñòëèâ ïðèíÿòü ýòî ïðèãëàøåíèå: âî-ïåðâûõ, çíàìåíèòûé Êóðîñàâà, à âî-âòîðûõ, îí áûë ðîäîì ñ Äàëüíåãî Âîñòîêà è îáðàäîâàëñÿ âîçìîæíîñòè ïîðàáîòàòü â ðîäíûõ ìåñòàõ. Ïîòîì àêò¸ð ðàññêàçûâàë, ÷òî ïåðâûõ äâà ìåñÿöà ðåïåòèðîâàëè «çà ñòîëîì» Êóðîñàâà ðàññêàçûâàë, êàê âèäèò ðîëü è ôèëüì â öåëîì, è äåëèëñÿ ñåêðåòàìè ìàñòåðñòâà.
Íåñìîòðÿ íà îïûò â êèíî, Ìàêñèìó Ìóíçóêó áûëî òÿæåëî ïðèâûêíóòü ê ðèòìó ñú¸ìîê, îí ìíîãîãî íå ïîíèìàë, áûë íàèâíûì è ñóåâåðíûì. Þðèé Ñîëîìèí âçÿë íàä íèì øåôñòâî îíè áûñòðî íàøëè îáùèé ÿçûê. «Õîòü òû è ìîëîäîé», øóòèë Ìóíçóê, «Íî â êèíî òû ñòàðûé õðû÷! À ÿ è â æèçíè, è â òåàòðå ñòàðûé õðû÷, çàòî â êèíî ìîëîäîé! Íó-êà, ïîìîãàé ìíå ðåïåòèðîâàòü, òàùè íà áóêñèðå!».
«Ìîñôèëüì» ïûòàëñÿ óãîâîðèòü Êóðîñàâó ñíèìàòü «òàéãó» ïîä Ìîñêâîé, òàê êàê â íàñòîÿùóþ òàéãó íà Äàëüíåì Âîñòîêå èíîñòðàíöåâ, à òåì áîëåå ÿïîíöåâ, ïóñêàòü íå õîòåëè. Ñ òðóäîì, íî ñú¸ìêè óäàëîñü «ïðîáèòü». Ñú¸ìî÷íóþ ãðóïïó ïîñåëèëè â âîåííîé ãîñòèíèöå, åäó ïðèâîçèëè èç âîèíñêîé ÷àñòè, à íà ïëîùàäêå âñåãäà ïðèñóòñòâîâàë ñîòðóäíèê ÊÃÁ, ÷òî èñêðåííå âîçìóùàëî ðåæèññ¸ðà.
 îäíîé èç ñöåí Ìóíçóê è Ñîëîìèí äîëæíû áûëè âñòðåòèòüñÿ íà ëåñíîé òðîïå ñ òèãðîì. Îõîòíèêè åù¸ äî ñú¸ìîê ïîéìàëè òèãð¸íêà, íàçâàëè Àðò¸ìîì è íà÷àëè âîñïèòûâàòü. Ê íà÷àëó ðàáîòû ýòî áûë óæå êðóïíûé çâåðü, íî ñîâåðøåííî íå ïðèñïîñîáëåííûé ê êèíî. Äëÿ ñú¸ìîê âûêîïàëè áîëüøîé ðîâ è çàïîëíèëè âîäîé îõîòíèêè óâåðÿëè, ÷òî òèãð íè çà ÷òî íå ïðûãíåò â âîäó, äîéäåò è îñòàíîâèòñÿ. Íî Àðò¸ì ñ øóìîì ðóõíóë â âîäó è ïîïëûë ê àêò¸ðàì, åãî ñòàëè îòïèõèâàòü îò áåðåãà, è òèãð íà÷àë çàõë¸áûâàòüñÿ. Ìóíçóê è Ñîëîìèí ïîøëè ê Êóðîñàâå è ñêàçàëè, ÷òî íå áóäóò ìó÷èòü æèâîòíîå. Ñöåíó äîñíÿëè â ïàâèëüîíå ñ îäíèì èç äðåññèðîâàííûõ òèãðîâ èç ôèëüìà «Ïîëîñàòûé ðåéñ». À íà äåíü ðîæäåíèÿ Ñîëîìèí ïîëó÷èë îò Êóðîñàâû èçÿùíûé ðèñóíîê ãîëîâû òèãðà ðåæèññ¸ð â ñâî¸ âðåìÿ îêîí÷èë Àêàäåìèþ õóäîæåñòâ.
Ðàáîòàòü ñ Êóðîñàâîé áûëî ñëîæíî, íî ñâîåé êðîïîòëèâîñòüþ îí âûçûâàë âîñõèùåíèå. Ôèëüì ñíèìàëè äâà ãîäà, òàê êàê ðåæèññ¸ð õîòåë ïåðåäàòü âñå íþàíñû ïåðåõîäà îò ñåçîíà ê ñåçîíó. Ê êàæäîìó êàäðó îí ðèñîâàë ýñêèç, ñàì ïîäðàâíèâàë àêò¸ðàì ãðèì è äåòàëè êîñòþìîâ, ðàçâåøèâàë èñêóññòâåííûå ëèñòüÿ íà äåðåâüÿõ, ñèäåë â ëîâ÷èõ ÿìàõ è áûë ñ÷àñòëèâ, åñëè åìó íå óäàâàëîñü âûáðàòüñÿ. Þðèé Ñîëîìèí âñïîìèíàë, ÷òî ðåæèññ¸ð ëè÷íî ñîáðàë ðþêçàê äëÿ åãî ãåðîÿ, êóäà ïîëîæèë âñ¸, ÷òî áûëî îïèñàíî â êíèãå. Àêò¸ð ýòîò ðþêçàê ñ òðóäîì îòðûâàë îò ïîëà. Ãëàâíîå, ÷åãî íèêàê íå ìîã ïîíÿòü Êóðîñàâà ÷òî çíà÷èò «áðàê íà ïë¸íêå» è «íàäî âñ¸ ïåðåñíèìàòü»
«Äåðñó Óçàëà» ïîëó÷èë áîëüøîå êîëè÷åñòâî íàãðàä, â òîì ÷èñëå è ïðåìèþ «Îñêàð» êàê ëó÷øèé ôèëüì íà èíîñòðàííîì ÿçûêå. Íè Êóðîñàâû, íè èñïîëíèòåëåé ãëàâíûõ ðîëåé íà öåðåìîíèè íå áûëî, à Ñîëîìèí è Ìóíçóê äàæå íå çíàëè, ÷òî ôèëüì íîìèíèðîâàí. Òàê êàê ôèëüì áûë ñíÿò ñîâìåñòíî ÑÑÑÐ è ßïîíèåé âðó÷àëè äâà «Îñêàðà». Îäíó ñòàòóýòêó ïîëó÷èë ÿïîíñêèé ïðîäþñåð, à âòîðóþ ðåæèññ¸ð Ãåîðãèé Äàíåëèÿ. Îí êàê ðàç ïðèåõàë íà àìåðèêàíñêèé êèíîôîðóì ñ ôèëüìîì «Àôîíÿ», è åãî ïîïðîñèëè çàîäíî çàáðàòü ïðèç. Âðó÷åíèå ïîëó÷èëîñü êóðü¸çíûì âåäóùèé öåðåìîíèè îøèáî÷íî íàçâàë åãî ðåæèññ¸ðîì ôèëüìà «Äåðñó Óçàëà», à ïî âîçâðàùåíèè íà ðîäèíó Äàíåëèþ æäàëè ïîçäðàâëåíèÿ îò òåõ, êòî ðåøèë, ÷òî îí âçÿë «Îñêàðà» çà «Àôîíþ»
Ñú¸ìêè ôèëüìà â 1974 ãîäó âûçâàëè íåãàòèâíóþ ðåàêöèþ â ÊÍÐ. Ñáîðíèê ñòàòåé «Àíòèêèòàéñêèé êèíîñöåíàðèé Äåðñó Óçàëà» îòìå÷àë: «Ðåíåãàòñêàÿ êëèêà ñîâåòñêèõ ðåâèçèîíèñòîâ íå óïóñêàåò ñëó÷àÿ èñïîëüçîâàòü ëèòåðàòóðó äëÿ ïðîïàãàíäèðîâàíèÿ ñâîåé ýêñïàíñèîíèñòñêîé ïîëèòèêè.  ïîñëåäíåå âðåìÿ îíè ñíþõàëèñü ñ ÿïîíñêèì áóðæóàçíûì ðåæèññ¸ðîì, ñâàðãàíèëè ôèëüì Äåðñó Óçàëà, ÷òî è ÿâëÿåòñÿ ÿâíûì äîêàçàòåëüñòâîì. Ñöåíàðèé áûë ñîçäàí ïî êíèãàì îôèöåðà öàðñêîé Ðîññèè Ñåðíèåâà. Ðåíåãàòñêàÿ êëèêà ñîâåòñêèõ ðåâèçèîíèñòîâ äóìàëà ðåàëèçîâàòü ñâîé ïëàí, à íà ñàìîì äåëå ðåçóëüòàò ïîëó÷èëñÿ ñîâñåì äðóãèì.  ñöåíàðèè íå òîëüêî îïèñàí ðÿä äåéñòâèé öàðÿ ïî îêêóïàöèè êèòàéñêîé òåððèòîðèè, íî è îáíàðóæèëàñü ïðåòåíçèÿ íîâîãî öàðÿ ê íàøåé òåððèòîðèè â íàñòîÿùåå âðåìÿ»[
“Äåðñó” ñòàë àñèììåòðè÷íûì ðóññêî-ÿïîíñêèì îòâåòîì íà êèòàéñêè-àìåðèêàíñêèé àëüÿíñ, ñîçäàííûé â 1972 ãîäó. Òåððèòîðèàëüíûå ïðèòÿçàíèÿ Êèòàÿ íà ðóññêèé Äàëüíèé Âîñòîê, ïîñëå ñòîëêíîâåíèé íà îñòðîâå Äàìàíñêîì, áûëè îäíîé èç öåíòðàëüíûõ òåì ðóññêîãî ñîçíàíèÿ â 1970-å ãîäû, îòðàçèâøèñü â “Çåðêàëå” Àíäðåÿ Òàðêîâñêîãî è â “Ïèñüìå âîæäÿì” Àëåêñàíäðà Ñîëæåíèöûíà.
“Æåëòàÿ îïàñíîñòü” è êèòàéñêàÿ ïðîáëåìà íà Äàëüíåì Âîñòîêå è âïðÿìü ÷ðåçâû÷àéíî òðåâîæèëà Àðñåíüåâà è ïîèñê ïóòåé ðåøåíèÿ ýòîãî âîïðîñà áûë îäíèì èç âàæíûõ àñïåêòîâ ìèññèè èññëåäîâàòåëÿ-ðàçâåä÷èêà â åãî ïîõîäàõ. Ïðè ýòîì íåëüçÿ çàáûâàòü, ÷òî êèòàéñêîå íàñåëåíèå áûëî íå êîðåííûì äëÿ ýòèõ ìåñò, à íîâîïðèøëûì. Îíî ïðîñà÷èâàëîñü â êðàé íåñìîòðÿ íà ïîëèòèêó “èâîâîãî ïàëèñàäà”, ïðîâîäèâøóþñÿ ìàí÷æóðñêîé èìïåðèåé Öèí, íå äîïóñêàâøåé êèòàéöåâ íà çåìëè, ñ÷èòàâøèåñÿ ïðèíàäëåæàùèìè ñàìèì Ìàí÷æóðàì. Ïîýòîìó äîðîãó êèòàéñêîìó ïåðåñåëåíèþ â Óññóðèéñêèé êðàé îòêðûëî êàê ðàç ïðèñîåäèíåíèå åãî ê Ðîññèè.
È, òåì íå ìåíåå, “ðóññêèé êàïèòàí” ðåãóëÿðíî ñòàëêèâàåòñÿ ñ âðàæäåáíîñòüþ íå òîëüêî ðàçáîéíèêîâ-õóíõóçîâ, íî è êèòàéñêèõ ïîñåëåíöåâ.
Êèòàéöû âñòðåòèëè ìåíÿ âðàæäåáíî. Äî íèõ óæå äîëåòåëè âåñòè î òîì, êòî ìû è ïî÷åìó óäýãåéöû íàñ ñîïðîâîæäàþò. Íåïðèÿòíî áûòü â äîìå, êîãäà õîçÿåâà íåëþáåçíû. ß ïåðåøåë â äðóãóþ ôàíçó. Òàì íàñ âñòðåòèëè åùå õóæå, â òðåòüåé ìû íå ìîãëè äîñòó÷àòüñÿ, â ÷åòâåðòîé, ïÿòîé, äåñÿòîé íàì áûë îêàçàí òàêîé æå ïðèåì. Ïðîòèâ ðîæíà íå ïîéäåøü. ß ðóãàëñÿ, ðóãàëèñü êàçàêè, ðóãàëñÿ Äåðñó, íî äåëàòü áûëî íå÷åãî. Îñòàâàëîñü òîëüêî ïîêîðèòüñÿ. Íî÷åâàòü îêîëî ôàíç ìíå íå õîòåëîñü. Ïîýòîìó ÿ ðåøèë èäòè äàëüøå, ïîêà íå íàéäó ìåñòî, ïîäõîäÿùåå äëÿ áèâàêà.
Íàñòàë âå÷åð. Êðàñèâîå ñèÿíèå íà íåáå ñòàëî áëåêíóòü. Êîå-ãäå çàæãëèñü çâåçäû. Êèòàéñêèå ôàíçû îñòàëèñü äàëåêî ïîçàäè, à ìû âñå øëè. Âäðóã Äåðñó îñòàíîâèëñÿ è, çàêèíóâ íàçàä ãîëîâó, ñòàë íþõàòü âîçäóõ.
– Ïîãîäè, êàïèòàí, – ñêàçàë îí. – Ìîÿ çàïàõ äûìà íàéäè åñòü. Ýòî óäýãå, –
ñêàçàë îí ÷åðåç ìèíóòó.
– Ïî÷åìó òû çíàåøü? – ñïðîñèë åãî Êîæåâíèêîâ. – Ìîæåò áûòü, êèòàéñêàÿ ôàíçà?
– Íåò, – ãîâîðèë Äåðñó, – ýòî óäýãå. Êèòàéñêàÿ ôàíçà áîëüøîé òðóáà åñòü: äûì âûñîêî õîäè. Èç þðòû äûì íèçêî õîäè. Óäýãå ðûáó æàðÿò.
Ïðè ýòîì â åãî êíèãàõ, ðàçóìååòñÿ, ïîëíî ñèìïàòè÷íûõ êèòàéöåâ, åãî ñóæäåíèå îá ýòîì íàðîäå áëàãîæåëàòåëüíî. À óãðîçó îí âèäåò èìåííî â òîì, ÷òî òðóäîëþáèâûå è ìíîãî÷èñëåííûå êèòàéöû, èñïîëüçóþùèå ïðîñòðàíñòâî ñ ïðåäåëüíîé ýôôåêòèâíîñòüþ (è ïî÷òè áåç ýêîëîãè÷åñêèõ ñàìîîãðàíè÷åíèé) ïîïðîñòó çàïîëîíÿò ðóññêèé Äàëüíèé Âîñòîê, íå îñòàâèâ ìåñòà äëÿ ðóññêèõ, êîòîðûå âñòðàèâàþòñÿ â ñóùåñòâóþùèé ýêîëîãè÷åñêèé ïîðÿäîê î÷åíü ýôôåêòèâíî, à íå ïîæèðàþò åãî, íî äëÿ ýòîãî ðóññêîé êîëîíèçàöèè íóæíî áîëüøå âðåìåíè
 ôèëüìå ÷åòêî ïîêàçàíà òåìà êèòàéñêîé óãðîçû – õóíõóçû, òåìà çàùèòû ãðàíèöû, çàùèòû êðàÿ êàê ñâîåé ðóññêîé çåìëè. Ïîñêîëüêó â ÑÑÑÐ ñíèìàòü ðóññêèå ôèëüìû ïðî ðóññêèõ áûëî íåïðîñòî, òî “Äåðñó” ïîëó÷èëñÿ îäíèì èç ãëàâíûõ ôèëüìîâ ïðî ðóññêèõ â ìèðîâîì êèíåìàòîãðàôå.
Ïðîøåäøàÿ ÷åðåç âåñü ôèëüì ôîðìà îôèöåðà è ñîëäàò ðóññêîé èìïåðàòîðñêîé àðìèè íå êàê ñèìâîëà “áåëîãâàðäåéùèíû” (õîòÿ ðîëü Ñîëîìèíà â öàðñêîì ìóíäèðå â “Àäúþòàíòå åãî ïðåâîñõîäèòåëüñòâà” íåñîìíåííî ñûãðàëà ñâîþ ðîëü â ïðèãëàøåíèè åãî íà ðîëü Àðñåíüåâà), à êàê ñèìâîëà “íàøèõ” áûëà ÷ðåçâû÷àéíî ðåäêîé äëÿ ñîâåòñêîãî êèíî òîãî âðåìåíè. Ðàäè ýòîé ñèìâîëèçèðóþùåé ñóâåðåíèòåò Ðîññèè äåòàëè ïîæåðòâîâàëè èñòîðè÷íîñòüþ – ðàçóìååòñÿ Àðñåíüåâ íå õîäèë ïî óññóðèéñêîé òàéãå ïðè ïîëíîì ïàðàäå, îäåâàÿñü ìàêñèìàëüíî ïðàêòè÷íî.
Äåðñó Óçàëà è Àìáà. Êàðòèíà Âåëèçàðà Ñèìåíîâñêîãî.
È óæ ñîâñåì ïðîðûâíûì äëÿ ñíÿòîãî â ÑÑÑÐ ôèëüìà ñòàëî ñîõðàíåíèå óïîìèíàíèé â àðñåíüåâñêèõ äèàëîãàõ Áîãà. Òàê Êóðîñàâà, áëàãîäàðÿ ñâîåìó ñòàòóñó èíîñòðàíöà è äðóãà ÑÑÑÐ, ñìîã ïðèîòêðûòü äëÿ ðóññêèõ íåìíîãî Ðîññèè.
Îí îòðàæàåò èìïåðñêóþ èäåþ, íàïîð ðóññêîé íàðîäíîé êîëîíèçàöèè, öåíòðàëüíóþ äëÿ Àðñåíüåâà ìûñëü, ÷òî ðóññêèé ìèð – ýòî çàêîí, ïîðÿäîê, ïîçíàíèå è ïîíèìàíèå, à Óññóðèéñêèé êðàé, ïîäàðåííûé ðóññêèì Äåðñó, ñòàíîâèòñÿ ÷àñòüþ ýòîãî ðóññêîãî ìèðà.
“Êèòàéñêîå âëèÿíèå íà òóçåìöåâ â Óññóðèéñêîì Êðàå çà ìíîãî äåñÿòêîâ ëåò áûëî ñòîëü âåëèêî, ÷òî óäýõåéöû, îáèòàþùèå â þæíîé ÷àñòè ñòðàíû, ñîâåðøåííî îêèòàÿëèñü è ïðèâûêëè íà âñå ñìîòðåòü êèòàéñêèìè ãëàçàìè Êàê îãðàäèòü ñòðàíó îò ýòîãî?” – çàäàâàëñÿ âîïðîñîì Àðñåíüåâ.
È âîò ïèñàòåëü-ðàçâåä÷èê êîíñòðóèðóåò îáðàç “èçíà÷àëüíîãî æèòåëÿ”, äëÿ òîãî, ÷òîáû îòâåðãíóòü ïðèòÿçàíèÿ êîíêóðèðóþùåé öèâèëèçàöèè. Êíèãè Àðñåíüåâà ñûãðàëè îãðîìíóþ, âîçìîæíî ðåøàþùóþ ðîëü â çàêðåïëåíèè Óññóðèéñêîãî Êðàÿ çà Ðîññèåé.
Êàê è âñÿêèé ôèëüì Êóðîñàâû “Äåðñó” ñîäåðæèò ìàññó ôàíòàñòè÷åñêè êðàñèâûõ è ÿðêèõ ýïèçîäîâ. Îäèí èç íèõ, èçîáðàæåííûé íà çàäíåì ïëàíå âûøåïðèâåäåííîãî ïëàêàòà, íà ìîé âçãëÿä “äåëàåò” â ñìûñëå ñàñïåíñà, íàïðÿæåíèÿ, âûðàçèòåëüíîñòè, âñå ñàìûå çíàìåíèòûå ýïèçîäû ìèðîâîãî êèíî, òèïà ïîëåòà âàëüêèðèé ó Êîïïîëû èëè ðàçðåçàíèå ãëàçà Áóíóýëåì.
Àðñåíüåâ è Äåðñó çàñòèãíóòû íà îçåðå íåâèäèìîé îïàñíîñòüþ. Äåðñó çíàåò, ÷òî ñåé÷àñ ïðèäåò áóðàí è åñëè îíè íå âûñòðîÿò ñåáå òåïëóþ ëåæàíêó èç ñóõîñòîÿ, òî ïîãèáíóò. È âîò îí êðè÷èò êàïèòàíó ñêîðåå, ñêîðåå, ñêîðåå, îíè âñå áûñòðåå è áûñòðåå âàëÿò ýòîò ñóõîñòîé, Àðñåíüåâ âûáèâàåòñÿ èç ñèë, ïîòîì îòðóáàåòñÿ. È âîò ýòà ïîãîíÿ ñ ñîâåðøåííî íåâèäèìîé è íèêàê íå îáîçíà÷åííîé âèçóàëüíî îïàñíîñòüþ, êîòîðàÿ ïðè ýòîì ñìåðòîíîñíà è âûíóæäàåò ðàáîòàò?