Лиепа биография личная жизнь

Лиепа биография личная жизнь thumbnail

Биография

Марис-Рудольф Лиепа – советский артист балета латвийского происхождения. В 1976 году за заслуги перед культурой был удостоен звания Народного артиста Советского Союза. Кроме того, Лиепа в качестве киноактера знаком многим любителям отечественного кино по таким фильмам, как «Детство Бэмби» и «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Детство и юность

Марис родился в Риге, в семье мастера сцены местного театра оперы и балета Эдуарда Лиепы и его супруги Лилии. Он стал вторым ребенком у своих родителей. При этом – ребенком довольно болезненным. Мальчик рос очень худеньким, часто простужался и оказывался в больнице.

Звезда балета Марис ЛиепаЗвезда балета Марис Лиепа

Врачи посоветовали чете Лиепа отдать мальчишку в какую-либо спортивную секцию. Марис хотел играть в футбол или плавать в бассейне, но отец настоял на специализированном балетном классе при рижском хореографическом училище.

Будущая звезда советского балета с первых дней невзлюбил занятия и даже начал прогуливать уроки. Но мама, которая изначально планировала, что сын станет медиком, нашла подходящие слова для сына. Она объяснила, что никогда нельзя бросать дело на полдороге, а нужно доказывать себе и другим свою состоятельность.

Марис Лиепа в детствеМарис Лиепа в детстве

Такие речи настолько впечатлили юного Лиепу, что до конца своих дней он будет отличаться упорством и целеустремленностью. Когда же кроме работы у станка началось освоение характерного танца, Марис буквально проникся искусством классической хореографии.

К 13-ти годам подросток уже выступал не только в детских спектаклях, но и исполнял мазурку и краковяк в «Бахчисарайском фонтане», играл шута в «Ромео и Джульетте», танцевал сегидилью в «Дон Кихоте» и изображал половецкого мальчика в опере «Князь Игорь».

Марис Лиепа в детствеЮный танцовщик Марис Лиепа

Но нужно заметить, что помимо учебы в балетной школе юноша все же посещал и спортивные секции. Он имел неплохие результаты в такой дисциплине, как спортивная гимнастика, а в плавании вольным стилем даже становился чемпионом Латвии.

Когда Марису было 14 лет, его в числе других учеников отправили на Всесоюзный смотр хореографических училищ, и там Рижская балетная студия вместе с московскими, ленинградскими и алма-атинскими «коллегами» была признана самой перспективной. Три года спустя Лиепе предлагают продолжить обучение в Москве, и он с радостью соглашается.

Марис ЛиепаМарис Лиепа

Правда, столичное училище не выделило для него стипендии, поэтому, чтобы сын мог заниматься в престижном вузе, родители продали свой дачный домик на Взморье. Марис отблагодарил их тем, что за два года не только не пропустил ни одного занятия, но и приходил к каждому уроку раньше преподавателя и отдавался работе полностью и с воодушевлением.

В качестве выпускного экзамена Лиепа станцевал на сцене филиала Большого театра главную партию в спектакле «Щелкунчик». Новоиспечённый танцовщик мечтал остаться на главной сцене страны в качестве члена труппы, но в СССР принято было распределять кадры по национальным республикам, поэтому Марис возвращается в Ригу.

Балет

Впрочем, в Латвии он задержался лишь на полгода. Затем в столице состоялась декада прибалтийского искусства, и Лиепа танцевал русского воина Никиту в балете «Лайма», а также деревенского музыканта Тотса в постановке «Сакта свободы». В последнем из них на Мариса обратила внимание прима Майа Михайловна Плисецкая, которая дала выступлению похвальный отзыв и пригласила юношу быть партнером во время турне по Венгрии.

Марис Лиепа в спектакле "Лебединое озеро"Марис Лиепа в спектакле “Лебединое озеро”

В Будапеште Лиепа станцевал партию Зигфрида в «Лебедином озере», о которой мечтал долгие годы. Его не остановило даже то обстоятельство, что на генеральной репетиции он получил серьёзную травму ноги. После ряда выступлений танцовщик отправился в Сочи для восстановления поврежденной голени, и прямо в санатории его нашел главный балетмейстер Московского академического музыкального театра Владимир Бурмейстер и предложил работу с очень высоким окладом.

Именно в этом театре Марис-Рудольф превратился в звезду советского балета. Московские любители балета шли «на Лиепу», заваливали его цветами и подарками, по нескольку часов ждали у служебного входа ради автографа. В то же время артист завоевал золотую медаль на Всемирном фестивале молодёжи и студентов. Его талант отметила лично председатель жюри Галина Уланова.

Танцовщик Марис ЛиепаТанцовщик Марис Лиепа

Летом 1960 года, после грандиозных гастролей в Польше, Лиепа наконец-то получает приглашение перейти в труппу Большого театра. Далеко не сразу Марис узнал, что одобрение руководства он удостоился на том основании, что при собеседовании даже не заикнулся о зарплате и материальных благах, а задал только один вопрос балетмейстеру:

«Какие партии я буду танцевать?».

В итоге он был занят во всех самых прославленных постановках – от «Дона Кихота» до «Спартака». Через четыре года в Большом театре меняется главный хореограф. Балетмейстером становится Юрий Григорович, которые пытается привнести свое видение в спектакли.

Марис Лиепа в спектакле "Спартак"Марис Лиепа в спектакле “Спартак”

Например, в «Спартаке» Лиепа всегда танцевал главную роль, но Григорович дал ему другого персонажа, Красса. Успех превзошёл все ожидания, труппа даже удостоилась высочайшей в стране Ленинской премии, а на зарубежных гастролях артистов носили буквально на руках. Кстати, в Англии советскую звезду назвали «Лоуренсом Оливье в балете».

Но такое благополучное начало неожиданно оканчивается крахом. Лиепа дал интервью газете «Правда», в которой позволил себе покритиковать уровень хореографического мастерства Юрия Григоровича, и балетмейстер не простил обиды. Танцовщику дают роли только в старых постановках, а в новинках места ему не находится. За последующие 14 лет Марис лишь четыре раза участвовал в новых партиях.

Марис ЛиепаМарис Лиепа

28 марта 1982 года он в последний раз танцует Красса из балета «Спартак». Публика аплодирует стоя, но триумф оканчивается решением художественного совета о профнепригодности танцора. С тех пор на сцену Лиепа выходит только на творческих вечерах и в антрепризных спектаклях. И те, и другие по-прежнему собирают огромную аудиторию, но Марис, попытавшись найти себя в новом деле, уходит в кинематограф.

Фильмы

На самом деле работать на съемочной площадке Лиепа начал довольно давно. Еще в 1959 году он дебютировал как актер в мелодраме рижской киностудии «Илзе». А через 10 лет его исполнение Гамлета в одноименном фильме-спектакле произвело фурор не только в СССР, но и во всем мире.

Читайте также:  Ильшат танцы биография личная жизнь

Марис Лиепа в фильме «Детство Бемби»Марис Лиепа в фильме «Детство Бемби»

Затем Марис преображался в князя Всеслава из исторической картины «Могила льва» и Джека Уиллера в шпионской ленте «Четвёртый». В этом проекте, где блистал также Владимир Высоцкий, танцовщик поставил оригинальный хореографический номер, который в шутку назвал «Икар на три минуты».

Особо яркими получились главные роли актера в романтической комедии «Галатея», сказках «Детство Бемби» и «Юность Бемби», где он сыграл отца олененка, и в криминальной драме «Дорога в ад».

Марис Лиепа в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»Марис Лиепа в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

Также зрители запомнили Мариса по роли полковника Валентайна Уолтера в детективе «Двадцатый век начинается» из цикла фильмов о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона, а также по образу императора Николая I в историко-биографической драме «Лермонтов».

В 2006 году на экраны вышла картина «Воспоминания о Шерлоке Холмсе», в которой с помощью монтажа вновь появился актер Лиепа. В тот же период увидели свет два документальных фильма о танцовщике – «Поединок с судьбой» и «MARIS».

Личная жизнь

Первой супругой знаменитого танцовщика стала другая легенда сцены – Майя Плисецкая. Они поженились в 1956 году, когда ему было 20, а ей – 31 год. Но прожили вместе Майя и Марис всего три месяца.

Марис Лиепа и Майя ПлисецкаяМарис Лиепа и Майя Плисецкая

Позднее, на съемках фильма «Илзе», он познакомился с актрисой Маргаритой Жигуновой. В этом браке родилось двое детей – сын Андрис и дочь Илзе. Имена детям супруги дали в честь персонажей вышеупомянутой картины. И сын, и дочь пошли по стопам отца и стали артистами балета.

Марис Лиепа и Маргарита ЖигуноваМарис Лиепа и Маргарита Жигунова

В конце 70-х годов Лиепа едет на гастроли с молодой балериной Ниной Семизоровой, с которой у него начинается роман. Вскоре Марис оставляет семью и женится на девушке, которая младше его почти на 20 лет. Впрочем, этот союз оказался непрочным. По инициативе балерины в 1985 году супруги разводятся, хотя уже давно не живут вместе.

Евгения Шульц и ее дочь Мария ЛиепаЕвгения Шульц и ее дочь Мария Лиепа

Четвертой женой Лиепы, хотя и фактической, была художник по костюмам Евгения Шульц. У них родилась дочь Мария, но так как в те времена признание знаменитости о незаконнорожденном ребенке было равносильно краху карьеры, Марис скрывал существование младшей дочери очень долгое время.

Марис Лиепа и Галина БрежневаМарис Лиепа и Галина Брежнева

Помимо официальных и неофициальных браков, у Мариса были довольно длительные и весьма бурные отношения с Галиной Брежневой, дочерью Леонида Ильича Брежнева, которая была старше танцовщика на 11 лет.

Смерть

Когда в Рижском оперном театре освобождается место балетмейстера, Лиепа подает заявление на замещение вакансии, но ему отказывают. Более того, «сверху» приходит приказ запретить Марису создавать свой собственный театр в Риге, как он планировал. Даже хорошо знакомый танцовщику Раймонд Паулс, занимавший тогда пост министра культуры Латвийской республики, никак не смог повлиять на ситуацию.

Памятник танцовщику Марису Лиепе в РигеПамятник танцовщику Марису Лиепе в Риге

На мужчину накатывает депрессия, но в тот момент спасительной нитью стало решение из столицы СССР: было разрешено создать театр «Балет Мариса Лиепы» в Москве. После долгих проволочек был назначен отбор в труппу, но 26 марта 1989 года, в возрасте 52-х лет, Марис-Рудольф Эдуардович скончался. Официальный вердикт врачей – инфаркт.

Известно, что легендарный артист балета умер в машине «Скорой помощи». Но поговаривают, что накануне он заходил в любимый Большой театр, а там охранник отобрал у него пропуск и не впустил в служебное помещение. И именно в тот момент у мужчины не выдержало сердце.

Могила Мариса ЛиепыМогила Мариса Лиепы

Но и после кончины Лиепы не успокоилась суета вокруг его имени. Почти неделю шла борьба за место прощания со звездой. Только спустя пять дней гроб с телом установили в фойе Большого театра, рядом со сценой, на которой он демонстрировал величайшее искусство на протяжении 20 лет. Захоронили Мариса Эдуардовича на Ваганьковском кладбище в Москве, а в Риге рядом с могилами отца и матери установили камень, на котором написано:

«Марис Лиепа, который вдали».

Фильмография

  • 1969 — «Гамлет»
  • 1972 — «Четвёртый»
  • 1974 — «Имя твоё»
  • 1977 — «Галатея»
  • 1978 — «Бенефис Людмилы Гурченко»
  • 1985 — «Детство Бемби»
  • 1986 — «Лермонтов»
  • 1986 — «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается»
  • 1988 — «Дорога в ад»
  • 1988 — «Корабль»

Источник

Марис Лиепа талантливейший артист балета, для которого танец был смыслом жизни. Более двадцати лет Марис отдал Большому театру, но из-за разразившихся скандалов вынужден был его покинуть. В то же непростое время разладилась семейная жизнь Лиепы. Последние годы он жил на крохотную пенсию, страдал от одиночества и невостребованности. Такую цену пришлось заплатить артисту за годы славы, всеобщего обожания, роскошной жизни и безумной популярности у представительниц прекрасного пола.

Марис Лиепа появился на свет 27 июля 1936 года в Риге. Мальчик рос слабым и болезненным, знакомые посоветовали отдать его в хореографическое училище. Сначала Марис несерьезно относился к балету, но первый успех так его окрылил, что вскоре он уже только и мечтал, что о сцене Большого театра. Лиепа был целеустремленным, настойчивым и очень талантливым, но мечта его осуществилась не сразу. В Большом отметили его способности, но порекомендовали работать по месту жительства в Латвии. Удача улыбнулась молодому человеку, когда на него обратила свое внимание знаменитая балерина Майя Плисецкая.

Плисецкая не только поспособствовала тому, чтобы Марис остался в Большом, но и стала его первой женой. Брак продержался всего пару месяцев, вероятно их характеры были слишком разными. Успех Лиепы в театре был невероятным, зрители приходили посмотреть именно на него. Марис отличался не только великолепной техникой исполнения, он сам по себе был очень притягательной личностью. Вокруг него образовался круг из поклонников, многочисленных друзей и симпатизировавших ему женщин. Красивый мужчина, общительный, с изысканными манерами, одетый по последней моде – он привлекал к себе много внимания.

Маргарита Жигунова

Читайте также:  Мария миронова биография личная жизнь муж фото

В 1959 году Марис принимал участие в кинофильме под названием “Илзе”. Заглавную роль в фильме играла молодая актриса Маргарита Жигунова. Молодые люди полюбили друг друга и поженились. В 1962 году родился их первенец Андрис, а через год дочка Илзе. Лиепа мечтал создать балетную династию, поэтому его дети с малых лет занимались танцами. Семейная жизнь Мариса и Маргариты никогда не была спокойной, уж слишком много у знаменитого артиста было очаровательных поклонниц.

с детьми Андрисом и Илзе

Самой известной из поклонниц Мариса была Галина Брежнева. Их роман длился пять лет, Галина очень хотела стать женой артиста, но тот ясно дал понять, что выбирает жену и детей. Хотя отношения с женой становились все более напряженными. Ссоры в их семье случались нередко. В конце 70-х у Лиепы началась тайная связь с Евгенией Шульц, занимавшейся в Большом костюмами. Долгое время они просто общались, а потом их отношения переросли в романтические. В 1979 году у Евгении родилась дочь Мария. Марис Лиепа развелся с женой Маргаритой, но не из-за Евгении, он влюбился в юную балерину.

Нина Семизорова

Нина Семизорова была на двадцать лет младше Мариса и только начинала свою карьеру в Большом. Она сама попросила Лиепу потренироваться с ней. Постепенно совместные тренировки переросли в прогулки, а потом и в отношения. В театре вскоре стало известно о новом романе женатого танцовщика. Маргарита даже приходила в Большой выяснять отношения. Перед Лиепой поставили условие или он определяется, или уходит из театра. Он выбрал Нину. Новые скандалы в театре ему были ни к чему, его положение к тому времени уже было непрочным.

С балетмейстером Григоровичем у Лиепы поначалу складывались прекрасные отношения, но постепенно они стали спорить из-за любого пустяка. Из-за этого балетмейстер давал Марису всё меньше ролей. В конце 70-х артист написал в газету письмо, в котором раскритиковал работу Григоровича и репертуар театра. Он надеялся, что к нему прислушаются, но этого не случилось. 28 марта 1982 года 45-летний Марис Лиепа в последний раз танцевал на сцене Большого, а затем был вынужден уйти на пенсию. Семейная жизнь с молодой женой тоже трещала по швам.

Уходя от Маргариты Марис оставил ей и детям шикарную квартиру, сам он пришел к Нине с одним чемоданом. Но с молодой женой они оказываются слишком разными людьми. Уйдя из Большого театра Марис уехал работать в Болгарию, где у него случился роман с балериной. Нине всё стало известно. Лиепа вернулся в Москву, некоторое время он ещё продолжал жить с женой, но начал выпивать от невостребованности.

Мария Лиепа и Евгения Шульц

Семизоровой всё это надоело и она развелась с мужем. Марис остался не только без работы, но и без крыши над головой. Пожив у друзей он нашел приют у Евгении Шульц. Она, мать его внебрачной дочери Марии, стала последней фактической женой танцовщика. Они хотели официально оформить свои отношения, но не успели. Сердце 52-х летнего Мариса Лиепы остановилось 26 марта 1989 года.

Было интересно? Ставьте лайк (палец вверх) и подписывайтесь на канал

Источник

«Когда ты работаешь на сцене, нужно работать не на размер сцены, а на размер космоса», — говорил Марис Лиепа. Танцор соблюдал этот принцип и когда создавал образ романтичного Зигфрида из «Лебединого озера», и когда танцевал неистового Красса из «Спартака».

Марис Лиепа родился в Риге. Его отец Эдуард Лиепа, оперный певец, потеряв голос, покинул оперный хор и стал мастером сцены Рижского театра оперы и балета. Марис часто бывал за кулисами театра и несколько раз выходил на сцену в составе хора мальчиков по приглашению Рудольфа Берзиньша, знакомого отца и директора театра. Марису нравилась творческая атмосфера театра, но о карьере артиста он не задумывался. Мать Лилия Лиепа мечтала, чтобы сын стал врачом. Вопрос о будущем Мариса решил случайный разговор родителей с другом семьи — солистом рижского балета Болеславом Милевичем. Он порекомендовал отдать худощавого подростка в балетную школу, чтобы укрепить его здоровье.

В Рижском балетном училище в Марисе видели характерного танцовщика. Вначале ему доверили танцевать Испанский танец в «Лебедином озере» вместе с педагогом — молодым артистом Валентином Блиновым. Затем были сегидилья в «Дон Кихоте», краковяк в «Бахчисарайском фонтане», половецкие пляски в опере «Князь Игорь», а в «Ромео и Джульетте» Марису досталось целых четыре партии: Друга Тибальда, Юноши, Слуги Монтекки и Шута.

Несмотря на успешные выступления, до 14 лет Марис все еще не был уверен, что хочет связать свою жизнь с балетом. Отношение к профессии изменилось после участия во Всесоюзном смотре хореографических училищ в 1950 году. Здесь он впервые исполнил классическое па-де-труа («танец трех исполнителей» в классическом балете) из «Щелкунчика» вместе с Интой Каруле и Галиной Ждановой, а также «Мазурку», поставленную для него Валентином Блиновым. «…Я как-то необыкновенно ясно понял, что реально существуют понятия-эталоны: Уланова, Семенова, Мессерер, московский балет, о которых дома нам рассказывали… педагоги. Это чувство сопричастности дало какой-то странный импульс для работы. Работы с еще большей отдачей. Возникло желание стать сильнее, взрослее. Еще, еще…» — вспоминал он свою поездку в Москву.

Марис Лиепа. Фотография: swansballet.beon.ru

Марис Лиепа и Майя Плисецкая. Фотография: operaibalet.ru

Марис Лиепа. Фотография: operaibalet.ru

В 1953 году его талант заметил отдыхавший на Рижском взморье педагог Московского хореографического училища Николай Тарасов. Он пригласил Лиепу стать учеником его мужского класса. Марис согласился. Он решил для себя, что непременно станцует партию принца Зигфрида в «Лебедином озере», и за два года учебы не пропустил ни одного занятия. Училище он окончил с отличием. Выпускник мог рассчитывать на место в труппе столичного театра, но ему пришлось вернуться в Ригу по требованию Министерства культуры Латвии. В Риге Лиепа исполнял ведущие партии классического репертуара, однако желание вернуться в Москву его не покидало. В 1956 году он принял приглашение Владимира Бурмейстера, балетмейстера Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, и переехал в столицу.

Читайте также:  Елена бирюкова биография личная жизнь мужья дети

За годы работы в этом театре Лиепа танцевал в балетах «Эсмеральда», «Шехерезада», «Корсар» и многих других.

«В балете нужно танцевать! Не состязаться в прыжках, в показах костюмов, в выразительности мимики! Нет, в первую очередь балет — это танец. Это сплетение и переплетение идей согласно музыке. Это умение высвечивать ее тончайшие тона и полутона. Умение сделать музыку зримой. Все остальное — потом. Все остальное подчинено главному».

В 1960 году Марис Лиепа получил от балетмейстера Леонида Лавровского предложение вступить в труппу Большого театра. В первые годы работы на сцене главного театра страны молодой солист станцевал все ведущие партии современного и классического репертуара. Специально для него Лавровский поставил одноактный балет «Ночной город» на музыку Белы Бартока. Лиепа также станцевал партию Спартака в одноименном балете Леонида Якобсона. За эту роль он получил медаль имени Станиславского, став единственным за всю историю артистом балета, удостоенным этой награды.

В 1964 году в театр пришел Юрий Григорович, в карьере Мариса Лиепы начался новый этап. В 1965 году он исполнил роль Ферхада в балете «Легенда о любви» на музыку Арифа Меликова, а затем последовала долгожданная партия Зигфрида в новой версии «Лебединого озера» Григоровича. Марис Лиепа попробовал себя в роли постановщика балета. Почти десять лет он восстанавливал «Видение Розы» в хореографии Михаила Фокина: «Миниатюра, поэма, греза, новелла — называйте, как угодно, и все названия будут правильными, настолько талантливо создано это произведение. Тщательно изучая и сравнивая все варианты, отказываясь от очевидных подделок, небрежных улучшений и тому подобного, я мечтал не только воскресить из небытия фокинскую миниатюру, но и вдохнуть в нее новую жизнь, чтобы она вновь очаровывала своей поэзией и красотой». Премьера спектакля в Большом театре состоялась в 1967 году. Виталий Фокин, сын великого хореографа, в знак благодарности за проделанную кропотливую работу подарил Марису Лиепе фотопортрет своего отца и вылепленных им фавнов.

«Любимая — мной созданная — роль», — писал Марис Лиепа о роли патриция Красса в балете Юрия Григоровича «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна. Лиепа работал над партией и как танцовщик, и как актер. Он шлифовал технически сложные элементы, искал новые драматические средства для создания сложного образа: «Поначалу мой Красс-триумфатор был излишне злым. Однозначно злым. Превалировала лишь одна черная краска. Многозначность образа возникла не сразу. Постепенно я пришел к выводу, что мой герой — молод и талантлив, он упоен победами, он командует не только легионами, но и покоренным народом. Танец — это триумф Красса. Его прыжки подобны острым ударам клинка, которые разрезают воздух, посвистывая и играя на солнце».

Критики называли Лиепу лучшим Крассом советского балета, Арам Хачатурян восхищался танцором: «Здорово, блестяще, все удивительно музыкально. Блестяще играете как актер. Сжигаете все на своем пути. Вы артист большой!»

Артист выходил на сцену в образе римского полководца более ста раз. За роль Красса в 1970 году Лиепа был удостоен высшей государственной награды — Ленинской премии за достижения в искусстве.

После триумфа балета «Спартак» творческий союз Мариса Лиепы и Юрия Григоровича распался: «Григорович вдруг стал сверххолодный и вежливый. Ничего от нашей откровенности, можно сказать даже дружбы», — вспоминал танцор в своем дневнике. Его не утвердили на роль Курбского в балете «Иван Грозный», отказали в репетиторской работе в стенах Большого, не пригласили на парижские гастроли со «Спартаком».

Марис Лиепа в балете «Видение Розы». Фотография: liepa.ru

Марис Лиепа в роли Красса в балете «Спартак». Фотография: operaibalet.ru

Марис Лиепа в роли Вронского в балете «Анна Каренина». Фотография: bolshoi.ru

В 1979 году Лиепа опубликовал статью в газете «Правда», где раскритиковал новую хореографию балетов Григоровича и его методы руководства труппой. В последующие два года Лиепа ни разу не вышел на сцену Большого театра. Исключение было сделано только однажды — 28 марта 1982 года, на этот день был назначен балет «Спартак» с Лиепой в роли Красса. Спектакль вызвал небывалый ажиотаж. Билеты перепродавали за 100 рублей, астрономические по тем временам деньги. После спектакля овации не умолкали более получаса, коллеги называли выступление «профессионально великолепным».

Руководство театра же отреагировало увольнением Мариса Лиепы с формулировкой «за профнепригодность». Это решение положило конец долгим годам невостребованности артиста в Большом театре. За прошедшие с премьеры «Спартака» 14 лет танцора пригласили на новые партии всего четыре раза. «Любой актер может прожить без денег, даже какое-то время без любви, без друзей. Но не может жить, выжить без новых ролей, без новой работы. Он задохнется. О, сколько времени я уже так живу в Большом театре и стараюсь искать и нахожу пока, слава богу, для себя новые проявления: в драматических театрах, мюзиклах: творческие вечера, роли в кино, гастроли по стране. Я уже не вспоминаю педагогику, которой были отданы годы с 63-го по 80-й», — писал Лиепа об этом времени в своем дневнике.

«Новыми проявлениями» стали партия Рогожина в спектакле Бориса Эйфмана «Идиот», преподавание в Московском хореографическом училище, сотрудничество с Драматическим театром имени Вахтангова и съемки в кинофильмах «Могила льва», «Четвертый», «Галатея». Насыщенная событиями жизнь не приносила творческого удовлетворения, найти замену Большому театру Лиепа не смог: «Продолжается хандра. Дикая тишина, мучительная, изо дня в день. Бесперспективность — это, наверное, самое страшное в жизни».

Последние годы жизни Марис Лиепа работал художественным руководителем балетной труппы Софийской народной оперы в Болгарии. В аналогичной должности в родном театре Риги артисту отказали, хотя его кандидатуру предлагал бывший главный балетмейстер театра Александр Лемберг. Лиепа хотел открыть в Москве свой собственный театр, в начале марта 1989 года начался набор танцоров. Осуществить свои планы он не успел. 26 марта 1989 года Марис Лиепа скончался от инфаркта.

Источник