Лидия сухаревская биография личная жизнь
Лидия Сухаревская – советская актриса театра и кино, сценарист. Известна своими разноплановыми ролями женщин со сложными характерами или некоторыми странностями. За творческие заслуги является обладательницей Сталинской премии первой степени и звания Народной артистки СССР. Биография, творческий путь и личная жизнь Лидии Сухаревской – об этом далее в статье.
Ранние годы
Лидия Петровна Сухаревская родилась 17 августа 1909 года в деревне Поповкино, Вологодская губерния. Любопытно, что отца Лидии звали Павлом, однако в начале актерской карьеры она сменила отчество на “Петровну”, считая, что “Павловна” напоминает “палкину” и звучит неподобающе для артистки. Когда Лиде исполнилось семь лет, семья переехала в Грязовец. Главными увлечениями девочки были чтение и рукоделие – в 11 лет она пошла в школьный кружок кройки и шитья. Оказалось, что почти все девочки из этого кружка посещали еще и драматический кружок – за компанию с ними пошла туда и Лида, раньше и не думавшая об актерстве. Однако первые же занятия так захватили ее, что шитье и прочее рукоделие были забыты, теперь она видела перед собой только одну цель – сцену.
В 1924 году отец Лиды умер, вместе с матерью и бабушкой она переехала в Ленинград. На летних каникулах 15-летняя Лида подрабатывала на стройке разнорабочей, помощницей в швейном ателье, маникюршей в парикмахерском салоне. В Ленинградской школе девочка тоже пошла в драматический кружок.
Раннее творчество
В 1927 году, после окончания школы, Лидия стала студенткой Первой Государственной актерской студии. Она знала, что оплачивать обучение ее семья не может, и пошла на прослушивание просто из интереса. Но талантливая абитуриентка настолько приглянулась приемной комиссии, что они записали оплату ее обучения на счет хозяйственных расходов. За время обучения начинающая актриса Лидия Сухаревская выходила на сцену в образах леди Анны (“Ричард Третий”, Шекспир), Люсиль (“Мещанин во дворянстве”, Мольер) и Марии Стюарт в одноименной пьесе Шиллера, уже тогда демонстрируя способность играть совершенно разных героинь.
Окончив студию в 1930 году, Лидия Петровна успела поработать на сценах Агит-театра, ЛенТРАМа и театра Радиокомитета. В 1933-м она получила приглашение в Театр Комедии, где наконец нашла свое место, проработав там целых 11 лет. Первой ролью на сцене Театра Комедии для Лидии Сухаревской стала Таня – в спектакле “Дорога цветов” по пьесе Валентина Катаева.
Дебют в кино
В 1939 году Лидия Сухаревская впервые попробовала свои силы в кинематографе, сыграв комичную дворянскую дочь Беляндрясу Петровну в “Василисе Прекрасной” Александра Роу. Комедийный талант актрисы проявился в этой роли сполна, и в 1941 году ее пригласили на подобную роль “гротескной женщины” – она сыграла буфетчицу Веру в картине “Танкер Дербент”, неуклюжую, наивную, одновременно смешную и грустную.
Военные годы
В 1942 году актриса вместе с театром была эвакуирована в Сталинабад (современный Душанбе, Таджикистан). Там она продолжала играть на сцене и сниматься в кино, за что в 1943 году удостоилась звания Заслуженной артистки Таджикской ССР. В этом же году на экраны вышло два фильма с Лидией Сухаревской – “Лермонтов” и “Мы с Урала”, снятых студией “Союздетфильм”, так же пребывающей в эвакуации в Сталинабаде.
В 1944 году Театр Комедии вернулся из эвакуации, и Лидия Петровна приняла решение покинуть его, так как была беременна. Она успела сняться в картине Михаила Ромма “Человек номер 217” и на некоторое время оставила актерство.
Начало московского творчества
В 1946 году Лидия Сухаревская одновременно вернулась в кино и на сцену. Она переехала в Москву и стала актрисой сразу трех театров – имени Маяковского, Киноактера и Сатиры. В том же году вышел на экраны фильм с ее участием под названием “Сыновья”.
К концу сороковых актриса успела сняться в четырех фильмах, одновременно играя в четырех спектаклях театра Киноактера, одном театра Сатиры и еще трех – в Маяковке. Среди выдающихся сценических ролей того времени – Гедда Габлер и Софья Ковалевская в одноименных спектаклях.
Пятидесятые годы ознаменовались для актрисы более плотной работой в кино – в это время она сыграла несколько выдающихся ролей, среди которых Надежда Николаевна Римская-Корсакова в биографическом фильме о композиторе 1952 года, Анна Ивановна в комедии “Она вас любит” (1956), Раиса Петерсон в исторической драме “Поединок” (1957), секретарша Валентина Ивановна в производственной драме “Дожди” (1958).
“Жизнь сначала”
В 1960 году Лидия Петровна решила попробовать свои силы в качестве сценариста и написала пьесу “Несущий в себе”, по которой был поставлен спектакль на сцене театра Киноактера. Главную роль Сухаревская писала под себя и, как задумывалось, исполнила ее на сцене. Сюжет пьесы рассказывает о судьбе фронтовых друзей, которым очень сложно восстановиться и начать жить заново после войны. В 1961 году сценарий стал основой для фильма “Жизнь сначала”. Как и в спектакле, актриса исполнила в этой картине главную роль. Критики и коллеги высоко оценили писательский талант Лидии Сухаревской, который до этого времени никак не проявлялся. Позже она написала еще два сценария – к спектаклям “Несущий в себе” и “На балу удачи”.
Название фильма словно стало девизом для дальнейшего творчества актрисы. В 1963 году она оставила сцены театров Маяковского, Сатиры и Киноактера, перейдя в театр на Малой Бронной. Здесь Лидия Петровна впервые исполнила относительно возрастные роли, такие как Клара Цеханасьян в спектакле “Визит старой дамы” и Мать в одноименной постановке. На этой сцене состоялся и ее режиссерский дебют – совместно с Еленой Якушкиной она поставила биографический спектакль о жизни Эдит Пиаф под названием “На балу удачи”, исполнив роль знаменитой певицы.
Позднее творчество
В 1974 году Лидия Сухаревская вернулась в театр Маяковского, где с тех пор играла до конца жизни. В 1975 году состоялась премьера спектакля “Старомодная комедия”, в котором актриса исполнила роль Лидии Жербер. Ее исполнение было признано лучшим, несмотря на то, что во втором составе Жербер исполняла великая Алиса Фрейндлих.
В том же году вышла телевизионная версия спектакля, где Сухаревская исполнила ту же роль. Популярность постановки и письма зрителей с просьбами вновь транслировать этот спектакль восстановили потерянный было статус Лидии Петровны в качестве талантливой киноактрисы, и в 1976 году она сыграла главную роль в еще одном телеспектакле – “Как важно быть серьезным” по пьесе Оскара Уайльда.
Последней работой в кино для актрисы стала роль француженки русского происхождения Елизаветы Максимовны в картине 1981 года “Шофер на один рейс”. Партнерами Лидии Петровны по съемочной площадке стали Олег Ефремов и Лидия Федосеева-Шукшина.
Личная жизнь
Лидия Петровна вышла замуж за Бориса Тенина, коллегу по сцене в Ленинградском театре Комедии, в 1935 году. Ей было 26 лет, ему 30, для нее это был первый брак, а для Тенина – третий. Но для обоих – первая и последняя любовь, потому что с тех пор супруги никогда не расставались, составив множество знаменитых дуэтов – как на сцене, так и на экране. Вместе они были в эвакуации, вместе приняли решение оставить театр Комедии и переехать в Москву. Были ли дети в личной жизни Лидии Сухаревской и Бориса Тенина? В 1945 году у супругов родился сын Михаил. Больше детей Лидия Сухаревская иметь не могла – сказалась поздняя беременность. Супруги Лидия Петровна и Борис Михайлович на фото ниже.
В 1946 году они вместе стали актерами театра имени Маяковского, где в 1975 году составили свой самый успешный дуэт в постановке “Старомодная комедия”. Помимо этого, вместе супруги-актеры появились в спектаклях “Дорога в Нью-Йорк”, “Тень” (Ленинградский театр Комедии), “Софья Ковалевская” (театр Киноактера), “Дом, где разбиваются сердца” (театр Сатиры), “Мать”, “Золотая карета”, “Братская ГЭС”, “Визит старой дамы” (театр Маяковского). Также они вместе появились в фильмах “Лермонтов”, “За власть советов”, “Поединок” и других.
Лидия Петровна и Борис Михайлович прожили в счастливом браке 55 лет – их разлучила смерть Тенина в сентябре 1990 года. Без любимого мужа Сухаревская, остававшаяся достаточно моложавой женщиной даже в восемьдесят лет, как-то вдруг резко состарилась, потускнела и потеряла интерес как к сцене, так и к жизни. Без Бориса она смогла прожить всего лишь год.
Кончина
Актриса ушла из жизни 11 октября 1991 года. Она умерла во сне в своей московской квартире. Так как она ничем не болела, близкие пришли к выводу, что она скончалась от горя и тоски по мужу. Ее похоронили на Ваганьковском кладбище, в одной могиле с Борисом Тениным.
До недавнего времени могила актеров находилась в страшном запустении, что вызвало негативную реакцию поклонников их творчества. Биография сына Сухаревской и Тенина неизвестна, а потому за дело взялись представители дирекции театра имени Маяковского. В 2013 году они поставили новый памятник, почтив память актеров.
Наверное, все помнят советский фильм «Шофер на один рейс», и замечательную, экстравагантную француженку, которую блистательно сыграла Лидия Сухаревская. Эта актриса, всегда делала только то, что хотела, и никогда не шла ни у кого на поводу.
Лидия Сухаревская
Не зря же её сравнивали с планетой, движущейся по своей траектории, и мешать этому движению нельзя было никому. Она не боялась менять театры и режиссеров, хотя в то время это не приветствовалось. Но Лидия Петровна считала: для интересной роли и талантливого режиссера делать это просто необходимо.
Лидия Сухаревская в фильме-сказке «Василиса Прекрасная» (1939)
Первый раз Сухаревская снялась в фильме-сказке «Василиса Прекрасная» (1939), ей досталась роль дворянской дочери – Белендрясы. На тот момент актрисе уже было тридцать лет, за плечами – театральный опыт и несколько спектаклей. Всю жизнь ей предлагали играть второстепенных или эпизодических героев. Лишь несколько раз у актрисы была роль первого плана. В 1961 году вышла картина «Жизнь сначала», Лидия Петровна не только сыграла главную героиню, но и являлась соавтором сценария. А в 1975 году вместе со своим вторым мужем Борисом Тениным, играла главную роль в фильме-спектакле «Старомодная комедия».
Все её персонажи сразу бросались в глаза и запоминались. Для этого актриса прилагала всё своё мастерство и энергию, ведь эпизод быстро проходит на экранах. Если актер не заинтересовал зрителя с первых секунд, все – о тебе уже никогда не вспомнят. А ее помнили и любили всегда.
Лидия Сухаревская в фильме «Жизнь сначала» (1961)
За 36 лет работы в кинематографе, Лидия Сухаревская снялась в 32-х картинах, не так уж и много, учитывая талант и неповторимый шарм актрисы. Её больше задействовали в театре, там были ведущие роли и настоящие признание. Она восхитительно сыграла спесивую княгиню Елену Павловну в пьесе «Мусорский». Ее Нина Ивановна, молодящаяся дамочка из «Суда чести», просто великолепна. И, конечно, нельзя не вспомнить знаменитую Гедду Габлер, которую в свое время играла Вера Комиссаржевская, Луиза Дюмон, Алла Назимова.
Когда началась Великая Отечественная война, Лидия Петровна выезжала на фронт с концертами, пережила блокаду, была эвакуирована с коллективом военным самолетом. В 44-м ленинградский театр давал концерт в столице, и актриса осталась жить там навсегда. Однако, Сухаревская не могла удержаться в одном театре, стремилась к творческой самостоятельности, что и послужило переходом из одного места в другое. За ней всегда следовал муж Борис Тенин, и поддерживал супругу в самых сложных ситуациях.
Лидия Сухаревская в фильме «Мусорский» (1950)
В 1951 году Сухаревскую наградили Сталинской премией за роль в картине «Мусорский», а в 67-м присвоили звание – Народная артистка РСФСР.
Самые знаменитые картины, в которых можно увидеть талантливую актрису: «Анна Каренина», «Райские яблочки», «Лермонтов», «Шофер на один рейс», «Суд сумасшедших», «Шторм», «Она вас любит», «Бессмертный гарнизон», «Двадцать лет спустя», «Поединок» и другие.
Лидия Сухаревская в фильме «Поединок» (1957)
Личная жизнь у актрисы протекала без особых всплесков, дом – театр – дом. Вместе с супругом были фанатами книг, собрали уникальную библиотеку. Прежде чем дать кому-то прочитать книгу, Борис Михайлович проверял, чистые ли руки у читателя. Для жены, исключения не делал, она по этому поводу часто над ним подшучивала. У Тенина было еще одно хобби, он мастерил музыкальные инструменты и прекрасно на них играл.
Лидия Сухаревская в фильме «Шофер на один рейс» (1981)
В театре дует Сухаревская-Тенин, называли уникальным. В семье она была – мозг, а он – душой их семейного очага. Пара никогда не разлучалась, всё делала вместе, обращались друг к другу исключительно по имени-отчеству. Никто из них не был в тени другого, наоборот, дополняли свои характеры всем самым лучшим. Сумели пронести свою любовь через всю жизнь. А вот детей у супругов не было.
Первым из жизни ушел Борис Тенин. Лидия Петровна прожила без любимого мужа всего год, умерла 11 октября 1991 года. Их похоронили рядом друг с другом на Ваганьковском кладбище. В квартире актеров по их завещанию организовали библиотеку для театральных деятелей страны.
Лидия Сухаревская и Борис Тенин в фильме-спектакле «Старомодная комедия» (1978)
Лидии Сухаревской, с ее кипучей энергией, комедийными возможностями, были подвластны все герои: от провинциальной матроны до великой княгини, легко переходила от трагических до комедийных сюжетов. И пусть она сыграла не так много ролей, но навсегда осталась в нашей памяти неотразимой и талантливой актрисой.
Понравилась статья? Поддержи автора, нажми палец вверх и, что бы не пропустить следующую, подпишись на канал или на страницу в своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники. Мы будем встречаться чаще 🙂
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Сухаревская.
Ли́дия Па́вловна (Петро́вна) Сухаре́вская (17 [30] августа 1909, Петергоф, Санкт-Петербургская губерния — 11 октября 1991, Москва) — советская российская актриса театра и кино, драматург. Народная артистка СССР (1990), лауреат Сталинской премии первой степени (1951).
В зрелом возрасте сменила отчество с «Павловна» на «Петровна», поскольку считала, что оригинал неблагозвучен («Похоже на Палковна»)[1].
Биография[править | править код]
Родилась 17 (30) августа 1909 года в Петергофе[2] (по другим источникам — в селе Поповкино Грязовецкого уезда Вологодской губернии[3], ныне — Грязовецкого района Вологодской области).
До 7 лет жила в селе Поповкино Вологодской губернии. Затем семья переехала в Грязовец и поселилась на улице Топоровской (с 1967 — улица Горького)[4]. Её отец служил в Упродкоме[5]. С юности стала увлекаться драматическим искусством и в одиннадцать лет поступила в школьный драмкружок.
В 1924 году, после смерти отца, переехала в Ленинград (ныне Санкт-Петербург). На каникулах, пытаясь помочь деньгами семье, подрабатывала маникюршей, табельщицей, просто разнорабочей на строительстве больницы[5]. Занималась в школьной театральной студии. Первая большая роль в самодеятельности — в пьесе Ф. Шиллера «Вильгельм Телль».
В 1927 году поступила в 1-ю Государственную профессионально-художественную студию по классу Н. Н. Иванова. Так как мать будущей актрисы не могла оплачивать обучение, то она была принята к обучению «в счёт хозяйственных расходов». Играла в производственной мастерской при студии. За годы обучения сыграла в отрывках Анну из «Ричарда III» У. Шекспира, Люсиль из «Мещанина во дворянстве» Мольера, Марию в «Марии Стюарт» Ф. Шиллера.
В 1931—1932 годах — артистка Ансамбля художественной пропаганды при Ленинградстком доме культуры имени Первой пятилетки (Агит-театр, позже Передвижной колхозно-совхозный театр). Вместе с труппой пробыла до распада театра.
В 1932 году стала актрисой Ленинградского ТРАМа, но, неудовлетворённая работой, через год ушла в труппу Радиокомитета под руководством Ю. Н. Калганова, где сыграла несколько ролей. Тогда же была замечена Д. Г. Гутманом и получила приглашение в Театр Комедии (ныне Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н. П. Акимова). В 1933 году состоялся дебют на этой сцене — роль Тани в пьесе В. П. Катаева «Дорога цветов». Работа в театре Комедии принесла актрисе популярность и дала возможность работы с ведущими режиссёрами, в том числе Н. П. Акимовым, Н. С. Рашевской, Г. М. Козинцевым, Р. Р. Сусловичем. За 11 лет в театре сыграла 20 ролей. В 1944 году, в эвакуации в Сталинабаде во время пребывания там театра Комедии, удостоена звания «Заслуженная артистка Таджикской ССР».
В 1944 году, во время возвращения театра Комедии из эвакуации, покинула его труппу. В 1946 году поступила в Московский театр драмы (ныне Московский академический театр имени Владимира Маяковского). На этой сцене сыграла одну из лучших своих ролей — Лидию Васильевну Жербер в мелодраме А. Н. Арбузова «Старомодная комедия» (1976). Партнёром актрисы в этом спектакле выступил её муж, также бывший «акимовец» Б. М. Тенин. В театре играла в 1946—1948 и 1950—1951 годах.
С 1946 года одновременно выступала в Театре-студии киноактера и Московском театре Сатиры (1962—1963), где исполнила несколько трагических ролей, которые обычно не значились в её репертуаре, показав себя с новой стороны, как актриса разноплановая, умеющая находить живое и рациональное одновременно в любой роли.
В 1963—1974 годах — актриса Московского драматического театра на Малой Бронной. Основными ролями на этой сцене стали Мать в одноимённой пьесе К. Чапека, Клер Цеханасьян в «Визите дамы» Ф. Дюрренматта, Эдит Пиаф в «На балу удачи» Е. Якушкиной и Л. Сухаревской.
В 1974 году вернулась в Московский театр им. В. Маяковского, где и играла до конца своей жизни.
Часто выступала с литературными композициями по известным произведениям отечественных и зарубежных авторов. Заметной работой такого плана стала роль Пелагеи в композиции «Пелагея и Алька» по Ф. А. Абрамову в 1974 году.
Много снималась в кино, первая роль — Белендряса Петровна в фильме А. А. Роу «Василиса Прекрасная» (1939)[6].
Член Союза кинематографистов СССР (Москва)[7].
Л. П. Сухаревская скончалась 11 октября 1991 года в Москве. Похоронена на Ваганьковском кладбище (29 уч.) вместе с мужем, актёром, народным артистом СССР Б. М. Тениным (1905—1990).
В квартире артистов на Б. Никитской улице, 49 ныне Филиал Научной библиотеки союза театральных деятелей Российской Федерации — Личные собрания музей-квартира народных артистов СССР Тенина Б. М. и Сухаревской Л. П[8].
Роли в театре[править | править код]
Ленинградский театр комедии[править | править код]
- 1933 — «Дорога цветов» В. П. Катаева — Таня
- 1937 — «В понедельник в 8» Э. Фербер и Дж. Кауфмана
- 1939 — «Опасный поворот» Д. Пристли; реж. Г. М. Козинцев — Бетти
- 1940 — «Валенсианская вдова» Л. де Веги; реж. Н. П. Акимов — Урбан
- 1940 — «Тень» Е. Л. Шварца; реж. Н. П. Акимов — Юлия Джули
- 1940 — «Скончался господин Пик» Ш. Пейре-Шапюи; реж. Н. П. Акимов и И. А. Ханзель — Эдит
- 1943 — «Дорога в Нью-Йорк» Л. А. Малюгина; реж. С. И. Юткевич — Элли Эндрюс
- «Пигмалион» Б. Шоу — Элиза Дулитл
- «Замужняя невеста» А. А. Шаховского, А. С. Грибоедова и Н. И. Хмельницкого — Наташа
Театр-студия киноактёра[править | править код]
- «Попрыгунья» А. П. Чехова — Ольга Ивановна
- «Несущий в себе» Л. П. Сухаревской — Антонина
- «Гедда Габлер» Г. Ибсена — Гедда Габлер
- «Софья Ковалевская» братьев Тур — Софья Ковалевская
Московский академический театр сатиры[править | править код]
- «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу — Хизиона
Московский драматический театр на Малой Бронной[править | править код]
- 1964 — «Жив человек» В. Е. Максимова; реж. А. А. Гончаров — Сима
- 1965 — «Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта; реж. А. А. Гончаров — Клара Цеханасьян
- «Мать» К. Чапека — Мать
- «На балу удачи» Е. Л. Якушкиной и Л. П. Сухаревской — Эдит Пиаф
- «Золотая карета» Л. М. Леонова — Марья Сергеевна Щелканова
- «Братская ГЭС» по поэме Е. А. Евтушенко — Египетская пирамида
Московский академический театр имени Владимира Маяковского[править | править код]
- «Директор» С. И. Алёшина — Мальцева
- 1976 — «Старомодная комедия» А. Н. Арбузова — Лидия Васильевна Жербер
Фильмография[править | править код]
- 1939 — Василиса Прекрасная — Белендряса, дворянская дочь
- 1941 — Танкер «Дербент» — Вера, буфетчица
- 1943 — Лермонтов — Великая княжна
- 1943 — Мы с Урала — Мария Васильевна, секретарь директора
- 1944 — Человек № 217 — Лотта
- 1946 — Сыновья — Кристина, жена Карлиса
- 1947 — Свет над Россией — Елена Вячеславовна
- 1948 — Суд чести — Нина Ивановна, жена профессора Лосева
- 1949 — Звезда — Татьяна Улыбышева, радистка
- 1949 — Встреча на Эльбе — Эльза, жена Шметау
- 1950 — Мусоргский — Елена Павловна, великая княгиня
- 1952 — Римский-Корсаков — Надежда Николаевна
- 1953 — Алёша Птицын вырабатывает характер — Сергеенко, старший лейтенант
- 1953 — Беззаконие (короткометражный) — Анна Филипповна
- 1956 — Бессмертный гарнизон — Александра Петровна
- 1956 — За власть Советов — Лариса Львовна
- 1956 — Она вас любит! — Анна Ивановна
- 1957 — Шторм — Манька
- 1957 — Поединок — Раиса Александровна Петерсон
- 1957 — Четверо — Дуся Карпушина
- 1958 — Дожди (короткометражный) — Валентина Георгиевна
- 1959 — Мальчики — Лидия Ивановна
- 1960 — Мост перейти нельзя — Линда Ломен
- 1961 — Будни и праздники
- 1961 — Жизнь сначала — Антонина Ивановна Тимофеева
- 1961 — Суд сумасшедших — Юлиана Грей
- 1962 — Каин XVIII — королева Власта
- 1965 — Двадцать лет спустя — Берта Кузьминична
- 1966 — Просто девочка
- 1967 — Анна Каренина — Лидия Ивановна
- 1969 — Семейное счастье (новелла «Нервы») — гувернантка
- 1973 — Мегрэ и человек на скамейке — мадмуазель Леон
- 1973 — Райские яблочки — Анна
- 1981 — Шофёр на один рейс — Елизавета Максимовна, дама-француженка с русскими корнями
Телеспектакли[править | править код]
- 1969 — Актриса — Огнева
- 1971 — Золотая карета — Мария Сергеевна Порошина
- 1971 — Клоун — Нора
- 1974 — Преступление Сильвестра Бонара
- 1975 — Кружилиха — Маргарита Валериановна
- 1976 — Как важно быть серьёзным — леди Брэкнелл
- 1978 — Истцы и ответчики — Анна Константиновна Татаринова
- 1978 — Старомодная комедия — Лидия Васильевна
- 1983 — Не заплачу! — донна Кармелла
Сценарии[править | править код]
- 1961 — Жизнь сначала
- 1969 — Актриса (фильм-спектакль)
Пьесы[править | править код]
- «На балу удачи» (совм. с Е. Л. Якушкиной)
- «Моя окраина» (совм. с Е. Л. Якушкиной)
- «Несущий в себе» (в 1960-м году пьеса переработана в сценарий телефильма «Жизнь сначала»)
Награды и звания[править | править код]
- Заслуженная артистка Таджикской ССР (1943)[6]
- Заслуженная артистка РСФСР (1950)
- Народная артистка РСФСР (1967)[6]
- Народная артистка СССР (1990)
- Сталинская премия первой степени (1951) — за роль Великой княгини Елены Павловны в фильме «Мусоргский» (1950)
- Орден Трудового Красного Знамени (1970)
- Два ордена «Знак Почёта» (1940, 1967)[9]
- Медаль «За оборону Ленинграда» (1944)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)
- Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
- Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «Ветеран труда»
- Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Лидия Сухаревская, Л., 1939 / Издание Ленинградского Государственного Театра Комедии, под. ред. В. Б. Боровецкого.
- Владимирова З. В. Лидия Сухаревская. — М.: Искусство, 1977. — 265 с. — (Мастера советского театра и кино).
- Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 411—412. — 640 с. — 100 000 экз.