Личная жизнь актрисы жизневой
Эту актрису теперь уже помнят немногие, а молодое поколение и вовсе её не знает. Но те, кто жил при расцвете Советского Союза непременно вспомнят, кто такая Ольга Жизнева. Фильмы с её участием (“Подкидыш”, “Адмирал Ушаков”, “Разные судьбы”) пользовались невероятной популярностью и сама Ольга была любима жителями большой страны. Почему девочка из деревни решила стать актрисой, как она попала в кино и как обрела невероятное счастье? Читайте далее.
Ольга Жизнева в фильме “Подкидыш” (источник фото: m.kino-teatr.ru)
Жизнева Ольга Андреевна родилась в далёком 1899 году 17 апреля в Санкт-Петербурге. Актриса никогда не знала матери, она скончалась при родах. Отец, Андреас Нойман, немец по национальности, отослал новорожденную дочь к бабушке (своей матери) в деревню.
Бабушка Нойман практически не говорила по-русски и была очень строгим воспитателем. С ранних лет Оля должна была полностью себя обслуживать, неукоснительно соблюдать гигиену и поддерживать порядок во всём, даже в игрушках.
Позже, став уже взрослой, Жизнева изобрела собственный крем для лица и шампунь для волос, потому что помнила наказ бабушки: “Заботясь о коже – заботишься о здоровье”. Магазинным средствам ухода, “химии”, как она говорила”, актриса не доверяла.
Ольга Жизнева в фильме “Адмирал Ушаков” (источник фото: kino-teatr.ru)
Мечта стать актрисой пришла к ней в юности. В деревне Ольге практически нечем было себя развлекать, кроме чтения. А читая, она воображала себя героинями любимых произведений и совершенно логично пришла к мысли играть на сцене.
В возрасте 20 лет Ольга приехала в Москву и поступила в драматическую школу Государственного показательного театра. Закончить образование в ней она не успела, так как школа распалась. Тогда Жизнева перешла в солидную школу при театре им.Корша, а после окончания сделалась артисткой этой же труппы.
Однажды на спектакль, в котором наша героиня играла коварную соблазнительницу, пришёл самый знаменитый режиссёр той поры Яков Протозанов. Оценив игру и внешность Ольги он предложил ей роль в своём фильме “Комедианты”. Так Жизнева попала на экран.
Ольга Жизнева в фильме “Разные судьбы” (источник фото: m.kino-teatr.ru)
Первые фильмы, в которых снималась актриса, были безголосыми. Это кажется странным, ведь теперь для техников нет ничего невозможного. А в ту пору ещё не научились соединять голос и картинку.
Нашей героине доставались одни женщины-вамп, в то время как она мечтала играть простую девушку с платочком на голове. Встретившись с режиссёром Абрамом Роомом актриса осуществила свою мечту.
Роом сразу же разглядел в ней простоту обаяния, а Ольга была счастлива уже от того, что наконец-то избавилась от надоевшего амплуа роковых красавиц. С той поры она снималась почти только у него. Более того, этот союз из творческого перешёл в семейный (об этом чуть ниже).
В фильмографии актрисы много замечательных работ. К примеру, “Альбидум”, “Адмирал Ушаков”, “Изящная жизнь”, легендарный “Подкидыш”, “Во имя Родины”, “Нашествие”, “Черевички”, “Первые радости”, “Разные судьбы”, “Дом с мезонином”, “Гранатовый браслет” и “Достояние республики”.
Ольга Жизнева в фильме “Доживём до понедельника” (источник фото: fishki.net)
Ольга Андреевна дважды была замужем. Первый раз она вступила в брак со своим сокурсником, имени которого, к сожалению, найти не удалось. Известно лишь, что вместе они прожили недолго, так как муж скончался в результате осложнения воспаления легких.
Вторым супругом стал режиссёр Абрам Роом, с которым Ольга встретилась уже будучи вдовой. Это была огромная и настоящая любовь. Влюблённые понимали друг друга с полувзгляда, с полумысли даже. Однако, для их соединения существовало одно препятствие. Роом имел семью, жену и двоих детей. Совесть не позволяла ему бросить их, но сердце тянулось к Ольге.
Супруга Роома, узнав о том, что он полюбил другую, сама предложила ему развод. Она даже не ненавидела Ольгу Андреевну и смогла пожелать им счастья вполне искренне. Благословение первой жены оказалось пророческим, ибо Роом и Жизнева прожили всю жизнь в согласии и понимании. Били ли у них дети не известно, но ни в одной хронике нет упоминания об их потомстве.
Скончалась Ольга Андреева Жизнева 10 ноября 1972 года на 73-ом году жизни от сердечного приступа.
Читайте так же: КАК ЖИЛА И КАК УШЛА ВЕРА ОРЛОВА
ХОРОШЕГО ВАМ ДНЯ!
Ольга Жизнева (Роом)
Ольга Андреевна Жизнева (настоящая фамилия – Жизневская; по мужу – Роом). Родилась 5 (17) апреля 1899 года в Санкт-Петербурге – умерла 10 ноября 1972 года в Москве. Советская актриса театра и кино. Лауреат Сталинской премии первой степени (1949). Заслуженная артистка РСФСР (1950). Народная артистка РСФСР (1969).
Ольга Жизневская, ставшая широко известной как Ольга Жизнева, родилась 5 (17 по новому стилю) апреля 1899 года в Санкт-Петербурге.
Отец – Андреас Нойман, по национальности – немец.
Мать умерла во время родов Ольги.
Воспитывала ее бабушка, мать отца, которая почти не говорила по-русски. Но зато немецкое воспитание с ранних лет приучило Ольгу к самодисциплине, порядку и аккуратности. Бабушка научила внучку тщательно следить за собой.
В детстве и юности главным ее занятием было чтение. Книги в итоге зародили в Ольге тягу к искусству и мечту играть на сцене.
Будучи 20-летней, она отправилась в Москву, где поступила в драматическую школу Государственного показательного театра. После того, как школа распалась, она продолжила обучение в Школе при театре Корша.
Известно, что в те годы она впервые вышла замуж и, скорей всего, Жизневская – это фамилия ее первого супруга. Для сцены она решила ее сократить до Жизнева.
С 1920 года выступала как актриса драматического театра. Играла в Театре им. Горького в Нахичевани, позже служила в театрах Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева, Казани, Махачкалы.
Ольга Жизнева в кино
В 1925 году дебютировала в немом кино у режиссера Якова Протазанова, снялась в его комедии «Закройщик из Торжка» и драме «Его призыв».
Далее регулярно появлялась на экране. Заметными стали роли в картинах «Процесс о трёх миллионах» (Норис), «Последний выстрел» (Залогина), «Чужая» (Алиса фон Вальц).
Ольга Жизнева в фильме “Процесс о трёх миллионах”
В конце 1920-х – начале 1930-х Жизнева исполнила главные роли в известных для своего времени фильмах «Альбидум» (Вера Ширяева), «Изящная жизнь» (милиционер-регулировщик Маруся), «Строгий юноша» (Мария Михайловна Степанова).
Сыграла роль Нели Валерьяновны, мамы Наташи и Юры, в знаменитой комедии 1939 года «Подкидыш», в которой также блистали Фаина Раневская, Ростислав Плятт и Рина Зелёная.
Ольга Жизнева в фильме “Подкидыш”
С 1946 года – актриса Театра-студии киноактёра.
В 1949 году за роль Татьяны Добротворской в фильме «Суд чести» ей была присуждена Сталинская премия первой степени.
Запомнилась как исполнительница на экране роли Екатерины II. Императрицу она сыграла в лентах «Черевички» и «Адмирал Ушаков».
Ольга Жизнева в фильме “Адмирал Ушаков”
В более поздние годы запомнилась по ролям в картинах «Разные судьбы» (Елена Семёновна Огнева, мать Тани), «Дом с мезонином» (Екатерина Павловна), «Доживем до понедельника» (Полина Андреевна, мать Мельникова), «Цветы запоздалые» (княгиня Приклонская), «Достояние республики» (княгиня Ирина Константиновна Тихвинская).
Ольга Жизнева в фильме “Разные судьбы”
Ольга Жизнева в фильме “Доживем до понедельника”
Умерла 10 ноября 1972 года. Похоронена на Введенском (Немецком) кладбище рядом с мужем.
Личная жизнь Ольги Жизневой:
Дважды была замужем.
Первый брак был с ее однокурсником по Драматической школе Государственного показательного театра. Супруг рано умер от воспаления легких.
Второй муж – Абрам Матвеевич Роом (1894-1976), известный советский кинорежиссёр и сценарист, лауреат двух Сталинских премий, Народный артист РСФСР.
Ольга Жизнева и Абрам Роом
Фильмография Ольги Жизневой:
1925 – Закройщик из Торжка – незнакомка
1925 – Его призыв – Лулу
1926 – Процесс о трёх миллионах – Норис, жена банкира
1926 – Последний выстрел – Залогина, жена шахтовладельца
1927 – Чужая – Алиса фон Вальц
1928 – Альбидум – Вера Ширяева, агроном
1929 – Привидение, которое не возвращается – Клеманс
1929 – Посторонняя женщина – жена Казаринова
1932 – Изящная жизнь – Маруся, милиционер-регулировщик
1935 – Строгий юноша – Мария Михайловна Степанова
1936 – Отец и сын
1939 – Подкидыш – Неля Валерьяновна, мама Наташи и Юры
1940 – Ветер с Востока – Янина Пшежинская
1942 – Убийцы выходят на дорогу – Клара Фурке, жена профессора
1943 – Во имя Родины – Мария Николаевна Харитонова
1944 – Черевички – Екатерина II
1944 – Нашествие – Анна Николаевна Таланова, мать
1946 – Солистка балета – Вера Георгиевна Нелидова, преподаватель хореографической школы
1946 – В горах Югославии – Анджа, жена Янко
1948 – Суд чести – Татьяна Александровна Добротворская, доктор, жена профессора
1953 – Адмирал Ушаков – Екатерина II
1954 – Об этом забывать нельзя – Евдокия Сергеевна Гармаш
1954 – Дамы (короткометражный) – жена директора
1956 – Разные судьбы – Елена Семёновна Огнева, мать Тани
1956 – Первые радости – Вера Никандровна Извекова, учительница
1956 – Необыкновенное лето – Вера Никандровна Извекова, учительница
1959 – Любой ценой – Вера Васильевна
1959 – Золотой эшелон – Семицветова
1960 – Обыкновенная история – Иванова
1960 – Дом с мезонином – Екатерина Павловна
1961 – Музыка Верди (короткометражный) – Смокульская
1961 – Две жизни – Мария Андреевна Бороздина, жена профессора
1962 – Я буду танцевать (Əmək və qızılgül) – Вера Павловна
1963 – На трассе (Uz trases) (короткометражный) – Косачиха
1964 – Гранатовый браслет – пани Заржицкая, хозяйка квартиры
1968 – Щит и меч (Schild und Schwert) – баронесса
1968 – По Руси – хозяйка антикварного магазина
1968 – Доживем до понедельника – Полина Андреевна, мать Мельникова
1969 – Цветы запоздалые – княгиня Приклонская
1970 – Кремлёвские куранты – жена Никольского
1971 – Достояние республики – княгиня Ирина Константиновна Тихвинская
Озвучивание Ольги Жизневой:
1949 – Райнис (Rainis) – Аспазия (роль Милды Клетниеце)
Награды и звания Ольги Жизневой:
– Сталинская премия первой степени (1949) — за роль Татьяны Добротворской в фильме «Суд чести»;
– Заслуженная артистка РСФСР (1950);
– Народная артистка РСФСР (1969);
– орден Трудового Красного Знамени;
– медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»
Ольга Жизнева | |
---|---|
Имя при рождении | Ольга Андреевна Жизневская |
Дата рождения | 5 (17) апреля 1899 |
Место рождения |
|
Дата смерти | 10 ноября 1972 (73 года) |
Место смерти |
|
Гражданство |
|
Профессия | актриса |
Награды | |
IMDb | ID 0955718 |
О́льга Андре́евна Жи́знева (настоящая фамилия — Жизневская; 5 [17] апреля 1899, Санкт-Петербург — 10 ноября 1972, Москва) — советская актриса театра и кино. Лауреат Сталинской премии первой степени (1949). Народная артистка РСФСР (1969).
Биография[править | править код]
Родилась 5 (17) апреля 1899 года в Санкт-Петербурге. Обучалась актёрскому мастерству в Драматической школе Государственного показательного театра и в Школе при театре Корша.
С 1920 года выступала как драматическая актриса Театра им. М. Горького в Нахичеване-на-Дону, в театрах Харькова, Киева, Казани, Ленинграда[1].
С 1924 года снималась в кино.
Могила О. А. Жизневой на Введенском кладбище
С 1946 года — актриса Театра-студии киноактёра[2].
Была замужем за режиссёром А. М. Роомом.
Скончалась 10 ноября 1972 года. Похоронена на Введенском (Немецком) кладбище рядом с мужем (29 уч.).
Признание и награды[править | править код]
- Сталинская премия первой степени (1949) — за роль Татьяны Добротворской в фильме «Суд чести»[3]
- Заслуженная артистка РСФСР (1950)[3]
- Народная артистка РСФСР (1969)[2]
- орден Трудового Красного Знамени
- медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»
Фильмография[править | править код]
- 1925 — Его призыв — Лулу
- 1925 — Закройщик из Торжка — незнакомка с облигацией
- 1926 — Процесс о трёх миллионах — Норис
- 1926 — Последний выстрел — жена шахтовладельца Залогина
- 1927 — Чужая — Алиса
- 1928 — Альбидум — агроном Ширяева
- 1929 — Посторонняя женщина — жена прокурора Назаринова
- 1929 — Привидение, которое не возвращается — Клеманс
- 1932 — Изящная жизнь — Маруся
- 1936 — Отец и сын
- 1936 — Строгий юноша — Мария Михайловна Степанова
- 1939 — Подкидыш — Неля Валерьяновна, мама Наташи и Юры
- 1940 — Ветер с востока — Янина
- 1942 — Убийцы выходят на дорогу — Клара
- 1943 — Во имя Родины — Мария Николаевна Харитонова
- 1944 — Нашествие — Анна Николаевна
- 1944 — Черевички — Екатерина II
- 1946 — В горах Югославии — Анджа, жена Янко
- 1947 — Солистка балета — Вера Георгиевна Нелидова, преподаватель хореографического училища
- 1948 — Суд чести — Татьяна Александровна Добротворская
- 1953 — Адмирал Ушаков — Екатерина II
- 1954 — Об этом забывать нельзя — Евдокия Сергеевна
- 1956 — Разные судьбы — Огнева
- 1956 — Первые радости — Извекова
- 1957 — Необыкновенное лето — Вера Извекова
- 1959 — Золотой эшелон — Семицветова
- 1959 — Любой ценой — Вера Васильевна
- 1960 — Дом с мезонином — Екатерина Павловна
- 1960 — Обыкновенная история — Иванова
- 1961 — Две жизни — Мария Андреевна Бороздина
- 1963 — Музыка Верди (короткометражный) — Смокульская
- 1964 — На террасе — Косачиха
- 1964 — Гранатовый браслет — пани Заржицкая
- 1968 — Доживём до понедельника — мать Мельникова
- 1968 — По Руси — хозяйка антикварного магазина
- 1968 — Щит и меч — баронесса
- 1969 — Цветы запоздалые — княгиня Приклонская
- 1970 — Кремлёвские куранты — жена Никольского
- 1971 — Достояние республики — княгиня Тихвинская
Примечания[править | править код]
- ↑ Жизнева Ольга Андреевна // Энциклопедический проект «Личности»
- ↑ 1 2 Кино. Энциклопедический словарь Юткевича, 1987, с. 141.
- ↑ 1 2 Большая советская энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 16. Железо — Земли. 1952. 672 стр., илл.; 51 л. илл. и карт.
Литература[править | править код]
- Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 141. — 640 с. — 100 000 экз.
Ссылки[править | править код]
- Актёры немого кино. Ольга Жизнева
- Жизнева Ольга Андреевна // История кинематографа
- Жизнева Ольга Андреевна // Энциклопедия KM.RU
В советском кино было насколько актрис, олицетворявших собой «уходящую натуру». Их лицо, манеры, речь подходили для воплощения героинь из высшего общества, графинь и цариц. Да и советской женщине на экране иногда не помешал бы сдержанный налет аристократизма.
Такой артисткой была Ольга Жизнева. Она идеально подходила для образа интеллигентной мамы положительного главного героя. Хотя в начале кинокарьеры у неё были и более легкомысленные роли.
Родилась за год до нового века
Она родилась весной 1899 года в Санкт-Петербурге. Её мать Мария Михайловна Жизнева умерла при родах. Отцом был немец – Андреас Нойман, и Ольга воспитывалась в строгом духе бабушкой, почти не говорящей по-русски. Фамилия была взята Ольгой в память о матери. Окончание школы, выбор профессии, обучение в театральной школе, начало актерской карьеры в театре пришлись на трудное время. Но никакие преграды не остановили девушку в её стремлении стать актрисой.
Она приехала в Москву в 1919 году и легко поступила в Драматическую школу при Государственном показательном театре, но эта учеба оказалась и недолгой, и поверхностной. Поэтому Ольга Жизнева проучилась ещё в театральной школе при знаменитом театре А. Корша в Москве и затем вошла в его труппу. В театре, в роли коварной соблазнительницы, её увидел кинорежиссер, ставший знаменитым еще до революции – Яков Протазанов. Он и пригласил её на студию «Межрабпомфильм» в свой новый проект.
Звезда экрана времен НЭПа
За пять лет работы в немом кино Ольга Жизнева снялась в восьми фильмах. Роли, которые ей доставались, требовали от актрисы эффектных крупных планов, выразительных поз и умения носить красивые платья – это были женщины-вамп. Несмотря на молодость, Жизнева была довольно опытным профессионалом, и работа на съемочной площадке не доставляла ей особых проблем.
Фильм 1925 года «Его призыв» Якова Протазанова считается первым кинооткликом на смерть Ленина, хотя его сюжет имеет авантюрно-детективные черты. Ольга Жизнева в своей первой из 36 киноролей играет персонажа по имени Лулу – девушку из эмигрантского окружения главного злодея.
После следующих фильмов – комедий «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трех миллионах» (1926), – хитов и лидеров проката, Жизнева становится настоящей звездой.
Встреча на всю жизнь
Начав свою карьеру в театре, Жизнева постепенно стала только киноактрисой. Ей удалось легко преодолеть тот этап перехода к звуковому кинематографу, который стал проблемой для многих актеров и даже превратился в популярный сюжетный ход. Её волшебный по красоте и выразительности голос многие считали её главнейшим достоинством.
Фильм о революционной борьбе рабочих-шахтеров в одной из стран Южной Америки («Приведение, которое не возвращается»), снятый в 1929 году, был для актрисы особенным. Впервые она сменила амплуа, и главными в её образе стали человеческие чувства, а не платья и декольте.
Экранизация новеллы Анри Барбюса была названа и критиками, и зрителями одним из лучших советских фильмов, созданных на рубеже десятилетия. Снятый как немой, он через некоторое время был озвучен. Но не только поэтому его навсегда запомнила Ольга Жизнева. Личная жизнь актрисы после этого фильма была определена на долгие годы: она впервые снималась у своего будущего мужа – режиссера Абрама Матвеевича Роома. К моменту их встречи Жизнева успела овдоветь, а Роом – развестись. Им было суждено прожить вместе больше сорока лет. Актриса не имела детей, но всегда относилась как к собственной дочери к падчерице Елене.
“Строгий юноша” (1934)
Этот фильм, снятый по сценарию Юрия Олеши, изначально был странным и не совсем советским. Герои из тогдашней действительности были перенесены в странный, идеальный, похожий на античный, мир. В нём были актуальны другие мечты, другие идеалы, другая мораль. Героиня Жизневой была похожа на ожившую статую богини, но не на советскую женщину.
Фильм запретили, на режиссера и актеров навесили ярлыки, затруднившие им дальнейшую работу в кино. Ольга вернулась в театр, где сыграла несколько ярких ролей, самая заметная – Анна Каренина. Ей легко удался переход к возрастным ролям.
Ей везло на режиссеров
Ольга Жизнева, фильмы которой всегда входили в золотой фонд отечественного кино, почти всю жизнь была очень востребованной актрисой. Она работала с самыми знаменитыми советскими мастерами кино: В. Пудовкиным («Убийцы выходят на дорогу», 1942, правда, этот фильм, как и «Строгого юношу» на экран не допустили), Михаилом Роммом («Адмирал Ушаков», 1953), Л. Луковым («Разные судьбы», 1956), С. Ростоцким («Доживем до понедельника», 1968) и многими другими.
Она работала и во время войны, в эвакуации (в Алма-Ате), и после, в период «малокартинья». Последним фильмом, вышедшим незадолго до ухода Женевой из жизни в 1972 году, было «Достояние республики», где она опять предстала русской аристократкой, только в образе «человека не отсюда».
Её муж, Абрам Роом, ценивший её дарование, старавшийся снимать её в каждом своём фильме, говорил: «Она – астральная Жизнева. Ольга – актриса, которую не удалось разгадать даже мне…».