Личная жизнь актрисы марецкой

Личная жизнь актрисы марецкой thumbnail

Биография

Вера Марецкая — актриса, покорившая сердца кинозрителей и театралов. Фильмы с Верой Марецкой до сих пор остаются для поклонников символом любви к искусству, необычайного трудолюбия и веры в жизнь, которые были свойственны этой талантливой женщине.

Вера Петровна родилась в поселке Барвиха, что в Московской области, 31 июля 1906 года. Отец будущей актрисы, Петр Григорьевич, работал в буфете цирка Никитиных.

Актриса Вера МарецкаяАктриса Вера Марецкая

Маленькая Вера вместе с двумя братьями и сестрой часто приходила в цирк, чтобы помочь отцу. Девочке нравилось проводить время в цирке: помощь требовалась лишь во время антракта, в остальное же время Вера стояла за кулисами, наблюдая за выступлениями. Возможно, мечта о сцене и киноэкране поселилась в душе Марецкой уже в то время. Однако подобные мечты шли вразрез с мнением родителей Веры Марецкой: те хотели дать Вере и ее братьям и сестрам более серьезное образование.

Вера Марецкая в молодостиВера Марецкая в молодости

Так, поддавшись давлению отца и матери, Вера Петровна отправилась сдавать экзамены в Московский университет на отделение философских наук. Но мечта об актерской профессии не покидала ее сердце, и девушка втайне от родителей подала документы на поступление одновременно в три актерские студии. К собственному удивлению, Марецкая достойно выдержала вступительные испытания сразу в две из них и остановила выбор на школе-студии Вахтанговского театра. Философский факультет так и не увидел Веру Петровну в своих стенах.

Фильмы

Как это часто бывает, путь молодой актрисы на экран начался с театральных подмостков. В 1924-м году Юрий Завадский, актер театра Вахтангова, основал собственную театральную студию. Вера Марецкая, в этом же году окончив театральную студию, приняла приглашение Завадского стать актрисой его проекта. Актерская биография Веры Марецкой началась со сложных возрастных ролей. Юной лицедейке с легкостью удавалось изображать комедийных старух и степенных матрон, умудренных жизненным опытом.

Вера Марецкая в театреВера Марецкая в театре

Актрису начали узнавать, заядлые театралы стали приходить в театр «на Марецкую», а поклонники пытались достать фото Веры Марецкой для своих коллекций. Однако это было лишь начало. Впервые Вера Петровна снялась в кино в 19 лет, в 1925-м. Ей досталась скромная роль в фильме «Его призыв», драме Якова Протазанова. В этом же году Протазанов пригласил Марецкую на роль в картине «Закройщик из Торжка». Наивная девушка Катя, сыгранная Верой Петровной, покорила зрителей своей простотой и открытостью. С тех пор приглашения режиссеров стали постоянными.

Вера Марецкая в фильме «Закройщик из Торжка»Вера Марецкая в фильме «Закройщик из Торжка»

Фильмография Веры Марецкой постепенно пополнялась: за три года девушка поработала на съемочной площадке фильмов «Стыдно сказать», «Земля в плену», «Живой труп», а также в сатире «Дом на Трубной» режиссера Бориса Барнета. Следующая яркая роль досталась Вере Марецкой в 1935-м.

В картине «Любовь и ненависть», которая освещала события 1919 года, Вера Петровна сыграла энергичную и яркую шахтерку Веру, которая сподвигла женщин вступить в бой против белогвардейцев. В этом фильме детально рассмотрена тема становления женской силы воли и характера, которую Марецкой прекрасно удалось раскрыть. С тех пор этот мотив станет явно прослеживаться в ее киноработах.

Вера Марецкая в фильме «Любовь и ненависть»Вера Марецкая в фильме «Любовь и ненависть»

Несмотря на то, что реалии времени в буквальном смысле слова заставляли режиссеров снимать фильмы, пропитанные коммунистической пропагандой, актрисе удавалось «оживлять» своих героинь, искренне передавать чувства и образы обычных женщин той эпохи, с их скромными радостями и горестями. Особенно полюбились зрителям картины «Поколение победителей» и «Член правительства». Параллельно со съемками Марецкая продолжала работать на театральной сцене. Ее таланта хватало на все.

Вера Марецкая в фильме «Член правительства»Вера Марецкая в фильме «Член правительства»

В 1942 году актрису наградили Сталинской премией за главную роль в спектакле «Надежда Дурова». Вторая Сталинская премия была вручена Вере Петровне за роль Прасковьи Лукьяновой в кинокартине «Она защищает Родину». Помимо главных ролей, доставались Марецкой и эпизоды, однако и они запоминались зрителям яркой актерской игрой Веры Петровны – чего только стоит появление актрисы в комедийной картине «Свадьба».

Вера Марецкая в фильме «Она защищает Родину»Вера Марецкая в фильме «Она защищает Родину»

Драма Марка Донского под названием «Сельская учительница» стала настоящим кинотриумфом Марецкой. Этот послевоенный фильм, рассказывающий о судьбе скромной учительницы, не оставил равнодушными ни поклонников актрисы, ни именитых критиков.

Вера Марецкая в фильме «Сельская учительница»Вера Марецкая в фильме «Сельская учительница»

Сама актриса будет потом вспоминать:

«Необычайно человечный и поэтический сценарий Марии Смирновой давал прекрасный материал для создания чистого, нежного, типичного для русской действительности образа женщины с ее готовностью к самопожертвованию, отказу от жизненных благ ради благородного, большого дела».

Эта роль Веры Петровны также отмечена Сталинской премией. Среди поздних работ актрисы стоит отметить главные роли в фильмах «Мать», «Ночной звонок» и «Легкая жизнь». Это были последние роли Марецкой. В дальнейшем Вера Петровна служила в театре Моссовета, выходя на сцену даже будучи смертельно больной.

Личная жизнь

Так сложилось, что личная жизнь Веры Марецкой оказалась неразрывно связана с ее работой. Первый муж Веры Марецкой Юрий Завадский стал первым режиссером актрисы, ее постоянным учителем и поддержкой. Этот брак подарил Вере Марецкой сына Евгения.

Вера Марецкая и муж Юрий ЗавадскийВера Марецкая и муж Юрий Завадский

Когда мальчику было четыре года, творческая семья распалась, однако Вера Петровна до конца жизни продолжит общаться со своей первой любовью, видя в Завадском наставника и опору. Вторым возлюбленным Веры Петровны стал актер Георгий Троицкий.

Вера Марецкая с детьмиВера Марецкая с детьми

В профессиональном плане мужчина не блистал, зато дети Веры Марецкой (в этом браке актриса родила дочку Марию) всегда были под его чутким присмотром. К сожалению, война унесла жизнь Троицкого. В 1943-м он погиб. После этого Вера Петровна больше не стала выходить замуж.

Смерть

Потеряв мужа, актриса полностью отдала себя работе. Через некоторое время женщина стала страдать от частых головных болей, однако не спешила обращаться к медикам. Коллеги Марецкой практически заставили ее пройти обследование. Диагноз оказался страшным: рак головного мозга. Вера Петровна стоически переносила сеансы химиотерапии, до последнего продолжая выходить на сцену. Актрисы не стало 17 августа 1978 года.

Памятник на могиле Веры МарецкойПамятник на могиле Веры Марецкой

Причиной смерти Веры Марецкой врачи назовут рак, с которым женщина боролась несколько лет. Могила Веры Марецкой, расположенная на Новодевичьем кладбище в Москве, до сих пор является местом, куда поклонники таланта женщины приносят цветы. Дочь Веры Марецкой Мария Троицкая пошла по стопам матери, увидев призвание в том, чтобы, как и Вера Петровна, радовать зрителей игрой в кино и на сцене.

Фильмография

  • 1925 — «Закройщик из Торжка»
  • 1927 — «Его призыв»
  • 1928 — «Дом на Трубной»
  • 1929 — «Живой труп»
  • 1935 — «Любовь и ненависть»
  • 1936 — «Зори Парижа»
  • 1939 — «Член правительства»
  • 1941 — «Дело Артамоновых»
  • 1943 — «Она защищает Родину»
  • 1944 — «Свадьба»
  • 1947 — «Сельская учительница»
  • 1955 — «Мать»
  • 1956 — «Полюшко-поле»
  • 1964 — «Лёгкая жизнь»
  • 1969 — «Ночной звонок»

Источник

Фото ИТАР-ТАСС

Вера родилась в Барвихе, в зажиточной семье, принадлежавшей к среднему классу. Ее отец держал буфет в местном цирке, а мама имела возможность все свое время и внимание посвящать образованию детей. Кроме Веры в семье воспитывалась еще одна девочка и два мальчишки.

На цирковые представления ходили все дети Марецких, но больше всего сцена, где каждый день тушили свет, и самые необычные люди показывали свои таланты, привлекала Верочку. Всматриваясь в смелых наездниц, гибких гимнасток, веселых клоунов, она мечтала, что и сама однажды выйдет на сцену.

Однако родители были другого мнения. Не пристало девочке из хорошей семьи бредить цирком! Домашние гувернеры готовили Веру на философский факультет МГУ, и не ниже! Окончив школу, она, чтобы не волновались родители, блестяще сдала экзамены в университет и тайно от них подала документы в три существующие в Москве театральные студии. Из двух пришли приглашения, из которых мама с папой узнали, что дочь собирается заниматься совсем не той профессией, которую они для нее выбрали.

Читайте также:  Актриса мария барабанова личная жизнь дети

Вдохновленная успехом, Вера выбрала студию Вахтангова и показала родителям язык: эта дочка была слишком современной и целеустремленной, чтобы слушаться маму. Она быстро добилась успехов на театральной сцене, а в 19 лет впервые снялась в кино. Дебютным для нее стал кинофильм «Его призыв». Талантливую и органично смотрящуюся в кадре студентку горячо поддержал режиссер этой ленты и пригласил в свою следующую картину — комедию «Закройщик из Торжка».

Типаж простой девушки Кати дал актрисе возможность поимпровизировать, сделать героиню куда более живой и естественной, чем это получалось у актрис того времени. После «Закройщика» талантливая девчонка полюбилась зрителю и стала настоящей знаменитостью.

Звезда

Закройщик из Торжка (1925)

Удивительную способность Марецкой «вытягивать» сухие, наполненные коммунистической пропагандой, фильмы своими настоящими и такими теплыми героинями быстро заметили в мире кинематографа. Теперь актрису звали в кино все чаще. Но и как театральная она не уступала действующим примам, со знанием дела перевоплощаясь то в шепелявых старух, то в мальчишек-сорванцов.

Входить в такие разные роли актрисе помогало «цирковое» детство и природная наблюдательность. Типажи были подмечены Верой там, а теперь точно скопированы. Режиссеру и мужу актрисы Юрию Завадскому только и оставалось, что констатировать: «Умна, как бес. Всегда знает, что делает и почему, и зачем и главное — как».

С Юрием Александровичем она познакомилась еще студенткой: он был ее педагогом. Долго встречаться было не принято, поэтому едва признавшись друг другу в любви, Вера и Юра сыграли свадьбу. Когда девушка выпустилась, Завадскому предложили возглавить театр, примой которого она и стала.

Первый обман

Дон Диего и Пелагея (1927)

Скоро у пары появился общий сын Женя. Несмотря на бурный актерский темперамент, семьей они были самой обычной, тихой и скромной. Хорошо воспитанная Вера умела наладить быт так, что комар носа не подточит, и скоро тихая гавань талантливому режиссеру стала скучна. Художнику нужна муза, а не жена — страсти и скандалы, вместо устроенного быта и теплой постели.

Когда сыну исполнилось четыре, Завадский нашел вожделенные страсти в актрисе балета, красотке Галине Улановой.

Марецкая не простила. Юрию Александровичу пришлось собирать вещи и перебираться к новой возлюбленной. Биографы потом напишут, что главной любовью жизни у режиссера все равно всегда оставалась Вера. Даже расставшись с ней, он сумел удержать актрису в театре и не переставал давать ей главные роли.

Гастроли

Дом на Трубной (1928).jpg

В тяжелом 1937 году Вере во второй раз пришлось переживать личную трагедию. Тогда пропали оба ее брата. Девушка точно знала, что увлекшиеся еще в юности политикой, ребята поддерживали совсем не ту власть, которая теперь распоряжалась жизнями. Она попыталась, пользуясь своей известностью, повлиять на судьбу родных. Но умудренные опытом друзья только шикали на нее: подумай о сыне!

В результате актрисе удалось лишь узнать, куда именно поздней ночью в черной машине увезли двух Марецких. Она слала передачки до тех пор, пока одна из посылок не вернулась. Тогда Вера поняла, что таких веселых и добрых, воспитанных и умных ребят больше нет в живых.

Оплакивать братьев было некогда: в то же время в опалу попал и Завадский. Понимая, что круг замыкается вокруг нее, Вера собрала вещи, взяла в охапку сына и двинулась за Юрой, туда, где ему теперь придется жить. Ростов и Киев принимали актрису такими же бесконечными овациями, какими принимала Москва.

В столицу она теперь возвращалась только на съемки — начиная с 1927 года Марецкая не переставала участвовать в самых популярных тогда кинофильмах. За пару лет до войны она сыграла Саньку в «Члене правительства» — крестьянку, которая своим примером показывает, как честные и неравнодушные труженики могут стать самыми настоящими членами правительства.

Возвращение

Член правительства (1939)

Кино горячо одобрил сам Сталин. Марецкая стала одной из любимых актрис вождя, а Завадский потихоньку вышел из опалы и, более того, — возглавил театр Моссовета, в котором примой стала, конечно, Ве-Пе, как до конца жизни ласково будет называть Веру Петровну Юрий Александрович.

Тем временем наладилась и личная жизнь Марецкой. Она вышла замуж за малоизвестно актера Георгия Троицкого. Застенчивый и тихий мужчина боготворил свою Верочку и был счастлив сделать для нее все — лишь бы женщине было хорошо. На супруга можно было оставить хозяйство и даже родившуюся у них дочь Машеньку.

Счастье было недолгим. В первый день войны муж ушел на фронт добровольцем, а на третий исчезла сестра. Помня о судьбе двух братьев, актриса сразу догадалась, что Таня вовсе не на передовую сбежала. И скоро нашла ее в одной из тюрем, куда отвозили политических заключенных. Целых двадцать лет Вера передавала сестре провизию, пока ту, наконец, не освободили.

Следующий удар судьбы Марецкая перенесла в 1943 году. На премьере одного из кинофильмов ей шепнули, что муж убит. Женщина нашла в себе силы, извинившись, тихонечко выбежать из зала. И только в освещенном холле сползла по стенке без чувств.

Рак

Дело Артамоновых (1941) Она больше и не собиралась замуж. Теперь ее семьей, ее отдушиной, главной любовью жизни стал театр. Вера Петровна получила четыре Сталинских премии, три ордена, стала Народной артисткой СССР и Героем Социалистического труда. Ее знали и уважали в узком театральном кругу, обожали столичные театралы и зрители.

Но беда будто неотступно следовала за актрисой. Как только она получала очередную порцию признания, в семье обязательно что-то случалось. Очередной удар Марецкая получила, когда славный добрый супруг дочери Маши покончил с собой, а сама девушка, не сумев пережить трагедию, попала в психбольницу.

Каждый стресс действовал на Веру Петровну разрушительно. После трагедии у нее участились сильные головные боли. Бывший муж с приятелем насильно привели актрису к врачу, а те сразу заподозрили онкологию, которую длительное обследование только подтвердило.

Роль

Свадьба (1944)

Тем временем на сцене театра Моссовета ставили чудесную «Странную миссис Севидж». Главную роль играла Фаина Раневская, которая давно просила Завадского освободить ее от роли — по состоянию здоровья. Он тогда ввел в спектакль Любовь Орлову, которая тоже сильно болела и считала Севидж своим последним шансом.

Но узнав о том, что любимая Ве-Пе, возможно, доживает последние дни, режиссер моментально снял с роли Орлову и отдал ее Марецкой. Любови Петровне ничего не объяснили. Она звонила в театр с истериками, кричала, что дойдет до руководства страны и скандалила с режиссером.

Марецкая семь раз вышла на сцену, блистательно сыграв свою последнюю роль. Лишь единожды актриса прервала игру — когда в очередной раз попала в больницу — на операцию. Они оказались в соседних палатах с умирающей Любовью Орловой и на разных этажах с Юрием Завадским. Актрисе, перед которой была так виновата, она слала цветы и конфеты, но та безмолвствовала. А Завадский, бросивший к ногам любимой все, что было в его власти, не прекращал признаваться ей в любви.

Она и после операции вышла на сцену. На последнем поклоне, не выдержав, разрыдалась. Партнер Марецкой поклонился не только залу, но и актрисе. Уже разнесшаяся по Москве новость об умирающей актрисе не оставила равнодушными и зрителей: зал плакал. За кулисами плакал Завадский. Они прощались.

Орлову похоронили первой. Она так и не простила Веру, а та на панихиде заметила: «Ну надо же, Любочка и тут первая!». Похороны Завадского были следующими, на которых побывала уже совсем тяжелая больная Марецкая. Она ушла из жизни только через год — очень тяжело страдая и борясь до последнего.

Дело Артамоновых (1941)

Земля в плену (1927)

Она защищает Родину (1943)

Родина зовет (1936)

2 Бульди 2 (1929)

Сельская учительница (1947)

Мать (1955)

Источник

Ве́ра Петро́вна Маре́цкая (18 (31) июля 1906, Барвиха — 17 августа 1978, Москва) — советская актриса театра и кино. Герой Социалистического Труда (1976). Народная артистка СССР (1949). Лауреат четырёх Сталинских премий (1942, 1946, 1949, 1951)[4]. Кавалер двух орденов Ленина (1967, 1976). Среди коллег была известна как «хозяйка Театра имени Моссовета»[5].

Биография[править | править код]

Вера Марецкая родилась в деревне Барвиха Московской губернии (ныне Одинцовский район Московской области) в зажиточной по тем временам мещанской семье выходцев из крестьян[6]. Отец Пётр Григорьевич служил в буфете во Введенском народном доме, затем держал буфет при цирке Никитиных, после революции служил буфетчиком в Государственном цирке. Мать Мария Васильевна была домохозяйкой. Помимо Веры в семье было ещё трое детей: дочь Татьяна и два сына, Дмитрий и Григорий[6].

С детства Вера участвовала в домашних спектаклях. Родители настояли на том, чтобы их дочь по окончании школы поступила на философский факультет Московского университета, где Марецкая проучилась год. Затем втайне от родителей подала документы в три театральные студии и поступила в школу-студию при Театре Вахтангова (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина). После смерти Евгения Вахтангова в 1922 году студентами занимался Юрий Завадский[5].

Читайте также:  Актриса анна арланова личная жизнь

В 1924 году Марецкая окончила студию[4]. В том же году она стала женой Завадского. Вместе они участвовали в создании Театра-студии Юрия Завадского, в котором Марецкая служила до 1936 года как прима. У театра не было постоянного помещения, представления проходили в подвалах[4][5].

Марецкая так умела перевоплощаться на сцене, что ей давали возрастные хара́ктерные роли, с которыми она отлично справлялась — например, мадам Соковнина из спектакля «Простая вещь» (1927) Бориса Лавренёва. Никто из зрителей даже не мог подумать, что смешную старуху играет молодая девушка.

Но настоящая слава к ней пришла после съёмок в кино. В 1924 году она дебютировала в эпизоде в мелодраме Ивана Худолеева «Простые сердца». Через год она снялась у Якова Протазанова в драме «Его призыв» в роли девушки Вари. В том же году режиссёр пригласил её на главную роль домработницы Кати в своей знаменитой комедии «Закройщик из Торжка»[6]. После этого актрисе стали поступать самые разные предложения. В 1928 году она исполнила схожую роль домработницы Параши в кинокомедии Бориса Барнета «Дом на Трубной».

В 1936 году началась кампания по упразднению «чересчур ярких, неортодоксальных театров» и «переброске» их в другие города[6]. В результате режиссёр и вся труппа, включая Веру Марецкую, переехали в Ростов-на-Дону, где Завадский возглавил Академический театр драмы им. М. Горького[4]. Там Марецкая заявила о себе в роли Любови Яровой в одноимённом спектакле по пьесе Константина Тренёва.

В 1937 году были арестованы и расстреляны оба брата Марецкой — журналисты (один работал в «Правде», другой был зам. редактора «Комсомольской правды») и соратники Николая Бухарина[5][7][8]. Заботы о воспитании племянника Александра Марецкая взяла на себя. Это не помешало ей в том же году сыграть главную и самую известную свою роль в фильме «Член правительства»[5].

«Член правительства»[править | править код]

В 1939 году кинорежиссёры А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц поставили на киностудии Ленфильм драму «Член правительства», вышедшей на экран в 1940 году[9]. Вера Марецкая сыграла героиню картины Александру Соколову. Спустя много лет, в 1983 году, в интервью корреспонденту журнала «Огонёк», кинорежиссёр А. Г. Зархи рассказал:

Эта картина повествует о бывшей батрачке, русской крестьянке Александре Соколовой. Ей вверяют руководство над колхозом, но многие, в том числе и её супруг, не верят в способность женщины руководить хозяйством артели. Она не отступает от трудностей коллективизации, борется с лодырями, оказывает поддержку лучшим труженикам, посылает молодёжь учиться. И наступает день, когда бывшую батрачку избирают депутатом Верховного Совета[11].

В журнале «Советский экран» за 1957 года говорилось: «Создание образа Александры Соколовой справедливо называли в своё время огромной творческой победой талантливой актрисы Веры Марецкой. Она безыскусственна и убедительна с самого начала фильма, когда конный милиционер ведёт в районный центр „нарушительницу порядка“. Она до слёз волнует в финале, выступая с трибуны как депутат Верховного Совета»[12].

Предвоенные и военные годы[править | править код]

В 1940 году Юрий Завадский был приглашён в качестве главного режиссёра в Театр имени Моссовета, куда вместе с ним перешла и Марецкая в статусе ведущей актрисы. В этом театре она играла до конца жизни и, по словам коллег, имела большое влияние на Завадского и решала многие вопросы, за что получила прозвище «хозяйка театра»[5].

Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Алма-Ату, где в 1943 году она сыграла одну из лучших своих киноролей в фильме «Она защищает Родину». Во время съёмок пришло известие о гибели её второго мужа Юрия (Георгия) Троицкого (или Троши, как она звала его), что стало для неё страшным ударом; замуж она больше не выходила[5][6].

С 1940-х годов работала на радио: начинала играть радиоспектакли с Осипом Абдуловым, но больше всего прославился её дуэт с Ростиславом Пляттом. Кроме того, в её исполнении было записано множество стихов русских поэтов[6].

«Она защищает Родину»[править | править код]

Кинорежиссёр Ф. М. Эрмлер в 1943 году поставил на Центральной объединённой киностудии в Алма-Ате (ЦОКС) драму «Она защищает Родину», вышедший на экраны в мае того же года[13][14]. Актриса снялась в роли героини Прасковьи Ивановны Лукьяновой, которая организовала партизанский отряд и стала беспощадно мстить врагу.

Кадр из кинофильма «Она защищает Родину», когда немцы собираются казнить В. П. Марецкую (по фильму Прасковья Лукьянова, товарищ „П“). 1943.

Когда съёмки картины подходили к концу, в киностудию на имя Марецкой пришла похоронка на её второго мужа. По воспоминаниям директора ЦОКС М. В. Тихонова, он сразу же разбудил Ф. М. Эрмлера и проинформировал его о несчастье. Кинорежиссёру, между тем, предстояло снять последний эпизод в павильоне, и тогда он обратился к Тихонову с предложением отдать ему телеграмму и предупредить дежурного, «чтобы он никому не говорил о ней». М. В. Тихонов пришёл на павильон, где передал Ф. М. Эрмлеру телеграмму. Далее Тихонов сообщал: «Я быстро ушёл. А Эрмлер, как он потом мне рассказывал, пошёл к начальнику телеграфа, чтобы уговорить его наклеить другую ленту с указанием нового дня и часа приёма телеграммы. В ночную смену кинолаборатория проявила и напечатала позитив этой съёмки. После просмотра на экране Эрмлер пошёл в гостиницу к Вере Петровне, чтобы передать ей телеграмму и постараться её как-то поддержать морально. Вера Петровна заперлась на несколько дней в номере и одна переживала своё горе»[15]. Сама Вера Марецкая рассказывала:

На просмотр фильма в студию шла, как на праздник, как на великий экзамен, и очень волновалась. Но после просмотра люди смотрели мимо меня, никто не говорил со мною, товарищи опускали глаза, когда я взглядывала в их сторону. Как странно наше искусство, думала я тогда про себя, очевидно, я плохо сыграла, а у меня самой было ощущение такой правды в том, что я сделала. И только на другой день я узнала причину молчания моих товарищей. Накануне было получено известие о гибели моего мужа на фронте, и друзья не показали его мне в день сдачи фильма[16].

Начальник управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Г. Ф. Александров в своей докладной записке от 11 мая 1943 года секретарю ЦК ВКП(б) А. А. Андрееву заключал, что авторы кинокартины смогли «показать советских людей, всеми силами своей души ненавидящих немецких захватчиков». Отметил он и недостатки киноленты. Свою докладную записку Г. Ф. Александров заканчивал словами: «В целом фильм будет полезным. Картину целесообразно выпустить на экран»[17].

По воспоминаниям М. В. Тихонова, кинофильм «Она защищает Родину», «имел потрясающий успех и на фронте, и в партизанских краях, и в тылу»[18]. Газета «Стар» писала: «С Прасковьей Лукьяновой на горизонте европейской истории и культуры появился образ, не имеющий прецедентов ни в западной литературе, ни в кино»[19]. Министр кинематографии СССР И. Г. Большаков дал следующую оценку: «Артистке В. Марецкой удалось создать сильный образ простой русской женщины, патриотки, горячо любящей свою Родину и беспощадной в священной мести к врагам»[20]. В 1946 году картина получила Сталинскую премию II степени[14].

«Сельская учительница»[править | править код]

В 1947 году на экраны вышла драма «Сельская учительница», поставленная кинорежиссёром М. С. Донским по сценарию М. Н. Смирновой[21][22]. Марецкая выступила в роли героини фильма — учительницы Варвары Васильевны Мартыновой, которая является её лучшей киноролью[23]. Она сыграла в фильме жизнь своей героини, начиная от юной девушки и кончая пожилой женщиной, при этом актрисе удалось сохранить жизненную и психологическую достоверность в течение всей картины[23][19]. Марецкая не стала одевать парик, ограничившись лишь тем, что покрасила волосы и изменила причёску[19].

Читайте также:  Актриса гребенщикова личная жизнь

Министр кинематографии СССР И. Г. Большаков считал кинокартину «Сельская учительница» «одним из лучших фильмов о советской интеллигенции, созданным в послевоенное время»[22]. Он писал:

Большой успех фильма обусловлен помимо хороших качеств сценария и мастерства режиссёра прекрасной игрой В. Марецкой, создавшей глубоко волнующий, романтически окрашенный образ сельской учительницы. В. Марецкая — одна из способных актрис нашего кино. Она сыграла много ролей в различных кинокартинах, но исполнение этой роли, без сомнения, является наиболее удачным. Восхищает искусство В. Марецкой, с равным правдоподобием изображающей и молодую девушку, и взрослую женщину, и стареющего человека. Но главная заслуга актрисы состоит в том, что она с необычайно выразительностью передала богатый внутренний мир своей героини, её духовный рост, развитие её характера. Особенность этого образа состоит в том, что он показан в развитии его богатого внутреннего мира, в преодолении трудностей, в борьбе за свои идеалы[24].

За кинокартину «Сельская учительница» Совет Министров СССР в 1948 году присудил Вере Марецкой Сталинскую премию I степени в размере 100 тысяч рублей[25].

Последующие годы[править | править код]

В 65 лет врачи Вере Петровне вынесли пригоров[26] -рак груди, через три года метастазы пошли в головной мозг. Вера Петровна воспринимала болезнь как досадное недоразумение, она продолжала выходить на сцену даже с опухолью мозга. В театре знали, что прима тяжело больна.

Могила В. П. Марецкой на Новодевичьем кладбище

Последней ролью была роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж». Затем последовала вторая операция, после которой актриса ненадолго вернулась на сцену, но работать в полную силу уже не могла.

17 августа 1978 года Вера Петровна Марецкая скончалась. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2)[27].

Семья[править | править код]

Будучи совсем юной девушкой, в 1924 году вышла замуж за Юрия Александровича Завадского (1894—1977), родила сына Евгения (1926—2006; впоследствии режиссёр Театра имени Моссовета), но потом муж ушёл Ирине Вульф оставив её с сыном на руках.

В 1940 году вышла замуж за малоизвестного актёра Георгия Петровича Троицкого (1903—1943) и родила дочь Машу. Муж ушёл добровольцем на фронт — призван Алма-Атинским ГВК, имел звание лейтенанта, был командиром взвода 69-й стрелковой дивизии, сапёром, погиб 2 марта 1943 года[28]. Дочь — киновед -переводчик Мария Георгиевна Троицкая, жила в Лос-Анджелесе (США).

На данный момент проживает в Эстонии. Этот дом на острове в Балтийском море мы с моим вторым мужем, музыкантом Вадимом Стругалевым, купили еще 1973 году , — рассказывает историю переезда в Эстонию 79-летняя Мария Георгиевна Марецкая.[29]

Братья актрисы Дмитрий и Григорий (журналисты) были расстреляны в 1930-е годы как последователи Бухарина, сестра Татьяна исключена из партии и несколько лет провела в тюрьме, затем получив поражение в правах (запрет на проживание в Москве).

Внук Павел живет в Германии, он музыкант.[30]

Роман с Ростиславом Пляттом[править | править код]

Ростислав Плятт учился актерскому мастерству на курсе Завадского. Они подружились, насколько это было возможно в отношениях наставник – ученик. Жизнь всегда преподносит сюрпризы. Плятт крепко влюбился, и надо же было такому случиться, что избранницей его сердца стала молодая жена Завадского, Вера Марецкая. Рабочие и дружеские отношения не перевесили: любовь актера к жене Мастера оказалась сильнее.

Удивительно то, что их отношения считаются едва ли не единственным актерским романом, о котором знало только ближайшее окружение, слухи не вышли на просторы страны. Несмотря на то, что оба вели двойную жизнь, коллеги их не осуждали. Настолько велик был масштаб и репутация обоих.

После смерти Завадского в 1977 году, Плятт все-таки ушел из семьи, решив сделать предложение своей возлюбленной. Но Вера Петровна отказала ему, сославшись на то, что уже стара (да и тяжело больна) для семейных отношений. Плятт сказал у гроба: «Ты всегда была сильнее меня, а уходишь первая».

До конца своей жизни, а это произошло в 1989-м году, Плятт сохранил в своем сердце теплое чувство к Марецкой, то и дело возвращаясь воспоминаниями к ее ролям в театре и главной роли в его собственной жизни.[31]

Теплоход «Вера Марецкая»[править | править код]

30 декабря 1983 года был спущен на воду т/х “Вера Марецкая” заводской строительный номер 154, проект 584.1 производила приемная комиссия, назначенная приказом Торгпредства СССР в НРБ №015-2/916 от 15.12.1983 года [32]

Театральные работы[править | править код]

Фильмография[править | править код]

Озвучивание[править | править код]

  1. 1951 — Ночь перед Рождеством (мультфильм) — Солоха
  2. 1965 — Время, которое всегда с нами (документальный) — читает текст за А. М. Коллонтай
  3. 1966 — Друг Горького — Андреева (документальный)

Участие в фильмах[править | править код]

  1. 1969 — Судьбы книг — судьбы людей (документальный)
  2. 1972 — Что вы знаете о Марецкой? (документальный)

Архивные кадры[править | править код]

  • 2003 — Вера Марецкая (из цикла телепрограмм канала ОРТ «Чтобы помнили») (документальный)
  • 2005 — Вера Марецкая (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)

Звания и награды[править | править код]

  • Герой Социалистического Труда (1976)
  • Заслуженная артистка РСФСР (1935)
  • Народная артистка РСФСР (1943)
  • Народная артистка СССР (1949)
  • Сталинская премия второй степени (1942) — за исполнение заглавной роли в спектакле «Надежда Дурова» А. С. Кочеткова и К. А. Липскерова
  • Сталинская премия второй степени (1946) — за исполнение роли Прасковьи Ивановны Лукьяновой в фильме «Она защищает Родину» (1943)
  • Сталинская премия первой степени (1948) — за роль Варвары Васильевны Мартыновой в фильме «Сельская учительница» (1947)
  • Сталинская премия второй степени (1951) — за исполнение роли Капитолины Андреевны Солнцевой в спектакле «Рассвет над Москвой» А. А. Сурова
  • Орден «Знак Почёта» (1940)
  • Три ордена Трудового Красного Знамени (1944, 1947, 1960)
  • Два ордена Ленина (1967, 1976)
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
  • Медаль «За оборону Москвы»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • Медаль «Ветеран труда»

Литература[править | править код]

  • Дунина С. Т., «Народная артистка СССР В. П. Марецкая», М., 1953;
  • Бояджиев Г., «В. П. Марецкая. Творческий путь актрисы», М., 1954;
  • А. Г. Образцова. Театр им. Моссовета. М., 1959
  • «Актёры советского кино», в. 1, М., 1964
  • Г. Н. Бояждиев. От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров. М., 1969
  • В. Ф. Пименов. Жизнь и сцена. М., 1975
  • В. Ф. Пименов. Актрисы. М., 1976
  • О. В. Якубович. Вера Марецкая. М., 1984
  • Воспоминания о Вере Марецкой. Сб. статей. М., 1985
  • Р. Я. Плятт. Без эпилога. М., 1991
  • Л. Д. Ягункова. Вера Марецкая (Жизнь и творчество актрисы). М., 2001

Примечания[править | править код]

  1. ↑ filmportal.de — 2005.
  2. Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  3. 1 2 Catalog of the German National Library (нем.)
  4. 1 2 3 4 Кино: Энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 253—254. — 832 с.
  5. 1 2 3 4