Лев свердлин личная жизнь дети
На сегодняшний день отечественный кинематограф богат актерами и актрисами, имена которых не остаются в памяти. Посмотрев кино с их участием, через час сложно вспомнить даже сам сюжет. Чего не скажешь о старой гвардии, когда артист всю душу, все мастерство вкладывал в роль, жил ею. На экране перед зрителем представали настолько реальные герои, что иногда даже не верилось, что смотришь художественный, а не документальный фильм. Об одном из таких героев поговорим сегодня. Лев Свердлин – гениальный человек, талантливый, один из лучших в кино. Его работы не остались в тени. О его жизни, съемках, карьере поговорим подробно.
Детство
Родился мальчик, которого назвали Левой, в городе Астрахани. Появился человечек в зимнюю пору, 16 декабря 1901 года. Его отец работал на должности помощника машиниста.
Беззаботными детские годы мальчика назвать трудно. В юном возрасте он остался сиротой. Льву приходилось любыми способами добывать средства себе на кусочек хлеба, поэтому он хватался за самую непростую работу. Мальчишка подрабатывал в лавке у сапожника и у портного, а также трудился в подмастерьях у столяра и даже у киномеханика. А еще паренек работал и в цирке, и в магазине. В 1919 году он оправился отдавать долг Родине: Льва забрали в ряды Красной армии.
Учеба
Несмотря на то что у парня было невероятно трудное детство, он лелеял в душе одну мечту. Лев хотел стать актером – настоящим, искренним, любимым публикой, он мечтал нести в массы тепло, добро и веру в прекрасное.
Дабы грезы осуществились, Лев Свердлин, биография которого представлена вашему вниманию в статье, принимает решение поступить в техникум, но не в простой, а в театральный. Сказано – сделано.
Молодой человек становится студентом техникума имени Луначарского, а после поступает не куда-нибудь, а в ГИТИС. Он обучается на курсе, который ведет на тот момент именитый педагог Всеволод Мейерхольд.
Дебют
Первой ролью, доставшейся актеру, была прекраснейшая роль в спектакле. Тогда еще паренек учился в ГИТИСе. Ему выпал шанс сыграть мужа Флоранс. Пьеса носила название «Великодушный рогоносец».
После неслыханного успеха Льву предложили играть в других постановках. В двадцать втором году Свердлина ждали новые разноплановые роли.
Творческий путь
Вся жизнь актера все время переплетается с его учителем Всеволодом Мейерхольдом. Его уроки стали своего рода мощным фундаментом в творческой судьбе Льва Свердлина. Со временем молодой человек устроился в Московский театр и отыграл там около 20 постановок.
Спустя несколько лет Свердлин оказался в труппе театра Маяковского. Он сыграл большое количество ролей в театральных постановках. Стоит отметить, что Льву удавался любой персонаж, все амплуа – от классики до современного жанра.
Педагогика
Наверняка читателю будет интересен тот факт, что Лев Наумович является не только актером, но и педагогом. С 1924 года мужчина начал работу в Узбекской студии, которая находилась в столице. С этого года началась карьера преподавателя у артиста Свердлина.
В 1962 году актер взялся за преподавание мастерства во ВГИКе, а после перешел в ГИТИС, где трудился на должности художественного руководителя.
Лев Свердлин: фильмы
Поговорим и о ролях в кино. В 1925 году актер сыграл в кинокартине под названием «На верном следу».
В 1936 году – роль в фильме «У самого синего моря».
В 1937 году – фильм «На Дальнем Востоке». Он принес Льву Наумовичу известность. Его стали узнавать. Далее последовала новая роль в кино «Волочаевские дни».
Л. Свердлин мог бы забросить театр и играть только в кино, но он этого не сделал, продолжая служить в храме Мельпомены долгие годы.
Зрителям актер Лев Свердлин запомнился жизнелюбивым человеком. Особенно им пришлась по нраву роль Насреддина, которая была сыграна потрясающе. Персонаж в исполнении Льва Наумовича вышел энергичным, заставляющим зрителя поверить в сказку, в чудо, стремиться к справедливости и не останавливаться на достигнутом. Отметим, что некоторые критиковали Свердлина за эту роль, потому что она была комедийной, а шел 1943 год, когда было не до шуток. Страна переживала тяжелые времена. Но фильм «Насреддин в Бухаре» поднял публике настроение и стал очень популярным в военные годы.
Талантливый человек
Благодаря наличию богатого опыта в жизни, который Лев Наумович начал получать еще с детских лет, он стал великим актером не только на театральных подмостках, но и в кинематографе. Ему просто потрясающе удавалось воплотить в персонажах самые яркие черты их характера, перенести искорку во взгляд, продумать малейшее движение, мимику, интонацию в голосе.
Многие актеры страдали по причине того, что им доставались одноплановые роли, Свердлин же играл разноплановых персонажей и пожаловаться на однотипность не мог.
Фильмы, где участвовал актер, хочется пересматривать снова и снова, настолько они потрясающи. Лев всегда выгодно выделялся на фоне своих коллег. В нем чувствовался богатый внутренний мир, душевная красота, неподражаемый талант.
Стоит сказать и о том, что даже отрицательные, несимпатичные герои получались у талантливого человека превосходными, их одновременно хотелось ненавидеть и уважать за острый ум, смекалку, хитрость. Всех негативных персонажей объединяла сила, напор, они умели дать достойное сопротивление, в общем, были достойными врагами.
За многочисленных персонажей в кино Лев Свердлин был удостоен Сталинской премии, причем не единожды, а трижды.
Завершающий этап в карьере
Последний фильм, где снялся талантливый человек, носил название «Как велит солнце». Он вышел в 1968 году. Здесь Свердлин превосходно справился с данной ему ролью Каримова.
В театре Лев Наумович будет играть в собственной постановке “Душа поэта”.
Напомним, что была у Свердлина еще одна известная роль – в «Неуловимых мстителях». Она была одной из последних, но Буденный в его исполнении был реалистичен. Как и со всеми ролями, с этой актер справился блестяще.
Актер Лев Свердлин: личная жизнь, семья
Жену Лев встретил в театре своего учителя Всеволода Мейерхольда. С девушкой Александрой у актера завязались сначала дружеские, а после и близкие отношения.
Лев Свердлин, семья для которого была далеко не на последнем месте, был любящим мужем. Александра Яковлевна и Лев Наумович прожили вместе всю жизнь. Жена также работала в театре, но была не столь известна, как ее супруг.
Похоронена Александра рядом с мужем.
Последние годы
В 1965 году, кода наступило жаркое лето, популярный актер Лев Свердлин стал чувствовать себя плохо, ему предстояло перенести сложнейшую операцию. После нее было трудно иди на поправку, но все же он выздоровел. И принял решение возобновить работу в театре Маяковского. Туда он вернулся к осени.
В 1969 году талантливый человек отправился в Японию, где вновь неважно себя стал чувствовать. Прошел год, и Лев Наумович опять оказывается в стенах больничных. Было проведено обследование и выявлен рак поджелудочной.
Родные побоялись говорить артисту правду и умолчали о диагнозе. Он выписывается и едет в Крым, в Ялту, чтобы принять участие в съемочном процессе. Съемки закончились в мае, и актер вновь попал на лечение в больницу, уже начав догадываться о своей страшной болезни. И вновь операция, но она была напрасной. В начале лета Свердлин поехал домой, а в августе 1969 года скончался. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.
Артист умер, но после него осталось множество работ. Именно благодаря им в памяти и в сердцах зрителей надолго останутся роли Льва Свердлина, фильмы, где он бодр и весел.
Кадр из фильма «Далеко от Москвы», 1950 г.
Судьба актера Льва Наумовича Свердлина (03 (16). 11.1901 – 29.08.1969) сложилась удивительным образом. Когда будущий артист приехал в Москву, он был малообразованным парнишкой. Да и фамилией своей он обязан не родному отцу, а отчиму – второму мужу матери.
Но все это было потом. А пока что молодой Свердлин, едва отслуживший в армии, провалил поступление в Вахтанговскую школу. Не привыкший сдаваться, он попробовал поступить в театральную мастерскую В. Э. Мейерхольда. И был принят.
В том же 1921 году в эту же студию поступила Александра Москалёва. Девушка была очень талантлива, умна, остроумна и весела.
Позже сама великая Фаина Раневская признавала, что Москалёва по части юмора способна переплюнуть даже ее. Вполне естественно, что Лев Свердлин обратил внимание на эту девчонку-«зажигалку».
Они пронесли любовь через всю жизнь. Лев настолько оберегал свою Шурочку и боялся за нее, что даже просыпался по ночам, чтобы убедиться, что она дышит. Она очень тихо дышала во сне, и Лев, если не улавливал ее дыхания, просто будил ее, после чего успокаивался: слава богу, живая.
Кадр из фильма «Олеко Дундич», 1958 г.
Возможно, причиной такого беспокойства послужила потеря их единственного сына: в 1945 году 16-летнего мальчика не стало из-за чахотки. Больше детей у супругов не было.
Друзья и близкие Свердлиных называли их семью не иначе как оплотом, настолько гармоничной была эта пара. Они подходили друг другу не только внешне: они были, что называется, на одной волне.
И Лев, и Александра были чрезвычайно смешливыми и, вместе с тем, очень интеллигентными людьми. Поэтому умели даже нелитературное словцо в разговоре употребить так, что оно звучало и смешно, и культурно.
Когда Театр Мейерхольда, где служили Свердлины, закрылся (1938 г.), супруги начали искать новое «пристанище». Так, Лев Наумович до 1941 года служил в театре Вахтангова, оттуда ушел в Комитет по делам кинематографии при Совете народных комиссаров СССР, где проработал два года.
И только в 1943 году он нашел свое окончательное «местечко» – Московский театр драмы, ныне известный как театр имени Маяковского. Его супруга пришла в этот театр вместе с ним, и оба они работали там до самых последних дней.
Кадр из фильма «Олеко Дундич», 1958 г.
У Льва Свердлина был потрясающий талант: своих персонажей, совершенно разных по национальности, – японцев, китайцев, монголов, татар, узбеков и т.п. – он играл настолько правдоподобно, что зритель был уверен: перед ним настоящий представитель той или иной нации.
Александра Яковлевна на восемь лет пережила своего любимого мужа, который ушел из жизни от рака поджелудочной железы в 1969 году.
Перенеся в 1965 году серьезную операцию, Свердлин через несколько месяцев поправился. На протяжении последующих трех лет его ничего не беспокоило.
Но в 1968 году во время турпоездки в Японию ему стало нехорошо, из-за чего артист даже хотел прервать путешествие и вернуться домой. Но дома ему не полегчало: диагноз, о котором врачи ему не решились сообщить, надежды не давал.
Кадр из фильма «Олеко Дундич», 1958 г.
Александра Яковлевна забрала мужа домой, в больнице ему уже ничем не могли помочь. Последними словами Льва Свердлина стали: «Луна… как красиво…».
В эту ночь, 29 августа 1969 года, было полнолуние, и Народный артист СССР любовался им через окно.
После ухода супруга Александра Яковлевна поменяла квартиру. В новом жилище она воссоздала обстановку прежнего дома – в память о муже, который при жизни терпеть не мог мебельных перестановок, в отличие от любимой Шурочки.
© Biografia.Ru, 2019 г.
Это были два сильных и самобытных актёра. У обоих за плечами было обучение в театральной мастерской имени В. Э. Мейерхольда, множество ролей в театре. Лев Свердлин много и успешно снимался в кино, Александра Москалёва так и осталась театральной актрисой. А ещё она обладала таким искромётным чувством юмора, что поговаривали будто превосходила в остроумии саму Фаину Раневскую. Лев Свердлин и Александра Москалёва почти полвека шли рука об руку, но актёр всю жизнь боялся потерять свою Шурочку.
Театральный роман
Лев Свердлин. / Фото: www.bdbphotos.com
Между ними по паспорту значилось восемь лет разницы, но волею судьбы Лев Свердлин и Александра Москалёва пересеклись во время обучения в Государственной экспериментальной театральной мастерской под руководством Всеволода Эмильевича Мейерхольда.
Тогда же и обратил внимание молодой талантливый актёр на юную студентку. Она очаровала его не только своей внешностью, хотя отличалась необыкновенной самобытной красотой. Александра Москалёва могла поддержать беседу на любую тему, была очень талантлива и обладала таким невероятным чувством юмора, что вокруг неё волей-неволей создавалась атмосфера всеобщего веселья.
Лев Свердлин. / Фото: www.bdbphotos.com
Робкие ухаживания Льва Свердлина Александра Москалёва приняла весьма благосклонно. И вскоре они уже были неразлучны. Он после окончания мастерских в 1926 году служил в театре имени Мейерхольда, она, ещё в бытность студенткой, с 1924 по 1927 год была задействована в постановках того же театра.
Кадр из фильма-спектакля «Сослуживцы». Слева Александра Москалёва. / Фото: www.kino-teatr.ru
После 1927 года профессиональные пути супругов на какое-то время разошлись. Они работали в разных театрах, однако неизменно радовались успехам друг друга. Александра Яковлевна гордилась успехами Льва Наумовича, который, помимо тетра, много и успешно снимался в кино. Он воплотил на экране множество разных образов, в том числе Ходжу Насреддина, Семёна Будённого и Григория Орлова. Александра Яковлевна снялась в фильме «Верность матери» и сыграла Шуру из бухгалтерии в фильме-спектакле «Сослуживцы» по пьесе Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова. Позже по этой же пьесе был снят «Служебный роман».
В 1943 году супруги вновь оказались в одном театре, и до конца своих дней оставались участниками труппы Театра имени Маяковского.
Тёплый дом
Кадр из фильма «У самого синего моря». Справа Лев Свердлин. / Фото: www.kino-teatr.ru
Они были очень счастливы, Лев Свердлин и его любимая Шура. В их доме царила особенная атмосфера, в которой каждый, пришедший к ним в гости, чувствовал себя тепло и уютно. Им удалось в 1945 году пережить смерть своего единственного сына Юрия. Кстати, именно Юрий и стал причиной того, что по документам его мама впервые вышла на сцену театра имени Мейерхольда в 12 лет.
Кадр из фильма «Цирк». Лев Свердлин в роли моряка-зрителя. / Фото: www.kino-teatr.ru
Однажды, он сказал маме, что мама очень молодая, а в паспорте указана неправильная дата. Взяв ручку, он незаметно исправил в годе рождения Александры Москалёвой цифру 3 на 9. Так она стала моложе на 6 лет и везде значится датой рождения 1909 год. Эту историю описал в своей книге «Сначала я был маленьким» внук Всеволода Мейерхольда, Пётр Васильевич Меркурьев.
Актёр Пётр Меркурьев считал Льва Наумовича и Александру Яковлевну своими вторыми родителями. Впервые он попал в их дом в 13-летнем возрасте и остался рядом с этими удивительными людьми на долгие годы.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Отточенные движения против душевных переживаний: авангардист Всеволод Мейерхольд, не вписавшийся в советскую идеологию >>
Невысказанный страх
Кадр из фильма «Насреддин в Бухаре». / Фото: www.kino-teatr.ru
Лев Свердлин буквально боготворил свою супругу. Он отчаянно переживал, что карьера жены складывается не столь успешно, как у него самого. Александра Москалёва часто играла во втором составе. Но когда она выходила на сцену, Лев Наумович неизменно обзванивал всех знакомых, приглашая их на спектакль. Он рассказывал, как талантлива его Шура и сколь блистательна она в той или иной роли.
Александра Яковлевна очень любила переставлять всё в их квартире, а её супруг на дух не переносил всяческие изменения обстановки. Однако шутками, уговорами и добротой жене удавалось убедить мужа в целесообразности перестановки.
Александра Москалёва. / Фото: www.kinosozvezdie.ru
Лев Свердлин был довольно вспыльчив, но при этом жена никогда не пыталась выразить ему недовольство его капризами или закатить скандал по этому поводу. Она предпочитала отшутиться, приласкать, очаровать, и в результате всё же добиться своего.
Фаина Раневская, которая считалась одной из самых остроумных актрис, признавала, что Москалёва вполне способна победить её по части юмора. Впрочем, это вовсе не мешало Раневской бывать в доме Свердлиных. Ведь Александра Яковлевна никогда не пыталась показать своего превосходства.
Лев Свердлин. / Фото: www.russiainphoto.ru
Чувства Льва Свердлина к жене были столь сильными, что он всегда, всю жизнь, боялся её потерять. Он просыпался ночью и прислушивался к тихому дыханию супруги. Иногда ему казалось: Шура не дышит. Тогда он тихонько будил жену и, убедившись, что она жива, снова мирно засыпал.
Лев Свердлин, кадр из фильма «Цена», 1969 год. / Фото: www.culture.ru
В 1969 году Льва Наумовича не стало, он скончался от онкологического заболевания поджелудочной железы. Александра Яковлевна пережила супруга на 8 лет. Многим друзьям и знакомым Александра Яковлевна говорила: в случае обнаружения у неё неизлечимой болезни, она уйдёт из жизни сама. Это объяснялось тем, что на её руках умерли сын, муж, отец и мать.
Александра Москалёва. / Фото: www.kino-teatr.ru
Актриса же не хотела быть ни для кого обузой. Когда в 1977 году она стала угасать, друзья настояли на обследовании. После визита к онкологу Александра Яковлевна, оставив самые подробные указания по поводу своих похорон и завещания, положила на стол документы, деньги и записку, в которой просила не спасать её. Впрочем, Александр Лазарев и Светлана Немоляева, первыми попавшие в квартиру Москалёвой-Свердлиной, обнаружили уже бездыханное тело.
Лев Свердлин и Александра Москалёва были близкими друзьями другой удивительной семьи. Василия Меркурьева и Ирину Мейерхольд называли Ромео и Джульеттой за трогательное проявление чувств. Они прожили душа в душу 44 года, сумев сохранить и юношескую пылкость, и взрослую нежность. Вся их жизнь прошла под знаком нескончаемой доброты, которой они щедро делились с окружающими.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 декабря 2020; проверки требует 1 правка.
Лев Нау́мович Све́рдлин (3 (16) ноября 1901 — 29 августа 1969) — советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1954). Лауреат трёх Сталинских премий (1947, 1949, 1951).
Биография[править | править код]
Могила Свердлина на Новодевичьем кладбище Москвы.
Лев Свердлин родился 3 (16) ноября 1901 года в еврейской семье, в Астрахани, где его отец служил помощником машиниста.
Рано осиротев, с десяти лет работал мальчиком в магазине готового платья, учеником сапожника, портного, столяра, киномеханика, в крендельном магазине и цирке. В 1919—1922 годах служил в РККА.
С 1922 года учился в ГИТИСе в Москве, затем перевелся в Государственную экспериментальную театральную мастерскую (ГЭКТЕМАС) под руководством Вс. Э. Мейерхольда, где учился до 1926 года.
С 1926 года — актёр Государственного театра им. Вс. Мейерхольда (ГосТИМ). Работал здесь до закрытия театра в 1938 году. Сыграл в двадцати спектаклях Вс. Э. Мейерхольда.
В 1938—1941 годах — актёр Театра им. Е. Б. Вахтангова, в 1941—1943 — Комитета по делам кинематографии при СНК СССР, в 1943—1969 — Московского театра драмы (с 1954 — имени В. В. Маяковского).
С 1924 года снимался в кино.
Кроме работ в кино и театре участвовал в дубляже фильмов и озвучивании мультфильмов, работал на радио.
Итоговой работой стал спектакль «Душа поэта» Ю. О’Нила (1967), где он выступил как актёр и режиссёр.
В 1924—1931 годах преподавал в Узбекской государственной драматической студии при Узбекском институте имени И. В. Сталина в Москве, с 1962 — художественный руководитель актёрского курса во ВГИКе, с 1963 — в ГИТИСе.
Скончался 29 августа 1969 года (по другим источникам — 28 августа[2] и 30 августа[3]). Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 7).[4]
Семья[править | править код]
- Жена — Александра Яковлевна Москалёва (1904—1977), актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1959).
Награды и звания[править | править код]
- Заслуженный артист Узбекской ССР (1944)[2]
- Заслуженный артист РСФСР (1944)
- Народный артист РСФСР (1947)
- Народный артист СССР (1954)
- Сталинская премия первой степени (1947) — за исполнение роли Андрея Андреевича Валько в спектакле «Молодая гвардия» А. А. Фадеева
- Сталинская премия второй степени (1949) — за исполнение роли Андрея Ивановича Верейского в спектакле «Закон чести» А. П. Штейна
- Сталинская премия первой степени (1951) — за исполнение роли Михаила Борисовича Залкинда в фильме «Далеко от Москвы» (1950)
- Орден Ленина (1967)
- Орден Трудового Красного Знамени (1938)
- Орден Трудового Красного Знамени (МНР) (1942) — за исполнение заглавной роли в фильме «Его зовут Сухэ-Батор» (1942)
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «В память 800-летия Москвы»
Роли в театре[править | править код]
Вольная мастерская Вс. Мейерхольда при ГВЫРМ[править | править код]
- 1922 — «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка — муж Флёранс, Парень
Театр ГИТИС. Мастерская Вс. Мейерхольда[править | править код]
- 1922 — «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина — Чиновник, Кредитор
Театр имени Вс. Мейерхольда[править | править код]
- 1923 — «Смерть Тарелкина» С. М. Третьякова — Третий солдат, Первый солдат, Комиссар
- 1924 — «Д. Е.» («Даёшь Европу!») — иронично-политическое обозрение М. Подгаецкого по романам И. Эренбурга «Трест Д. Е.» и Б. Келлермана «Туннель» — Тренер, Секретарь французской палаты, Министр, Апаш, парикмахер в пустыне, Негр, Биомеханист, Руководитель спортплощадки, Рабочий с винтовкой
- 1925 — «Учитель Бубус» А. М. Файко — Лакей, Танцующий в парке
- 1925 — «Мандат» Н. Р. Эрдмана — Акробат, Товарищ жениха, Гость
- 1926 — «Лес» А. Н. Островского — Аркашка Счастливцев
- 1926 — «Рычи, Китай!» С. М. Третьякова — Первый лодочник
Государственный театр им. Вс. Мейерхольда (ГосТИМ)[править | править код]
- 1926 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Седьмой военный, Заезжий офицер
- 1927 — «Окно в деревню» Р. М. Акульшина — Телеграфист
- 1928 — «Горе уму» А. С. Грибоедова — Платон Михайлович, Гусар в кабачке
- 1929 — «Клоп» В. В. Маяковского — Пьяный с зонтом, Первый шафер, Человек в толпе
- 1929 — «Командарм 2» И. Л. Сельвинского — Комдив Бой
- 1929 — «Выстрел» А. И. Безыменского — Техсекретарь Дундя
- 1930 — «Баня» В. В. Маяковского — Помощник режиссёра
- 1931 — «Последний решительный» Вс. В. Вишневского — Самушкин (Анатоль-Едуард), Танец красного моряка
- 1933 — «Вступление» по Ю. П. Герману — Гуго Нунбах
- 1937 — «Одна жизнь» Е. И. Габриловича по роману Н. А. Островского «Как закалялась сталь» — Сема Зельцер
Театр имени Е. Вахтангова[править | править код]
- 1938 — «Я, сын трудового народа…» по В. П. Катаеву — Семён Котко
- 1939 — «Путь к победе» А. Н. Толстого — Будённый
- 1940 — «Фельдмаршал Кутузов» В. А. Соловьёва — Багратион
Московский театр драмы (с 1954 — Театр им. В. Маяковского)[править | править код]
- 1944 — «Свидание, хотя и состоялось, но…» по А. П. Чехову — Гвоздиков
- 1947 — «Молодая гвардия» по А. А. Фадееву — Валько
- 1947 — «Великие дни» Н. Е. Вирты — Сталин
- 1948 — «Закон чести» А. П. Штейна — Академик Верейский
- 1949 — «Леди и джентльмены» Л. Хеллман — Бенджамен
- 1950 — «Сампаны Голубой реки» В. Д. Пушкова — Тан Шу-и
- 1950 — «Директор» С. И. Алёшина — Степанов
- 1952 — «Третья молодость» братьев Тур — Академик Квашнин
- 1953 — «Гроза» А. Н. Островского — Тихон
- 1954 — «Семья Журбиных» В. А. Кочетова и С. С. Кара — Илья Журбин
- 1954 — «Гамлет» У. Шекспира — Полоний
- 1955 — «Персональное дело» А. П. Штейна — Хлебников
- 1957 — «Сонет Петрарки» Н. Ф. Погодина — Павел Михайлович
- 1958 — «Побег из ночи» братьев Тур — писатель Косогоров
- 1959 — «Весенние скрипки» А. П. Штейна — Петрищев
- 1960 — «Время любить» Б. С. Ласкина — Харитонов
- 1961 — «Фауст и Смерть» А. С. Левады — Астронавт Ярослав
- 1963 — «Нас где-то ждут…» А. Н. Арбузова — Грек
- 1964 — «Кавказский меловой круг» Б. Брехта — Аздак
- 1965 — «История болезни» Б. С. Ласкина — Ксенофонтов
- 1967 — «Душа поэта» Ю. О’Нила, постановка Л. Свердлина и С. Кузьмина — Корнелиус Мнлоди
Фильмография[править | править код]
Озвучивание фильмов[править | править код]
Озвучивание мультфильмов[править | править код]
- 1944 — Синдбад-мореход — Синдбад
- 1956 — Палка выручалка — Бей
- 1957 — Исполнение желаний — Мистигрис, министр
- 1959 — День рождения — Аждаха
- 1960 — Человечка нарисовал я — Верховный лжец
- 1963 — Три толстяка — доктор Гаспар
- 1965 — Горячий камень — Сторож
- 1965 — Гунан-батор
- 1967 — Машинка времени — судья / Цезарь
Литературные сочинения[править | править код]
- Путь к образу. М., 1952
- Разговор с товарищами по искусству. М., 1960
- Статьи. Воспоминания. М., 1979
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Лев Свердлин — Энциклопедия отечественного кино (недоступная ссылка)