Леонид сметанников биография личная жизнь

Леонид сметанников биография личная жизнь thumbnail

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сметанников.

Леони́д Анато́льевич Смета́нников (род. 12 августа 1943) — советский и российский оперный певец (баритон), педагог. Народный артист СССР (1987)[1]. Лауреат Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки (1982).

Биография[править | править код]

Родился 12 августа 1943 года в селе Фершампенуаз Нагайбакского района Челябинской области.

Отец — Сметанников Анатолий Павлович. Мать — Сметанникова Елена Ивановна (Эрна Биссинг — поволжская немка). Раннее детство прошло на Южном Урале, куда во время войны была эвакуирована мать. После тяжёлого ранения туда же приехал и отец. После завершения войны семья переехала на Украину, в Днепродзержинск Днепропетровской области.

В 1957 году окончил семь классов средней школы и поступил в индустриальный техникум. Окончив его в 1961 году, поступил на Днепровский металлургический комбинат, где работал техником-электриком.

Пел с детства — в детском саду и в школе — везде был запевалой. После мутации голоса вновь запел, теперь во взрослом академическом хоре заводского Дворца культуры. Здесь уже был и вокальный кружок.

В 1962 году поступил в Днепропетровское музыкальное училище (ныне Днепропетровская академия музыки им. М. Глинки). Чтобы иметь средства для жизни подрабатывал радистом-осветителем во Дворце культуры студентов. После окончания училища в 1966 году поступил в Саратовскую консерваторию им. Л. В. Собинова (класс А. И. Быстрова), окончил в 1971 году.

8 декабря 1968 года получил приглашение в Саратовский театр оперы и балета имени Н. Г. Чернышевского, где стал солистом оперы и уже через год исполнил первую партию (Елецкий в «Пиковой даме» П. И. Чайковского).

За два с половиной года исполнил множество малых и больших партий, в числе которых и Журан в «Чародейке» П. И. Чайковского, и атаман Игнатьев в «Якове Шибалке» А. С. Ленского, и даже Ёж в детской опере «Теремок» А. П. Кулыгина. Экзаменом стала партия Фигаро из «Севильского цирюльника» Дж. Россини. На премьере спектакля присутствовала Государственная комиссия из консерватории, которая оценила работу выпускника на «отлично».

Систематически выступал с концертами. Быстро набирал силу как певец. Ещё будучи студентом четвёртого курса завоевал право на сольные концерты. Первый из них состоялся весной 1970 года и включал в себя арии, романсы, песни. Весной 1971 года вместе с лучшими артистами оперного театра исполнил несколько произведений по Центральному телевидению. В репертуаре свыше 300 романсов и песен русских, советских и зарубежных композиторов.

Звёздным для певца стал 1973 год. Он стал лауреатом сразу нескольких конкурсов и фестивалей: Всесоюзного конкурса профессиональных исполнителей советской песни (Минск), Х Всемирного фестиваля молодежи и студентов (Берлин), VI Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки (Кишинёв).

За более чем 40-летний период своей творческой карьеры спел в более чем 900 спектаклях, принял участие в тысячах концертов в стране и за рубежом, выпустил 5 сольных пластинок с записями арий, романсов, русских и советских песен, снялся в трех музыкальных фильмах, был постоянным гостем на радио и телевидении.

Гастролировал за рубежом: США (1997—2000, 2001—2005).

Был первым исполнителем песни Д. Ф. Тухманова и В. Г. Харитонова «День Победы». Исполнил её на съёмках передачи «Голубой огонёк» в канун 9 мая 1975 года[2].

В 1977 году был приглашен в Саратовскую консерваторию имени Л. В. Собинова в качестве преподавателя кафедры сольного пения. С 1989 года — профессор кафедры академического пения[3].

Звания и награды[править | править код]

  • Заслуженный артист Каракалпакской АССР (1974)
  • Заслуженный артист РСФСР (1976)[4]
  • Народный артист РСФСР (1979)[5]
  • Народный артист СССР (1987)
  • Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1982) — за исполнение ведущих партий в операх советских композиторов, русского и зарубежного классического репертуара и концертные программы (1980—1981)
  • Орден «Знак Почёта» (1980)
  • Орден Дружбы (5 июня 2000 года) — за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами[6]
  • Почётная грамота Президента Российской Федерации (24 октября 2019 года) — за заслуги в развитии отечественной культуры и многолетнюю плодотворную деятельность[7]
  • Орден преподобного Серафима Саровского III степени (РПЦ, 2005)
  • Почётный знак губернатора Саратовской области (2018)
  • Золотая медаль ВВЦ
  • Знак правительства Саратовской области «За любовь к родной земле»
  • Почётный гражданин Саратова (1999)[3]
  • Всесоюзный конкурс исполнителей советской песни (1-я премия, 1973)
  • VI Всесоюзный конкурс вокалистов им. М. И. Глинки (Кишинёв) (2-я премия, 1973)
  • Всемирный фестиваль молодежи и студентов (Берлин) (премия, 1973)

Исполняемые партии[править | править код]

  • «Иоланта» П. Чайковского — Роберт
  • «Кармен» Ж. Бизе — Эскамильо
  • «Пиковая дама» П. Чайковского — князь Елецкий
  • «Севильский цирюльник» Дж. Россини — Фигаро
  • «Укрощение строптивой» В. Шебалина — Петруччио[8]
  • «Фауст» Ш. Гуно — Валентин
  • «Травиата» Дж. Верди — Жермон
  • «Евгений Онегин» П. Чайковского — Онегин
  • «Дон Жуан» В. Моцарт — Дон Жуан
  • «Брачный вексель» Дж. Россини — Тобиас Милл
  • «Дуэнья» С. Прокофьева — Фердинанд
  • «Паяцы» Р. Леонкавалло — Сильвио
  • «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти — Генрих Эштон
  • «Летучая мышь» И. Штрауса — Орловский
  • «Демон» А. Рубинштейна — Демон
  • «Русская женщина» К. Молчанова — Костя-танкист
  • «Иркутская история» М. В. Карминского — Сергей
  • «Разбойники» Ж. Оффенбаха — Фражолетто
  • «Граф Люксембург» Ф. Легара — Рене
  • «Мазепа» П. Чайковского — Мазепа
  • «Алеко» С. Рахманинова — Алеко
  • «Тангейзер» Р. Вагнера — Вольфрам
  • «Борис Годунов» М. Мусоргского — Шакловитый
  • «В стиле ретро» (концерт по песням И. Дунаевского) — Герой

Примечания[править | править код]

Источник

Леониду Сметанникову также присвоены звание заслуженного артиста Каракалпакской АССР и заслуженного артиста РСФСР. Это был первый этап в его творческой биографии, по прошествии лет он также стал народным артистом СССР.

Такие высокие награды в то время получить было очень сложно – нужно было пройти множество комиссий и утверждений, чтобы получить хоть какое-то звание или награду. Кроме этого, существовала жесткая цензура исполняемых произведений, и ей были обязаны следовать все служители искусства.

Если артист в условиях таких ограничений добивался больших успехов – это значит, что у него был неоспоримый талан и огромное трудолюбие.

Родился Леонид Анатольевич в 1943 году в селе со странным названием Фершампенуаз в Челябинской области. Его родители были родом из Днепродзержинска, но война заставила их уехать на Южный Урал. Там Леша провел ранние годы своего детства.

После войны за женой и сыном приехал глава семьи, и они вернулись в родную Днепропетровскую область.

Читайте также:  Софья райзман биография личная жизнь

Там Лешу устроили в садик, и он сразу стал запевалой детского хора – его звонкий голос был слышен во всем здании, когда шли занятия. И когда он пошел учиться в школу, уже было понятно, что лучший голос во всем школьном хоре у него.

Несмотря на явные вокальные данные, выпускник школы не решился получить образование музыканта. После окончания школы Леонид поступил в индустриальный техникум. Он получил специальность техника-электрика, и как молодой специалист был принят на работу на металлургический комбинат Днепродзержинска.

В тот год Леша понял, что все-таки хочет связать свою жизнь с музыкой, и все окружающие говорили ему об этом. В 1962 году он решился на важный шаг в своей жизни – поехал в Днепропетровск, чтобы поступить на вокалиста в музыкальное училище.

В этих стенах Сметанников впервые понял, что значит петь профессионально. До этого он просто пел для души, для друзей, а теперь началась серьезная работа над голосом и над репертуаром. Это были нелегкие годы, однако любовь к пению помогала преодолевать все сложности. Творчество – это своего рода адреналин, и однажды получив порцию этого гормона, уже сложно отказаться от него.

Не помешало даже то обстоятельство, что ему было очень трудно материально: денег не хватало на самое необходимое. Поэтому молодой человек днем учился, а по вечерам работал осветителем во Дворце культуры. Впрочем, так жили многие студенты.

Сразу после Днепропетровского училища Леонид отправился в Саратов, чтобы поступить в знаменитую консерваторию имени Л.В. Собинова. Его преподавателем был Александр Иванович Быстров – талантливый певец и преподаватель, из класса которого вышло много гениальных оперных певцов.

В Саратове история повторилась: днем была учеба, вечерами – работа. Однако теперь уже, как пишут в романах, «его вела звезда», и никакие трудности не могли помешать стать отличным певцом. Леонид упорно и систематично вырабатывал свой тембр, сначала в диапазоне драматического баритона, а позже – лирического.

В консерватории имени Собинова было много хороших певцов, однако немногих пригласили в Театр оперы и балета в Саратове. Сред этих немногих был и начинающий певец Леонид Сметанников. Он хорошо зарекомендовал себя в творческом коллективе, и уже через год ему поручили серьезную партию в постановке «Пиковая дама», хотя он учился только на третьем курсе.

Со временем Леонид Анатольевич выработал свое творческое кредо. Оно звучит так: «Дарить радость людям». Писатель Александр Демченко именно так назвал книгу о жизни певца Сметанникова. Но это будет позже, а пока – новые партии в операх и продолжение работы с голосом. Как говорил сам певец: «Борьба с голосом и за голос».

В саратовском театре Леонид Анатольевич исполнил много разных партий, параллельно занимаясь у Быстрова и других педагогов. А потом подошло время сдачи экзаменов, которые принимала Госкомиссия. Это испытание Сметанников прошел на «отлично» и окончательно укрепился в труппе Саратовского оперного.

И началась новая жизнь, наполненная участием в спектаклях, концертами, новыми встречами и радостями общения с почитателями и зрителями.

Были на этом пути победы в творческих конкурсах, высокие награды, выступления на лучших сценах страны и за рубежом, передачи на телевидении.

Все это вылилось почти в тысячу концертов – Леонид Анатольевич работал практически без перерыва, выступая с агитбригадой в поле, в Кремлевском дворце и на телепередаче «Голубой огонек».

В его биографии есть награды престижных конкурсов в СССР и за рубежом. А с 1977 года Сметанников стал преподавателем консерватории, в которой когда-то учился, в 1989-м он стал профессором кафедры академического пения.

У него есть сольные альбомы с записями романсов, арий и разных песен, а также он исполнил роли в трех музыкальных фильмах.

С первой женой Викой Леонид познакомился в Днепропетровске, в музыкальном училище. Они вместе переехали в Саратов, где у них родился сын Стась. Сейчас у него есть свои дети – внуки Сметанникова.

Вторая жена Леонида Анатольевича Зинаида Ивановна – тоже оперная певица, а также его личный строгий критик. Супруги живут в Саратове.

Источник

1943

12 августа года в селении Фершампенуаз Нагайбакского района Челябинской области родился Леонид Анатольевич Сметанников

1946

Cемья вернулась на Украину в г.Днепродзержинск Днепропетровской области
Отец – Сметанников Анатолий Павлович (1916 – 2002г.г.)
Мать – Сметанникова Елена Ивановна (1919 – 1994г.г.)

1950
1957

Учеба в общеобразовательной школе

1957

После 7 класса поступает в индустриальный техникум в г. Днепродзержинске

1961

После окончания техникума работает электриком на Металлургическом комбинате

1962

Поступает в Днепропетровское музыкальное училище на вокальное отделение в класс Ковалевой Ольги Петровны и успешно его заканчивает через 4 года

1966

Поступает в Саратовскую консерваторию им. Л.В.Собинова в класс заслуженного деятеля искусств профессора Александра Ивановича Быстрова (кафедра сольного пения)

1968

Учась на 3 курсе консерватории, был приглашен в Саратовский Академический театр оперы и балета солистом оперы, где и работает по настоящее время

1969
2009

Гастролировал с Саратовским Академическим театром оперы и балета по городам России и за рубежом

1971

С отличием закончил Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В.Собинова как оперный певец, концертно–камерный певец, преподаватель

1973

Июнь, г. Минск стал Лауреатом 1–й премии Всесоюзного конкурса профессиональных исполнителей песни

1973

Август, г. Берлин – Лауреат Х Всемирного фестиваля молодежи и студентов

1973

Октябрь – победа на YI Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М.И.Глинки – диплом Лауреата 1 премии и награжден специальным призом фирмы «Мелодия» за лучшее исполнение романсов М.Глинки

1974

За большие заслуги в области вокального искусства присвоено звание Заслуженный артист Кара – Калпакской АССР (г.Нукус)

1976

За заслуги в оперном искусстве присвоено звание Заслуженный артист России

1979

За заслуги в вокальном искусстве присвоено звание Народный артист России

1980

За подготовку и проведение культурной программы Олимпиада – 80 в г. Москве был награжден орденом Знак Почета

1982

За оперные партии и концертные программы был награжден Государственной премией им. М.Глинки

1987

Присвоено звание Народный артист СССР за отличные успехи в области вокального искусства

1988

Присвоено звание профессора Саратовской государственной консерватории им. М.И.Собинова

1991

Был избран заведующим кафедрой сольного пения Саратовской государственной консерватории им. М. И. Собинова

Читайте также:  Валентина васильева биография личная жизнь

1991
2008

Член Совета по вокальному искусству при Министерстве Культуры Российской Федерации

1973
1997

Гастроли, выступление с концертами в странах:

  • Мексики1975
  • Германии1973, 1975
  • Австрии
  • Болгарии
  • Финляндии1975
  • Монголии
  • Франции1977
  • Канады1984
  • США1983
  • Китая
  • Кореи
  • Японии1985
  • Австралии1989, 1991
  • Новой Зеландии1989
  • Италии
  • Югославии
  • Польши

1997
2008

Гастроли, eжегодные выступление с сольными концертами, проведение мастер – классов в университетах США:

  • г. Вашингтоне
  • г. Лос – Анжелесее
  • г. Байоле
  • г. Санта – Монике
  • г. Нью – Йорке
  • г. Сан – Франциско
  • г. Портланде
  • г. Сиетле

1998

За большой личный вклад в развитие музыкальных и театральных традиций города и плодотворную преподавательскую деятельность присвоено звание Почетный гражданин города Саратова

2000

Награжден орденом Дружбы за большие успехи в области искусства

2005

За труды награжден орденом Русской Православной церкви Преподобного Серафима Саровского 3 степени

2007

За большие успехи в области искусства и многолетнюю преподавательскую работу награжден орденом Петра Великого

2008

Академия Благородных Дел во Славу Отечества (г. Москва) наградила Л.А.Сметанникова орденом За благородные дела во Славу Отечества

2008

12 декабря избран на основании Устава действительным членом – АКАДЕМИКОМ Международной Академии Творчества

Источник

Архитектурный символ города обычно тиражируют на значках, вымпелах, открытках и даже на занавесках в фирменном поезде. Прогуливаясь по центру Саратова, я легко угадала консерваторию им. Л.В. Собинова – законную гордость всех волжан. Исторические места обладают особенной притягательностью, и грешно отказывать себе в удовольствии войти в здание, чьи стены еще помнят великих Шаляпина и Собинова. Видимо, никакой случайности нет также и в том, что человека, которого большинство из нас по старой памяти считают “визитной карточкой” Саратова, можно встретить именно здесь. Нужно ли представлять? Леонид Анатольевич Сметанников, народный артист СССР, лауреат Государственной премии им. М. Глинки, солист Саратовского театра оперы и балета, профессор консерватории…

Максимы

“Знаете, я против. На занятия со студентами никого не приглашаю. У меня своя специфика”, – почти извиняясь.

А я молча думаю о специфике своей работы и так смотрю… “О, если б мог выразить звуком”… “Ну хорошо, идемте”.

Акустические кувшины по углам, афиши по стенам, рояль в центре, а за ним покорный-покорный концертмейстер. Бесконечные упражнения. Арии. Романсы. Выпускник ты или первокурсник, начинающий вокалист или обласканный победами дипломант конкурсов, будь спокоен – здесь, у “шефа”, на каждом занятии ты получишь “свое”, и на полную катушку. Ровно столько, сколько в состоянии осмыслить, переварить и преодолеть. “Пойте благородно. Идеал большой, высокий, и к нему идти ой как далеко!”

“Где ваша интонация? Интонацию все слышат, даже те, у кого нет слуха”, – кажется, это в мою сторону.

“Певец все, что захочет, должен мысленно продумать, и все получится. И не только певец”.

“Вы поете, как убийца, а приглашаете с шампанским в руках девушек на пир. Вы думаете, кто-нибудь с вами пойдет?!”.

“Открывает щука рот и не знает, что поет”.

Не так уж много понимаю я в окраске звука, но зато могу передать изменение цвета лица у вокалистов. Студент приходит, как и положено, бледным; начинает петь, у него розовеют щеки, потом они уже пылают, со временем кирпичными становятся уши, и кажется, что в холодной аудитории жарко; и, наконец, когда через два часа занятий стороны расстаются, у студента краснеет не только лицо, но и шея. Дело, конечно, не в язвительных комментариях профессора, а в том, сколько приходится работать вокалистам в классе. Пожалуй, не меньше, чем шахтерам в шахте.

И снова: “Вы ровно поете, но этим никого не удивишь. Скоро так петь сможет и компьютер. А вы спойте так, чтобы сказали: “Это интересно”.

“К музыке нельзя относиться безразлично!” – возмущенно.

“Постоянно вдохновляйтесь, иначе скучно. Все ваши зрители уйдут”.

“Певец – это не музыкант, но когда он становится музыкантом, это большое счастье для него и для всех окружающих”.

“Разве это Демон? Рухлядь какая-то, старый диван!”

“Вы мне верите? Значит, давайте работать”…

Пауза

В класс заглянул давнишний выпускник: “Тысячу лет не был”. Бывший бас-баритон-тенор. Ныне, как водится, бизнесмен. Пока Леонид Анатольевич удаляется с Олегом, чтобы обсудить трудности творческой и деловой жизни, мы с ребятами говорим о жизни, музыке и, разумеется, о Сметанникове.

Саша: “Я приходил в театр, специально садился в разные точки – его везде слышно. Чего нельзя сказать о многих других. Вот что значит профессионал! Он постоянно работает над собой. Даже когда работает над нами”.

Алеша: “Он очень конкретный – знает, чего хочет. А ведь бывают такие люди, требуют от тебя чего-то, а чего – и сами толком не знают”.

И, наконец, Валера Царев, тенор, самый титулованный из нынешних учеников Сметанникова: “Лично мне он дает такое направление профессионального роста, которое позволяет очень интенсивно развиваться. И потом, никто из педагогов не занимается со студентами столько, сколько он. Мы за час можем пройти иногда только одну музыкальную фразу, но зато потом на сцене мы делаем то, в чем абсолютно утвердились в классе.

У нас в консерватории проводится кафедральный конкурс вокалистов, мы в шутку называем его “имени Сметанникова”. Это ведь он достает и “пробивает” всякие призы, награды. Теперь вот стали устраивать концерты классов, а в конце учебного года – концерты педагогов в консерватории. Наш, конечно, самый лучший”.

И общее веселое мнение, когда я показываю на афишу Леонида Анатольевича – лицо крупным планом, задушевная улыбка: “Он очень сценичен на концерте, но далеко не всегда обаятелен в классе”.

Мелодия

“На самом деле я родом из Челябинской области. Это сейчас, куда бы ни поехал, говорят: “Вы – волжанин”. Конечно, здесь, на сцене Саратовского оперного, я пою уже 27 лет. Уехать? Мог бы. А зачем? Они же там все несчастные, плачут, рыдают, прикрываются приличиями, маской: “Все хорошо”, – а на душе кошки скребут. Москва или Петербург? Я счастлив тем, что живу в центре России, у Волги. Здесь у меня все есть, что входит в понятия “судьба и счастье”.

Да, так вот, потом наша семья жила на Украине, я учился в индустриальном техникуме, в музыкальном училище. Ольга Петровна Ковалева – замечательный педагог, много уделяла мне внимания, посоветовала поступать в Саратовскую консерваторию. Мог ли я тогда, сдавая сюда экзамены (кстати, на “отлично”), представить, что со временем буду принимать их у других?! Время очертило красивый круг.

Читайте также:  Маша кац биография личная жизнь

Очень много работал. Не считал, но, кажется, около пятисот спектаклей и пяти тысяч концертов. И Бог мне давал и дает энергию – вот так, если встать лицом к востоку, поднять руки и раскрыть ладони чашей и попросить сил для добра, для музыки, для гармонии – всегда прибудет. Попробуйте!

Конечно, был комсомольцем, потом коммунистом. Крестик я всегда прятал (смеется). У меня бабушка очень верующая была.

Через жизнь, случалось, пролегали и печальные полосы. Но это как клавиши у рояля – за черной обязательно будет белая. Всегда верить в добро – это очень важно для человека, певца. Когда я на сцене, я живу музыкой и все-все вижу вокруг, впереди, выше. Сверхзадача – передать этот мир зрителю. Если он, конечно, готов его взять.

Музыка должна рождать всегда светлые, созидательные чувства. И музыкант, и певец со временем обязательно понимают, что они не могут быть хуже того, что исполняют”.

Дуэт

– Интересно, а вы дома репетируете?

– А я на четвертом этаже живу. Вверху – никого. Внизу – полметра пол. По бокам у меня с одной стороны коридор, с другой – кухня. Рояль в центре.

– А жена?

– Жена тоже солистка оперы. Сопрано.

– И вы ее, как и студентов, учите жить?

– Она меня не слушается. Живет по-своему. А я – по-своему.

– Трудно!

– Мы привыкли.

– И сколько лет вы живете по-своему?

– В этом году исполнится тридцать.

– Можно, конечно, и тридцать выдержать, если задаться такой целью. Видимо, для вас семья очень большая ценность?

– Да. Мы тогда, поженившись, задумали – если через пять лет не расстанемся, значит, всегда будем вместе. И жить хорошо.

– Хорошо, но по-своему?

– Мы научились понимать и уважать друг друга.

– Красивый вариант!

– Трудный…

Из других опер

“Любимые партии? У меня нет нелюбимых партий. Как мне Онегин может больше нравиться, чем, допустим, Демон? Совершенно невозможно. То, что я не люблю, я не пою!

Ах, вы про другие партии… Эти… То, что происходит сейчас, меня, как и многих, не радует. Такое чувство, что политики не ведают, что творят. Не дай, конечно, Бог, но представим, что президент потерял на этой войне своих, а не чьих-то сыновей. Думаю, он совсем по-другому разрешал бы этот конфликт.

Я разочарован в политике. Но не потому, что я – “вымирающий динозавр” – народный артист СССР, хотя мне и жаль погибшей страны. Просто человек должен быть уверен в завтрашнем дне – это здоровая норма. Может быть, некоторым и нравится нынешняя анархия, но для меня это слишком сложно. Я люблю гармонию. Скажем так: сторонник партии гармонии, которой еще нет.

Отдых? Обычно в августе, на море. Раньше я ездил в Крым, теперь – в Сочи. В течение года времени у меня совсем нет. Прихожу домой совершенно без сил, включаю телевизор. Телесериалы не смотрю. Но “Поле чудес”, например, мне нравится. Или “Угадай мелодию”. Честно говоря, я не умею быстро угадывать…

– Мне нравится ваша откровенность…

– Ну как! Надо же мелодию прослушать, подумать, сообразить. Я ведь не могу ошибиться! А в передаче назовут песню по первым трем нотам, и часто оказывается – не та. Мелодия – дело серьезное.

Музыку всякую слушаю. Эстраду, поп, рок, кантри – чтобы не быть дальтоником. Изучаю и иногда получаю удовольствие. Не хочу называть каких-либо имен, надеюсь, наши с вами вкусы совпадают. Некоторые исполнители, конечно, сильно раздражают. Но не то плохо, что на телевидении много эстрады, в том числе и весьма спорного качества, а то, что мало дают оперного искусства, народной песни. Последствия такой однобокости могут быть самыми печальными”.

Диалог

– Я понял: главное на нашей земле – творить добро, то есть ту гармонию, которая всегда была заложена в окружающем нас мире. Невозможно оправдать бездумное уничтожение природы, войны, насилие – все это против гармонии. Против человека. А значит – и против меня лично.

– Но ведь вы наверняка в своей жизни ненавидели, ревновали, были несправедливы?

– Такой эпизод: были времена, когда я здорово воевал с гаишниками. И вдруг мне один из них как-то сказал: “А мы думали, что вы совсем другой”… И это меня так ударило! Я подумал: “Зачем я так с ними говорю? Ведь я обязан нести радость людям”. Всем. Всегда.

– Даже гаишникам.

– Да. И теперь я с ними такой спокойный, и они мне козыряют, мол, проезжай, не мешай деньги зарабатывать.

– Но если серьезно, может быть, вы потому склонились к этой, упрощенно говоря, теории “добрых дел”, что вы поняли – все плохое мешает вам творить?

– Верно. Я становлюсь хуже. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

– Обычно мужчины в силу своей непосредственности и чрезмерной сосредоточенности на мирском приходят к таким истинам долгим и кружным путем…

– Я к этому шел в течение десяти последних лет. Перестраивался на нормальный, человеческий образ жизни. И теперь я понимаю, что жизнь – моя, окружающих людей, жизнь каждого из нас – могла бы быть совсем другой. Красивой.

– Хорошо. Может быть, моя идея покажется вам несколько странной, но я могу оправдаться только одним – за окном уже так холодно и темно, что звезды замерзли. Мне кажется, что человека, когда он приходит к таким выводам, Бог обязательно награждает любовью.

– Тогда я, пожалуй, могу поделиться с вами своим собственным открытием. Любовь нельзя отвергать. Это закон.

…Была глухая ночь по-саратовски, безлюдная и безмолвная. Мерзла Немецкая улица и центральная площадь с памятником Ленину, которому дальновидный скульптор слегка вывернул указующий перст. И вдруг мне стало совершенно ясно, что теперь я знаю не телевизионно-обаятельного и официально признанного артиста, солиста и профессора, а совсем другого Сметанникова – очень близкого и похожего на каждого из нас. Надеюсь, теперь его таким знаете и вы…

Другие статьи, рассказы, эссе Лидии Сычёвой читайте здесь

Книги здесь или здесь

Все публикации

Источник