Леонид оболенский биография личная жизнь

Леонид оболенский биография личная жизнь thumbnail

Леони́д Леони́дович Оболе́нский (21 января 1902 года, Арзамас, Нижегородская губерния — 19 ноября 1991 года, Миасс, Челябинская область) — советский киноактёр, режиссёр немого кино, звукорежиссёр, художник-декоратор, педагог, журналист. Народный артист РСФСР (1991).

Биография[править | править код]

1911—1920[править | править код]

Родился в семье банковского служащего Л. Л. Оболенского. До 1917 года воспитывался в прочном укладе девятнадцатого столетия. В 1911 году поступил в гимназию в Нижнем Новгороде. В 1915 году семья переехала в Пермь. В 1918 году шестнадцатилетний юноша Леонид Оболенский служил корреспондентом красноармейской газеты 3-й армии Восточного фронта.

В августе 1919 года в Екатеринбурге познакомился с приехавшим на фронтовые съёмки кинорежиссёром Львом Кулешовым и оператором Эдуардом Тиссэ и был откомандирован в Москву. Как актёр дебютировал в 1920 году в фильме Л. Кулешова «На красном фронте».

1920—1936[править | править код]

В 1920—1922 годах учился в Первой Госкиношколе (ныне ВГИК) в мастерской Л. Кулешова. Первым своим учителем актёрской профессии Оболенский называл В. Гардина. Танцу и пантомиме учился у театрального теоретика С. Волконского. В первые послереволюционные годы играл в театре «Кривой Джимми» (ныне Московский театр сатиры, 1922—1924), а также в театре Красной Армии.

В 1920-е годы много выступал на эстраде как танцовщик. В. Э. Мейерхольд пригласил популярного чечёточника поставить танцы в спектакле «Великодушный рогоносец». Тогда Оболенский познакомился с молодым режиссёром пролеткультовского театра Сергеем Эйзенштейном и привёл его в мастерскую Кулешова.

В 1925—1927 годы преподавал актёрское мастерство и сценическое движение в киноактёрской студии имени Б. Чайковского. С 1925 года — режиссёр киностудии «Межрабпомфильм» (позднее киностудия им. Горького), был ассистентом Л. Кулешова и С. Эйзенштейна, сам поставил несколько фильмов, в том числе очень популярную тогда ленту «Кирпичики», «Эх, яблочко», «Альбидум», «Торговцы славой», снимался в фильмах «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», «Луч смерти».

Увлёкшись звуковым кино, серьёзно занялся вопросами кинозвука и в 1929—1930 годах в Берлине изучал звукозаписывающую аппаратуру. Стажировался у Джозефа фон Штернберга на съёмках фильма «Голубой ангел» и познакомился с Марлен Дитрих. С 1930 года принимал участие в создании картин «Окраина» (1933), «Великий утешитель» (1933), «Марионетки» (1934), «Путёвка в жизнь».

Продолжал сниматься в качестве актёра — в фильмах «Потомок Чингисхана», «Праздник святого Иоргена» и других. Последний режиссёрский опыт — фильм «Побег Кропоткина» — не завершен в производстве. Спасая от обвинений в формализме Л. В. Кулешова, в 1934 году поставил своё имя в титрах фильма «Кража зрения» в качестве режиссёра-постановщика (художественный руководитель — Л. В. Кулешов), однако, усугубив положение Кулешова, сам подвергся нападкам (фильм на экраны не вышел).

1936—1941[править | править код]

В 1936 году, опасаясь ареста, уехал в Ашхабад, где работал художественным руководителем, режиссёром и звукооформителем оперной студии Дома народного творчества, преподавал сценическое движение в театре, был звукооформителем на Ашхабадской киностудии. В 1938 году был арестован и находился в предварительном заключении в ашхабадской тюрьме ГПУ[a]. После падения Ежова дело было прекращено и Оболенский вернулся в Москву[1]. В 1939—1940 годах работал художником-декоратором на киностудии «Союздетфильм».

Перед войной, будучи доцентом ВГИКа, по совету Эйзенштейна работал над диссертацией о звуковом кино. Л. Кулешов так характеризовал Оболенского: «Человек всесторонних интересов — актёр, режиссёр, танцор, инженер, лингвист, историк искусств, фотограф, оператор».

1941—1945[править | править код]

Закончить диссертацию Оболенский не успел, так как в октябре 1941 году вместе с другими преподавателями ВГИКа ушёл в Московское народное ополчение. В Брянско-Вяземском окружении попал в плен. Был заключенным концлагеря в Баварии. В 1943 году гитлеровцы формировали из военнопленных обслуживающий технический персонал для Восточного фронта. Оболенский стал «хиви» («добровольным помощником») и в феврале 1943 года был зачислен в электротехническую бригаду ветеринарной роты 306-й немецкой пехотной дивизии, получив более свободный режим передвижения и денежное довольствие.

После войны был арестован и осуждён на 10 лет лагерей по так называемой Особенной части УК УССР по статье за «контрреволюционные действия» (соответствует Особенной части УК РСФСР 1927 года)[2].

Из приговора Военного трибунала Кишинёвского гарнизона в закрытом судебном заседании от 2 ноября 1945 года[3]:

С июня по июль 1943 года Оболенский-Судейкин работал секретарем у представителя «РОА» при штабе 306-й п.д. Яруцкого. Помогал Яруцкому в составлении фашистских листовок, разбрасываемых потом в расположении частей Красной Армии.

В июле 1943 года в районе дер. Есауловка Оболенский-Судейкин, будучи на переднем крае немецких войск, по поручению Яруцкого выступил перед микрофоном с антисоветской речью, обращенной к личному составу Красной Армии. В этом же месяце Оболенский-Судейкин был снова переведен на службу в ветеринарную роту 306 п.д., а в июле 1944 года командиром этой дивизии генералом Келлером был назначен на должность завхоза «дома отдыха», в который направлялись добровольцы немецкой армии из числа военнопленных. По заданию Келлера Оболенский-Судейкин вел наблюдения за политическим настроением отдыхающих и выявлял среди них кадры для комплектования школы ефрейторов и школы пропагандистов «РОА».

В августе 1944 года, видя поражение немецкой армии, Оболенский-Судейкин отстал от немецкого обоза, переоделся в штатское и, с целью избежать ответственности за свои преступления, в сентябре 1944 года поступил послушником в Кицканский монастырь, где в марте 1945 года постригся в монахи под именем Лаврентий.

1945—1972[править | править код]

Будучи в заключении, Оболенский строил железную дорогу на Севере, работал в ведомственном театре НКВД в Печоре, затем жил на поселении в Минусинске, работал режиссёром в местном драматическом театре. В 1952 году был амнистирован со снятием судимости. В 1956 году, не имея права на жительство в Москве и ряде других городов СССР, был направлен в Свердловск для работы на киностудии в качестве звукорежиссёра и второго режиссёра.

Читайте также:  Биография аркадия кобякова личная жизнь жена

Принимал участие в создании фильмов «Во власти золота» и «Одна строка» в постановке незадолго до того реабилитированного режиссёра И. К. Правова (1899—1971). После двадцатипятилетнего перерыва был вторым режиссёром (и актёром) на фильме «Очередной рейс». В дальнейшем ставил научно-популярные фильмы — «Люди пытливой мысли», «Пленник железного кристалла» и другие.

В начале 1960-х годов увлёкся телевидением и в 1962 году стал репортёром и оператором Челябинской студии телевидения, вёл журналистские программы. Под давлением местных руководителей перешёл на внештатную работу в Свердловске, Челябинске, Миассе. В 1972 году переехал в Миасс на окончательное местожительство, где работал в качестве режиссёра-методиста клуба кинолюбителей Дворца культуры «Прометей».

1972—1991[править | править код]

К актёрской работе Оболенский вернулся после долгого перерыва лишь в 1970-х годах. Среди фильмов, в которых он снимался, «Вид на жительство», «Молчание доктора Ивенса», «Чисто английское убийство», «Красное и чёрное», «Ореховый хлеб», «Чужая», «Ларец Марии Медичи», «Подросток», «Миллион в брачной корзине».

За небольшие, но запоминающиеся роли величественных стариков его называли королём эпизодов. За работу в фильме «На исходе лета» Леонид Оболенский был отмечен в 1980 году премией «Золотая нимфа» на XX международном фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло за лучшее исполнение мужской роли.

Травма в 1988 году прервала актёрскую деятельность Оболенского.

В 1991 году ему было присвоено звание народного артиста РСФСР.

Умер в Миассе 19 ноября 1991 года на 90-м году жизни.

Память[править | править код]

О жизни и творчестве Леонида Оболенского сняты документальные фильмы «Визит к счастливому человеку» (ВГИК, 1980 год, дипломный фильм режиссёра Петра Солдатенкова); «Ваш уходящий объект — Леонид Оболенский»[4], получивший главный приз на международном фестивале неигрового кино в Швейцарии; «Таинство брака» (режиссер Сергей Мирошниченко).

21 января 1999 года в Челябинске на улице Сони Кривой открылась мемориальная квартира Л. Л. Оболенского.

18 октября 2005 года был полностью реабилитирован (посмертно) «за отсутствием состава преступления» Высшей судебной палатой Республики Молдова, в соответствии с Законом РФ от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» (ч. 1 ст. 11).

Правомерность реабилитации Оболенского в Молдавии, то есть по месту репрессий, также подтверждена письмом Генеральной прокуратуры РФ от 29.12.05 № 7уа 1334-48, где сказано: «Документы о реабилитации или признании лиц пострадавшими от политических репрессий, выданные в государствах — бывших союзных республиках СССР, имеют силу на территории Российской Федерации»[5].

Семья[править | править код]

  • Отец — Оболенский, Леонид Леонидович (1873—1930), советский государственный и партийный деятель, один из первых советских дипломатов.
  • Дед — Оболенский, Леонид Егорович (1845—1906), русский писатель, поэт, философ, публицист, критик, издатель.

Фильмография[править | править код]

Актёр[править | править код]

Режиссёр[править | править код]

  • 1925 — Кирпичики
  • 1926 — Эх, яблочко…
  • 1928 — Альбидум
  • 1929 — Торговцы славой
  • 1958 — Очередной рейс (второй режиссёр)

Сценарист[править | править код]

  • 1929 — Торговцы славой

Художник[править | править код]

  • 1940 — Сибиряки

Звукорежиссёр[править | править код]

  • 1932 — Горизонт
  • 1932 — Две встречи
  • 1933 — Великий утешитель
  • 1933 — Окраина
  • 1934 — Марионетки

Литература[править | править код]

  • В. И. Мальцев. Конвейер ГПУ. — Ялта, 1943.

Примечания[править | править код]

Примечания

  1. ↑ Следователи считали Оболенского князем, потомком декабриста Е. П. Оболенского. Эту версию поддерживал и сам Л.Л. Оболенский, указывая на то, что что его «прадеда» лишил княжеского титула Николай I, а ГПУ преследует его как бывшего «князя»[1]
Читайте также:  Успенская любовь биография личная жизнь дочь фото

Источники

Ссылки[править | править код]

  • Леонид Оболенский на сайте «Кино-Театр. Ру»
  • Л.Оболенский в «Энциклопедии отечественного кино»
  • Оболенский, Леонид. Наедине с воспоминаниями: Из книги «Этюд для импровизации» // Киноведческие записки. 2002. № 44.
  • Евгения Тирдатова, Петр Черняев. Необычайные приключения Леонида Оболенского в стране большевиков // «Советский экран» : журнал. — 1990. — № 15. — С. 25.
  • «Крепостной» князь. Воспоминания о Леониде Оболенском
  • Мемориал. Красноярск
  • Пентюхов В. Пленники печальной судьбы, Красноярск, 2008
  • Владимир Пентюхов. Раб красного погона
  • Мурзина М., Хороший отечественный фильм и всего за 5 руб., Известия, 31.03.1992
  • Рояль без ножек, бричка без колес, Заря последней не бывает, Красноярский рабочий, 29.12.1992
  • Шерешевский Л., Труд, Москва, 12.03.1989
  • Хомяков О., Человек-легенда, Урал, 7, 1993, с. 270
  • Штильмарк Р., Падшие ангелы, Душанбе, 1992
  • Миасский рабочий, 26.11.1991, 18.1.1992.
  • Пентюхов В., Артист крепостного театра, Красноярский комсомолец, 24.08.1989
  • Виктор Евграфов. «Арестованный» театр”. «Вечерний Красноярск», 08.10.1993
  • Владимир Пентюхов. Князь, в лагерь извольте…, Красноярский рабочий, 16.10.1993
  • Владимир Пентюхов. Узники «крепостного театра», Речник Енисея, 17-23.03.2000
  • Владимир Пентюхов. Лебединая песня «крепостного» театра, Красноярский рабочий, 11.02.2003
  • Владимир Пентюхов. Крепостной театр в Заполярье, Красноярский рабочий, 12.08.2005
  • Эдуард Русаков. Владимир Пентюхов: «Графы и князья учили меня искусству!..», Красноярский комсомолец, 09.08.2007
  • Л. Оболенский. От чечетки к психологии движения. // Эйзенштейн в воспоминаниях современников. М., 1974, с. 150—159.
  • Л. Оболенский. «Это невозможно рассказать». «Красноярский рабочий», 29.12.1992
  • Ридель А., и др. Путешествие в историю
  • Болдырев Н.Ф. Под сенью инока Лаврентия // Болдырев Н.Ф. Пушкин и джаз. Эссе. Внутренние ландшафты. Транскрипции. [Челябинск] : Урал LTD, [1998]. C. 372-392.

Источник

Леонид Оболенский прожил труднейшую, но ярчайшую жизнь, и споры вокруг его имени не утихают до сих пор. Можно сказать, что биография этого человека – история России XX века

Двадцать первого января исполнилось 105 лет со дня рождения одного из самых выдающихся кинематографистов России Леонида Оболенского. Актер, режиссер, основоположник кинозвука, педагог, солдат, узник, зэк, отшельник, он прожил труднейшую, но и ярчайшую жизнь, и споры вокруг его имени не утихают до сих пор. Кто же он – предатель или жертва?

Биография Оболенского – это история России ХХ века.

Он родился в Арзамасе, учился в нижегородской гимназии, затем семья переехала в Пермь. Во время Гражданской войны Леонид служил в Красной Армии, был корреспондентом армейской газеты, а в самом конце войны был командирован в Госкиношколу (ныне – ВГИК), где поступил в мастерскую Льва Кулешова. В качестве натурщика и статиста Оболенский участвовал в его “фильмах без пленки” и монтажных экспериментах. Снимался в первых советских кинокартинах “На красном фронте”, “Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков” и “Луч смерти”. Как актер успел поработать в эстрадном театре “Кривой Джимми”, Детском театре, Театре Красной Армии; как режиссер поставил несколько немых фильмов, один из которых – “Альбидум” – лег на полку. Зрители полюбили фильмы Оболенского, особенно “Кирпичики” и “Эх, яблочко…”, поставленные по мотивам популярных блатных песен. Но критики назвали их примером “нэпманской буржуазной фильмы” и обвинили режиссера в невзыскательном вкусе.

Леонид Оболенский привел в кино Сергея Эйзенштейна. “Оболенский – самый аристократичный, самый утонченный член нашего коллектива, – писал Кулешов. – Человек всесторонних интересов – актер, режиссер, танцор, инженер, лингвист, историк искусства, фотограф, оператор. Ближайший друг Эйзенштейна, которому режиссер доверял свои сокровенные мысли… Он ценил Оболенского, часами с ним беседовал, видя в нем эрудированного человека. Особая привязанность Эйзенштейна и Оболенского объясняется еще и тем, что Оболенский был крестным отцом Эйзенштейна в кино”.

С 1928 г. Леонид Оболенский занимался проблемами освоения звука в кино, оформлял первый звуковой фильм “Путевка в жизнь”, сотрудничал с Барнетом, Протазановым и другими гениями советского кино. Иногда снимался как актер.

Из-за всесторонности интересов и чрезвычайной образованности над Леонидом Оболенским постоянно висела угроза ареста. Спасаясь, он ненадолго уехал в Ашхабад, где работал художественным руководителем оперной студии Дома народного творчества. Преподавал сценическое движение в театре, был звукооформителем Ашхабадской киностудии. Но в 1938 г. его все равно арестовали. Правда, ненадолго – меньше чем на год.

Читайте также:  Галина яцкина биография личная жизнь дети

Почти 20 лет Оболенский преподавал во ВГИК, с первых дней института. Сначала вел занятия в режиссерских мастерских Кулешова и Эйзенштейна, затем преподавал технологию звукового кино. В 1940 г. стал доцентом.

Все перевернула война.

В октябре 1941 г., в период наступления немецких войск на Москву, Леонид Леонидович вместе с другими преподавателями ВГИК ушел в народное ополчение. Ему было уже под сорок. В первые же дни, в результате Брянско-Вяземского окружения Оболенский попал в плен. Его в числе других военнопленных привезли в Ельню, а оттуда поездом в Мосбург, недалеко от Мюнхена. В лагере для военнопленных он находился до осени 1943 г., занимался подневольным трудом в сельском хозяйстве. В феврале добровольно поступил на службу в ветеринарную роту, где ремонтировал автомобильную технику. Так легче было сбежать…

Всего Оболенский совершил три попытки побега. “Французские товарищи устроили меня в бригаду по ремонту автомобилей, которую направили на восток, к Сталинграду, – рассказывал актер в одном из интервью. – Так немцы привезли меня на родину, и я во время одной из бомбежек бежал. Долго скитался по деревням, пока не оказался в Молдавии. Здесь меня скосила малярия. И в полубессознательном состоянии я постучался в ворота монастыря. Что надо? – спросили. – Помирать пришел. – Православный? Ну, заходи. Похороним по-божески… Нельзя было не принять посвящения: держать меня в монастыре без этого было опасно”.

Леонид Леонидович совершил постриг, приняв имя Лаврентия. Во время освобождения Молдавии советскими войсками был арестован и как бывший военнопленный в 1945 г. осужден по ст. 5416 УК УССР (“Измена Родине”).

“Тебя, конечно, посадят, – предупреждал инока Лаврентия архиерей. – Это ничего, я сам двадцать лет сидел. Тебя посадят и выпустят. Только не возвращайся в монастырь, потому что их, репрессированных, около религии полно. Ты мне рассказывал, что ты – работник искусства. Так вот, дается тебе поручение – смягчать человеческие сердца. Посредством сочувствия…”

Семь последующих лет Леонид Оболенский провел в театрах системы ГУЛАГ. Поставил около 20 спектаклей. Затем, не имея права на жительство в Москве и ряде других городов СССР, был направлен в Свердловск для работы на киностудии в качестве звукорежиссера. В 1962 г. переехал в Челябинск, работал на областной студии телевидения корреспондентом, режиссером, оператором. На него постоянно давили, не давали возможности развернуться, экспериментировать, и в 1972 г. Оболенский переехал на окончательное местожительство в Миасс, где работал режиссером-методистом клуба кинолюбителей. Почти в 80 лет женился на 20-летней Ирине, своей ученице и преданном друге. Позже об этом уникальном союзе был снят документальный фильм “Таинство брака”.

В 70-е годы Леонид Оболенский возобновил и актерскую деятельность в кино. Его удивительный типаж оказался востребованным, особенно в исторических и “западных” фильмах, но заполучить легендарного артиста с Урала было не так-то легко. Согласие на съемки он давал не часто, только если нравился сценарий или устраивала личность постановщика. Среди фильмов с его участием: “Вид на жительство”, “Молчание доктора Ивенса”, “Чисто английское убийство”, “Красное и черное”, “Ореховый хлеб”, “Чужая”, “Ларец Марии Медичи”, “Факт”, “Душа”, “Россия молодая”, “Подросток”, “Зудов, вы уволены!”, “Миллион в брачной корзине”. В 1980 г. за участие в фильме “На исходе лета” актер был удостоен приза за лучшее исполнение мужской роли “Золотая нимфа Монте-Карло” на Международном кинофестивале телевизионных фильмов.

В 1991 г. Леониду Оболенскому было присвоено звание народного артиста РСФСР. Сразу, без заслуженного. Такой чести удостоились немногие легендарные мастера: Изабелла Юрьева, Вацлав Дворжецкий и Валентина Токарская. В том же 1991 г. Оболенский скончался. Он похоронен в Миассе под именем инока Лаврентия.

В последние годы в Челябинске развернулись нешуточные бои и вокруг Музея-квартиры артиста и вокруг кинофестиваля его памяти. Имя Оболенского трепалось в прессе, его называли “фашистом”, “шкурой” и “предателем”. На этом скандале некие политические силы пытались заработать себе предвыборные очки.

Точку в спорах поставила долгожданная реабилитация – в октябре 2005 года. Согласно документам, все обвинения против Леонида Оболенского были ложными, его сотрудничество с фашистами – надуманным, никакого состава преступления в делах военнопленного не было. Но Леонид Леонидович Оболенский об этом так и не узнал…

Источник