Леонид марков биография личная жизнь
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 октября 2019;
проверки требуют 9 правок.
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Марков.
Леони́д Васи́льевич Ма́рков (13 декабря 1927, Алексеевка, Казахская АССР — 1 марта 1991, Москва) — советский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1985).
Биография[править | править код]
Леонид Марков родился 13 декабря 1927 года в селе Алексеевка (или Алексеевское) (ныне — Акколь, Акмолинская область, Казахстан).
Детство прошло в постоянных переездах из города в город. В 1931—1934 годах играл детские роли в спектаклях Саратовского драматического театра им. К. Маркса, где служил его отец — актёр Василий Демьянович Марков[4]. Мать Мария Петровна была гримёром.
Окончание школы застало в Вологде. В 1945 году вместе со своей старшей сестрой Риммой Марковой поступил в студию при Вологодском драматическом театре, где учился до 1947 года. В том же году был принят в студию при Московском театре имени Ленинского комсомола[4].
По окончании студии в 1950 году был зачислен в труппу Театра имени Ленинского комсомола. Играл Яшу, а позже Петю Трофимова в «Вишнёвом саде» А. П. Чехова, Петрушина в «Живом трупе» Л. Н. Толстого и ряд других ролей классического и современного репертуара.
В 1960 году перешёл в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина, где, в частности, сыграл Тимофея Рваного в «Поднятой целине» по М. А. Шолохову.
С 1966 по 1986 год служил в Театре имени Моссовета, где запомнился целым рядом ролей, в их числе Арбенин в лермонтовском «Маскараде», Звягинцев в инсценировке романа М. А. Шолохова «Они сражались за Родину», Порфирий Петрович в «Петербургских сновидениях» по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», Алексей Орлов в пьесе Леонида Зорина «Царская охота». Театральный сезон 1986/1987 годов служил в Малом театре, где играл Антипа в пьесе М. Горького «Зыковы», после чего вернулся в Театр имени Моссовета[4].
Работал на радио. Около ста записей (за временной период с 1954 по 1990 год) литературных произведений, радиоспектаклей с его участием хранятся в коллекции радиофонда: «В зимнем лесу» С. М. Богомазова, в роли Волка; «В гимназии» Н. Г. Гарин-Михайловского, в роли Отца; «Белые розы, розовые слоны» У. Гибсона, в роли Генри Пулэски; «Судьба» П. Л. Проскурина, в роли Макашина; «Инспектор Тихонов» братьев Вайнеров, в роли Шарапова; «Королёв и Гагарин» В. С. Губарева, в роли Королёва; «Первая любовь» И. А. Бунина, в роли Отца и другие спектакли. Актёр читал литературные произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Достоевского, И. Абашидзе, В. Астафьева, Б. Васильева, Р. Рождественского.
Умер 1 марта 1991 года[5] в Москве от рака желудка. Похоронен на главной аллее Кузьминского кладбища[6].
Семья[править | править код]
- Четвёртая жена — Елена Владимировна Маркова, проректор по развитию Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета[7][8].
- Сестра — Римма Васильевна Маркова (1925—2015), актриса. Народная артистка России (1994).
Звания и награды[править | править код]
- Заслуженный артист РСФСР (26.09.1969)
- Народный артист РСФСР (29.03.1977)[9]
- Народный артист СССР (31.01.1985)
- Орден Трудового Красного Знамени (1987).
Творчество[править | править код]
Роли в театре[править | править код]
Театр им. Ленинского Комсомола[править | править код]
- 1948 — «Юность отцов» Б. Л. Горбатова — Антип
- 1950 — «Васса Железнова» М. Горького — Евгений
- 1951 — «Честь смолоду» по А. А. Первенцеву — Нехода
- «Сирано де Бержерак» Э. Ростана — Кристиан / Карбон де Кастель Жалу
- «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Яша / Петя Трофимов
- «Живой труп» Л. Н. Толстого — Петрушин
- «Друзья-сочинители» (водевиль) Н. А. Венкстерн — Кудрьков
- «Хлеб и розы» А. Д. Салынского — Тельнихин
- «Фабричная девчонка» А. М. Володина — комсорг
- «Мужество» по В. К. Кетлинской — Калюжный
- «Семья» И. Ф. Попова — Ветров, участник собрания / Дурново, директор департамента полиции
- «Колесо счастья» братьев Тур — Егор Курлыкин, студент 2-го курса / Фазан
- «В эту ночь никто не уснул» В. А. Гольдфельда — Леонид Борисович Аркадин
- «Утраченные иллюзии» по О. де Бальзаку — Аббат Эррера
- «Святая Жанна» Б. Шоу — Граф Уорик
- «Первая конная» Вс. В. Вишневского — Митряй
- «Первая Симфония» А. К. Гладкова — Виктор Шорин, студент консерватории
- «Когда цветёт акация» Н. Г. Винникова — 2-й ведущий
- «Братья Ершовы» В. А. Кочетова — Степан Тимофеевич Ершов
Московский драматический театр имени А. С. Пушкина[править | править код]
- 1960 — «Высшее существо» К. Фехера — Ференц
- 1961 — «День рождения Терезы» Г. Д. Мдивани, реж. Б. И. Равенских — Марсело
- 1961 — «Столпы общества» Г. Ибсена — Иухан
- 1963 — «Романьола» Л. Скуарцины, реж. Б. И. Равенских — Микеле Даспонси Фоскини
- 1963 — «Петровка, 38» по Ю. С. Семёнову — Сударь
- 1965 — «Поднятая целина» по М. А. Шолохову — Тимофей Рваный
- 1965 — “Джентльмены из Чикаго”
Театр имени Моссовета[править | править код]
- 1966 — «Затейник» В. С. Розова, постановка И. С. Анисимовой-Вульф — Валентин Селищев
- 1966 — «Они сражались за Родину» М. А. Шолохова, П. Г. Дёмина, постановка А. Т. Зубова — Звягинцев
- 1967 — «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, постановка Ю. А. Завадского — Арбенин Евгений Александрович
- 1967 — «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского, постановка Ю. А. Завадского — ПредУкома
- 1968 — «Моё сердце с тобой» Ю. П. Чепурина, постановка А. Т. Зубова — Мефодьев Кузьма Илларионович
- 1969 — «Петербургские сновидения» по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», постановка Ю. А. Завадского — Порфирий Петрович
- 1970 — «Спектакль-концерт» — «Воскресение» Б. В. Яковлева, постановка Ю. А. Завадского, И. А. Данкман — Старик
- 1971 — «Лилиом» Ф. Мольнара, постановка И. А. Данкман — Лилиом
- 1971 — «Золото, золото — сердце народное!» В. В. Рогова, Н. А. Некрасова (Из воспоминаний современников), постановка Е. Ю. Завадского
- 1973 — «Последняя жертва» А. Н. Островского, постановка Ю. А. Завадского — Флор Федулыч
- 1974 — «Турбаза» Э. С. Радзинского, постановка А. В. Эфроса — Ходкин
- 1974 — «Арктический роман» В. Н. Анчишкина, И. С. Рубинштейна, постановка А. Т. Зубова — Батурин
- 1975 — «Вечерний свет» А. Н. Арбузова, постановка Р. Г. Виктюка — Ковалёв Алексей Георгиевич
- 1977 — «Царская охота» Л. Г. Зорина, постановка Р. Г. Виктюка — Граф Алексей Григорьевич Орлов
- 1977 — «Успех» Е. А. Григорьева, О. А. Никича, постановка П. О. Хомского
- 1978 — «Превышение власти» В. К. Черныха, постановка П. О. Хомского — Шилов
- 1981 — «Живой труп» Л. Н. Толстого, постановка Б. Е. Щедрина — Фёдор Васильевич Протасов
- 1982 — «Егор Булычов и другие» М. Горького, постановка П. О. Хомского — Егор Булычов
- 1985 — «Операция „С Новым годом!“» Ю. П. Германа, А. Ю. Германа, П. О. Хомского, постановка П. О. Хомского — Локотков
- 1986 — «Цитата» Л. Г. Зорина, постановка П. О. Хомского — Кирилл Петрович Балтазаров
- 1987 — «Завтрак с неизвестными» В. Л. Дозорцева, постановка П. О. Хомского — Человек в шляпе
Малый театр[править | править код]
- 1986/1987 — «Зыковы» М. Горького — Антип
Фильмография[править | править код]
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Марков Леонид — Актёры советского и российского кино
Биография
Великолепный мастер театральной сцены Леонид Марков легко прижился и в кино. Высокий рост, открытая мужественность и завораживающий голос сделали мужчину звездой советских экранов. Впрочем, друзья и коллеги Маркова уверены, что актерский талан режиссеры не сумели оценить по достоинству, и Леонид так и не сыграл «своей», «той самой» роли.
Детство и юность
Леонид Марков появился на свет в маленьком казахстанском селе Алексеевка. Несмотря на место рождения, по национальности актер русский. Его отец Василий Демьянович служил актером в провинциальных театрах, а мама Мария Петровна работала с ним же, только гримером.
Римма Маркова и Леонид Марков с отцом
Когда Леня был маленьким, семья постоянно переезжала. Отца переводили то в один город необъятного Союза, то в другой. Марковы успели пожить в Кинешме, Ашхабаде, Саратове, Вологде и даже Якутске. Леонид вместе с сестрой Риммой Марковой, тоже ставшей известной актрисой, росли за кулисами. На сцену дети вышли рано, их задействовали в детских постановках.
Леня впервые познал особенности актерской профессии, выступая в Саратовском драмтеатре. Дебютировал на сцене в спектакле «Хижина дяди Тома». Примечательно, что любовь к этому нелегкому делу пришла не сразу. Мальчик не испытывал страсти к театру, манили другие занятия – Леонид отлично рисовал, лепил из глины, занимался резьбой по дереву, вынашивая мечту стать художником. А еще, в отличие от сестры, хорошо учился в школе.
Леонид Марков в молодости
В подростковом возрасте решил посвятить жизнь актерству, вслед за Риммой поступив в студию, которую открыл для юных дарований Вологодский театр. Худрук Лия Ротбаум разглядела недюжинный талант Леонида Маркова и вместе с сестрой отвезла его «показывать в Москву».
Ребят приняли в ряды студии столичного театра им. Ленинского комсомола. Оказавшись вдали от отчего дома, Леонид с Риммой узнали, что такое голод (еще действовала послевоенная карточная система) и отсутствие крыши над головой. Пришлось пожить даже на вокзале. Позже брата с сестрой приютила театральная подсобка, а потом и общежитие энергетического института.
Театр
Профессиональная биография Маркова началась с подмостков театра Ленинского комсомола, в труппу которого юношу зачислили в 1950 году. В будущем актер сменил немало храмов Мельпомены. Играл в МДТ им. Пушкина, блистал на сцене театра им. Моссовета, на сезон уходил в Малый театр.
Вадим Бероев и Леонид Марков в спектакле «Маскарад»
Леониду Васильевичу довелось переиграть в спектаклях, составляющих костяк репертуаров. Он примерял образы Яши в «Вишневом саду» Чехова, Петрушина в «Живом трупе» Льва Толстого, перевоплощался в Тимофея Рваного в пьесе по произведению Михаила Шолохова «Поднятая целина».
В списке театральных ролей значатся Порфирий Петрович из романа Достоевского «Преступление и наказание», Антип из «Зыковых» Максима Горького. И это только пьесы, поставленные по произведениям классиков.
Фильмы
В кино артист дебютировал в 1955 году. Маркову досталась эпизодическая роль в картине «Мать». Вскоре в кинокарьере мог бы случиться прорыв. Григорий Чухрай собирался ставить пьесу Бориса Лавренева «Сорок первый» и на главную партию – белогвардейского офицера – серьезно рассматривал Леонида Васильевича. Актер блестяще миновал этап проб, но после долгих раздумий режиссер сделал выбор в пользу Олега Стриженова.
Леонид Марков и Людмила Хитяева в фильме «Русское поле»
Критики и сестра Римма говорят, что это был золотой шанс для Маркова, подарок судьбы. Как и образ Распутина в фильме Элема Климова «Агония», который он тоже в итоге не воплотил. Римма Маркова с сожалением констатировал: брат, увы, просто не умел бороться за роли, да и не хотел.
Леонид Марков в фильме «Мой ласковый и нежный зверь»
До начала 70-х годов фильмография актера пополнялась медленно. А в 1971-м на экраны вышла мелодрама «Русское поле». Этот фильм и сам Марков включал в список своих любимых работ, и зрители, наконец, рассмотрели талант актера – роль Авдея Угрюмова принесла всесоюзную известность. Состав артистов картины звездный – Нонна Мордюкова, Владимир Тихонов, Людмила Хитяева, Вячеслав Невинный.
В полную силу Леонид Васильевич заявил о себе в конце 70-х – начале 80-х годов, создав яркую галерею персонажей. Вместе с Олегом Янковским и Кириллом Лавровым составил трио женихов в драме «Мой ласковый и нежный зверь». Перевоплотился в мрачного, тихого и приниженного вдовца Урбенина, за которого пошла под венец расчетливая героиня.
Леонид Марков в фильме «Гараж»
Из Маркова получился великолепный ученый Смирновский в комедии Эльдара Рязанова «Гараж». Мыслящего и отзывчивого руководителя Анатолия Петровича показал в производственной драме «Коней на переправе не меняют». В фильме «Полет с космонавтом» предстал в образе справедливого и умного полковника милиции.
Леониду Маркову удалось примкнуть к актерскому составу приключенческой ленты «Остов сокровищ». Режиссер Владимир Воробьев доверил мужчине роль пирата Билли Бонса, первого помощника на корабле капитана Флинта. Коллегами по этой картине стали Олег Борисов, Федор Стуков, Валерий Золотухин.
Леонид Марков в фильме «Остров сокровищ»
В памяти зрителей Леонид Васильевич остался как герой еще множества фильмов. Запомнился актер по ролям в лентах «Семь часов до гибели», «Детский сад», «Змеелов». Точку в карьере поставила мистическая комедия «Отель «Эдем», где Маркову досталась главная роль. Да еще какая – сыграл Сатану. Впрочем, еще пара актеров стала необычными персонажами: Александр Панкратов-Черный выполнял функции Ангела-Хранителя, а Татьяна Догилева перевоплотилась в ведьму.
Личная жизнь
Леонид Марков пользовался популярностью у противоположного пола, женщины его обожали. Сестра Римма вспоминала:
«Я его красоты не понимала, потому что блондины для меня как мужчины не существовали. Никогда не могла взять в толк, почему женщины буквально рвали брата на части. Он ведь такой застенчивый, тихий. Леня впервые влюбился в нашу сокурсницу и, когда увидел, что к ней подошел какой-то парень, упал в обморок — такой был чувствительный».
О романах Леонида ходили легенды, любовные похождения даже разбирали на профкомах. У актера были четыре официальные жены. Говорят, первая семья разрушилась из-за ревности супруги. Два последующих брака тоже оказались непродолжительными. И только с последней супругой Еленой Леонид Васильевич прожил два десятка лет.
Леонид Марков
Роман закрутился во время телесъемки спектакля, в то время девушка работала инженером на телевидении. Как признавалась Елена Владимировна, в статного мужчину влюбилась сразу.
Разница в возрасте – 16 лет – не мешала счастью, супруги много времени проводили вместе. Леонид слыл интересным собеседником, эрудированным, начитанным. Актер хорошо рисовал и любил отдыхать вместе с женой на даче. После смерти мужа Елена Маркова сокрушалась, что так и не родила в этом браке детей.
Смерть
Леонид Васильевич играл в картине «Змеелов» умирающего от рака персонажа. Через шесть лет такая же болезнь настигла и самого актера. Врачи диагностировали рак желудка, от которого Марков «сгорел» за короткий период времени.
Могила Леонида Маркова
Скончался талантливый актер в начале марта 1991 года, его могила находится на главной аллее Кузьминского кладбища.
Фильмография
- 1955 – «Мать»
- 1971 – «Русское поле»
- 1975 – «Крестьянский сын»
- 1976 – «Красное и черное»
- 1978 – «Мой ласковый и нежный зверь»
- 1979 – «Гараж»
- 1979 – «Верой и правдой»
- 1980 – «Коней на переправе не меняют»
- 1982 – «Остров сокровищ»
- 1983 – «Детский сад»
- 1985 – «Змеелов»
- 1991 – «Отель «Эдем»
Великолепный мастер театральной сцены Леонид Марков легко прижился и в кино. Высокий рост, открытая мужественность и завораживающий голос сделали мужчину звездой советских экранов. Впрочем, друзья и коллеги Маркова уверены, что актерский талан режиссеры не сумели оценить по достоинству, и Леонид так и не сыграл «своей», «той самой» роли.
Детство и юность
Леонид Марков появился на свет в маленьком казахстанском селе Алексеевка. Несмотря на место рождения, по национальности актер русский. Его отец Василий Демьянович служил актером в провинциальных театрах, а мама Мария Петровна работала с ним же, только гримером.
Римма Маркова и Леонид Марков с отцом
Когда Леня был маленьким, семья постоянно переезжала. Отца переводили то в один город необъятного Союза, то в другой. Марковы успели пожить в Кинешме, Ашхабаде, Саратове, Вологде и даже Якутске. Леонид вместе с сестрой Риммой Марковой, тоже ставшей известной актрисой, росли за кулисами. На сцену дети вышли рано, их задействовали в детских постановках.
Леня впервые познал особенности актерской профессии, выступая в Саратовском драмтеатре. Дебютировал на сцене в спектакле «Хижина дяди Тома». Примечательно, что любовь к этому нелегкому делу пришла не сразу. Мальчик не испытывал страсти к театру, манили другие занятия – Леонид отлично рисовал, лепил из глины, занимался резьбой по дереву, вынашивая мечту стать художником. А еще, в отличие от сестры, хорошо учился в школе.
Леонид Марков в молодости
В подростковом возрасте решил посвятить жизнь актерству, вслед за Риммой поступив в студию, которую открыл для юных дарований Вологодский театр. Худрук Лия Ротбаум разглядела недюжинный талант Леонида Маркова и вместе с сестрой отвезла его «показывать в Москву».
Ребят приняли в ряды студии столичного театра им. Ленинского комсомола. Оказавшись вдали от отчего дома, Леонид с Риммой узнали, что такое голод (еще действовала послевоенная карточная система) и отсутствие крыши над головой. Пришлось пожить даже на вокзале. Позже брата с сестрой приютила театральная подсобка, а потом и общежитие энергетического института.
Театр
Профессиональная биография Маркова началась с подмостков театра Ленинского комсомола, в труппу которого юношу зачислили в 1950 году. В будущем актер сменил немало храмов Мельпомены. Играл в МДТ им. Пушкина, блистал на сцене театра им. Моссовета, на сезон уходил в Малый театр.
Вадим Бероев и Леонид Марков в спектакле «Маскарад»
Леониду Васильевичу довелось переиграть в спектаклях, составляющих костяк репертуаров. Он примерял образы Яши в «Вишневом саду» Чехова, Петрушина в «Живом трупе» Льва Толстого, перевоплощался в Тимофея Рваного в пьесе по произведению Михаила Шолохова «Поднятая целина».
В списке театральных ролей значатся Порфирий Петрович из романа Достоевского «Преступление и наказание», Антип из «Зыковых» Максима Горького. И это только пьесы, поставленные по произведениям классиков.
Фильмы
В кино артист дебютировал в 1955 году. Маркову досталась эпизодическая роль в картине «Мать». Вскоре в кинокарьере мог бы случиться прорыв. Григорий Чухрай собирался ставить пьесу Бориса Лавренева «Сорок первый» и на главную партию – белогвардейского офицера – серьезно рассматривал Леонида Васильевича. Актер блестяще миновал этап проб, но после долгих раздумий режиссер сделал выбор в пользу Олега Стриженова.
Леонид Марков и Людмила Хитяева в фильме «Русское поле»
Критики и сестра Римма говорят, что это был золотой шанс для Маркова, подарок судьбы. Как и образ Распутина в фильме Элема Климова «Агония», который он тоже в итоге не воплотил. Римма Маркова с сожалением констатировал: брат, увы, просто не умел бороться за роли, да и не хотел.
Леонид Марков в фильме «Мой ласковый и нежный зверь»
До начала 70-х годов фильмография актера пополнялась медленно. А в 1971-м на экраны вышла мелодрама «Русское поле». Этот фильм и сам Марков включал в список своих любимых работ, и зрители, наконец, рассмотрели талант актера – роль Авдея Угрюмова принесла всесоюзную известность. Состав артистов картины звездный – Нонна Мордюкова, Владимир Тихонов, Людмила Хитяева, Вячеслав Невинный.
В полную силу Леонид Васильевич заявил о себе в конце 70-х – начале 80-х годов, создав яркую галерею персонажей. Вместе с Олегом Янковским и Кириллом Лавровым составил трио женихов в драме «Мой ласковый и нежный зверь». Перевоплотился в мрачного, тихого и приниженного вдовца Урбенина, за которого пошла под венец расчетливая героиня.
Леонид Марков в фильме «Гараж»
Из Маркова получился великолепный ученый Смирновский в комедии Эльдара Рязанова «Гараж». Мыслящего и отзывчивого руководителя Анатолия Петровича показал в производственной драме «Коней на переправе не меняют». В фильме «Полет с космонавтом» предстал в образе справедливого и умного полковника милиции.
Леониду Маркову удалось примкнуть к актерскому составу приключенческой ленты «Остов сокровищ». Режиссер Владимир Воробьев доверил мужчине роль пирата Билли Бонса, первого помощника на корабле капитана Флинта. Коллегами по этой картине стали Олег Борисов, Федор Стуков, Валерий Золотухин.
Леонид Марков в фильме «Остров сокровищ»
В памяти зрителей Леонид Васильевич остался как герой еще множества фильмов. Запомнился актер по ролям в лентах «Семь часов до гибели», «Детский сад», «Змеелов». Точку в карьере поставила мистическая комедия «Отель «Эдем», где Маркову досталась главная роль. Да еще какая – сыграл Сатану. Впрочем, еще пара актеров стала необычными персонажами: Александр Панкратов-Черный выполнял функции Ангела-Хранителя, а Татьяна Догилева перевоплотилась в ведьму.
Личная жизнь
Леонид Марков пользовался популярностью у противоположного пола, женщины его обожали. Сестра Римма вспоминала:
«Я его красоты не понимала, потому что блондины для меня как мужчины не существовали. Никогда не могла взять в толк, почему женщины буквально рвали брата на части. Он ведь такой застенчивый, тихий. Леня впервые влюбился в нашу сокурсницу и, когда увидел, что к ней подошел какой-то парень, упал в обморок — такой был чувствительный».
О романах Леонида ходили легенды, любовные похождения даже разбирали на профкомах. У актера были четыре официальные жены. Говорят, первая семья разрушилась из-за ревности супруги. Два последующих брака тоже оказались непродолжительными. И только с последней супругой Еленой Леонид Васильевич прожил два десятка лет.
Леонид Марков
Роман закрутился во время телесъемки спектакля, в то время девушка работала инженером на телевидении. Как признавалась Елена Владимировна, в статного мужчину влюбилась сразу.
Разница в возрасте – 16 лет – не мешала счастью, супруги много времени проводили вместе. Леонид слыл интересным собеседником, эрудированным, начитанным. Актер хорошо рисовал и любил отдыхать вместе с женой на даче. После смерти мужа Елена Маркова сокрушалась, что так и не родила в этом браке детей.
Смерть
Леонид Васильевич играл в картине «Змеелов» умирающего от рака персонажа. Через шесть лет такая же болезнь настигла и самого актера. Врачи диагностировали рак желудка, от которого Марков «сгорел» за короткий период времени.
Могила Леонида Маркова
Скончался талантливый актер в начале марта 1991 года, его могила находится на главной аллее Кузьминского кладбища.
См.также:
Любопытные факты о фильме «Гараж»
К 80-ти летию актёра. Борислав Николаевич Брондуков
Николай Трофимов: интересные факты из жизни
Геннадий Гарбук: жизнь, творчество и многолетняя борьба за каждый шаг
Юрий Лавров: жизнь, творчество и главная заслуга советского актёра