Лариса шепитько биография личная жизнь
Биография
Кинорежиссер Лариса Шепитько яркой кометой пронеслась по небосклону советского кинематографа и угасла так же неожиданно, как и вспыхнула. Судьба отмерила этой талантливой, внешне и внутренне красивой женщине чуть больше сорока лет жизни.
Лариса Шепитько
Пик популярности режиссера пришелся на 1970-е. Искушенные кинолюбители ставят имя Ларисы Шепитько в один ряд с культовыми режиссерами Андреем Тарковским, Алексеем Германом, Элемом Климовым. Фильмы Шепитько сегодня назвали бы артхаусом. Они непонятны и неинтересны обывателям, зато интеллектуалы черпают в них глубинные и новые смыслы и в наше время.
Детство и юность
Родилась Лариса Ефимовна Шепитько в 1938 году, в городе Артемовске (с 2015-го – Бахмут) Донецкой области. Мама будущей кинозвезды, Ефросинья Ткач, окончила местный педагогический вуз и работала учительницей. Женщина сама поставила на ноги троих детей – муж оставил семью. Лариса вычеркнула отца из памяти, не простив предательства.
Кинорежиссер Лариса Шепитько
Споры о национальности Ларисы Шепитько не стихают. По общепринятой версии, которую поддерживала режиссер, отец был персом. Но после смерти Шепитько инициативная группа провела расследование и вышла на Владимира Березина, чиновника комиссии Артемовского горсовета по культуре. Березин утверждал, что в городском архиве сохранилась копия свидетельства о рождении Ларисы Ефимовны, из которого следует, что Ефим Шепитько – украинец.
В послевоенные годы Ефросинью Ткач с детьми занесло во Львов, где Лариса в 1954 году окончила школу. Любовью к кинематографу Шепитько заразилась, попав на съемки драмы «Овод», проходившие во Львове. Девушка наблюдала за процессом рождения фильма, но интересовала ее не актерская игра, а режиссерская работа.
Лариса Шепитько в молодости
Лариса Шепитько нацелилась на режиссерский факультет ВГИК и после вручения школьного аттестата отправилась в Москву. Мама называла мечту дочери блажью и просила поскорей вернуться домой, после провала экзаменов. Но Лариса поступила.
Приемная комиссия с недоверием смотрела на юную девушку, пожелавшую учиться на «мужском» факультете. Но отказывать стройной украинской красавице не спешили – предложили стать актрисой. Каким же было удивление членов комиссии, когда они услышали твердый ответ не по годам взрослой (Ларисе едва исполнилось 16) девушки:
«Это рабская профессия, это не для меня».
Тысячи советских девушек мечтали стать звездами кино, а эта странная абитуриентка твердым шагом направилась к двери. Ларису Шепитько приняли на режиссерский факультет. Полтора года она училась на курсе Александра Довженко, кумира и светоча советского кинематографа. Лариса, самая юная на курсе, стала любимицей мэтра. На втором курсе, после смерти педагога, Шепитько едва не покинула ВГИК, приняв в штыки нового руководителя курса – Михаила Чиаурели.
Фильмы
Стройную зеленоглазую девушку, первую красавицу ВГИКа, еще в студенчестве заметили режиссеры. Эльдар Рязанов снял Ларису в эпизоде «Карнавальной ночи», а Александр Довженко доверил крошечную роль в «Поэме о море» (после смерти мэтра съемки картины закончила его вдова Юлия Солнцева). В 1960-м в кинобиографии Шепитько появились еще две эпизодические роли – в картинах «Обыкновенная история» и «Таврия».
Кинорежиссер Лариса Шепитько
Но целеустремленную девушку актерство интересовало исключительно как режиссера. В институте Лариса Шепитько сняла две короткометражки: в 1956 году – ленту «Слепой кухарь», в 1957-ом – «Живую воду». Курсовые работы стали свидетельством рождения новой звезды советской режиссуры, яркой, с нестандартным мышлением и желанием снимать кино «не для всех».
Дебютный полнометражный фильм «Зной» Ларисы Шепитько вышел на экраны в 1963 году. В сюжет ленты легла повесть Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз». Молодой режиссер снимала картину в Киргизии, на киностудии «Киргизфильм». Первая художественная лента 24-летней выпускницы ВГИКа продемонстрировала волевой характер и целеустремленность Шепитько. Хрупкая девушка без ропота и жалоб трудилась в 40-градусную жару, в знойной степи, а после рабочего дня едва добиралась до постели.
Кадр из фильма Ларисы Шепитько «Зной»
Драма «Зной» принесла начинающему режиссеру Ларисе Шепитько первые в кинематографической биографии награды – премии Международного кинофестиваля в Карловых Варах и I Всесоюзного кинофестиваля в городе на Неве.
Спустя 3 года, в 1966-ом, состоялась премьера второй картины Шепитько – драмы «Крылья». Главную героиню ленты – бывшую военную летчицу Петрухину – сыграла Майя Булгакова. Фильм тепло приняли зрители и кинокритики, а Булгакова стала актрисой года. Картину высоко оценил мэтр советской режиссуры Сергей Герасимов. Ему вторили десятки маститых коллег.
Лариса Шепитько на съемках фильма «Крылья»
Шепитько отправилась с картиной в Париж, где тотчас оценили и фильм, и молодую красавицу-режиссера, назвав ее новой Гретой Гарбо. Лайза Минелли признала Ларису Шепитько красивейшей женщиной Европы. Талантом русского режиссера восхищались Фрэнсис Форд Коппола и Мартин Скорсезе, с которыми Лариса общалась на равных. Окрыленная успехом «Крыльев», Лариса Шепитько взялась за новый проект – кинодраму «Родина электричества».
К фильму, снятому по рассказу Андрея Платонова, сценарий написала сама. Но советская цензура «зарубила» картину, усмотрев в ней насмешку над политическим строем и религиозную пропаганду. Чиновники распорядились смыть отснятый фильм с пленок. «Родину электричества», снятую в 1967 году, зрители увидели спустя 20 лет: по счастливой случайности, один экземпляр картины сохранился. Но Лариса Шепитько об этом не узнала: ее детище, которым она так гордилась, вышло после смерти режиссера.
Кадр из фильма Ларисы Шепитько «В тринадцатом часу ночи»
Спустя 2 года Шепитько сняла новогоднюю музыкальную картину «В тринадцатом часу ночи», в которую пригласила Георгия Вицина, Анатолия Папанова, Спартака Мишулина и Зиновия Гердта. Но и этот проект не попал на экраны. Разочарование и усталость от неудач преследовали Ларису Шепитько. 30-летняя режиссер чувствовала, как песком сквозь пальцы утекает драгоценное время, а с ним – запал и энергия.
В 1971 году мастер экранизировала драму «Ты и я». Главную героиню ленты должна была сыграть Белла Ахмадулина, но художественный совет вычеркнул кандидатуру. Беллу заменила Алла Демидова. Цензоры искромсали ленту до неузнаваемости, вырезав «неправильные» кадры.
Кадр из фильма Ларисы Шепитько «Ты и я»
Долгожданный триумф пришел в середине 1970-х: Лариса Шепитько сняла культовую картину «Восхождение», в основу которой легла повесть Василя Быкова. Кинокритики написали, что режиссер позвала зрителя «на свидание с совестью». Главным героем фильма стал актер Анатолий Солоницын, сыгравший Андрея Рублева в культовой кинодраме Тарковского. Дебютировавшие в фильме Борис Плотников и Владимир Гостюхин проснулись знаменитыми.
Лариса Шепитько на съемках фильма «Восхождение»
От участи предыдущих проектов ленту Ларисы Шепитько спас первый секретарь компартии Белоруссии, фронтовик. После просмотра «Восхождения» Петр Машеров плакал, не скрывая слез. Фильм вышел в прокат и получил «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале и первый приз на Венецианском биеннале. В 1974 году Лариса Шепитько стала заслуженным деятелем искусств РСФСР.
Спустя 5 лет Шепитько взялась за съемки последнего фильма, основанного на повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Лариса Ефимовна написала сценарий и приступила к работе. Но закончить не успела. После смерти жены картину закончил Элем Климов, назвав ее «Прощание». Премьера состоялась в 1981 году.
Личная жизнь
Лариса Шепитько и Элем Климов познакомились во ВГИКе. Две яркие личности, талантливые и удивительно красивые, вызывали зависть и восхищение. В 1963 году у супругов родился единственный сын Антон.
Лариса Шепитько и Элем Климов
Жизнь Ларисы Шепитько пронизана мистикой. Женщина верила в приметы и знамения, в реинкарнацию и переселение душ. Она уверяла, что пришла в этот мир не в первый раз. Элем Климов рассказал удивительный случай, произошедший в старинном замке, в Чехословакии. Лариса, войдя в старинный зал, обронила, что уже была здесь.
Лариса Шепитько с сыном Антоном
Указав на стол, твердо заявила, что на нем играли в покер. Сдернув скатерть, увидели зеленое сукно. Поднявшись в фамильную галерею замка, Климов увидел портрет жены: вне всякого сомнения, на картине была изображена Лариса в платье XVIII-го века. Позже Элем Германович заказал художнику копию портрета, который висел в его доме до конца жизни.
Смерть
За год до смерти Лариса Шепитько побывала в Болгарии и навестила провидицу Вангу. Та предсказала женщине скорую смерть в автокатастрофе. 2 июля 1979 года Элем Климов проснулся на рассвете от кошмара: ему привиделось, что «Волга», на которой едет жена, врезалась в грузовик. На часах было 5.18 утра. Спустя несколько часов Климову сообщили, что Лариса погибла при столкновении «Волги», в которой ехала со съемочной группой на съемки «Матеры», и внезапно выехавшего грузового автомобиля.
Могила Ларисы Шепитько
Время ее гибели совпало со временем, когда он проснулся. Без матери остался 6-летний сын Антон. Элем Климов так и не женился. Он пережил жену на 24 года. До конца жизни Элем Климов казнил себя, что смерть любимой женщины – месть Григория Распутина за фильм, снятый Климовым.
«Не надо было Гришку трогать», – повторял режиссер.
Похоронили Ларису Шепитько на старейшем московском кладбище – Кунцевском. Ее могила расположена на 10 участке. На ней – гранитная фигура режиссера в полный рост.
Фильмография
- 1956 — «Слепой кухарь»
- 1957 — «Живая вода»
- 1963 — «Зной»
- 1966 — «Крылья»
- 1967-1987 — «Родина электричества»
- 1969 — «В тринадцатом часу ночи»
- 1971 — «Ты и я»
- 1976 — «Восхождение»
- 1981 — «Прощание»
Лариса Шепитько
Лариса Ефимовна Шепитько. Родилась 6 января 1938 года в Артёмовске (ныне Бахмут) Донецкой области – погибла 2 июля 1979 года близ пос. Редкино в Калининской области. Советский кинорежиссёр, сценарист, актриса. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1974). Лауреат Государственной премии СССР (1979, посмертно).
Лариса Шепитько родилась 6 января 1938 года в Артёмовске (ныне Бахмут) Донецкой области.
Отец – Ефим Шепитько (по одним данным, перс по национальности, по другим – украинец).
Мать – Ефросинья Ткач, работала учительницей.
Родители Ларисы расстались, когда она была еще маленькой. Ее мать в одиночку поднимала троих детей. Отцу уход из семьи Лариса так и не простила.
После войны мать направили учительствовать во Львов, где Лариса и выросла, окончила в 1954 году среднюю школу.
В 1955 году поступила на режиссёрский факультет ВГИКа. Сначала училась в мастерской Александра Довженко, а после его смерти в 1956 году – у Михаила Чиаурели.
В студенческие годы начала сниматься в кино, дебютировав в эпизоде знаменитой комедии «Карнавальная ночь».
Лариса Шепитько в фильме “Карнавальная ночь”
Далее сыграла в ленте «Поэма о море», которую начинал снимать Александр Довженко, а заканчивала его жена Юлия Солнцева. Затем были роли Ганны в «Таврии» и Нади в картине «Обыкновенная история».
Лариса Шепитько в фильме “Таврия”
С 1961 года – режиссёр киностудии «Киргизфильм».
В 1963 году окончила ВГИК. Ее дипломной работой стал полнометражный фильм «Зной» по повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз». В первые дни съёмок Лариса Шепитько и её однокурсница и соавтор Ирина Поволоцкая заболели желтухой. Поволоцкую отправили самолётом в Москву, а Шепитько поместили в инфекционный барак, откуда доставляли на площадку на носилках. Чингиз Айтматов, периодически приезжавший в киноэкспедицию, впоследствии вспоминал, что съёмочные условия были крайне тяжёлыми. Картина была замечена прессой и получила премию за режиссуру на I Всесоюзном кинофестивале 1964 года в Ленинграде. Также «Зной» был удостоен премии за дебют на МКФ в Карловых Варах.
С 1964 года – режиссёр киностудии «Мосфильм».
В 1966 году Лариса Шепитько представила свой второй фильм – «Крылья». Картина рассказывает о послевоенной судьбе лётчицы Надежды Петрухиной. Сыгравшая эту роль Майя Булгакова была признана в 1966 году лучшей актрисой года.
В 1967 году представила новеллу «Родина электричества» по мотивам рассказа Андрея Платонова в рамках киноальманаха «Начало неведомого века» к 50-летию Октябрьской революции. Однако по цензурным соображениям «Родина электричества» не была выпущена на экран. Картину удалось восстановить и показать зрителям только через 20 лет – в 1987 году.
В 1968 году Лариса Шепитько сняла свой первый цветной фильм – музыкальную сказку «В тринадцатом часу ночи». Это своеобразное новогоднее ревю с участием таких звезд экрана как Владимир Басов, Георгий Вицин, Зиновий Гердт, Спартак Мишулин, Анатолий Папанов. По сюжету Водяной, Леший, Русалка, Баба Яга, Домовой, Овинный, а также невесть откуда взявшийся Гном, собрались за одним столом, наверное, встретить Новый Год. Многозначительные диалоги весьма неожиданно прерываются песнями и плясками популярных артистов того времени.
В 1971 году режиссер сняла ленту «Ты и я» по сценарию самой Ларисы Шепитько и Геннадия Шпаликова. Картина посвящена поколению тридцатилетних. Герои фильма – Пётр и Саша, талантливые учёные-медики, которые ради случайных и необязательных удач, ради престижных перспектив отложили свой талант и устремились в мир материально-деловых завоеваний. Главные роли в фильме сыграли Леонид Дьячков, Юрий Визбор и Алла Демидова. На МКФ в Венеции Лариса Шепитько была награждена за эту картину медалью в конкурсе молодого кино.
В 1974 году Ларисе Шепитько было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Последней режиссёрской работой Ларисы Шепитько стал фильм «Восхождение» по повести Василя Быкова «Сотников». В этом фильме первые большие роли сыграли молодые актёры Борис Плотников и Владимир Гостюхин. Фильм находился на грани запрета и вышел на экраны лишь после вмешательства первого секретаря ЦК КП Белоруссии Петра Машерова. Это экзистенциальная драма о вере и предательстве.
Фильм был удостоен главных призов Всесоюзного кинофестиваля в Риге, а на международном кинофестивале в Западном Берлине фильм получил Гран-при «Золотой медведь», премии ФИПРЕССИ и экуменического жюри.
В 1978 году Лариса Шепитько получила приглашение в жюри Берлинского кинофестиваля.
Смерть Ларисы Шепитько
В 1979 году Шепитько приступила к съемкам фильма по повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой». В киноэкспедицию на озеро Селигер группа выехала в начале июня.
Близкие говорили, что она предчувствовала собственную смерть. Незадолго до гибели, находясь с подругой в Болгарии, Лариса заставила ее пойти вместе в церковь и дать клятву, что в случае ее, Ларисиной, смерти та позаботится о ее 6-летнем сыне Антоне. В роковой день, возвращаясь с озера Селигер в Москву, она простилась со всеми друзьями и знакомыми.
Ранним утром 2 июля 1979 года на 187 километре Ленинградского шоссе близ посёлка Редкино в Калининской области киносъемочная «Волга» вылетела на полосу встречного движения и врезалась в идущий на большой скорости грузовик. Вместе с Ларисой Ефимовной в машине были оператор Владимир Чухнов, художник Юрий Фоменко, их ассистенты и водитель – погибли все.
Похоронена в Москве на 10-м участке Кунцевского кладбища.
Фильм «Матёра» закончил овдовевший Элем Климов, который через неделю после похорон жены уже стоял у камеры. В память о Ларисе он назвал его «Прощание». Он также снял о ней документальный фильм «Лариса» (1980), смонтированный из фрагментов её фильмов и интервью с её коллегами.
Лариса Шепитько
Личная жизнь Ларисы Шепитько:
Муж – Элем Германович Климов (9 июля 1933 – 26 октября 2003), советский кинорежиссёр и сценарист, народный артист Российской Федерации.
Познакомились они во ВГИКе. Климов вспоминал: “Когда я пришел во ВГИК, обалдел: красавица на красавице. Но Лариса поразила меня сразу, с первого взгляда. Такая красавица! А красавица-то оказалась с характером! Помню, стояли мы на первом этаже ВГИКа в очереди в кассу, стипендию получать, она впереди меня. Попытался я было с ней заговорить – куда там! Она как-то очень легко и быстро меня отбрила. Дело в том, что хоть Лариса и была младше меня на пять лет, во ВГИК поступила на четыре года раньше – как студент я был младше ее. Так я и наблюдал за ней все время, но не приближался. Иногда она и вообще исчезала – куда-то уезжала, что-то снимала. И вроде бы мы и не общались, и только совсем недавно одна моя знакомая из ВГИКа, которая очень хорошо знала Ларису, сказала, что она все время обо мне спрашивала… А потом как-то само собой получилось, что мы подружились”.
В Киргизии Лариса снимала свою дипломную картину «Зной» по рассказу Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз», а там была вспышка инфекционной желтухи. И Лариса, ее однокурсница Ира Поволоцкая и две киргизские актрисы – все заболели. Ларису из инфекционного барака возили на носилках, и с этих носилок она снимала свой первый фильм. После съемок Элем помог больной Ларисе смонтировать картину. В 1963 году они поженились.
Лариса Шепитько и Элем Климов
21 июля 1973 года у пары родился сын Антон Элемович Климов, ныне PR-директор.
Шепитько рожала поздно – в 35 лет. Врачи не рекомендовали, но она решилась. Во время родов ее положили на сохранение. В больнице она вышла в коридор, ей стало плохо, она упала и ударилась головой о батарею. В результате получила сотрясение мозга. Но сына родила здорового.
Лариса Шепитько и сын Антон
Фильмография Ларисы Шепитько:
1956 – Карнавальная ночь – гостья (нет в титрах)
1958 – Поэма о море – эпизод (нет в титрах)
1959 – Таврия – Ганна
1960 – Обыкновенная история – Нина
1970 – Спорт, спорт, спорт – царица
1975 – Агония – эпизод (нет в титрах)
Режиссерские работы Ларисы Шепитько:
1962 – Зной
1966 – Крылья
1967 – Начало неведомого века. Родина электричества (киноальманах)
1968 – В тринадцатом часу ночи
1971 – Ты и я
1976 – Восхождение
Сценарии Ларисы Шепитько:
1962 – Зной
1967 – Начало неведомого века. Родина электричества (киноальманах)
1971 – Ты и я
1976 – Восхождение
1981 – Прощание
Призы и награды Ларисы Шепитько:
– Приз Смотра-конкурса кинематографистов республик Средней Азии и Казахстана (1963, за фильм «Зной»);
– Лауреат I-го Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премия за режиссуру» за фильм «Зной» (Ленинград, 1964);
– Большая премия симпозиума молодых кинематографистов на МКФ в Карловых Варах (1964, за фильм «Зной»);
– Диплом жюри на МКФ стран Азии и Африки во Франкфурте-на-Майне (1965, за фильм «Зной»);
– Серебряный приз программы «Венеция – молодёжь» на МКФ в Венеции (1972, за фильм «Ты и я»;
– Заслуженный деятель искусств РСФСР (28.03.1974);
– Приз «Статуя Свободы» «Фестиваль Свободы» в Сопоте (1977, за фильм «Восхождение»);
– Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Главные премии кинофестиваля среди художественных фильмов и Приз Союза кинематографистов» (1977, за фильм «Восхождение»);
– Гран-при «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля (1977, за фильм «Восхождение»);
– Приз FIPRESCI на МКФ в Берлине (1977, за фильм «Восхождение»);
– Премия OSIC Международного католического киноцентра на МКФ в Берлине (1977, за фильм «Восхождение»);
– Лауреат Государственной премии СССР (1979 – за участие в фильме «Восхождение», посмертно);
– МКФ в Берлине – участие в Программе «Forum» (1988, за киноальманах «Начало неведомого века»);
– Участие в Программе «Retrospective» МКФ в Берлине (1990, за фильм «Восхождение»).