Лариса леонова актриса личная жизнь

Лариса леонова актриса личная жизнь thumbnail

Лариса Леонова: «Вся моя жизнь подчинена театру…»

Хотите про искренность и честность?
Про любовь и преданность? Про возраст – не сетуя и без тени кокетства?
Про удивительную способность отдавать.
Про нетрепетность к себе и уважение ко всему, что окружает.
Про мудрость и смирение. А еще про СЛУЖЕНИЕ театру…

Интервью  Ирина Малёнкина
Записки театрального зрителя  Мария Вернер

Мария Вернер            

Поймала себя на том, что захожу в зрительный зал неуверенно и даже с некоторой опаской. Я не была в театре лет десять. Мой папа говорил, что театр – храм обмана. Всю юность я с ним спорила, а, повзрослев, пожалуй, согласилась. Тогда, давным­давно, контраргументы были весомы – ТЮЗ Корогодского и БДТ Товстоногова. Нынче я не знала бы, как и чем возразить. С уходом/исходом этих двух очень важных для меня театров поблекли восторженность и вера в происходящее на сцене. Верить не получалось. Любить тоже. Тогда зачем? Театр ушел из моей жизни, но я все еще сопротивлялась. Редкие вылазки в театральный свет приносили разочарования. Какой обман … один обман… Папа, а ты был прав, похоже…

О спектакле «Баба Шанель» Антрепризы Миронова в постановке Юрия Цуркану мне рассказали несколько весьма уважаемых людей. И настойчиво рекомендовали посмотреть. Идти не хотелось, но и огорчать уважаемых людей не следовало. Пообещав себе не мучиться и непременно удрать в антракте, обреченно опустилась в кресло. В антракте я не ушла. В антракте я побежала по лужам, на высоких каблуках, к метро, за цветами.

На сцене был АНСАМБЛЬ! Любимая с тюзовского детства Ирина Соколова и знакомая по «Разным судьбам» красотка Татьяна Пилецкая, невозможно милая Вера Карпова и бойкая Татьяна Захарова, и настоящее потрясение – Лариса Леонова.

Машина времени отыграла назад и вернула меня в родной БДТ, где на сцене – плетение тонких кружев, где боишься вдохом спугнуть чудо и веришь безраздельно, где больно и радостно на самом деле, взаправду, по­настоящему. Этот театр чувств оказался всего через три ряда от меня. Он ко мне вернулся.

Незатейливая пьеса, «настоящая комедия», в весьма солидной «редакции» режиссера, с потрясающе умной и точной сценографией Владимира Фирера, превратилась в очень серьезный, пронзительный, тонкий и смешной спектакль. Пять пожилых женщин, поющих русские песни в ансамбле и нашедших в этом некое отдохновение, осознание своей индивидуальности и необходимости, пусть и иллюзорной, сталкиваются в этом маленьком и очень дорогом каждому мирке под названием «Наитие» с тем, что повсеместно окружает их в большом мире, – они больше не нужны. И здесь тоже не нужны. Каждая реагирует по­своему: кто по­детски искренне, кто озлобленно, кто истерично. И за каждым характером целая жизнь: война, любовь, дети, внуки… Время отмерено, и оно заканчивается. Мириться с этим или сражаться? Остаться или уже пора..? Не знаю, задумывал ли Николай Коляда в своей пьесе «Баба Шанель» такую глубину, или ее сотворили создатели спектакля? Получилась настоящая трагикомедия. Баба Капа Ларисы Леоновой, по старшинству подошедшая ближе всего к «выходу», одновременно отрицает и осознает неизбежность всего, что происходит.  Ни на секунду не «уходит» Капа из глаз актрисы. А молчание порой сильнее и больнее слов. 90­летнее сердце сопротивляется из последних сил, а потом не выдерживает.
Такая игра – хотя слово «игра» здесь как­то и не уместно – вызывает мощную ответную реакцию зала. И смотрит зритель, затаив дыхание, на старую и никому особо не нужную Капитолину Петровну, сражающуюся со всеми и всем, а, по большому счету, – со своей старостью и одиночеством, и так примеряет, до смеха и слез, всю эту ЖИЗНЬ на себя, и так верит!

Абсолютная честность и искренность этой актрисы, глубинное понимание и проживание каждой фразы, каждой секунды, такая высота эмоций (без криков и соплей), что зритель ловит себя на том, что вроде как подглядывает за чьей­то жизнью, а не сидит в зрительном зале театра, удивительно легкое партнерство, лишенное желания позиционировать свое «Я», и, наоборот, помогающее коллегам по сцене; именно это тонкое и кружевное, пронзительное и честное, – явилось той самой машиной времени, вернувшей мне Театр.

 Лариса леонова актриса личная жизнь

Ирина Малёнкина

– Итак, знакомьтесь! Настоящая ленинградка, петербурженка, замечательная актриса Театра имени Ленсовета Лариса Владимировна Леонова.

– Я родилась за шесть месяцев и два дня до начала войны, маме тогда было всего 18. Отец, ещё совсем юный погиб на Синявинских болотах в 42­м. Практически всю блокаду я с мамой и бабушкой и прожили в Ленинграде.

Дело в том, что мой дедушка один из организаторов эвакуации ленинградцев. И поскольку был коммунистом, то считал, что не имеет права отправлять свою семью в первых эшелонах. Поэтому мы поехали в числе последних. Мама рассказывала, что мы тогда опоздали на автобус, на котором должны были переехать Ладогу, и нас посадили в какую­то машину; я с бабушкой ехала в кабине, а мама в кузове. Позже стало известно, что автобус, на который мы не успели, ушел под лед. Эвакуировали нас в город Данилов Ярославской области.

Читайте также:  Актриса елена шамова личная жизнь

Послевоенное детство… Семь классов школы, стихи и участие в художественной самодеятельности. Техникум пищевой промышленности. Мама сказала: «По крайней мере, сыта будешь»… Работа в три смены на кондитерской фабрике… Кстати, я совсем недавно начала есть сладкое… Тайком от семьи поступление в вечернюю школу – взяли сразу в 9­й, засчитав год техникума. Все это приближало меня к осуществлению главной мечты – поступлению в Театральный институт! Не закончив 10­й класс и не получив аттестат, тем не менее я была допущена на все три тура вступительных экзаменов и все их прошла успешно. В учебной части, обнаружив оплошность, не зачислили недоучившуюся школьницу; велели приходить на следующий год. Я поплакала, поплакала, да и пошла. На следующий год первые два тура зачли автоматически.
В ожидании третьего показалась московским театральным педагогам, была отмечена и по результатам экзаменов поступила в московский вуз.

Вся моя жизнь подчинена театру. Более того, даже мое материнство было больше подчинено театру, чем дочерям. И если вы спросите меня, как получилось так, что я пошла в артистки, я не смогу этого объяснить – что-то повело, а что именно – не могу сказать. Но с первого класса я знала, что буду на сцене.

На зимние каникулы вернулась домой. Бабушка ахнула, открыв дверь: «Лешенька (это мое домашнее имя), такие худые у нас в блокаду по Ленинграду ходили». Помогать деньгами никто не мог, жить на стипендию было очень непросто. Я потом много лет не могла даже смотреть на макароны с сыром. Это было единственное, чем я питалась почти что полгода. В Москву больше не вернулась, променяв без сожаления столичный театральный институт на студию при БДТ имени Горького, студию, которую набирал сам Товстоногов!

Это была настоящая театральная школа. А какие у нас были педагоги! Р.С. Агамирзян, М.А. Призван­Соколова, А.А. Пурцеладзе, Л.И. Гительман, К.В. Куракина, И.И. Шнейдерман, Н.С. Стурова. Таких сейчас нет…

Мария Вернер            

Посмотрев «Бабу Шанель», я несказанно приободрилась и бросилась на поиски! Неужели где­то еще есть мой театр?! Тонкий, чувственный… Пусть с «авторской кухней», но оправданной, для меня. Пусть «по мотивам», но чтобы не без мотивов. Результаты поисков были так себе, но в анамнезе, как говорят медики, была «Баба Шанель», а, значит, не все потеряно.

Следующая моя встреча с Ларисой Леоновой состоялась в спектакле «Рюи Блаз», где ей досталась малюсенькая роль герцогини Альбукерской. Баба Капа, сыгранная так честно и искренне, ничем о себе не напомнила. Герцогиня – чопорная, величественная и суровая. Но в этом было столько иронии и жизни, это опять она играла так честно, что в антракте мы с друзьями неожиданно для себя даже заспорили, а какой же была эта герцогиня в молодости. Осуждает она королеву или, наоборот, сочувствует?

Лариса леонова актриса личная жизнь

Обучаясь в студии при БДТ под руководством великого Георгия Александровича Товстоногова, будущие актеры с первого курса были на сцене. Мы бегали в «Божественной комедии» ангелами, казаками и казачками в «Поднятой целине».

На втором курсе я получила целый эпизод в спектакле «Палата» по пьесе Самуила Иосифовича Алешина. Вскоре, организуя свой творческий вечер, Товстоногов включил эту самую сцену в концерт. Но прийти на мероприятие полагалось только в концертных костюмах, – таково было условие организатора.

А поскольку я в одной кофте и в одной юбке вошла в студию, в одной кофте и в этой же юбке из студии вышла, я пришла к Товстоногову, извинилась и сказала, что никак не смогу принять участие в концерте, потому что мне элементарно нечего надеть. А он знал, что у меня бабушка портниха. «Лариса, вот Вам 20 рублей, – сказал Георгий Александрович, – пусть бабушка купит материал и к концерту сошьет Вам платье». Я возразила, что даже не предполагаю, когда смогу вернуть такие большие деньги. «Вот закончите студию, получите звание, тогда и вернете», – успокоил меня Товстоногов. Прошли годы, я закончила студию в 1965 году и поступила на службу в Театр имени Ленсовета. А получив в 1978 году звание заслуженной артистки, пошла к Товстоногову отдавать те самые 20 рублей. Он, конечно, и не вспомнил о долге. Мы поговорили. Георгий Александрович сказал, что следит за моими успехами и рад им. Уходя, перед тем как закрыть за собой дверь, я не удержалась и сказала: «Георгий Александрович, вот если бы Вы мне сейчас одолжили 40 рублей, я бы получила «народную», и ушла. Но поскольку он мне не одолжил 40 рублей, я так «народную» и не получила. Хотя меня это абсолютно не волнует и не задевает. Много раз подавали, да всякий раз возвращали с объяснением – в Театре имени Ленсовета и так слишком много артистов со званиями. Да Бог с ней, с «народной», разве в этом дело. Ведь есть потенциал и творческие планы, поддерживаемые главным режиссером. И есть мечта – чтоб Господь позволил мне еще пожить и что­нибудь приличное сыграть.

Читайте также:  Актриса щукина личная жизнь

Не сложилось остаться в родном БДТ. Слишком много больших и именитых актрис было там в то время, а задействовать такую артистку в массовых сценах и эпизодических ролях Товстоногов считал кощунством. О чем абсолютно честно и заявил мне по окончании студии. Между тем предложил свою протекцию в любой театр Ленинграда и Москвы – «выбирай, какой нравится». Но я отказалась. Решила попробовать сама, без протекции. И оказалась в Театре им. Ленсовета, где и СЛУЖУ по сей день вот уже 52 года!

Мария Вернер   

Втеатре им. Ленсовета есть уникальный спектакль, который появился на свет 6 декабря 1969 года – это «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» в постановке Норы Райхштейн. Спектакль, известный всем без исключения ленинградцам. Когда­то Малышом была Алиса Фрейндлих, а Карлсоном – Анатолий Равикович. За почти 48 лет спектакль повидал много Малышей и Карлсонов, и лишь Фрекен Бок Ларисы Леоновой бессменна. С присущим ей юмором актриса замечает, что домомучительница все эти годы остается неизменно строгой, властной и боящейся привидений дамой. Разница лишь в том, что раньше надо было старательнее гримироваться.

А недавно в театре состоялась премьера спектакля «Земля Эльзы» в постановке того же Юрия Цуркану и с совершенно гениальной сценографией Владимира Фирера, по пьесе молодого драматурга Ярославы Пулинович. Тема не нова. «Ромео и Джульетта 70+» со всеми вытекающими: непониманием, неприятием, осуждением и т.д. Русская немка Эльза, живущая где­то в глуши, только похоронила супруга. В свое время он стал ей мужем по стечению обстоятельств… Жизнь Эльзы, как веревка, на которой сушится застиранное белье: война, эвакуация, теплушки, детский дом, глухая деревня, случайный муж, ребенок… Ожидание ЛЮБВИ… Ожидание того самого ПОТОМ, в котором будет все иначе. И приходят такие разные «потом», но они все, как одно – все то же застиранное белье с той же веревки. И вдруг после смерти мужа появляется ОН. Тоже отринутый жизнью, сброшенный на обочину. ОН, который с ней говорит, которому она интересна. И все это происходит с ней впервые. И вот в ее 76 случается то самое ПОТОМ! И восстает против всё то, что называлось ее жизнью, и все, кто составлял ее. По большому счету, никому нет дела до Эльзы, которой как бы навязана всего одна задача – дожить, никому не досаждая. Она, как старый шкаф или стол, должна оставаться до конца на своем месте, потому что так все привыкли, так удобно. Случившаяся любовь грозит нарушить и жизненные устои, и планы обеих семей. И у каждого своя боль и своя правда. И каждый готов за это сражаться. 

Я ни разу в жизни не играла главную роль. Игорь Петрович Владимиров (художественный руководитель и главный режиссер театра им. Ленсовета (1960­1999 гг)) называл меня высочайшего класса мастером эпизода. А если таковые и случались, то, как правило, срочным вводом. На какие­то я соглашалась легко и бесшабашно, другие давались с большим трудом (именно эмоционально) и доставляли даже физические страдания.

Я очень боялась играть роль Эльзы, боялась, что не смогу протянуть от начала до конца все эти этапы переходов из одного состояния в другое. Слава Богу, если это получилось.

По природе своей, я, очевидно, очень неуверенный в себе человек. Как сочетать уверенность и неуверенность? Не путайте с самоуверенностью. Самоуверенный человек не может быть до конца открытым, распахнутым, что ли… В самоуверенности есть примесь нахальства, некоторый привкус зависти. А уверенность в себе понимаю так – я уверена, что эта роль моя, но я не уверена в том, что она у меня получится…

 Лариса леонова актриса личная жизнь

Мария Вернер

Как важно, когда в минуты сомнений и все той же неуверенности, рядом близкий человек. Рядом с Ларисой Леоновой всегда ее муж – педагог, актер и режиссер Театра имени Ленсовета Олег Дмитриевич Зорин. Верный рыцарь. Высокий и импозантный. Практически на каждом спектакле он в зрительном зале или за кулисами. Напряженный, как нерв, на премьере «Эльзы». Тревожно осматривающий зал, вглядывающийся в лица зрителей, как бы вопрошая самого себя, достойны ли эти зрители того, что сейчас, после третьего звонка, им начнут дарить и отдавать, от чистого сердца, не жалея себя. И среди этого тока, бегущего по невидимым проводам, от сцены к залу и обратно, среди эмоциональных волн, то нарастающих, то затихающих, он как пристань, он – поддержка и опора…

А на сцене опять другая Леонова. Тихая деревенская бабушка, странно на немецкий манер произносящая шипящие. А знаете, почему ее шипящие не обрусели за 76 лет? Да потому, что с ней почти не разговаривали. Этот мир Эльзы оставался закрытым без малого восемь десятков лет. Каждым словом, каждым взглядом нам, зрителям, транслируется колоссальное количество информации: ее ценности, какое­то христианское смирение и принятие собственной судьбы, без воя и стона, и вместе с тем сумасшедшая внутренняя сила, некий стержень, который и позволил дожить до того самого ПОТОМ. Примерьте на себя. И сразу станет больно и страшно. И примеряется без труда все потому же – у Ларисы Леоновой нет фальшивых нот, все абсолютно правдиво. Главная и очень затратная роль. За два с половиной часа происходит многое: ВСТРЕЧА, ЛЮБОВЬ, ВОЙНА СО ВСЕМ ОКРУЖАЮЩИМ, РАССТАВАНИЕ и, наконец, СМЕРТЬ… И забываешь напрочь, что это всего лишь театр. Прямо перед тобой вырастает полупрозрачное, такое робкое, такое долгожданное Эльзино счастье, которое в конце концов так и не удается никому разрушить. Столько всего пережить, ПЕРЕЖИТЬ, рассказать, переплакать, простить… за два с небольшим часа! Но поберечь себя, сделать чуть слабее, не так больно, означает солгать. Леонова же солгать не может. Волшебство игры (и опять с трудом применяю это слово) окончательно подтверждают беззастенчиво плачущий мужчина в первом ряду, зал, аплодирующий стоя, и реплики в фойе «Неужели она все­таки умерла?». Каждый унес с собой СВЕТ, веру в мечту, желание что­то изменить в своей жизни, раскаяние и надежду. Все получилось!

Читайте также:  Ксения морозова актриса личная жизнь

Папа, пожалуй, я опять готова с тобой поспорить.  Да, безусловно, театр – храм обмана, но бывают и исключения!   

Лариса леонова актриса личная жизнь

Источник

Сегодня петербургская актриса, артистка Театра им. Ленсовета Лариса Леонова отмечает юбилей. Накануне в Доме актера прошел ее творческий вечер. Спектакль-концерт «Женщина. Власть. Страсть». Настоящий праздник. Но с ощутимым привкусом горечи.

Зал был взят актрисой в плен. В городе еще довольно старой ленсоветовской публики, что помнит ее Клавдию из опорковской «Жестокости», Дженни-Малину из «Трехгрошовой оперы», Груше из «Людей и страстей», Арлен из «Двери хлопают» – постановок Игоря Владимирова. Она училась у Товстоногова, но оказалась органически предназначена этой, ленсоветовской, сцене – актриса с благородной статью, артистизмом, музыкальностью, потрясающим грудным голосом. И – озорством! Ее бессменная Фрекен Бок вот уже сорок первый сезон воюет с Малышом и Карлсоном в легендарном спектакле Норы Райхштейн.

Последние годы актриса на голодном пайке – жестоком пайке в родном театре, которому отданы 45 лет. Впрочем, эта несправедливость в какой-то степени объяснима: мощное драматическое дарование актрисы, – похоже, непозволительная роскошь в современном театре. Ее явление на сцене, редкое и чаще в эпизодических ролях (в «Если проживу лето…» Тростянецкого, в «Воре» Бутусова, во «Владимирской площади» Пази, «Испанской балладе» Стрелкова) – всегда повышает градус драматического действия, ее сценическое присутствие всегда большого «удельного веса».

Лариса Леонова развернула перед зрителями в свой вечер то, что в «свернутом виде» лежит на дне ее актерского существа. Трагический монолог тут был основной жанровой единицей. Причем оркестрован этот удивительный моноспектакль был богато, в спектре хватало и лирических, и иронических, и гневных красок. Сверкнула леденящая душу, уже чреватая безумием леди Макбет. Шиллер (встреча двух королев из «Марии Стюарт») и Фейхтвангер (монолог Марии-Антуанетты по дороге на казнь) были удивительными индивидуальными репликами, воскресившими на мгновения давний владимировский шедевр под названием «Люди и страсти».

Монологи из «Визита старой дамы» Ф. Дюрренматта, «Профессии миссис Уоррен» Б. Шоу  и «Сороки-воровки» А. Герцена показали и впечатляющий драматический диапазон актрисы, и невероятную ее пластичность внутри этого диапазона, при очевидном трагедийном стержне всей композиции вечера. Не только финальная «Сорока-воровка» с ее собственно «актерским» сюжетом – всё от начала до конца, включая поэтические, замечательно исполненные связки (Пастернак, Гейне, Цветаева, сонеты Шекспира), было посвящено, конечно же, теме театра, предопределенности пути художника, актрисы.

Сильная драматическая нота неотъемлема от самой сути артистки Ларисы Леоновой, и к тому же по-настоящему драматична ее художническая судьба. Юбилей, таким образом, оказался ее сущностным высказыванием об этой судьбе, этой драме. О многих ли юбилейных событиях можно такое сказать?
     
И все-таки – как  хочется видеть Ларису Леонову в ролях и спектаклях, достойных ее, на ее сцене, в ее театре!
                                                                              
Надежда Таршис
«Фонтанка.ру»

Фото: пресс-служба Театра им. Ленсовета.

О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»

Источник