Ксешинская и ее бывший муж
Ради нее члены царской семьи готовы были рисковать своим именем, честью и даже стреляться на дуэли
Матильда Кшесинская
«От природы я была кокеткой, и по этому поводу помню один случай. У нас был молодой и довольно красивый учитель географии, Павловский. К его уроку я старалась кокетливо одеться на случай, если меня вызовут к доске…»
В этом была вся Маля — так Марию-Матильду Адамовну-Феликсовну-Валериевну Кшесинскую звали в ее большой балетной семье, где она была младшей дочерью. На заре ее карьеры ей даже пришлось побыть Кшесинской № 2 вслед за сестрой. Однако очень быстро великая Матильда стала первой балериной и любовницей страны.
Муж Кшесинской Великий князь Андрей был моложе ее на 6 лет
Отвлекающий маневр
Выпускные спектакли театрального училища традиционно посещала царская семья. Вот и в 1890 году, когда заканчивалось обучение приходящей девицы Кшесинской, на представление пожаловал император Александр III с супругой и детьми.
Балерина Кшесинская – великая любовница великих князей
Последнее свидание Матильды и цесаревича Николая состоялось в 1894 году
Матильда в тот вечер исполняла танец Лизы из считавшегося довольно фривольным балета «Тщетная предосторожность». Кокетство юной балерины возымело действие. По окончании действа император пришел, как водится, знакомиться с лучшими ученицами. И с порога спросил: «А где Кшесинская?» Так Маля покорила первого в своей жизни русского царя.
Но Александр III присматривался к девушке не для своей забавы. У него подрастал наследник — Николай II, который в ту пору совершенно некстати увлекся немецкой принцессой Алисой Гессенской. В интересах империи было бы разумнее «дружить» с французскими принцессами. Чтобы отвлечь цесаревича от Алисы, отец «познакомил» его с танцовщицей. На ужине по случаю выпускного спектакля Николая и Матильду усадили рядом, так что они весь вечер могли разговаривать. У них действительно начались отношения.
«…Я не в силах описать, что со мной делалось, когда я приехала домой. Я была счастлива и в то же время и несчастлива. Я не могла ужинать, и, убежав к себе в комнату, я разрыдалась, у меня так болело сердце первый раз. Я почувствовала, что это не просто увлечение, как я думала раньше, а что я безумно и глубоко люблю Цесаревича!» — записала позже в своем дневнике Кшесинская.
Их роман продлился около двух лет. Николай купил Матильде дом на Английском проспекте (принадлежавший до этого композитору Николаю Римскому-Корсакову) и регулярно в него наведывался. В дневниках будущего императора можно найти такие записи:
«…Уехал только в 12:30 прямо к М. К. Оставался очень долго и чрезвычайно хорошо провел время… Я был счастлив до крайности».
«Из театра отправился к М. Кшесинской, где снова провел симпатичный вечер. Вот так раскутился второй день кряду».
«В 12 часов к М. К., у которой оставался до 4 ч., хорошо поболтали, посмеялись и повозились…»
Но артисточка не пара наследнику престола. В 1894 году Николай II все-таки обручился с Гессеннской принцессой, ставшей в России императрицей Александрой Федоровной.
Николай II сдал любовницу на руки двоюродному брату Сергею Михайловичу
Сергей Михайлович Романов
Сексуальная революция в балете
Прима-балерина Кшесинская в наши дни не прошла бы ни один кастинг. Несмотря на все диеты, она не отличалась балетной щуплостью. А ее рост был всего 1 метр 53 сантиметра. При таких параметрах использовавшиеся тогда в балете длинные юбки (пачки прикрывали колени) совершенно не красили танцовщицу. И Кшесинская всеми силами боролась за радикальное мини.
Директору императорских театров, князю Сергею Волконскому, эта новая мода даже стоила должности. Кшесинской предстояло танцевать русский танец в балете «Камарго». Прежде его исполняла итальянка Леньяни в костюме, сшитом по образцу наряда Екатерины II — широкой юбке с фижмами (элементами каркаса). Из-за этих фижм и вышел скандал. Матильда отказалась танцевать с ними, жалуясь, что они стесняют ее движения. Волконский балерину оштрафовал. Она нажаловалась великим князьям. Волконского отругали. Он уволился. Вместо него назначили Владимира Теляковского, который Кшесинской уже не перечил. И она планомерно довела длину пачек до сексуального уровня — до середины бедра.
Балерина Кшесинская – великая любовница великих князей
Административный ресурс
Николай II был благородным человеком и просто так бросить любовницу не мог. Он попросил за ней присматривать своего двоюродного брата, великого князя Сергея Михайловича, причем сам привез его в дом Кшесинской и буквально сдал балерину с рук на руки.
«…Ники (Николай II. — Ред.) просил Сергея следить за мной, оберегать меня и всегда обращаться к нему, когда мне будет нужна его помощь и поддержка…»
Сергей Михайлович исправно исполнял свои обязанности высокопоставленной «няньки» и, по некоторым сведениям, любовника Кшесинской. Великий князь исполнял ее прихоти, дарил дорогие подарки, помогал с театральной карьерой. Уже летом 1894 года он купил ей дачу в Стрельне, которую Матильда приметила во время прогулки.
Не забывали про Матильду и другие представители царской семьи. Так, дядя Николая II Владимир Александрович поспособствовал тому, чтобы экс-девушка нового императора танцевала в спектакле «Жемчужина», поставленном к коронации. Изначально Кшесинской не нашлось в нем даже маленькой роли. Но по письму «сверху» композитор Дриго написал ей отдельную партию, а балетмейстер Петипа поставил ей па-де-де. С последним у Кшесинской, в том числе из-за протекций великих князей, отношения складывались плохо. Он не хотел выдвигать ее на звание примы. Но «административный ресурс» и тут помог Кшесинской. Хотя нельзя умалять и ее личные заслуги. Она действительно много работала, перед ответственными спектаклями могла месяцами не выходить из дома и никого не принимать, посвящая все время репетициям.
За это упорство и мастерство она требовала соответствующей награды и выбивала себе то повышенный гонорар, то позволение работать только три месяца в году, и всеми силами она выживала с российской сцены итальянских конкуренток.
Осталась стоять у сарая…
«После возвращения Наследника из Кобурга, после его помолвки он просил назначить ему последнее свидание, и условились встретиться на Волконском шоссе, у сенного сарая, который стоял несколько в стороне. …Как это всегда бывает, когда хочется многое сказать, а слезы душат горло, говоришь не то, что собиралась говорить, и много осталось недоговоренного… Когда Наследник поехал обратно в лагерь, я осталась стоять у сарая и глядела ему вслед до тех пор, пока он не скрылся вдали. До последней минуты он ехал, все оглядываясь назад».
Из дневника Матильды Кшесинской
Сын двух князей
Великие князья сменяли у Кшесинской один другого, но никого из них она при этом не отпускала слишком далеко от себя. В 1900 году, опять же в обход правил, Матильда устроила себе бенефис в честь 10-летия на сцене (прежде балерины имели право на бенефис только по случаю 20-летия либо при уходе на пенсию).
«Через несколько дней после юбилейного спектакля я устроила у себя в доме обед… На этот обед я пригласила Великих князей Кирила и Бориса Владимировичей, которые и ранее бывали у меня, и в первый раз Великого князя Андрея Владимировича…», — записала в своих воспоминаниях Кшесинская. По ее признанию, в Андрея (который был на шесть лет младше нее) она влюбилась сразу. Тот, судя по его нелепому поведению, тоже, уже по семейной традиции, быстро потерял голову от Матильды. Великий князь на том обеде был так неловок, что опрокинул на хозяйку дома бокал красного вина, испортив ее дорогое платье. Но та не сильно расстроилась, увидев в случившемся «предзнаменование», которое «принесет много счастья в жизни».
Кшесинская и Великий князь Андрей поженились лишь в эмиграции в 1921 году
Интуиция Кшесинскую не подвела. Через два года она родила от Андрея Владимировича сына Вову. При родах, правда, мать и ребенок чуть не умерли. Но уже через два месяца Матильда снова танцевала на сцене. А сын Владимир в 1911 году, как бастард, получил по высочайшему указу фамилию Красинский (по преданию, Кшесинские происходили от графов Красинских), потомственное дворянство и отчество Сергеевич (великий князь Сергей Михайлович не отказывался от покровительства Матильды, и, кстати, он был очень привязан к мальчику, часто с ним играл, пока судьба не разлучила их в 1917 году).
Правда, поженились Матильда и Андрей Владимирович лишь в 1921 году, в Каннах, будучи в эмиграции, когда дорога на Родину уже была отрезана.
Рекорд на пуантах
Кшесинская первая из русских балерин сделала 32 фуэте подряд. Прежде такое могли только итальянские танцовщицы.
Муж остался с носом, а любовник — без
В начале XX века дуэли, как способ разобраться с соперником, уже отмирали. Ими еще «баловались» в России, а в Европе считали анахронизмом.
И, несмотря на это, в начале 1914 года двое русских устроили поединок в Париже. Противниками оказались Великий князь Андрей Владимирович Романов и молодой балетный танцор Петр Владимиров.
Танцор Петр Владимиров – поздняя любовь Матильды
Представитель царской фамилии был в то время в столице Франции для поправления здоровья. А Владимиров приехал с труппой Фокина на гастроли.
Причиной дуэли стала прима-балерина Матильда Кшесинская. Ей тогда было уже за 40. Великий князь являлся по сути ее гражданским мужем, отцом ее сына (хотя и признал это только после революции). Что не помешало Матильде влюбиться во Владимирова, который не сразу понял, чем так привлек внимание гениальной балерины. Недавний выпускник театрального училища с замиранием сердца смотрел на нее во время совместных выступлений.
Новые чувства будто подарили Кшесинской вторую молодость. И Матильда даже решила станцевать партию Жизели в одноименном спектакле, где главную мужскую партию исполнял Владимиров. Роль оказалась совершенно не по возрасту. Это был провал.
К тому же балетно-амурные дела не могли не остаться незамеченными со стороны Великого князя Андрея. Узнав о новом увлечении матери своего ребенка, он вызвал так кстати заехавшего в Париж Владимирова на дуэль. Стрелялись в Булонском лесу (прежде, когда в Европе дуэли еще были в моде, там часто проходили женские поединки).
Романов прострелил балеруну нос, и тому пришлось делать пластическую операцию.
Однако врачи быстро и качественно восстановили внешность актера. Но возле Матильды он больше не появлялся.
Андрей Владимирович вскоре вернулся в Петербург для службы при Генштабе в ходе Первой мировой войны. Его соперник — Петр Владимиров — продолжил балетную карьеру, стал одним из лучших танцоров своего времени. В 1920 году уехал во Францию, выступал в «Русских балетах» Дягилева, сменив Нижинского. Позже перебрался в США, где занялся преподаванием.
Счастливое число «17» подвело
После революции Кшесинская с мужем и сыном поселилась в Париже. Бежали из России в спешке, большую часть драгоценностей не успели забрать. Ники с семьей был убит в Екатеринбурге. Сергея Михайловича застрелили под Алапаевском (незадолго до своей гибели он прислал последнюю телеграмму на день рождения Вовы). Удобная жизнь разрушилась. Кшесинская открыла в Париже свою школу. Одними из первых ее учениц были дочки знаменитого певца Федора Шаляпина Дарья и Марина.
При родах балерина и ее сын чуть не умерли
Ей было 64 года, когда она дала свой последний концерт — танцевала так, что ее 18 раз вызывали на бис.
Невзгоды Второй мировой обошли Кшесинскую стороной.
Во Франции ни ее, ни родных никто не тронул. Поволноваться пришлось лишь однажды. 23 июня был арестован Вова. Его вызвали в гестапо, там задержали, отправили в лагерь, но через 119 дней освободили. Позже он стал британским разведчиком, действовавшим под видом журналиста.
В Париже Матильда открыла свою балетную школу
А Матильда, покинув сцену, вдруг пристрастилась к азартным играм. В казино Монте-Карло она спускала остатки былой роскоши и вырученные за уроки танцев деньги — ставила стабильно на 17 — число, которое считала счастливым.
Кшесинская умерла в 1971 году, девяти месяцев не дожив до своего столетия.
Жертва нового строя
Матильда Кшесинская:
«Мои близкие отношения к старому правительству давались мне легко: оно состояло всего-навсего из одного человека. А что же я буду делать теперь, когда новое правительство — Совет рабочих и солдатских депутатов — состоит из 2000 человек?!»
Карикатура из одного из первых советских бюллетеней
Кстати
Во время Первой мировой войны российские войска испытывали нехватку снарядов. Но Верховный главнокомандующий Великий князь Николай Николаевич жаловался, что не может совладать с артиллерийским ведомством. Полководец якобы видел в этом происки Матильды Кшесинской, которая, имея влияние в обществе, участвовала в распределении заказов между разными фирмами.
Автор текста: Елена ОЖЕГОВА
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и приобретайте архивные номера «Тайного советника» —https://history1.ru/archive
Не забывайте делиться материалами в соцсетях, если они вам понравились 🙂
Люди, жившие в России в конце XIX – начале XX века, мало задумывались над тем, каким будет их образ в глазах далеких потомков. Потому жили просто – любили, предавали, совершали подлости и бескорыстные поступки, не зная, что сто лет спустя одним из них наденут на голову нимб, а другим будут посмертно отказывать в праве на любовь.
Матильде Кшесинской досталась удивительная судьба – слава, всеобщее признание, любовь сильных мира сего, эмиграция, жизнь под немецкой оккупацией, нужда. А спустя десятилетия после ее смерти люди, считающие себя высокодуховными личностями, будут трепать ее имя на каждому углу, про себя проклиная тот факт, что она вообще когда-то жила на свете.
«Кшесинская 2-я»
Она появилась на свет в Лигове, под Петербургом, 31 августа 1872 года. Балет был ее судьбой от рождения – отец, поляк Феликс Кшесинский, был танцовщиком и педагогом, непревзойденным исполнителем мазурки.
Мать, Юлия Доминская, была уникальной женщиной: в первом браке она произвела на свет пять детей, а после смерти супруга вышла замуж за Феликса Кшесинского и родила еще троих. Матильда в этом балетном семействе была самой младшей, и, по примеру родителей и старших братьев и сестер, решила связать свою жизнь со сценой.
В начале карьеры за ней закрепится имя «Кшесинская 2-я». Первой была ее сестра Юлия, блистательная артистка Императорских театров. Брат Иосиф, также прославленный танцовщик, после революции останется в Советской России, получит звание Заслуженного артиста Республики, будет ставить спектакли и преподавать.
Феликс Кшесинский и Юлия Доминская. Фото: Commons.wikimedia.org
Иосифа Кшесинского обойдут репрессии, но судьба его, тем не менее, сложится трагично – он станет одной из сотен тысяч жертв блокады Ленинграда.
Маленькая Матильда мечтала о славе, и упорно трудилась на занятиях. Педагоги Императорского театрального училища говорили между собой, что у девушки большое будущее, если, конечно, она найдет состоятельного покровителя.
Судьбоносный ужин
Жизнь русского балета времен Российской империи была похожа на жизнь шоу-бизнеса постсоветской России – одного таланта было мало. Карьеры делались через постель, и это не очень-то и скрывалось. Верные замужние артистки были обречены быть фоном для блистательных талантливых куртизанок.
В 1890 году 18-летней выпускнице Императорского театрального училища Матильде Кшесинской была оказана высокая честь – на дипломном спектакле присутствовал сам император Александр III с семейством.
Балерина Матильда Кшесинская. 1896 год. Фото: РИА Новости
«Этот экзамен решил мою судьбу», – напишет Кшесинская в мемуарах.
После спектакля монарх со свитой появились в репетиционном зале, где Александр III осыпал Матильду комплиментами. А затем юной балерине на праздничном ужине император указал место рядом с наследником престола – Николаем.
Александр III, в отличие от других представителей императорской фамилии, в том числе от своего батюшки, жившего на две семьи, считается верным мужем. Хождению «налево» император предпочитал другое развлечение русских мужчин – потребление «беленькой» в компании приятелей.
Однако ничего зазорного в том, что молодой человек до вступления в брак познает азы любви, Александр не видел. Для того и толкнул своего флегматичного 22-летнего сына в объятия 18-летней красавицы польских кровей.
«Я не помню, о чём мы говорили, но я сразу влюбилась в наследника. Как сейчас вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на наследника, я забывала об этом, всё было как сон. Когда я прощалась с наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения», – писала о том вечере Кшесинская.
Пассия «гусара Волкова»
Их роман не был бурным. Матильда мечтала о встрече, но наследник, занятый государственными делами, времени на свидания не имел.
В январе 1892 года к Матильде в дом прибыл некий «гусар Волков». Удивленная девушка подошла к дверям, а навстречу ей шел… Николай. Ту ночь они впервые провели вместе.
Визиты «гусара Волкова» стали регулярными, и о них знал весь Петербург. Дошло до того, что однажды ночью к влюбленной парочке вломился петербургский градоначальник, которому поступил строгий приказ доставить наследника к отцу по срочному делу.
У этих отношений не было будущего. Николай хорошо знал правила игры: перед обручением в 1894 году с принцессой Алисой Гессенской, будущей Александрой Федоровной, он расстался с Матильдой.
В мемуарах Кшесинская пишет, что была безутешна. Верить ей или нет, личное дело каждого. Роман с наследником престола дал ей такое покровительство, которого быть не могло у ее соперниц по сцене.
Надо отдать должное, получая лучшие партии, она доказывала, что заслуживает их. Став примой-балериной, она продолжала совершенствоваться, брала частные уроки у знаменитого итальянского балетмейстера Энрико Чеккетти.
32 фуэте подряд, которые сегодня считаются фирменным знаком русского балета, Матильда Кшесинская стала выполнять первой из русских танцовщиц, переняв этот трюк у итальянок.
Солистка Императорского Мариинского театра Матильда Кшесинская в балете «Дочь фараона», 1900 г. Фото: РИА Новости
Великокняжеский любовный треугольник
Ее сердце недолго было свободным. Новым избранником снова стал представитель дома Романовых, великий князь Сергей Михайлович, внук Николая I и двоюродный дядя Николая II. Неженатый Сергей Михайлович, прослывший человеком замкнутым, испытывал к Матильде невероятную привязанность. Он опекал ее многие годы, благодаря чему ее карьера в театре была совершенно безоблачной.
Чувства Сергея Михайловича проходили жестокие испытания. В 1901 году за Кшенсинской стал ухаживать великий князь Владимир Александрович, дядя Николая II. Но это был лишь эпизод перед появлением настоящего соперника. Соперником стал его сын – Великий князь Андрей Владимирович, двоюродный брат Николая II. Он был на десять лет младше своего родственника и на семь лет младше Матильды.
«Это был уже не пустой флирт… Со дня моей первой встречи с великим князем Андреем Владимировичем мы всё чаще и чаще стали встречаться, и наши чувства друг к другу скоро перешли в сильное взаимное влечение», – пишет Кшесинская.
Мужчины рода Романовых летели к Матильде, словно бабочки на огонь. Почему? Теперь уже никто из них не объяснит. А балерина искусно ими манипулировала – завязав отношения с Андреем, она так и не рассталась с Сергеем.
Отправившись осенью 1901 года в путешествие, в Париже Матильда почувствовала себя плохо, а когда обратилась к врачу, то узнала, что в «положении». Но вот чей это ребенок, она не знала. Причем оба любовника готовы были признать ребенка своим.
Сын родился 18 июня 1902 года. Матильда хотела назвать его Николаем, но не рискнула – такой шаг был бы нарушением правил, которые они когда-то установили с теперь уже императором Николаем II. В итоге мальчика назвали Владимиром, в честь отца великого князя Андрея Владимировича.
У сына Матильды Кшесинской получится интересная биография – до революции он будет «Сергеевичем», потому что его признает «старший любовник», а в эмиграции станет «Андреевичем», потому что «младший любовник» женится на матери и признает его своим сыном.
Кшесинская, в конце концов, будет считать, что зачат сын был все-таки от Андрея. Пусть будет так.
Матильда Кшесинская, Великий князь Андрей Владимирович и их сын Владимир. Около 1906 г. Фото: Commons.wikimedia.org
Хозяйка русского балета
В театре Матильду откровенно побаивались. Уйдя в 1904 году из труппы, она продолжала разовые выступления, получая умопомрачительные гонорары. За ней и только за ней были закреплены все партии, которые нравились ей самой. Пойти наперекор Кшесинской в начале XX века в русском балете означало закончить карьеру и испортить себе жизнь.
Директор Императорских театров, князь Сергей Михайлович Волконский, однажды посмел настаивать на том, чтобы Кшесинская вышла на сцену в костюме, который ей не нравился. Балерина не подчинилась и была оштрафована. Через пару дней Волконский подал в отставку, так ему его неправоту разъяснил сам император Николай II.
Новый директор Императорских театров Владимир Теляковский с Матильдой не спорил от слова «совсем».
«Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит М. Кшесинской, и как из пятидесяти представлений сорок принадлежат балетоманам, так и в репертуаре – из всех балетов более половины лучших принадлежат балерине Кшесинской, – писал Теляковский в воспоминаниях. – Она считала их своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать другим. Бывали случаи, что выписывали из-за границы балерину. В контракте у нее были обусловлены для гастролей балеты. Так было с балериной Гримальди, приглашенной в 1900 году. Но когда она вздумала один балет, обозначенный в контракте, репетировать (балет этот был «Тщетная предосторожность»), Кшесинская заявила: «Не дам, это мой балет». Начались – телефоны, разговоры, телеграммы. Бедный директор метался туда, сюда. Наконец шлет министру шифрованную телеграмму в Данию, где тот в это время находился при государе. Дело было секретное, особой государственной важности. И что же? Получает такой ответ: «Так как балет этот Кшесинской, то за ней его и оставить».
Матильда Кшесинская с сыном Владимиром, 1916 г. Фото: Commons.wikimedia.org
Отстреленный нос
В 1906 году Кшесинская стала владелицей роскошного особняка в Петербурге, где все, от начала до конца, было сделано по ее собственным идеям. В особняке был винный погреб для навещающих балерину мужчин, во дворе хозяйку ждали конные экипажи и автомобили. Был даже коровник, поскольку балерина обожала парное молоко.
Откуда взялось все это великолепие? Современники говорили, что даже космических гонораров Матильды не хватило бы на всю эту роскошь. Утверждали, что великий князь Сергей Михайлович, член Совета государственной обороны, «отщипывал» для своей ненаглядной понемногу из военного бюджета страны.
Кшесинская имела все, о чем мечтала, и, как многие женщины в ее положении, заскучала.
Результатом скуки стал роман 44-летней балерины с новым партнером по сцене Петром Владимировым, который был младше Матильды на 21 год.
Великий князь Андрей Владимирович, готовый делить любовницу с равным, был в ярости. Во время гастролей Кшесинской в Париже князь вызвал танцора на дуэль. Несчастному Владимирову оскорбленный представитель рода Романовых прострелил нос. Медикам пришлось собирать его по кусочкам.
Но, удивительное дело, великий князь и на этот раз простил ветреную возлюбленную.
Сказке конец
Сказка закончилась в 1917 году. С падением империи рухнула и прежняя жизнь Кшесинской. Она еще пыталась отсудить у большевиков особняк, с балкона которого выступал Ленин. Понимание, насколько все серьезно, пришло позже.
Вместе с сыном Кшесинская скиталась по югу России, где власть менялась, словно в калейдоскопе. Великий князь Андрей Владимирович попал в руки большевиков в Пятигорске, но те, так и не определившись, в чем он виноват, отпустили его на все четыре стороны. Сын Владимир переболел испанкой, выкосившей в Европе миллионы людей. Чудом избежав сыпного тифа, в феврале 1920 года Матильда Кшесинская на пароходе «Семирамида» навсегда покинула Россию.
К этому времени двоих ее возлюбленных из рода Романовых уже не было в живых. Жизнь Николая прервалась в доме Ипатьева, Сергея застрелили в Алапаевске. Когда его тело подняли из шахты, куда оно было сброшено, в руке великого князя нашли маленький золотой медальон с портретом Матильды Кшесинской и надписью «Маля».
Юнкера в бывшем особняке балерины Матильды Кшесинской после переезда из него Центрального Комитета и Петроградского Комитета РСДРП(б). 6 июня 1917 года. Фото: РИА Новости
Светлейшая княгиня на приеме у Мюллера
В 1921 году в Каннах 49-летняя Матильда Кшесинская впервые в жизни стала законной женой. Великий князь Андрей Владимирович, несмотря на косые взгляды родственников, оформил брак и усыновил ребенка, которого всегда считал своим.
В 1929 году в Париже Кшесинская открыла свою балетную школу. Этот шаг был скорее вынужденным – прежняя безбедная жизнь осталась позади, нужно было зарабатывать на хлеб. Великий князь Кирилл Владимирович, объявивший себя в 1924 году главой дома Романовых в эмиграции, в 1926 году присвоил Кшесинской и её потомству титул и фамилию князей Красинских, а в 1935 году титул стал звучать как «светлейшие князья Романовские-Красинские».
В годы Второй мировой войны, когда немцы оккупировали Францию, сын Матильды был арестован гестапо. По легенде, балерина, чтобы добиться освобождения, добилась личной аудиенции у шефа гестапо Мюллера. Сама Кшесинская этого никогда не подтверждала. Владимир провел в концлагере 144 дня, в отличие от многих других эмигрантов сотрудничать с немцами отказался, и все-таки был выпущен на свободу.
В роду Кшесинских было много долгожителей. Дед Матильды прожил 106 лет, сестра Юлия умерла в возрасте 103 лет, а сама «Кшесинская 2-я» ушла из жизни всего за несколько месяцев до 100-летия.
Здание музея Октябрьской революции – также известен как особняк Матильды Кшесинской. 1972 г. Архитектор А. Гоген, Р. Мельцер. Фото: РИА Новости/ Б.Манушин
«Я плакала от счастья»
В 1950-х годах она написала мемуары о своей жизни, которые впервые были изданы на французском языке в 1960 году.
«В 1958 году балетная труппа Большого театра приехала в Париж. Хотя я не хожу больше никуда, деля свое время между домом и танцевальной студией, где зарабатываю, чтобы жить, я сделала исключение и пошла в Оперу посмотреть русских. Я плакала от счастья. Это был тот же балет, который я видела более сорока лет назад, обладатель того же духа и тех же традиций…», – писала Матильда. Наверное, главной ее любовью на всю жизнь так и остался балет.
Местом упокоения Матильды Феликсовны Кшесинской стало кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Она похоронена вместе с мужем, которого пережила на 15 лет, и сыном, который ушел из жизни спустя три года после матери.
Надпись на памятнике гласит: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».
Отнять у Матильды Кшесинской прожитую жизнь не сможет никто, как никто не сможет переделать историю последних десятилетий Российской империи по своему вкусу, превращая живых людей в бесплотных существ. А те, кто пытается заниматься этим, не знают и десятой доли тех красок жизни, которые познала маленькая Матильда.
Могила балерины Матильды Кшесинской и Великого князя Андрея Владимировича Романова на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в городе Сент-Женевьев-де-Буа парижского региона. Фото: РИА Новости/ Валерий Мельников