Крамаров биография личная жизнь
Савелий Крамаров — биография
У этого актера нет ни одной главной роли, но он все равно был любимцем целой страны. У него не было вредных привычек, но причиной смерти стал рак, который всегда вызывал в нем страх. Всю свою жизнь он искал одну единственную женщину, хотя сам был объектом обожания многих. В жизни он был собранным и серьезным, зато его экранные герои заставляли смеяться до слез. Этот неповторимый и непредсказуемый актер – Савелий Крамаров.
Первый успех пришел к актеру Савелию Крамарову после съемок в картине «Друг мой, Колька!», а всенародная слава и любовь накрыла его после выхода фильма «Неуловимые мстители».
Детство и юность
Родился Савелий Крамаров 13 октября 1934 года в столице, в очень благополучной семье. Отца звали Виктор Савельевич, он был известным в Москве адвокатом, мама Бенедикта Соломоновна — домохозяйка. Как оказалось позже, быть в те времена адвокатом, означало находиться под прицелом НКВД. За Виктором Савельевичем пришли в 1938-м, обвинили в антисоветской деятельности и отправили на восемь лет валить лес в Усвитлаг. Так из мальчика из вполне приличной семьи, Савелий в один момент стал сыном врага народа, а это «звание» не обещало впереди ничего хорошего.
Фото: Савелий Крамаров в молодости
Саве с мамой пришлось что называется, выживать, перебиваясь с хлеба на воду. Работать мама не могла, потому что жен врагов народа не брали нигде. Женщине пришлось подать на развод, чтобы найти себе хоть какое-то место. Мальчику так и не удалось поближе узнать папу. У них была всего одна встреча после его освобождения, но мужчине запрещали поселяться в Москве, и ему пришлось снова уехать в Бийск. За ним снова пришли, уже в 50-м, он получил второй срок, который отбывал в Красноярске. В семью он больше не вернулся, некоторые источники писали, что он сошелся с другой женщиной, и вскоре его не стало. По одной из версий это было самоубийство.
Но самое страшное ждало Савелия впереди. Его мама умерла от рака, когда парню было всего шестнадцать. Он еще учился в школе, и опекуном назначили дядю, Леопольда Соломоновича, маминого брата. В школьные годы учителя намучились с Савой, он совершенно не хотел учиться, прогуливал уроки и не пропускал ни одной драки. Единственное, что ему нравилось, было кино. Он мог часами сидеть в кинотеатре, куда он попадал благодаря сердобольной соседке тете Дусе. Женщина была котроллером, и позволяла Саве бесплатно проходить почти на все сеансы. Сидя перед экраном, парень не сводил с него восторженных глаз, он как будто впитывал в себя все, что там происходило. В такие моменты он становился другим человеком, появлялось ощущение счастья, которое хотелось продлить на всю жизнь. Именно в это время появилась мечта стать артистом.
Окончив школу, Савелий Крамаров пошел реализовать свою юношескую мечту. Он сдал документы в театральный вуз, но испытания не прошел. У него появилась идея стать адвокатом, как отец, но сыну врага народа дверь в юридический была закрыта наглухо. Тогда он прислушался к совету дяди, и стал студентом факультета озеленения столичного лесотехнического института. Но о своей мечте парень не забыл, и после первого курса института попробовал свои силы в театральной студии, носившей символическое название «Первый шаг». Претендентов на место было очень много, но Савелий сумел поступить с первой попытки.
Диплом об окончании института Крамаров получил в 1958-м, и сразу устроился на работу по специальности озеленитель. А душа по-прежнему жаждала большего, он понял, что нужно начинать что-то менять в своей жизни, и ушел с работы.
Фильмы
Крамаров понимает, что продвигаться придется самостоятельно, и предпринял решительные шаги. Первым делом он отправил свои фото по всем киностудиям Советского Союза, и стал ждать результата. Вскоре ответ пришел, его пригласили на съемки фильма «Им было по девятнадцать». Роль была незначительной, но именно она дала старт кинематографической биографии будущего великого артиста Крамарова.
Более заметной работой в карьере Савелия стала картина «Ребята с нашего двора», где ему пришлось перевоплотиться в Ваську Ржавого. После этого буквально сразу пришло новое предложение, на этот раз он тоже стал хулиганом Пименовым в фильме «Друг мой, Колька!». И после выхода этой картины Крамарова наконец-то заметили, и оценили его талант. Спустя много лет, Савелий Викторович скажет, что именно этот персонаж его самый любимый и лучший, за всю долгую творческую жизнь.
Первый грандиозный успех пришел к актеру после проката ленты «Неуловимые мстители». И хоть его роль была очень незначительной, и мелькнул он только в одном из эпизодов, но именно она принесла ему всенародную любовь. Чего только стоила одна его фраза «И мертвые с косами стоят…» — она сразу ушла в народ.
В 1967 году актера пригласили в труппу Театра миниатюр. Он согласился, и некоторое время выступал на его подмостках. Но артист понимает, что настоящая популярность ждет его в кинематографе, а не в театре. 70-е годы стали пиком его популярности, и актер решился снова попробовать поступить в театральный вуз. В 1972 году Крамаров пополнил ряды студентов актерского факультета ГИТИСа. Он уже имел диплом, был на пике популярности, но ни в одном театре для него места не нашлось.
У Савелия Крамарова была очень специфическая внешность, благодаря которой было легко и одновременно трудно найти себе работу. С его внешними данными о роли главного персонажа можно было не мечтать, особенно в советские времена. Самая большая роль, которую он сыграл в кино, был Федя Ермаков, вор-рецидивист из комедии «Джентльмены удачи». Фильм сразу вошел в разряд культовых, и принес всем актерам славу и признание. И снова фразы крамаровского героя разошлись на цитаты, которые использовались повсеместно.
Эта картина стала очень успешной в карьере Савелия. После ее проката артист начал получать приглашения на съемки регулярно. И он начал более придирчиво относится к предложениям, даже отказывался от некоторых. Он отказался и от роли Петрухи в ленте «Белое солнце пустыни», а потом сильно жалел о своем решении.
Потом Крамаров дважды снимался в картине «Двенадцать стульев». В ленте, которую снял Гайдай, Савелий сыграл одноглазого председателя шахматного клуба, а в одноименном фильме режиссера Захарова перевоплотился в слесаря-интеллигента Полесова.
Крамаров стал невероятно популярным. Он получил официальное разрешение купить иномарку – «Фолькваген-жук» белого цвета, на которой разъезжал по столичным улицам.
В 1974-м Крамаров стал Заслуженным артистом РСФСР, и когда журналисты спрашивали его, как он планирует свою дальнейшую карьеру, то он сказал, что собирается стать народным. Но эти планы остались только в мечтах.
Эмиграция
Слава и всенародная любовь не вскружили голову великому артисту. Он становился взрослее, мудрее, и все чаще задумывался о смысле жизни, философии и вере. По национальности он был еврей, и стал остро чувствовать свое одиночество, когда остался в Союзе один. Его дядя, единственная родная душа, уехал в эмиграцию в Израиль. Савелий полностью изменил свой образ жизни, и это вызывало непонимание, а иногда и осуждение его окружения. Он занимался йогой, перешел на сыроедение и вегетарианство, ходил на службу в синагогу. Согласно вере, у иудеев суббота выходной день, поэтому он отказывался от съемок в эти дни. И как результат, его уже не засыпают предложениями, а вскоре и вовсе перестали приглашать.
Савелию Крамарову стало понятно, что без вмешательства власти тут не обошлось. Он решается на эмиграцию и подает документы в соответствующие органы. Причиной он назвал желание воссоединиться с родным дядей. Но внезапно получил отказ. В то время существовали правила, если артист эмигрирует, то все фильмы, в которых он был задействован, должны быть сняты с проката. А фильмография Савелия Крамарова насчитывала более четырех десятков картин, причем они были очень популярными.
В 1981-м Крамаров и Левенбук сочинили послание, которое назвали «Письмо Президенту США Рейгану», в котором рассказали о своей незавидной судьбе. Это письмо прозвучало на волне «Голос Америки», и только после этого Крамарову разрешили уехать. В октябре 1981-го он оказался в Лос-Анджелесе.
Его приютил у себя актер Илья Баскин, его партнер по фильму «Большая перемена». Вскоре Крамаров снял квартиру в этом же районе. Крамарова и Баскина пригласили на съемки картины «Москва на Гудзоне», в которой Савелий стал Борисом из КГБ. Финальная сцена ленты снималась на улице, и за спиной актера находился лоток, на котором красовались хот-доги. В России немедленно подхватили эту информацию, и пустили слух, что известный советский актер стал в Америке обычным продавцом сосисок и гамбургеров.
Как актер, Крамаров был постоянно задействован лучшими студиями Америки. Работа у него была постоянно, он снялся во многих проектах, но по-прежнему во второстепенных ролях.
Савелию предложили работу в фильме «2010», где он должен был стать советским летчиком-космонавтом. По сценарию, актер должен был сыграть такого себе простоватого и глуповатого персонажа, но Крамаров не согласился, и пытался всем доказать, что советские космонавты никогда не были идиотами, туда берут только смелых людей с исключительными способностями.
После этого у него было много проектов, среди которых можно особо отметить фильмы «Вооружен и опасен», «Возвращение Моргана Стюарта», «Красная жара». Савелий Крамаров, один единственный из всех эмигрантов состоял в Гильдии киноактеров. Он выходил на съемочную площадку с прославленными западными артистами, сотрудничал с Уоррен Битти и Робин Уильямс.
Личная жизнь
В личной жизни артиста всегда было много женщин, но он стремился найти ту единственную, с которой бы счастье было полным. И он ее нашел, но, к сожалению, слишком поздно, всего за год до своей смерти.
Савелий Крамаров с женой
Первой женой Савелия Крамарова стала однокурсница Людмила. Они быстро оформили свои отношения, и так же быстро расстались. Потом артист встретил архитектора Марию, которая тринадцать лет была его гражданской женой. Савелий называл ее святой женщиной, и признавался, что чувствует вину перед ней.
В 1986-м в личной жизни артиста снова случились перемены. Он официально женился на женщине по имени Марина, в браке с которой родился единственный ребенок Крамарова – дочка Бенедикта, которую назвали в честь матери актера. В 1988-м, когда Басе исполнился год, Марина бросила Крамарова, и уехала с дочерью в Лас-Вегас.
Савелий Крамаров с дочкой
Свой единственный идеал женщины актер встретил за год до смерти. Ею стала Наталья Сирадзе, с которой он вступил в брак в октябре 1994-го. Избранница была моложе на 21 год, но именно она смогла сделать его счастливым.
Болезнь и смерть
В Россию Крамаров смог приехать только после развала СССР. В 1992 году он получил приглашение, и стал почетным гостем фестиваля «Кинотавр». Следующее посещение родины состоялось в 1994 году, незадолго до его смерти.
Фото: Могила Савелия Крамарова
Савелий Крамаров оставался очень востребованным до последних дней. Буквально за год до смерти его позвали в очень перспективный проект, он дал согласие. Но доктора поставили неутешительный диагноз – онкология. Савелия Крамарова не стало 6 июня 1995 года. Это случилось в одной из клиник города Сан-Франциско. Местом упокоения актера стало еврейское кладбище «Холмы Вечности» в Колме. В октябре 1997-го могилу артиста украсил памятник, авторами которого были Михаил Шемякин и Вячеслав Бухаев.
Избранная фильмография
- 1960 — Прощайте, голуби
- 1962 — Ход конём
- 1965 — Чрезвычайное поручение
- 1966 — Неуловимые мстители
- 1966 — Формула радуги
- 1966 — Чёрт с портфелем
- 1967 — Звёзды и солдаты
- 1968 — Трембита
- 1971 — 12 стульев
- 1975 — Афоня
- 1976 — 12 стульев
- 1978 — Живите в радости
- 1984 — Москва на Гудзоне
- 1988 — Красная жара
- 1993 — Настя
- 1994 — Любовная история
Ссылки
- Как умирал Савелий Крамаров…
- Савелия Крамарова вогнал в могилу здоровый образ жизни
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Крамаров.
Саве́лий Ви́кторович Кра́маров (13 октября 1934, Москва, РСФСР, СССР — 6 июня 1995, Сан-Франциско, штат Калифорния, США) — советский, американский и российский киноактёр, заслуженный артист РСФСР (28 марта 1974).
Биография[править | править код]
Родился 13 октября 1934 года в Бауманском районе Москвы в еврейской семье. Отец — Виктор Савельевич Крамаров (1900—1951), родом из Черкасс, выпускник юридического факультета Киевского университета, после окончания аспирантуры был принят в московскую коллегию адвокатов, арестован НКВД в 1938 году и осуждён на 8 лет ИТЛ[2]. После освобождения из УСВИТЛАГа в 1946 году после первого тюремного заключения он был направлен на поселение в Барнаул, потом — в Бийск (работал юрисконсультом в конторе по заготовке зерна «Заготзерно»)[3], где в 1949 году был повторно арестован и 18 июля 1950 года выслан сроком на 5 лет в Туруханск; работал дворником[4]. Здесь 28 марта 1951 года он покончил с собой[5]. Мать, Бенедикта (Бася) Соломоновна Волчек (1910—1950), скончалась от рака, когда сыну было 16 лет. Его взял на попечение родной дядя — Леопольд Соломонович Волчек, его сестра Татьяна (род. 1930) переехала к дяде со стороны отца во Львов[6][7].
Окончив школу, пытался поступить в театральный институт, но не был принят. Чтобы продолжить образование, поступил на факультет озеленения в Московский лесотехнический институт. Учась в институте, в 1954 году поступил в театральную студию «Первый шаг» при Центральном доме работников искусств.
Окончив Лесотехнический институт в 1958 году, С. В. Крамаров некоторое время работал по специальности. Решив бросить работу, разослал свои фото по всем киностудиям страны, и на одно письмо пришёл ответ. С этого началась его актёрская карьера. Настоящий успех пришёл к нему после фильма «Неуловимые мстители», фраза его героя «А вдоль дороги мёртвые с косами стоять… И — тишина!» стала крылатой[8].
В 1967 году его пригласили на работу в Театр миниатюр. Он много снимался в кино и к началу 1970-х годов был одним из самых популярных комедийных актёров страны, снялся в роли Петро, в советской музыкальной кинокомедии 1968 года «Тремби́та» по мотивам одноимённой оперетты Юрия Милютина, лидер проката 1969 года. В 1971 году снялся в самой известной своей роли — Косой в фильме «Джентльмены удачи». Предложения сниматься после этой роли посыпались одно за другим. Не успевал он отсняться в одной ленте, как на экран уже выходила другая. Актёр даже стал отказываться от некоторых, на его взгляд, недостойных приглашений. Потом простить себе не мог, что упустил роль Петрухи в «Белом солнце пустыни» — не разглядел талантливого режиссёра и перспективный сценарий.
В 1972 году он поступил в ГИТИС на актёрский факультет. Но, закончив ГИТИС, он так и не был принят в труппы ни одного советского театра. В ГИТИСе он познакомился со своей первой женой — однокурсницей Людмилой. Она позже рассказывала, что её очень рассмешил номер с роялем. Но их брак длился совсем недолго. Потом встречался с архитектором Марией Шатинской. С ней актёр расписан не был, но вместе они прожили тринадцать лет. Он нравился ей своей чистотой и наивностью, увлечённостью любимым делом. Они стали жить вместе. Маше нравилось, что он серьёзно заботился о своём здоровье: не пил, не курил, ел пищу без соли, без острых подлив, ложился спать строго по заведённому расписанию.
В советском кино он стал настоящей звездой. Дурашливая внешность и помогала, и мешала. Стоило появиться на экране его физиономии — и зритель готов был смеяться. В 1974 году он стал заслуженным артистом РСФСР. Как-то на вопрос о планах на будущее актёр с присущим ему юмором ответил:
«Буду копить на народного!»[8].
Эмиграция в США[править | править код]
Круг общения и его дядя, эмигрировавший в Израиль, сделали актёра человеком с сомнительными для Советского Союза связями, что было равнозначно концу карьеры[9]. Кроме того, он начал заниматься йогой, стал в значительной мере религиозным человеком, посещал синагогу и отказывался от съёмок в субботу[10]. Его стали снимать всё реже, а в последние три года перед отъездом и вовсе перестали предлагать роли.
Актёр подал документы на эмиграцию в Израиль, аргументируя тем, что там у него единственный родной ему человек — дядя, но Крамарову отказали в выезде из СССР. Ведь он снялся более чем в сорока фильмах, и в случае его эмиграции все эти картины по принятым тогда правилам должны были «положить на полку»[11].
Из страны актёра не выпускали, но и работать по специальности он не мог. В 1981 году вместе с Александром Левенбуком он написал письмо президенту США Рональду Рейгану, назвав его «Как артист артисту», в котором откровенно жаловался на свою судьбу. Письмо несколько раз прочитали в эфире радиостанции «Голос Америки».
Уважаемый господин президент Рональд Рейган! Обращается к вам популярный в Советском Союзе киноартист Савелий Крамаров. Я не переоцениваю свою известность. Стоит вам, гуляя с супругой по Москве, спросить у любого москвича, у любой старушки, даже если вам её подставят и она окажется агентом КГБ, знает ли она Савелия Крамарова, то она обязательно откроет рот (даже будучи чекисткой) и скажет: «А как же?! Смешной артист! Много раз смотрела фильмы с его участием. Кого он только не играл!..»… Старушка, кем бы она ни была, даже министром культуры, скажет вам правду, но не всю. Действительно, зрители до сих пор смеются над героями моих фильмов, но лично мне самому сейчас не до смеха. Я не умираю с голоду, но не одним хлебом жив человек. И хотя хлеб у нас с вами разный и питаемся мы по-разному, но мы оба любим творчество и не можем жить без него. Поэтому помогите мне обрести в вашей великой стране возможность работать по специальности…
В итоге его все-таки выпустили и он покинул СССР 31 октября 1981 года с документами на выезд из СССР в Израиль, но доехал лишь до Вены — в то время между СССР и Израилем не было прямого сообщения, поскольку СССР в 1967 году разорвал дипломатические отношения с Израилем после Шестидневной войны. В Вене его встретил импресарио Виктор Шульман, который организовал его гастроли в Европе, Америке, Австралии, Израиле, Японии.
В США он обосновался в Лос-Анджелесе у своего старого знакомого — Ильи Баскина, с которым снимался ещё в «Большой перемене». Некоторое время жил у него, потом арендовал квартиру рядом. И уже через год они вместе снялись в драме «Москва на Гудзоне». Он сыграл роль работника КГБ Бориса. В финале Борис появлялся на экране за лотком с хот-догами. Эта сцена позволила на родине артиста говорить, что актёр в Америке стал торговать сосисками.
Вскоре он снялся в фильме «2010: год вступления в контакт», где сыграл советского космонавта Владимира Руденко. От актёра требовали большей шаржированности образа, а он сопротивлялся, утверждая, что в СССР космонавтами могут стать только отважные и образованные люди, но никак не идиоты.
Потом были съёмки в фильмах «Вооружён и опасен», «Возвращение Моргана Стюарта», «Красная жара». Актёр вступил в Гильдию киноактёров США, что для эмигрантов — большая удача, у него появился свой агент. Как и в России, его появление на съёмочной площадке встречалось доброй улыбкой. Гонорары позволили ему приобрести дом в Санта-Монике, на берегу Тихого океана[12].
В 1992 году актёр вновь приехал в Россию как почётный гость кинофестиваля «Кинотавр»[13]. Второй раз в Россию он приезжал за год до смерти, в 1994 году[14].
Болезнь и смерть[править | править код]
Актёр был готов играть в Америке серьёзные роли и вскоре получил бы такую возможность: его утвердили на роль в одном из фильмов без кинопробы, но у него был обнаружен рак[13]. Он был суеверным человеком и больше всего боялся смерти, причём больше всего он боялся заболеть именно раком. Он уделял своему здоровью большое внимание — совершал голодовки и занимался очищением организма. В его рационе была только здоровая еда, он делал регулярные пробежки и занимался плаванием, не употреблял алкоголь, не принимал лекарства.
В январе 1995 года он почувствовал боль в левой стороне живота. Несколько дней актёр терпел, а потом отправился к врачу. У него обнаружили рак сигмовидной кишки. 2 февраля 1995 года ему была удалена опухоль, также он прошел большой курс химиотерапии[15], что отрицательно сказалось на его организме. У него случилось осложнение: полостная операция привела к эндокардиту. Последовал тромбоз, затем инсульт, началась борьба за его жизнь, однако медицина оказалась бессильной[11].
Скончался 6 июня 1995 года на 61-м году жизни в одной из клиник Сан-Франциско от второго инсульта. Похоронен на еврейском мемориальном кладбище «Холмы Вечности» (англ. Hills of Eternity Cemetery) в городке Колма (округ Сан-Матео) близ Сан-Франциско[13]. 12 октября 1997 года на могиле был установлен памятник, созданный Михаилом Шемякиным и Вячеславом Бухаевым[13][16][17].
Личная жизнь[править | править код]
Фактически Савелий Крамаров был женат трижды.
Первой женой была однокурсница Людмила из ГИТИСа, брак распался.
Потом встречался с Марией Шатинской, архитектором. С ней Крамаров прожил тринадцать лет. Их дочь умерла во младенчестве. Впоследствии, вспоминая Машу, он говорил, что она святая женщина и что он очень перед ней виноват[18].
В 1986 году женился во второй раз, жена Марина Зборовская родила дочь, названную в честь матери Крамарова — Батия (англ. Batia Beverly “Basika” Kramarov, в замужестве Хеллер, род. 1988)[19][20], по домашнему — Бася (англ. Basika Kramarov). Через год после её рождения Марина уехала с дочерью в Лас-Вегас. Дочь одно время была занята в модельном бизнесе (как Басика Крамаров), впоследствии стала бухгалтером.
Последней женой стала Наталья Сирадзе, на 21 год моложе его, они поженились в октябре 1994 года, с ней Крамаров прожил полгода до смерти[21].
В Москве до эмиграции в США жил на 1-й Хуторской улице, дом 9/55, корп. 21 (ныне – дом 8, корп. 2); на 2-й Мещанской улице; на Большой Почтовой улице, дом 18/2 [22].
Актёрская манера[править | править код]
Крамаров был ярким самобытным актером-комиком конца 1960-х — начала 1970-х годов. Выигрышная внешность (косоглазие, приятная улыбка во всё лицо), мощный комедийный темперамент, врождённое актёрское мастерство, обаяние, мимика и подвижность тела позволяли ему создавать многочисленных комических отрицательных персонажей, смешных в своей нелепости и глупости. Для него была характерна гротескная манера исполнения. Его герои всегда были обаятельны и при всех своих недостатках, в сущности, безобидны. Он был ярким представителем советской сатиры. Любой, в том числе неюмористический текст актер умел произнести и обыграть так, что это вызывало смех и аплодисменты.
Главной его киноролью по праву можно считать роль вора-рецидивиста Феди Ермакова из фильма Александра Серого «Джентльмены удачи» (1971). Он показывал человека не злонамеренного от природы, не до конца испорченного, но ставшего преступником в силу собственной неразвитости, несамостоятельности. Для Феди ещё не всё потеряно: видно, как детсадовский воспитатель, воплощённый актёром Евгением Леоновым, помогал Феде делать существенные шаги к исправлению. В этом фильме он вписался в ансамбль мастеров комедии — Евгения Леонова, Георгия Вицина. Фильм имел большой успех, многие фразы из него, в том числе фразы Феди, стали крылатыми.
Он участвовал в обеих экранизациях романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», сыграв у Леонида Гайдая одноглазого председателя васюкинского шахматного клуба, а у Марка Захарова — «слесаря-интеллигента» Полесова. Также сыграл дьяка Феофана в знаменитой комедии Леонида Гайдая “Иван Васильевич меняет профессию” (1973).
Фильмография[править | править код]
- 1959 — Ребята с нашего двора — Васька Ржавый, хулиган
- 1960 — Им было девятнадцать — солдат Петькин
- 1960 — Прощайте, голуби — Васька Коноплянистый, хулиган
- 1961 — Друг мой, Колька! — Вовка Пименов (Пимен), хулиган
- 1961 — Приключения Кроша — Ивашкин, шофёр
- 1962 — Без страха и упрёка — Светик Савёлов (Сова)
- 1962 — Бей, барабан! — «Мусью»
- 1962 — На семи ветрах — солдат патруля / раненый боец в госпитале
- 1962 — Ход конём — Колька Лопатин
- 1963 — Первый троллейбус — тунеядец, Колин сосед
- 1963 — Суд идёт! — Трофим
- 1964 — Сказка о потерянном времени — Вася-дедушка
- 1965 — Бывает и так (новелла «Скелет Аполлона») — Весёлкин
- 1965 — Город мастеров — Клик-Кляк (озвучивает Георгий Штиль)
- 1965 — Дорога к морю — начальник мореходки
- 1965 — На завтрашней улице — Матвейчук
- 1965 — Тридцать три — Родион Хомутов, поэт-графоман
- 1965 — Чрезвычайное поручение — анархист
- 1966 — Баллада о Чердачнике
- 1966 — Формула радуги — Вася, пьющий отдыхающий
- 1966 — Знакомство — Санька
- 1966 — Красное, синее и зелёное — регистратор ЗАГСа
- 1966 — Неуловимые мстители — Илюха Верехов (Косой), «бурнаш»
- 1966 — Товарищ песня (новелла «Песня на рассвете») — радист
- 1966 — Чёрт с портфелем — Петя Лихов
- 1967 — Звёзды и солдаты — Савва, белоказак
- 1968 — Улыбнись соседу — артист
- 1968 — Гроза над Белой — разведчик
- 1968 — Золотые часы — Ткаченко
- 1968 — Новые приключения неуловимых — Илюха Верехов, конвоир
- 1968 — Трембита — Петро
- 1969 — Похищение — Паша Ветченко
- 1970 — Смеханические приключения Тарапуньки и Штепселя — болтливый водитель «ГАЗика»
- 1970 — Тайна железной двери — гитарист Зайцев
- 1970 — Светофор — пешеход-нарушитель с авоськой
- 1971 — 12 стульев — одноглазый председатель шахматной секции в Васюках
- 1971 — Джентльмены удачи — Фёдор Петрович Ермаков (Косой)
- 1971 — Звёзды не гаснут — солдат Андреев
- 1971 — Терем-теремок (фильм-спектакль) — Кравцов
- 1971 — Держись за облака (Венгрия, СССР) — слуга с зонтиком
- 1972 — Большая перемена — Пётр Тимохин
- 1972 — Золотые рога — Сундук, злой разбойник
- 1973 — Эта весёлая планета — изобретатель Прохор («Вечный двигатель»)
- 1973 — Иван Васильевич меняет профессию — Феофан, дьяк Посольского Приказу
- 1973 — Новые приключения Дони и Микки — хулиган Кеша (озвучивает Вячеслав Невинный)
- 1974 — Большой аттракцион — Сеня, помощник Бубенцова
- 1974 — Звезда экрана — шофёр Гриша / эсэсовец в массовке
- 1974 — Бенефис Веры Васильевой (фильм-спектакль) — камео
- 1974 — Бенефис Савелия Крамарова (фильм-спекакль) — камео
- 1975 — Афоня — Егоза, друг детства Афони
- 1975 — Ау-у! (новелла «Что наша жизнь?! или Что наша жизнь?!») — Вася (герцог Луазье), актёр театра
- 1975 — Не может быть! (новелла «Свадебное происшествие») — Серёга, друг Завитушкина
- 1975 — Соло для слона с оркестром — униформист Лопухов
- 1975 — Бенефис Ларисы Голубкиной — камео
- 1976 — 12 стульев — Виктор Михайлович Полесов, слесарь-интеллигент
- 1976 — Мама — Волчонок
- 1977 — Мимино — подсудимый с «хорошими глазами»
- 1977 — Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика (ТВ) — камео
- 1978 — Живите в радости — Леонтий Маркелович Федырин (Бацилла), жулик
- 1978 — Новые приключения капитана Врунгеля — Свирепый Гарри, агент-гангстер
- 1978 — По улицам комод водили / новелла «Экзамен» — профессор
- 1984 — Москва на Гудзоне / Moscow on the Hudson — Борис, человек из КГБ
- 1984 — 2010 космическая одиссея / 2010: The Odyssey Continues — доктор Владимир Руденко, советский космонавт
- 1984 — Оступившийся парень / The Fall Guy (серия «Olympic Quest») — водитель такси
- 1986 — Вооружён и опасен / Armed and Dangerous — Олаф, работник охранной фирмы
- 1987 — Двойной агент / Double Agent — Юрий
- 1987 — Домашняя война / Morgan Stewart’s Coming Home — Иван Ильич Виндиков, дворецкий Стюарта
- 1988 — Красная жара / Red Heat — Григорий Мазурский, связной
- 1989 — Танго и Кэш — владелец машины
- 1993 — Настя — Косой, вор-домушник, «южнокорейский спонсор» (камео персонажа из «Джентльменов удачи»)
- 1993 — Русский бизнес — дядя Вася
- 1994 — Любовная история / Love Affair — русский матрос-телефонист
Документальные фильмы[править | править код]
- 2004 — Савелий Крамаров. Джентльмен удачи
- 2008 — Голливуд. Русская дорожка
Память[править | править код]
В 2004 году в США и России вышел документальный фильм «Савелий Крамаров. Джентльмен удачи», посвящённый жизни и творчеству Крамарова. Автор сценария и продюсер — российский и американский тележурналист Михаил Файнштейн. В картине принимали участие коллеги и близкие друзья актёра: Наталья Сирадзе, Марк Розовский, Татьяна Сорокко, Серж Сорокко, Илья Баскин, Пол Мазурски, Александр Левенбук, Виктория Токарева, Наталья Фатеева, Константин Райкин, Олег Видов, Дэвид Гамбург и другие[23]. Картина была выдвинута на соискание премии российской телеакадемии «ТЭФИ»[24].
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 Find a Grave (англ.) — 1995.
- ↑ А вдоль дороги мёртвые с косами стоят..
- ↑ Вдова Савелия Крамарова: «Савик был уверен, что его сглазили»
- ↑ Крамаров жил на Алтае
- ↑ Свидетельство о смерти В. С. Крамарова
- ↑ Кто есть кто в мире
- ↑ Русский комик и еврей-ортодокс
- ↑ 1 2 Чтобы получить разрешение на выезд из СССР, Савелий Крамаров написал письмо президенту США Рональду Рейгану, fakty.ua.
- ↑ Неизвестный бенефис. Савелий Крамаров. Телеканал «Россия»
- ↑ Сичкин Б. «Мы смеёмся, чтобы не сойти с ума»
- ↑ 1 2 Сердцеед Савелий, «Вечерняя Москва», № 192 (23990) от 12.10.2004. (недоступная ссылка с 21-05-2016 [1674 дня])
- ↑ Савелий Крамаров — о жизни всенародно любимого советского комика. dorognoe.ru.
- ↑ 1 2 3 4 Russia-IC / People / Culture & Art / K / Saveli Kramarov (англ.). Дата обращения: 26 февраля 2013.
- ↑ «Все! Кина не будет!»: как сложилась жизнь Савелия Крамарова в США. forumdaily.com.
- ↑ Известные Россияне болели раком. mcpoz.ru.
- ↑ robert brizel. Savely Kramarov (October 30, 2005). Дата обращения: 26 февраля 2013.
- ↑ SARAH COLEMAN. Gravestone a fitting monument to comic actor’s life (October 17, 1997). Дата обращения: 26 февраля 2013.
- ↑ Любимец миллионов Савелий Крамаров
- ↑ Engagements (March 2013): Basika Kramarov and Benjamin Heller
- ↑ Roza Zborovsky Obituary
- ↑ Крамаров Савелий Викторович, сайт «Актёры советского и российского кино».
- ↑ Крамаров Савелий Викторович // Московская энциклопедия. / Гл. ред. С. О. Шмидт. — М., 2007—2014. — Т. I. Лица Москвы: [в 6 кн.].
- ↑ Савелий Крамаров. Джентльмен удачи. 1 Первый канал
- ↑ Савелий Крамаров. Джентльмен удачи (отечественный, документальный, 2004). сайт Smotriru.com
Литература[править | править код]
- Капков С. В. Короли комедии. — М.: Алгоритм, 2003. — 400 с. — ISBN 5-9265-0095-8. Содержание: Сергей Антимонов, Рина Зелёная, Сергей Филиппов, Людмила Шагалова, Михаил Пуговкин, Тамара Носова, Гликерия Богданова-Чеснокова, Александр Демьяненко, Светлана Харитонова, Савелий Крамаров, Михаил Светин, Инна Ульянова, Александр Пятков.
- Раззаков Ф. И. Незабываемый «Косой» — Савелий Крамаров. // Раззаков Ф. И. Самый добрый клоун: Юрий Никулин и другие… — М.: Эксмо, 2012. — 416 с., ил. — (Серия «Книги Ф. Раззакова о великих артистах»). — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-53770-9. — С. 360—382.
- Мягкова Л. Операция «Ы» и другие приключения Вицина, Никулина и Моргунова. — М.: Алгоритм, 2014. — 288 с. — (Великие шутят). — ISBN 978-5-4438-0762-1. Содержание: Борис Андреев, Георгий Вицин, Савелий Крамаров, Евгений Леонов, Георгий Милляр, Евгений Моргунов, Юрий Никулин.
Ссылки[править | править код]
- После отъезда Савелия Крамарова из СССР его звание Народного артиста аннулировали, а фамилию вымарали из титров // Бульвар Гордона
- Об отце Крамарова Викторе Савельевиче. Детские фотографии /вебархив/
- Юрий Дружников. Воспоминания о Савелии Крамарове на своём сайте
- д/ф «Савелий Крамаров… Чтобы помнили», 1.08.2009
- Эмигрировал и умер от рака: зачем Крамаров бежал в США (85 лет назад родился Савелий Крамаров) // Газета.Ru, 13.10.2019