Кончаловский биография личная жизнь
Андрей Кончаловский — биография
Андрей Кончаловский отснял ряд фильмов на территории РФ, а также покорил Голливуд.
Гениальный кинорежиссер Андрон Кончаловский за свои года представил публике 27 фильмов, написал 34 сильных сценария и организовал 8 спектаклей. Кроме этого, он подарил много любви большому количеству женщин.
Андрон Кончаловский, который в младенчестве носил имя Андрей Сергеевич Михалков, родился в Москве 20 августа 1937 года. Его отец был писателем под именем Сергей Михалков, а мама — поэтесса Наталья Кончаловская.
Фото: Андрей Кончаловский
Также женщина известная, как лучшая переводчица. Отец прославился знаменитым рассказом о дяде Степе, а также трудился над созданием гимнов для РФ и прошедшего СССР. Андрон также имеет младшего родного брата Никиту Михалкова — известного актера и кинематографа.
Андрей в самом начале своей режиссерской биографии решил именовать себя Андроном и принял одновременно фамилию от отца и матери — Михалков-Кончаловский. После смерти папы он окончательно заявил, что будет носить только фамилию своей мамы.
Детство Андрона
В детстве родители видели талант мальчика в области музыки, поэтому наряду со средним образованием, Андрей обучался в музыкальной школе. После он пошел дальше и поступил в Музыкальное училище. А в 1957 году решил пройти обучение в высшем музыкальном заведение Москвы, но так его и не окончил.
Фото: Андрей Кончаловский в молодости
Интерес Андрея к музыке совсем пропал и он почувствовал желание заняться режиссурой. Поэтому он поступает в ВГИК на режиссерский факультет и успешно его оканчивает в 1964 году.
Начало большой карьеры
Будучи еще студентом, Андрей потрудился над фильмом «Мальчик и голубь». Это был его первый фильм, который получил награду «Бронзовый лев» на венецианском фестивале, посвященный детским фильмам. Во время обучения для Андрея хорошим другом стал Тарковский Андрей. Вместе с ним будущий режиссер написал несколько сценариев: «Андрей Рублев», «Каток и скрипка» и другие.
В 60-е года каждый фильм подвергался серьезной критики, поэтому получить доступ для его показа широкой аудитории было не просто. Но Кончаловский решил попробовать. Он написал сценарий «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». В съемках участвовали только начинающие артисты. Но из-за серьезной цензуры выпустить кино на экраны не удалось. Но спустя 20 лет у Андрея получилось восстановить и пустить фильм в прокат.
Следующие картины получили признание и одобрение у критиков, поэтому их могли видеть практически сразу после завершения съемок. В 1970 в прокат вышел фильм «Дядя Ваня», собравший легендарных актеров. Это были Сергей Бондарчук и Иннокентий Смоктуновский.
Международное признание Кончаловский получил после съемки фильма «Романс о влюбленных». За картину режиссер получил Гран-при в 1974 году. Оценили также мелодраму «Сибириада» и этот мини-сериал также одержал Гран-при на Каннском фестивале.
Покорение Голливуда
Андрон в 1980 году получил звание Народного артиста РСФСР и в это же время он решил покинуть страну. Режиссер держал путь в США. Разумеется нового талантливого человека Голливуд не принял объятьями. Но несмотря на «холод» Кончаловский смог покорить артистов и публику Штатов. В США режиссер-сценарист отснял ряд известных фильмов: «Дуэт для солистки», «Гомер и Эдди», «Поезд-беглец» и другие. Каждая из представленных картин принесла Кончаловскому ряд наград.
Новой ступенькой в биографии Андрона было сотрудничество со знаменитыми актерами, как Сильвестр Сталоне или Курт Рассел. С участием звезд кино в 1989 году он снял настоящий боевик «Танго и Кэш». На этом работа в Соединенных Штатах была окончена и Андрон отправился назад в Россию. Частично такой шаг объяснялся неудовлетворенностью режиссера, поскольку он разочаровался в американском кино.
Труды на родине
Как только Кончаловский оказался в России он сразу принялся за съемки новых картин. Также режиссер решил отснять продолжение истории про Асю, мечтающей выйти замуж.
Для режиссера 1997 год оказался очень плодотворным. В этом году он снял дорого фильм «Одиссей» (40 млн. $). Картина была удостоена премии «Эмми», и Андрон слышал много положительных слов от критиков в свой адрес.
В 2002 году Кончаловский приглашает сняться в своем фильме Брайна Адамса. Он планировал отснять экстравагантную картину «Дом дураков», где музыкант представал в качестве камея. Также в этой картине снималась новая жена Андрея Юлия Высоцкая.
В 2007 мир увидел еще один фильм, получивший всеобщее признание — «Глянец». В это время Андрей снимает фильм в формате 3D о Щелкунчике и Крысином Короле. В 2009 году Кончаловский получает премию «Оскар» за трогательную картину «Последнее воскресенье».
Свой вклад в творчество РФ Андрей вносит не только в виде кино, но также участвует в организации постановок. За время карьеры он трудился над рядом пьес: «Война и мир», «Три сестры», «Король Лир», «Пиковая дама» и другие оперы.
Одной из последних и знаменательных работа Андрея является фильм «Рай», где снимается Юлия Высоцкая. Она исполнила главную роль и была эмигранткой, которая попала в руки фашистов. Актриса достойно отыграла и многие считают, что участие в фильме станет началом ее кинокарьеры. На Венецианском кинофестивале состоялся анонс фильма и Андрей получил первую награду, как режиссер картины.
Другая деятельность
С 2003 года Андрей принимал участие в телевещании. Он стал советником генерального директора телекомпании НТВ и участвовал в формировании сетки вещания. А в 2005 году создал свой продюсерский центр, где работал над программами для ведущих каналов России. Одной из популярных программ Андрона является кулинарное шоу, где снимается его жена Юлия Высоцкая — «Едим дома!». Начиная с 2003 года на канале НТВ регулярно выходит серия шоу в каждое воскресное утро.
Несколько лет Кончаловский был в комитете российского Оскара, но затем его покинул. Он считает, что Оскар подобен McDonald’s, отличающийся низким качеством. Из-за этого вопроса и других общественно-политических проблем, у Кончаловского возникают разногласия с братом Никитой.
Личная жизнь
Когда парню исполнилось 17 лет, его половым воспитанием занялся отец. Учитывая дворянские традиции, он отправил Андрея к одной генеральше, которая и стала его первой женщиной. После этого он имел много связей и считает, что отношения с женщинами сделали из него настоящего мужчину. Именно любовь приносила вдохновение режиссеру, поэтому он имел немало отношений с разными женщинами. На данный момент, мужчина был женат 5 раз.
Фото: Андрей Кончаловский с семьей
В 1957 году Адрей заключил первый брак с балериной Ириной Кандит. Но их личная жизнь не продержалась долго и через два года пара рассталась. Новой женой Кончаловского стала Арибасарова Наталья. Она родила ему сына Егора, но спустя 3 года Наташа подала на развод. Причиной стала измена мужа с Беатой Тышкевич, которая была польской актрисой.
В 1969 году ловелас женится на француженке Вивиан Годэ. И снова мужчина пускается во все тяжкие и крутит романы на стороне с несколькими актрисами. Вивиан родила Кончаловскому дочь, но даже ребенок не удержал пару от развода.
Четвертой официальной женой любвеобильного Кончаловского стала Ирина Мартынова. У пары родилось 2 девочки и до нового брака Андрея прошло около 9 лет. Его пятой и настоящей женой стала Юлия Высоцкая. Она не побоялась большой разницы в возрасте (36лет) и сильного влечения мужчины к другим женщинам. С 1998 года пара в официальном браке и у них родились мальчик — Петр и девочка — Мария. Кроме официальных детей Кончаловский также заботиться о внебрачной дочери Дарьи. Несмотря ни что, Юлия и Андрей считаются идеальной семейной парой. В этом году они будут отмечать двадцатилетие совместной жизни.
Семейная трагедия
В 2013 году во Франции Андрей с дочерью попали в ДТП. Он не справился с управлением и резко выехал на встречную полосу, что привело к столкновению с другим автомобилем лоб в лоб. Мария не была пристегнута ремнем и получила серьезную травму головы. Девушка долгое время провела в коме, но врачам удалось привести ее в сознание. Длительное коматозное состояние и травма привела к тому, что девушке требуется долгое восстановление.
Супруги многое делают, чтобы их дочь смогла жить нормально жизнью. Также брат Андрея Никита часто приезжает к ним, чтобы подбодрить Машу. По словам самой Юлии, эта трагедия ясно показала, кто является их друзьями, а кто не стоит их внимания.
Избранная фильмография
- 1961 Мальчик и голубь
- 1970 Дядя Ваня
- 1991 Ближний круг
- 2002 Дом дураков
- 2007 Глянец
- 2016 Рай
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Биография Андрея Кончаловского
Андрей Сергеевич Михалков-Кончаловский – российский режиссер театра и кино, сценарист, Народный артист СССР, глава киноакадемии «Ника».
Он, как никто другой умеющий совмещать несовмещаемое, подарил отечественному кинематографу «Первого учителя», «Дворянское гнездо», «Дядю Ваню», «Романс для влюбленных», «Сибириаду» и «Дом дураков».
Результатом сотрудничества с западными коллегами стали мелодрама «Возлюбленные Марии», полицейский боевик «Танго и Кэш», фильм-катастрофа «Поезд-беглец», драма «Стыдливые люди» и другие небезызвестные ленты.
Последние на данный момент работы режиссера – «Белые ночи почтальона Андрея Тряпицына» и «Рай».
Детство и семья
Андрей Сергеевич Михалков-Кончаловский рос в без преувеличения легендарной семье дворянского происхождения. Отец Андрея – известный детский писатель и автор двух гимнов Сергей Михалков, мама, Наталья Кончаловская, – талантливая писательница, поэтесса и переводчица.
По материнской линии на генеалогическом древе режиссера присутствуют также живописец Василий Суриков, художник Петр Кончаловский и врач-клиницист Максим Кончаловский. Младший брат Андрея Сергеевича – не менее именитый режиссер Никита Михалков.
Ранние годы жизни Андрея Кончаловского были связаны с музыкой. В 1952 году он окончил Центральную музыкальную школу, спустя пять лет стал выпускником Музыкального училища при Московской консерватории. Два года (1957–1959) он учился по классу фортепиано в Московской государственной консерватории, но не окончил обучение.
Молодым человеком завладел мир кинематографа, и он стал студентом режиссерского факультета ВГИК. Его учителем стал Михаил Ромм, автор картин «Мечта», «Обыкновенный фашизм», «Девять дней одного года».
Первые работы
В студенческие годы Андрей Кончаловский снялся в небольших ролях в лентах «Суд сумасшедших», «Мне двадцать лет», «Иваново детство». Более того, он вместе с Андреем Тарковским участвовал в работе над сценарием к последней ленте. Их сотрудничество продолжалось и после.
Что касается режиссерской деятельности, то первая работа Андрея Кончаловского, курсовой проект «Мальчик и голубь», увидела свет в 1961 году. Короткометражный фильм рассказывал о мальчике, который страстно мечтает о собственной птице и готов на что угодно ради своей мечты. В главной роли снялся Николай Бурляев – это одна из первых ролей Народного артиста России. В 1962 году первый фильм Андрея Кончаловского получил приз МКФ.
«Мальчик и голубь» (1961). Первый фильм Андрея Кончаловского
А первый серьезный проект Кончаловского-режиссера – экранизация повести Чингиза Айтматова «Первый учитель». Лента о конфликте между новым временем и патриархальными устоями, происходящем в киргизской деревушке, была номинирована на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. Здесь же состоялся актерский дебют Натальи Аринбасаровой, будущей супруги Кончаловского.
Его следующий фильм, «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» с Ией Саввиной, был запрещен Госкино к показу. Слишком реалистично картина отображала быт советского колхоза со всей его нищетой и апатией. Зрители увидели этот фильм лишь 20 лет спустя и даже по прошествии стольких лет приняли его с восторгом.
Вдохновение Кончаловский черпал из фильмов японского режиссера Акиры Куросавы («Расёмон», «Семь самураев»), а также работ Федерико Феллини. У них, пор словам режиссера, была способность не только самому искренне любить своих героев, но и передавать эту любовь с экрана.
Принципы его кумиров он перенес и в свои следующие работы, снятые по мотивам классики русской литературы. «Дворянское гнездо» (1969) с Леонидом Кулагиным и Ириной Купченко продемонстрировало публике сочетание тонкого понимая сюжета, глубокой лиричности и полного погружения в мир дворянства XIX века.
Андрей Кончаловский в студии Владимира Познера
«Дядя Ваня» (1970) с Иннокентием Смоктуновским в главной роли, был включен в рейтинги лучших фильмов критиками не только в СССР, но и за рубежом. В восторге был и американский коллега Кончаловского Вуди Аллен: «Не хочу сравнивать свою работу [„Сентябрь“] с фильмом Кончаловского, сравнение в данном случае будет явно не в мою пользу: это лучший „дядя Ваня“ из всех мною виденных».
Последний фильм Андрона, который был снят в Советском Союзе, стала историческая эпопея «Сибириада» общей продолжительностью 4,5 часа. На протяжении четырех фильмов зрители наблюдали за отношениями двух враждующих крестьянских семей из тайги через призму рождения нового государства и его дальнейшей судьбы – с 20-х по 60-е годы XX века.
«Голливудский период» Андрея Кончаловского
Первый же фильм, который Кончаловский снял в сотрудничестве с заокеанскими коллегами, получил в 1983 году номинацию на премию «Оскар». Речь идет о короткометражной драме «Сломанное вишневое деревце».
А первая голливудская полнометражная работа, «Возлюбленные Марии» с Настасьей Кински в главной роли, вновь обращалась к русской литературе, а именно к рассказу Андрея Платонова «Река Потудань». К слову, именно Кински помогла Кончаловскому найти продюсера в Голливуде
Один из самых известных фильмов режиссера, «Поезд-беглец», также был снят в Америке. Примечательно, что в главной роли снимался Джон Войт, отец Анджелины Джоли. Сюжет ленты впоследствии был многократно интерпретирован другими режиссерами: машинист поезда, следующего по маршруту на Аляске, мертв, и пассажиры – среди которых двое беглых заключенных – должны его остановить. Фильм был номинирован на «Оскар» в трех номинациях («Лучшая мужская роль», «Лучшая мужская роль второго плана» и «Лучший монтаж»).
Андрей Кончаловский в «Вечернем Урганте»
Но, пожалуй, самым массовым фильмом Кончаловского стал комедийный боевик «Танго и Кэш» с Сильвестром Сталлоне и Куртом Расселом. Но из-за постоянных конфликтов на съемочной площадке: чудили актеры, ерепенился продюсер, но последней каплей стало увольнение монтажера за «эксперименты». Андрей Сергеевич покинул проект, успев отснять 80% материала. На его место пришел режиссер ленты «Пурпурный дождь» Альберт Маньоли, чей стиль столь отличался от стиля предшественника, что даже не искушенные киноманы могли определить, где заканчивается работа Кончаловского и начинается работа Маньоли.
Дальнейшая карьера
В начале 90-х Кончаловский вернулся на родину и тут же вернулся к «деревенской» тематике одной из своих первых работ. Трагикомедия «Курочка Ряба» – это та же «Ася Клячина», но 25 лет спустя, на пороге новой эпохи. Вместо нежной, воздушной девушки зрители увидели сварливую старушку, вечерами ведущую беседы с лучшим другом – курицей, несущей золотые яйца. Роль Аси в этот раз исполнила Инна Чурикова, так как Ия Саввина, главная героиня «Аси Клячиной», была возмущена сценарием и отказалась от участия.
В 2002 году режиссер выпустил новый скандальный фильм «Дом дураков», где впервые снялась его супруга Юлия Высоцкая. Как и всегда, Кончаловский очень тонко интерпретировал реалии нового времени, и снял политическое кино о психбольнице, расположенной в раздираемой войной Чеченской республике.
С участием Высоцкой были сняты также фильмы «Лев зимой» (2003) и «Глянец» (2007). Последний лег в основу клипов для певца Димы Билана на композиции «Дорогие мои москвичи» и «O Sole Mіо», которые вошли в OST к фильму.
Вышедшая в 2011 детская сказка «Щелкунчик и крысиный король», снятая Андреем Сергеевичем совместно с Великобританией и Венгрией, была жестоко раскритикована, несмотря на то, что идею экранизации сказки Гофмана Кончаловский вынашивал около сорока лет. Зрители сочли фильм чересчур мрачным для детей и слишком скучным и затянутым для взрослых.
В 2014 году режиссер представил публике ленту «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», который ценители творчества Кончаловского называли третьей частью неофициальной «деревенской трилогии», в дополнение к «Истории Аси Клячиной» и «Курочке Рябе». Фильм повествовал о жизни российской глубинки, где нет ни интернета, ни телефона, а единственной связью с внешним миром выступает почтальон. Режиссер признавался, что все характеры были списаны с реальных людей и являются результатом постоянных наблюдений. «Вдумчивое созерцание, попытка увидеть мир глазами новорожденного» – вот, по словам Кончаловского, лейтмотив этой работы. Фильм получил «Серебряного льва» 71-го Венецианского кинофестиваля.
А в 2016 году состоялась премьера драмы «Рай», которая так же, как и предыдущая работа, была удостоена «Серебряного льва». Получая премию, режиссер поблагодарил всех русских женщин за спасение еврейских детей по время Второй мировой войны – именно этому и посвящена его картина. Главную роль, русской эмигрантки Ольги, попадающий в концлагерь за свое милосердие, исполнила Юлия Высоцкая. Фильм попал в шорт-лист кинопремии «Оскар» на номинацию «Лучший иностранный фильм».
Личная жизнь Андрея Кончаловского
Когда Андрею Кончаловскому исполнилось семнадцать лет, его сексуальным воспитанием занялся отец. По дворянской традиции Сергей Михалков отправил его к знакомой генеральше, которая лишила молодого человека невинности. Первые любовные связи Кончаловского не отличались романтичностью. Однако любовниц Андрей Сергеевич вспоминает с благодарностью. Они, по его словам, сделали из него мужчину.
В середине 50-х годов Сергей Михалков познакомил сына с Ириной Кандит, дочкой приятелей, студенткой балетного училища Большого театра. Молодые понравились друг другу и стали встречаться. В 1957 году Андрей предложил девушке пожениться. Но прямо на пышном торжестве жених поколотил невесту – приревновал ее к партнеру по танцам.
Вместе Андрей и Ирина прожили всего два года. Молодая жена ушла к дирижеру Большого театра Альгису Жюрайтису. Разрыв с супругой совпал с поступлением Кончаловского во ВГИК.
А курсом младше во ВГИКе училась 18-летняя Жанна Болотова, уже успевшая появиться в фильме «Дом, в котором я живу». Пара начала встречаться, однако дальше интимных отношений не зашла. Жанна прямо спросила, женится Андрей на ней или нет, и когда получила отрицательный ответ, выскочила замуж за друга Андрона.
Вскоре Кончаловский закрутил роман с Марианной Вертинской, дочкой знаменитого певца. Впрочем, когда и она заговорила о свадьбе, режиссер вновь ретировался.
С Наташей Аринбасаровой, казашкой из балетного училища, Андрей Кончаловский познакомился, когда подыскивал актрису на роль Алтынай для фильма «Первый учитель». Девушка запала режиссеру в душу, и он понял, что если не решится жениться на ней, то даже поцеловать ее не осмелится. Решение было принято, и Андрей заговорил о свадьбе.
Наташу вызвали домой в Алма-Ату, мама невесты по телефону заявила, что Кончаловский «негодяй» и не пустила девушку на съемки. Разразился скандал, и уладить его смогло только вмешательство главы республики Динмухамеда Кунаева. Шумная свадьба состоялась в 1966 году. Наташа подарила режиссеру сына Егора (Георгий Михалков).
На Московском международном кинофестивале в Москве 1967 года Андрей Кончаловский познакомился с членом французской делегации Машей Мериль. Это была любовь с первого взгляда. Девушка, хоть и вела происхождение от русского дворянского рода Гагариных, преимущественно говорила по-французски. Впоследствии влюбленные встречались в Праге. Когда пришла пора расставаться, режиссер отдал возлюбленной пять открыток и попросил каждый месяц возвращать ему по одной. Для себя он решил, что когда придет пятая открытка, он расскажет Наталье о чувствах к другой женщине.
Но он не выдержал и рассказал о романе с Мериль уже на четвертой открытке. А на пятой открытке было написано: «У меня все хорошо. Я выхожу замуж». Девушка была беременна от Кончаловского, и, не дождавшись от него какого-либо решения, отдала себя другому и сделала аборт. Впрочем, Андрон и Маша сохранили дружеские отношения; она даже снялась у Андрея Кончаловского в «Дуэте для солиста» и сыграла Аркадину в его постановке «Чайка».
В 1967 году Кончаловский начал работать над картиной «Дворянское гнездо» по роману Ивана Тургенева. На роль Калитиной Лизы выбрали студентку вахтанговского училища Ирину Купченко. И с ней Андрон завел непродолжительный роман, продлившийся до конца работы над картиной
В 1969 году Кончаловский развелся с Наташей Аринбасаровой. Теперь его мысли занимала лишь француженка Вивиан Годэ, переводчик-востоковед. В 1969 они поженились, а год спустя Вивиан родила Андрею дочку Александру.
В 1974 году на экранах появился фильм «Романс о влюбленных» с Еленой Кореневой в главной роли. И с ней у Кончаловского завязался роман, о котором он не стал умалчивать. Андрон ушел из дома и во время съемок «Романса» жил с новой возлюбленной. Их роман продлился три года. Лену все считали гражданской женой режиссера.
Съемки «Сибириады» подарили режиссеру отношения с красавицей Натальей Андрейченко, а следующей место спутницы жизни Кончаловского заняла норвежская актриса Лив Ульман. Ее он, еще до личного знакомства, увидел во сне и уже через несколько дней прилетел на спектакль с ее участием в Осло.
После цветов и объяснений Лив приехала в Москву, жила на даче у Михалковых. После влюбленные встретились в Нью-Йорке, и даже заседали вместе в жюри Каннского фестиваля. А затем жизнь Андрона круто изменилась – он порвал с Лив и остался жить во Франции, а в 1980 году развелся с Вивиан и перебрался в Голливуд.
В Америке он какое-то время жил вместе с актрисой Ширли Мак-Лейн, которая предложила российскому режиссеру жить вместе. Андрон согласился. Многие подумали, что он сделал это ради карьеры, однако и от нее Кончаловский ушел, причем без гроша в кармане.
Интервью Андрея Кончаловского
После этого появились фильмы «Поезд-беглец» и «Дуэт для солиста», и вместе с ними три года жизни щедрого на любовь режиссера ушло на девушку по имени Ким Харрис. Расставание произошло во время съемок «Застенчивые люди». Ким даже попыталась покончить с собой, но ее спасли.
В 1987 году Андрей Кончаловский приехал в Союз как официальный гость международного кинофестиваля. На родине он нашел четвертую супругу – диктора телевидения Ирину Мартынову. Она родила режиссеру двух дочек – Наташу (1991) и Елену (1993).
Летом 1997 года Андрон случайно узнал, что у него подрастает незнакомая ему дочка, а мама ее – актриса Ирина Бразговка – бедствует. С Ириной режиссер познакомился перед отъездом в Америку, и после не видел семнадцать лет. Дочку Дашу Андрон признал сразу и отправил учиться в Америку.
На фестивале «Кинотавр-1996» в Сочи Андрей Кончаловский встретил молодую актрису Юлию Высоцкую. В 1998 году она стала пятой супругой Кончаловского. Актриса и телеведущая, которая младше супруга почти на 36 лет, родила Андрею дочку Марию (1999) и сына Петра (2003).
С тех пор режиссер счастлив в браке. За эти годы их семейную идиллию омрачили две трагедии – в 2009 году ушел из жизни Сергей Михалков, а в 2013 году Кончаловский попал в ДТП на юге Франции. Сам мужчина не пострадал, но его дочь Мария, сидевшая на пассажирском сиденье, получила черепно-мозговую травму и впала в кому. Процесс ее реабилитации продолжается до сих пор.
Андрей Кончаловский сейчас
В 2019 году режиссер совместно с итальянскими коллегами сделал попытку проанализировать фигуру Микеланджело Буонарроти и, по признанию кинокритиков, попытку весьма удачную. Съемки проходили в Италии, потрачено было более миллиарда рублей, большую часть суммы пожертвовали спонсоры. Продюсером картины выступил олигарх Алишер Усманов.
По признанию Кончаловского, на работу над фильмом о Микеланджело его вдхновило четверостишье, которое художник написал в ответ на похвалу его скульптуры «Ночь»:
Мне дорог сон, хочу я с камнем слиться,
забыть позор, утрату за утратой…
Не видеть и не ведать – вот отрада!
Утихни! Не буди! Дай сном забыться.
После этого режиссер захотел узнать его личность поближе и самне заметил, как загорелся идеей снять киноленту, в центре которой было бы не творчество, а характер художника:
Моей задачей было показать человека Ренессанса, который был гениальным художником и вместе с тем обычным человеком со своими слабостями, страхами и недостатками. На самом деле я больше заинтересован не талантом Микеланджело как таковым, а самим персонажем и его отношениями с эпохой, полной вдохновения и красоты, и в то же время кровавой и жестокой.
В ноябре 2020 года в российский прокат вышла историческая драма «Дорогие товарищи!». В этот раз режиссерский талант Кончаловского был обращен на события в Новочеркасске 1962 года. В тот год демонстрация рабочих, протестовавших из-за повышения цен, завершилась трагедией – участники были убиты по приказу Никиты Хрущева.
Картина была выдвинута на «Оскар» от России.