Клавдия половикова биография личная жизнь
На фоне всесоюзной славы Валентины Серовой на первый взгляд кажется, что карьера ее матери, актрисы Клавдии Половиковой, прошла незаметно. Но это не так! Клавдия прожила довольно длинную жизнь, большую часть из которой играла на сцене и снималась в кино.
На экране и Половикова, и Серова появились практически одновременно, в середине 30-х годов. Успех дочери Валентины был более ярким, но недолгим, а вот Клавдия снималась до самой старости, ей давались самые сложные характерные роли.
Да она и сама личностью была неординарной с жестким волевым характером, который у Половиковой сформировался с юности. Родилась она на Украине и была старшей среди других десятерых детей, которым она была вынуждена заметить мать, когда той не стало при родах.
Со своей же единственной дочерью, как и с ее вторым мужем Константином Симоновым, у Клавдии были сложные взаимоотношения. Даже тогда, когда у Симонова не получилось наладить контакт с сыном Серовой от первого брака Анатолием и тот отправился в интернат, Половикова держалась в стороне.
До поры до времени…
Клавдия Половикова в фильме «Идиот». Фото: 7days.ru
Мария Симонова, внучка актрисы и дочь Константина Симонова и Валентины Серовой, в интервью так говорила о своей бабушке:
Мамина мама – Роднуша, Клавдия Михайловна Половикова, происхождения была самого простого, и в обхождении не церемонилась.
Кстати, Роднушей Половикову называла и дочь, чья актерская судьба без нее бы и не состоялась. Именно Клавдия Михайловна привила дочери любовь к театру, хотя ничто не предвещало ее врожденного таланта.
Воспитывалась маленькая Серова на хуторе бабушкой и дедом, родителями своего отца, и имела сильный украинский говор. Когда маленькая Валя впервые увидела свою мать на сцене, крикнула на весь зал:
Це ж моя мамо! Дывитесь!
Клавдия Половикова в юности
Когда Клавдия, в девичестве Диденко, встретила своего мужа — отца Валентины Серовой, она уже была успешной театральной актрисой в Харькове. Позже мужа Василия Половикова арестовали, и он исчез. Семья не знала, жив ли он. Но отец не умер и еще появится в жизни Валентины в 50-х годах, после возвращения из лагерей. Именно он тогда протянул руку помощи своей страдающей от алкоголизма дочери.
После ареста Половикова Клавдия забирает дочь у свекров и уезжает в Москву. Там ее актерская карьера только набирала обороты. Она играла в театре и снималась в кино. Первый ее фильм вышел за год до кинодебюта дочери, он назывался «Рваные башмаки» (1933).
Клавдия Половикова в фильме «Рваные башмаки». 1933 год
А дальше была война,
эвакуация в Свердловск, где она работала в местной филармонии, потом
возвращение в Москву и снова театр. Редкие, по сравнению с дочерью, чье
имя гремело на весь Союз, но яркие роли в кино.
Сыграла вместе с Серовой в фильме «Глинка».
Клавдия Половикова в фильме «Глинка». 1946 год
После развода с Симоновым, когда их дочери Маше было 7 лет, Валентина начала сильно пить. Она и до этого страдала этим недугом, а сейчас пустилась во все тяжкие, из театра ее уволили, в кино больше не снимали.
Половикова отсудила у дочери опеку над внучкой и лишила ее материнских прав. Получала при этом хорошие алименты от Симонова, за что дочь обвиняла ее в корысти, говорила, что внучка нужна ей только из-за денег. Серова пыталась через суд вернуть Машу в те редкие моменты, когда приходила в себя. В остальное время — беспробудно пила. И Маша продолжала жить с бабушкой до 18 лет.
После она вернулась к матери, но жить с пьющим человеком не смогла. Половикова же в то время с Серовой почти не общалась.
Клавдия Михайловна продолжала актерскую деятельность, в те времена сыграла яркие роли в самых громких фильмах — «Идиоте» и «Войне и мире».
Клавдия Половикова в фильме «Война и мир». 1966 год
Старость Половикова встретила вместе со вторым мужем Абрамом Эфроимсоном, журналистом и братом известного советского ученого-генетика.
Пережила Клавдия и внука Анатолия Серова, который также был алкоголиком, и дочь. Умерла в возрасте 82-х лет в 1979 году, через четыре года после смерти дочери Валентины Серовой.
Клавдия Половикова
Фото из открытых источников. Яндекс
До шести лет находившаяся на воспитании в доме деда и бабки, Валентина очень любила мать и всю жизнь называла её “роднушей”. Мать будущей звезды советского кино – Клавдия Половикова родилась в 90-х годах 19 века в многодетной крестьянской семье, на маленьком хуторе в Харьковской губернии. Талантливую девушку не страшили ни бедность, ни дальний путь в Москву; уже не юной – разменявшей третий десяток, – она станет студенткой Школы-студии МХАТ. А до этого в Харькове Клавдия успела обрести известность в качестве театральной актрисы.
По окончании учебы карьера Клавдии Половиковой идёт в гору: она много лет успешно работает в Театре-студии Малого театра, затем в Московском театре Революции. На три года она покидает Москву, работает в Киеве, затем в Ленинграде. Возвращение на московские подмостки состоится в 1939 году, в дальнейшем её профессиональная карьера будет связана с двумя театрами – Московским театром имени Ленсовета и Московским театром драмы. Среди театральных работ Половиковой – немало центральных ролей. Она сыграла и Ларису в “Бесприданнице”, и Кручинину в спектакле “Без вины виноватые”, Лизу в “Дворянском гнезде”, Марию Стюарт. Таким образом, к началу звездной карьеры своей дочери Клавдия Половикова уже приобрела в Москве репутацию талантливой театральной актрисы.
Фото из открытых источников. Яндекс
В её профессиональном багаже также несколько заметных киноролей. Первая киноработа – в фильме “Рваные башмаки” 1933 года, где она сыграла роль слепой женщины. Кстати, картина эта сохранилась, её можно увидеть на You tube в очень неплохом качестве; картина представляет интерес в плане истории кино, также там замечательно играют дети. Половикова сыграла в пятнадцати картинах, в том числе, вместе с дочерью, Валентиной Серовой, в фильме “Глинка”. Потом будут ещё работы в кино, а в 1965 году Сергей Бондарчук пригласит её в свою оскароносную картину “Война и мир” на роль княгини Друбецкой.
Клавдия Половикова снискала признание и уважение и среди коллег, что говорит о несомненном её таланте и профессионализме. Так, известная актриса Серафима Бирман, которую иногда называли конкуренткой Фаины Раневской, говорила Серовой о том, что ценит и уважает её мать за мастерство и преданность театру.
Фото из открытых источников. Яндекс
Клавдия Половикова играла сильных, целеустремленных героинь. Такой же она была и в жизни. Известно, что она помогала дочери на этапе становления, была её учителем, наставницей, защитницей, критиком. Помогала ей в быту, когда та стала востребованной театральной и киноактрисой. Но затем бескомпромиссно и жёстко выстроила отношения с дочерью, когда у Серовой обозначились серьёзные проблемы с алкоголем. Через суд Клавдия Михайловна отобрала внучку, дочь Серовой от брака с Константином Симоновым, и добилась запрета на встречи Валентины с ребенком.
У Клавдии Половиковой сложилась долгая профессиональная карьера – ей было за шестьдесят, когда она ещё играла в театре.
Валентина Серова и Клавдия Половикова в фильме “Глинка”.
Мало кто знает, что в плане официального признания Клавдия Михайловна превзошла свою звездную дочь – в 1954 году она стала Народной артисткой РСФСР. Тогда как Валентина Серова так и осталась до конца дней в статусе Заслуженной артистки – это звание она получила ещё в 1946 году, и дальнейшая карьера замечательной, яркой и талантливой актрисы, как известно, не сложилась.
Спасибо всем, кто дочитал до конца!
И если статья Вам понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Клавдия Половикова – актриса театра и кино. Уроженка Малороссии (Российская империя). Исполняла роли в таких знаменитых кинематографических проектах, как «Война и мир», «Идиот». Наибольшую известность ей принесла роль в фильме «Судьба барабанщика». Обществу известна как мать актрисы Валентины Серовой – избранницы писателя Константина Симонова, трагически ушедшей из жизни при невыясненных обстоятельствах ранней зимой 1975 года. Клавдия Половикова умерла в Москве в феврале 1979 года в возрасте 82 лет. Первая роль в кинематографе была ею сыграна в 1933 году, последняя – в 1966 году. В 1954 году ей было присвоено звание Народная артистка РСФСР.
Биография
Клавдия Михайловна Половикова появилась на свет 15 декабря 1896 года в Малороссии. Путь в искусство начала с поступления в Школу-студию Малого театра, из стен которой она вышла в 1921 году. Следующие четырнадцать лет своей жизни посвятила работе в этом же театре. В середине 1930-х годов служила в Московском театре Революции. Позже работала в киевском Театре имени Леси Украинки и в Ленинградском театре имени Пушкина. Во время Второй мировой войны служила в театре Ленсовета (Москва). Последним местом ее работы был Московский театр драмы. Клавдия Половикова играла в театре и в кино волевых, темпераментных, эмоциональных и сильных натур, которые, как утверждали люди, знавшие актрису, были близки ей по духу. От Василия Половикова – инженера-гидролога, впоследствии репрессированного советской властью, родила 10 февраля 1919 года дочь Валентину.
Роли в театре
На театральные подмостки впервые вышла в спектакле «Стакан воды». Актриса блистала в таких спектаклях того времени, как «Благочестивая Марта», «Третья молодость», «Дворянское гнездо», и других.
Первые роли в кино
В 1933 году в жизнь актрисы вошел кинематограф, когда она исполнила роль слепой женщины в комедийной драме «Рваные башмаки» о судьбах немецких рабочих до прихода к власти фашистов.
Затем была роль прачки в фильме «Трое с одной улицы», вышедшего на экраны страны в 1936 году.
Тогда же актриса Клавдия Половикова исполнила тетушку Полли в семейном фильме «Том Сойер» – экранизации произведения Марка Твена о приключениях двух сорванцов – непоседы Тома и юного бродяги Гека Финна, которые скрашивают свою жизнь поиском клада.
Дальнейшие роли
Позднее исполнила роль в исторической драме «Огненные воды» о 1919 годе, когда отряды белорусских крестьян и рабочих борются с белополяками. Картина вышла на экраны осенью 1939 года.
В 1942 году актриса вновь обратилась к творчеству Марка Твена, сыграв в приключенческой драме «Принц и нищий». Эта история, знакомая сегодня каждому, рассказывает о том, как юный житель трущоб и особа королевских кровей решают поменяться местами. Подмены никто не заметит, ведь эти двое очень и очень похожи друг на друга. Картина вышла на экраны в очень сложное для страны время – в январе 1943 года, когда каждый житель СССР трудился ради победы над фашизмом.
В 1946 году актриса появилась в фильме-биографии «Глинка», в котором рассказывается о временах написания оперы «Иван Сусанин», когда сочинитель знаменитого романса «Я помню чудное мгновенье» на стихи А.С. Пушкина сдружился с Анной Керн. В этой картине звучит голос знаменитого певца Сергея Лемешева. В фильме, номинированном на конкурс Венецианского кинофестиваля 1947 года, главные роли сыграли Борис Чирков и Василий Меркурьев.
Весной 1956 зритель впервые увидел приключенческую драму «Судьба барабанщика», в которой актриса Половикова сыграла одну из второстепенных ролей. Это история о юном барабанщике и пионере Сереже Баташове. Главный герой остается один после того, как его отец, работавший инженером на секретном заводе, теряет важные документы и оказывается в тюрьме. После этого в опустевший дом Баташовых приходят некие люди, которые представляются Сереже как дальняя родня, а на самом деле являются шпионами и уголовниками. Этой «родне» почему-то не терпится познакомиться с коллегами его отца. Пионер не сразу понимает, для чего этим «родственникам» необходимы эти встречи. В основе картины лежит произведение Аркадия Гайдара.
В 1958 году Клавдия Половикова сыграла яркую роль в драме «Идиот» режиссера Ивана Пырьева. Зрителей знакомят с князем Львом Николаевичем Мышкиным, который возвращается в Россию после длительного лечения за границей и встречается, оказавшись однажды в доме Епанчиных, с весьма эффектной особой Настасьей Филипповной. Эта встреча для главного героя становится судьбоносной. В фильме по произведению Федора Достоевского сыграли главные роли Юрий Яковлев и Юлия Борисова.
Роль в фильме-победителе
В 1965 году начал триумфальное шествие по кинотеатрам легендарный ныне фильм-эпопея «Война и мир» Сергея Бондарчука, в котором актриса исполнила роль княгини Анны Друбецкой. Фильм, на который было затрачено 29 миллионов долларов, завоевал награду “Оскар” как “Лучший фильм на иностранном языке”.
Посмотрев фильмы с участием Клавдии Половиковой, нельзя не поразиться мастерству, тонкому пониманию роли этой неординарной и талантливой актрисы.
ПОЛОВИКОВА Клавдия Михайловна (р. 27 декабря 1896 — 16 февраля 1979),
российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1954).
Окончила школу-студию Малого театра (1921).
В 1921-1936 годах — артистка Театра-студии Малого театра (с 1932 — Новый театр).
Затем играла в Московском театре Революции, Киевском театре имени Леси Украинки,
Ленинградском театре имени Пушкина, в 1939-1942 — в Московском театре имени Ленсовета,
в 1942-1959 — артистка Московского театра драмы (театр имени Маяковского).
Снялась в фильмах:
1933 РВАНЫЕ БАШМАКИ, 1936 ТОМ СОЙЕР, 1936 ТРОЕ С ОДНОЙ УЛИЦЫ,1 939 ОГНЕННЫЕ ГОДЫ,
1942 ПРИНЦ И НИЩИЙ («Том Кенти»), 1946 ГЛИНКА , 1955 СУДЬБА БАРАБАНЩИКА ,
1958 ИДИОТ («Настасья Филипповна»), 1960 КОЛЫБЕЛЬНАЯ, 1960 ЧУДОТВОРНАЯ,
1963 РУССКИЙ ЛЕС
Кадр из фильма “Судьба барабанщика”
Это было такое замечательное время, когда в театры невозможно было попасть.
Актеры, снимающиеся в кино, были небожителями!
Клавдия Половикова – мама одной из самых красивых актрис в СССР Валентины Серовой.
Римма Маркова рассказывала о последних годах Валентины, знаменитой актрисы,
которую боготворила страна:
“После расставания с Симоновым Валя всё серьёзнее начинала пить.
Был у нас такой спектакль – “Анфиса”.
Я как-то вхожу в гримёрку и чувствую запах спиртного.
Вместе с Зиной, однокашницей Серовой, пока Валя была на сцене, начинаем проверять её вещи.
Так и есть – в шубе из обезьяны, которую Вале из-за границы привёз Симонов,
обнаружили тайный карман, а в нём полупустую бутылку коньяка.
Только Зина забрала бутылку, входит Серова.
Я выбежала из гримёрки, а она меня через минуту зовёт: “Римма! Отдай бутылку!”
Женский алкоголизм ведь неизлечим. Да ей никто и не хотел помочь.
Сколько раз я ходила на “Мосфильм”, в Театр киноактёра.
Гибнет человек, говорила, спасите. Но куда там..
Серова и сама понимала, что это конец, но ей уже было всё равно.
Она сильно изменилась, одна кожа да кости остались.
Когда она жила в Оружейном переулке, я нередко помогала ей дойти до дома.
Вводила пьяную, в разных ботинках, в квартиру.
Толя, сын её, бандитом стал, дачу сжёг.
Однажды Валентина Васильевна позвонила мне: “Римма, приезжай, спаси меня”.
Оказалось, Толя разбушевался, двери в квартире начал рубить.
Мне и самой страшно стало, думала: а ну как он и меня саданёт топором.
А когда Толю посадили, у Серовой стал жить какой-то мальчик.
Помню, пьяная Валя открывает мне дверь и говорит:
Познакомься, Римма, это Сюся. Моя последняя любовь”.
(ФИЛЬМ “Дети Ванюшина” справа Валентина Серова, последнее появление в кино)
На ней был синий спортивный костюм, нос, который и так был большим, от худобы стал ещё больше.
Ничего похожего на прежнюю Серову.
Её и на улице уже не узнавали.
Страшный конец…”
КЛАВДИЯ ПОЛОВИКОВА
пережила дочь на 4 года и похоронена в заброшенной могиле на Донском кладбище
Любимый фильм детства “Судьба барабанщика”
по одноименной повести Аркадия Гайдара
Еще раз посмотрим…
KM.RU
lj_sadalskij
Половикова Клавдия Михайловна
Народная артистка РСФСР (1954)
Родилась 15 декабря 1896 года.
Умерла 16 февраля 1979 года.
Клавдия Половикова родилась в Харькове в бедной семье, состоявшей из двенадцати детей. Её отец Михаил Кузьмич Диденко работал чернорабочим. Мать в молодости была домработницей, затем, после рождения детей, занималась домашним хозяйством.
Когда дочь подросла, родители отдали её в школу с ремесленным уклоном, где она обучалась грамоте и шитью. Это был для неё нелёгкий период, так как, помимо учёбы, ей приходилось помогать матери, ухаживать за братьями и сёстрами.
С 16 лет Клавдия стала сама зарабатывать на жизнь. Работала поденной портнихой, служила письмоводителем у присяжного поверенного. Параллельно мечтала о театре, которым грезила с детских лет.
В 1917 году Клавдия Диденко выдержала экзамены на литературно-художественные курсы в Харькове, учащиеся которых выступали в театре Н.Н. Синельникова и получали за это небольшую оплату. Как раз в тот год проходил бенефис актрисы Марии Николаевны Наблоцкой, отмечавшийся пьесой «Стакан воды» Э. Скриба. Роль Абигайль в нём должна была играть артистка Евгения Леонтович, но она заболела, и Борис Николаевич Путята, супруг Наблоцкой и учитель Диденко, предложил эту роль своей ученице. Так состоялся сценический дебют Клавдии. После спектакля к ней подошёл Михаил Михайлович Тарханов и посоветовал начинающей актрисе ехать учиться драматическому мастерству в Москву.
На тот момент Клавдия Михайловна уже была замужем за Василием Васильевичем Половиковым, инженером-гидрологом. 23 декабря 1917 года у них родилась дочь Валентина. Однако страсть к сцене у Половиковой была столь велика, что в 1918 году она решилась оставить семью и отправилась в Москву, где поступила в школу Малого театра. Проучившись там один год, Половикова была вынуждена вернуться в Харьков на похороны своего свёкра, у которого всё это время жила её дочь Валентина. Там она задержалась на год, так как вскоре умер её отец. Устраивая семейные дела, Клавдия Михайловна параллельно играла в театре Н.Н. Синельникова. В 1920 году, забрав с собой сестёр и дочь, она вновь уехала в Москву и продолжила обучение в школе Малого театра. По её окончании стала одной из ведущих актрис этого коллектива, вскоре переименованного в Театр-студию Малого театра, а затем в Новый театр. Играла там Анфису Денисовну («Похождения Бальзаминова» А.Н. Островского), Карин Братт («Кинороман» Г. Кайзера), фру Линде («Нора» Г. Ибсена), проститутку Мэг («Миллион Антониев» В. Градова и В. Орлова), Кручинину («Без вины виноватые» А.Н. Островского) и другие роли.
В 1936 году Клавдия Половикова перешла в Московский театр Революции, в котором сыграла госпожу Капулетти в «Ромео и Джульетте» У. Шекспира и Оксану в «Гибели эскадры» А.Е. Корнейчука. Затем вместе с группой артистов Ленинградского театра драмы имени А.С. Пушкина была приглашена в Киевский театр русской драмы под руководством Б.Н. Норда, на сцену которого выходила в образах Марты («Благочестивая Марта» Т. де Молины), Ларисы Огудаловой («Бесприданница» А.Н. Островского), донны Анны («Каменный гость» А.С. Пушкина), Гертруды («Мачеха» О. де Бальзака). На последнем спектакле актриса приглянулась дирекции Ленинградского театра драмы имени А.С. Пушкина, которая предложила ей сыграть эту же роль на их сцене. Половикова согласилась, приехала в Ленинград, но просидев в ожидании целый год и не получив обещанного, вернулась в Москву, где сразу же была принята в труппу Театра имени Ленсовета. С большим успехом сыграла Луизу в «Захватчиках», Марию Стюарт в пьесе Ф. Шиллера, Лизу Калитину в «Дворянском гнезде» И.С. Тургенева и другие роли.
В начале Великой Отечественной войны, в 1941 году, Клавдия Михайловна эвакуировалась в Свердловск и трудилась там в местной филармонии. Выезжала со спектаклями на заводы Урала и Нижнего Тагила, по поручению Свердловского горкома выступала на отправных пунктах.
С 1943 года Половикова снова в Москве. Она вошла в труппу Театра драмы (с 1954 года – Театр имени Вл. Маяковского) и играла в нём до ухода на заслуженный отдых в 1959 году. Здесь она продолжила, начатую в других театрах, галерею драматических образов, среди которых: Вера Ладыгина («Обыкновенный человек» Л.М. Леонова), Реджина («Лисички» Л. Хеллман), Анна Марковна («Зыковы» М. Горького), Снежинская («Третья молодость» Бр. Тур), Кабанова («Гроза» А.Н. Островского), Малютина («Персональное дело» А.П. Штейна) и другие. Актриса обладала мощным темпераментом, истинным драматизмом, огромной силой воздействия на зрителя.
В кино Клавдии Половиковой повезло меньше, чем в театре, но и здесь она блеснула лучшими гранями своего таланта, сумев привнести в небольшие по объёму роли сочную палитру чувств, органику, точный психологический рисунок. Среди её лучших киноролей: Нина Александровна Иволгина («Идиот»), Анфиса («Колыбельная»), Прасковья Петровна («Чудотворная»), Друбецкая («Война и мир»).
Последние годы жизни Клавдия Половикова прожила тихо и спокойно со своим мужем Абрамом Павловичем Эфроимсоном, редактором Центрального телевидения. С дочерью Валентиной Серовой актриса общалась довольно редко, особенно в последние, тяжёлые для неё, годы жизни. Но это тема для совсем другой истории.
Похоронена Клавдия Половикова на Донском кладбище.
Фильмы и роли:
1933: «Рваные башмаки» (слепая); 1936: «Том Сойер» (тетя Полли), «Трое с одной улицы» (мать Ваньки); 1939: «Огненные годы» (Юзефа); 1942: «Принц и нищий» (мать); 1946: «Глинка» (теща); 1955: «Судьба барабанщика» (старуха); 1958: «Идиот» (Нина Александровна Иволгина); 1960: «Колыбельная» (Анфиса), «Чудотворная» (Прасковья Петровна); 1963: «Русский лес» (Семениха); 1964: «Хоккеисты» (Нина Владимировна); 1965: «Война и мир» (Друбецкая).