Клара лучко биография личная жизнь мужья
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 августа 2019;
проверки требуют 9 правок.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Лучко.
Кла́ра Степа́новна Лучко́ (1 июля 1925, с. Чутово, Украинская ССР — 26 марта 2005, Москва) — советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1985). Лауреат Сталинской премии ll степени (1951).
Биография[править | править код]
Клара Лучко родилась 1 июля 1925 года в с. Чутово (по другим данным — в с. Старые Санжары)[1] УССР (ныне — Полтавская область Украины) в крестьянской семье.
Её отец — Степан Григорьевич — был родом из села Лучки (отсюда и фамилия Лучко) и работал председателем совхоза в селе Яковцы. Мать — Анна Ивановна, тоже была на руководящей работе: возглавляла колхоз соседнего района. По воспоминаниям самой актрисы, у матери был прекрасный голос: в молодости она участвовала в самодеятельности и даже пела в церкви вместе с И. Козловским[2].
В отличие от сверстниц, в раннем детстве никогда не мечтала о сценической карьере — отчасти из-за нескладной фигуры, за которую даже получила обидное прозвище Жирафа[2]. Первые семь лет училась в украинской школе в Полтаве, а после начала войны семья эвакуировалась в Казахскую ССР, и десятилетку закончила в городе Джамбуле.
В 1943 году, после окончания школы, неожиданно для матери приняла решение поступить во ВГИК, находившийся в то время в Алма-Ате в эвакуации. На её решение повлияла случайно попавшая в руки газета с объявлением о наборе студентов на первый курс. Приёмные испытания будущей звезды прошли несколько необычно. Растерявшись, она не смогла прочесть обязательный набор произведений, но ситуацию спас возглавлявший приёмную комиссию знаменитый педагог Б. В. Бибиков. Он попросил Клару сыграть необычный этюд «с тонущей подругой», с чем она справилась так убедительно, что была зачислена на первый курс, в мастерскую С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой (окончила в 1948 году).
Во время учёбы не выделялась никакими особыми талантами, но уже в это время проявилась её склонность к работе с героями, обладающими ярко-выраженными определёнными характерами и необычными судьбами. Дебютом в кино стала характерная роль тётушки Марины в фильме С. Герасимова «Молодая гвардия». Роль была второстепенной и её появление осталось незамеченным. Популярность пришла в 1950 году, после выхода на экраны фильма «Кубанские казаки», за участие в котором она получила Сталинскую премию второй степени.
Замуж вышла за партнёра по съёмочной площадке — актёра С. Лукьянова, который в «Кубанских казаках» сыграл роль Гордея Ворона. В 1951 году у пары родилась дочь Оксана, которую воспитала тётя Лучко, вырастившая и саму Клару.
Работу в кино сочетала с работой на сцене Театра-студии киноактёра (с 1948 года). В те годы жизнь щедро одарила актрису успехом, поклонением, личным счастьем. Но в 1965 году её постигла личная драма: умер муж Сергей Лукьянов. Лучко настойчиво продолжала работу. Она считала, что актёрская профессия требует постоянной тренировки, чтобы постоянно оставаться в творческой форме и быть готовой к, возможно, главной роли в жизни.
Свою новую любовь встретила в 1969 году. Вот как сама она об этом рассказывала: «Я пришла в гости к своей приятельнице Рите Квасницкой, у неё за стеной жила Аза Лихитченко, её муж Саша Менделеев был ответственным секретарём „Недели“. Аза зашла к нам и пригласила к себе, сказав, что „сейчас Дима Мамлеев придёт“. Мы перешли в соседнюю квартиру. Пришёл Дима Мамлеев — красивый, молодой, подающий надежды „известинец“. Мы очень интересно провели вечер. А когда начали расходиться, выяснилось, что все живут в этом доме, а мы с Димой — люди пришлые. И пошли мы вдвоём с Димой искать такси. Так до сих пор вместе и живём».
Предпочитала активный образ жизни: любила спорт, отдых на природе, на садовом участке выращивала лилии. Любила произведения русских и зарубежных классиков, классические произведения П. И. Чайковского, Ф. Листа. Всегда с удовольствием смотрела старые советские кинокартины. Среди любимых актёров — Н. К. Черкасов, Е. П. Леонов, М. М. Неёлова. Жила и работала в Москве. О своей жизни она написала книгу «Виновата ли я» (2002), которая завоевала признание читателей.
Незадолго до смерти закончила съёмки в фильме Ю. Гусмана «Парк советского периода», сыграв своеобразный ремейк своего легендарного образа из «Кубанских казаков». Правда, роль озвучить не успела.
Творчество[править | править код]
Свою первую роль в кино сыграла на четвёртом курсе ВГИКа: в фильме «Три встречи» роль геолога Бэлы. Дипломной работой стала роль Ульяны Громовой в спектакле «Молодая гвардия» по одноимённому роману А. А. Фадеева. Лучко сыграла Ульяну Громову настолько ярко и талантливо, что заработала оценку «отлично». Причём поставил эту оценку С. Герасимов, который в том же году взялся за постановку художественного фильма по этому же произведению. На главные роли он взял студентов своего курса, которые участвовали в дипломном спектакле, однако Лучко получила не главную роль Ульяны Громовой, а эпизод с тётушкой Мариной. Таким образом, фильм, который стал счастливым билетом для многих советских актёров, для Лучко обернулся настоящим горем, она даже всерьёз задумывалась об уходе из кино. Но в эту пору её заметил и пригласил сниматься режиссёр И. А. Пырьев. Работая над ролью Даши Шелест в картине «Кубанские казаки» (1949), актриса воспрянула духом. Работа над этим характером раскрыла актрисе творческую привлекательность киноискусства и дала стимул к дальнейшим поискам.
После «Кубанских казаков» актрису узнала вся страна. Её часто приглашают самые крупные режиссёры: С. Герасимов, Вс. Пудовкин, И. Хейфиц. За годы творческой жизни снялась во многих фильмах, ставших классикой советского кино. Среди наиболее известных работ актрисы — роли в фильмах «Донецкие шахтёры» (1950), «Возвращение Василия Бортникова» (1952), «Большая семья» (1954), «Двенадцатая ночь» (1955), «В твоих руках жизнь» (1959), «На семи ветрах» (1962), «Государственный преступник» (1964), «Опекун» (1970), «Мы, нижеподписавшиеся» (1980), «Бедная Маша» (1981), «Карнавал» (1981), «Ларец Марии Медичи» (1981), «Тревожное воскресенье» (1983). В этих фильмах судьба свела актрису с такими замечательными актёрами, как В. Меркурьев, М. Яншин, П. Кадочников, Л. Лужина, А. Ларионова, Е. Савинова, В. Зубков, и многими другими. Актёрское ремесло давалось не просто и не сразу. «Я не сыграла многого из того, что хотела бы сыграть, — вспоминала Лучко. — У меня не было ни мужа-кинорежиссёра, не было никакой протекции в кино. Но тем не менее у меня более 60 ролей…»
Оглушительный успех сопутствовал фильму «Цыган» (1979). Популярность этой мелодрамы была настолько велика, что в 1985 году было снято продолжение «Возвращение Будулая», которое также стало триумфальным. Исполнителям главных ролей К. Лучко и М. Волонтиру было присвоено звание Народный артист СССР, являвшееся высшим признанием деятелей искусств в нашей стране.
Наряду с актёрской работой вела активную общественную деятельность — работала в Университете культуры, Комитете советских женщин, Правлении общества «СССР — Австралия», актёрской секции Союза работников кинематографии СССР. Часто встречалась со зрителями. Неоднократно представляла советское киноискусство на фестивалях, в творческих поездках побывала во многих странах мира, встречалась со всемирно известными людьми: премьер-министром Индии Дж. Неру, художником П. Пикассо, певцом П. Робсоном.
Член Союза кинематографистов СССР.
В 1990-е вела программу «Фильмы нашей памяти» на Первом канале, затем программу «Кумиры кино» на АСТ.
Могила Лучко на Новодевичьем кладбище Москвы.
В 2005 году актриса готовилась отметить 80-летний юбилей. Особых жалоб на состояние здоровья она не высказывала, поэтому её смерть стала для родных и коллег настоящим шоком. Как обычно, субботним утром 26 марта 2005 года актриса готовила завтрак. Накрыв на стол, позвала мужа — и неожиданно потеряла сознание. Муж Дмитрий Мамлеев, увидев лежащую на полу возле кровати бездыханную супругу, тут же вызвал «скорую». Но было уже поздно. По заключению врачей бригады «скорой», прибывших в квартиру актрисы в высотке на Котельнической набережной, у неё оторвался тромб.
Похоронена на Новодевичьем кладбище, на участке № 10, рядом с хирургом Б. В. Петровским.
Семья[править | править код]
- Первый муж — Сергей Владимирович Лукьянов (1910—1965), актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1952).
- Дочь — Оксана Лукьянова (род. 6 мая 1951) — переводчица и журналистка.[3]
- внук Александр;
- Дочь — Оксана Лукьянова (род. 6 мая 1951) — переводчица и журналистка.[3]
- Второй муж — Дмитрий Фёдорович Мамлеев (1929—2012), журналист.
Звания и награды[править | править код]
- Заслуженная артистка РСФСР (26 ноября 1965 года) — за заслуги в области советского киноискусства[4].
- Народная артистка РСФСР (28 марта 1974 года) — за заслуги в области советского киноискусства[5][6].
- Народная артистка СССР (25 июля 1985 года) — за заслуги в развитии советского киноискусства[7].
- Сталинская премия второй степени (1951) — за исполнение роли Дарьи Никаноровны Шелест в фильме «Кубанские казаки» (1949).
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1 июля 2000 года) — за выдающийся вклад в развитие киноискусства[8].
- Орден «Знак Почёта» (1950).
- Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970).
- Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997).
- Титул «Человек года» (1965).
- Приз за вклад в разработку женской темы в отечественном кино на III кинофестивале «Женский мир — 1994» (1994, Набережные Челны).
- Титул «Женщина мира» (1996, США).
- Премия Гильдии актёров кино России «За выдающийся вклад в профессию» (1999).
- Титул «Женщина тысячелетия» (2000, Институт географии, Кембридж (Массачусетс)).
- Почётная казачка.
Фильмография[править | править код]
1940-е[править | править код]
- 1948 — Три встречи — Бэла Мухтарова, геолог
- 1948 — Мичурин — гостья Пашкевича на встрече Нового года
- 1948 — Молодая гвардия — тётушка Марина
- 1949 — Кубанские казаки — Даша Шелест
1950-е[править | править код]
- 1950 — Донецкие шахтёры — Лида Недоля
- 1953 — Возвращение Василия Бортникова — Наталья Дубко
- 1953 — Вихри враждебные — Дагмара
- 1954 — Большая семья — Лида
- 1955 — Двенадцатая ночь — Виола / Себастьян
- 1957 — Рядом с нами — Антонина
- 1958 — Красные листья — Ядвига Валевская
- 1959 — В твоих руках жизнь — Настя Ивлева
- 1959 — Снежная сказка — Чёрная Душа
1960-е[править | править код]
- 1962 — На семи ветрах — Наталья Михайловна Гусева, военный хирург
- 1963 — Голубой огонёк-1963 — гостья «Голубого огонька»
- 1964 — Государственный преступник — Нина Семёнова
- 1965 — Год как жизнь — Эмма Герверг
- 1966 — Чужое имя — Ольга
- 1966 — Заблудший — Аня
- 1966 — Дядюшкин сон — Анна Николаевна Антипова
- 1969 — Похищение — артистка Лучко
1970-е[править | править код]
- 1970 — Опекун — Любовь Петровна
- 1970 — Мир хижинам, война дворцам — комиссар Евгения Бош
- 1970 — Море в огне — председатель Севастопольского горисполкома Сарина
- 1971 — Ференц Лист. Грёзы любви — Мари д’Агу
- 1971 — Горячие тропы — Екатерина Васильевна
- 1972 — Иду к тебе… — Ольга Кобылянская
- 1972 — Неизвестный, которого знали все — разведчица Анна Либерс
- 1973 — Подзорная труба (короткометражный) — Мама
- 1973 — Дача — Ксюша
- 1974 — Гнев — мадам Журжу, бессарабская помещица
- 1975 — Там, за горизонтом — Зинаида Бочажникова
- 1977 — Корень жизни — Александра Тинкэ
- 1979 — Цыган — Клавдия Петровна Пухлякова
- 1979 — С любимыми не расставайтесь — мать Ларисы Кирилашвили
1980-е[править | править код]
- 1980 — Ларец Марии Медичи — Мадлен
- 1980 — Кодовое название «Южный гром» — военврач Мария
- 1981 — Мы, нижеподписавшиеся — Виолетта Матвеевна Нуйкина, член комиссии
- 1981 — Карнавал — Жозефина Викторовна
- 1981 — Бедная Маша — Ольга Павловна, мама Маши
- 1982 — Вы умеете играть на пианино? (фильм-спектакль) — Марианна Денисовна
- 1982 — Профессия — следователь — Валентина Семёновна Векшина, вдова академика
- 1983 — Найди на счастье подкову — Варвара
- 1983 — Тревожное воскресенье — председатель горисполкома Анна Степановна Головина
- 1984 — Прежде, чем расстаться — Антонина, буфетчица
- 1985 — Возвращение Будулая — Клавдия Петровна Пухлякова
- 1985 — Непохожая — Юлия Михайловна, мать Витьки
- 1985 — Жил отважный капитан — Агния
- 1985 — Тётя Маруся — Маруся
- 1987 — Про любовь, дружбу и судьбу — Даша
- 1987 — Ваш специальный корреспондент — Марианна Сергеевна Дрэган
- 1988 — Однажды в декабре — Оксана Григорьевна
1990-е[править | править код]
- 1990 — Войди в каждый дом — Авдотья
- 1991 — Игра в смерть, или Посторонний — Иоанна Корбу
- 1991 — Виновата ли я… — Вера Долгова
- 1992 — Глаза — доктор в больнице
- 1994 — Притча про светлицу
2000-е[править | править код]
- 2002 — Солнечный удар — Клара Миллер
- 2002 — Разведённые мосты — Дарья
- 2003 — Ералаш (№ 165 «Идеал») — бабушка
- 2006 — Парк советского периода — камео
Участие в фильмах[править | править код]
- 1963 — Мелодии Дунаевского (документальный)
- 1995 — Екатерина Савинова (из цикла телепрограмм канала ОРТ «Чтобы помнили») (документальный)
- 1997 — Сергей Лукьянов (из цикла телепрограмм канала ОРТ «Чтобы помнили») (документальный)
- 2002 — Жизнь Дездемоны. Ирина Скобцева (документальный)
Архивные кадры[править | править код]
- 2006 — Клара Лучко (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
- 2007 — Последняя роль Георгия Юматова (документальный)
- 2009 — Просто Клара Лучко (документальный)
- 2010 — Клара Лучко. Поздняя любовь (документальный)
- 2013 — Василий Васильевич Меркурьев (документальный)
- 2017 — Цыган (из документального цикла о создании знаменитых советских фильмов «Тайны кино»)
Память[править | править код]
- 19 сентября 2005 года в Курганинске Краснодарского края установили памятник актрисе. Именно там полвека назад снимали сцены ярмарки для легендарного фильма «Кубанские казаки». Памятник установлен на центральной площади города, которая носит имя Клары Лучко.
- 26 сентября 2008 года в Краснодаре был открыт памятник актрисе. Скульпторы — Д. Успенская и В. Шанов.[9]
- В Краснодаре именем актрисы назван бульвар.
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Казаков В. «Мне нужно ваше лицо…» [: Клара Лучко] // Мой любимый актёр: Писатели, режиссёры, публицисты об актёрах кино [: сб.] / Сост. Л. И. Касьянова. М.: Искусство, 1988. С.189—202.
- Лучко К. С.”Я — счастливый человек”. Серия: Мой 20 век/ М.: Вагриус, 2007 г. С.298
Ссылки[править | править код]
- Сайт о Кларе Лучко
- Клара Лучко на kinopoisk.ru
- Московские власти увековечат имя актрисы Клары Лучко
Биография
Клара Степановна Лучко появилась на свет в Украине, в небольшом посёлке Чутово, на Полтавщине. Родители актрисы – крестьяне. И отец, и мать трудились в должности директоров совхозов соседних сёл. Примером для девочки была мама – умная, волевая, полная энергии женщина. К тому же Анна Ивановна замечательно пела и была артисткой передвижного театра. В юности она даже пела в церкви с легендарным Иваном Козловским.
Видимо, мамино увлечение театром передалось и Кларе: она мечтала стать актрисой с юных лет. Родители не одобряли выбора дочери – они мечтали увидеть её в будущем юристом или доктором.
Клара Лучко в молодости
В детстве и юности Клара Лучко выглядела нескладным высоким подростком, за что ровесники дразнили её «Жирафой». Когда девочка училась в средних классах, семья перебралась жить в Полтаву, где и встретила войну. Заканчивать десятилетку Кларе пришлось в Казахстане, в Джамбульской средней школе: туда семья эвакуировалась во время войны.
Когда Клара Лучко оканчивала школу, ей на глаза случайно попало газетное объявление о том, что столичный ВГИК, эвакуированный в Алма-Ату, набирает студентов-первокурсников. И девушка, ни минуты не тратя на размышления, засобиралась в Алма-Ату. Мама, которая раньше была категорически против актёрской профессии, видя решимость дочери, больше не препятствовала ей. А вот благословения отца Клара Лучко не смогла дождаться, так как папа в то время находился на фронте.
Девушка поступила с первой попытки и была зачислена в мастерскую легендарных Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Улыбчивая студентка была любимицей Тамары Фёдоровны, и та её называла «петунией» за стойкость характера и «пробивную» силу, не позволявшую ломаться под ударами судьбы.
В конце 50-ых Клара Лучко окончила ВГИК и продолжила строить кинокарьеру, начало которой было положено ещё в институте. В дипломе молодой артистки стояла рекомендация будущим режиссёрам: «Тургеневская барышня».
Личная жизнь
В улыбчивую, статную красавицу с лучистыми глазами влюблялись многие, но она в своей жизни сумела искренне полюбить только двоих мужчин.
Первым мужем Клары Лучко был известный актёр Сергей Лукьянов. С ним артистка познакомилась, когда снималась в «Кубанских казаках». Лукьянов, как известно, играл в картине Гордея Гордеевича Ворона. По сути, юная красавица Лучко увела Лукьянова из семьи, где тогда подрастала его 10-летняя дочь, мама актрисы Дарьи Поверенновой. Говорят, увидев Клару, Лукьянов воскликнул: «Я пропал!».
Клара Лучко с мужем Дмитрием Мамлеевым и дочерью Оксаной.
Опубликовано Ириной Александровой Понедельник, 26 марта 2018 г.
Клара Лучко, супруг Дмитрий Мамлеев и дочь Оксана
Спустя несколько месяцев после окончания съёмок пара узаконила свои отношения, и вскоре у них появилась на свет их общая дочь Оксана. Супруги счастливо и дружно прожили вместе пятнадцать безоблачных лет. Но в марте 1965 года Сергея Лукьянова не стало: он скоропостижно скончался от инфаркта, случившегося, когда он выступал на собрании в Театре имени Евгения Вахтангова.
Второго мужа Клара Лучко встретила через 4 года после смерти Лукьянова. Случайное знакомство с Дмитрием Мамлеевым, молодым и подающим надежды журналистом «Известий», вскоре переросло в настоящую любовь. Лучко и Мамлеев счастливо прожили 36 лет. Кончину любимой жены Дмитрий Фёдорович переживал тяжело и умер через семь лет после её ухода.
Примечательно, что до самого последнего дня своей жизни звезда сохраняла отличный внешний вид и прекрасную фигуру. Клара Лучко не посещала тренажерных залов, дорогих массажистов и косметологов: всю работу по дому она делала самостоятельно, обожала готовить, убирать дом, копаться в земле на дачном участке. Она никогда не жаловалась на здоровье и имела цветущий цвет лица.
Клара Лучко в старости
У кинозвезды была огромная коллекция шляпок, которые удивительно шли ей, придавая некую аристократичность. Когда-то любовь к шляпкам Кларе Лучко привила сама Любовь Орлова, умевшая сооружать удивительные головные уборы собственными руками из подручного материала.
Дочь Клары Лучко Оксана Лукьянова окончила два театральных вуза – ВГИК и ГИТИС, но стопами родителей не пошла – стала журналисткой. Она вышла замуж, родила сына Сашу и какое-то время жила в Канаде. Но личная жизнь Оксаны не сложилась, и она вместе с сыном и внуком Клары Лучко Александром вернулась на родину.
Фильмы
Кинематографическая биография Клары Лучко стартовала на четвёртом курсе ВГИКа. В картине «Три встречи» начинающая актриса сыграла геолога Бэлу Мухтарову. С этой первой серьёзной работой молодая артистка справилась замечательно.
Следующая роль Клары Лучко – Ульяна Громова в дипломном спектакле «Молодая гвардия». В героический образ Ульяны Клара перевоплотилась настолько хорошо, что получила высший бал от самого Сергея Герасимова. После постановки известный режиссёр сразу же взялся снимать фильм по роману Александра Фадеева. Конечно же, Клара Лучко была уверена, что получит в картине роль Ульяны. Но тут её постигло первое и очень горькое разочарование: вместо Лучко играть Громову выпало Нонне Мордюковой. А Клара получила малозаметную роль тётушки. Говорят, артистка так обиделась на Герасимова, что чуть было не ушла из профессии.
После «Молодой гвардии», в которой Клару Лучко в образе тётушки практически никто не заметил, последовала не слишком удачная другая – «Родина капитана». Молодая актриса так сильно разочаровалась, что оказалась практически на выходе из кинематографа.
К счастью, в этот непростой период актрису позвал в свою картину известный режиссёр Иван Пырьев. Роль Даши Шелест в ленте «Кубанские казаки» помогла Кларе воспрянуть духом и не уйти из профессии. Более того, картина после выхода на экраны сделала Лучко известнейшей артисткой Советского Союза. За эту работу она получила Сталинскую премию.
Клара Лучко и Сергей Лукьянов с дочерью Оксаной
Она – красавица из крестьянской семьи, он – потомственный дворянин. Нет,…Опубликовано Светланой Светличной Пятница, 28 февраля 2020 г.
Клара Лучко и супруг Сергей Лукьянов с дочерью Оксаной
После этой легендарной киноленты в фильмографии Клары Лучко появилось множество картин, которые не только вошли в «золотой фонд» отечественной кинематографии, но и возвели молодую артистку в ранг звёзд кино первой величины. Наиболее известные из них «Донецкие шахтёры», «Возвращение Василия Бортникова», «Большая семья», «На семи ветрах», «Государственный преступник» и «Двенадцатая ночь».
Последний фильм – полнометражная художественная лента Яна Фрида, поставленная известным режиссёром по пьесе Уильяма Шекспира. Клара Лучко сыграла в картине роль Виолы. «Двенадцатая ночь» вышла на экраны в ноябре 1955 года и произвела фурор, став лидером проката. Комедию, в которой главные роли достались Кларе Лучко, Алле Ларионовой и Вадиму Медведеву, посмотрели без малого 30 миллионов зрителей.
Клара Лучко, и без того известная после кинохита «Кубанские казаки», буквально купалась в любви публики и славе. Не удивительно, что Лучко взяли в состав советской делегации кинематографистов в Канны. Примечательно, что на знаменитый Каннский кинофестиваль молодая актриса отправилась вместе с Любовью Орловой – легендой советского кино. Ещё тогда западная публика заметила, что две звезды похожи друг на друга, как мать и дочь.
Но в середине 1960-ых в личной и творческой жизни актрисы наступил сложный период. Внезапно умер муж Клары Степановны, наступило безвременье в кинокарьере. Предлагаемые роли не нравились известной артистке, но она соглашалась на всё, только бы не «простаивать» и не терять мастерства.
Клара Лучко достойно пережила эту чёрную полосу и дождалась белой: в последние два десятилетия своей жизни актриса сыграла свои лучшие роли. Пережитое сказалось на игре Клары Степановны. Теперь воплощаемые ею образы стали более глубокими, психологически наполненными и многомерными. Это уже совсем иная, зрелая и опытная артистка. Если сравнить Клару Лучко в первых её картинах и фильмах последних лет «Опекун», «Мы, нижеподписавшиеся», «Карнавал», «Ларец Марии Медичи» и «Тревожное воскресенье», то можно легко в этом убедиться.
Клара Лучко в фильме «Опекун» (кадр из фильма)
Но главной картиной последних, а возможно и всех лет жизни Клары Лучко можно считать многосерийную мелодраму «Цыган»: её выход на экраны сопровождался оглушительным успехом. Поэтому вскоре появилось не менее успешное продолжение под названием «Возвращение Будулая». Главные герои фильма – Клара Лучко и Михай Волонтир – получили звание Народных артистов СССР.
Но была роль, от которой Клара Лучко отказалась. Это образ соблазнительной Анны Сергеевны из «Бриллиантовой руки». Артистка решила, что ей не пристало появляться в таком легкомысленном качестве. И даже после громкого успеха этой золотой комедии она не пожалела, что отказалась от, казалось бы, такой выигрышной роли.
В новом веке Клара Лучко успела сняться лишь в двух картинах: в военно-детективном боевике Рудольфа Фрунтова «Солнечный удар» и комедии Юлия Гусмана «Парк советского периода». В последней ленте кинозвезда появилась лишь в роли камео, а в «Солнечном ударе» сыграла одну из ключевых ролей – Клару Миллер. Фильм вышел на экраны в 2002 году.
Смерть
Не стало Клары Лучко внезапно: женщина, готовившаяся отметить свой 80-летний юбилей, была полна сил и новых творческих планов. Но субботним утром 26 марта 2005 года актрисы не стало. Причиной смерти оказался оторвавшийся тромб.
Могила Клары Лучко
Муж Дмитрий Мамлеев увидел жену бездыханной в квартире на Котельнической набережной и немедленно вызвал «неотложку», но врачам оставалось лишь констатировать смерть, случившуюся мгновенно.
На похороны звезды пришли тысячи её поклонников и сотни коллег, которые искренне скорбели о талантливой актрисе и невероятно светлом и добром человеке. Гражданская панихида состоялась в Доме кино.
Похоронили звезду на Новодевичьем кладбище: её могила находится на 10-ом участке рядом с местом захоронения известного хирурга Бориса Петровского.
Фильмография
- 1948 – «Молодая гвардия»
- 1949 – «Кубанские казаки»
- 1952 – «Возвращение Василия Бортникова»
- 1964 – «Государственный преступник»
- 1970 – «Опекун»
- 1979 – «Цыган»
- 1979 – «С любимыми не расставайтесь»
- 1981 – «Мы, нижеподписавшиеся»
- 1981 – «Карнавал»
- 1985 – «Возвращение Будулая»
- 1994 – «Притча про светлицу»
- 2002-2009 – «Разведенные мосты»
- 2006 – «Парк советского периода»