Кино артист михайлов

Кино артист михайлов thumbnail

БИОГРАФИЯ

В 1969 году окончил театральный факультет Дальневосточного педагогического института искусств и начал играть в Приморском краевом драматическом театре имени Горького (Владивосток).

 В 1970 году перешел в Саратовский академический театр драмы, где проработал 10 лет.

С 1980 по 1985 год – артист московского театра имени Ермоловой.
С 1985 по 2006 год –  артист Государственного академического Малого театра.  

Большую популярность принесла Александру Михайлову работа в кино. С наибольшим успехом он играл наших современников, сильных духом людей, обладающих цельной натурой. Особенно запомнились зрителям его Павел Зубов (“Мужики”), Вася Кузякин (“Любовь и голуби”), Павел Шорохов (“Змеелов”).

Помимо актерских работ, занимался режиссурой в кино – поставил фильм “Только не уходи”.

Руководит актерской мастерской во ВГИКе, участвует в антрепризе. 

Александр Михайлов рассказывает:

О детстве

“Я родился в октябре 1944 года в Забайкалье, на 77-м разъезде, рядом с бурятским дацаном на реке Онон. Есть легенда, что недалеко, в 60 километрах, родился сам Чингисхан. Так что мы в одной речке купались с этим великим воином татаро-монгольского войска.

Так случилось, что вскоре мы переехали на 11-й разъезд, сейчас это станция “Степь”. Там у мамы была работа, она вынуждена была туда переехать. Работала она посудомойкой, потом обстирывала солдат – прачкой была. Кем только она не была… Единственное, что могу вспомнить о своей маме – высокая, красивая женщина, удивительной красоты. Многие смотрят и не верят, что такая в деревне может родиться. В глаза бросались толстые натруженные пальцы. Тонкие черты лица и толстые пальцы.

По прошествии многих лет я начинал понимать, что она прошла чудовищную трудовую школу – и на кирпичном заводе, и на угольной шахте, и железной дороге. По 40-50 человек обстирывали. Уставала патологически, но сохраняла удивительное жизнелюбие и удивительный оптимизм. Когда мы переехали, там тогда квартиры не было, нам дали землянку. Это была не просто землянка, это был морг. Вытащили два гробика, поставили два топчанчика. Сложили с мамой небольшую печку, нам помогли. Без электричества на этих топчанчиках мы жили полтора года.

Она вечерами приходила уставшая с работы. У нее была уникальная балалайка, которой уже, наверное, под семьдесят лет, она у меня дома хранится как реликвия. Мама брала балалайку и проводила через три струны своими толстыми пальцами. Ее любимая частушка была “Ох, горькая я зачем на свет родилась? Была бы я стеклянная, упала б да разбилась”. Она удивительно красиво пела.”

О мечтах

“Я верю в судьбу. Я не фаталист, но верю в судьбу. Верю в случай, он иногда очень резко меняет жизнь. То ли я увидел картину Айвазовского “Девятый вал”, то ли к нам на станцию “Степь” приехал моряк и я впервые увидел морскую форму… Так я был потрясен тельняшкой, бескозыркой, что хвостом ходил за этим моряком. Он даже как-то пугался меня. Кончилось тем, что я влюбился в море, начал переписываться с Нахимовским училищем в Ленинграде. Я дважды сбегал из дома. Один раз меня поймали на своей станции, второй раз – через три или четыре станции от моего дома. Поймали меня, мать меня крепко выпорола полотенцем, даже на коленках постоял. Но сделать она ничего не могла. Хотела отвлечь меня, помню, купила мне двухрядную тульскую гармошку. Я поиграл на ней месяца два или три и выменял ее на бескозырку у этого моряка. Потом мама мне купила фотоаппарат “Смена-2”, я начал фотографировать, а потом решил его поменять на тельняшку. Кончилось тем, что после 7 класса я уговаривал маму: “Поехали во Владивосток, я без моря не могу, буду поступать в мореходное училище”. Мама моя была удивительная подвижница. Жили очень бедно, собрали какой-то один чемодан, два узелка, сели и поехали во Владивосток. Там в мореходку я не поступил, потому что мне не хватило года, а поступил я в ремесленное училище – только потому, что в этом училище вместо нижнего белья давали тельняшки. Но это было уникальное место. Бухта Диомид – это открытые ворота в бухту Золотой Рог от Японского моря. В свободное время я убегал на берег, встречал и провожал океанские лайнеры.”

О море

“После окончания ремесленного училища я уже получил специальность – слесарь по сборке стальных конструкций, хороший был сварщик, перспективный. Меня хотели оставить на заводе, но все-таки я сбежал на корабль. Я пришел к капитану судна – дизель-электрохода “Ярославль”, помню, его звали Степан Федорович. У меня так дрожал подбородок, я весь дрожал как осиновый лист! Я просил оставить меня на судне. Он говорит: “Учеником моториста будешь?”. Я говорю: “Да”. И он меня оформил учеником моториста. Я начал бороздить Японское, Охотское, Берингово моря, Тихий океан, Бристольский залив. Был по пять – шесть месяцев без берега. А списался на берег я по просьбе матери: была катастрофа в Беринговом море, погибли 73 человека. Мама сказала: “Все сын, море или я”. Я был у нее один сын, старшая сестра у меня умерла во время войны. Я вынужден был списаться на берег. Думал, пройдет год – полтора и я снова вернусь к моим морякам на судно.”

Об учебе в театральном

“Но опять случилось непредвиденное: я случайно попал на дипломный спектакль театрального института во Владивостоке. Это был первый выпуск, в 1965 году. Играли Чехова “Иванов”. В этом спектакле одну из главных ролей играл Валера Приемыхов. Я тогда вцепился в поручни и не мог оторваться, у меня пошли слезы. Я плачу и ничего не могу понять. Я уже морской волк, я считал себя Джеком Лондоном. Кстати, одна из моих любимых книг – “Мартин Иден” Джека Лондона. Где-то похожие у нас судьбы были. Видел смерть, все видел, и вдруг эти мальчишки и девчонки меня так захватили. Значит, внутренне я к этому был готов, к восприятию прекрасного. Я пришел после спектакля на берег Амурского залива. Была лунная ночь, я просидел всю ночь, прощался с Тихим океаном. Я не предал Тихий океан, не предал море, я с природой на Вы. Кончилось тем, что я в 1965 году умолил – так же, как капитана судна, – чтобы меня приняли в театральный институт с дополнительным набором. Меня приняли. Два года выгоняли. Я был профнепригодным, я до сих пор еще не раскрепостился, я не свободный. С удовольствием смотрю на моих коллег, которые очень свободные. Они свободно общаются, легко делают все, у них какая-то внутренняя легкость. У меня этого нет и никогда, наверное, не будет. Вся кафедра актерского мастерства была против меня. Единственный человек – Вера Николаевна Сундукова, которой я всегда буду кланяться и всегда буду помнить, она поднималась и говорила: “Чего вы хотите, он стипендию не получает, ничего не требует, в нем, самое главное, есть – желание. Я в него верю”.

Читайте также:  Кто у руслана белого жена

О театре

“Одним словом, я окончил театральный институт с отличием. Сыграл Раскольникова во Владивостокском драмтеатре имени Горького. Потом меня пригласили в Саратовский драмтеатр. Работая в Саратовском драмтеатре, был приглашен сниматься в кино. Это был фильм “Это сильнее меня”. Потом был “Белый снег России”. Я прикоснулся к судьбе нашего гениального шахматиста Александра Александровича Алехина. После этой картины меня пригласили в Театр имени Ермоловой. Так я уже стал московским актером. Пять лет я проработал в Театре Ермоловой. Потом меня пригласили в Малый академический театр, двадцать с лишним лет я там прослужил… Я пришел к Юрию Мефодьевичу Соломину, мы с ним земляки, он тоже из Забайкалья, и сказал: “Юрий Мефодьевич, я хочу развязать крылышки и полетать по России, очень много предложений”. Ходить каждый день и отмечаться, что я здесь, и получать при этом восемь тысяч рублей… Тут как раз было предложение – в Сибирь, на Дальний Восток. Я говорю: “Юрий Мефодьевич, я сейчас пишу заявление, через два года вернусь. Если меня возьмете в театр, я буду рад, не возьмете – не обижусь”.
Я побывал на Северном полюсе. Это ни с чем не сравнимое ощущение”.

По материалам программы “Линия жизни”


ЗВАНИЯ И НАГРАДЫ

  • Лауреат премии Ленинского комсомола (1981)
  • Лауреат Государственной премии РСФСР им. бр. Васильевых (1983, за фильм “Мужики”)
  • Лучший актер 1982 (“Мужики”) и 1986 (“Змеелов”) по опросу жуpнала “Советский экран”
  • Народный артист России (1992)

Фильмография: Актер

  • Цветок папоротника (2015), сериал
  • Поддубный (2014)
  • Две зимы и три лета (2014), сериал
  • Родная кровиночка (2013)
  • Подпоручикъ Ромашовъ (2012)   
  • Как выйти замуж за миллионера (2012)
  • Круиз (2011), сериал   
  • Манна небесная (2011), сериал   
  • Китайская бабушка (2009)   
  • Разжалованный (2009)   
  • Дедушка в подарок (2008)   
  • Юнкера (2007)
  • За други своя… (2006)   
  • Есенин (2005), сериал   
  • Веревка из песка (2005), сериал   
  • На вираже (2004)   
  • Благословите женщину (2003)
  • Казус Белли (2003)
  • Женское счастье (2001)
  • С новым счастьем!-2. Поцелуй на морозе (2001)
  • С новым счастьем (1999)
  • Военно-полевой романс (1998)
  • В Париже (1997)
  • Милый друг давно забытых лет (1996)
  • Вопреки всему (1993)
  • Только не уходи (1992)
  • Три августовских дня (1992)
  • Вербовщик (1991)
  • Гангстеры в океане (1991)
  • Нелюдь, или В раю запрещена охота (1990)
  • Очарованный странник (1990)
  • Мужские портреты (1987)
  • Отряд специального назначения (1987)
  • Свободное падение (1987)
  • Мы веселы, счастливы, талантливы! (1986)
  • Покушение на ГОЭЛРО (1986)
  • Рысь возвращается (1986)
  • Змеелов (1985)
  • Любовь и голуби (1984)
  • Победа (1984)
  • Одиноким предоставляется общежитие (1984)
  • Признать виновным (1983)
  • Молодые люди (1983)
  • День командира дивизии (1983)
  • Свидание (1982)
  • Домой! (1982)
  • Фронт в тылу врага (1981)
  • Мужики (1981)
  • Карнавал (1981)
  • Бешеные деньги (1981)
  • Белый ворон (1981)
  • Через тернии к звездам (1980)
  • Следствие ведут знатоки (1980)
  • Белый снег России (1980)
  • Похищение “Савойи” (1979)
  • Так и будет (1979)
  • Риск – благородное дело (1977)
  • Приезжая (1977)
  • Меня ждут на земле (1976)
  • Обретешь в бою (1975)
  • Дожить до рассвета (1975)
  • Еще можно успеть (1974)
  • Это сильнее меня (1973)

Фильмография: Режиссер

  • Блюз опадающих листьев (2006)
  • Только не уходи (1992)

Источник

Биография Александра Михайлова

Для миллионов российских зрителей Александр Михайлов уже на протяжении многих лет остается воплощением настоящего русского мужика – статного, красивого, с широкой душой и золотым сердцем. Многие фильмы с его участием вошли в Золотой фонд советского кинематографа, но самым любимым уже тридцать пять лет остается «Любовь и голуби» – трогательная и уморительно смешная история деревенского парня Васи Кузякина, приключившаяся с ним на черноморском курорте.

Детство и юношеские годы

Будущий актер родился 5 октября 1944 года в селении Цугол, на территории которого расположен старейший в Забайкалье буддийский монастырь. По преданию, в этих местах прошло раннее детство Чингисхана, поэтому Александр считает себя земляком великого полководца.

В официальных документах местом рождения Михайлова указан поселок Оловянная, который находится в четырнадцати километрах от Цугона. Там прачкой трудилась мать Александра, Степанида Наумовна. Отец, Яков Баранов, преподавал в ФЗУ (школа для подготовки квалифицированных рабочих кадров).

Семья жила очень бедно, ютилась в крошечной бывшей буддистской келье, почти землянке, без электричества и элементарных удобств. Но самым страшным был голод – во время войны от истощения умерла старшая сестра Михайлова Альбина, да и сам Александр выжил во многом благодаря соседке-бурятке Наде, которая подкармливала его молоком. Мальчик был вынужден собирать по помойкам остатки зубного порошка, чтобы уберечься от цинги, а его любимыми лакомствами были сладкие коренья, которые он находил в степи.

Читайте также:  Кадыров и его жены фото

Когда Александру исполнилось четыре года, его родители разошлись. Мать переехала с сыном в поселок с говорящим названием Степь, где устроилась прачкой при военной части и разнорабочей на железной дороге. Несмотря на тяжелый труд по двадцать часов в сутки, она находила время, чтобы поговорить с сыном по душам, а иногда доставала балалайку и пела задушевные старинные песни. Женщине с сыном выделили небольшую землянку, в которой раньше располагался морг, а через год им дали жилье получше.

С отцом Михайлов встречался редко, в основном уже в зрелом возрасте. Он несколько раз пытался узнать причину развода родителей, но ни мама, ни папа не хотели разговаривать на больную тему и так и унесли эту тайну с собой в могилу.

В третьем классе Саше попалась на глаза репродукция картины Айвазовского «Девятый вал», напечатанная в одном из журналов. Эта картинка настолько поразила воображение мальчика, тосковавшего по бурным рекам Цугона, что он повесил ее над своей кроватью и мог часами, не отрываясь, ее рассматривать. Его любимой книгой в то время был роман Джека Лондона «Мартин Иден», а лучшим приятелем – сосед-моряк, который после списания на берег переехал к ним в поселок и разгуливал по улицам в морской форме.

К концу четвертого класса Михайлов твердо решил связать свою жизнь с морем и написал в Нахимовское училище. Ему прислали приглашение, и мальчик, понимая, что мать его не отпустит, втайне от нее сбежал в Ленинград. На ближайшей станции его сняли с поезда и вернули в отчий дом, где мать крепко выпорола беглеца полотенцем.

Чтобы отвлечь сына от мыслей про море, она купила ему двухрядную тульскую гармошку, но, позанимавшись месяц, Саша выменял на нее у соседа матросскую бескозырку. Даже фотоаппарат «Смена», мечта любого мальчишки послевоенного времени, не смог заставить Александра изменить своей мечте – он поменял его на тельняшку и стал умолять маму разрешить ему поступить в мореходку.

К концу седьмого класса Степанида Наумовна сдалась и вместе с сыном переехала во Владивосток. В мореходное училище Сашу не взяли из-за юного возраста, поэтому паренек поступил в ремесленное училище, где приобрел специальность «Слесарь стальных конструкций». После окончания устроился мотористом на рыбацкое судно, на котором провел два года.

Расстаться с морем Александру пришлось по настоятельной просьбе матери – в 1965 году на Баренцевом море вследствие сильного обледенения затонули четыре рыболовецких траулера, погибло 75 человек. Михайлов чудом избежал смерти, и мать слезно умоляла его больше не ходить в море.

Начало творческого пути

Списавшись на берег, Александр некоторое время размышлял, чем ему заняться в дальнейшем, пока случайно не попал на дипломный спектакль выпускников театрального института. Это был «Иванов» по одноименной чеховской пьесе, одну из главных ролей в постановке играл Валерий Приёмыхов. Происходящее на сцене настолько поразило Михайлова, что он не спал всю ночь, заново переживая новые для него эмоции.

Утром наш герой уже твердо для себя решил, что будет учиться актерской профессии. Несмотря на то, что набор уже был завершен, юноша все же упросил принять его на театральный факультет Дальневосточного института искусств. Поначалу Михайлов был очень зажатым и стеснительным и никак не мог раскрепоститься. Не отчислили его только благодаря педагогу Вере Николаевне Сундуковой, которая сумела разглядеть в Александре мощный творческий потенциал.

Театр и музыка

В 1969 году Михайлов окончил вуз с отличием и был приглашен в Приморский драмтеатр города Владивостока на роль Раскольникова в «Преступлении и наказании». Дебют оказался настолько успешным, что Александру тут же предложили роль князя Мышкина в спектакле «Идиот». Через год перспективного актера позвали в Саратовский драматический театр, где он прослужил десять лет. Александр играл в пяти спектаклях и был дублером знаменитого Олега Янковского, когда тот находился на съемках.

В 1979 году Михайлова пригласили в Московский театр имени Ермоловой, через пять лет перешел в Малый театр, которому отдал двадцать лет своей жизни. Участвовал в спектаклях «Дети Ванюшина», «Чайка», «Сирано де Бержерак», играл Ивана Грозного в одноименной постановке пьесы Алексея Толстого.

В 2004 году Михайлов ушел из театра, чтобы реализовать накопившиеся творческие замыслы. Еще в 1997 году он дебютировал как певец, вместе с композитором Евгением Бедненко за несколько лет составил концертную программу «Очарованные странники», с которой отправился по городам России. Параллельно участвовал в антрепризах и преподавал актерское мастерство студентам театральных вузов. При этом никогда не оставался в стороне от политических процессов, происходивших в России, и не стеснялся выражать свою гражданскую позицию.

Михайлов близко к сердцу принял события, происходящие в последние годы на Украине. Он поддержал позицию президента Путина в отношении Крыма и Донбасса и за это попал в список лиц, которым запрещен въезд на Украину. Александр Яковлевич неоднократно посещал с творческими вечерами ДНРи ЛНР, выступал перед жителями Приднестровья.

Роли в кино

Если театр дал Михайлову необходимый опыт и мастерство, то кино подарило ему широкую известность и безграничную народную любовь. Сниматься актер начал в 1973 году, его дебютной работой стала роль бригадира сварщиков Алексея Углова в социальной драме «Это сильнее меня». Александр Яковлевич прекрасно справился с поставленной задачей, тем более что с профессией сварщика был знаком не понаслышке. После этого Михайлова стали активно приглашать в другие картины, к концу 70-х он снялся в десяти фильмах.

Ярким событием в творческой биографии нашего героя стала работа в биографической ленте «Белый снег России» (1980), где ему доверили роль легендарного русского шахматиста Александра Алехина. После премьеры фильма Михайлова пригласили в Малый театр, он переехал в Москву и оказался в эпицентре культурной жизни страны.

Читайте также:  Сколько лет лазареву певцу

В 1981 году на экраны вышел фильм «Мужики», где Михайлов сыграл шахтера Павла Зубова, усыновившего трех детей своей погибшей невесты. После смерти матери ребят должны были отправить в интернат, но Павел не смог этого допустить и забрал с собой на Север не только родную дочь, о которой ничего до этого не знал, но и ее двух братьев от неизвестных отцов. Фильм покорил советских зрителей глубиной и искренностью, а Михайлов стал олицетворением настоящего русского мужика с широкой душой и нежным трепетным сердцем.

На экране он играл самого себя и ни разу ради роли не поступился своими жизненными принципами. Именно поэтому всем его героям свойственны качества, которые так высоко ценятся русским народом – благородство, преданность, доброта и милосердие. К тому же Михайлов со временем раскрылся как прекрасный комедийный актер, примером тому может служить его роль в картине «Одиноким предоставляется общежитие» с Натальей Гундаревой.

Ну и, конечно, самый любимый фильм советской эпохи, «Любовь и голуби» Владимира Меньшова, который уже более 35 лет заставляет зрителей бросать все дела и усаживаться перед экранами. Премьера картины состоялась в январе 1985 года, фильм тут же разобрали на цитаты, некоторые зрители после просмотра сразу же покупали билеты на следующий сеанс.

Михайлов на съемках чуть не утонул – упав в ледяную воду, он запутался в костюме, а галстук , обвившийся вокруг шеи, стал душить его, словно удавка.

Пожалуй, это был единственный неприятный момент, а весь остальной съемочный процесс сопровождался лишь смехом, весельем и невероятным количеством шуток, розыгрышей и импровизаций, удовольствия от работы с Людмилой Гурченко, Ниной Дорошиной и Сергеем Юрским. Александр Яковлевич с огромным удовольствием рассказывает о картине на своих творческих вечерах, и не скрывает, что «Любовь и голуби» – его самая любимая работа в кино. Кстати, в картине снимался сын актера Костя, он сыграл Василия Кузякина в детстве.

Также заслуживает внимания глубокая характерная роль Михайлова в криминальной драме «Змеелов» (1985). Герой оказывается перед сложным нравственным выбором, и, отказавшись поступиться своими жизненными принципами, погибает в драке с наемными убийцами.

Личная жизнь Александра Михайлова

Со своей первой женой Верой Мусатовой Александр познакомился во Владивостоке, еще будучи студентом театрального факультета. Вера училась на музыкальном отделении, и Михайлов, несколько раз столкнувшись с девушкой в институтских коридорах, влюбился в нее без памяти.

К тому же Мусатова оказалась завидной невестой – ее отец был адмиралом флота, и когда молодые люди поженились, оказывал существенную поддержку новоиспеченной семье. А вот матери Александра невестка пришлась не по душе, и даже рождение малыша Константина (1969 г.) не растопило лед в отношениях Веры и Степаниды Наумовны.

Супруги прожили вместе больше тридцати лет. Их сын Костя в юности увлекался брейк-дансом и даже стал чемпионом СССР по этому диковинному для тех лет танцу, затем окончил школу-студию МХАТ и режиссерские курсы ВГИК, сейчас работает теле- и радиоведущим.

В 2003 году Михайлов ушел из семьи к Оксане Васильевой, вдове своего близкого друга и коллеги по театру Ермоловой. Ее муж, актер Владимир Васильев, умер от инсульта в 1993 году, и Михайлов как друг семьи посчитал своим долгом поддержать Оксану в трудную минуту. Спустя некоторое время между ними завязались романтические отношения, актер стал жить на две семьи. Вера догадывалась о романе супруга, но не ожидала, что дело закончится разводом.

За несколько лет до этого она уже пережила нечто подобное – Александр завел интрижку с молоденькой актрисой Ольгой Кузнецовой, которая родила ему дочь Анастасию (1991 г.). Тогда их брак спасла мать Михайлова, которая, несмотря на неприязнь к невестке, заставила сына прекратить роман на стороне. Однако в этот раз все сложилось с точностью до наоборот – Оксана сумела подружиться со Степанидой Наумовной, ухаживала за ней, когда Александр уезжал на гастроли, и сделала ее своей союзницей.

Вера тяжело переживала разрыв с мужем, сын Костя тоже долго не мог простить отцу предательства и не разговаривал с ним почти десять лет. Сейчас отношения между ними наладились, Константин общается с отцом и своими единокровными сестрами Настей и Мирославой (младшая дочь Михайлова, рожденная в 2002 году), а также с Владиславом Васильевым, сыном Оксаны от первого брака.

Александр Михайлов сейчас

В последние годы Александра Яковлевича нечасто увидишь на экране – его не интересуют роли в низкопробных сериалах и кровавых криминальных боевиках, а по-настоящему стоящих проектов не так уж и много.

Однако в 2019 году состоялась премьера 4-серийной военной драмы «Сто дней свободы», в которой актер еще в 2017 году исполнил главную роль – пожилого политзаключенного. 10 лет назад он был обвинен в контрреволюционной деятельности, а теперь вышел на свободу. Через три дня после этого город оккупировали немцы, предложившие мужчине сотрудничать с ними. Компанию актеру на съемках составила молодая актриса Софья Синицына.

Актер не забывает про театр и играет в антрепризных спектаклях «Старая дева» с Инной Чуриковой и «Невеста напрокат» с Еленой Прокловой. В качестве приглашенного артиста выходит на сцену в спектакле «Самая маленькая драма» по пьесе Чехова.

Со своей новой музыкально-поэтической программой «Экология души», в которую входят народные песни и романсы, Михайлов много гастролирует по стране. Он также преподает во ВГИКе и является президентом трех фестивалей: российского кино в Испании, Забайкальского кинофестиваля и фестиваля народного творчества «Земляки». Последний для него особенно дорог, ведь его учредителем выступил Фонд имени Михаила Евдокимова, близкого друга Александра Михайлова.

Источник