Каро алабян биография личная жизнь
Есть люди, судьба которых может без какого-либо приукрашивания стать сценарием для интересного фильма. К их числу относится известный архитектор Каро Алабян, биографии которого посвящена эта статья.
Ранние годы
Каро Семенович Алабян родился в 1897 году вЕлизаветполе (ныне город Гянджа, Азербайджан). Как в любой армянской семье, его родители, даже несмотря на то, что еле сводили концы с концами, мечтали дать сыну хорошее образование. С этой целью они отправили мальчика в тетке в Тифлис, где юный Каро поступил в знаменитую семинарию Нерсисян. Там вместе с ним учился Анастас Микоян, впоследствии занимавший самые высшие посты в советском государстве.
Каро Алабян не только выделялся среди других учеников прилежанием, но и умел великолепно рисовать, играть на скрипке и прекрасно пел. Вскоре параллельно с учебой в семинарии юноша стал учиться на вокальном отделении местной консерватории.
В Тифлисе Алабян познакомился со многими видными представителями армянской интеллигенции — с композитором Арамом Хачатуряном, художником Мартиросом Сарьяном и др., и увлекся модным в те времена модернизмом. Однако в 20 лет Каро вступил в ряды РСДРП и выбрал реалистичный стиль в искусстве. В годы Гражданской войны Алабян воевал за Советскую власть и в одном из боев спас жизнь своему однокласснику и однополчанину Анастасу Микояну. В результате молодые люди по старинному кавказскому обычаю стали считать друг друга кровными братьями.
Учеба в Москве
Большое влияние на молодого Алабяна оказали армянский пролетарский поэт Егише Чаренц, чьи сборники стихов он иллюстрировал, и Ваан Терьян. Последний помог Каро поехать в 1923 году в Москву и поступить на архитектурное отделение ВХУТЕМАСа.
Там молодой человек учился вместе с М. Мазманяном, Г. Кочаром и В. Симбирцевым, с которым в дальнейшем ему пришлось работать над проектами зданий, которые сегодня украшают столицу и город Ереван.
Будучи студентом, Алабян встретился с актером и режиссером Рубеном Симоновым. У них завязалась дружба, которая не прекращалась всю жизнь. В 1928 году они в сотрудничестве с Арамом Хачатуряном поставили на сцене Вахтанговского театра в Москве спектакль по комедии Акопа Пароняна «Дядя Багдасар». Ранее он, в сотрудничестве с М. Мазманяном, оформил постановки пьес «Храбрый Назар» Д. Демирчяна и «Красная маска» Луначарского на сцене Первого государственного театра АрмСССР в Ереване.
Работа в Армении
В 1929 году Каро Алабян окончил вуз и отправился в Ереван. Там он возглавил Первый государственный проектный институт Советской Армении. В течение двух лет, проведенных в армянской столице, талантливый архитектор создал проекты таких известных зданий, как Клуб строителей (ныне здание Русского театра им. Станиславского), дом для работников Электрохимического треста, офис главного геологоразведочного управления и др. Кроме того, в этот период ей жизни Каро Алабян преподавал на архитектурном факультете ЕРПИ.
В Москве
В 1932 году архитектор Каро Алабян окончательно переселился в столицу. Одним из первых известных зданий, созданных архитектором в Москве, стало здание Центрального театра Красной армии (ныне ЦАТРА), которое он спроектировал вместе с бывшим однокурсником В. Симбирцевым и Б. Бархиным. Сооружение выполнено в форме пятиконечной звезды и сегодня оно является главным украшением Суворовской площади Москвы.
В довоенный период Каро Алабяном были созданы проекты таких зданий, как павильоны Армянской ССР ВСХВ в Москве и СССР на международной выставке в Нью-Йорке, состоявшейся в 1939 году. За последнюю работу, выполненную совместно с архитектором М. Иофаном, архитектор удостоился звания Почетного гражданина этого крупнейшего американского мегаполиса.
В 40-х годах
В годы войны Каро Семенович Алабян руководил Союзом архитекторов СССР и Академией архитектуры, а также возглавлял специальную мастерскую, в которой разрабатывались планы маскировки основных оборонительных и промышленных сооружений Москвы. В 1942 году его назначили также членом Комиссии по учету и охране памятников и председателем комиссии, которая должна была заниматься восстановлением городов, разрушенных войной. В частности, именно Алабяну было поручено разработать Генплан для разрушенного Сталинграда. Кроме того, он занимался созданием проекта для восстановления главной киевской улицы — Крещатика.
Алабян Каро Семенович: личная жизнь
Хотя известный архитектор считался завидным женихом и имел привлекательную и импозантную внешность, он долго не женился. Лишь в 1948 году, перешагнув 50-летний рубеж, Алабян сделал предложение руки и сердца не кому-нибудь, а звезде советского кино и одной из самых красивых женщин того времени – Людмиле Целиковской. В отличие от Каро Семеновича, его избранница уже трижды пыталась создать семью. На тот момент она сильно переживала из-за развода с Михаилом Жаровым, с которым рассталась из-за отсутствия детей.
Будущие супруги познакомились благодаря Рубену Симонову, который знал Целиковскую с 16 лет. В свое время мама Люды была дружна с актрисой театра им. Вахтанговой Анной Бабаян и попросила ее показать дочку своему главному режиссеру. Рубен Симонов сразу же разглядел актерское дарование Целиковской и посоветовал девушке поступать в театральный вуз.
Несмотря на большую разницу в возрасте, Каро Алабян, который на тот момент уже занимал должность главного архитектора столицы, смог завоевать сердце Целиковской. Через год у супругов родился сын. Каро Алабян был вне себя от счастья. Однако скоро ему пришлось оставить жену и ребенка и уехать в Армению.
Опала
По свидетельству современников, Каро Семенович бесстрашно приходил на помощь своим друзьям и коллегам, которые становились жертвами политических репрессий. Это подтверждают и многочисленные его письма в различные инстанции, с просьбами освободить из заключения того или иного человека.
В начале 50-х годов Каро Алабянпублично поспорил с Лаврентием Берией, утверждавшим, что строительство высотных зданий — экономически выгодно. Архитектор недавно вернулся из США и понимал, что при том уровне развития строительных технологий, который на тот момент был в Советском Союзе, страна не осилит осуществление подобных проектов.
Берия был в ярости и сделал все, чтобы добиться от Сталина отстранения Алабяна от всех должностей. Каро Семеновичу грозил также арест, так как один из его сотрудников вдруг оказался «японским шпионом». Архитектора спас его кровный брат Анастас Микоян. Он нашел возможность отправить Алабяна подальше от Берии в Ереван. Разлука с любимой женой и с недавно родившимся малышом была для Каро Семеновича настоящей пыткой.
Возвращение в Москву
Вернуться в столицу Алабян смог только в 1953 году, после смерти вождя народов и Берии. У него не было ни квартиры, ни работы. Семья скиталась по родственникам и жила на зарплату Целиковской. К довершению всех несчастий оказалось, что у Саши Алабян полиомиелит и ему требуется особый уход.
Тогда Каро Семенович написал несколько писем членам Советского правительства. Обращение к руководству советского государства возымело свое действие. Семью Алабяна обеспечили жильем, а ему самому дали работу. К счастью, оказалось также, что у сынишки Каро и Людмилы обратимая форма заболевания, и он вскоре пошел на поправку. Потихоньку жизнь вошла в прежнее русло. В частности в 1954 году Алабян в соавторстве с Л. Карликом создал проект здания сочинского морского вокзала, который долгое время был одним из архитектурных символов города.
Смерть
На всем протяжении своей взрослой жизни Каро Алабян много курил и никогда не заботился о своем здоровье. Через 6 лет после возвращения в Москву у него обнаружили рак легких. В те годы о хирургическом решении этой проблемы с успешным исходом не могло быть и речи. Спустя несколько месяцев архитектор умер. Его похоронили на Новодевичьем кладбище Москвы.
Могила Каро Алабян не одинока.В 1992 году, через 33 года после смерти известного архитектора, рядом с ней похоронили Людмилу Целиковскую. Хотя супруга Алабяна после его смерти почти 16 лет была гражданской супругой режиссера Юрия Любимова, она пожелала, чтобы место ее упокоения было рядом с могилой ее любимого Каро.
На Новодевичьем кладбище Алабяну установлен памятник. Он был создан московским скульптором Николаем Никогосяном и представляет собой базальтовый квадрат с профилем архитектора. Еще один памятник Каро Алабяну установлен в Ереване. А еще у знаменитого архитектора есть внук, которого назвали в его честь. Его имя носят также улицы в Москве и в Ереване.
Награды и достижения
В 1937-1950 годах Каро Алабян был депутатом ВС СССР. Ранее его избрали членом корреспондента Британского Королевского института архитектуры.
Каро Алабян был также награжден:
- орденом Трудового Красного Знамени;
- почетным званием Заслуженного деятеля искусств Армянской ССР;
- орденом «Знак Почета»;
- многочисленными медалями;
- гран-при Парижской международной выставки искусств и техники.
Теперь вы знаете, кто такой Каро Алабян. Биография этого известного архитектора полна неожиданных поворотов. Последние годы его жизни были скрашены любовью и счастливым супружеством с одной из красивейших женщин сталинской эпохи, а здания, построенные по его проектам, и по сей день украшают Москву и Ереван.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 сентября 2020; проверки требует 1 правка.
Каро́ Семёнович Алабя́н (арм. Կարո Սիմոնի Հալաբյան; 1897—1959) — советский архитектор, академик. Ответственный редактор журнала «Архитектура СССР». Член РСДРП с 1917 года.
Биография[править | править код]
Каро Алабян родился в Елизаветполе (ныне Гянджа, Азербайджан) в 1897 году.
В 1923 году Алабян поступил в Москве на архитектурное отделение ВХУТЕМАСа. Именно там, в годы учёбы, зародилась его дружба с архитекторами М. Д. Мазманяном, Г. Б. Кочаром, В. Н. Симбирцевым, вместе с которыми впоследствии он построил многие здания в Москве и Ереване.
Окончив институт, Алабян вернулся в Ереван, где как раз начиналось бурное строительство. Всего два года пробыл Алабян в Армении, но за это короткое время успел сделать многое. По его проектам (а он возглавлял Госпроект) в Ереване были сооружены клуб строителей, жилой дом электрохимического треста, дом главного геолого-разведочного управления, многие другие объекты. Причём эту практическую работу Алабян совмещал с преподаванием на архитектурном факультете Ереванского политехнического института.
В 1929 — окончил Московский высший художественно-технический институт, в том же году был в числе основателей Всероссийского общества пролетарских архитекторов (ВОПРА).
С 1929 по 1931 гг. — руководил Первым государственным проектным институтом в Советской Армении.
В 1932 году — после создания Союза советских архитекторов (ССА) стал его ответственным секретарём (до 1950 года).
С 1937 по 1950 гг. — депутат Верховного Совета СССР.
В годы Великой Отечественной войны руководил работой Союза архитекторов и Академией архитектуры, возглавлял специальную мастерскую академии, где разрабатывались планы маскировки важнейших промышленных и оборонительных сооружений.
С 1942 года — член Комиссии по учёту и охране памятников искусства, председатель Комиссии по восстановительному строительству ССА.
В 1943—1945 гг. — руководил разработкой Генерального плана восстановления Сталинграда.
В 1949—1953 гг. — вице-президент Академии архитектуры СССР.
Спор с Берия и отстранение от работы[править | править код]
После Второй мировой войны, когда в Москве началось проектирование сталинских высоток, на одном из совещаний по этому вопросу Л. П. Берия в числе преимуществ новых зданий назвал их экономичность. Один из авторов этих проектов Каро Алабян возразил, что экономичными эти здания никак не будут[2]. Не имея аргументов, Л. П. Берия резко огрызнулся: «Будут». За этим казалось бы мелким инцидентом следуют исключение Алабяна из числа авторов проектов высоток и его смещение со всех постов. Вскоре, направленный на работу в мастерскую Алабяна человек, по указанию Берии оказался «японским шпионом». «Шпиона» арестовали, и арест грозил уже самому Алабяну. Здесь в дело вмешался А. И. Микоян, который без объяснения причин отправил К. С. Алабяна в Армению[2]. У Алабяна в Москве остались годовалый сын и молодая жена — актриса Людмила Целиковская[2][3][4].
Умер 5 января 1959 года от рака лёгких.
Могила Алабяна на Новодевичьем кладбище Москвы.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 5)[5], надгробие — Н. Никогосян[6].
Семья[править | править код]
- Был женат на актрисе Л. В. Целиковской[2][7].
- Являлся кровным братом Анастаса Микояна. Архитектора связывала с ним военная история, в которой Алабян спас Микояну жизнь, и, по кавказскому обычаю, они породнились.[источник не указан 1685 дней]
Работы[править | править код]
Архитектура[править | править код]
- в Ереване: в 1928—1929 гг. — Клуб строителей (сегодня — Русский театр имени К. Станиславского), в 1930—1932 гг. — жилой «шахматный» дом
- здание Центрального академического театра Российской армии (совместно с В. Н. Симбирцевым (1934—1940)
- участвовал в разработке Генерального плана реконструкции Москвы (1935)
- павильон Армянской ССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве (в 1939 году и 1954 году К. С. Алабян и С. А. Сафарян)
- павильон СССР на Международной выставке в Нью-Йорке (1939; совместно с Б. М. Иофаном), за что был удостоен звания Почётного гражданина Нью-Йорка
- руководил составлением плана восстановления города Волгограда (в 1945 году с Н. Поляковым и другими архитекторами), а также планом строения жилых домов нового типа в послевоенные годы
Здание сочинского Морского вокзала было построено в 1955 году по проекту архитекторов К. С. Алабяна и Л. Б. Карлика. Двухэтажное здание Морского вокзала в центре увенчано 71-метровой башней со шпилем. Над тремя ярусами башни установлены скульптуры, олицетворяющие времена года и стороны света. Почтовая марка, 2011 год.
- в 1950—1951 гг. — составил с Л. Карликом план построения Сочинского порта (реализован в 1954), в Москве — большой массив жилых зданий в районе Химки-Ховрино (строились в 1960-е годы)
- наземный вестибюль станции метро «Краснопресненская» (в соавторстве с Т. А. Ильиной, В. И. Алёшиной и Т. Д. Зебриковой) (1952)
- принимал участие в восстановлении главной улицы Киева — Крещатика, Сочинского морского вокзала (1954 г., совместно с Л. Б. Карликом)
- проектировал жилые дома, культурно-просветительные, правительственные здания (вместе с архитекторами М. Мазманяном и Г. Кочаряном)
- здание железнодорожного вокзала в Воронеже (построен в 1954 году)
Графика и иллюстрации
Создал ряд юмористических графических рисунков, иллюстраций к произведениям Егише Чаренца, в 1924 году вместе с М. Мазманяном оформил постановку пьес Луначарского «Красная маска» («Поджигатели»), Демирчяна «Храбрый Назар» в Первом государственном театре Армении.
Достижения[править | править код]
- 1-я премия в конкурсе на проект Дворца Советов (1933)
- почётный член-корреспондент Королевского института британских архитекторов (1936)
- депутат ВС СССР (1937—1950)
- ответственный секретарь СА СССР (1949—1950)
- вице-президент Академии архитектуры СССР (1949—1953)
- член-корреспондент Британского Королевского института архитектуры (1936)
Награды[править | править код]
- два ордена Трудового Красного Знамени (16.09.1939, 06.08.1947)
- орден «Знак Почёта»
- заслуженный деятель искусств Армянской ССР (18.11.1940)[8][9]
- медали
- гран-при (на Международной выставке искусств и техники в Париже)
Память[править | править код]
В честь Каро Алабяна названы улицы в Москве (улица Алабяна) и Ереване (улица Алабяна).
Библиография[править | править код]
- Алабян К. С. Задачи советской архитектуры. М.: 1937.
Литература[править | править код]
- Малинина Т. Г. Архитектор Каро Алабян. М.: Гос. науч.-исслед. музей архитектуры, 2008.
См. также[править | править код]
- Сталинский ампир
Примечания[править | править код]
Каро Алабян родился в городе Кировабаде (бывш. Ганджа) Азербайджанской ССР. В 1923 году Алабян поступил в Москве на архитектурное отделение ВХУТЕМАСа. Именно там, в годы учебы, зародилась его дружба с архитекторами М. Д. Мазманяном, Г. Б. Кочаром, В. Н. Симбирцевым, вместе с которыми впоследствии он построил многие здания в Москве и Ереване. Окончив институт, Алабян вернулся в Ереван, где как раз начиналось бурное строительство. Всего два года пробыл в Армении, но за это короткое время успел сделать многое.
Каро Алабян не только выделялся среди других учеников прилежанием, но и умел великолепно рисовать, играть на скрипке и прекрасно пел. Вскоре параллельно с учебой в семинарии юноша стал учиться на вокальном отделении местной консерватории. В Тифлисе Алабян познакомился со многими видными представителями армянской интеллигенции — с композитором Арамом Хачатуряном, художником Мартиросом Сарьяном и др., и увлекся модным в те времена модернизмом. Однако в 20 лет Каро вступил в ряды РСДРП и выбрал реалистичный стиль в искусстве. В годы Гражданской войны Алабян воевал за Советскую власть и в одном из боев спас жизнь своему однокласснику и однополчанину Анастасу Микояну. В результате молодые люди по старинному кавказскому обычаю стали считать друг друга кровными братьями.
Учеба в Москве
Большое влияние на молодого Алабяна оказали армянский пролетарский поэт Егише Чаренц, чьи сборники стихов он иллюстрировал, и Ваан Терьян. Последний помог Каро поехать в 1923 году в Москву и поступить на архитектурное отделение ВХУТЕМАСа.
Будучи студентом, Алабян встретился с актером и режиссером Рубеном Симоновым. У них завязалась дружба, которая не прекращалась всю жизнь. В 1928 году они в сотрудничестве с Арамом Хачатуряном поставили на сцене Вахтанговского театра в Москве спектакль по комедии Акопа Пароняна «Дядя Багдасар». Ранее он, в сотрудничестве с М. Мазманяном, оформил постановки пьес «Храбрый Назар» Д. Демирчяна и «Красная маска» Луначарского на сцене Первого государственного театра АрмСССР в Ереване
Работа в Армении
Работа в Армении В 1929 году Каро Алабян окончил вуз и отправился в Ереван. Там он возглавил Первый государственный проектный институт Советской Армении. В течение двух лет, проведенных в армянской столице, талантливый архитектор создал проекты таких известных зданий, как Клуб строителей (ныне здание Русского театра им. Станиславского), дом для работников Электрохимического треста, офис главного геологоразведочного управления и др. Кроме того, в этот период ей жизни Каро Алабян преподавал на архитектурном факультете ЕРПИ.
Клуб строителей (ныне здание Русского театра им. Станиславского)
В 1932 году архитектор Каро Алабян окончательно переселился в столицу. Одним из первых известных зданий, созданных архитектором в Москве, стало здание Центрального театра Красной армии (ныне ЦАТРА), которое он спроектировал вместе с бывшим однокурсником В. Симбирцевым и Б. Бархиным. Сооружение выполнено в форме пятиконечной звезды и сегодня оно является главным украшением Суворовской площади Москвы.
Суворовская площадь
В довоенный период Каро Алабяном были созданы проекты таких зданий, как павильоны Армянской ССР ВСХВ в Москве и СССР на международной выставке в Нью-Йорке, состоявшейся в 1939 году. За последнюю работу, выполненную совместно с архитектором М. Иофаном, архитектор удостоился звания Почетного гражданина этого крупнейшего американского мегаполиса.
ВСХВ Павильон Армянская ССРт в 50-х годах
Павильон СССР на международной выставке в Нью-Йорке
В 40-х годах
В годы войны Каро Семенович Алабян руководил Союзом архитекторов СССР и Академией архитектуры, а также возглавлял специальную мастерскую, в которой разрабатывались планы маскировки основных оборонительных и промышленных сооружений Москвы. В 1942 году его назначили также членом Комиссии по учету и охране памятников и председателем комиссии, которая должна была заниматься восстановлением городов, разрушенных войной. В частности, именно Алабяну было поручено разработать Генплан для разрушенного Сталинграда. Кроме того, он занимался созданием проекта для восстановления главной киевской улицы — Крещатика.
Алабян Каро Семенович: личная жизнь Хотя известный архитектор считался завидным женихом и имел привлекательную и импозантную внешность, он долго не женился. Лишь в 1948 году, перешагнув 50-летний рубеж, Алабян сделал предложение руки и сердца не кому-нибудь, а звезде советского кино и одной из самых красивых женщин того времени – Людмиле Целиковской. В отличие от Каро Семеновича, его избранница уже трижды пыталась создать семью. На тот момент она сильно переживала из-за развода с Михаилом Жаровым, с которым рассталась из-за отсутствия детей.
Людмила Целиковская
Будущие супруги познакомились благодаря Рубену Симонову, который знал Целиковскую с 16 лет. В свое время мама Люды была дружна с актрисой театра им. Вахтанговой Анной Бабаян и попросила ее показать дочку своему главному режиссеру. Рубен Симонов сразу же разглядел актерское дарование Целиковской и посоветовал девушке поступать в театральный вуз.
Несмотря на большую разницу в возрасте, Каро Алабян, который на тот момент уже занимал должность главного архитектора столицы, смог завоевать сердце Целиковской. Через год у супругов родился сын. Каро Алабян был вне себя от счастья. Однако скоро ему пришлось оставить жену и ребенка и уехать в Армению.
Опала
По свидетельству современников, Каро Семенович бесстрашно приходил на помощь своим друзьям и коллегам, которые становились жертвами политических репрессий. Это подтверждают и многочисленные его письма в различные инстанции, с просьбами освободить из заключения того или иного человека. В начале 50-х годов Каро Алабян публично поспорил с Лаврентием Берией, утверждавшим, что строительство высотных зданий — экономически выгодно. Архитектор недавно вернулся из США и понимал, что при том уровне развития строительных технологий, который на тот момент был в Советском Союзе, страна не осилит осуществление подобных проектов. Берия был в ярости и сделал все, чтобы добиться от Сталина отстранения Алабяна от всех должностей. Каро Семеновичу грозил также арест, так как один из его сотрудников вдруг оказался «японским шпионом».
Архитектора спас его кровный брат Анастас Микоян. Он нашел возможность отправить Алабяна подальше от Берии в Ереван. Разлука с любимой женой и с недавно родившимся малышом была для Каро Семеновича настоящей пыткой.
Рассказывает Александр Алабян: “Он пришел домой, встал перед мамой на колени и сказал: “Прости меня, Люся. Если бы я только мог представить, что такое произойдет, никогда бы не посмел жениться на тебе”.
Возвращение в Москву Вернуться в столицу Алабян смог только в 1953 году, после смерти вождя народов и Берии. У него не было ни квартиры, ни работы. Семья скиталась по родственникам и жила на зарплату Целиковской. Целиковская никогда ни в чем не упрекала Алабяна.
К довершению всех несчастий оказалось, что у Саши Алабян полиомиелит и ему требуется особый уход. Тогда Каро Семенович написал несколько писем членам Советского правительства. Обращение к руководству советского государства возымело свое действие.
Каро Алабян: наземный вестибюль станции метро «Краснопресненская»
Станция «Краснопресненская» была открыта в 1954 году.
Семью Алабяна обеспечили жильем, а ему самому дали работу. К счастью, оказалось также, что у сынишки Каро и Людмилы обратимая форма заболевания, и он вскоре пошел на поправку. Потихоньку жизнь вошла в прежнее русло. В частности в 1954 году Алабян в соавторстве с Л. Карликом создал проект здания сочинского морского вокзала, который долгое время был одним из архитектурных символов города.
Здание Морского вокзала было построено по проекту группы архитекторов под руководством академика архитектуры Каро Алабяна в 1955 году. Оно похоже на здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.
Центральная часть увенчана куполом с возвышающимся над ним шпилем. Шпиль увенчан изображением ордена Великой Отечественной войны 1 степени 3-хметрового диаметра, который сменил установленную при строительстве звезду. Скульптурная группа на куполе выполнена выпускниками Ленинградского Высшего художественного училища под руководством профессора В. Ингала. Аллегорические женские фигуры нижнего яруса символизируют времена года. Мужские фигуры выше – олицетворяют стороны света. Танцующие дельфины верхнего яруса символизируют богатство черноморской фауны.
Обращает на себя внимание ряд архитектурно-конструктивных особенностей этого здания. Оно построено с учетом местных климатических условий – это полуоткрытые пространства крыльев здания для размещения производственных помещений и залов. Зал ожидания рассчитан на 500 человек и украшен картинами. Торцы здания заканчиваются открытыми портиками, через которые осуществляется сообщение с причалами. Стены снаружи облицованы привозным экларским камнем, внутри – мрамором и гранитом. Длина здания 114 метров, высота со шпилем 71 метров.
Перед вокзалом со стороны города разбит небольшой сквер с розарием, пальмами и гималайским кедром. В центре сквера – фонтан диаметром 10 метров. В орнаменте присутствуют морские мотивы. Венчает фонтан фигура покровительницы путешествий, дочери Посейдона – Тетиды, усмиряющей море и указывающей путь кораблям с каравеллой и морской картой в руках.
Акватория Сочинского порта подразделяется на 2 зоны: зону мелководных причалов, возле которых швартуются суда местного маломерного флота и зону глубоководной гавани, возле причалов которой делают остановки крупнотоннажные пассажирские суда.
Глубина в центре порта составляет 20 метров, у глубоководных причалов 9-9,5метров, у мелководных причалов – 6-7 метров.
Смерть
На всем протяжении своей взрослой жизни Каро Алабян много курил и никогда не заботился о своем здоровье. Через 6 лет после возвращения в Москву у него обнаружили рак легких. В те годы о хирургическом решении этой проблемы с успешным исходом не могло быть и речи. Спустя несколько месяцев архитектор умер.
Его похоронили на Новодевичьем кладбище Москвы.
Могила Каро Алабян не одинока. В 1992 году, через 33 года после смерти известного архитектора, рядом с ней похоронили Людмилу Целиковскую.
Хотя супруга Алабяна после его смерти почти 16 лет была гражданской супругой режиссера Юрия Любимова, она пожелала, чтобы место ее упокоения было рядом с могилой ее любимого Каро. На Новодевичьем кладбище Алабяну установлен памятник. Он был создан московским скульптором Николаем Никогосяном и представляет собой базальтовый квадрат с профилем архитектора. Еще один памятник Каро Алабяну установлен в Ереване. А еще у знаменитого архитектора есть внук, которого назвали в его честь. Его имя носят также улицы в Москве и в Ереване.
Памятник Алабяну на Кольцевом бульваре в Ереване
Мемориальная доска Каро Семёновичу Алабяну (Новинский бульвар, дом 18)
Он спроектировал застройку правительственного центра в г. Фрунзе (1951), сделал конкурсный проект здания «Бородинской панорамы» (1951), построил морской вокзал в Сочи (1949—1953). Осуществил строительство вокзала в Воронеже (1950— 1953), ряда жилых кварталов на Ленинградском проспекте (1955—1958).