Как умерла орлова любовь
Любовь Орлова – икона советской красоты. Женщина, которую боготворили. Забота о красоте и молодости была настолько маниакальной, что над последней ролью легендарной Орловой не посмеялся только ленивый. Да что думает Александров, снимать жену в 71 год в роли 29-летней? Да и сама обожаемая “Любонька” посмотрела картину и печально попросила Александрова не давать ей хода – очень не понравилась она себе. Годы взяли свое, констатировала Орлова.
Любовь Орлова в фильме “Скворец и лира”. Фильм должен был выйти в 1974 г. За год до смерти актрисы
Любовь Орлова уже была больна раком, но не знала о своей болезни. Александров прибегал ко всяческим ухищрениям, чтобы скрыть факт болезни от любимой жены, поддерживая в ней надежду на выздоровление. Он всегда охранял ее покой. Предупреждал возможные тревоги и волнения. Зная, как она переживает по поводу старения – распоряжался, чтобы ставили правильно свет, высвечивая морщины и складки на шее. А тут серьезная смертельная болезнь. Александров даже попросил врачей показать ей камни, якобы извлеченные из ее почек.
В декабре 1974 года состояние актрисы ухудшилось и она была госпитализирована в Кунцевскую больницу. Из нее она вышла лишь раз – отпраздновать в любимом доме Новый год. Вернувшись в больницу в начале января, Орлова почувствовала себя еще хуже. Актриса понимала, что жить ей осталось недолго. Она разрешала находиться рядом с собой только врачам и мужу. Александров уезжал из больницы только, чтобы переночевать дома и вернуться обратно.
Обычно Орлова сама просила Александрова ехать домой: “Вы такой уставший. Езжайте, поспите”. Но только не в последний день. Как будто понимала, что ее час настал.
Как только пробило семь утра в квартире на Бронной раздался телефонный звонок. Мягкий знакомый голос звучал взволнованно: “Ну что же вы не приезжаете? Я очень Вас жду”. Александров помчался в больницу. Любовь Петровна, как будто специально держалась в ожидании его прихода. “Почему же так долго” – успела промолвить она. После этого актриса заснула и вскоре впала в кому. Григорий Васильевич просидел у постели жены целый день, хотя это был его собственный день рождения.
26 января Григорий с самого утра позвонил в больницу. Врач доложил ему, что существенных изменений в состоянии здоровья Орловой не произошло и приезжать с утра нет необходимости. Александров попробовал снова заснуть, но это у него не получалось. В полдень раздался звонок от врача, который сообщил о кончине.
Похоронили великую актрису в день, когда ей должно было исполниться 73 года – 29 января. Три дня, в морге больницы, лучшие гримеры приводили облик усопшей в надлежащий для звезды экрана вид.
Александров распорядился: “Любонька должна даже в гробу выглядеть, как молодая.”
На гражданской панихиде, которая состоялась в театре имени Моссовета, в почетном карауле у гроба поочередно стояли коллеги и друзья актрисы. Пришла даже обиженная на нее Фаина Раневская. Актер Ростислав Плятт, много лет знавший Любовь Петровну, произнес проникновенную речь. После которой правда Вера Павловна Марецкая, острая на язык, посоветовала ему еще потренироваться в произнесении траурных речей, чтобы на ее похоронах, он не говорил “такую же ерунду как на похоронах Орловой.”
Ростислав Плятт и Вера Марецкая
Григорий Александров пережил свою дражайшую супругу на 8 лет. Последней его работой стала документальная картина “Любовь Орлова” в память о 42 годах, проведенных с одной из самых красивых женщин советского кинематографа.
Спасибо за внимание! Поддержите лайком, если не сложно – будем очень рады! Подписывайтесь! До новых историй!
ОРЛОВА ЛЮБОВЬ
ОРЛОВА ЛЮБОВЬ (актриса театра, кино: «Любовь Алены», «Петербургская ночь», «Веселые ребята» (все – 1934), «Цирк» (1936), «Волга-Волга» ( 1938), «Ошибка инженера Кочина» (1939), «Светлый путь» (1940), «Дело Артамоновых» (1941), «Весна» (1947), «Встреча на Эльбе» (1949), «Мусоргский» (1950), «Композитор Глинка» (1952), «Русский сувенир» (1960), «Скворец и Лира» (1974); скончалась 26 января 1975 года на 73-м году жизни).
У Орловой был рак, о котором она не догадывалась. Чтобы утешить ее, супруг Георгий Александров пошел на хитрость: показал ей камни, объявив, что их извлекли врачи у нее из почек, и теперь Орлова обязательно поправится.
В конце 1974 года состояние Орловой снова ухудшилось и ее положили в Кунцевскую больницу. Там она и провела последние несколько недель своей жизни. Ее отпустили оттуда только однажды: чтобы она вместе с мужем справила дома Новый год. А в первых числах января 75-го актриса вновь вернулась в больницу. Через несколько дней ей опять стало плохо. Как утверждают очевидцы, Орлова уже догадывалась, что умирает, что жить ей осталось совсем немного. В эти дни она никого не допускала к себе в палату, кроме врачей и мужа Григория Александрова. Последний приезжал к ней каждый день и находился в палате до позднего вечера, после чего уезжал ночевать в их квартиру на Бронной.
22 января все было как обычно: Александров приехал в больницу, зашел в палату, где лежала жена, однако долго поговорить им не удалось – через полчаса Орлова внезапно потеряла сознание. Впервые за эти месяцы. Александров испугался настолько сильно, что подумал – это конец. Но врачи сумели привести Орлову в чувство. Увидев рядом с собой мужа, она слабо улыбнулась и посоветовала ему ехать домой: «Тебе надо выспаться, да и мне тоже», – произнесла она. Но Александров предпочел остаться. Остаток дня он провел рядом с женой, которая не произнесла больше ни слова – она заснула. В полудреме провел эти долгие часы и сам Александров. Наконец вечером его разбудили врачи и уговорили уехать домой: мол, изменений все равно не будет.
Рано утром на следующий день, примерно около семи утра, его разбудил телефонный звонок. На другом конце провода он явственно услышал голос жены: «Гриша, что же вы не приезжаете ко мне? Приезжайте, я жду…» Наскоро одевшись, Александров бросился к машине. Через полчаса он был уже в больничной палате, где лежала Орлова. Когда он вошел, та открыла глаза и произнесла всего лишь одну фразу: «Как вы долго…». И вновь провалилась в глубокий сон. А спустя несколько часов Орлова впала в кому. Александров пробыл возле нее до поздего вечера, после чего уехал домой. За весь день он даже ни разу не вспомнил, что сегодня – его день рождения.
26 января Григорий Александров, едва проснувшись, позвонил в «кремлевку». Полусонный врач ответил ему, что в состоянии Любови Орловой никаких существенных изменений не произошло – она по-прежнему находится в коме. «Так что пока с приездом не торопитесь, мы позаботимся о ней сами», – закончил свою речь доктор. Александров попытался было опять заснуть, однако сон к нему уже не возвращался. Около часа он сел обедать, как вдруг зазвонил телефон. На другом конце провода режиссер вновь услышал голос все того же доктора: «Григорий Александрович, крепитесь… Любовь Александровна скончалась». Ноги Александрова подкосились и если бы не кресло, стоявшее тут же, возле телефонной тумбочки, он бы упал на пол.
Похороны Орловой состоялись 29 января (по роковому стечению обстоятельств в этот день покойной должно было исполниться 73 года). Все три дня, пока тело Орловой находилось в морге «кремлевки», над ним колдовали гримеры – по желанию близких, надо было сделать так, чтобы усопшая и в гробу выглядела как молодая. Было привезено большое количество париков, из которых предстояло выбрать один – самый достойный.
Гражданская панихида по усопшей прошла в Театре имени Моссовета, в котором она проработала почти четверть века. Гроб установили на сцене и в почетном карауле друг друга сменяли коллеги Орловой: Ростислав Плятт, Вера Марецкая, Фаина Раневская и другие. Говорят, когда Марецкая и Плятт стояли в карауле, она вдруг сказала ему: «Ростислав, ты потренируйся, пожалуйста, как надо говорить похоронные речи. А то на моих похоронах будешь говорить такую же чушь, как сегодня…» (Марецкая уйдет из жизни три года спустя).
Из театра гроб с телом звезды советского кинематографа доставили на Новодевичье кладбище. Там, по желанию Александрова, гроб уже не открывали.
30 января 1979 года на доме №29 по Большой Бронной в Москве, где Л. Орлова жила в 1966–1975 годах, была открыта мемориальная доска (скульптор Ю. Чернов, архитектор – И. Шадрин).
После смерти жены Г. Александров прожил еще восемь с половиной лет. Он пережил смерть своего сына – бывшего Дугласа, а теперь Василия Александрова, которому было всего 50 лет, – и оформил брак с его женой Галиной, для того чтобы оставить ей свое немалое наследство. В 1983 году (вместе с режиссером Е. Михайловой) он успел сделать документальный фильм «Любовь Орлова», после выхода которого, видимо, посчитал свою миссию на земле выполненной. 16 декабря того же года он скончался в возрасте 80 лет. Похоронили его на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой Л. Орловой.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Любовь Орлова
Любовь Орлова
Любовь Орлова
Любовь Орлова в Челябинске
Любовь Орлова в Челябинске
Если бы мы решились определить самую известную киноактрису нашей страны за все годы существования кинематографа, то, безусловно, героиня настоящего очерка была бы названа в числе первых. И это несмотря на то, что список сыгранных ею ролей не так
ОРЛОВА ЛЮБОВЬ
ОРЛОВА ЛЮБОВЬ
ОРЛОВА ЛЮБОВЬ (актриса театра, кино: «Любовь Алены», «Петербургская ночь», «Веселые ребята» (все – 1934), «Цирк» (1936), «Волга-Волга» ( 1938), «Ошибка инженера Кочина» (1939), «Светлый путь» (1940), «Дело Артамоновых» (1941), «Весна» (1947), «Встреча на Эльбе» (1949), «Мусоргский»
Любовь Орлова. Звезда номер один
Любовь Орлова. Звезда номер один
В двадцатом веке в советском кинематографе было немало замечательных актрис, немало звезд – Янина Жеймо, Марина Ладынина, Тамара Макарова, Зоя Федорова… Их очень любили и в 20-е, и в 40-е, и в 50-е годы. Но никто никогда не имел такого успеха,
Любовь ОРЛОВА
Любовь ОРЛОВА
Любовь Орлова родилась 11 февраля 1902 года в подмосковном городе Звенигороде в семье интеллигентов. Отец будущей советской кинозвезды — Петр Федорович Орлов — был потомком тверской ветви Рюриковичей. Он служил в военном ведомстве. Мать — Евгения
Любовь ОРЛОВА
Любовь ОРЛОВА
Орлова вышла замуж довольно рано: в 1926 году, в возрасте 24 лет, она связала свою судьбу с видным партийным чиновником – 29-летним Андреем Берзиным (он служил в Наркомземе и руководил отделом производственного кредитования). Этот брак Орловой можно смело
ОРЛОВА Любовь
ОРЛОВА Любовь
ОРЛОВА Любовь (актриса театра, кино: «Любовь Алены» (Эллен Гетвуд), «Петербургская ночь» (Грушенька), «Веселые ребята» (главная роль – домработница Анюта) (все – 1934), «Цирк» (1936; главная роль – артистка цирка Марион Диксон), «Волга-Волга» (1938; почтальон
26 января – Любовь ОРЛОВА
26 января – Любовь ОРЛОВА
Эта актриса в начале 30-х стала первой настоящей звездой советского звукового кинематографа. Начав свою карьеру в кино с роли гадкого утенка – угловатой деревенской девчонки в первом советском киномюзикле, она затем превратилась в настоящего
Любовь ОРЛОВА
Любовь ОРЛОВА
В 30—40-е годы не было в СССР популярней актрисы, чем Любовь Орлова. Несмотря на то что типаж актрисы больше соответствовал голливудскому, ее красота сводила с ума миллионы советских людей, причем обоих полов. Сам Сталин считал Орлову лучшей советской
Любовь Орлова. Звезда номер один
Любовь Орлова. Звезда номер один
В двадцатом веке в советском кинематографе было немало замечательных актрис, немало звезд – Янина Жеймо, Марина Ладынина, Тамара Макарова, Зоя Федорова… Их очень любили и в 20-е, и в 40-е, и в 50-е годы. Но никто никогда не имел такого успеха,
Любовь Орлова
Любовь Орлова
ЗВЕЗДА НОМЕР ОДИНВ двадцатом веке в советском кинематографе было немало замечательных актрис, немало звезд – Янина Жеймо, Марина Ладынина, Тамара Макарова, Зоя Федорова… Их очень любили и в 20-е, и в 40-е, и в 50-е годы. Но никто никогда не имел такого успеха,
БЛЕФ ВО ИМЯ ТРИУМФА. ЛЮБОВЬ ОРЛОВА
БЛЕФ ВО ИМЯ ТРИУМФА. ЛЮБОВЬ ОРЛОВА
Природу и породу не проведешь. Помните: «Натура — дура, судьба — индейка, а жизнь — копейка». Сказано как в яблочко. За все приходится расплачиваться: за черное-белое, за доброе-злое. Весной семьдесят шестого в фойе Дома литераторов одна
Любовь Орлова
Любовь Орлова
Любовь Петровна Орлова родилась 11 февраля 1902 года в подмосковном городе Звенигороде в семье интеллигентов. Отец будущей советской кинозвезды — Пётр Фёдорович Орлов — был потомком тверской ветви Рюриковичей. Он служил в военном ведомстве. Мать — Евгения
Любовь Орлова
Любовь Орлова
Когда на спектакле нашего театра «Милый лжец» Любовь Петровна произносила реплику своей героини Патрик Кэмпбелл: «И мне никогда не будет больше тридцати девяти лет, ни на один день!» — в зрительном зале вспыхивали аплодисменты на каждом спектакле. И в адрес
ЛЮБОВЬ ОРЛОВА
ЛЮБОВЬ ОРЛОВА
В молодости все мы тщеславны. Может быть, не все в равной мере, но тщеславие не чуждо и самым скромным молодым людям. Многие из них гордятся знакомством с великими мира сего: с известными артистами, спортсменами, поэтами, писателями. И всегда находятся
Любовь Орлова
Любовь Орлова
Завершаются последние приготовления к съемке сцены в землянке кинокартины «Повесть о настоящем человеке». Лежу на топчане, рассматриваю бревенчатые стены…«Как хорошо сделана декорация, как достоверно», — думаю. Прикрываю глаза, пытаюсь представить себе,
С СЕРЕДИНЫ восьмидесятых самым популярным местом в элитном дачном поселке Внуково, что всего в двух десятках километров от Москвы, была… свалка. Да-да, именно свалка, куда знаменитые дачники выбрасывали ненужные вещи. Популярность на свалку “обрушилась” после того, как один из строителей, работающих на чьей-то даче, обнаружил там среди множества доживающего свой век хлама красивый сафьяновый альбом. Открыв его, мужчина остолбенел: с пожелтевших страниц альбома на него смотрела изумительной красоты женщина, в которой он без труда узнал обожаемую миллионами зрителей Любовь Орлову…
Она стала звездой ровно 70 лет назад, когда зимой 1934 года в Москве состоялся первый показ комедийного фильма молодого режиссера Григория Мормоненко, больше известного под фамилией Александров, – “Веселые ребята”. Поначалу высокому начальству, пришедшему на премьеру, картина категорически не понравилась. “Это хулиганский и контрреволюционный фильм”, – заявил тогдашний нарком просвещения Бубнов и категорически запретил выпускать ленту в широкий прокат. Один из авторов сценария “Веселых ребят”, Николай Эрдман, к тому времени уже находился в местах не столь отдаленных (его имя отсутствовало в титрах).
Но за “Веселых ребят” неожиданно вступились начальник Главного управления кинопромышленности Б. Шумяцкий и писатель Максим Горький, убедившие Сталина лично посмотреть фильм. Как известно, вождь приехал к Горькому, посмотрел комедию и пришел в восторг: “Посмотрел, – точно в отпуске побывал”. В результате картина пошла одновременно во всех кинотеатрах СССР и была послана на кинофестиваль в Венецию, где имела такой громадный успех, что песню “Сердце, тебе не хочется покоя…” начали распевать даже венецианские гондольеры…
Снять комедию Александров задумал после возвращения из Америки, где он со своим другом Сергеем Эйзенштейном, вместе с которым они работали над великим “Броненосцем “Потемкиным”, изучал опыт заокеанских коллег. И если главная мужская роль Кости Потехина изначально писалась для солиста Ленинградского мюзик-холла Леонида Утесова, то с кандидатурой на роль Анюты у режиссера возникло немало проблем. Александров обошел все столичные театры, изучил анкеты всех молодых актрис, числящихся в картотеках фабрики “Мосфильм”, и уже было пришел в отчаяние, когда ему сказали, что в подмосковном совхозе есть одна талантливая девушка-трактористка Соня Агапова, которая и поет, и танцует, и собой весьма и весьма недурна. Григорий Васильевич отправился в тот совхоз, повстречался с девушкой и тут же утвердил ее на роль Анюты. Однако карты смешал директор совхоза, примчавшийся на “Мосфильм” и чуть ли не силой уведший с площадки свою подопечную: “Ей пахать надо, а вы с каким-то кино пристаете”.
О том, как в жизни Александрова возникла Любовь Орлова, существуют две версии. Согласно первой, рассказанной самим Григорием Васильевичем, он увидел Любовь Петровну в спектакле “Перикола” музыкальной студии Немировича-Данченко, в которой Орлова играла главную роль. Театралы тридцатых судачили, будто в Орлову был безумно влюблен руководитель студии, великий Немирович-Данченко. Но Любочка взаимностью на чувства своего художественного руководителя отвечать не спешила. “С ним же тогда жить придется, – отшучивалась она. – А я и так своего добьюсь”. Встреча с Александровым доказала правоту ее слов.
Увидев 30-летнюю актрису, Григорий Александров понял, что наконец нашел свою Анюту. “На следующий день мы пошли в Большой театр на торжества, посвященные юбилею Леонида Собинова, – вспоминал режиссер. – Во время концерта, в котором участвовали все тогдашние оперные знаменитости, я острил и предавался воспоминаниям… И на банкете продолжал азартно рассказывать ей о задуманных озорных сценах будущего фильма “Веселые ребята”. Она с ужасом слушала. Я говорил и говорил, надеясь убедить ее, потому что на мое предложение сниматься она сказала: “Нет”. Кончился банкет, мы вышли на улицу и до рассвета бродили по Москве. В конце концов она согласилась сниматься в моем фильме, но прежде спросила: “Я чувствую, что мы часто будем спорить. Это не помешает работе?”. Я и сам это чувствовал, но что мне оставалось делать? Я, конечно же, произнес расхожую мудрость: “В спорах рождается истина”.
Однако, по мнению современников режиссера, рассказ Григория Васильевича выглядит слишком уж красивым. Да и склонность Александрова к сочинению всевозможных баек (“Я тут Молотову звонил, и он мне по секрету сообщил…” – одна из самых частых присказок знаменитого режиссера веселила всех его друзей) заставляет усомниться в категоричности, с которой Любовь Петровна отказывалась сниматься. Знакомые актрисы, напротив, утверждали, что Орлова мечтала получить роль Анюты. Но кинопробы с ее участием Александрову не понравились, и он завернул кандидатуру Орловой. Тогда Любовь Петровна уговорила свою близкую подругу, хорошо знавшую Александрова, пригласить его в гости. Не успел Григорий Васильевич, принявший приглашение, выпить чашку чая, как в дверях квартиры появилась Орлова. Еще через мгновение у хозяйки дома обнаружились неожиданные дела, и она, оставив актрису и режиссера наедине, убежала. Когда она вернулась, Любовь Петровна обратилась к ней со счастливой улыбкой: “Представляешь, Григорий Васильевич предложил мне главную роль в его новом фильме”.
Как бы там ни было, но на роль Анюты Орлова действительно была утверждена. Любовь Петровна немедленно подписала трудовое соглашение, абсолютно не обратив внимания на сумму гонорара, который ей полагался за съемки в “Веселых ребятах”. Когда одна из подруг указала Орловой на ничтожность вознаграждения, та лишь отмахнулась: “Да такую роль я и бесплатно готова играть”. “Ну, хоть Александрову скажите – может, он урезонит директора”, – пыталась наставить актрису на путь истинный более искушенная в делах финансовых подруга. “Ну вот еще – жаловаться! Он может подумать, что я жадная, склочная. Еще сниматься не начала, а уже цену себе набиваю”. – “Ох, Любочка, не будет вам счастья! Это – кино. Здесь никто ваши жесты не оценит. Еще и посмеются над вами. Здесь уважают характер, а вы – цирлих-манирлих”. – “А вот снимусь – увидим, какая я!”
Снимали “Веселых ребят” в Гаграх. Александров приехал на съемки с женой и маленьким сыном Дугласом, названным в честь американского актера Дугласа Фэрбенкса. (Когда иностранные имена выйдут из моды, Александров “переименует” сына в Василия.) Любовь Петровна тоже была не одна – компанию ей составлял дипломат из Австрии, роман с которым начался еще в Москве и которого все в съемочной группе считали ее мужем. Однако все время вне съемочной площадки Орлова проводила с Александровым. Первым “поле боя” покинул австриец, вслед за ним в Москву укатила и семья Григория Васильевича. Режиссер и актриса, и до того не скрывавшие своих отношений, открыто стали жить вместе…
Вскоре после премьеры “Веселых ребят” Александров и Орлова поженились, поэтому приглашение на прием в Кремль им доставляли уже по одному адресу. Кстати, за работу над фильмом Григорий Васильевич и Любовь Петровна получили по ордену, а Леониду Утесову, чьи эпизоды и так были значительно сокращены в пользу Орловой, достался… фотоаппарат.
Во время торжественного приема в Кремле, который устраивался в честь деятелей искусства-орденоносцев, Сталин неожиданно подошел к Орловой и предложил: “Выполню любое ваше желание. Просите”. Секретарь, стоя за спиной вождя, приготовился записывать перечень требований кинозвезды – машина, дача, квартира. А Любовь Петровна попросила сообщить о судьбе ее первого мужа Андрея Берзина, бывшего заместителя наркома земледелия, арестованного несколько лет назад.
Через несколько дней актрису пригласили на Лубянку. “Гражданин Берзин отбывает ссылку в Казахстане. Если хотите, мы можем воссоединить вас”, – сказал принимавший Орлову чиновник НКВД. Любовь Петровна поблагодарила генерала за информацию и поспешила покинуть кабинет…
После триумфа “Веселых ребят” лицо Орловой стало почти иконой. Миллионы советских женщин прикладывали массу усилий, дабы хоть немного походить на любимую актрису. У психиатров даже появился специальный термин – “синдром Орловой”, означавший патологическую страсть пациенток, даже ценой собственного здоровья стремившихся подражать Орловой. С ростом 1 м 58 см и талией в 43 см Любовь Петровна была труднодостижимым идеалом.
Даже в Иране, куда Орлова (первой из советских актрис начавшая гастролировать за рубежом) в 1942 году ездила с выступлениями, она вызвала настоящий бум – черноволосые жительницы Тегерана как одна захотели стать блондинками. Рассказывают, что Лаврентий Берия, посмотрев во время войны “Боевой сборник” с участием Орловой, не удержался от реплики: “Ого! А у нее, оказывается, есть “за что” и есть “во что”!”
В актерском мире к Любови Петровне относились неоднозначно. Так, Рина Зеленая как-то сказала об Орловой: “Лицо у нее было противное, пока за него не взялся Григорий Васильевич”. Говорят, Екатерина Васильевна (а именно так звучит полное имя актрисы) была влюблена в Александрова и весьма ревниво относилась к его законной супруге.
Впрочем, и Фаина Раневская, с которой Орлову связывали годы нежной дружбы, тоже не лезла за словом в карман: “Орлова, конечно, великолепная актриса. И дисциплинированность ее поражает. Но вот голос… Когда она поет, кажется, будто кто-то писает в пустое ведро”. В конце жизни Фаина Георгиевна рассказывала, как ее домработница, воспользовавшись тем, что Любовь Петровна засиделась в гостях у Раневской, решила пойти на свидание в роскошной шубе Орловой. Когда кинодива собралась домой и обнаружила пропажу шубы, то не стала поднимать скандал. А вернулась в комнату и проболтала с хозяйкой дома до возвращения предприимчивой домработницы. “Сказать, что Орлова – добрый человек, – заметила тогда Раневская, – это все равно, что признать, будто Лев Толстой – писатель не без способностей”.
“В одном провинциальном городке, – рассказывает автор одной из лучших книг об актрисе Дмитрий Щеглов, – женщина проводила на войну мужа и двух сыновей. И в честь каждого недалеко от дома посадила по тополю. Деревья прижились. А сыновья и муж погибли. Тополя растут быстро. У каждого было имя, повадки и голос, который женщина узнавала, когда налетал ветер. Прошло время, тополя стали совсем большими, они закрывали дом от дороги, от летевшей с нее пыли. Никакой другой пользы от них не было. Это женщине объяснили те, кто пришел к ней с топорами и пилами: дорогу расширяли, тополя надо было уничтожить. Но она знала, что, когда начнут рубить, сердце у нее разорвется. Об этом она и написала в своем письме актрисе.
А через несколько дней в город приехала Орлова. После концерта она показала местным бонзам (устроившим ей грандиозный по районным масштабам прием) письмо вдовы, и все решилось за пару минут. Тополя оставили в покое”.
В сороковых – пятидесятых Орлова и Александров были одной из самых обеспеченных пар Советского Союза. Об их шикарной даче во Внуково с огромным каминным залом по Москве ходили легенды. Для того чтобы финансировать постройку подмосковного имения (к дому прилегал 1 га грибного леса), Орлова начинает гастролировать по стране, требуя с организаторов концертов по 3000 рублей за выступление (в то время как высшая концертная ставка составляла 750 рублей). Поначалу перечить ей никто не смел. Но потом кто-то написал письмо в ЦК партии. Лишь благодаря высоким связям статья “Недостойное поведение”, опубликованная в газете “Советское искусство”, не имела для знаменитости печальных последствий.
Киновед Юрий Сааков вспоминает: “Как-то Любовь Петровна продемонстрировала нам с писателем Поляковым (одним из авторов “Карнавальной ночи”) свой “гастрольный” чемоданчик.
“Когда-то я приезжала с гастролей, ставила этот чемоданчик перед Григорием Васильевичем, он открывал его, а чемоданчик был полон денег”.
Под конец жизни Любовь Петровна, по словам племянницы мужа, вздыхала: “Все пою, пою – то уголь надо купить, то забор на даче сделать…”
Гостями во Внуково становились самые знаменитые люди не только Советского Союза, но и мира. Так, буквально на несколько часов к Орловой и Александрову заезжала Марлен Дитрих. А великий Федерико Феллини, который вместе с Джульеттой Мазиной во время одного из Московских кинофестивалей был приглашен во Внуково, оставил одно из самых лучших высказываний о красоте хозяйки дома. В тот день, по воспоминаниям очевидцев, была плохая погода и Григорий Васильевич то и дело жаловался на накрапывающий дождик. Но стоило на крыльце появиться Любови Петровне, как Феллини воскликнул: “Кто сказал, что погода плохая? Вот и солнышко!”
Ночью 23 января 1975 года в роскошной квартире на Большой Бронной раздался телефонный звонок. Звонила Любовь Орлова, умирающая от рака в кремлевской больнице. “Гриша, что же вы не приезжаете ко мне? Приезжайте, я жду”. Александров лихорадочно оделся, вызвал шофера и помчался к жене. Через сорок минут он был у ее постели. “Как вы долго…”- увидев его, с упреком сказала Орлова. Это были ее последние слова…
За год до смерти Любовь Петровна начала сниматься в своем последнем фильме “Скворец и лира”. Согласно сценарию в одном из эпизодов семидесятидвухлетняя кинозвезда, играющая 20-летнюю девушку, должна была появиться в подвенечном платье. Фильм на экраны так и не вышел. Битва с возрастом была проиграна.
Однажды при возвращении домой с озвучивания “Скворца и лиры” у Орловой началась рвота. Врачи Кунцевской больницы, куда доставили знаменитую пациентку, решили, что у нее камни в желчном пузыре, и назначили день операции. “Странно, что у меня такой маленький шов”, – удивлялась после операции Любовь Петровна и показывала близким коробку с камнями, которые якобы у нее удалили.
Однако никаких камней у Орловой не было. Сразу после операции хирург позвонил Александрову и сообщил, что у Любови Петровны рак поджелудочной железы. Но, чтобы успокоить актрису, ей показали камни, удаленные у другого больного.
А она ничего не знала и чувствовала себя гораздо лучше. В один из дней даже попросила привезти в палату балетный станок, у которого привыкла начинать каждый свой день. Александров привез станок, и его умирающая супруга по полтора часа в день занималась гимнастикой. Стонала от боли, но продолжала.
“Абсолютно не боюсь умирать. Я устала жить”, – как-то сказала Орлова знакомой, пришедшей навестить ее в больницу. А потом добавила, что прекрасно знает, ЧТО у нее на самом деле, хотя диагноз от нее скрывали…
На церемонии прощания в Театре им. Моссовета и на кладбище Александров распорядился не открывать гроб. Лица умершей актрисы никто не увидел. А сам Григорий Васильевич через год похоронил сына от первого брака и женился на его вдове. Женщина, которую Любовь Петровна не пускала и на порог своего дома, стала полновластной хозяйкой и московской квартиры, и внуковской дачи.
Когда в 1983-м не станет самого Александрова, вдова не разрешит похоронить его в одной могиле с Любовью Петровной. Квартиру и дачу продадут, а бесценный архив первой советской кинозвезды выбросят на помойку…
Досье “СУПЕРЗВЕЗД”
Любовь Петровна Орлова родилась 11 февраля 1902 года. Отец – Петр Орлов, дворянин, офицер. Мать – Евгения Сухотина, дворянка, дальняя родственница Льва Толстого (его книга “Кавказский пленник” с автографом бережно хранилась в семье).
С 7 лет серьезно занимается музыкой. Дружит с дочерьми Федора Шаляпина. На домашней оперетте “Грибной переполох”, где Люба играла роль Редьки, присутствовал и сам Шаляпин. После представления он поднял Орлову на руки и сказал: “Эта девочка будет знаменитой артисткой”.
В 15 лет поступает в консерваторию на класс рояля. Подрабатывает тапером в кинотеатре. Параллельно учится в театральном техникуме на хореографическом отделении.
Снялась в 17 фильмах, среди которых “Веселые ребята”, “Волга-Волга”, “Цирк”, “Весна”.
“Мое творчество известно всем, моя жизнь не касается никого”, – говорила Орлова.
Похоронена на Новодевичьем кладбище.
Смотрите также:
- Кто не знает Любочку? Любу знают все… →
- Любовь Орлова и ее мифы →
- Звезда по имени Любовь →