Юрий васильев биография личная жизнь

Юрий васильев биография личная жизнь thumbnail

Биография

Юрий Васильев – народный артист Российской Федерации, знаменитый актер, снимавшийся в значимых для истории советского кино картинах «Журналист», «Летучая мышь» и «Москва слезам не верит».

Будущая звезда экранов и любимец российских женщин родился в Москве за пару лет до начала Великой Отечественной войны. Хотя Юрий был совсем маленьким и ужас тех страшных лет даже не помнил, все равно война отразилась на характере и мировоззрении актера.

Актер Юрий ВасильевАктер Юрий Васильев

Семья артиста была весьма интеллигентной и относилась к интеллектуальной элите столицы. Мама работала библиотекарем, а отец – инженером. Васильеву больше всего хотелось научиться понимать других людей, и наилучшей возможностью для этого будущий артист видел перевоплощение в иные образы. Поэтому по окончании средней школы молодой человек поступает в один из самых престижных театральных вузов страны, московский ГИТИС имени Луначарского, который Васильев окончил в 1961 году.

Одаренного и талантливого актера тут же пригласили в труппу знаменитого Малого театра, и там Юрий Васильев прослужил до конца своих дней, оставаясь неизменным участником практически всех спектаклей театра.

Фильмы и театр

В кино Юрий Васильев дебютировал, обучаясь на последнем курсе института, причем сразу в главной роли. Актер сыграл роль Николоса Стангаса в драматической ленте «Ловцы губок». Затем последовали фильм-спектакль «Вашингтонская история» и мелодрама «Цари». Но всероссийскую популярность артисту принесла производственная драма «Журналист».

Юрий Васильев в фильме «Журналист»Юрий Васильев в фильме «Журналист»

Казалось бы молодой, привлекательный и талантливый актер должен был не иметь отбоя от предложений режиссеров и сценаристов. Но основную часть фильмографии Васильева продолжали составлять телеспектакли. Скорее всего, это было связано с тем, что театр для Юрия Николаевича всегда стоял на первом месте.

С 1960-го, года собственного дебюта в кино, и до начала 70-х актер появился только в пяти кинокартинах, зато в театре Юрий Васильев за этот же период получил 16 ролей. Репертуар актера включал в себя как классические, так и современные актеру постановки.

Юрий Васильев в фильме «Бешеные деньги»Юрий Васильев в фильме «Бешеные деньги»

Весомую часть театральной биографии Васильева составили роли в спектаклях по признанным произведениям русской классической литературы, причем чаще всего основами спектаклей становились произведения, изначально предназначенные авторами для драматургии: пьеса «Власть тьмы» Льва Николаевича Толстого, его же пьеса «Живой труп», драматическая пьеса «Гроза» и комедия «Бешеные деньги» Александра Николаевича Островского, драма в стихах Михаила Юрьевича Лермонтова «Маскарад», знаменитая комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор».

Появлялся актер и в спектаклях мировых классиков, причем, например, в постановке «Веер леди Уиндермиер» по одноименному произведению Оскара Уайльда Юрий Васильев сыграл сначала безымянного молодого человека, а уже через год получил роль Мистера Дамбла. Также Юрий Васильев сыграл в постановках по «Разбойникам» Фридриха Шиллера и поздней пьесе Генрика Ибсена «Йун Габриель Боркман».

Юрий Васильев в сериале «Первые радости»Юрий Васильев в сериале «Первые радости»

Не обошли творческую биографию Юрия Васильева и произведения советских авторов: «Крылья» Александра Евдокимовича Корнейчука, «Любовь Яровая» Константина Андреевича Тренева, «Деньги» Анатолия Владимировича Софронова, «Порт-Артур» Александра Николаевича Степанова и другие. Причем «Порт-Артур» стал дебютным спектаклем молодого актера. Юрий Васильев сыграл непоименованного матроса. Впоследствии актер снова сыграл в этой постановке, но уже более значимую роль Акинфиева.

В 70-е годы число кинокартин, в которых актер снимался ежегодно, начало неуклонно расти. Поклонники могли видеть его в военной картине «Личное счастье», телесериале «Первые радости» и музыкальной комедии «Красавец-мужчина». Но, тем не менее, большинство кинематографических ролей актера оставались второстепенными.

Юрий Васильев в фильме «Москва слезам не верит»Юрий Васильев в фильме «Москва слезам не верит»

Пик славы артиста пришелся на конец 70-х годов. Сначала актер сыграл князя Орловского в юмористической оперетте «Летучая мышь», а после этого изобразил на экране эгоистичного Родиона Рачкова в культовой мелодраме «Москва слезам не верит», которая была удостоена знаменитой престижной кинопремии «Оскар».

Никто из съемочной группы не участвовал в церемонии награждения. Режиссер о присужденном «Оскаре» вообще узнал только из новостного сообщения в программе «Время». Заветную награду вместо представителей съемочной группы получил атташе по вопросам культуры посольства СССР в США. В самом Советском Союзе фильм получил Государственную премию.

Юрий Васильев в фильме «Мы из джаза»Юрий Васильев в фильме «Мы из джаза»

Сюжет картины рассказывает о жизни трех девушек-провинциалок, которые приехали покорять Москву, но столкнулись с человеческой жестокостью и множеством проблем на пути к счастью. Роль Юрия Васильева в этом знаменитом фильме – скорее отрицательная. Актер сыграл мужчину, который узнал, что его возлюбленная не профессорская дочка, а приехавшая из провинции работница завода, и хладнокровно бросил девушку, несмотря на то, что та беременна.

Также стоит отметить такие работы Васильева, как киноповесть «Коней на переправе не меняют», производственную драму «Нам здесь жить», мюзикл «Мы из джаза» и молодежную картину «Валентин и Валентина». В последние годы жизни Юрий Николаевич продолжал много трудиться. Он поучаствовал в создании фантастического боевика «Крик дельфина», шпионской ленты «Оглашению не подлежит» и криминальной драмы «Ничего не случилось».

Юрий Васильев в фильме «Оглашению не подлежит»Юрий Васильев в фильме «Оглашению не подлежит»

Последним фильмом в жизни Юрия Николаевича Васильева стала трагическая мелодрама «Только не уходи», в которой он снимался вместе с Еленой Сотниковой.

Читайте также:  Биография джорджа клуни личная жизнь

Личная жизнь

С единственной супругой, актрисой Нелли Корниенко, Юрий Васильев познакомился на отдыхе в Геленджике. Бурный курортный роман не угас и по возвращении в Москву. Молодые люди встречались около трех лет, а затем поженились. Через 8 лет совместных отношений у супругов родилась дочь Екатерина, которая оказалась единственным ребенком Юрия Николаевича.

Нелли Корниенко и Юрий ВасильевНелли Корниенко и Юрий Васильев

При этом чувства влюбленных оказались столь велики, что муж и жена не расставались ни дома, ни на работе, так как Нелли тоже пошла работать в Малый театр. Васильев и Корниенко пару раз вместе играли и в кино. Например, в дебютной картине актера «Ловцы губок» влюбленные, по сути, показали всей стране собственные чувства, ведь персонажи актеров также были влюблены друг в друга.

В личной жизни актер был очень тихим и интеллигентным человеком. Он не любил давать интервью, привлекать внимание общественности к своей приватной жизни. Скромность мужчины выражалась даже в том, что он своими руками построил частный дом в Подмосковье, тогда как имел все возможности получить все что угодно с помощью одного телефонного звонка.

Смерть

В начале лета 1999 года актер Юрий Васильев приехал на своем автомобиле для прохождения обязательного технического осмотра на станцию техобслуживания. Несколько часов, проведенных на жаре, а также нервная обстановка слишком переутомили мужчину. По возвращении домой, поужинав, актер прилег отдохнуть на диван, а вскоре супруга обнаружила его бездыханное тело. Причиной смерти стал сердечный приступ. Примечательно, что незадолго до трагедии Юрию Николаевичу было присвоено звание Народного артиста Российской Федерации.

Могила Юрия ВасильеваМогила Юрия Васильева

Юрий Николаевич похоронен на Донском кладбище. Могила актера совмещена с могилой родителей Юрия Васильева.

Фильмография

  • 1960 — «Ловцы губок»
  • 1962 — «Вашингтонская история»
  • 1967 — «Журналист»
  • 1973 — «Самый последний день»
  • 1977 — «Первые радости»
  • 1979 — «Летучая мышь»
  • 1979 — «Москва слезам не верит»
  • 1979 — «Необыкновенное лето»
  • 1980 — «Коней на переправе не меняют»
  • 1982 — «Нам здесь жить»
  • 1983 — «Мы из джаза»
  • 1984 — «Валентин и Валентина»
  • 1989 — «Ничего не случилось»
  • 1992 — «Только не уходи»
  • 1992 — «Убийство Гонзаго»

Источник

Актер Юрий Васильев служил в Малом театре 38 лет. Но слава к нему пришла благодаря кинематографу. Его главными ролями стали Юрий Алябьев из фильма «Журналист», князь Орловский из «Летучей мыши» и Родион Рачков из киноленты «Москва слезам не верит».

Юрий Васильев 1

Жена Юрия Васильева Нелли Корниенко в молодости. Фотография: stuki-druki.com

Юрий Васильев 1

Юрий Васильев в роли Николоса Стангаса и Нелли Корниенко в роли Ленье в художественном фильме Маноса Захариаса «Ловцы губок» (1960)

Юрий Васильев 1

Юрий Васильев в молодости. Фотография: kulturologia.ru

Юрий Васильев родился в Москве в 1939 году. Отец Николай Васильев был инженером-электриком, проектировал схемы электроснабжения троллейбусов и трамваев. Мать будущего актера работала библиотекарем.

По выходным семья выезжала на дачу в Подмосковье. В один из сезонов дом неподалеку арендовал известный актер театра и кино Николай Плотников. Соседи подружились: ходили в гости, а иногда по вечерам рассказывали друг другу курьезные истории из жизни. Юрий Васильев восхищался тем, как это делает Плотников — эмоционально, артистично. Он решил для себя, что тоже станет актером. Родители его стремлений не разделяли: отец настаивал на профессии инженера железнодорожного транспорта. Однако Васильев был непреклонен: в 1957 году он с первого раза сдал вступительные экзамены и стал студентом знаменитого ГИТИСа.

В студенческие годы Юрий Васильев встретил будущую жену — Нелли Корниенко. Это произошло в Геленджике, куда он вместе с двоюродным братом приехал на летние каникулы. Корниенко вспоминала: «Однажды на пляже я увидела, как он выходил из воды. Наши взгляды встретились на несколько секунд. Они и решили нашу дальнейшую судьбу. Сейчас вспоминаю, как меня словно молнией пронзило! Правда, познакомиться сразу мы не решились». Она на тот момент училась на первом курсе Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина. Познакомиться помогла подруга Нелли: она подсела к ребятам на пляже и попросила научить игре в карты. Васильев и Корниенко встречались три года, а затем решили пожениться.

На последнем курсе института Юрий Васильев получил свою первую работу в кино. После кинопроб его одобрили на главную роль ныряльщика Николоса Стангаса в картине «Ловцы губок». Сценарий фильма был написан по мотивам рассказа «Водолаз» греческого писателя Никоса Каздаглиса. Трагическая история молодого ловца губок, который хотел заработать денег и жениться на возлюбленной, вышла на экраны в 1960 году. Роль красавицы Ленье сыграла Нелли Корниенко. Она вспоминала: «А не мистика ли, что нас с Юрой пригласили на главные роли в фильме «Ловцы губок» и вдруг мы встретились на съемочной площадке? Не мистика ли, что играли влюбленных и в действительности были влюбленной парой? Время незабываемых, очень красивых съемок, проходивших в Судаке».

Юрий Васильев 2

Юрий Васильев в молодости. Фотография: kulturologia.ru

Юрий Васильев 2

Сцена из спектакля Рачия Капланяна «Сирано де Бержерак». Государственный академический Малый театр России, Москва. Фотография: maly.ru

Юрий Васильев 2

Юрий Васильев в роли Кристиана и Нелли Корниенко в роли Роксаны в спектакле Рачия Капланяна «Сирано де Бержерак». Государственный академический Малый театр России, Москва. Фотография: maly.ru

Читайте также:  Актриса клавдия дрозд биография личная жизнь

Дипломным спектаклем Юрия Васильева стала драма Антона Чехова «Три сестры». Выпускник играл в нем Вершинина — подполковника, который несчастлив в браке и завел роман с одной из сестер. Комиссия оценила постановку на высший балл, и Васильева сразу пригласили на работу в Малый театр. Театровед Борис Любимов говорил: «Юрий Васильев своей природой был предназначен для Малого театра». Работать в Малый пришла и жена актера Нелли Корниенко. В первый же год Васильева задействовали в шести спектаклях. Он играл эпизодические роли: охранника, матроса, молчаливого джентльмена, колхозника. Постепенно Васильеву стали доверять роли второго плана. В 1962 году актер сыграл мистера Дамби в комедии Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермиер». А через несколько месяцев вышел в образе тайного советника Акинфиева в постановке «Порт Артур».

В 1963 году Юрий Васильев сыграл две роли: князя Звездича в спектакле «Маскарад» по Михаилу Лермонтову и Молчалина в «Горе от ума» Александра Грибоедова. Актер много работал и часто подменял заболевших, так как хорошо знал репертуарные пьесы. Он выходил на сцену в постановках «Дачники», «Коллеги» и «Умные вещи». Однако главных ролей в театре у Юрия Васильева не было. В интервью для фильма «Как уходили кумиры» актер Владимир Сафронов вспоминал: «К нему прилипло клеймо красавца-мужчины. Никому по-настоящему не пришло в голову поглядеть на то, что этот красавец может глубоко и драматично чувствовать какие-то роли».

У Васильева были дружеские отношения со всеми актерами. Артист Виталий Соломин вспоминал: «Вообще я звал его Вася, а он меня — рыжим. Но это не было панибратством, скорее выражение нежности. В театре ко мне редко кто заходит поздравить с премьерой. Один из немногих был Вася. Он всегда был искренен, и я ему верил. Он говорил: «Старичок!» и обнимал. Остальные слова уже были не важны».

Юрий Васильев 3

Юрий Васильев в роли Юрия Алябьева в художественном фильме Сергея Герасимова «Журналист» (1967)

Юрий Васильев 3

Юрий Васильев в роли Юрия Алябьева и Галина Польских в роли Шуры Окаемовой в художественном фильме Сергея Герасимова «Журналист» (1967)

Юрий Васильев 3

Юрий Васильев в роли Юрия Алябьева в художественном фильме Сергея Герасимова «Журналист» (1967)

В 1967 году Юрия Васильева одобрили на главную роль в фильме Сергея Герасимова «Журналист». В картинах Герасимов предпочитал снимать своих учеников, но, увидев актера на кинопробах, воскликнул: «То, что мне нужно!» Васильеву предстояло сыграть журналиста-международника Алябьева, который приехал в Уральский городок разобраться с жалобой жительницы и влюбился в работницу завода Шуру Окамаеву. Сценарий Герасимов писал специально для своей ученицы Галины Польских — ей досталась ведущая женская роль.

Герасимов говорил: «Эта картина не только, точнее, не столько о самой репортерской профессии (хотя о ней, конечно, тоже), сколько о совестливости человека, об умении разбираться в людях, чувствовать свою ответственность за все, что происходит вокруг, о своем долге перед обществом, перед самим собой». Съемки некоторых эпизодов проходили за границей. Васильев впервые побывал в США, Франции и ГДР. Артист Валерий Баринов вспоминал: «Вдруг Юра становится такой фигурой, на которую свалилось счастье — он едет сниматься в Париж, Нью-Йорк, и вообще будет ездить по Европе. Тогда это было крайне строго». Картину Герасимова посмотрело почти 28 миллионов зрителей. Фильм получил «Большой приз» Московского международного кинофестиваля и был назван «Лучшей картиной года» по результатам опроса читателей журнала «Советский экран».

После выхода фильма на экраны Юрий Васильев стал популярным. Его узнавали на улицах, писали письма, караулили у Малого театра. За гонорар Васильев первым из труппы Малого театра купил автомобиль «Жигули» и часто подвозил до дома коллег. Актеру несколько раз предлагали роли в других фильмах, но, прочитав сценарий, он отказывался. В интервью для фильма «Как уходили кумиры» артист Борис Клюев вспоминал: «Я ему говорил: «Юра, надо работать. Какое это имеет значение?» Он мне отвечал: «Я не могу опуститься ниже уровня «Журналиста».

Юрий Васильев 4

Юрий Васильев в роли князя Орловского в оперетте Яна Фрида «Летучая мышь» (1979)

Юрий Васильев 4

Юрий Васильев в роли Родиона Рачкова и Вера Алентова в роли Кати Тихомировой в художественном фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1979)

Юрий Васильев 4

Юрий Васильев в роли Родиона Рачкова в художественном фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1979)

В 1978 году Юрий Васильев вновь снялся в кино. После проб его одобрили на эпизодическую роль в картине «Красавец-мужчина» по одноименной пьесе Александра Островского. Актер работал на одной площадке с известными артистами: Олегом Табаковым, Людмилой Гурченко, Ниной Ургант, Лией Ахеджаковой и Александром Абдуловым. После выхода фильма на экраны Юрия Васильева стали чаще приглашать на съемки. В 1979 году режиссер Ян Фрид предложил ему роль князя Орловского — хозяина бала в оперетте «Летучая мышь».

Во время работы над «Летучей мышью» Васильева позвали сняться в новом фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Ему предложили роль Родиона Рачкова, телеоператора с Останкино и первого возлюбленного Кати Тихомировой. Режиссер видел в этом образе других актеров: Олега Видова, Евгения Жарикова или Льва Прыгунова, но все они отказались. Никто не хотел играть героя, который бросил женщину с ребенком. О работе Васильева над ролью в Малом театре никто не знал. Режиссер Владимир Бейлис вспоминал: «Ну не было в нем звездности, не было в нем такого, что он с высоко поднятой головой ходил по театру, всем своим видом показывая, что снялся в фильме, который получил «Оскар».

Работы в театре было немного, и Юрий Васильев соглашался на любую съемку в кино. В 1980 году его одобрили на роль главного инженера Серафима Мячкина в ленте «Коней на переправе не меняют». Через три года актера задействовали в фильме «Мы из джаза», а в 1986 году Васильев сыграл женатого любовника в картине «Валентин и Валентина».

Читайте также:  Юдашкина галина биография личная жизнь

Юрий Васильев 5

Юрий Васильев в роли Аполлона Окоемова в спектакле Василия Федорова «Красавец-мужчина». Государственный академический Малый театр России, Москва. Фотография: maly.ru

Юрий Васильев 5

Слева направо: писатель Александр Солженицын, Юрий Васильев, режиссер Борис Морозов на премьере спектакля Бориса Морозова «Пир победителей». Государственный академический Малый театр России, Москва. Фотография: maly.ru

Юрий Васильев 5

Юрий Васильев в роли Егора Глумова в спектакле Николая Александровича, Леонида Варпаховского и Владимира Бейлиса «Бешеные деньги». Государственный академический Малый театр России, Москва. Фотография: maly.ru

Параллельно со съемками в кино Юрий Васильев играл в спектаклях Малого театра. В основном второстепенных персонажей: Люлюкова в «Ревизоре», Олега Морозова в «Твой дядя Миша», Гримма в пьесе Шиллера «Разбойники». Аншлаги собирала постановка «Бешеные деньги» по Александру Островскому. Васильев исполнил роль Глумова — молодого человека, который не смог построить карьеру и уехал за границу с богатой пожилой барыней в надежде унаследовать ее состояние.

В 1990 году Васильев сыграл Афанасия Вяземского — главу опричников в постановке «Князь Серебряный» по одноименному историческому роману Алексея Толстого. В следующем году актер исполнил роль Чарльза в постановке режиссера Бориса Морозова «Убийство Гонзаго». В основу либретто лег эпизод из драмы «Гамлет» Уильяма Шекспира: одноименный спектакль показывали бродячие артисты. Режиссер превратил часть пьесы в самостоятельную постановку. Чтобы лучше вжиться в роль, Юрий Васильев прочитал несколько книг об истории английского театра и сам переводил фрагменты драмы.

Следующей премьерой стал спектакль «Пир победителей» по пьесе Александра Солженицына в 1995 году. Васильев вышел на сцену в образе полковника Бербенчука. Театровед Борис Любимов вспоминал: «Роль — не центральная, а становилась [благодаря таланту] одной из центральной. И я вдруг почувствовал, что какая-то его ипостась, может быть, комедийная в полной мере не была реализована». Актеры дважды встречались с писателем и обсуждали своих героев. 21 января 1995 года, за четыре дня до премьеры, спектакль показали литератору. Солженицын написал в дневнике: «Сегодня один из самых счастливых дней в моей жизни — я увидел «Пир победителей» на сцене».

В 1997 году Юрий Васильев дебютировал как режиссер. Вместе со своим другом Юрием Соломиным он поставил «Коварство и любовь» по Фридриху Шиллеру, а чуть позже — «Лес» по Александру Островскому. В интервью для фильма «Как уходили кумиры» Соломин вспоминал: «Буквально последние два-три года перед своим уходом он ко мне подошел и сказал: «Я вот хочу себя попробовать в педагогической деятельности, в режиссуре. Можно я тебе буду помогать?» И как режиссер он очень полюбился актерам».

Весной 1999 года режиссер Манос Захариас пригласил актера вместе с женой в Грецию. Там проходил фестиваль кино и показывали картину «Ловцы губок». Нелли Корниенко вспоминала: «Это был подарок с небес. Все было необычайно красиво, торжественно. Нас встречали с охапками белых роз. Эти таверны, где мы слушали музыку и где Юра танцевал сиртаки — прямо как в фильме 40 лет назад».

В январе 1999 года Юрию Васильеву присвоили звание народного артиста России. Но уже через несколько месяцев, 4 июня 1999 года, актер скончался. Ему было 59 лет.

Юрий васильев биография личная жизнь

Юрий Васильев на Московском международном кинофестивале. 1967. Москва. Фотография: kino-teatr.ru

1. Актер Малого театра мечтал сыграть роль Гаева в пьесе «Вишневый сад». Жена Нелли Корниенко вспоминала: «К этой роли его даже близко не подпускали. Юра очень переживал. Он был скрытен, говорить на подобные темы не любил. Но я знала. Видела переписанную от руки роль в его тетрадке».

2. Юрий Васильев не только срежиссировал спектакль «Коварство и любовь», но и сыграл там маленькую роль — актер загримировался под чернокожего слугу. Никто из зрителей не узнал режиссера на сцене.

3. Юрий Васильев сам построил дачный дом в Переславле-Залесском. Он возводил стены, собирал полы и делал кухонную мебель. Также он выращивал овощи, ухаживал за яблоневым садом.

4. Когда Юрий Васильев собирался на гастроли, то первым делом укладывал в сумку ракетки и мячики: актер очень любил играть в теннис.

Источник