Юрий григорович биография личная жизнь

Юрий григорович биография личная жизнь thumbnail

Юрий Григорович является одним из выдающихся хореографов в России. Он родился в 1927 году в Ленинграде. Родители юного музыканта не были связаны с театром. Правда, дядя Григоровича был талантливым танцовщиком, и работал у Дягилева, во время парижских сезонов. Этот факт очень повлиял на дальнейший путь Юрия Григоровича, и он поступил в Ленинградское хореографическое училище.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

В 1946 году начинающего танцора приняли в коллектив Государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова. Он числился, в течение пятнадцати лет, главным солистом, исполнив партии в таких балетах, как «Бахчисарайский фонтан», «Шурале», «Каменный цветок», «Спартак» и т. д.

Невзирая на успешную карьеру танцовщика, Юрия Григоровича всегда привлекало создание собственных танцев и работа балетмейстера. Первые шаги на этом поприще, хореограф сделал в 1948 году, воплотив в жизнь балетные спектакли «Аистенок» и «Семеро братьев».

Всё же, первый заметный успех, к нему пришёл после спектаклей «Каменный цветок» и «Легенда о любви», на подмостках своего родного театра.

После таких блистательных премьер, в 1961 году Григоровича назначали балетмейстером театра им. С. М. Кирова, где он трудился до 1964 года. Затем он продолжил свой творческий путь в Большом театре, который стал для него местом работы до середины 1990-х годов.

В 1966 году, Григорович поставил балет «Щелкунчик» на музыку П. И. Чайковского. Он вдохнул в спектакль своё виденье, превратив наивную сказку в серьёзную постановку.

Следующей заметной работой балетмейстера стал балет «Спартак». В нём великий хореограф отошёл от оригинального сценария, выразив основные события сюжета через танцевальные партии главных героев. Каждый акт подводил промежуточный финал спектакля. Через такие творческие находки Юрий Григорович выражал глубокою философскую идею этой истории. В 1970 году «Спартак» получил Ленинскую премию, став при этом единственным балетным произведением, получившим персональную награду.

Кроме исторических и сказочных спектаклей, известный хореограф брался и за современные постановки своего времени такие, как «Ангара» в 1976 году и «Золотой век» в 1982 году. Ко второму балету Юрий Григорович создал уникальный сценарий, где сделал упор на лирическую составляющую произведения.

За свою продолжительную творческую деятельность Ю.Н. Григорович воплотил на сцене Большого театра такие классические балеты, как «Раймонда», «Ромео и Джульетта», «Спящая красавица», «Баядерка», «Жизель», «Корсар» и «Дон Кихот».

В 1995 году, закончив штатную работу хореографа, Григорович отправился в сольное плавание, поставив свои спектакли на сценах, как заграничных, так и российских театров.

Своим талантом, Юрий Григорович заложил фундамент для современного балетного искусства. Он воплотил в театре классический балетный танец, внедрив в него различные танцевальные течения, например, элементы народного танца. Хореография его постановок стала органично вплетена в драматургическую основу спектакля. Этот выдающейся человек, поистине, живая легенда русского балета.

Чтобы не пропускать наши новые интересные статьи для любителей музыки подпишитесь на канал!

А так же поддержите нас лайком, Вам ничего не стоит, а нам приятно и мы понимаем, что не зря стараемся для вас!

Какая постановка Григоровича ваша любимая? Пишите в комментариях!

Источник

https://ria.ru/20170102/1484705531.html

Биография Юрия Григоровича

РИА Новости, 02.01.2017

2017-01-02T03:10

2020-03-03T02:14

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn22.img.ria.ru/images/sharing/article/1484705531.jpg?5277201231583190874

россия

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2017

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn25.img.ria.ru/images/_0:0:0:0_1400x0_80_0_0_3d955aed62481739923d4cc46316dff0.

https://cdn25.img.ria.ru/images/_0:0:0:0_1400x0_80_0_0_3d955aed62481739923d4cc46316dff0.

https://cdn25.img.ria.ru/images/_0:0:0:0_1400x0_80_0_0_3d955aed62481739923d4cc46316dff0.

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

россия, юрий григорович, справки

03:10 02.01.2017 (обновлено: 02:14 03.03.2020)

5185

Хореограф-постановщик, балетмейстер Государственного академического Большого театра России, Народный артист СССР Юрий Николаевич Григорович родился 2 января 1927 года в Ленинграде (Санкт-Петербурге) в семье служащего. Дядя Юрия по матери, Георгий Розай, был танцовщиком – выпускником петербургской балетной школы, участником парижских сезонов в антрепризе Сергея Дягилева.

В 1946 году Юрий Григорович окончил Ленинградское хореографическое училище (ныне Санкт-Петербургская академия русского балета имени А.Я. Вагановой), где занимался под руководством педагогов Бориса Шаврова и Алексея Писарева. Он был принят в балетную труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр), солистом которой оставался до 1961 года.

Cреди его ролей в театре – Половчанин в опере “Князь Игорь” композитора Александра Бородина, Нурали в “Бахчисарайском фонтане” Бориса Асафьева, Шурале в одноименном балете Фарида Яруллина, Северьян в “Каменном цветке” Сергея Прокофьева, Ретиарий в “Спартаке” Арама Хачатуряна и другие.

Первые свои постановки Григорович осуществил в Ленинградском Доме культуры имени А.М. Горького. В 1948 году им были поставлены балеты “Аистенок” Дмитрия Клебанова и “Семеро братьев” на музыку Александра Варламова.

Успех пришел к Юрию Григоровичу после постановки им на сцене театра имени С.М. Кирова балетов “Каменный цветок” Прокофьева (1957) и “Легенда о любви” Арифа Меликова” (1961).

В 1961-1964 годах Юрий Григорович был балетмейстером Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (Мариинский театр).

В 1964-1995 годах Григорович занимал пост главного балетмейстера Большого театра (в 1988 году должность была переименована в художественного руководителя балетной труппы).

На сцену Большого театра Григорович перенес свои балеты “Каменный цветок” (1959), “Легенда о любви” (1965) и “Ромео и Джульетта” Прокофьева (1979), мировая премьера последнего из них состоялась в Парижской национальной опере в 1978 году.

Первым его оригинальным спектаклем, поставленным в Большом театре, стал балет “Щелкунчик” Петра Чайковского (1966). В отличие от ранних постановок, интерпретировавших балет как детскую сказку, Григорович представил балет как философско-хореографическую поэму. Он создал здесь новую хореографию на основе полной партитуры Чайковского.

Читайте также:  Александр балуев биография личная жизнь сейчас

Большой успех в различных странах мира имел балет “Спартак”, поставленный Григоровичем на музыку Арама Хачатуряна (1968). Балетмейстеру удалось создать поэму о бессмертии героического подвига. Этот балет в 1970 году был удостоен Ленинской премии.

В Большом театре Григорович поставил балеты “Иван Грозный” на музыку Сергея Прокофьева (1975), “Ангара” Андрея Эшпая (1976),”Золотой век” Дмитрия Шостаковича (1982).

Под редакцией Григоровича в главном театре страны были осуществлены постановки классических балетов “Спящая красавица” (1963, 1973) и “Лебединое озеро” (1969, 2001) Чайковского, “Раймонда” (1984, 2003) Александра Глазунова, “Жизель” (1987) и “Корсар” (1994) Адольфа Адана, “Баядерка” (1991) и “Дон Кихот” (1994) Людвига Минкуса.

В 1991-1994 годах Григорович руководил основанной им труппой “Большой театр — студия Юрия Григоровича”.

В 1993-1995 годах сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

В 1996 году он стал фактическим основателем тетра балета в Краснодаре (балетная труппа краснодарского Музыкального театра ТО “Премьера”).

В Краснодаре состоялись премьеры постановок Григоровича “Лебединое озеро”, “Щелкунчик”, “Дон Кихот”, “Спартак”, “Ромео и Джульетта”, “Золотой век”, “Тщетная предосторожность”, “Каменный цветок”, “Легенда о любви”, “Корсар”, “Баядерка”, “Иван Грозный”, “Спящая красавица” и др.

В 1999 году Григорович вернулся на московскую сцену, осуществив постановки в театре “Кремлевский балет” – “Ромео и Джульетта” (1999) и “Иван Грозный” (2001), затем “Корсар” (2007).

В 2008 году в Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко им был поставлен балет “Каменный цветок”.

В 2001 году Юрий Григорович вернулся к сотрудничеству с Большим театром, начав репетиции балета “Лебединое озеро” в новой редакции, затем были возобновлены постановки “Легенды о любви”, “Раймонда”, “Щелкунчик”, “Спартак”, “Золотой век” и другие.

В феврале 2008 года Юрий Григорович по предложению руководства Большого театра стал штатным балетмейстером труппы.

18 ноября 2011 года с триумфом прошла первая балетная премьера на исторической сцене Большого театра после реконструкции – “Спящая красавица” в постановке Юрия Григоровича.

В ноябре 2012 года состоялась премьера балета “Иван Грозный” Прокофьева в новой хореографической редакции балетмейстера.

В октябре 2016 года Большой театр представил возобновленный балет “Золотой век” Шостаковича в новой редакции Юрия Григоровича.

В декабре 2016 года в новой хореографической редакции Григоровича в Мариинском театре состоялась премьера балета “Каменный цветок” Прокофьева. Премьера приурочена 125-летию композитора и 90-летию балетмейстера.

Григорович также поставил спектакли в театрах Новосибирска, Екатеринбурга, Минска, Таллина, Вены, Парижа, Рима, Стокгольма, Генуи, Праги, Стамбула, Сеула и других городов. В кино экранизированы его балеты “Спартак” (1976) и “Иван Грозный” (под названием “Грозный век”, 1977).

Юрий Григорович ведет активную преподавательскую деятельность. В 1974-1988 годах он был профессором балетмейстерского отделения Ленинградской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.

С 1988 года является профессором, заведующим кафедрой хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии.

В 1975-1985 годах Григорович был президентом основанного им же Комитета танца Международного института театра при ЮНЕСКО (в настоящее время – почетный президент).

С 1989 года – президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии. В 1990 году Григорович стал президентом фонда “Русский балет”.

С 1992 года он является президентом программы Benois de la danse (под патронатом ЮНЕСКО), от имени Международного союза деятелей хореографии ежегодно присуждающей приз “Benois de la danse” за выдающиеся достижения в искусстве балета.

Является бессменным председателем жюри Международного конкурса артистов балета в Москве, а также неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии и Японии.

Юрий Григорович удостоен многих почетных званий, правительственных наград и премий. Народный артист СССР (1973), Герой Социалистического труда (1986), лауреат Ленинской премии (1970), дважды лауреат Государственной премии СССР (1977, 1985). Награжден орденами Ленина (1976), Октябрьской Революции (1981), “За заслуги перед Отечеством” III степени (2002), II степени (2007),  и I степени (2011),  медалями, а также наградами иностранных государств.

Юрий Григорович был женат на известной балерине, солистке Большого театра Наталье Бессмертновой (1941-2008).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

15 кадров из жизни Юрия Григоровича

Почему балетмейстера Большого театра любят и ненавидят.

Фото: balletcontest.ru

Юрия Григоровича называли и диктатором, и великим, причем иногда в одном предложении.
Если вы спросите что хорошего и что плохого было в Большом театре при
советской власти, скорее всего, услышите его фамилию. Талантливый танцовщик, 33
года прослуживший в главном театре страны балетмейстером, а затем
художественным руководителем, стал для балетной труппы помощником и врагом.

Он
увольнял, когда считал нужным и давал путевку на западные гастроли, когда того
хотел сам. Его обвиняли в злоупотреблении властью. В частности, Майя Плисецкая в
своих воспоминаниях писала, что после первых двух великих спектаклей Григорович начал путь вниз, чему виной самомнение от власти. Только на сцене
Большого, да и Мариинского театра тоже, до сих пор идут его постановки,
балеты становятся классикой, а его имя и балетные труппы помнят и
Европа, и Америка, и Азия. Волан-де-Морт ведь тоже совершал «ужасные, но великие
дела», но кто бы без него сопереживал Гарри Поттеру, да и кодексом Наполеона, в
конце концов, вдохновилось пол-Европы.

Юрий григорович биография личная жизнь

Григоровича называют потомственным танцовщиком, что правда лишь отчасти. Родители его были
любителями балета, но никогда не танцевали, танцевал Георгий Альфредович Розай,
дядя по матери. И все же вся семья была творческой. Отец — потомок писателя
Антона Григоровича, а предки матери были цирковыми артистами, приехавшими во времена Петра I из
Флоренции.

Читайте также:  Ирина хакамада биография личная жизнь дети

Юрий григорович биография личная жизнь

Для мальчика балет начался рано. Семья жила в Петербурге, на улице Моховой, откуда до балетного училища можно было
добраться за 20 минут.

Юрий григорович биография личная жизнь

Ленинградское хореографическое училище (сейчас академия имени А. Я. Вагановой) стало первой ступенькой
стремительного восхождения Юрия Григоровича наверх. Здесь был признан его
талант и отсюда после окончания учебы он получил билет на сцену Кировского
театра оперы и балета (сейчас Мариинский театр), где солировал в течение 15-ти лет.

Юрий григорович биография личная жизнь

Его гротескные партии в «Каменном
цветке», «Спартаке», «Бахчисарайском фонтане», опере «Князь Игорь» привели к должности балетмейстера театра.

Юрий григорович биография личная жизнь

Свой первый балет «Аистенок» он поставил, еще будучи солистом театра, в 21 год на сцене ДК им. Горького. Тогда Юрий Николаевич впервые дал понять, что не хочет быть только танцовщиком, его цель гораздо
выше. Став балетмейстером главного ленинградского балетного театра, Григорович принес
с собой революцию — его артисты вновь танцевали на сцене, а не показывали
хореодраму (читай, пантомиму с небольшими танцевальными вставками), как это
было в последние десятилетия. Он вернул танцу звание главного героя на сцене.

Юрий григорович биография личная жизнь

Спектаклем, обеспечившим признание Григоровича как хореографа, стал «Каменный цветок» на музыку
Прокофьева. Он идет на сцене больше 50 лет, давно превратившись в
классику. Новая редакция балета, новые декорации, новая хореография, где в
классический танец удачно вплетались элементы других стилей, в том числе
народного танца — вот какой была постановка 1957 года.

Юрий григорович биография личная жизнь

Фото: krasopera.ru

Этот принцип, обогащение классики элементами народного танца, спортивных движений, пантомимы, свободной пластики,
стал для балетов Юрия Григоровича основным. Второй спектакль, поставленный на сцене
Мариинского театра — «Легенда о любви». Обе постановки Юрий Николаевич привез в
Москву, когда был приглашен на должность главного балетмейстера Большого театра
в 1964 году.

Юрий григорович биография личная жизнь

На тот момент Большой переживал нелегкие времена и уж точно его труппу нельзя было назвать Первой труппой
страны. Конечно, «Русские сезоны Дягилева» в начале XX-го века имели в мире успех,
но шли они до 1929-го года, когда Дягилев умер. Большой гремел в США, да и в
Европе, когда труппу возглавлял Григорович.

Юрий григорович биография личная жизнь

Первым его спектаклем в Большом стал «Щелкунчик». Григорович создал полностью новую хореографию и впервые
детские сцены танцевали артисты кордебалета, а не ученики хореографического
училища, что позволило сделать сцены глубже и сложнее.

Юрий григорович биография личная жизнь

Фото: Алекандр Макаров/РИА новости

«Спартак», как и другие свои спектакли, Юрий Николаевич создавал в творческом дуэте с художником Симоном
Вирсаладзе. Годы спустя он по-прежнему будет работать с его декорациями уже вдалеке от Большого. Их отношения скрепляла не только работа, но и дружба.
А разница в возрасте позволяла Григоровичу называть Симона своим учителем.

Юрий григорович биография личная жизнь

Он действительно уволил из театра Майю Плисецкую и Владимира Васильева, и еще плеяду великих танцоров, работающих
под его руководством, но достигших пенсионного возраста. Кто-то скажет: еще бы,
ведь его жена, балерина Наталья Бессмертнова, солировала в театре. Но и ее он
уволил тоже. Правда потом взял обратно. Плисецская в своих мемуарах настроена к
Григоровичу довольно враждебно, справедливо полагая, что у него была
неограниченная власть, которой он пользовался в своих интересах. В какой-то
момент их интересы не совпали.

Юрий григорович биография личная жизнь

На протяжении всех 30-ти лет в спину, да и в лицо, Юрий Николаевичу сыпались злые обвинения. Характер у него
был всегда. Что помогало в творчестве и мешало в отношениях с людьми. Но в
1995 году Григорович положил на стол Министерства заявление об уходе, сказав,
что лучше уйдет сам, чем уйдут его. А попытки к этому принимались много раз и
разными людьми.

Юрий григорович биография личная жизнь

Свое творчество он перенес на третью в жизни сцену — Краснодарский театр. Это была полностью его труппа,
созданная и воспитанная им. И что показательно, сегодня труппа Краснодарского
театра, как когда-то Большого и Мариинского, успешно конкурирует с лучшими
европейскими коллективами, благодаря качеству техники и хореографии.

Юрий григорович биография личная жизнь

Фото: livekuban.ru

Внезапно. Его позвали обратно. В Большой. Прошло больше 10-ти лет с момента его ухода, но он согласился. Случилось
это в день похорон Натальи Бесммертновой, женщины, прошедшей с ним весь
творческий путь, прожившей с ним до конца жизни. Она была его музой и танцевала
во всех его главных спектаклях. А сейчас эти главные спектакли вновь идут на
сцене Большого театра, но уже без нее.

Юрий григорович биография личная жизнь

Юрию Григоровичу 88 лет. Не многие в таком возрасте способны мыслить, не говоря уже о творческом мышлении.
Увидим ли мы новые постановки или будем наслаждаться балетами, которые он успел поставить за время карьеры, покажут афишы.

Биографию Юрия Григоровича изучала Екатерина Перминова.

Подписаться на еженедельную рассылку We Love Dance

Все хорошо, каждую пятницу вас ждут интересные новости о танцевальном мире

Источник

Право на правду

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Юрий Николаевич, некоторые ваши коллеги стараются жить сугубо в своём мире искусства… А вам удаётся отделить себя от политических реалий?

Читайте также:  Дмитрий дюжев личная жизнь биография дети

Юрий Григорович: Я и не пробую это делать – меня волнует, что происходит вокруг и что будет с нашим земным шаром. Особенно страшно, когда наши ценности, то, что мы наработали веками, на что жизнь положили, ставится уже даже не под сомнение, а под угрозу уничтожения. Мы всё время должны от кого-то или от чего-то защищаться, доказывать свои права на место на этой Земле, право на своё понимание жизни. Была ли когда-то ситуация простой для России? Нет, по-моему. Сегодня думаешь, что нет ничего тяжелее. Но наступает завтра – и всё вчерашнее кажется всего лишь ночным кошмаром. Уверен, что выстоим мы и сегодня.

Хорео­граф Юрий Григорович.

– Часто говорят: искусство выше политики, оно объединяет народы. Но вдруг это только мечта? 

– Уверен, культура действительно объединяет страны. В Японии, сколько раз ни покажи «Лебединое озеро», все билеты будут проданы. В Лондоне, сколько раз ни покажи «Спартака», то же самое. Не припомню за полвека ни одного турне, а их было около 100, чтобы наш балет не приняли. Были попытки сорвать гастроли, облить грязью в печати, устроить демонстрации перед театром. Более того, в отечественной прессе пытались дезавуировать наш успех за границей, но всё это было неправдой. Не верьте!

Проверить делом

– В прошлом нашем интервью вы сказали, что ребёнок уже во чреве матери сучит ножками. Получается, сначала было не слово, а движение… Так?

– Я считаю, что жест – и яркий, энергичный, и сдержанный, экономный – тождествен высказыванию. Жест считывается порой без звука, без слова, вне определённой среды, художественной или бытовой. Это не значит, что на сцене жест должен существовать вне музыки, ритма, литературной или смысловой основы. Если всё это подключить к жесту – получается театр. Если проигнорировать, отключить – получается так называемый современный танец. Почувствуйте разницу!

Юрий Григорович. 1982 год.

– В 1995 году из-за конфликта с Минкультуры вы ушли из Большого. Балеты Григоровича начали стремительно убирать из репертуара. Больно было, что «убивают дитя»? 

– Некоторые балеты исчезали на сцене Большого театра, но восстанавливались на других сценах. «Золотой век» сразу пошёл в Краснодаре. «Иван Грозный» – в Парижской опере и в Кремлёвском балете, там же – «Ромео и Джульетта» и «Корсар», а «Каменный цветок», самый первый из моих больших балетов, спустя 50 лет возродился сразу в четырёх театрах: в Москве, Красноярске, Краснодаре и сейчас в Питере, в Мариинском. Я ставлю там, где меня о том просят, и стараюсь не поддаваться чувству обиды или обделённости. Мне гораздо интереснее проверить собственную хореографию в другом времени, а значит, в другом культурном контексте, и по­смотреть, что будет.

– Юрий Николаевич, 2 января вам 90. Не пугает такая цифра?

– К юбилеям стараюсь относиться философски. Они время от времени призывают к ответу: что сделал, что хотел бы переделать, что запомнил и зачислил в свой, как теперь модно выражаться, шорт-лист. Я не из тех, кто забывает или перечёркивает прошлое. В нём было столько высокого – высоких отношений, высокой любви, настоящего творчества. Мои дорогие учителя в Академии на улице Росси: Агриппина Ваганова, Владимир Пономарёв, Александр Пушкин.

Наталья Бессмертнова в роли Жизель. 1966 г.

Они помнили балеты Мариуса Петипа в их, можно сказать, чистоте и передавали нам как самое дорогое в жизни. Собственно, это и была их жизнь – при школе. Над их комнатами располагался репетиционный класс, и они слушали, угадывали по топоту десятков ног, как идёт процесс. Затем был Мариинский театр (тогда Кировский), Большой театр…

Особое ощущение родства – через Школу русского балета – дарили балетные эмигранты в Европе и Америке. Кого только не было у нас за кулисами: Вера Каралли, Бронислава Нижин­ская, Серж Лифарь, Леонид Мясин, Георгий Баланчивадзе. Они носили в себе русский балет и, когда мы приезжали, тянулись к нам. Судьба сводила меня с Игорем Стравинским, Марком Шагалом, Дмитрием Шостаковичем, Арамом Хачатуряном. Я периодически подумываю о том, как записать, зафиксировать это.

Важную роль в моей жизни сыграл художник Симон Вирсаладзе. 

А из самых дорогих встреч, конечно, – с балериной Наталией Бессмертновой

Народная артистка СССР Наталья Бессмертнова и народный артист СССР, главный балетмейстер ГАБТ СССР Юрий Григорович на репетиции. 1979 год.

Народная артистка СССР Наталья Бессмертнова и народный артист СССР, главный балетмейстер ГАБТ СССР Юрий Григорович на репетиции. 1979 год. Фото: РИА Новости/ Александр Макаров

– Ваша жена и соратница…

– Меня часто просят сказать о ней что-то, а я не могу – не знаю, что нужно выделить. Это и была сама жизнь, не делимая ни на какие периоды (Наталия Бессмерт­нова была женой Григоровича с 1968 г., в 2008 г. она скончалась. – Ред.). 

Жизнь – она и есть жизнь. В «Щелкунчике», «Лебедином озере», «Спящей красавице», «Жизели» с наступлением утра брезжит надежда. Не всегда можно вернуть утраченное, а точнее, и вовсе нельзя. Но что-то подобное просветлению или раскаянию на героев нисходит. Свою жизнь я запомнил как одну нескончаемую работу, полную любви и радости. Сегодня я особенно стремлюсь фиксироваться на том позитивном, что жизнь мне дала. А всё дурное, мелкое, случайное, что путалось под ногами, надо стирать и не тащить за собой в вечность.

Источник