Эмма цесарская биография личная жизнь
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Цесарская.
Эмма Владимировна Цесарская (3 июня 1909 — 28 февраля 1990) — советская актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1935).
Биография[править | править код]
Родилась 3 июня 1909 года в Екатеринославе (Российская империя) в еврейской семье. Родители: Владимир Яковлевич Цесарский, инженер, и Софья Эммануиловна. С детства Эмма мечтала стать пианисткой. В 16 лет приехала в Москву и, по совету родственников, поступила в киношколу Бориса Чайковского, второразрядного режиссёра, но крепкого ремесленника-педагога, выучившего таких звёзд, как Николай Кутузов и Раиса Есипова. Закончила она её в 1928 году.
Через два года после начала учёбы в школе она с другими студентами попала на кинофабрику «Совкино» для участия в массовках. Увидев фотопробы девушки в облике свахи, режиссёры О. Преображенская и И. Правов, восхищённые её красотой, пригласили дебютантку на главную роль Василисы в фильме «Бабы рязанские» (1927). Эта первая роль в кино принесла 18-летней актрисе известность.
- В 1930 году снялась в роли Аксиньи в экранизации романа М. Шолохова «Тихий Дон» (тогда ещё немой фильм, однако в 1933 году его озвучили). Картина делалась при участии германской кинофирмы «Дерусса», которая поставила условие, чтобы Аксинью играла только Цесарская. На эту роль актриса была утверждена без проб за девять месяцев до начала съёмок. После выхода картины для миллионов зрителей не было сомнений, что Эмма Цесарская настоящая донская казачка, пришедшая на экран из самой жизни. С лика Цесарской писал свою Аксинью художник Орест Верейский[3], иллюстрировавший роман Михаила Шолохова.
- В 1934-м кинопродюсеры трёх стран — Германии, Франции и Англии — официально пригласили Эмму Цесарскую на роль Грушеньки в совместной постановке романа Ф. Достоевского «Братья Карамазовы».
- В 1935 году Э. В. Цесарской присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР».
- В марте 1937 её муж, работник среднего управленческого звена НКВД капитан госбезопасности Макс Осипович Станиславский, в процессе внутренних чисток НКВД был арестован по обвинению в «шпионаже» и в июне того же года расстрелян[4]. После ареста мужа всё имущество семьи было конфисковано, а Цесарскую с годовалым сыном выселили из квартиры в дощатый барак на окраине Москвы. Ветхое сооружение лагерного типа было набито жёнами репрессированных ответственных работников. Вскоре мать и брат забрали Цесарскую с сыном в квартиру на Средне-Кисловском переулке. Из кино Цесарская была фактически изгнана. Ей даже не позволили завершить работу над ролью в фильме «Дочь Родины», хотя она снялась почти во всех сценах картины. Вместо Цесарской взяли другую актрису.
- В августе 1938 года Цесарская по совету Шолохова, который покровительствовал ей после «Тихого Дона», написала письмо В. М. Молотову. Её принял новый председатель Комитета по делам кинематографии при СНК СССР С. С. Дукельский, после чего Эмме Цесарской разрешили сниматься в кино в небольших эпизодических ролях.
С 1944 по 1963 год работала в Центральной студии киноактёра, где сыграла ряд драматических ролей.
Умерла 28 февраля 1990 года, похоронена на Донском кладбище города Москвы.
Фильмография[править | править код]
- 1927 — Бабы рязанские — Василиса
- 1928 — Светлый город — Тоня
- 1929 — Её путь — Прасковья
- 1930 — Иуда — Настя
- 1931 — Две матери — Вера, жена Андрея
- 1931 — Тихий Дон — Аксинья
- 1933 — Одна радость — Евгения Яковлевна
- 1933 — Изменник родины — крестьянка
- 1934 — Восстание рыбаков — жена Неера
- 1935 — Любовь и ненависть — Василиса
- 1935 — Вражьи тропы — Фешка
- 1939 — Девушка с характером — Катерина Иванова, жена командира
- 1940 — Бабы — Ольга
- 1940 — Шуми городок — Арина Тимофеевна
- 1941 — Богдан Хмельницкий — шинкарка
- 1946 — Освобождённая земля — Надежда Васильевна Притуляк, председатель колхоза “Возрождение”
- 1952 — Майская ночь — Свояченица
- 1958 — Тревожная ночь — Аксинья
- 1959 — На диком бреге Иртыша — Лаврова
- 1960 — Из Лебяжьего сообщают — буфетчица
- 1961 — Нахалёнок — попадья
- 1962 — Високосный год — Надежда Борташевич
- 1964 — Когда казаки плачут — Дарья
- 1965 — Спящий лев — Анна Ивановна, буфетчица
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Телеканал «Россия» — Эмма Цесарская: из кино я была фактически изгнана
Изначально она не вписывалась в советский кинематограф 20-х годов, акцентирующий внимание, по большей части, на авангардно-революционную составляющую. Но уже спустя десятилетие, ранее никому не известная Эмма Цесарская превратится в знаменитую киноактрису. Она обладала не только магнетическим обаянием и красотой, но и внутренней самодостаточностью. Популярность кинодивы СССР стала ошеломительной, после того как на роль Аксиньи в «Тихом Доне» была утверждена Эмма Цесарская. Биография, фильмография актрисы, возможно, сложились бы иначе, если бы не арестовали ее мужа… Однако она стойко выносила все удары судьбы и старалась преодолевать жизненные неурядицы. Каким же был творческий путь звезды советского кино? Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Биографическая справка
Эмма Цесарская родилась на Украине, в городе Екатеринославле (Днепропетровск). Произошло это 3 июня 1909 года. С детских лет девочка хотела стать известной пианисткой. Но также у нее появился огромный интерес к «великому искусству». Эмма Цесарская, биография которой, безусловно, заслуживает отдельного рассмотрения, уже в шестнадцатилетнем возрасте решает отправиться в советскую столицу, чтобы учиться на актрису.
Родственники помогли ей с выбором учебного заведения, посоветовав киношколу Бориса Чайковского, руководитель которой хотя и не был именитым режиссером, но зато смог выучить таких корифеев советского кинематографа, как Николай Кутузов и Раиса Есипова. В 1928 году Эмма Цесарская становится выпускницей вышеуказанного заведения.
Первые роли в кино
Незадолго до окончания киношколы девушку приглашают принять участие в киноленте «Бабы рязанские», режиссерами которой стали Иван Правов и Ольга Преображенская. Ей достается одна из главных ролей. Эмма Цесарская должна играть крестьянку, которая вынуждена противостоять домострою и пережиткам старого строя. Она блестяще справляется с поставленной актерской задачей. Затем последовала еще одна яркая работа Цесарской. В 1929 году режиссеры Дмитрий Познанский и Александр Штрижак-Штейнер утверждают Эмму Владимировну на роль большевички Прасковьи, потерявшей любимых мужчин в Первую мировую войну.
Первая Аксинья советского кино
В конце 20-х годов великий советский писатель Михаил Шолохов завершает работу над «бессмертным» произведением «Тихий Дон».
Режиссеры Иван Правов и Ольга Преображенская, недолго думая, решили экранизировать этот знаменитый роман. На главную роль Аксиньи была приглашена актриса Эмма Цесарская. Список фильмов советской кинодивы пополнился картиной «Тихий Дон». Ее ждал настоящий успех. Актриса сыграла образ темпераментной и обаятельной казачки. Зрители с удовольствием ходили в кино смотреть «Тихий Дон». Печатное издание «Дейли Уолкер» (США) написало заметку о Цесарской: «Тот, кто пожелает в ближайшие дни посмотреть экранизацию великого романа, сможет насладиться талантливой игрой перевоплощения этой красивой и колоритной актрисы, которой может гордиться вся страна».
Сам автор «Тихого Дона» был в восторге от высокой степени мастерства, которую демонстрировала Эмма Владимировна на съемочной площадке. Вместе с тем следует отметить, что фильм подвергся жесточайшей критике со стороны цензоров: режиссеры, которые сняли классику, были исключены из Ассоциации работников революционной кинематографии. Мотивировка была простой: «За обслуживание вкусов мелкобуржуазного зрителя».
Фильм длительное время пылился на полке, и только личное вмешательство Михаила Шолохова исправило ситуацию.
Расцвет карьеры
Цесарская Эмма Владимировна прославилась не только благодаря роли Аксиньи. Ее популярность умножили работы в кинолентах «Одна радость» (И. Правов, О. Преображенская, 1933), «Восстание рыбаков» (М. Доллер, Э. Пискатор, 1934). Советским зрителям понравился также образ вдовы Василисы, возглавившей «бабий бунт» в киноленте «Любовь и ненависть» (А. Гендельштейн, 1935). Поклонники кино аплодировали, когда слышали: «Эмма Цесарская». Фильмы с ее участием старались никогда не пропускать. К середине 30-х она имела все шансы называться актрисой № 1 в СССР. Даже иностранные кинопродюсеры восторгались талантом выпускницы киношколы Б. Чайковского, безоговорочно утвердив ее на образ Груши в «Братьях Карамазовых».
Они нисколько не сомневались, что только ее мастерство и талант может в полной мере отобразить сущность героини классического произведения. За работу в экранизации романа Федора Достоевского актриса Эмма Цесарская должна была получить солидный гонорар. Однако кинодива была вынуждена отказаться от этой работы из-за «давления сверху»…
Поворот в судьбе
Весной 1937 года произошло событие, которое кардинально изменило жизнь актрисы. «Чекисты» взяли под арест супруга Цесарской – Макса Станиславского. Его отправили в ссылку, и актриса ничего не знала о его судьбе. Только в конце 50-х Эмме Владимировне вручили документы, из которых она узнала, что ее мужа приговорили к смерти летом 37-го. После его ареста кинодива лишилась собственного жилья, имущество было конфисковано, а актерская карьера резко пошла на спад. Окончить работу в фильме «Дочь Родины» ей так и не удалось. Режиссеру Корш-Саблину пришлось искать замену. Долгие месяцы вынужденная сидеть в «четырех стенах», актриса Эмма Цесарская не находила себе места, когда слышала шаги на лестничной площадке, морально готовясь к тому, что это пришли за ней.
Больше всего ее тревожила судьба сына, которому исполнился только один год. Ситуация была практически безвыходной.
Помощь великого писателя
Справиться с жизненными трудностями актрисе помог писатель Михаил Шолохов, которому советская власть благоволила. Только заступничество автора «Тихого Дона» спасло Эмму Владимировну: ей вернули жилье и дали возможность продолжить кинокарьеру. В 1939 году на советские экраны выходит фильм «Девушка с характером», снятый режиссером Константином Юдиным. В нем Цесарская сыграла жену командира. Перед съемками режиссер робко поинтересовался: «Эмма, вы готовы к съемкам?» И ответ был положительным. В довоенных фильмах Цесарской чаще всего доверяли образы жизнерадостных и волевых героинь, но играть их актрисе было нелегко. Это признавала сама Эмма Владимировна. «Я старалась много трудиться, чтобы оттачивать свой актерский талант, но для меня было не менее важным суметь вырастить и воспитать сына», – заявляла она.
Карьера после войны
Еще в 1944 году Эмма Владимировна вошла в состав труппы Театра-студии киноактёра. В этом храме Мельпомены она прослужила до 1963 года. После войны она реже выходила на съемочную площадку, получая от режиссеров предложения сыграть роли второго плана.
В 50-е годы зрителю Цесарская запомнилась по фильму А. Роу «Майская ночь, или Утопленница», в котором ей досталась роль свояченицы. Однако желание повторно сыграть Аксинью в постановке Сергея Герасимова осталось нереализованным: к сожалению, возраст брал свое, и режиссер сделал выбор в пользу Э. Быстрицкой.
В 60-е Цесарская блеснула в таких картинах, как: «Нахаленок» (Е. Карелов, образ попадьи), «Високосный год» (А. Эфрос), «Спящий Лев» (А. Файнциммер). Знаменитый актер и режиссер Евгений Моргунов, снимая короткометражный фильм «Когда казаки плачут», пригласил выпускницу киношколы Б. Чайковского на главную роль Дарьи, которую актриса сыграла филигранно и талантливо, заслужив восторженные отзывы публики.
Начиная со второй половины 60-х годов, можно говорить об окончании кинокарьеры Эммы Владимировны Цесарской.
Заключение
Она скончалась 28 февраля 1990 года. Актрису похоронили на первом участке Донского кладбища столицы.
На траурной церемонии партнер по фильму «Девушка с характером» актер Михаил Глузский сказал следующее: «Цесарская Эмма Владимировна была замечательной актрисой и обаятельной женщиной. Она останется для всех нас бесценной реликвией кино СССР эпохи 20-40-х годов».
Жизнь уже сложилась и пройдена. Что толку гадать: как бы все получилось, если бы… Но, когда политики вмешиваются в жизнь и творчество звезд, этот процесс необратим. Ведь каждый актер – это целая эпоха в театре или кино. Она может быть долгой или короткой, но всегда неповторимой.
Эмма Цесарская
Таким же неповторимым было актерское творчество яркой звезды театра и кино Эммы Цесарской. Политические события и советская реальность оставили в ее жизни глубокий след. А вернее – борозды, исковеркав и перевернув целый пласт в ее артистической душе.
Сначала арестовали мужа. Ее и годовалого ребенка выбросили из квартиры. Признанной в Советском Союзе и за рубежом, артистке пришлось жить в бараках на окраине Москвы… Как она выдержала такие удары судьбы? Что помогло ей жить дальше?
Путь в кино девушки из Екатеринослава (Днепропетровска) начался с роли Василисы. На экраны кинотеатров вышла лента «Бабы рязанские» (1927 г., режиссеры Ольга Преображенская и Иван Правов). Гордая и сильная Василиса сразу завоевала внимание зрителя и его симпатию. Это была женщина, протест которой против мужского произвола, борьба за свое человеческое достоинство вдохновляли женщин. Актрису полюбили.
фильм “Бабы рязанские”
А после роли Прасковьи в ленте «Ее путь» признали самой привлекательной, яркой актрисой тех лет. Прасковья, жаждущая любви молодая крестьянка, потеряла мужа. Село занимают красные и героиня влюбляется в красного командира. Любовь была не долгой: ее любимого убивают. Прасковья, решающая продолжить его путь, заменяет своего возлюбленного в рядах красного отряда. Фильм был признан и в своей стране, и за рубежом. Там он вышел на экраны под названием «Казачка и большевик».
Цесарская была не похожа на актрис, снимающихся в фильмах 20-х годов. Жеманные и безвольные, они не соответствовали бурным переменам в обществе. Актриса создавала образы простых, но живых, сильных женщин. И это стало открытием новой эпохи в кинематографе молодой страны.
фильм “Тихий дон”
Но, полное признание, популярность и всеобщая любовь зрителей пришла к актрисе после исполнения роли Аксиньи в «Тихом Доне» (1930) по роману Михаила Шолохова. Кода Преображенская и Правов прочли роман, они сразу поняли – на роль главной героини нужно утверждать Цесарскую. Ее взяли без проб, задолго до начала работы. Аксинья на экране – пышущая энергией и привлекательностью казачка. Даже сам Шолохов, наблюдавший за ходом экранизации, был безмерно доволен ее игрой (по словам современников, Михаил тогда тайно влюбился в актрису. Да так, что в последствии помогал справиться с бедами).
Зарубежные критики писали об Эмме: «Цесарская – это гордость страны Советов».
К средине 30-х Эмма уже снялась во многих фильмах. Ее приглашали даже зарубежные кинорежиссеры. На роль Грушеньки в «Братьях Карамазовых» прочили только Цесарскую. Это был совместный международный проект (участвовали английские, французские и германские кинорежиссеры). Оплачивалась работа большой суммой. Но от роли пришлось отказаться: не разрешили власти выехать. Сотрудничество с буржуазными кинематографистами было равно предательству, а за это полагался расстрел.
фильм “Девушка с характером”
Впрочем, Эмме пришлось столкнуться с произволом властной верхушки государства, и на себе ощутить заботу «слуг народа». Шел жуткий 1937 год. Доносы и аресты были обыденными событиями советской жизни. Но для каждой семьи они становились крушением надежд и потерей близкого человека.
Когда за дверью послышались звуки кованных сапог, Эмма поняла: жизни и карьере– конец. Мужа, работника среднего звена НКВД, капитана госбезопасности Макса Осиповича Станиславского, арестовали по подозрению в шпионаже.
Цесарская с ужасом прислушивалась к каждому шороху за дверью. Все казалось, что чекисты придут и за ней. Боялась не за себя. За годовалого сына. Вскоре имущество семьи конфисковали, а ее с годовалым сыном выселили из квартиры в деревянный барак на окраине столицы. Власти не посмотрели на заслуги актрисы, на ее популярность и любовь народа. Понятие презумпции невиновности в Советском Союзе не существовало.
фильм “Бабы”
Как же выжила актриса с ребенком на руках без нормального жилья, без работы? Ведь на съемках картины в это время ее пришлось заменить. Жена врага народа не имела права сниматься в кино.
Помог Шолохов. Руководство страны допускало его некоторые вольности и свободные высказывания. По его совету Цесарская написала Молотову. Ей разрешили сниматься в эпизодах.
Эмма Цесарская, Михаил Шолохов и Элеонора Быстрицкая
Цесарская ждала весточки от мужа вплоть до конца пятидесятых. Только потом она узнала, что Макса расстреляли еще в 37-м.
Предложения от режиссеров поступали все реже. В средине 60-х закончилась актерская карьера одной из самых выдающихся актрис 20-30-х годов. О дальнейшей ее судьбе почти ничего неизвестно. Актриса не напоминала о себе, хотя и имела на это право. Ничего не просила. Цесарская тихо умерла в феврале 1990 года.
Эмма Цесарская
Жизненный путь Эммы Владимировны был типичным для советской интеллигенции довоенных годов. Но память о ней не должна исчезнуть. Ведь она – звезда немалой величины. А без звезд станет совсем темно.
Понравилась статья? Поддержи автора, нажми палец вверх и, что бы не пропустить следующую, подпишись на канал или на страницу в своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники. Мы будем встречаться чаще 🙂
Íå áóäó îðèãèíàëüíîé, åñëè ñêàæó, ÷òî ïåðâîå ÷òî âñïîìèíàåòñÿ ïðè ñëîâàõ “Òèõèé äîí”, ýòî êðàñàâèöà Àêñèíüÿ, â ðîëè âåëèêîëåïíîé Ýëèíû Áûñòðèöêîé. Øèêàðíàÿ æåíùèíà, òàëàíòëèâàÿ àêòðèñà, çàìå÷àòåëüíî âîïëîòèâøàÿ îáðàç êàçà÷êè íà ýêðàíå.
Íî íå âñå, âåðîÿòíî, çíàþò, ÷òî Ýëèíà Áûñòðèöêàÿ íå ïåðâàÿ àêòðèñà, âîïëîòèâøàÿ ýòó ðîëü íà ýêðàíå.
Áûëà åùå îäíà Àêñèíüÿ. Åå ñûãðàëà àêòðèñà Ýììà Öåñàðñêàÿ â ôèëüìå ðåæèññåðîâ Îëüãè Ïðåîáðàæåíñêîé è Èâàíà Ïðàâîâà.
Ïåðâàÿ ýêðàíèçàöèÿ ðîìàíà Ìèõàèëà Øîëîõîâà áûëà ñíÿòà â 1930 ãîäó. Ñíÿòà êàê íåìîå êèíî, è ëèøü â 1933 ãîäó îçâó÷åíà.
Óâû, ôèëüì ñ òÿæåëîé ñóäüáîé, íå âïèñûâàþùèéñÿ â èäåéíóþ êîíöåïöèþ ìîëîäîãî ñîâåòñêîãî ãîñóäàðñòâà. Ðåæèññåðû ýòîãî ôèëüìà áûëè îáâèíåíû â ïîòàêàíèè ìåëêîáóðæóàçíûì âêóñàì êëàññîâî ÷óæäûõ çðèòåëåé è çà ýòî èçãíàíû èç Àññîöèàöèè ðàáîòíèêîâ ðåâîëþöèîííîé êèíåìàòîãðàôèè. À ôèëüì íà äîëãèå ãîäû óïðÿòàí íà ïîëêó.
Ñåé÷àñ ôèëüì âîçâðàùåí íà ýêðàíû. Ãîâîðÿò, ÷òî ïàðó ëåò íàçàä îí áûë ïîêàçàí ïî òåëåêàíàëó “Êóëüòóðà”.
Íå çíàþ, íå ñìîòðåëà. Íî ïî îòçûâàì êðèòèêîâ Ýììà Öåñàðñêàÿ â ðîèë Àêñèíüè âåëèêîëåïíà. Êñòàòè, ðîëü Ãðèãîðèÿ â íåì èãðàë îäèí èç ñàìûõ òàëàíòëèâåéøèõ àêòåðîâ Àíäðåé Àáðèêîñîâ.
À âåäü â Ýììå Öåñàðñêîé, ñûãðàâøåé êàçà÷êó, ïî÷òè íå áûëî ðóññêîé êðîâè. Áûëà óêðàèíñêàÿ, ìîëäàâñêàÿ, åâðåéñêàÿ – îò ñìåøåíèÿ ýòèõ êðîâåé ïîëó÷èëàñü ãðåìó÷àÿ ñìåñü, âåðíåå íàñòîÿùàÿ êðàñàâèöà – ÿðêàÿ, ÷óâñòâåííàÿ. Î÷åíü çåìíàÿ, íå â ïðèìåð äðóãèì êðàñàâèöàì-çâåçäàì 1920-õ ãã., òàêèì íåäîñÿãàåìûì, ïî ïðîèñõîæäåíèþ ñïëîøü ãîðîæàíêàì, à âîçìîæíî, èíîñòðàíêàì èëè äàæå èíîïëàíåòÿíêàì.
Ðîäèëàñü îíà 9 èþíÿ 1909 ãîäà, â Åêàòåðèíîñëàâå (íûíå óêðàèíñêèé Äíåïðîïåòðîâñê) â èíòåëëèãåíòíîé ñåìüå èíæåíåðà Âëàäèìèðà ßêîâëåâè÷à è Ñîôüè Ýììàíóèëîâíû Öåñàðñêèõ.
Äåâî÷êà ìå÷òàëà ñòàòü ïèàíèñòêîé, íî æèçíü ðàñïîðÿäèëàñü èíà÷å.  16 ëåò îíà ïðèåõàëà â Ìîñêâó è â 1925 ã. ïî ñîâåòó ðîäñòâåííèêîâ ñóìåëà ïîñòóïèòü â êèíîøêîëó Á. Â. ×àéêîâñêîãî, âòîðîðàçðÿäíîãî ðåæèññåðà, íî êðåïêîãî ðåìåñëåííèêà, âûó÷èâøåãî òàêèõ çâåçä, êàê Íèêîëàé Êóòóçîâ è Ðàèñà Åñèïîâà. Çàêîí÷èëà îíà åå â 1928 ãîäó.
×åðåç äâà ãîäà ïîñëå íà÷àëà ó÷åáû îíà ñ äðóãèìè ñòóäåíòàìè ïîïàëà íà êèíîôàáðèêó «Ñîâêèíî» äëÿ ó÷àñòèÿ â ìàññîâêàõ. Óâèäåâ ôîòîïðîáû äåâóøêè â îáëèêå ñâàõè, ðåæèññåðû Î. Ïðåîáðàæåíñêàÿ è È. Ïðàâîâ, âîñõèùåííûå åå êðàñîòîé, ïðèãëàñèëè äåáþòàíòêó íà ãëàâíóþ ðîëü Âàñèëèñû â ôèëüìå «Áàáû ðÿçàíñêèå».  17 ëåò Ýììà Öåñàðñêàÿ òàëàíòëèâî âïèñàëàñü â ýòó îñòðóþ ìåëîäðàìó, ñîçäàâ ñèëüíûé è îáàÿòåëüíûé îáðàç ðóññêîé êðåñòüÿíêè ñ íåëåãêîé ñóäüáîé.
Âîò ÷òî ïèñàëà â 1928 ã. «Volkes Zeitung» ïðî ôèëüì «Áàáû ðÿçàíñêèå»: «Âåëèêîëåïíûé, çàõâàòûâàþùèé, ïðåêðàñíûé ðóññêèé ôèëüì. Ýòîò ôèëüì íóæíî âèäåòü, ýòî ñàìîå íåïîääåëüíîå è ïðåâîñõîäíîå, áëèçêîå çåìëå èç âñåãî, ÷òî äî ñèõ ïîð ïîÿâëÿëîñü íà ýêðàíå. Âñå ïðåêðàñíî â ýòîì ôèëüìå, íî â îñîáåííîñòè Öåñàðñêàÿ».
Ôèëüì ðàññêàçûâàåò î æèçíè ðóññêîé äåðåâíè ïåðåä ðåâîëþöèåé è ïåðâûõ ïîñëåîêòÿáðüñêèõ ëåò, î òÿæåëîé ñóäüáå ñîëäàòñêîé æåíû Àííû, êîí÷àþùåé æèçíü ñàìîóáèéñòâîì, æèâîé è ýíåðãè÷íîé ñåñòðå Àííû Âàñèëèñå (åå è èãðàëà Öåñàðñêàÿ), îòêðûòî áðîñàþùåé âûçîâ ñòàðîìó óêëàäó æèçíè.
À âîò êàê âñïîìèíàë î Öåñàðñêîé íàðîäíûé àðòèñò ÑÑÑÐ Íèêîëàé Êðþ÷êîâ: «Êàê-òî çèìîé 1928 ãîäà ÿ ïîïàë íà ôèëüì «Áàáû ðÿçàíñêèå». Áûëî ìíå ñåìíàäöàòü ñ ïîëîâèíîé, è ÿ ìå÷òàë ðàáîòàòü â êèíî. Ðîëü Âàñèëèñû â ýòîì ôèëüìå èñïîëíÿëà þíàÿ àêòðèñà, ìîÿ ñâåðñòíèöà Ýììà Öåñàðñêàÿ, êîòîðàÿ ïîðàçèëà ìåíÿ ñâîåé êðàñîòîé è ãëóáîêèì ïîíèìàíèåì õàðàêòåðà ðóññêîé êðåñòüÿíêè ñ òðóäíîé ñóäüáîé. Åùå îäíèì ñèëüíûì ýìîöèîíàëüíûì òîë÷êîì, íàñòîÿùèì òâîð÷åñêèì îçàðåíèåì ñòàë äëÿ ìåíÿ ôèëüì «Òèõèé Äîí», ãäå îíà èãðàëà Àêñèíüþ. ß ïîçíàêîìèëñÿ ñ Ýììîé Öåñàðñêîé â ñåðåäèíå 1930-õ ãîäîâ íà ñúåìêàõ ëåíòû «Ëþáîâü è íåíàâèñòü». ß âîñõèùàëñÿ åå óìåíèåì òî÷íî âûïîëíèòü çàäàíèå ðåæèññåðà, áûñòðî íàéòè âûðàçèòåëüíóþ äåòàëü â ïîâåäåíèè ñâîåé ãåðîèíè.  æèçíè Ýììà áûëà ñåðäå÷íûì, îòçûâ÷èâûì ÷åëîâåêîì ñ îòêðûòîé, äîâåð÷èâîé äóøîé. Äëÿ çðèòåëåé îíà ñòàëà íàñòîÿùèì êóìèðîì, à ÿ âèäåë â íåé âîïëîùåíèå ñîâåðøåííîé æåíñêîé êðàñîòû».
Íî ñíèìàëè å¸ ìàëî (äî “Òèõîãî Äîíà” – âñåãî ÷åòûðå ôèëüìà), êàê-òî íå âïèñûâàëàñü îíà â àâàíãàðäíî-ðåâîëþöèîííûé êèíåìàòîãðàô 20-õ ãîäîâ.
Ðàäè ñïðàâåäëèâîñòè íàäî ñêàçàòü, ÷òî ãëóáîêîãî äðàìàòè÷åñêîãî äàðà â Öåñàðñêîé, ïîæàëóé, íå áûëî, íî îïðåäåëåííî áûëà ïðèðîäíàÿ ñâîáîäà è ÷óâñòâîâàëàñü, ÷òî íåìàëîâàæíî, õîðîøàÿ øêîëà.
Ñòîèò ëè ãîâîðèòü, ÷òî íà Öåñàðñêóþ èìåëè âèäû è çàðóáåæíûå êèíîôèðìû.  êîíöå 1920-õ ãã. ãåðìàíñêàÿ «Äåðóññà», îäíà èç äî÷åðíèõ êîìïàíèé «Ìåæðàáïîìôèëüìà», ïðèìåðèâàëàñü ê «Ïûøêå»: ñòàâèòü äîëæåí áûë Àáðàì Ðîîì, èãðàòü Öåñàðñêàÿ.  1930 ãã. ïðèåõàë áåçóìíûé àìåðèêàíñêèé èíæåíåð, êîòîðûé âëþáèëñÿ â íåå áåç ïàìÿòè ïî ôèëüìàì. Åãî òàê è íå îñóùåñòâèâøåéñÿ ìå÷òîé áûëà ãîëëèâóäñêàÿ êàðüåðà Öåñàðñêîé. Îí âåë äîëãèå ïåðåãîâîðû, ñîõðàíèëîñü ìíîæåñòâî äíåâíèêîâûõ çàïèñåé, ãäå òîëüêî îá ýòîì è øëà ðå÷ü. Öåñàðñêàÿ íå óåõàëà: åé è â ñîâåòñêîé Ðîññèè æèëîñü òîãäà íåïëîõî. Âåäü îíà áûëà æåíîé Ìàêñà Ñòàíèñëàâñêîãî, êðóïíîãî ÷èíà ÍÊÂÄ.
Âåðøèíîé òâîð÷åñòâà àêòðèñû ñòàëà ðîëü Àêñèíüè â êàðòèíå Ïðåîáðàæåíñêîé è Ïðàâîâà «Òèõèé Äîí». Äëÿ ìèëëèîíîâ çðèòåëåé íå áûëî ñîìíåíèé, ÷òî Ýììà Öåñàðñêàÿ íàñòîÿùàÿ äîíñêàÿ êàçà÷êà, ïðèøåäøàÿ íà ýêðàí èç ñàìîé æèçíè. Âñ¸ â Àêñèíüå áûëî æèâûì, íåïðèäóìàííûì: è ÿðêàÿ áåëîçóáàÿ óëûáêà, è ñåðäèòî ñäâèíóòûå â ìèíóòû ãíåâà áðîâè, è òîò èíòåðåñ, è îò÷àÿííûå ïîïûòêè çàãëàäèòü ñâîþ âèíó ïåðåä ëþáèìûì ÷åëîâåêîì, âåðíóâøèìñÿ ñ ôðîíòà.
Êàðòèíó ñíèìàëè ïðè ó÷àñòèè ãåðìàíñêîé êèíîôèðìû «Äåðóññà», êîòîðàÿ ïîñòàâèëà óñëîâèå, ÷òîáû Àêñèíüþ èãðàëà Öåñàðñêàÿ. Íà ýòó ðîëü àêòðèñà áûëà óòâåðæäåíà áåç ïðîá çà äåâÿòü ìåñÿöåâ äî íà÷àëà ñúåìîê.
Ñàì Øîëîõîâ âûñîêî îöåíèë ðàáîòó àêòðèñû â ýòîì ôèëüìå è íà äîëãèå ãîäû ñòàë å¸ áëèçêèì äðóãîì. Ïî âîñïîìèíàíèÿì Ýììû Öåñàðñêîé ïèñàòåëü íåñêîëüêî ðàç ñìîòðåë ôèëüì: “Îäíàæäû îí âîçáóæä¸ííî çàÿâèë ìíå è Àáðèêîñîâó: “Âû, ÷åðòè, õîäèòå ó ìåíÿ ïåðåä ãëàçàìè!”
 1934 ã. êèíîïðîäþñåðû òð¸õ ñòðàí – Ãåðìàíèè, Ôðàíöèè è Àíãëèè – îôèöèàëüíî ïðèãëàñèëè Ýììó Öåñàðñêóþ íà ðîëü Ãðóøåíüêè â ñîâìåñòíîé ïîñòàíîâêå “Áðàòüåâ Êàðàìàçîâûõ”, íàçâàâ å¸ åäèíñòâåííîé êàíäèäàòóðîé íà ýòó ðîëü è ïîñóëèâ áàñíîñëîâíî âûñîêèé ãîíîðàð. “Îäèí èç ðóêîâîäÿùèõ êèíîðàáîòíèêîâ, Ê.Ì. Øâåä÷èêîâ, – âñïîìèíàëà àêòðèñà, – ñêàçàë ìíå, ïîçíàêîìèâøèñü ñ ýòèì ïðåäëîæåíèåì: “Íó ÷òî æå, åñëè çàðóáåæíûå ôèðìû ïðèâëåêóò è íàøèõ êèíåìàòîãðàôèñòîâ, òî ÿ ñîãëàñåí”. ×åðåç ãîä âñ¸ èçìåíèëîñü: ïðåäñòàâèòåëü “Èíòîðãêèíî” çàïðåòèë ìíå âñòðå÷àòüñÿ ñ ôðàíöóçñêèì ðåïîðò¸ðîì, êîòîðûé èìåë ïîðó÷åíèå âûÿñíèòü, ñîãëàñíà ëè ÿ ñíèìàòüñÿ â ôèëüìå”.
Íî Ýììå Öåñàðñêîé òàê è íå ïðèøëîñü ñíÿòüñÿ â ýòîì ôèëüìå.
Ïîñëåäóþùèå ôèëüìû ñ ó÷àñòèåì Öåñàðñêîé íå èìåëè ïîäîáíîãî óñïåõà, íî ïîïóëÿðíîñòü åå îñòàâàëàñü íåçûáëåìîé.
 1935 ã. îíà ïîëó÷èëà çâàíèå çàñëóæåííîé àðòèñòêè ê 15-ëåòèþ ñîâåòñêîé êèíåìàòîãðàôèè, à ÷åðåç äâà ãîäà âñå â åå æèçíè êðóòî èçìåíèëîñü.
23 ìàðòà 1937 ã. Ýììà Âëàäèìèðîâíà áûëà â ãîñòÿõ. Âäðóã òóäà ïîçâîíèë åå ìóæ, îòâåòñòâåííûé ðàáîòíèê, ÷ëåí ïàðòèè ñ 1918 ã., Ìàêñ Îñèïîâè÷ Ñòàíèñëàâñêèé: «Ïîåçæàé äîìîé ê ñûíó, à ìåíÿ ñðî÷íî âûçûâàþò ê Íèêîëàþ Èâàíîâè÷ó Åæîâó». Äîìîé îí íå âåðíóëñÿ óæå íèêîãäà.
Íî÷üþ â äâåðü èõ êâàðòèðû â Ôóðìàííîì ïåðåóëêå íàñòîé÷èâî ïîñòó÷àëè. Âîøëè ïÿòåðî ÷åêèñòîâ è ïîíÿòûå. Îäèí èç ÷åêèñòîâ ïðåäúÿâèë Ýììå Âëàäèìèðîâíå îðäåð íà àðåñò ìóæà, ïîäïèñàííûé çàìåñòèòåëåì íàðêîìà âíóòðåííèõ äåë Ìèõàèëîì Ôðèíîâñêèì, âïîñëåäñòâèè ðàññòðåëÿííûì, êàê è åãî øåô Íèêîëàé Åæîâ.
«Ïîñëå àðåñòà ìóæà âñå íàøå èìóùåñòâî áûëî êîíôèñêîâàíî, êâàðòèðó ïðåäëîæèëè îñâîáîäèòü, à ìíå ñ ãîäîâàëûì ñûíîì äàëè íàïðàâëåíèå â áàðàê íà îêðàèíå ãîðîäà, âñïîìèíàëà Ýììà Âëàäèìèðîâíà. Ïîïðîùàâøèñü ñ ðîäíûìè, ÿ ïîøëà òóäà âìåñòå ñ òåòåé. Ïðîéäÿ áîëüøîå îïûòíîå ïîëå çà àêàäåìèåé èì. Òèìèðÿçåâà, ìû óâèäåëè äëèííûé ìðà÷íî-ñåðûé íåóòåïëåííûé áàðàê â îäíó äîñêó. Ýòî âåòõîå ñîîðóæåíèå ëàãåðíîãî òèïà áûëî íàáèòî æåíàìè ðåïðåññèðîâàííûõ îòâåòñòâåííûõ ðàáîòíèêîâ. Óçíàâ ìåíÿ, îíè çàêðè÷àëè, ïåðåáèâàÿ äðóã äðóãà, ÷òî íàäî èäòè ê Êàëèíèíó è äàæå áðîñèòüñÿ ïåðåä íèì íà êîëåíè. Ó íåñ÷àñòíûõ æåíùèí îòîáðàëè ïàñïîðòà. Èõ, êàê ÿ óçíàëà âïîñëåäñòâèè, âûñëàëè â Àñòðàõàíü, à ïîòîì àðåñòîâàëè. Íî ìíå êîìåíäàíò áàðàêà âåðíóë ïàñïîðò: âèäèìî, áûëî óêàçàíèå ìåíÿ ïîêà íå òðîãàòü. Îáðàòíî äîìîé òåòêà âåëà ìåíÿ ïîä ðóêó, è ÿ êàæäóþ ìèíóòó îáîðà÷èâàëàñü, îïàñàÿñü ïðåñëåäîâàíèÿ. Äîìàøíèé òåëåôîí ïåðåñòàë çâîíèòü. Ìíîãèå íî÷è ïîäðÿä ÿ ïðîâîäèëà ó îêíà, ãëÿäÿ èç-çà øòîð íà óëèöó è îæèäàÿ àðåñòà. Âñêîðå ìàòü è áðàò çàáðàëè ìåíÿ ñ ñûíîì â êâàðòèðó â Ñðåäíå-Êèñëîâñêîì ïåðåóëêå. Èç êèíî ÿ áûëà ôàêòè÷åñêè èçãíàíà. Ìíå äàæå íå ïîçâîëèëè çàâåðøèòü ðàáîòó íàä ðîëüþ Ïàøè â ôèëüìå «Äî÷ü Ðîäèíû», õîòÿ ÿ ñíÿëàñü ïî÷òè âî âñåõ ñöåíàõ êàðòèíû. Âçÿëè äðóãóþ àêòðèñó”.
 ýòè äíè Öåñàðñêóþ áîëüøå âñåãî ìó÷èë ñòðàõ ïîòåðÿòü ïîëóòîðàãîäîâàëîãî ñûíà. “Íåðâû áûëè òàê íàïðÿæåíû, – ãîâîðèëà îíà, – ÷òî ïî íî÷àì íå ñïàëîñü, è ÿ ñîâåðøåííî òî÷íî îïðåäåëÿëà, íà êàêîì ýòàæå è ó êîãî îòêðûëàñü äâåðü, ÷üè øàãè ðàçäàþòñÿ íà ëåñòíèöå è êàêàÿ ìàøèíà îòúåõàëà îò äîìà. Íà óëèöó ÿ ïðîñòî áîÿëàñü âûéòè: êî ìíå ñðàçó ïîäõîäèëè ãðóïïû ëþäåé, ñïðàøèâàëè, ïî÷åìó òàê äîëãî íå ñíèìàþñü, êóäà ïðîïàëà”. Îäíàæäû îáúÿòàÿ ñòðàõîì Ý. Â. Öåñàðñêàÿ óíè÷òîæèëà ìíîãèå öåííûå äîêóìåíòû, ïèñüìà îò çàðóáåæíûõ çðèòåëåé è èíîñòðàííûõ êèíîôèðì.
 1959 ã. àêòðèñà ïîëó÷èëà äîêóìåíòû î ðåàáèëèòàöèè è âîññòàíîâëåíèè â ïàðòèè ìóæà è óçíàëà, ÷òî îí áûë ðàññòðåëÿí â èþíå 1937 ã.
Ïîïóëÿðíîñòü ñïàñëà åå: Öåñàðñêóþ íå ïîêàðàëè êàê «÷ëåíà ñåìüè èçìåííèêà Ðîäèíû». Îíà îáðàòèëàñü ñ ïèñüìîì â âûøåñòîÿùèå èíñòàíöèè, è åé âûñî÷àéøå äîçâîëèëè ñíèìàòüñÿ. Íî îíà óøëà â òåíü, åå óäåëîì ñòàëè âòîðûå ðîëè, äà è òå íå ÷àñòî.
Ýììà Âëàäèìèðîâíà ïðîäîëæàëà ñíèìàòüñÿ äî 1965 ãîäà, ïàðàëëåëüíî ñ 1944 ãîäà ðàáîòàÿ â ìîñêîâñêîì Òåàòðå-ñòóäèè êèíîàêòåðà. Âñåãî íà åå ñ÷åòó áîëåå äâóõ äåñÿòêîâ ôèëüìîâ.  êîíöå ñâîåãî òâîð÷åñêîãî ïóòè îíà ñíÿëàñü â ôèëüìå «Íàõàëåíîê» è êîðîòêîìåòðàæíîé ëåíòå Åâãåíèÿ Ìîðãóíîâà «Êîãäà êàçàêè ïëà÷óò» ýêðàíèçàöèÿõ äâóõ ðàííèõ ðàññêàçîâ Ìèõàèëà Øîëîõîâà, íåêîãäà âëþáëåííîãî â íåå.
Êîãäà â êîíöå 50-õ ãîäîâ ðåæèññåð Ñåðãåé Ãåðàñèìîâ çàäóìàë ñíèìàòü íîâóþ âåðñèþ “Òèõîãî Äîíà”, Ýììà Öåñàðñêàÿ ïðèøëà íà ïðîáû. Îíà î÷åíü õîòåëà åù¸ ðàç ñûãðàòü Àêñèíüþ. Íî Ãåðàñèìîâ ïîñòóïèë ñ íåé äîâîëüíî æ¸ñòêî: ïîäâ¸ë ê çåðêàëó, è âñå âîïðîñû îòïàëè…
Àêòðèñà ñêîí÷àëàñü â Ìîñêâå â ôåâðàëå 1990 ãîäà â âîçðàñòå 80 ëåò. Íà ïå÷àëüíîé öåðåìîíèè ïðîùàíèÿ ñ Àêñèíüåé åå ïàðòíåð ïî «Äåâóøêå ñ õàðàêòåðîì» Ìèõàèë Ãëóçñêèé ñêàçàë: «Ýììà Âëàäèìèðîâíà Öåñàðñêàÿ äàâíî ïîêîðèëà ìîå ñåðäöå êàê çàìå÷àòåëüíàÿ àêòðèñà è î÷àðîâàòåëüíàÿ æåíùèíà. Îíà è ïîñëå ñâîåé ñìåðòè îñòàåòñÿ äëÿ íàñ, àêòåðîâ, è äëÿ ìíîãèõ çðèòåëåé æèâîé è áåñöåííîé ðåëèêâèåé ñîâåòñêîãî êèíîèñêóññòâà 19201940-õ ãîäîâ »
Ïîõîðîíåíà íà Äîíñêîì êëàäáèùå.