Элем климов биография личная жизнь

Элем климов биография личная жизнь thumbnail

Биография

Советский режиссер Элем Климов дебютировал комедией “Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен”, но вошел в историю как мастер серьезных фильмов, поднимающих глубинные нравственные вопросы.

Режиссер Элем Климов

Правдивые и жесткие картины Климова подчас подобны ножу уверенного хирурга, который причиняет боль, чтобы докопаться до источника проблемы и искоренить ее. Став руководителем Союза кинематографистов в 1986 году, мастер утвердил курс на неразвлекательное кино, благодаря чему в прокат вышли ленты, поднимающие “трудные” темы, о которых не решались заговорить ранее.

Детство и юность

Элем Германович Климов родился в 1933 году в Сталинграде (ныне Волгоград). Необычное имя вызывает вопросы о национальности режиссера, однако он русский, просто имя составлено из первых букв фамилий вождей мирового пролетариата. Правда, впоследствии мать Элема объясняла, что сына назвали в честь персонажа Джека Лондона.

Отцу Герману Степановичу приходилось расследовать особо важные дела в Комитете партийного контроля при ЦК. В годы оттепели мужчина потратит много сил, чтобы реабилитировать тысячи невинно пострадавших “врагов народа”. Мама Калерия Георгиевна трудилась в школе учителем физкультуры. В семье было двое детей: в суровом 1941-м у Элема родился младший брат Герман. С наступлением войны мать с сыновьями уехала на Урал в эвакуацию. Режиссер помнит, как в детстве покидал горящий город, пересекая Волгу на маленькой лодке.

Элем Климов в молодости (кадр из фильма "Ребята с нашего двора")Элем Климов в молодости (кадр из фильма “Ребята с нашего двора”)

Окончив школу, юноша стал учиться в Московском авиационном институте, из которого выпустился в 1957 году и начал работать на заводе. Но карьера инженера-конструктора не задалась, поскольку молодой человек чувствовал в себе творческий потенциал и хотел его реализовать. Недаром в молодости ставку на производстве он совмещал с деятельностью на телевидении и в филармонии.

Элем поступил во ВГИК на режиссерский факультет, его педагогом стал автор прославленной ленты “Мы из Кронштадта” Ефим Дзиган. Институт Климов окончил в 1964 году, открыв первую страницу своей творческой биографии.

Фильмы

Выпускной работой Элема Климова стала комедия о пионерском лагере “Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен”. Незамысловатая лента об изгнанном с территории Косте Иночкине оказалась неожиданно проблемной – приемная комиссия углядела в ней насмешку над советским режимом и еще невесть что крамольное. Автор вступил в конфликт с худсоветом еще в период утверждения Евгения Евстигнеева на главную роль, а в момент сдачи и вовсе отчаялся кому-то что-то доказать.

Евгений Евстигнеев (кадр из фильма "Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен")Евгений Евстигнеев (кадр из фильма “Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен”)

Спас ленту, как ни странно, Никита Хрущев, который при просмотре смеялся от души и в итоге одобрил фильм к выпуску. Картина имела успех в прокате, а выпускника ВГИКа утвердили штатным режиссером Мосфильма, выдав диплом с отличием.

Второй работой начинающего постановщика тоже стала комедия. “Похождения зубного врача” могли бы стать пропуском в мир большого кино для Андрея Мягкова, сыгравшего первую главную роль в карьере. Но в очередной раз Климова заподозрили в осмеянии советской действительности, и фильм положили на полку, вследствие чего в прокат он вышел в 1967-м, через 2 года после выпуска. Ограниченный тираж подразумевал такой же прокат, поэтому о ленте узнали только спустя 20 лет.

Андрей Мягков (кадр из фильма "Похождения зубного врача")Андрей Мягков (кадр из фильма “Похождения зубного врача”)

Картина 1970 года “Спорт, спорт, спорт” снята в новаторской манере совмещения игрового кино и кадров документальных хроник. Над проектом режиссер работал совместно с братом Германом, написавшим сценарий.

Следующим большим делом, за которое взялся мастер, стало завершение последнего документального фильма Михаила Ромма, который гений кино не успел доснять при жизни. Марлен Хуциев, Герман Лавров и Элем Климов дополнили начатую ленту “Мир сегодня”, и в 1974 году вышла документальная хроника ХХ века под названием “И все-таки я верю…”.

Постановщик замолчал на несколько лет, а говорить его заставила пережитая трагедия. В 1980 году снята документальная короткометражка “Лариса”, посвященная горячо любимой жене режиссера, безвременно ушедшей из жизни в 1979-м.

Алексей Петренко в роли Григория Распутина (кадр из фильма "Агония")Алексей Петренко в роли Григория Распутина (кадр из фильма “Агония”)

Год спустя Климов выпустил первую пронзительную драму в своей фильмографии – ленту “Агония”, рассказывающую про жизнь и смерть Григория Распутина. Стремясь достичь эффекта подлинности, автор вставлял в кино кадры черно-белой кинохроники. В прокат фильм вышел с уже привычным для режиссера запозданием.

В том же году Элем Германович заканчивает драму “Прощание” – экранизацию повести Валентина Распутина о последних днях сибирской деревни. Работу над картиной незадолго до смерти начала жена мастера, и снятый материал Климов посвятил ее памяти.

Читайте также:  Эдуард изместьев биография личная жизнь

Последней работой и вершиной творчества стала военная лента по сценарию Алеся Адамовича “Иди и смотри” (1985). Те, кто смотрел фильм, признавали, что после него уже невозможно что-то снимать о той страшной войне. Алексей Кравченко, сыгравший главную роль, на глазах зрителя из мальчика за пару экранных дней стал седым стариком с глубокими морщинами. Картина получает признание на различных смотрах, среди которых кинофестивали в Москве, Каннах и Венеции.

Алексей Кравченко (кадр из фильма "Иди и смотри")Алексей Кравченко (кадр из фильма “Иди и смотри”)

С 1986 года Климов – первый секретарь Союза кинематографистов СССР. Назначение вызвало значительную перестройку во всем курсе советского кино. Мэтр борется с развлекательной тенденцией в современной киноиндустрии и настаивает, чтобы в съемочный процесс запускались “проблемные” фильмы. Историки говорят, что после этого на экраны вышла плеяда картин, отдающих “чернухой”: в них открыто говорилось о насилии, преступности и проституции, которых до этого на советском экране словно не существовало вовсе.

Личная жизнь

Музой и единственной любовью жизни для Климова стала режиссер Лариса Шепитько. Девушка была не просто красавицей, но и мастером с глубоким дарованием, что делало ее в глазах влюбленного мужчины совершенством. Лариса не сразу обратила внимание на Элема, но тот оказал ей помощь во время болезни. Мужчина не жалел времени на монтаж отснятого девушкой материала для дипломной работы, и в итоге они сблизились.

Повстречавшись 2 года, влюбленные поженились в 1965-м, а спустя 7 лет у них родился сын Антон. Пара производила эффект: оба красивые, деятельные, вдохновенные и творчески независимые. При этом дополняли друг друга, становясь единым целым. Лариса с каждым годом все больше расцветала, снимая серьезное авторское кино и становясь режиссером с именем. На фото Шепитько неизменно выглядит красавицей со жгучим взглядом.

Документальный фильм “Лариса Шепитько и Элем Климов. Больше, чем любовь”

2 июля 1979 года произошла трагедия: отправляясь на съемки фильма “Прощание с Матерой”, женщина попала в автомобильную катастрофу и погибла на месте аварии. Смерть жены Климов увидел в тот момент во сне и проснулся в состоянии леденящего ужаса. Мужчина не успел попрощаться с любимой. Отношениям двух режиссеров посвящена документальная лента “Больше, чем любовь” из цикла телеканала “Культура”.

Оставшись с малолетним сыном на руках, Климов больше не пытался устроить личную жизнь. Элем Германович говорил, что утрату Ларисы не способна восполнить ни одна женщина, любые отношения стали бы компромиссом.

Смерть

Элем Климов прожил 70 лет, последние 18 лет жизни не снимал кино. Мужчина вел затворнический образ жизни и писал много стихов.

Режиссер Элем Климов

За месяц до смерти режиссер перенес инсульт и оставшиеся недели пролежал в Московской ЦКБ в состоянии комы. 26 октября 2003 года мастера не стало. Причиной смерти названа гипоксия мозга.

Жена Элема Германовича Лариса Шепитько похоронена на Кунцевском кладбище. Так вышло, что муж покоится вдали от нее: могила Климова расположена на Троекуровском кладбище Москвы, неподалеку от родителей.

Фильмография

  • 1959 — «Осторожно: пошлость»
  • 1960 — «Жиних»
  • 1962 — «Смотрите, небо!»
  • 1964 — «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»
  • 1965 — «Похождения зубного врача»
  • 1970 — «Спорт, спорт, спорт»
  • 1980 — «Лариса»
  • 1981 — «Агония»
  • 1981 — «Прощание»
  • 1985 — «Иди и смотри»

Источник

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Климов.

Эле́м Ге́рманович Кли́мов (9 июля 1933, Сталинград — 26 октября 2003, Москва) — советский кинорежиссёр и сценарист. Первый секретарь правления СК СССР (1986—1988). Народный артист Российской Федерации (1997)

Биография[править | править код]

Элем Климов родился 9 июля 1933 года в Сталинграде (ныне Волгоград) в семье Германа Степановича и Калерии Георгиевны Климовых. Хотя имя Элем традиционно расшифровывается как аббревиатура «Энгельс, Ленин, Маркс», младший брат Климова, Герман Германович, позже утверждал, что родители назвали сына в честь Элама Харниша, главного героя книги «Время-не-ждёт» Джека Лондона[4].

В 1941 году должен был пойти в школу, но её закрыли. Когда немцы начали бомбить Сталинград, мать с двумя сыновьями и бабушкой отправили в эвакуацию на Урал, под Свердловск[5].

В 1957 году окончил Московский авиационный институт, работал инженером-конструктором на одном из московских заводов, а также сотрудничал с молодёжными редакциями Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Член КПСС с 1962 года.

Читайте также:  Семен багдасаров биография личная жизнь

В 1964 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Ефима Дзигана). Его дипломной работой стала полнометражная сатирическая кинокомедия «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», имевшая большой успех.

В 1965 году женился на Ларисе Шепитько.

Следующий фильм режиссёра «Похождения зубного врача», снятый в 1965 году, вышел на экраны лишь в 1967 году тиражом 25 копий[6]. Таким образом, его практически никто не видел[7]. Повторный выпуск фильма состоялся 20 лет спустя.

В 1974 году (совместно с Германом Лавровым и Марленом Хуциевым) Климов завершил неоконченный фильм своего учителя Михаила Ромма «И всё-таки я верю…».

В 1975 году Климов закончил съёмки фильма «Агония», посвящённого Григорию Распутину, однако на отечественный экран он был выпущен только спустя десять лет. Позднее Климов говорил, что и сам не был доволен этой картиной[8].

В 1979 году Лариса Шепитько приступила к съёмкам фильма по повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой», однако вскоре трагически погибла в автокатастрофе. В итоге фильм под названием «Прощание» снял сам Климов, посвятив его памяти жены[4].

Его последним фильмом стала военная драма «Иди и смотри» (1985), отмеченная главным призом на XIV Московском международном кинофестивале.

Во главе СК СССР[править | править код]

В 1986 году был избран первым секретарём правления Союза кинематографистов на скандальном V съезде кинематографистов СССР, когда ряд ведущих режиссёров страны были отлучены от руководства СК. По воспоминаниям Армена Медведева, ещё до съезда Климов был приглашён в ЦК КПСС на встречу с Александром Яковлевым, который и предложил его кандидатуру на этот пост. Сам Климов на съезде не выступал, однако уже на следующий день представил план действий[9]:

На первый пленум обновлённого Союза, на встречу с Элемом мы шли в благодушном настроении… Но свершилось неожиданное. Элем после первых проникновенных, трогательных фраз о бессонной ночи, о долгих раздумьях, как жить Союзу, рассказал о том, что надумал. И последовала не просто жёсткая, но жесточайшая, уничтожающая критика государственно-партийной монополии в кинематографе. Он даже не столько говорил о прошлом Союзе, сколько обозначил следующий рубеж атаки — Госкино СССР и вся его система.

Вскоре состоялась беседа членов правления Союза кинематографистов с председателем Госкино Филиппом Ермашом, после чего тот покинул свой пост[10][11].

Под руководством Климова началась перестройка кинопроизводства. Был взят курс на «проблемное» кино взамен развлекательного, объявлено о самостоятельности режиссёров и запрете государственной цензуры[9]. Климов также предложил новую модель оплаты труда, где доходы студий зависели в первую очередь от идейно-художественных достоинств фильма (которые определял СК), и лишь потом — от количество посмотревших его зрителей[11]. Он призывал к «коренной ломке» индустрии, её омоложению, к переходу на хозрасчёт и самоокупаемость[11][12].

Дальнейший период связывают с расцветом авторского кино и т. н. «чернухи»: уже в 1988 году на экраны страны вышел целый ряд лент на темы проституции, наркомании, организованной преступности, бытового насилия («Маленькая Вера», «Меня зовут Арлекино» «Воры в законе», «Игла» и другие). Позднее Климова обвиняли в разрушении советского кинопроката, однако сам он считал, что нормально провести реформу помешал председатель Совета министров Николай Рыжков, вычеркнув «прокатный» абзац из постановления о кино, подготовленного Союзом кинематографистов[13].

При Климове также началась реабилитация т. н. полочных фильмов, которые по тем или иным причинам не шли в прокате[10]. Многие из этих картин при этом так и не добрались до большого экрана из-за низкого качества и нерентабельности[11]. Кроме того, в производство были запущены некоторые забракованные ранее сценарии, включая «Холодное лето пятьдесят третьего…»[9].

Одновременно из кино на долгие годы исчезли Сергей и Наталья Бондарчук, Лев Кулиджанов и другие громкие имена, хотя, по словам Климова, «когда мы избирали потом руководителей студий на „Мосфильме“, то проголосовали и за Бондарчука, и за Наумова. Они работали»[13]. На отдельном заседании был подвергнут обструкции фильм «Лермонтов» Николая Бурляева, который члены обновлённого СК пытались не допустить до проката[14].

В 1988 году Климов покинул пост, передав руководство Андрею Смирнову. Своё решение он обосновал желанием вернуться в режиссуру[13].

Последние годы[править | править код]

В конце 1980-х годов намеревался экранизировать роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», для которого совместно с братом Германом написал сценарий, однако этот замысел так и остался невоплощённым. Не были сняты и «Бесы» по роману Достоевского — «по экономическим мотивам»[9].

В начале 1990-х годов на встрече кинематографистов с представителями делового мира кто-то заметил, что Элем Климов всю жизнь желал экранизировать «Мастера и Маргариту», но не мог этого сделать: сначала по идеологическим, а после по финансовым причинам. Известный миллионер громко произнёс: «Я дам денег Климову!». Зал завистливо охнул, и в наступившей тишине раздался голос режиссёра: «Хотелось бы ещё знать, откуда эти деньги!»[15].

Читайте также:  Дмитрий быковский биография личная жизнь

Семейное захоронение Климовых

Скончался на 71-м году жизни 26 октября 2003 года от гипоксии мозга[16]. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище (уч. 1) рядом с родителями[17].

Семья[править | править код]

  • Отец — Герман Степанович Климов (1912—1986), сотрудник Комитета партийного контроля при ЦК КПСС. После 1956 года занимался реабилитацией «врагов народа». Практически в одиночку собрал 70 томов дел невинно пострадавших.
  • Мать — Калерия Георгиевна Климова (1910—2004), преподаватель физкультуры.
  • Брат — Герман Германович Климов (род. 09.05.1941), сценарист, мастер спорта международного класса по лёгкой атлетике (с 1959 по 1970 входил в сборную СССР), призёр чемпионата СССР и ряда международных соревнований по десятиборью и прыжкам в длину[18].
  • Жена — Лариса Ефимовна Шепитько (06.01.1938 — 02.07.1979), советский кинорежиссёр, погибла в автокатастрофе.
  • Сын — Антон Элемович Климов (род. 21.07.1973) — PR-директор

Награды[править | править код]

  • Золотая медаль, Премия за режиссуру, Диплом СК СССР на ВКФ спортивных фильмов (за фильм «Спорт, спорт, спорт», 1970).
  • Почётное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (31 декабря 1976 года) — за заслуги в области советского киноискусства[19]
  • Почётное звание «Народный артист Российской Федерации» (22 января 1997 года) — за большие заслуги в области искусства[20]
  • Приз FIPRESCI МКФ в Венеции (за фильм «Агония», 1982).
  • Золотой приз МКФ в Москве (за фильм «Иди и смотри», 1985).
  • Лауреат ВКФ в номинации «Главный специальный приз кинофестиваля» (1986).
  • Почётный член Британского киноинститута (с 1987 года).

Режиссёрские работы[править | править код]

  • 1959 — Осторожно: пошлость
  • 1960 — Жиних
  • 1962 — Смотрите, небо!
  • 1964 — Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён
  • 1965 — Похождения зубного врача
  • 1968 — «Отцы-одиночки» (сюжет для к/журнала «Фитиль»)
  • 1970 — Спорт, спорт, спорт
  • 1972 — «Вечер воспоминаний» (для к/журнала «Фитиль»)
  • 1974 — И всё-таки я верю… (совместно с другими режиссёрами закончил фильм М. И. Ромма)
  • 1980 — Лариса
  • 1981 — Агония
  • 1981 — Прощание
  • 1985 — Иди и смотри

Сценарные работы[править | править код]

  • 1980 — Лариса
  • 1985 — Иди и смотри (совместно с А. Адамовичем)

Актёрские работы[править | править код]

  • 1959 — Ребята с нашего двора — Фёдор
  • 1987 — Репетитор — камео
  • 2001 — Чтобы помнили — текст за кадром (в серии ”Глава 74. Анатолий Ромашин”)

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  2. 1 2 Munzinger Archiv (нем.) — 1913.
  3. ↑ Энциклопедия Брокгауз (нем.)
  4. 1 2 Зачем пережила тебя любовь моя. Первый канал (2007).
  5. Марина Мурзина. Чтобы помнили. Почему «Иди и смотри» стал самым сильным фильмом Климова. Аргументы и факты № 41 (7 октября 2015).
  6. ↑ Фомин В. Кино и власть. М., 1996, с. 178.
  7. ↑ Фомин В. Кино и власть. М., 1996, с. 178.
  8. RUSCICO. Интервью с Элемом Климовым. DVD «Иди и смотри» (2001).
  9. 1 2 3 4 Армен Медведев. Только о кино. Искусство кино (ноябрь 1999).
  10. 1 2 80-е: Гибель империи Филиппа Ермаша. канал «Культура».
  11. 1 2 3 4 Раззаков Ф. И. Индустрия предательства, или Кино, взорвавшее СССР. — М.: Алгоритм, 2013. — С. 94, 117, 135, 159. — 416 с. — ISBN 978-5-4438-0307-4.
  12. ↑ Новейшая история отечественного кино: 1986-2000. Том IV / сост. Л. Ю. Аркус. — СПб.: Сеанс, 2002. — С. 145. — 760 с. — ISBN 5-901586-04-2.
  13. 1 2 3 Дмитрий Савельев. Интервью с Элемом Климовым ЭЛЕМ КЛИМОВ: Мастер и невеста человечества. Чайка (28 июля 2003).
  14. Николай Бурляев. Дневник режиссера. 1986, 29 мая. Русское кино. Наш современник (1999—2000).
  15. ↑ Би-би-си | Россия | «Звёзды» в стране «винтиков»: «застой»
  16. Дмитрий Мельман. Элем Климов умер от гипоксии мозга. Московский комсомолец (28 октября 2003).
  17. ↑ Климов Элем Германович (1933-2003). Могилы знаменитостей.
  18. Андрей Баташев. Герман Климов. О времени, спорте и кино…. Физкультура и спорт.
  19. ↑ Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 31 декабря 1976 года «О присвоении почётных званий РСФСР работникам кинематографии»
  20. ↑ Указ Президента Российской Федерации от 22 января 1997 года № 34 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»

Ссылки[править | править код]

  • Аркус Л; Гореликов А. Элем Климов. Киноведческая база «Чапаев». Проект «Чапаев» журнала «Сеанс». Дата обращения 2 мая 2020.
  • Элем Климов в энциклопедии «Кругосвет» (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1567 дней])
  • Видеопортрет Элема Климова на сайте www.newstube.ru (недоступная ссылка)
  • Даль Орлов «Реплика в зал. Записки действующего лица»

Источник