Эльдар шенгелая биография личная жизнь

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 июня 2020;
проверки требует 1 правка.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Шенгелая.
Эльда́р Никола́евич Шенгела́я (груз. ელდარ ნიკოლოზის ძე შენგელაია; род. 26 января 1933, Тифлис) — советский и грузинский кинорежиссёр, сценарист, педагог и политик. Народный артист СССР (1988). Лауреат Государственной премии СССР (1985) и Государственной премии Грузии имени Шота Руставели (1994).
Биография[править | править код]
Родился 26 января 1933 года в Тифлисе (ныне Тбилиси).
В 1958 году окончил peжиccёpcкий факультет ВГИКа, мастерскую Сергея Юткевича[2]. Его однокурсниками были Александр Курочкин, Эдуард Абалян и Алексей Сахаров.
В 1958—1960 годах работал режиссёром киностудии «Мосфильм», с 1960 года — режиссёр киностудии «Грузия-фильм».
В 1968 году снял трагикомедию «Необыкновенная выставка» по дипломному сценарию Резо Габриадзе; по мнению авторов авторов издания «Кино. Энциклопедический словарь», начиная с этой картины, «исходной точкой эмоциональной оценки интересующих режиссёра явлений и характеров становится юмор, активной формой выступает смех критикующий, но дружелюбный»[2].
В 1983 году поставил комедийный фильм «Голубые горы, или Неправдоподобная история», выход которого совпал с началом «перестроечных» веяний. Фильм имел благоприятную прессу, получил приз Всесоюзного кинофестиваля в 1984 году, а в 1985 году — Государственную премию СССР.
В 1975—1980 годах вёл режиссёрскую мастерскую в Тбилисском театральном институте им. Ш. Руставели.
С 1976 года — 1-й секретарь правления Союза кинематографистов Грузии и секретарь правления Союза кинематографистов СССР.
В 1985 году входил в состав жюри XIV Московского международного кинофестиваля.
В 1993 году поставил комедию абсурда «Экспресс-информация» (совсметного производства Грузии и ФРГ), благожелательно оценённую в фестивальных программах («Тбилиси-93», «Сан-Рафаэль-94»), но практически не имевшую проката.
Политическая деятельность[править | править код]
Член КПСС с 1965 года[2]. Вёл активную политическую деятельность: с 1981 по 1990 год — депутат Верховного Совета Грузинской ССР, один из создателей политической оппозиционной организации в Грузии «Народный фронт» (1989), в 1989—1991 годах — народный депутат СССР. С 1990 года — член оппозиционной фракции «Демократический центр».
В 1992, 1995, 1999 и 2004 годах избирался в Парламент Грузии, был председателем парламентской Комиссии по культуре, заместителем председателя парламента.
В 1993 году принимал участие в создании политической организации «Союз граждан Грузии».
Семья[править | править код]
- Отец — Николай Шенгелая (1903—1943), кинорежиссёр. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935)
- Мать — Нато Вачнадзе (1904—1953), актриса. Народная артистка Грузинской ССР (1941)
- Брат — Георгий Шенгелая (1937—2020), кинорежиссёр
- Жена — Ариадна Шенгелая (р. 1937) актриса. Народная артистка России (2000). Ныне в разводе
- Дочь — Нато Шенгелая (р. 1958), актриса
- Дочь — Катья (Екатерина) Шенгелая (р. 1967)
Фильмография[править | править код]
Режиссёр[править | править код]
- 1957 — «Легенда о ледяном сердце» (совм. с А. Сахаровым)
- 1959 — «Снежная сказка» (совм. с А. Сахаровым)
- 1963 — «Белый караван» (совм. с Т. Мелиава)
- 1965 — «Микела» (новелла в киноальманахе «Страницы прошлого»)
- 1968 — «Необыкновенная выставка»
- 1973 — «Чудаки»
- 1977 — «Мачеха Саманишвили»
- 1983 — «Голубые горы, или Неправдоподобная история»
- 1993 — «Экспресс-информация»
- 1996 — «Dog Rose» («Шиповник»)
- 2015 — «Кавказское трио» (совм. с Ф. Ибрагимбековым)
- 2016 — «Кресло»
Сценарист[править | править код]
- 1965 — «Микела» (новелла в киноальманахе «Страницы прошлого»)
- 1974 — «Чудаки» (совм. с Р. Габриадзе)
- 1993 — «Экспресс-информация» (совм. с Р. Чейшвили)
- 1996 — «Dog Rose» («Шиповник»)
- 2016 — «Кресло» (совм. с Г. Цхведиани)
Участие в фильмах[править | править код]
- 2007 — «Михаил Ершов. Навсегда в памяти» (документальный)
Награды и звания[править | править код]
- Народный артист Грузинской ССР (1979)
- Народный артист СССР (1988)
- Государственная премия СССР (1985)
- Государственная премия Грузии им. Ш. Руставели (1994, фильм «Экспресс-информация»)
- Премия Ленинского комсомола Грузинской ССР (1965, фильм «Белый караван»)
- Орден Трудового Красного Знамени (1976)
- Орден Победы имени Святого Георгия (2009)[3]
- ВКФ (Специальный приз «За поэтическое повествование о человеке труда», фильм «Белый караван», Ленинград, 1964)
- КФ республик Закавказья и Украины в Киеве (Приз «За лучшую режиссёрскую работу», фильм «Необыкновенная выставка», 1969)
- ВКФ (Главный приз, фильм «Мачеха Саманишвили», Ереван, 1978)
- МКФ в Каире (Специальный приз жюри за режиссуру, фильм «Мачеха Саманишвили», 1978)
- ВКФ (Главный приз, Диплом, фильм «Голубые горы, или Неправдоподобная история», Киев, 1984)
- МКФ «Золотой орёл» в Тбилиси (Специальный приз жюри, фильм «Экспресс-информация», 1993)
- КФ русского кино в Сан-Рафаэле (Специальный приз жюри, фильм «Экспресс-информация», Франция, 1994)
- IX МКФ «Золотой абрикос» в Ереване («Таллер Параджанова» — премия имени С. Параджанова за достижения в кинематографе, 2012)[4]
- Золотая медаль Министерства культуры Республики Армения (2012)[5]
- Премия «Ника» за лучший фильм стран СНГ и Балтии (фильм «Кресло», 2018)
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Эльдар Николаевич Шенгелая
Справки
16:23 25.01.2016(обновлено 09:13 26.01.2016)
Получить короткую ссылку
203511
Эльдар Николаевич Шенгелая – грузинский кинорежиссер, сценарист, педагог, Народный артист СССР (1988).
Сын известной грузинской актрисы Нато Вачнадзе и кинорежисера Николоза Шенгелая Эльдар Шенгелая родился в Тбилиси 26 января 1933 года.
В 1958 году окончил peжиccеpcкий факультет ВГИКа (мастерская Сергея Юткевича). Учился вместе с Александром Курочкиным, Эдуардом Абаляном и Алексеем Сахаровым.
В 1958-1960 годы работал режиссером на киностудии “Мосфильм”, а с 1960 года — на киностудии “Грузия-фильм”.
Творческую деятельность Шенгелая начал постановками в жанре фильма-сказки — “Легенда о ледяном сердце” и “Снежная сказка” (обе картины совместно с А.Н.Сахаровым). В 1963 поставил фильм-поэтическое повествование “Белый караван”, об истории жизни современной грузинской деревни.
Первую известность Э.Шенгелая получит после фильма “Необыкновенная выставка” в 1969 году. Это ироническая трагикомедия о провинциальном скульпторе, растратившим свой незаурядный талант на изготовление могильных памятников. Однако явные социально-политические аллюзии фильма вызывают серьезное неодобрение руководства союзной кинематографии.
Репутацию самобытного и тонкого комедиографа Шенгелая подтвердил эксцентрической притчей-комедией “Чудаки” и лирической комедией о нравах дореволюционной Грузии “Мачеха Саманишвили” (приз Международного кинофестиваля в Каире, 1978).
В 1984 Шенгелая решил вернуться к постановке комедийного фильма на современную тему. Выход комедии “Голубые горы, или Неправдоподобная история” совпал с началом “перестроечных” веяний, которые в грузинском кино проявились особенно рано. Реакция на трагикомическую историю о писателе, чьи рукописи годами хранятся в издательстве и даже бесследно пропадают, была принципиально иной, чем в случае с “Необыкновенной выставкой”. Картина имела позитивные оценки среди кинокритиков и прессы. В 1984 году комедия получила приз Всесоюзного кинофестиваля, а в 1985 — Государственную премию СССР.
После этой картины Эльдар Шенгелая окончательно утвердился в репутации одного из крупнейших режиссеров-комедиографов советского послевоенного кино.
В 1993 году грузинский режиссер ставит комедию абсурда “Экспресс-информация” (производство Грузии и ФРГ), также благожелательно оценённую в фестивальных программах (“Тбилиси-93”, “Сан-Рафаэль-94”), но практически не имевшую проката.
В 1975-1980 годах Эльдар Шенгелая вёл режиссёрскую мастерскую в Тбилисском театральном институте им. Ш. Руставели. В 1976-1991 годы был первым секретарем Союза кинематографистов Грузии.
В 1985 году входил в состав жюри XIV Московского международного кинофестиваля.
Эльдар Шенгелая вел активную политическую деятельность. Был депутатом Верховного совета Грузинской ССР двух созывов (1980-85; 1986-90 годы), депутатом Съезда народных депутатов СССР (1989-90 годы), депутатом Верховного совета первой республики Грузии (1991 год).
Шенгелая был членом Государственного совета (1992 год), а также четырежды депутатом парламента Грузии (1992-95; 1995-99; 1999-2003; 2004-2008). В разные годы был председателем парламентской Комиссии по культуре. В 1995 году стал заместителем председателя парламента.
Эльдар Шенгелая был одним из создателей политической оппозиционной организации в Грузии “Народный фронт” (1989) и политической организации “Союз граждан Грузии” (1993).
В 1979 году стал Народным артистом Грузии, а в 1988 — Народным артистом СССР.
Среди наград и званий Эльдара Шенгелая — приз “За лучшую режиссёрскую работу” на КФ республик Закавказья и Украины в Киеве (фильм “Необыкновенная выставка”, 1969), специальный приз жюри за режиссуру на МКФ в Каире (фильм “Мачеха Саманишвили”, 1978), премия имени Параджанова за достижения в кинематографе (IX МКФ “Золотой абрикос”, Ереван, 2012), Орден Победы имени Святого Георгия (2009), Государственная премия Грузии им. Шота Руставели (1994, фильм “Экспресс-информация”) и др.
Эльдар Шенгелая был женат на знаменитой грузинской актрисе театра и кино Ариадне Шенгелая (Шпринк). После 22 лет совместной жизни они разошлись. У пары две дочери: актриса Нато (род. 1958) и Екатерина Шенгелая (р. 1967).
Второй супругой Эльдара Шенгелая является искусствовед и киновед Нелли Шенгелая. Брат Эльдара Шенгелая Георгий Шенгелая (р. 1937) также кинорежиссер.
Роскошная актриса, обладающая восточной красотой и природной грацией восхищала умы мужчин, режиссеры преклонялись перед ней, она играла лучших аристократок и наверно трудно было бы найти в нашем кинематографе еще одну такую Герцогиню…
Ариадна Шенгелая
Отец Ариадны Всеволод Эдуардович Шпринк потомок старинного немецкого рода. Еще при Петре I предки его приехали в Россию и освоились на этих землях. Всеволод Эдуардович был известным экономистом, он пытался уехать в столицу и там работать, но власти были категорически против. В 1937 году его арестовали, за самовольное проникновение в Москву и отправили в Магадан на долгие 26 лет. Мама Ариадны все же смогла приехать в столицу вместе с дочерью.
Первый раз красавица Ариадна Шпринк вышла замуж на втором курсе ВГИКа за Эльдара Шенгелая. Молодой человек учился на режиссерском факультете, его родители были знаменитыми грузинскими кинематографистами. В институте все завидовали Эльдару, девушку считали самой красивой и одаренной студенткой.
Эльдар Шенгелая
Вскоре супруги уезжают в Тбилиси, в 1958 году у них родилась дочь Нато. Ариадна пожив с мужем понимает, какой у него темпераментный и взрывной характер, в доме царит патриархат, актриса во всем подчиняется супругу. Единственной отдушиной Ариадне служит русский драматический театр имени Грибоедова.
Свою первую престижную награду актриса получает за роль Татьяны Лариной в фильме-опере «Евгений Онегин», она становиться лауреатом II Всесоюзного кинофестиваля.
Ариадна Шенгелая
В 60-е годы режиссеры предлагали актрисе одну роль за другой, с ее участием выходят замечательные картины грузинской киностудии «Суд сумасшедших», «Увольнение на берег», «Белый караван», «Гранатовый браслет».
Ариадна Шенгелая
Пресса восторгается игрой молодой, талантливой актрисы, а поклонники ее боготворят за аристократическую красоту.
На экраны в 1966 году выходит фильм-драма «Выстрел», Ариадна блестяще сыграла графиню, она настолько тонко передала характер своей героини, что вскоре актрису будут называть не иначе как Графиней советского кинематографа.
В 1967 году у супругов родилась вторая дочь Катюша, как только дочка подросла, Ариадна снова начинает много сниматься, выходят картины «Не горюй!», «Угол падения», «Гойя или Тяжкий путь познания», «Таланты и поклонники».
Ариадна Шенгелая
Но если в творческой жизни у актрисы все было благополучно, то в семье назревала давно буря. Супруги вместе прожили 22 года, и наверно у Ариадны просто не хватило терпение выносить тяжелый характер мужа. По обоюдному согласию они решили расстаться.
Эльдар долго не оставался в холостяках. Он женился на Нелли Новлинидзе, которая работала искусствоведом. У супругов родилась дочь Елена. Судьба у дочери была трагическая, она погибла в автокатастрофе.
кадр из фильма “Евгений Онегин”
Ариадна Всеволодовна всегда считалась скрытной женщиной и в свою личную жизнь никому не позволяла вмешиваться. О ее втором муже известно немного. Игорь Копченко был актером, но в кинематографе слыл мастером дубляжа. По своей натуре очень добрый и порядочный человек, прекрасно относился к Ариадне и ее дочерям.
О том, как Ариадна познакомилась со своим вторым мужем она никому не рассказывала, даже своим дочерям, предположительно известно, что могли встретиться и познакомиться в Тбилисском театре. Их семейную жизнь можно назвать счастливой, но очень короткой.
В 2003 году Игорь Петрович скончался от сердечного приступа. Через два месяца ему бы исполнилось 57 лет.
Ариадна Шенгелая, 81 год
После смерти Игоря, Ариадна перестала сниматься. Всю себя посвятила детям и внукам. А потом и правнукам.
В 2002 году актрисе предложили сняться в ленте «Бабий Яр» и она дала свое согласие, но потом передумала. Больше актриса не принимала приглашения на съемки, отказывалась от любых контактов с прессой, общается только со своими близкими.
Понравилась статья? Что бы не пропустить следующую, подпишись на канал или на страницу своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники. Мы будем встречаться чаще 🙂
В детстве, когда я перебирала открытки с актёрами советского кино, мой взгляд надолго задерживался на открытке с её изображением. Ариадна Шенгелая: меня буквально завораживало и её экзотическое имя, и утончённая красота её лица.
Ариадна Шенгелая. Фото: pinterest
Девичья фамилия Ариадны Шенгелая — Шпринк. Говорят, по отцовской линии она происходит из старинного немецкого рода, осевшего в России ещё в XVI-XVII веках.
Дебютом в кино для актрисы стала роль в фильме “Екатерина Воронина”. Но впервые зрители заметили Ариадну и полюбили её, увидев в 1958 году фильме “Евгений Онегин”. Шенгелая сыграла Татьяну Ларину, а Светлана Немоляева — Ольгу.
Эту роль можно считать точкой отсчёта актёрского успеха Шенгелая. В 1964 году она сыграла главную роль в “Гранатовом браслете” и более чем органично смотрелась в ролях женщин прошлого века. Зрители восхищались её красотой и талантом. Но к тому моменту сердце очаровательной актрисы давно было занято.
Ариадна Шенгелая покоряла красотой. Фото: pinterest
Ещё в студенческие годы Ариадна вышла замуж за режиссёра Эльдара Шенгелая. Многие на курсе ему завидовали. Ещё бы: Ариадна была завидной невестой. Девушка была превосходно воспитана, красива, умна. Она взяла фамилию мужа и полностью окунулась в патриархальную жизнь Грузии: после окончания учёбы Ариадна и Эльдар уехали в Тбилиси. С 60-го года Шенгелая была актрисой киностудии “Грузия-фильм”.
Эльдар и Ариадна казались красивой и гармоничной парой. Они были молоды, привлекательны, заняты в одной профессии. И, хотя брак продлился больше 20 лет, лёгким и безусловно счастливым его назвать нельзя.
Эльдар и Ариадна Шенгелая. Фото: pinterest
К концу 60-х у пары было уже двое дочерей. В 1958 году родилась Нато, в 1967 — Катя. Справляться с бурным нравом и темпераментом мужа Ариадне становилось всё труднее. Долгое время она терпела и сохраняла семью: всё ради детей.
Подавая на развод, Шенгелая думала о своих дочерях. Но в итоге приняла единственно правильное решение. После расставания с Эльдаром актриса вернулась в Москву и жила на два города: часто летала в Тбилиси. В столице России Ариадна вышла замуж за актёра Игоря Копченко. С ним актриса познакомилась ещё в Грузии.
В Москве Шенгелая работала на киностудии Горького и активно снималась. Но главных ролей актрисе уже не предлагали.
А. Шенгелая. Фото: pinterest
В 90-е ролей стало ещё меньше: в то непростое десятилетие Шенгелая сыграла всего в 5 картинах. В последний раз она появилась на экране в 2002 году в фильме “Бабий Яр”. И с тех пор об Ариадне ничего не слышали даже самые преданные поклонники.
Актриса всегда вела закрытый образ жизни. Вот и в 2003 году мало кто знал, что она потеряла второго мужа. Шенгелая долго переживала, но потом актриса нашла отдушину в семье: она вернулась в Тбилиси и погрузилась в домашние заботы.
А. Шенгелая сейчас. Фото: pinterest
13 января 2020 года Ариадне Шенгелая исполняется 83 года. Она живёт в Тбилиси в окружении большой семьи. Сейчас актриса не изменяет своей философии: она не даёт интервью и много лет отказывается от любых предложений режиссёров, не выходит на театральные подмостки.
Актриса занималась преподаванием сценической речи. Но затем совсем ушла из публичной профессии. Сейчас её любимая роль — роль бабушки. Дочери Шенгелая иногда бывают в Москве и останавливаются в квартире матери.
Ариадна Шенгелая тогда и сейчас. Фото: pinterest
Даже в почтенном возрасте Ариадна Шенгелая — воплощение интеллигентности и красоты. А какие фильмы с этой актрисой запомнились вам больше всего?
Киноленты Народного артиста Грузии и СССР Эльдара Шенгелая хорошо известны как на родине, так и за рубежом. “Необыкновенная выставка”, “Мачеха Саманишвили”, “Голубые горы”… Это фильмы, где все роли, будь то главная или эпизодическая, – запоминающиеся, а многие фразы героев стали крылатыми и неотъемлемой частью грузинской разговорной речи.
В конце января, в день рождения именитого режиссера, открылась его “звезда”. Сам же Эльдар Николаевич признается, что уже около десяти лет от нее отказывался: “Есть “звезда” моей матери – единственной из ушедших именитых деятелей искусства. Считаю, что перед Театром Руставели должны быть “звезды” Акакия Хорава, Акакия Васадзе… Перед Театром Марджанишвили – “звезды” Верико Анджапаридзе, Георгия Шавгулидзе, Васо Годзиашвили, Сесилии Такаишвили… За рубежом тоже есть такая практика – к примеру, в Вене. Словом, меня очень волнует этот вопрос, и я думаю, что общество само должно проявлять в этом плане большую активность!”
©
photo: Sputnik / Рухкян
– О творческой династии Вашей семьи мы, вроде бы, все знаем – и о Вашем отце, Николае Шенгелая, и о матери – известной актрисе Нате Вачнадзе, Ваш брат Георгий — тоже режиссер…
— Георгий, который на 4 года младше меня, сначала же решил стать режиссером, а я хотел быть лесничим. Ездил в Бакуриани, много “общался” с лесом. Окончил школу и поступил на гидротехнический факультет, где проучился полгода и понял, что это дело – не мое. Тянуло в режиссуру… Мама была этим очень огорчена. Потому что в тот период фильмы почти не снимали, и она беспокоилась, что я могу остаться безработным. Был 1950 год, и мне — 19…
– То, что Вы были сыном известных в творческих кругах людей, Вам помогало или мешало?
— Знаете, это – большая ответственность. Я всегда думаю о том, чтобы не опозорить имена отца и матери. У меня ритуал: перед началом съемок очередного фильма я хожу на могилу родителей, чтобы как бы получить от них благословение. А потом уже приступаю к работе…
©
Sputnik / Alexander Imedashvili
– На днях я (в который раз!) с удовольствием посмотрела Вашу “Необыкновенную выставку”. Тонкий юмор и в то же время критика – такая редкость!
— Это не только я, но вместе со мной и мои коллеги выбрали такую форму — иносказательную! Говорить прямо было нельзя, да и неправильно. Иносказательность — гораздо глубже и живет несравненно дольше. Вместе с тем, у нас она включает критику не только советского строя, но и любого другого. То есть ей под силу отражать проблемы глобальные, практически общечеловеческие. Когда были закончены “Голубые горы”, меня отправили в Индию, на фестиваль в Дели. После просмотра фильма состоялась пресс-конференция, и там сказали, что этот фильм – про Индию. Оказалось, что и у них в стране те же проблемы… Немного позднее с “Голубыми горами” я побывал на Венском фестивале (“Вениале”). Так вот, меня вывели на улицу и показали большое здание, сказав, что “если туда обратиться с письмом, то на ответ и рассчитывать не стоит”. Словом, это проблема общая, она есть и будет. Да, и в сегодняшней Грузии разве нет бюрократии?
– Даже представить было трудно, что Вы пойдете в политику… Что обусловило этот шаг?
— Обусловило 9 апреля 1989 года. Я почувствовал ответственность перед людьми… Сначала о политике и не думал, только хотел добиться правды… Документальные кадры, которые мы получили от Гоги Хаиндрава, рядовых граждан, снимавших на камеру события той трагической ночи, сотрудников КГБ, чьих имен я до сих пор не знаю, монтировались у меня дома, а затем были переданы Горбачеву… Заключение комиссии, возглавляемой Собчаком, стало своего рода нашей победой…
В тот период я был очень активен, и поэтому сами люди потребовали, чтобы я представил свою кандидатуру в Верховный Совет… Потом была тбилисская война, всеобщее разрушение… Потом я стал депутатом парламента.
– Вы сказали об ответственности. Но Ваше творчество…
— Снимать было невозможно – электричества не было! А какие съемки без него? Мой последний фильм – “Экспресс-информация” я снял с такими муками!.. Находился то в парламенте, то еще где-то… Свет то был, то его не было!.. В общем, страшно замучились!
– Какой из своих фильмов Вы бы выделили особо?
— Каждый фильм – мое дитя. “Белый караван”, который я снял вместе с Тамазом Мелиава, “Чудаки”, “Необыкновенная выставка”, “Мачеха Саманишвили”… “Голубые горы” — все мои дети…
©
photo: Sputnik /
Кадр из фильма “Белый караван” режиссеров Э.Шенгелая и Т.Мелиава
– В “Необыкновенной выставке” главный герой – творческий человек, скульптор Агули Эристави, который так и не состоялся… Думаю, сегодня в Грузии стоит та же проблема: множество творческих людей ради куска хлеба занимаются совершенно посторонним делом…
— Этим фильмом я и Резо Габриадзе хотели сказать, что наше поколение не могло полностью себя реализовать, потому что была цензура. Мне “запороли” почти десять сценариев, то есть, я мог снять десять фильмов… В таком же положении были почти все мои коллеги. Но был один момент: если сценарий утверждали, то проблема денег не стояла. Сегодня грузинское кино, мягко говоря, в неблагополучном положении, потому что у Киноцентра очень скудное финансирование.
©
photo: Sputnik / Александр Имедашвили
– Вы сказали, что форма выражения была иносказательной, но такой юмор…
— Этот юмор как раз и был прикрытием для того, чтобы цензура не поняла, что к чему!..
– Вы как-то рассказывали, что на съемках случалось необъяснимое благоприятное стечение обстоятельств… Верите в мистическую силу?
— Трудно сказать… Знаете, режиссер должен выкладываться до конца. Я не принадлежу к числу тех режиссеров, которые сидят и приказывают, кому что и как нужно делать. Во время работы помогаю всем, включая осветителей … Иногда, когда водитель бывал нетрезв, я садился за руль… Когда ты сам так работаешь, группа объединяется, и результаты бывают хорошие…
©
photo: Sputnik / РИА Новости
Кадр из фильма режиссера Эльдара Шенгелая “Мачеха Саманишвили”.
– А как Вы работали с актерами – ведь у Вас снимались и профессионалы, и непрофессионалы?
— Никакого пресса! Актер — твой партнер, его нужно любить, давать свободу. К примеру, в “Голубых горах” с Темико Чиргадзе я практически не работал, не проводил репетиции. Он был настолько талантливым, что мы лишь по разу “пробегали” эпизод и уже снимали…
– Вы говорите о “Голубых горах”… В этом фильме и в других также есть комедийные эпизоды. Как Вы над ними работали?
— Комедию следует ставить серьезно. Это зритель смеется, но ты должен играть и все делать серьезно…
– Если войти на YouTube, прочитать комментарии к Вашим фильмам, то бросается в глаза, как часто люди пишут фразами Ваших героев. И в социальной сети очень часто публикуются эпизоды…
— Я хочу на Черепашье озеро – тренироваться… Люди там меня встречают фразами: “До войны я был танкистом”, “Любовь – вертикальная” и т.д. Конечно же, меня очень радует, что эти фразы из моих фильмов так популярны в народе…
©
photo: Sputnik / Эдуард Песов
Эльдар Шенгелая и Гурам Лордкипанидзе
– У вас есть мечты?
— (Смеется) Есть одна: хочу снять фильм. У меня новый сценарий, но денег пока не дают. Надеюсь, что после “звезды” – дадут…
– Что бы Вы как режиссер и политик пожелали Грузии?
— Правительству следует обратить серьезное внимание на культуру и науку. Во времена Советского Союза Грузия в этом плане выделялась особо. Наша страна известна не нефтью, не углем, не золотом, она была прославлена своей культурой…