Эдуард успенский биография личная жизнь
Биография Эдуарда Успенского
Эдуард Успенский – советский детский писатель, автор любимых всеми с детства персонажей: одинокого крокодила Гены и его друга Чебурашки, хозяйственного Кота Матроскина, братьев-сыщиков Колобков, предприимчивого Жаб Жабыча Сковородкина и других.
На его счету десятки книг, пьес, сценариев к мультипликационным и художественным фильмам. Его творчество отмечено не только любовью зрителей, но и наградами: золотой медалью Всемирной организации интеллектуальной собственности, именной премией Корнея Чуковского, орденом четвертой степени «За заслуги перед Отечеством».
Детство, юность, семья
Эдуард, средний из троих сыновей, родился зимой 1937 года в семье Натальи и Николая Успенских из подмосковного города Егорьевска. Его старшего брата звали Игорем, младшего – Юрой. Через год после рождения Эдуарда семейство переехало в Москву. Отец занимал должность в аппарате ЦК ВКП(б), был ответственным за зерновые запасы. Мама работала на ткацкой фабрике инженером-машиностроителем.
Маленький Эдик смутно помнил счастливые довоенные годы. Самое радостное воспоминание – трехколесный велосипед на правительственной даче. С началом войны детей с матерью эвакуировали в Шадринск, город в Зауралье, а отец остался на обороне Москвы. Позже Успенский расскажет в интервью, что ходил там в детский сад на берегу реки.
Под самый конец войны у главы семейства обнаружили туберкулез. Николай Успенский прожил лишь два года после победы. Партийные льготы кончились. Мама с троими сыновьями осталась одна. И среднего, Эдика, отдала на год в интернат для слабых здоровьем детей. Сама же снова устроила свою личную жизнь, выйдя замуж за Николая Пронского, бухгалтера НКВД.
Его сын Борис, рожденный в первом браке, был ровесником Эдика. Когда мальчика забрали из интерната, он очень ревновал маму к сводному брату, частенько с ним дрался, несмотря на то, что они учились в одном классе. Успенский слыл в школе хулиганом и задирой, прогуливал уроки и устраивал драки с мальчишками практически постоянно.
Однажды подросток исследовать заброшенную церковь и сломал ногу. Чтобы не оставаться на второй год в седьмом классе, Эдуард попросил маму принести ему в больницу учебники и сам не заметил, как втянулся в учебу:
За два месяца я прочитал книги от начала до конца и понял прочитанное. С тех пор в начале каждого учебного года я сразу от начала до конца прочитывал учебники по математике и физике. В результате я начал успевать по математике, физике, химии действительно хорошо, участвовал в математических олимпиадах и стал гордостью школы.
Парень перестал хулиганничать, его даже назначили пионервожатым у третьеклассников. К порученному делу он подошел со всей ответственностью: водил подопечных в театр, катался с ними на лыжах, сочинял стихи для детских утренников. Именно тогда он впервые задумался о том, что может и умеет сочинять то, что нравится малышне.
По настоянию мамы после школы Эдуард поступил на инженерно-приборный факультет МАИ. Вместе с ним там учился Феликс Кандель, руководивший самодеятельным театром «Телевизор». Успенский с радостью стал сочинять сценки для капустников. Удачными были четверостишия, которые вскоре стали читать со сцены известные в ту пору артисты эстрады. Дуэт Левенбук-Лившиц принес первую популярность сочинениям Эдуарда.
Институт он окончил в начале шестидесятых и получил направление на московский завод, занимавшийся блоками наведения для ракет. Но по вечерам все так же писал фельетоны и юмористические тексты для эстрадных артистов. Отработав четыре года по основной специальности, Успенский поссорился с заводским руководством, пообещавшим увеличить зарплату, но увеличившим лишь круг его обязанностей, и уволился. Был 1964 год. Эдуард отправился на вольные хлеба.
Творчество 60-х – 80-х
В середине шестидесятых начинающий писатель стал героем публикации про авторов, которые пишут для детей, в журнале «Детская литература». Его назвали «появившимся словно ниоткуда, свежим и выросшим». Поскольку издание выпускалось под эгидой Союза писателей РСФСР, Успенского заметили крупные издательства.
В 1965 году была издана его первая книга стихов «Смешной слоненок». А следующая книга, «Четверо под одной обложкой» вышла через год и стала, как сейчас говорят, бестселлером. В ней, помимо творчества Эдуарда, были представлены рассказы Григория Горина, Аркадия Арканова и его студенческого друга Феликса Канделя.
Тогда же Успенский написал свое эпохальное произведение «Крокодил Гена и его друзья» с иллюстрациями. Бонзы от литературы назвали эту книжку «легкой сказочкой», не делающей начинающему писателю особой чести. Социалистические критерии не приняли «дом дружбы», который для себя строили придуманные им герои. Критики называли его «домом сводничания». А какой-то непонятный зверь, названный автором «чебурашкой» вообще попахивал космополитизмом безродным.
Через два года Эдуарда пригласил к себе режиссер Роман Качанов. Оказывается, однажды он гостевал у известного советского журналиста Алексея Аджубея и там увидел книгу про Чебурашку и Гену: режиссер и журналист обсуждали идеи для детской мультипликации, попросили сына Аджубея показать им свою любимую книжку, и мальчик сразу же принес «Крокодила Гену». После этого Качанов обратился к Успенскому с предложением вместе написать сценарий будущего мультфильма.
По книге центральным персонажем является скорее крокодил Гена: он был сначала десантником, потом трудился на шоколадной фабрике, затем служил в милиции, а потом его забрали в зоопарк, и уже там он нашел Чебурашку. В мультфильме же решили сместить акценты на это забавное существо из ящика с апельсинами.
Художник-постановщик Леонид Шварцман создал образ зверька, придумав ему большие уши, которые не присутствовали в книжном описании. Вредную мультипликационную старуху Шапокляк сам Успенский позже в интервью назвал прообразом своей первой жены, но в фильме ее роль несколько видоизменилась. В отличие от книжной героини, которую навсегда унесли воздушные шарики, мультяшная Шапокляк попыталась исправиться. Зрители были в восторге от мультфильма, и в начале семидесятых на экраны вышло продолжение приключений под названием «Чебурашка».
Успенский стал соавтором знаменитой в свое время «Радионяни». Стихи для заставки, благодаря которой к радио прилипали сотни тысяч мальчишек и девчонок по всему Советскому Союзу, тоже написал он. И даже провел первый выпуск радиопередачи. Вплоть до закрытия этой веселой образовательной программы Эдуард Николаевич был постоянным ее автором.
1972 год, когда вышла первая «Радионяня», ознаменовался для него также выпуском новой книги писателя «Вниз по волшебной реке», истории про мальчика Митю, приехавшего к бабушке в деревню. А в деревне той – и Василиса Прекрасная, и царь Макар, и другие герои русских сказок.
Еще через два года маленькие читатели наперебой спрашивали в книжных магазинах и библиотеках сказочную повесть Успенского «Дядя Федор, Пёс и Кот». Эдуард Николаевич воплотил на страницах книги идею, которую вынашивал со времен своего пионеровожатства. Первоначально у него была мысль сделать главного героя лесником, умным и взрослым, но он прислушался к совету Бориса Заходера и описал в повести приключения маленького мальчика.
Редактор «Фитиля» Анатолий Тараскин, чертами которого автор решил наделить кота, отказался давать ему свою фамилию, о чем позже рассказывал Успенский:
Я ему позвонил и сказал: «Толя, я пишу кота, он хозяйственный, умный, работящий – я пишу его с тебя. Я ему дал твою фамилию – это будет кот Тараскин». Он говорит: «Ты с ума сошел! Ты хочешь меня на всю Москву высмеять?» Пришлось поменять на Матроскин. А потом Толя мне сказал: «Какой же я был дурак, надо было фамилией поделиться».
Когда в 1976 году на экраны вышел первый мультфильм с одноименным названием, он не получил большого резонанса. Возможно, сказалась не самая приятная глазу рисовка. Но в конце семидесятых мультипликатором Владимиром Поповым были сняты сразу три анимационных ленты по мотивам книги: «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино» и «Зима в Простоквашино».
Успех был ошеломительным. Олег Табаков и Лев Дуров озвучили Матроскина и Шарика, Мария Виноградова – дядю Федора, голосом Валентины Талызиной разговаривала мама. Цитаты из мультфильмов ушли «в народ» моментально. И про то, как правильно есть бутерброд, или почему Печкин злой был, знают уже три поколения жителей стран бывшего СССР.
Трое из Простоквашино. Сцена с «неправильным бутербродом»
Творческая активность писателя распространилась в семидесятые годы на телевидение. Сценарии для «АБВГДейки», где в образовательно-развлекательном формате веселые клоуны преподносили детям основы математики, физики, химии, были уникальны. Стихи, которые писал для программы Успенский, позже были опубликованы в его очередной книге «Школа клоунов».
Эдуарда Николаевича пригласили на должность худрука творческого объединения «Экран». Он по всей стране находил талантливых режиссеров-мультипликаторов, предлагая им сотрудничество. Благодаря Успенскому из Киева в Москву переехали Игорь Ковалев и Александр Татарский, который позже создал замечательный мультфильм о пластилиновой вороне. В такой технике до него не работал никто. Восемьсот килограммов пластилина ушло на съемки этого шедевра.
«Пластилиновая ворона», 1981 год
Благодаря Татарскому были также создана мультистория «Следствие ведут Колобки» по мотивам повести Успенского «Колобок идет по следу». Мультфильм получил заслуженную награду в Варне на престижном кинофестивале.
Творчество 90-х и 2000-х
Начало девяностых принесло Успенскому работу ведущим на радиопрограмме «В нашу гавань заходили корабли». Изначально эфир задумывался как популяризация детских романтических песен. Но детская аудитория не восприняла передачу, зато люди постарше стали присылать в редакцию записи на кассетах, ноты, благодарности за каждый эфир. Стали звучать не только студенческие и бардовские песни, но и военные и даже тюремные. То есть все те композиции, которые люди пели у себя дома за столом.
Ситуация в стране менялась каждый день, писатель решил идти в ногу со временем. В 1990 году увидела свет его книга «Дядя Федор, пес и кот (диалоги по политическим вопросам)». Узнаваемых персонажей волновала военно-политическая обстановка, Печкина – пост министра КГБ. Акциями и инвестициями занялись герои издания «Бизнес Крокодила Гены», а совершенно новый персонаж Жан Жабыч Сковородкин из одноименной книги вообще собрался выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах. В «Лекциях профессора Чайникова» Успенский рассказал детям про основы радиотехники.
В двухтысячных писатель то и дело возвращался к своим героям в новых условиях. Новые истории про жителей Простоквашино выходили почти каждый год. В 2011 году свет увидели две последние книги серии: «Привидение из Простоквашино» и «Изобретения почтальона Печкина».
Также Успенский стал автором повести «Гарантийные человечки», по которой вскоре был создан мультсериал «Фиксики» – про маленьких человечков, живущих внутри техники. Этот мультфильм стал одним из самых популярных детских проектов в современной России наравне с «Машей и медведем» и «Лунтиком».
За творческие успехи как детский литератор Эдуард Николаевич был удостоен литературной премии имени Корнея Чуковского. Его произведения были переведены на несколько десятков языков мира, особой популярностью они пользовались в Финляндии и Швеции. В последней Успенского даже приняли в Союз писателей по рекомендации Туве Янссон и Астрид Линдгрен.
Свои новые произведения литератор издавал и переиздавал регулярно. В 2016 году повесть «Вниз по волшебной реке» превратилась в постановку на театральной сцене.
Следующий год был малоприятным как для Успенского, так и для киностудии «Союзмультфильм». Писатель обратился с открытым письмом к президенту Владимиру Путину с обвинениями в ее адрес. В нем сообщалось о нарушении авторских прав литератора, поскольку на студии без его согласия вышли новые серии «Простоквашино». Сын Олега Табакова Антон выложил серию, посвященную памяти отца, в интернет. Почти тридцать миллионов человек посмотрели выпуск в первый же день.
Несмотря на неудовольствие создателя персонажей и критику ностальгически настроенных зрителей, «Новое Простоквашино» увидело свет (и продолжает выходить).
Личная жизнь Эдуарда Успенского
Первую жену Римму Успенский встретил в институте. Ей удалось обратить на себя внимание одного из активных участников театра «Телевизор». Они стали встречаться, в 1963 году расписались, а через пять лет у них родилась дочь Татьяна.
Позже писатель признавался, что сам не понимает, как им удалось прожить вместе восемнадцать лет. Жена отличалась вредным характером, да и его характер был взрывным. Возможно, так они и прожили бы вместе до старости, но в свои сорок два года Эдуард Николаевич, успешный и востребованный писатель, влюбился как мальчишка.
Его избраннице Елене в момент их встречи в кафе студии «Союзмультфильм» было двадцать. Она совершенно ничего не знала о его творчестве и успехах. Юная девушка была очарована Успенским, в первую встречу подарившим ей свою книжку с автографом.
Вскоре мужчина развелся с первой женой, Елена переехала к нему, а через некоторое время писатель забрал к ним и двенадцатилетнюю Таню. Разница в возрасте между мачехой и падчерицей была небольшая, они сумели подружиться. Через некоторое время пара удочерила Светлану и Ирину, двух девочек с заболеванием почек. Болезнь через некоторое время усугубилась, приемным дочкам дали группы инвалидности.
Со второй женой писатель прожил двадцать лет, после чего заявил, что уходит к другой женщине. Елена одна продолжила заботиться о детях, двоим из которых нужно было постоянно находиться под медицинским присмотром. Тем не менее, она всегда отзывалась об Успенском как о хорошем отце. По ее словам, когда она узнала о романе мужа с его помощницей в авторской телевизионной программе «В нашу гавань заходили корабли», то не стала препятствовать разводу.
Начало новой семейной жизни с помощницей Элеонорой Филиной казалось очень счастливым. Проблемы начались, когда Успенский принялся воспитывать ее сына от предыдущих отношений. Пара ссорилась, затем мирилась, но дружеского контакта между сыном и новым мужем Филиной так и не случилось.
Зато случился развод, когда врачи обнаружили у писателя опухоль желудка. Успенский отправился на лечение в Германию. Он боролся с болезнью почти пять лет и она отступила. Сначала Элеонора отправилась с ним, но пробыв в клинике пару месяцев, вернулась в Россию. Там она узнала, что муж затеял бракоразводный процесс.
Развод был скандальным. Телеведущая, от которой Успенский решил уйти, начала публично рассказывать о его семейной тирании, пристрастиях и скверном характере. Детский писатель, проходя лечение от рака, довольно долго игнорировал ее выпады, но когда они стали особенно неприятными, заявил, что не намерен оплачивать огромные долги Филиной за свой счет.
Через некоторое время Успенский дал интервью, из которого выяснилось, что он снова женился на своей второй супруге Елене. Последние годы его жизни женщина изо всех сил ухаживала за смертельно больным мужем, которому врачи снова диагностировали рак, на этот раз простаты.
Смерть
Исцеление так и не наступило. В начале августа 2018 года в дом писателя в деревне Пучково вызвали «Скорую помощь»: Эдуард Николаевич потерял сознание. Когда врач предложил ему отправиться в клинику, Успенский отказался. Он знал, что осталось ему недолго, и не хотел последние дни провести на больничной койке.
Писатель умер 14 августа, на руках у жены. Прощание с Эдуардом Успенским прошло в Центральном доме литераторов. Похоронили его на Троекуровском кладбище. Создателю любимых детских героев было восемьдесят лет.
Скандальное наследие
Понимая, что жить ему осталось недолго, писатель составил завещание, по которому его многомиллионное (озвучивалась сумма примерно в двадцать миллионов долларов) наследство досталось жене Елене Успенской.
При жизни он оформил на родную дочь Татьяну часть дома на Клязьме, но то, что ни она, ни ее дети (внуки писателя – Екатерина и Эдуард) не были упомянуты в завещании, очень обидело женщину. Тем не менее, она не стала предъявлять претензии единственной наследнице.
Зато состояние, нажитое Успенским, выявило после его смерти новых претендентов на наследство. Так, писатель Валентин Постников, сын другого детского писателя, Юрия Постникова (Дружкова), заявил в «Прямом эфире» что на самом деле он – внебрачный сын Эдуарда Николаевича. Об этом ему сообщила мама, у которой в молодости якобы был недолгий роман с прославленным писателем.
В 2020 году вопрос со скандальным наследием возник снова. Имя писателя решили присвоить премии «Большая сказка», которую учредила Российская государственная детская библиотека. Татьяна Успенская обратилась с открытым письмом в дирекцию библиотеки, которое было опубликовано в прессе. В нем открылись шокирующие подробности о жизни в семье знаменитого писателя. Его дочь утверждала, что не только она, но и ее мама подвергались рукоприкладству и тирании отца, который, к тому же, втянул ее в секту Виктора Столбуна. Именно поэтому, считала автор послания, нельзя присваивать детской премии имя ее родителя.
Чуть позже к ее громкому заявлению присоединилась и Элеонора Филина, заявившая, что Успенский был весьма деспотичным человеком в личной жизни. В средствах массовой информации стала вестись ожесточенная дискуссия. Друзья писателя считают, что Татьяна не может простить папе отсутствие ее имени в завещании и срывает зло на покойнике.
Коллеги, в частности, Борис Грачевский, заявили, что главный критерий присвоения имени Успенского «Большой сказке» – его неоспоримый талант и литературное наследие, а никак не его семейная жизнь. Тем временем вдова, по слухам, заказала памятник на могилу мужу: мраморного Чебурашку с грустно опущенными ушами.