Яша хейфец биография личная жизнь
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 апреля 2020;
проверки требуют 4 правки.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Хейфец.
Я́ша Хе́йфец (полное имя Ио́сиф Руви́мович Хе́йфец, 20 января [2 февраля] 1901, Вильно — 16 октября 1987, Лос-Анджелес) — российско-американский скрипач. Считается одним из величайших скрипачей XX века.[2][3][4][5].
Биография[править | править код]
Родился 20 января (по старому стилю) 1901 года в Вильно (Российская империя) в семье преподавателя игры на скрипке Рувина Элиевича Хейфеца (1872—1957) и Хаи Израилевны Шарфштейн (1877—1947), уроженцев Полоцка. У Хейфеца было две сестры — Песя (впоследствии Полина, 1903—1976, пианистка, вышла замуж за музыканта и критика Сэмюэла Хоцинова) и Эльза (1905—1998, вышла замуж за драматурга Сэмюэла Натаниэля Бермана). Начал учиться игре на скрипке в трёхлетнем возрасте и вскоре прослыл вундеркиндом. Первым преподавателем был известный виленский педагог Элиас (Илья Давидович) Малкин (1866—1953). В шестилетнем возрасте впервые принял участие в публичном концерте, на котором играл концерт Феликса Мендельсона-Бартольди. В возрасте двенадцати лет Хейфец исполнял концерты П. И. Чайковского, Г. Эрнста, М. Бруха, пьесы Н. Паганини, И. С. Баха, П. Сарасате, Ф. Крейслера[6].
В 1910 году начал учиться в Санкт-Петербургской консерватории: сначала у О.А. Налбандяна, затем у Леопольда Ауэра. Начало мировой славе Хейфеца положили концерты в 1912 году в Берлине, где он выступал с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Сафонова (24 мая) и Артура Никиша (28 сентября), затем он дал концерт в Гамбурге[6]. В 1913 году во время европейских гастролей посетил Швецию и Германию, где познакомился с Фрицем Крейслером.
В 1916 году в составе класса Ауэра гастролировал в странах Скандинавии[6]. В 1917 году впервые посетил США, где 17 октября выступил в Карнеги-холле, после чего предпочёл остаться в США[7] (американское гражданство получил в 1925 году)[8].
7 ноября 1917 года впервые записал свою игру в коммерческих целях.
В 1934 году гастролировал в СССР: дал шесть концертов в Москве и Ленинграде, а также общался со студентами московской и ленинградской консерваторий на темы исполнительства и преподавания игры на скрипке. Во время Второй мировой войны часто выступал перед солдатами на фронте, чтобы поднять их боевой дух[6].
Четвёртые гастроли в Израиле[править | править код]
В 1953 году, во время четвёртых гастролей в Израиле, Хейфец включил в свою программу Скрипичную сонату Рихарда Штрауса. В то время Штраус рассматривался многими израильтянами как нацистский композитор, и его произведения были неофициально запрещены в Израиле вместе с произведениями Вагнера. Несмотря на просьбу правительства Израиля изменить программу, непокорный Хейфец заявил: «Музыка выше этих факторов… Я не изменю мою программу. Я имею право сам выбирать свой репертуар». В ходе всего тура публика встречала сонату Штрауса гробовым молчанием.
Хейфец получил несколько писем с угрозами, но по совету Бен-Гуриона проигнорировал их[9]. Однажды после концерта в Иерусалиме, возле гостиницы «Царь Давид» к нему подошёл молодой человек и попытался ударить его железным прутом. Хейфецу удалось правой рукой защитить от удара свою скрипку. Когда нападавший начал убегать, Хейфец крикнул своим спутникам, которые были вооружены, чтобы они стреляли в убегавшего, однако тот так и не был задержан. Нападение впоследствии приписали раскрытой за два месяца до этого террористической группе «Малхут Исраэль» (известной также как «црифинское подполье»)[9][10]. Угрозы продолжали приходить, но Хейфец заявил, что не прекратит исполнять Штрауса. Последний концерт был отменён, поскольку распухшая правая рука продолжала болеть. Хейфец покинул Израиль и не посещал его до 1970 года.
Международный конкурс скрипачей имени Яши Хейфеца проводится с 2001 года на родине Хейфеца, в Вильнюсе.
Педагог[править | править код]
В 1972 году перестал выступать с концертами и перешёл к преподаванию в университетах Калифорнии — вначале в Калифорнийском университете, затем в Университете Южной Калифорнии, где работал рядом со своими друзьями и коллегами — музыкантами Григорием Пятигорским и Уильямом Примроузом. На протяжении нескольких лет в 1980-х годах он также давал частные уроки в своём доме в Беверли-Хиллз.
За свою преподавательскую карьеру Хейфец воспитал таких видных исполнителей, как Пьер Амуайяль, Эрик Фридман, Рудольф Кулман, Юваль Ярон, Юджин Фодор, Кэрол Синдэлл, Адам Хан-Горский, Роберт Витте, Элизабет Матески, Клэр Ходжкинс, Юкико Камеи, Варуян Коян, Шерри Клосс, Элейн Скородин, Пол Розенталь, Айк Агус.
В настоящее время бывшая студия Хейфеца в Колбёрнской школе используется для проведения мастер-классов и служит источником вдохновения для учащихся консерватории.
Скончался в госпитале Седарс-Синай в Лос-Анджелесе в октябре 1987 года.
Награды и звания[править | править код]
- Командор ордена Почётного легиона (1957)
- Почётный доктор музыковедения Северо-Западного университета (1949)
- Почётный вице-президент Международного общества Кастельнуово-Тедеско (1977)
Примечания[править | править код]
- ↑ https://www.francemusique.fr/personne/jascha-heifetz
- ↑ Kennedy, Michael and Joyce Bourne. The Concise Oxford Dictionary of Music. Oxford University Press, 2004. p. 331.
- ↑ «The Best Violinists» // Time, February 2, 1962
- ↑ Wallechinsky, David and Amy Wallace. The New Book of Lists. Canongate, 2005. p. 94.
- ↑ Rosen, Peter God’s Fiddler. Peter Rosen Productions. Дата обращения 26 мая 2011. Архивировано 23 февраля 2012 года.
- ↑ 1 2 3 4 Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. — «Советская энциклопедия», 1982. — 1008 с.
- ↑ Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века.. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0.
- ↑ Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века.. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0.
- ↑ 1 2 Sprinzak, Ehud (1999). Brother Against Brother: Violence and Extremism in Israeli Politics from Altalena to the Rabin Assassination.
- ↑ Pedahzur, Ami, and Arie Perliger (2009). Jewish Terrorism in Israel. Columbia University Press. p. 176.
Ссылки[править | править код]
- Яша Хейфец (англ.) на сайте Allmusic
- Биографические сведения
- Яша Хейфец в «Электронной еврейской энциклопедии»
- Биография (англ.)
Литература[править | править код]
- Копытова Г. В. Яша Хейфец в России. ― СПб.: Композитор, 2004; ISBN 5-7379-0201-3.
Яша Хейфец – скрипач от Бога. Его недаром так называли. И счастье, что его записи приведены в надлежащее качество. Слушайте этого гениального музыканта, наслаждайтесь его исполнением Сен-Санса, Сарасате, Чайковского и узнавайте о его жизни. Память о нем надо хранить.
Детство
Иосиф Рувимович (Яша) Хейфец родился в Вильно, в Российской империи, в 1901 году. Его отец приехал в этот город из Польши, и с трех лет начал учить своего сына держать скрипку и смычок. А сам он был музыкантом-самоучкой и подрабатывал на свадьбах и других праздниках. Ребенок был поцелован Богом: он ему дал все – слух, музыкальную память, желание работать и здоровье. С четырех лет его взялся учить лучший преподаватель Вильно И. Малкин. В пять лет Яша Хейфец уже выступал на публике, и какой! Самой искушенной.
Это было в музыкальном училище. Перед педагогами и приглашенными ребенок сыграл «Пасторальную фантазию» Зингеле. Как такой малыш мог проникать в душу произведения, не допуская технических ошибок? Как ребенок не боялся стоять перед взрослой требовательной публикой один на сцене? Об этом можно только догадываться. В восемь лет он уже играл с оркестром концерт Мендельсона-Бартольди.
В Петербургской консерватории
В девять лет(!) Яша Хейфец уже учится в консерватории. Деньги для переезда и учебы дала еврейская община г. Вильно. Через год он впервые сыграл в Малом зале консерватории. Затем было выступление на Павловском вокзале и турне в Одессу, Варшаву и Лодзь. В десять лет Яша записал первую пластинку. На ней звучали Шуберт и Дворжак. У него состоялись концерты в Берлине, а затем в Дрездене, Гамбурге и Праге. Ему было одиннадцать лет, и скрипка еще не была взрослой, пока еще три четверти, но его игра поражала легкостью и виртуозностью. И, кроме того, все критики отмечали, что он сам интерпретирует исполняемые произведения. Так развивался Яша Хейфец. Рост исполнительского мастерства шел не по дням, а по часам. В 1913-м он стал уже практически сложившимся музыкантом, и на его заработки существовала вся семья. Первая мировая война застала его в Германии. С большим трудом удалось вернуться на родину. А уже в 1916 году, когда он был на гастролях в Норвегии, его пригласили в Америку. Проехав через всю Россию к Владивостоку, семья Хейфец отплыла в Японию, а затем в Соединенные Штаты.
Америка
Его первое выступление 17 октября 1917 года в Карнеги-холл прошло с неописуемым успехом. О его блистательной игре восторженно писали все газеты и критики. Это был абсолют, к которому любой скрипач должен был стремиться, но сам юный музыкант уже был идеален во всем. Звучание его инструмента было неповторимым, техника исполнения самых сложный пассажей была безупречной, широта мелодической фразы казалась бесконечной, его кульминации неожиданно взрывались. Он стал американским кумиром.
Через два года ему удалось купить свою первую скрипку Страдивари. Позже у него появилась еще одна скрипка этого мастеро, а затем и Гварнери. На них он играл всю свою последующую жизнь.
Адаптация в Америке прошла легко. Хейфец Яша стал свободно разговаривать, приобрел машину, лодку, играл в теннис и стал меньше времени уделять музыке. Это сразу отразилось на качестве его игры. Но молодой человек быстро стал исправлять недостатки. Заиграла по-прежнему невероятная скрипка. Яша Хейфец в 1925 году стал гражданином Соединенных Штатов.
Женитьба
В 1929 году он женился. Его женой стала американская кинозвезда Флоренс Арто. В 1930 году у молодой пары родилась дочь Жозефа, а спустя два года – сын Роберт.
Гастрольная деятельность
В 20–30-е годы он ездил с концертами по всему миру. 1920 год – Лондон, 21 год – Австралия, 22-й – Британия, 23-й – Восток, 24-й и 25-й – Англия, 26-й – Южная Америка и Ближний Восток. Он практически не бывал дома, живя в отелях во время своих странствий.
Он сам считал, что как бы два раза посетил Луну – такова была протяженность его маршрутов. В 1933 году он играл с оркестром Нью-Йоркской филармонии. А дирижером был великий Артуро Тосканини. Он исполнял скрипичный концерт «Пророк», посвященный автором ему самому.
Отношения с советской родиной
Деликатность и такт, осторожность в высказываниях позволили Хейфецу сохранить добрые отношения с советским правительством. В 1934 году он проехал через фашистскую Германию в Москву и Ленинград и отказался выступать в стране, где проходили его дебюты и где его назвали еще в детские годы «Ангелом скрипки». Зато в СССР он дал шесть концертов и встретился со студентами консерватории. С глубоким пониманием его высочайшего мастерства отнеслись к исполнению советские критики. Легкость, с которой он преодолевал технические сложности 24-го каприза Паганини, никого не ввела в заблуждение. Игру Хейфеца называли ослепительной.
Личная жизнь
В 1938 году Хейфец Яша впервые был приглашен на съемки фильма. Он просто играл себя.
Через два года он купил семье два дома. Один находился неподалеку от Лос-Анджелеса, в Беверли-Хиллз, а другой – на тихоокеанском побережье на пляжах в Малибу. Тогда же он начинает преподавать в университете Южной Калифорнии. Но концертная деятельность не прекращается. Он отправляется в турне по Южной Америке и, конечно, во время войны он выступал в госпиталях.
В 1945 году Хейфец разводится с женой, а через два года он создает новую семью вместе с Френсис Шпигельберг.
В этом браке родился сын Иосиф. В 1950 году снимается еще один фильм о встречах Хейфеца со студентами университета Калифорнии.
Поездка в Израиль
В 1953 году на гастролях в Израиле он включил сочинение замечательного композитора, но немца Рихарда Штрауса. Его попросили не исполнять эту скрипичную сонату «фашистского» композитора. Однако Хейфец Яша, скрипач-еврей, придерживался другого мнения и не изменил свою программу.
К нему стали приходить письма с угрозами, на которые великий скрипач не обращал внимания. После одного из концертов на него напал с железным прутом молодой мужчина. Хейфец постарался уберечь от уничтожения бесценный и любимый инструмент, но сам был травмирован. Этого экстремиста так и не задержали, хоть и проводилось расследование. Правая рука у скрипача болела, и он долгие двадцать лет не приезжал в Израиль.
В Соединенных Штатах
К 60-м годам, когда скрипач вошел, что называется, в возраст, то он уменьшил количество гастрольных выступлений. Зато компенсировал это тем, что сочинял музыку к кинофильмам, даже написал популярную легкую песенку, поскольку человеком он был веселым. Хейфец также некоторое время дирижировал оркестром в «Метрополитен-опера». В 1962 году он развелся с женой, но вновь в брак вступать не стал. К 68 годам он перестал выступать, заявив, что потерял интерес к концертной деятельности и к 1972 году полностью посвятил себя преподаванию.
Сначала учил студентов в университетах, позже, ближе к восьмидесяти годам, давал частные уроки у себя дома в Беверли-Хиллз. Он был своеобразным педагогом, очень требовательным и жестким. Особо можно выделить рассказы о том, что для опоздавших на урок он закрывал двери своего дома, и они пропускали занятие. От студентов он требовал академической аккуратности и строгих костюмов. От девушек – минимум косметики и украшений. Грязная скрипка вообще не допускалась. За нарушения он брал штрафы, которые шли на помощь тем, кто нуждался. Он воспитал немало выдающихся исполнителей.
Его студия в Колнбёрской школе не пустеет. Ее используют для проведения мастер-классов. Эти стены, помнящие великого исполнителя, вдохновляют студентов, которые занимаются в консерватории.
Мистер Хейфец, как он предпочитал, чтобы его называли, скончался от инсульта в 1987 году. Он пожелал, чтобы его кремировали и развеяли прах над океаном. Скрипку Гварнери он завещал для достойных исполнителей, которые будут играть в музее Сан-Франциско, там, где находится сам инструмент.
На этом мы заканчиваем описание жизненного пути такого величайшего музыканта, как Яша Хейфец. Биография его наполнена служением музыке, которая была стержнем его жизни.
Интересная подборка о талантливейшем скрипаче Иосифе Хейфеце (из статьи Наума Саголовского) плюс поиски по и-нету. Welcome!
Наум Сагаловский
Скрипач по имени Яша
Я всегда удивлялся: почему взрослого человека называют Яшей, почему не Яковом? Точно так же и в наше время: Люба Успенская, Миша Шуфутинский, Алеша Димитриевич, как будто все они – дети. Впрочем, Хейфец и Яковом не был, его настоящее имя – Иосиф.
Иосиф Хейфец родился 2-го февраля 1901-го года, и не в Одессе, как я уже сказал, а в Вильнюсе. Вильнюс в то время тоже был почти еврейским городом и назывался Вильно. Отец Иосифа – Рувен Хейфец – был
скрипачом, а мать Анна содержала бакалейную лавку. Кроме сына у них
>> были еще две дочери. Имя Яша происходит, вероятно, от древнееврейского
>> эквивалента имени Иосиф – Яшап, так называла сына мама – Яша.
>> Впоследствии сам Хейфец этого имени не любил. Оно имело хождение в
>> музыкальном мире, в отношениях с менеджерами, публицистами и
>> критиками. Студенты же и прислуга в доме называли его Мистер Хейфец,
>> более близкие люди – Мистер Эйч. И только самые близкие друзья
>> называли музыканта Яша. Не очень близким друзьям, с которыми Хейфец
>> общался регулярно, он разрешал называть себя Джимом. Дело в том, что в
>> молодые годы Хейфец писал песни под псевдонимом Джим Хойл.
>> Уже в три года Яша обнаружил музыкальный талант и стал учиться игре на
>> скрипке – сперва у своего отца, потом в вильнюсской музыкальной школе
>> у педагога Элиаса Малкина. В 6 лет Хейфец выступал уже перед зрителями
>> со скрипичным концертом Мендельсона. В 8 лет он закончил музыкальную
>> школу и стал ездить по разным городам с концертами. Надо отметить, что
>> Хейфец получил хорошее музыкальное образование, но он никогда не
>> учился школьным предметам, и никакого общего образования у него не
>> было.
>>
>> В 1910-м году приезжавший в Вильно к друзьям Леопольд Ауэр,
>> концертмейстер Санкт-Петербургского Императорского симфонического
>> оркестра и профессор консерватории, прослушал юного вундеркинда и
>> предложил ему заниматься у него в классе. Ауэр – венгерский еврей –
>> был выдающимся педагогом и скрипачом. Ему, между прочим, Петр Ильич
>> Чайковский посвятил свой скрипичный концерт. Однако, когда Ауэр
>> попросил Чайковского внести в концерт некоторые поправки, композитор
>> обиделся и свое посвящение убрал.
>>
>> Яша с отцом отправились в Петербург, и Яша стал учиться у Леопольда
>> Ауэра. Тут же возникли две проблемы. Дело в том, что Санкт-Петербург
>> находился вне черты оседлости и евреям-инородцам разрешалось
>> находиться в городе только до захода солнца, когда закрывались
>> городские ворота. Впрочем, директор консерватории Александр Глазунов,
>> наслышанный о таланте Хейфеца, добился от градоначальника разрешения
>> на то, чтобы отец и сын могли находиться в Петербурге и по ночам.
>> Другая проблема заключалась в том, что Яша был ещё слишком молод (ему
>> было 9 лет) для того, чтобы быть принятым в консерваторию. Поэтому
>> официально в консерваторию был зачислен его отец. Как студент, отец
>> Хейфеца получил право на жительство в Петербурге, а сам Хейфец
>> никакого права жить в городе не имел и должен был прятаться, когда в
>> квартиру, где он жил с отцом, приходили околоточные надзиратели с
>> проверками. Через некоторое время в Петербург переехала и мать Хейфеца
>> с двумя его сестрами.
>>
>> Яша был самым младшим студентом консерватории, но это не помешало ему
>> добиться небывалых успехов. В 12 лет он уже гастролировал в России,
>> Германии, Скандинавии, через год ему аплодировали Берлин, Вена,
>> Лейпциг. В 17 лет Хейфец дебютировал в Соединенных Штатах, его
>> выступление в Нью-Йорке стало сенсацией. Тем временем в России
>> разразилась революция, и Хейфец туда уже не вернулся. В 1925-м году он
>> получил американское гражданство.
>>
>> Вернёмся, впрочем, немного назад. Когда семья Хейфецов воссоединилась
>> в Петербурге, родители Яши уже никакого влияния на сына не имели, они
>> только наблюдали за его домашними занятиями и отводили его в
>> консерваторию. Вся семья жила за счет его доходов. Профессор Ауэр был
>> не только Яшиным учителем, он еще и помогал семье Хейфецов в обыденной
>> жизни в столице, потому что семья была к этой жизни совершенно не
>> приспособлена. Может быть, именно благодаря такому стечению
>> обстоятельств, Яша Хейфец был ребенком, испорченным успехом и властью
>> над родителями, которые, конечно же, зависели от него как от
>> единственного кормильца. С другой стороны, ему повезло в том, что Ауэр
>> требовал от него, как и от других студентов, жёсткой дисциплины. Ауэр
>> и послужил моделью для Хейфеца. Позднее, когда Хейфец сам уже стал
>> педагогом, он требовал такой же дисциплины и от своих учеников.
>> Понятно, что родители Яши не знали, как с ним обращаться, и их
>> мягкость стала впоследствии причиной того, что Хейфец постоянно
>> чувствовал свою беззащитность. Иногда друзьям Хейфеца приходилось
>> доказывать ему, что они возражают ему не потому, что не любят его, а
>> потому, что их мнение просто не совпадает с его мнением.
>>
>> Надо сказать, что, готовя когда-то передачу о Хейфеце на радио
>> (которая и стала основой этой заметки), я обнаружил, что более или
>> менее подробной биографии Хейфеца нет. Я нашёл книжку “Хейфец, каким я
>> его знала” (“Heifetz As I Knew Him”), эту книжку написала Эйки Эгус,
>> скрипачка и пианистка, родом из Индонезии. Эйки Эгус получила
>> начальное музыкальное образование в Индонезии и приехала учиться в
>> Соединенные Штаты Америки. В 1972-м году Хейфец принял её в свой класс
>> – он был профессором Южно-Калифорнийского Университета. Ему шёл тогда
>> 71-й год, он был одинок, у него был дом в Беверли Хиллс, где он жил, и
>> летний дом в Малибу. Не вдаваясь в подробности, скажу, что Эйки Эгус
>> стала помощницей Хейфеца, его концертмейстером, компаньонкой и
>> домоправительницей. Она годилась Хейфецу во внучки; думаю, что никаких
>> интимных отношений между ними не было, тем более, что Эйки была
>> замужем и имела ребенка. Их отношения кажутся мне странными, но – мир
>> полон таких странностей.
>>
>> Книжка Эйки Эгус описывает жизнь Хейфеца на протяжении его последних
>> 15-ти лет (он умер в 1987-м году). Что происходило с Хейфецом до
>> 1972-го года – сведений нет. Знаю только, что в 1920-м году Хейфец
>> выступал в Англии. После второй мировой войны он опять вернулся в
>> Англию и выступал в королевском Альберт-Холле перед королевой и шестью
>> тысячами зрителей. Он исполнил скрипичные концерты Чайковского,
>> Бетховена и Эльгара.
>>
>> Многие композиторы писали исключительно для Яши Хейфеца. Джордж и Айра
>> Гершвины написали однажды песню о своих друзьях – выходцах из России
>> (русскоязычниках?), включая и Хейфеца, песня называлась “Миша, Яша,
>> Тоша, Саша”.
>>
>> О личной жизни Хейфеца знаю вот что: он был два раза женат. В первый
>> раз он женился на женщине с дочерью 9-ти лет, об этой дочери Хейфец
>> заботился, как о своей собственной. Жена, к сожалению, умерла. О
>> второй жене никаких сведений я не нашёл. Знаю только, что у Хейфеца
>> был сын по имени Джей. Об этой стороне жизни своего учителя Эйки Эгус
>> ничего не пишет.
>>
>> Хейфец был очень требовательным педагогом. Его студенты учились
>> бесплатно, им давали бесплатное жилье и платили стипендию. Хейфец
>> относился к ним как к своим питомцам, но требовал дисциплины во всём,
>> даже в одежде. Так, например, юноши должны были являться на урок в
>> брюках, пиджаках и галстуках, обувь должна была быть начищенной,
>> никаких джинсов или кроссовок. Девушки должны были одеваться, по
>> выражению Хейфеца, привлекательно, быть на каблуках – не очень
>> высоких, но и не очень низких, не носить мини-юбок или брюк. Прически
>> у всех должны были быть короткими, ювелирные украшения сведены к
>> минимуму. За нарушение режима Хейфец устанавливал штрафы в размере
>> 25-ти центов и выше, например, за грязную скрипку, за юбку на дюйм
>> короче, за пятна на пиджаке или на блузке или за длинные волосы.
>> Собранные таким образом деньги тратились на покупку струн, канифоли
>> или нот для очень нуждающихся студентов.
>>
>> (Я вспоминаю, что, когда я учился играть на скрипке, мой учитель (не
>> Хейфец, конечно) требовал, чтобы, занимаясь дома, я надевал белую
>> рубашку и наглаженные штаны. Таким образом, создавалась как бы
>> праздничная атмосфера, а через нее – и повышенная ответственность при
>> игре. Ничего этого я, разумеется, не выполнял – хорошо бы я выглядел в
>> белой рубашке в нашей коммунальной квартире! Да и с белой рубашкой
>> тоже были трудности:)
>>
>> Студенты Хейфеца были из разных районов страны и даже из других стран,
>> поэтому он старался создавать им иногда семейную, что ли, атмосферу и
>> несколько раз в году приглашал их к себе домой в Беверли Хиллс. На
>> День Благодарения, Рождество и Новый год он устраивал для студентов
>> праздничные обеды в своем загородном доме в Малибу или специально
>> снимал для этих целей дом в окрестностях Лос-Анджелеса.
>>
>> Вообще, в последние 15 лет Яша Хейфец был человеком одиноким и
>> нелюдимым. Он не любил появляться в общественных местах, у него было
>> всего несколько близких друзей. Он не был религиозен и отмечал лишь
>> один еврейский праздник в году – Йом Кипур. В этот день он постился, а
>> вечером обедал у самых близких друзей. Как выходец из России, он любил
>> икру, куриные котлеты, селедку и суп и был, между прочим, любитель
>> выпить тоже. Хотя умел вовремя остановиться и не пьянеть. У Хейфеца
>> было два любимых тоста: первый “За всеобщее непонимание” и второй –
>> “За комнату без углов”. Он говорил по-русски и читал русскую
>> литературу.
>>
>> Он иногда удивлялся, почему люди собираются вместе, если никто никогда
>> не прислушивается к тому, что говорят другие, а, наоборот, стараются
>> вставить свое словечко. По утверждению Хейфеца, он проверил эту свою
>> теорию таким образом. На вопрос “Как поживаете?” (“How are you?”) он
>> часто говорил: “Мне все противно, и моя тетка только что умерла”, и, к
>> большому своему удовольствию, слышал в ответ: “Это хорошо”.
>>
>> В 1981-м году Яша Хейфец прекратил преподавание в университете, хотя
>> продолжал давать уроки у себя дома. Он умер 10-го декабря 1987-го года
>> от инсульта. В своем завещании он просил: “:Никакой похоронной
>> церемонии, никаких цветов (белых или иных), никаких речей и минимум
>> расходов”. Он хотел, чтобы его кремировали и развеяли пепел над Тихим
>> океаном, возле его дома в Малибу. Родные Хейфеца выполнили эти
>> пожелания.
>>
>> У Хейфеца были две скрипки – Гварнери и Тонони. Скрипку Гварнери он
>> завещал музею в Сан-Франциско с примечанием о том, что на этой скрипке
>> могут играть только “достойные исполнители” и только в помещении
>> самого музея.
>>
>> Компаньонка Хейфеца Эйки Эгус не могла смириться с тем, что он был
>> похоронен без должной церемонии, и через 4 года, 2-го февраля 1992-го
>> года, в день рождения Хейфеца, организовала синагогальную службу в
>> память о своем учителе.
>>
>> Мы же будем помнить Яшу Хейфеца как великого музыканта и педагога.
>> Когда-то Фриц Крейслер, в присутствии других выдающихся скрипачей
>> услышав игру юного Хейфеца, воскликнул: “Что ж, господа, не пора ли
>> нам сломать об колено наши скрипки?” К счастью, никто скрипок не
>> ломал, поэтому мы имеем сейчас Перльмана, Цукермана, Венгерова и
>> многих, многих других.
Коллеги
Когда в классе знаменитого скрипача, профессора Петербургской консерватории Леопольда Ауэра появился новый ученик – Яша Хейфец, он был совсем еще малыш в костюме с короткими штанишками. Однако на своей маленькой детской скрипке мальчик принялся весьма уверенно играть концерт Глазунова, посвященный Ауэру. Профессор был в ту пору уже немолод. Закрыв глаза, он сидел в кресле и, казалось, дремал… Играя, мальчик поглядывал на своего будущего профессора и, стараясь привлечь его внимание, сыграл одно аллегро весьма вяло и остановился… Ауэр
нехотя открыл глаза.
– Я сейчас сыграл аллегро, – сообщил мальчик.
– Я слышал, – ответил профессор.
– А вам понравилось?
– Не знаю, – ответил Ауэр.
– А как нужно, чтобы понравилось?
Ауэр взял в руки детскую скрипку и заиграл ту же музыку с неподражаемым артистизмом и вдохновением. Закончив концерт, он устало сказал:
– Вот так.
– Поздравляю вас! – сказал юный скрипач. – У вас хороший вкус. А я-то боялся, что вы останетесь довольны тем, как я сыграл это аллегро… Ведь, откровенно говоря, я сыграл его очень плохо.
11-01-2005
Чикаго Kontinent USA
Совет Бернарда Шоу
После триумфального выступления Хейфеца в Лондоне к нему в артистическую зашел Бернард Шоу и с серьезным видом посоветовал молодому артисту:
– На этом свете не может быть ничего совершенного. Ваша игра очень опасна, она может возбудить зависть богов. Я бы вам советовал каждый вечер перед сном брать хотя бы одну фальшивую ноту, благодаря чему вы станете похожим на обыкновенного смертного…
Предупреждение
Яша Хейфец решил воспользоваться тем, что он едет в купе поезда один, вынул из футляра скрипку и стал упражняться. Проходивший до коридору проводник отворил дверь купе и строго заявил:
– Вы можете себе играть, мне это не мешает, но не вздумайте заниматься собиранием милостыни в поезде – это запрещено законом!
– О, не беспокойтесь, любезный,- ответил Хейфец. – Я всего лишь готовлюсь к сбору милостыни… в самом большом концертном зале Нью-Йорка.
Лучший
В Союзе однажды спросили мнение Хейфеца о Д.Ф. Ойстрахе, на что он ответил.
– Несомненно, Ойстрах скрипач номер 1 в СССР и номер 2 в мире.
– А кто же тогда номер один в мире? – спросили его.
– Ну, первых много…
Того же Ойстраха спросили:
– Кто лучший скрипач в мире?
– Лучших много, но есть Яша Хейфец.
Tag “Культура.”