Изольда извицкая биография личная жизнь
Биография
Одну из красивейших советских актрис, чья биография напоминает «американские горки» с их стремительными взлетами и падениями, и сегодня помнит старшее поколение киноманов. Изольда Извицкая пережила пик популярности в 1950-х.
Актриса Изольда Извицкая
Ленту, где она сыграла главную роль, увидели в Каннах. О талантливой русской красавице написали журналы «Нью-Йорк мэгэзин» и «Ле Паризьен либере», разместив ее портреты на обложках. В Париже открылось кафе, названное в честь Извицкой – «Изольда».
Кто бы мог подумать тогда, что спустя 15 лет звезда актрисы прочертит прощальную траекторию и погаснет. Изольды Извицкой не стало в 38 лет, а причины смерти артистки оказались ужасающими.
Детство и юность
Будущая звезда драмы «Сорок первый» родилась в Дзержинске, что в 34 километрах от Нижнего Новгорода, в благополучной семье. Отец работал химиком на комбинате, мама учила детей актерскому мастерству и руководила городским Дворцом пионеров.
Любовь к актерской профессии Изольда впитала с раннего детства: бывая у мамы на работе, она наблюдала, как юные артисты ставят сценки и спектакли. Когда дочь подросла, мама по просьбе Изольды записала ее в драмкружок при Дворце пионеров.
Изольда Извицкая в молодости
Уже тогда девочка мечтала о сцене и звездной карьере. Но, как следует из юношеского дневника Извицкой, девушка не верила, что сможет стать актрисой, хотя ее игру в самодеятельности хвалили.
Сомнения в актерских способностях абитуриентки Изольды Извицкой развеяла приемная комиссия столичного ВГИКа: девушку приняли в театральный вуз и зачислили на курс Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова.
В 1955 году Извицкая стала дипломированной актрисой.
Фильмы
Сниматься в кино Изольда начала, будучи студенткой. Дебютировала в незначительной роли в приключенческой ленте «Богатырь» идет в Марто», где главных героев сыграли Элина Быстрицкая и Николай Крючков.
Раднэр Муратов и Изольда Извицкая в фильме «Богатырь» идет в Марто»
Первая серьезная роль досталась Изольде Извицкой после окончания ВГИКа: за год до съемок киношедевра «Летят журавли» Валерий Калатозов представил советским зрителям мелодраму «Первый эшелон». Начинающей актрисе Извицкой режиссер предложил сыграть Анну Залогину. На съемочной площадке Изольда встретилась с Олегом Ефремовым, Татьяной Дорониной и будущим мужем Эдуардом Бредуном.
Картина имела громкий успех, и зрители СССР узнали о существовании артистки Извицкой. В том же году молодая актриса появилась на экранах в еще одной яркой ленте – мосфильмовской комедии Андрея Фролова «Доброе утро» с Татьяной Конюховой в главной роли.
Изольда Извицкая в фильме «Первый эшелон»
Вкус настоящей славы Изольда Извицкая ощутила через год после окончания ВГИКа. Григорий Чухрай снял героико-революционную драму «Сорок первый», доверив главную роль Марютки Басовой актрисе Извицкой. Поначалу режиссер планировал сделать главными героями Екатерину Савинову и Юрия Яковлева, но они были заняты на съемках других лент. Ключевых персонажей сыграли Извицкая и Олег Стриженов.
Драма имела эффект разорвавшейся бомбы: зрители атаковали кинозалы страны. Фильм представили на Каннском кинофестивале, где ему тоже сопутствовал успех. Драме «Сорок первый» жюри присудило специальный приз, а красавицу-актрису «атаковали» толпы журналистов. О ней написали ведущие таблоиды Франции и Америки, в честь советской звезды устраивались приемы.
Изольда Извицкая в фильме «Сорок первый»
Не обошлось и без неприятных инцидентов. Французский еженедельник поместил ядовитую заметку об «актрисе с ногами степного кавалериста». Григорию Чухраю стоило немалых трудов уговорить Изольду Извицкую не реагировать на уколы.
Дома звезду ждали почести и слава. Актрису ввели в Ассоциацию по культурным связям со странами Латинской Америки, и она как член союза побывала в десятке европейских столиц и городах Америки.
Изольда Извицкая в фильме «К Чёрному морю»
Изольде Извицкой предлагали главные и яркие второстепенные роли, но именитые режиссеры обходили звезду стороной. Позже Григорий Чухрай объяснил такое отношение эгоизмом коллег, мечтавших «засветить» свою звездочку.
В 1957-м состоялась премьера комедии «К Черному морю», в которой Извицкая сыграла хорошенькую студентку педвуза, а Евгений Самойлов – симпатизирующего ей преподавателя. Роль третьего в любовном треугольнике досталась молодому актеру Анатолию Кузнецову.
Изольда Извицкая в фильме «Неповторимая весна»
В том же году на экраны вышла драма Александра Столпера «Неповторимая весна» о судьбе молодой семьи археологов. Супружескую пару сыграли Извицкая и Александр Михайлов. В ленте появились Ирина Скобцева и Нина Дорошина.
Еще одна главная роль досталась Изольде Извицкой в драме Бориса Барнета «Поэт», сценарий для которой написал Валентин Катаев. На съемочной площадке актриса встретилась с Николаем Крючковым, Зоей Федоровой, Риной Зеленой и Валентином Гафтом.
Изольда Извицкая в фильме «Поэт»
Перечисленные кинопроекты имели кратковременный успех: зрители тепло приняли фильмы, но быстро забыли. А дальше Извицкой предлагали лишь эпизоды и малозначительные роли.
Спад популярности актриса переживала тяжело. Былая слава таяла. В конце 1950-х Изольда Извицкая пристрастилась к спиртному, позволявшему ненадолго забыться. Горячительные напитки быстро разрушали хрупкий организм: актриса теряла координацию.
Изольда Извицкая в фильме «Человек меняет кожу»
В 1959-м артистку пригласили в двухсерийный проект «Человек меняет кожу»: Извицкая сыграла комсомолку-переводчицу. Премьера драмы состоялась в Душанбе в феврале 1960 года. Ленту тепло приняли зрители и кинокритики.
В 1961-м вышла драма «Мир входящему» Александра Алова и Владимира Наумова. Главного героя в картине сыграл Александр Демьяненко. Изольде достался эпизод – регулировщицы Клавы. Картина получила приз на кинофестивале в Венеции, но Извицкая осталась в тени.
Изольда Извицкая в фильме «Мир входящему»
Последнюю главную роль померкшей звезде предложил режиссер Михаил Израилев. Драма «Армагеддон» вышла на экраны в феврале 1963 года. Изольда Извицкая появилась в образе девушки Наталицы, попавшей в сети секты иеговистов. Ее жениха – Траяна – сыграл Эдуард Бредун.
Второстепенную роль Извицкая сыграла в одном из первых советских сериалов «Вызываем огонь на себя». Режиссер Сергей Колосов, доверивший главную роль супруге Людмиле Касаткиной, после съемок отметил, что Изольда отлично справилась с работой. Но на съемках стало понятно, что актриса ведет безалаберную жизнь, в которой спиртное льется рекой.
Изольда Извицкая в фильме «Вызываем огонь на себя»
После съемок сдерживающие мотивы исчезли, и звезда опустилась еще ниже. Последний выход на экран состоялся в сентябре 1969 года в мелодраме Самсона Самсонова «Каждый вечер в одиннадцать». Сценарий для фильма написал Эдвард Радзинский. Извицкая мелькнула в небольшой роли.
Проблемы Изольды не остались без внимания мосфильмовского начальства: артистку вызвали для профилактической беседы, настоятельно рекомендовали обратиться к наркологу. Но Извицкая наотрез отказалась.
Личная жизнь
В театральном вузе у первой красавицы на курсе вспыхнул роман с Вячеславом Коротковым, в то время учившимся на киноинженера в Ленинграде. Но отношения не увенчались браком.
Три года Изольда Извицкая жила в гражданском браке с коллегой Раднэром Муратовым, позже прославившимся ролью Василия Алибабаевича в комедии «Джентльмены удачи».
Изольда Извицкая и Эдуард Бредун
Но от Муратова, с которым актриса познакомилась во ВГИКе, Извицкая ушла к Эдуарду Бредуну, с которым дважды встретилась на съемках.
Поговаривают, что привычка «глушить» проблемы с помощью алкоголя появилась в браке с Бредуном.
Пристрастие к выпивке усугубилось, когда муж покинул Изольду и ушел от нее к подруге.
Смерть
Извицкой не стало в марте 1971-го. Актрису нашли в запертой изнутри квартире через неделю после кончины.
Могила Изольды Извицкой
Причиной смерти стало истощение от длительного голодания, отягченное хроническим алкоголизмом. Похоронили звезду на Востряковском кладбище.
Через 15 лет на том же кладбище нашел покой Эдуард Бредун.
Фильмография
- 1954 — ««Богатырь» идет в Марто»
- 1955 — «Первый эшелон»
- 1955 — «Доброе утро»
- 1956 — «Сорок первый»
- 1957 — «К Черному морю»
- 1957 — «Неповторимая весна»
- 1957 — «Поэт»
- 1958 — «Очередной рейс»
- 1959 — «Человек меняет кожу»
- 1960 — «Человек с будущим»
- 1961 — «Мир входящему»
- 1962 — «Армагеддон»
- 1964 — «Вызываем огонь на себя»
- 1966 — «По тонкому льду»
- 1969 — «Каждый вечер в одиннадцать»
Судьба бывает жестока к талантливым личностям – то вознося на вершину славы, то сбрасывая на самое дно. Очень показательна жизнь Изольды Извицкой. Блестяще начавшаяся карьера, когда, в буквальном смысле, весь мир лежал у ее ног. А всего лишь десяток лет спустя – полное забвение, закончившееся трагически для талантливой актрисы.
Фото kino-teatr.ru
Изольда родилась в Москве в 1932 г. Все детство девочка провела в Дзержинске Горьковской области, куда ее отца направили на химический комбинат. Она всегда мечтала стать актрисой. Потому сразу после выпускного в школе, втайне от родителей, отправилась в Москву.
Удача улыбнулась девушке: она с первой попытки поступает во ВГИК, который оканчивает в 1955 г.
Личная жизнь
Изольда прожила около 3-х лет в гражданском браке с Раднэром Муратовым, с которым снималась в картине “«Богатырь» идёт в Марто”.
С Р. Муратовым в фильме “«Богатырь» идёт в Марто”
Раднэр позднее прославится в роли Василия Алибабаевича в комедии “Джентльмены удачи”. Детей у них не было.
Затем вышла замуж за студента ВГИК с параллельного курса Эдуарда Бредуна. Эдуард не добьется больших успехов как актер. Снимался преимущественно в эпизодах. С ним Изольда прожила почти всю свою короткую жизнь. Детей актриса иметь не могла.
Э. Бредун в фильме “Иван Васильевич меняет профессию”
Первый успех
Хрущевская “оттепель” предоставила много возможностей молодым режиссерам, о которых в сталинские времена не могло быть и речи. Так Григорий Чухрай задумал экранизировать повесть Бориса Лавренева “Сорок первый” – весьма непростое произведение с идеологической точки зрения. Первоначально, на роль Марютки, главной героини, Чухрай планировал взять Екатерину Савинову. Но Иван Пырьев, директор Мосфильма в то время, запретил ее снимать, мстя за то, что та отвергла его. Тогда и возникла кандидатура Извицкой. Худсовет, хоть и не сразу, но утвердил ее в роли.
“Сорок первый”
Фильм “Сорок первый” имел оглушительный успех. В 1957 г. Извицкая была в числе советской делегации, представляющей фильм на Каннском кинофестивале, где он получил специальный приз.
Обложка журнала с Изольдой Извицкой
Актриса стала настоящей звездой советского экрана: открытки с ней в киосках “Союзпечати”, фотографии в журналах, огромные плакаты в Москве.
Извицкая стала лицом советской идеологии. Ее включили в состав Ассоциации по культурным связям со странами Латинской Америки. В составе делегаций она объездила полмира.
Изольда Извицкая на Каннском кинофестивале
Карьера в кино после “Сорок первого”
Изольда продолжала сниматься в кино. Сразу после “Сорок первого” она снялась в главных ролях в фильмах: “К Чёрному морю”, “Неповторимая весна”, “Поэт”. Но с этими картинами актрисе не повезло – по уровню им было далеко до шедевра Чухрая, и сейчас эти фильмы никто не помнит.
Неудачи в кино. Алкоголизм
В начале 60-х Изольда переживает творческий кризис. Ее еще приглашают на съемки, но роли предлагают малозначительные. Творческие неудачи подталкивают актрису к алкоголизму, тем более ее муж был большим любителем спиртного. К тому же актриса опасалась за свое душевное здоровье. У нее были на то основания: ее мать страдала от психического расстройства, которое передалось по наследству ее брату.
Увлечение Извицкой спиртным еще более отталкивало от нее режиссеров, ищущих актрис для ролей в своих картинах. В 1964 г. Сергей Колосов предложил ей одну из главных ролей в первом советском телесериале “Вызываем огонь на себя”. Режиссер частенько был недоволен внешним видом Извицкой и ее работой. Тем не менее, Изольда сумела собраться на те полтора года, что шли съемки и фильм получился удачным.
Последняя роль в кино – “Каждый вечер в одиннадцать” 1969 г.
Больше крупных ролей в кино она не получала. Чтобы заработать на жизнь устроилась в Театр киноактера.
Последние дни актрисы
В январе 1971 г. Эдуард Бредун, обвинив жену в непрекращающемся пьянстве, ушел от нее к другой женщине. После этого актриса совершенно опустилась. Все свои небольшие доходы она тратила только на водку. Она могла по нескольку дней не выходить из квартиры, питаясь лишь сухарями. Открывала дверь она лишь по условленному стуку своим собутыльникам.
В конце февраля диспетчер театра Киноактера не смогла дозвониться актрисе. Дверь квартиры также никто не открывал. Обратились к Эдуарду Бредуну, у которого был ключ. Но и он не смог открыть дверь – мешал ключ, вставленный с внутренней стороны. Тогда вызвали слесаря ЖЭКа, который в присутствии милиционера легко взломал входную дверь квартиры. Там присутствующим предстала страшная картина. Худенькое тельце бывшей красавицы советского кино лежало на полу. Она была мертва уже несколько дней. Слабый организм не справился с огромным количеством спиртного и многодневным голоданием. Официально причиной смерти признана сердечно-сосудистая недостаточность. Днем смерти Извицкой считается 1 марта 1971 г., когда ее тело обнаружили, хотя скончалась она несколькими днями ранее. Актрисе было всего лишь 38 лет. Эдуард Бредун пережил супругу на 13 лет. Но и он скончался, не дожив до 50, вследствие цирроза печени.
Изольда Извицкая — биография
У этой актрисы было много поклонников, но еще больше завистников. Завидовали ее молодости, красоте, таланту и прекрасным перспективам, которые ждали впереди. В 50-х Изольда Извицкая оказалась на вершине славы, у нее были исключительно главные роли и большое будущее в кинематографе. Но судьба очень переменчива, и после головокружительного успеха может послать трудности и испытания, преодолеть которые удается не всем. Не справилась с ними и Изольда, она ушла из жизни в расцвете лет, в 38, забытая и отвергнутая родными и знакомыми.
Слава обрушилась на Изольду Извицкую после проката картины «Сорок первый», в котором она сыграла главную героиню Марютку Басову.
Детство и юность
Родилась Изольда Извицкая 21 июня 1932 года в небольшом городке Дзержинске, рядом с Нижним Новгородом в семье двух интеллигентов. Папа трудился в должности химика оборонного завода, мама была директором городского Дворца пионеров.
Изольда росла очень живой и общительной девочкой. Она часто бегала к маме на работу, и интересовалась буквально всем, что происходило во вверенном ей заведении. Девочка побывала во всех кружках и секциях, и все у нее выходило отлично. Она пыталась рисовать, шить, и даже вместе с мальчишками конструировать модели аэропланов. Но больше всего ей нравился драматический кружок, и Изольда упросила маму записать ее туда.
Фото: Изольда Извицкая в юности
Так с детских лет у девочки появилась мечта о сцене. Об этом она не говорила никому, ни родителям, ни самым близким подружкам. Она была не очень уверена в своих силах, хотя руководитель драмкружка был доволен ее игрой.
После окончания школы Изольда решила пробовать свои силы в театральном вузе. Она тихонько взяла билет, и укатила в Москву, не сказав родителям ни слова. Уже оттуда она позвонила, и сказала, что сдала документы во ВГИК, и думала, что родители будут против такого ее решения. Но, к ее удивлению, они согласились, хоть и не верили в успех. Изольде удалось поступить с первой попытки, и она попала в мастерскую к Ольге Пыжовой и Борису Бибикову, о чем и уведомила родителей телефонным звонком. Изольда училась вместе с Юрием Беловым, Надеждой Румянцевой, Майей Булгаковой и другими, ставшими впоследствии известными актерами.
Диплом об окончании вуза Извицкая получила в 1955-м.
Фильмы
Кинематографическая биография Изольды Извицкой началась в студенческие годы. Дебютной работой стала картина «Богатырь» идет в Марто», где главные роли достались Элине Быстрицкой и Николаю Крючкову. Изольда исполнила роль второго плана.
Первую заметную роль Извицкая сыграла уже после получения диплома вуза в картине Валерия Калатозова «Первый эшелон». Изольда стала Анной Залогиной, другие роли исполнили Олег Ефремов, Татьяна Доронина, Эдуард Бредун.
Фильм очень понравился зрителям, которые впервые увидели подающую надежды молодую актрису Изольду Извицкую, и запомнили ее имя. Буквально сразу после этой картины, на суд зрителей была представлена еще одна работа актрисы – комедия «Доброе утро», которую снял режиссер Андрей Фролов. Главную роль в этом проекте исполнила Татьяна Конюхова.
Настоящая популярность пришла к Извицкой в 1956-м, после того, как она снялась в картине Григория Чухрая «Сорок первый». Режиссер доверил ей главную роль, и Изольда стала Марюткой Басовой. Вначале роли главных героев должны были исполнить уже известные актеры Екатерина Савинова и Юрий Яковлев, но в это время они снимались в других проектах. Поэтому режиссер решил в качестве эксперимента пригласить молодых актеров – Изольду Извицкую и Олега Стриженова.
Успех фильма был просто оглушительным. Миллионы зрителей пытались попасть в кинотеатр на сеанс. Картину повезли в Канны, на кинофестиваль, где она тоже была оценена по самому высшему разряду. Драма была удостоена специального приза, а актрисе не давали прохода толпы поклонников и журналистов. Ее интервью поместили на своих страницах французские и американские СМИ, она была приглашена на множество приемов, устроенных в ее честь.
В этой бочке меда не обошлось и без ложки дегтя. В одном из французских изданий вышла заметка, где в очень грубой форме дана оценка внешности актрисы. Чухрай долго уговаривал девушку не обращать внимания на этот выпад.
По приезду домой Извицкую ждал оглушительный успех. Она стала членом Ассоциации по развитию культуры в странах Латинской Америки, и впоследствии объездила почти всю Европу и Америку.
На Изольду посыпались предложения от режиссеров, ей можно было выбирать любую роль, хоть главную, хоть второстепенную. Но в основном эти предложения были от малоизвестных режиссеров, а мэтры кинематографа молчали. Чухрай назвал причину такого поведения простым эгоизмом и ревностью, ведь не им удалось рассмотреть новую звезду в начинающей актрисе.
В 1957-м Изольда снялась в картине «К черному морю» в роли симпатичной студентки педагогического института. Роль ее поклонника досталась Евгению Самойлову, а влюбленного парнишку сыграл Анатолий Кузнецов.
В этот же год вышла еще одна картина с участием Изольды под названием «Неповторимая весна». Роли супругов достались Извицкой и Александру Михайлову.
После этого фильмография Извицкой пополнилась картиной «Поэт», снятой режиссером Борисом Барнетом по сценарию Валентина Катаева, в которой она сыграла главную героиню. Роли других персонажей исполнили Николай Крючков, Зоя Федорова, Рина Зеленая, Валентин Гафт.
Все картины прошли с неизменным успехом, который, к сожалению, был очень кратковременным. Ее героини скоро стерлись из памяти зрителей и режиссеров. Изольде поступали предложения сниматься, но главных персонажей среди них не было, одни эпизодические и второстепенные.
В ее карьере наступил спад, который актриса очень болезненно переживала. От былой славы остались только воспоминания. К концу 50-х актриса полностью разуверилась в жизни, стала все чаще употреблять спиртное, которое приносило временное забытье. Из-за частого прикладывания к рюмке ее организм быстро разрушался, и актриса уже плохо координировала свои действия.
В 1959-м Изольде предложили роль в двухсерийной ленте «Человек меняет кожу». Она стала комсомолкой-переводчицей. Первый прокат картины прошел в Душанбе в 1960-м, и вызвал благосклонные отзывы и зрителей и критиков.
В 1961 году Извицкая снялась в фильме «Мир входящему», который сняли Александр Алов и Владимир Наумов. Роль главного героя досталась Александру Демьяненко, Изольда перевоплотилась в регулировщицу Клаву. Фильм был премирован на Венецианском фестивале, но участия Извицкой даже не заметили.
Последней главной ролью в карьере Изольды стала Наталица в картине Михаила Израилева «Армагеддон», которую зрители увидели в 1963-м. Экранная роль жениха досталась Эдуарду Бредуну.
Потом была роль второго плана в ленте «Вызываем огонь на себя» режиссера Сергея Колосова. В главной роли снялась Людмила Касаткина. По мнению режиссера, Изольда справилась со своей ролью на отлично, но уже тогда было понятно, что в жизни актрисы слишком много безалаберности и алкоголя.
После выхода этой картины в карьере актрисы наступило полное затишье, которое она пыталась глушить спиртным, и опускалась все ниже. Ее последней работой стала картина «Каждый вечер в одиннадцать», которая вышла в 1969-м. Фильм снял Самсон Самсонов по сценарию Эдварда Радзинского, Изольде досталась эпизодическая роль.
Начальство киностудии «Мосфильм» пыталось как-то решить проблемы актрисы с алкоголем. Ей предложили начать лечение у нарколога, но упрямая Изольда ответила решительным отказом.
Личная жизнь
Первой любовью Изольды Извицкой был Вячеслав Коротков, студент режиссерского факультета Ленинградского вуза. Но эти отношения быстро закончились.
Изольда Извицкая с Эдуардом Бредуном
Потом в личной жизни наступили перемены. Девушка встретила коллегу Раднэра Муратова, и прожила с ним три года. Брак был гражданским.
На съемочной площадке Изольда познакомилась с молодым актером Эдуардом Бредуном, и из-за него бросила Муратова. Их брак был официальным, но счастья женщине не принес. Именно за компанию с Эдуардом, она начала пить, пытаясь таким образом заглушить свои проблемы. Когда Эдуард ее бросил ради ее же собственной подруги, Изольда еще больше запила.
Смерть
Изольда Извицкая умерла 1 марта 1971 года. Ее тело было обнаружено в ее собственной квартире только спустя семь дней. Замок на двери был заперт изнутри. Медики установили, что актриса умерла от истощения, потому что перед этим долго голодала, принимая только алкоголь. Местом упокоения Изольды Извицкой стало Востряковское кладбище.
Фото: Могила Изольды Извицкой
Ровно через пятнадцать лет на этом же кладбище появилась и могила Эдуарда Бредуна.
Совсем недавно жители ее родного города Дзержинска создали музей, в котором хранятся все публикации, посвященные талантливой актрисе, ее личные вещи, переданные родными. Таким образом благодарные земляки почтили память безвременно ушедшей актрисы.
Избранная фильмография
- 1954 «Богатырь» идёт в Марто
- 1955 Первый эшелон
- 1956 Сорок первый
- 1958 Отцы и дети
- 1960 Человек с будущим
- 1962 Цепная реакция
- 1966 По тонкому льду
- 1969 Каждый вечер в одиннадцать
Ссылки
- Статья в газете «Аргументы и Факты»
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.