Иван шмелев певец биография личная жизнь
Группа: Администраторы
Сообщений: 6117=”unp”>
Статус: Offline
Звучало танго “Мне бесконечно жаль” А.Цфасмана. Пел Иван Шмелев.
Иван Дмитриевич Шмелев (1912-1960)
Иван появился на свет в городе Воронеж. Его отец, Дмитрий Шмелев, работал литейщиком на одном из заводов города.
По тем временам будущий артист получил неплохое образование. После окончания семилетней школы продолжил обучение в Фабрично-заводском училище и начинает работать слесарем на паровозоремонтном заводе им. Ф.Э.Дзержинского.
Пел Иван с тех самых пор, как себя помнил, – с малолетства. Выступать начал в школьной самодеятельности, принимать активное участие в хоре училища. В годы первых пятилеток широкое распространение находили так называемые агитбригады “Синие блузы”. Это было интересное явление в культурной жизни молодой республики.
Мы синеблузники, мы профсоюзники —
Нам всё известно обо всём,
И вдоль по миру свою сатиру,
Как факел огненный, несём.
«Синяя блуза» — агитационный эстрадный театральный коллектив, отражающий самые различные темы — от общеполитических и международных до мелочей быта, новое революционное массовое искусство. Существовал с начала 1920-х до 1933 года. Название дала одежда- свободная синяя блуза и черные брюки (или юбка), в которой стали выступать артисты.
Первый коллектив под названием «Синяя блуза» был организован в 1923 году в Московском институте журналистики на базе «живой газеты».
Инициатор движения, его создатель, автор и один из исполнителей — Борис Семёнович Гуревич (псевдоним Южанин).
После трудовой смены у Ивана сразу начиналась вторая – артистическая. Порой он и домой не успевал сбегать, а тут же, в заводской бытовке, умывался, прихорашивался на скорую руку и бежал на репетицию.
Дальнейшие события в его жизни развивались в точности как в известном фильме той поры о всесоюзном любимце публики теноре Сергее Лемешеве. Все сюжетные коллизии кинокартины «Музыкальная история» в точности накладываются на судьбу Шмелева.
– «Слушай, Иван, – не раз говорили ему товарищи по сцене, – тебе ведь вся стать – на актера учиться. Голос-то какой красивый! Называется ба-ри-тон!» Находились и шутники, всё переиначивавшие на свой лад: «Ну да – у него барский тон». Иван на шутников не обижался.
Вот товарищи и уговорили его поступить в музыкальный техникум. Вскоре по решению комсомольской организации он направляется на учебу в музыкальный техникум. Окончил Воронежский музыкальный техникум в 1935году. Сейчас это Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей. Училище располагалось в доме № 41 по проспекту Революции (ранее – Большая Дворянская). Здание было торжественно освящено в декабре 1913 года, сооружено на средства уполномоченного главной дирекции Императорского Русского музыкального общества A.M. Сомова – и преподнесено им в дар музыкальному училищу Воронежского отделения общества.
Говорят, что однажды Шмелева прослушала известная примадонна Мария Михайловна Марра-Непомнящая, солистка Лондонской королевской, московской и итальянской опер. Хотя в ту пору она уже не преподавала в Воронежском музыкальном техникуме, но изъявила желание самолично взглянуть на «способного мальчика» и осталась им довольна. «Должен выйти толк», – только и сказала примадонна, дослушав пение Шмелёва. А потом она же рекомендовала его в класс профессора Ксении Николаевны Дорлиак (урожденной Фелейзен) в Московскую консерваторию.
Но до консерватории надо было ещё дожить. А пока Иван Шмелёв исправно ходил на занятия, постигал азы вокала.
В начале мая тридцать пятого года по Воронежу расклеили небольшого формата афиши о премьере оперы «Севильский цирюльник». Газета «Коммуна», анонсируя спектакль, поместила заметку «Оперная постановка учащихся». В ней говорилось: «Студенты музыкального техникума подводят итоги учебного года постановкой оперы «Севильский цирюльник» Россини. В ней заняты выпускники и учащиеся старших курсов. Ставит оперу преподаватель Березняговский, работу с оркестром ведёт Потёмкин, с хором – С.Попов». Премьера состоялась 10 мая. Волновались все безумно.
Аня Дорохова, однокурсница Шмелёва, то и дело экзальтированно восклицала: «Нет, я не переживу эту премьеру! А если провалим? Тогда что делать?..» На что уравновешенный Шмелёв спокойно говорил: «Дура ты, Анька. Если б артисты кончали жизнь после каждой неудавшейся роли, то пришлось бы закрыть все театры. А потом всякая неудача должна так обозлить, так подстегнуть, чтобы из провальной роли получилась удача…»
Профессор Ксения Николаевна Дорлиак сразу же увидела в юном студенте незаурядные вокальные способности. Прилежно, с полной отдачей и увлечением изучал он основы вокальной техники, сценического мастерства и вскоре стал одним из самых любимых ее учеников. Не любимчиком, а именно любимым.
Никаких поблажек она ученику не делала, спрашивала и судила строго, потому что хоть и ценила его незаурядные вокальные способности, но основательно «прорабатывала» за малейшую леность.
Шмелёву жилось трудно и скудно, особенно поначалу. Провинциал из Воронежа, у которого в столице не было ни родственников, ни знакомых, никакой поддержки. А на жалкую стипендию даже при большом желании никак не проживёшь. И тогда Иван нашёл «халтуру».
В тридцать восьмом году он начал выступать в фойе столичного кинотеатра «Метрополь». В то время перед киносеансами принято было устраивать небольшие концерты для публики. Репертуара у него не было, и Шмелёв берёт популярные песни Леонида Утёсова. Иначе, с другой интонацией звучат в его исполнении «У самовара», «Подруженька», «Лимончики», «У окошка». Сразу после выхода на всесоюзный экран фильма «Весёлые ребята» он включил в свой репертуар знаменитую «Сердце, тебе не хочется покоя…». Потом спел песенки А.Цфасмана «Я в хорошем настроении», «Последний летний день».
Очередь за билетами в кинотеатр «Метрополь»
И в это же время, будучи студентом, прослушался в Московский музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. И его тут же приняли. Как на крыльях, прилетел он к Ксении Николаевне Дорлиак: «Я в труппе! Поздравьте меня!». Педагог была рада не меньше, чем ученик.
Но о том, что он продолжает выступать в кинотеатрах, Иван ни разу не обмолвился – боялся, что взбучки ему не миновать.
11 августа 1940 года он приехал на гастроли в родной Воронеж заранее. Днём он вышел прогуляться по городу. На проспекте Революции, на стене родного ему музыкального техникума висела афиша. На ней аршинными буквами значилось, что в Первомайском театре пройдут выступления джаз-ансамбля с участием солиста Московского музыкального театра имени И.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко Ивана Шмелёва.
Вечером, после демонстрации кинофильма «Человек в футляре», Иван вышел на эстраду сада НКВД вместе с джаз-оркестром под управлением Сырцилина.
В 1940 году его призывают в армию и он становится солистом Ансамбля песни и пляски НКВД, созданный осенью 1939 года по указанию Наркома внутренних дел СССР Л.П. Берии. Начальником ансамбля был назначен Борис Тимофеев. Среди участников коллектива — постановщики программы режиссёры С.Юткевич и Рубен Симонов, художник-оформитель П.Вильямс (также известен как автор декораций Большого театра), автор интермедий — драматург Н.Эрдман. Руководитель хора — А.Свешников, постановщики танцев — Асаф Мессерер и Касьян Голейзовский. Оркестр народных инструментов вёл гитарист А. Иванов-Крамской, дирижёр симфонического оркестра — М.Бек. Театральными постановками заведовал артист МХАТ М.Тарханов, а художественным руководителем ансамбля был назначен брат известного композитора — З.Дунаевский.
С ансамблем сотрудничал композитор Дм.Шостакович. Выходцами из этого ансамбля были будущие народные артисты СССР Ю.Силантьев, К.Хачатурян, кинодраматург Д. Храбровицкий, будущий режиссёр Театра на Таганке Ю.Любимов.
По прошествии лет Иван Дмитриевич не раз вспоминал, что школа Юткевича-Тарханова-Симонова позволила ему крепко встать на ноги, овладеть актерским мастерством.
Песенно-танцевальные ревю, поставленные ими, отличались умелой театрализацией, эффектным декорационным оформлением, продуманным монтажом номеров.
Это были не традиционные концерты, а театрализованные представления со сквозным сюжетом, который объяснял все хоровые, вокальные, музыкальные, танцевальные и прочие номера.
Молодой Шмелев стал в этих ревю одним из главных участников. А работа с С. И. Юткевичем, М. Н. Тархановым и Р. Н. Симоновым, помогавшими творческой деятельности ансамбля, научила его по-новому относиться к профессии певца, убедив, что сочетание в ней двух начал — вокального и артистического — должно быть обязательным.
В военные годы в репертуаре И.Шмелёва – «Тёмная ночь», «Шумел сурово Брянский лес» (кстати, эту песню он впервые исполнил в окопах под Ельней, а потом на импровизированных площадках в Брянских лесах), «Заветный камень» и, конечно же, «Три танкиста».
Был и Сталинград, и Воронежский фронт…
Второй Всесоюзный конкурс, намеченный на июнь 1941 года, удалось провести только в 1946 году после окончания войны. В состав жюри вошли Л.Утесов, С.Михалков, Хенкин, Смирнов-Сокольский и др.
Он стал лауреатом Второго всесоюзного конкурса артистов эстрады. В том же году он исполнил роль Дон Жуана в одноименной опере Моцарта, поставленной оперной студией Московской консерватории.
Но гастрольные поездки Ивана Шмелева не ограничивались концертными площадками Советского Союза, певец выезжал и в зарубежные гастроли. Польская газета “Дзенник польски” в 1948 году об одном из выступлений артиста писала: “Шмелев поет в лучших традициях, он настоящий мастер песни, обладающий прекрасным голосом и великолепной дикцией. Он в высшей степени музыкален, свободно чувствует себя на сцене, умеет сразу же установить контакт со слушателями. Публика не хотела прощаться с ним, так взволновал он ее сердца”.
Много раз в концертах выступал с Иваном Шмелевым и заслуженный артист РСФСР Владимир Бунчиков. Он очень ценил своего коллегу, считал его в числе лучших вокалистов того времени. По словам Владимира Александровича, голос Шмелева мог бы украсить даже оперную сцену, ведь у него были еще и блестящие актерские данные.
«Обладая приятным тембром голоса и незаурядным мастерством, Шмелев поет легко, свободно, как бы “разговаривая” песней. В его пении и тонкий лиризм, и душевная теплота, и юмор, а порой и доброе лукавство, – так писала об одном из его концертов газета “Коммунист Таджикистана».
Уже в конце войны и в первые послевоенные годы Шмелев пробует себя и в лирической танцевальной песне. Его мужественный баритональный тенор придавал сладковатым танго и бостонам особый характер, снимал с них налет приторности. Проникновенно и просто, очищенными от вычурности и придыханий, исполнял Шмелев с цфасмановским джазом завоевавшие мгновенный успех песни А. Цфасмана.
Голос И.Шмелёва, благодаря Всесоюзному радио, знала вся страна. Как знала Бунчикова и Нечаева, Утёсова и Бейбутова – самых популярных певцов сороковых-пятидесятых годов прошлого века.
Замечательный артист так и не удостоился каких-либо официальных званий. Он умер в сорок восемь лет в 1960 году.
Прошло много лет как не стало всенародного любимца.
И мне хотелось бы, что бы его имя не забывалось, как не забываются его песни, ведь помним же мы имена П.Лещенко, К.Сокольского, И.Юрьевой, В.Козина.
https://shanson-e.tk/forum….=173512
Я сегодня грущу
https://www.youtube.com/watch?v=roArED6uXJc
Уж совсем светло
https://www.youtube.com/watch?v=Tm1WXpH-9qE
Золотой вечер
https://www.youtube.com/watch?v=SXqbL5efSFk
Любовь, как песня
https://www.youtube.com/watch?v=iVn_gIZwpr4
Чем больше вижусь
https://www.youtube.com/watch?v=ZOCn7evLmTw
Исконно русская кровь была в жилах Ивана Шмелёва. Кто-то из предков его отца и деда-старовера выступал ещё при опальной царевне Софье в “ПРЯХ” (то есть в спорах) о вере истинной.
Обложка книги.
Обложка книги.
Обложка книги.
Обложка книги.
Обложка книги.
Обложка книги.
Обложка книги.
Обложка книги.
Обложка книги.
Обложка книги.
Обложка книги.
Обложка книги.
Родился будущий великий русский писатель в Кадашевской слободе в семье подрядчика 3 октября 1873 года. Коренной москвич, Иван Шмелёв знал и любил Москву. Самые ранние впечатления заронили в его детскую душу и мартовскую капель, и вербную неделю, и стояние в церкви и путешествия по старой Москве.
Несыпова Д.В. Портрет писателя И.С. Шмелёва.
Несыпова Д.В. Портрет писателя И.С. Шмелёва.
Несыпова Д.В. Портрет писателя И.С. Шмелёва.
Несыпова Д.В. Портрет писателя И.С. Шмелёва.
Несыпова Д.В. Портрет писателя И.С. Шмелёва.
Асфальт укрыл московские большие и малые ПОЛЯ, ПОЛЯНКИ, ВСПОЛЬЯ И ПЕСКИ, ГРЯЗИ, ГЛИНИЩА, МХИ, ОЛЬХИ, ДЕБРИ (или ДЕРБИ), КУЛИЖКИ И БОЛОТЦА, КОЧКИ, ЛУЖНИКИ, ВРАЖКИ-ОВРАГИ, ЕНДОВЫРВЫ И МОГИЛИЦЫ, а так же БОРЫ и великое множество САДОВ и ПРУДОВ.
В доме у Шмелевых было шумно: в кабинет к главе семейства часто приходили работники артели, на праздники для них накрывали столы во дворе. Писатель вспоминал в «Автобиографии»:«Здесь, во дворе, я увидел народ. Я здесь привык к нему и не боялся ни ругани, ни диких криков, ни лохматых голов, ни дюжих рук. Эти лохматые головы смотрели на меня очень любовно… Здесь я почувствовал любовь и уважение к этому народу, который все мог». Воспитателя сыну отец нашел среди своих же мастеровых – за будущим писателем смотрел пожилой Михаил Горкин. Глубоко верующий, он много говорил Шмелеву о боге, высшей справедливости и милосердии. Религиозной была и вся семья: по вечерам они вместе читали Евангелие, а по воскресеньям ходили в церковь.
У отца были теплые отношения с сыном. Сергей Шмелев готовил из него преемника: брал с собой на подряды, объяснял работу, разрешал сидеть в кабинете и слушать разговоры с мастеровыми. Когда будущему писателю было семь лет, отца сбросила лошадь и вскоре он скончался.
«Мы сидим в темноте, прижимаясь друг к дружке, плачем молча, придавленно, в мохнатую обивку. Я стараюсь думать, что папашенька не совсем умрет, до какого-то срока только… будет там, где-то, поджидать нас… И теперь папашеньку провожают в дальнюю дорогу, будут читать отходную. И все мы уйдем туда, когда придет срок…» Иван Шмелев «Лето господне» .
Мать шестерых оставшихся без отца детей, Евлампия Шмелёва была очень строга с детьми и работниками. Иван Александрович с неохотой вспоминал про неё. А жена Ивана Бунина, Вера говорила про неё, что Ваню пороли, и «веник превращался в мелкие кусочки». Он страдал нервным тиком :”Вместо уговоров Евлампия Гавриловна бралась за розги. Если замечала, что у сына дергается щека, давала оплеуху”.
Учась в Шестой московской гимназии, которая находилась недалеко от Третьяковской галереи, он уже проявлял недюженный писательский талант. А первым, кто это заметил, былФёдор Цветаев, учитель словесности и дядя Марины Цветаевой. В отличие от других преподавателей он давал ученикам творческую свободу: они могли сами выбирать тему и жанр письменных работ. За лирическую зарисовку «Летний дождь в лесу» будущий писатель получил пятерку с тремя плюсами. Ученик пробовал писать и фантастику: его рассказ про путешествие учителей на воздушном шаре на Луну передавали в школе из рук в руки.
Любовь у Шмелёва была с первого взгляда и одна на всю жизнь!
Весной 1891 года будущий писатель познакомился с Ольгой Охтерлони. Они встретились в доме Шмелевых. Она приехала во время каникул к своим родственникам, снимавшим комнаты в верхнем этаже . Ольга Алекасндровна принадлежала к обедневшему дворянскому роду, заканчивала обучение в Санкт-Петербургском женском патриотическом институте ( учреждён в 1822 году вместо Сиротского училища для детей офицеров, погибших в Отечественной войне 1812 года). Очень красивая, с огромными голубыми, как небо глазами, скромная и спокойная. САМА ЛЮБОВЬ! Иван сразу и навсегда влюбился.
Вскоре она переехала в Москву. Влюбленный Шмелев каждый день ходил к ней в гости, пропуская занятия. Чтобы его не отчислили, он пошел на хитрость: отправлял от имени матери объяснительные записки в гимназию. Вскоре обман открылся, но наказания удалось избежать, за ученика вступился Федор Цветаев.
Первым опубликованным в 1894 году (в журнале “Русское обозрение”) произведением Шмелёва стал рассказ “У мельницы”. Шмелёв писал про него: «Рассказ был жуткий, с житейской драмой, от «я». Я сделал себя свидетелем развязки, так ярко, казалось, сделал, что поверил собственной выдумке». В этом же году Иван поступил на юридический факультет Московского университета. Там он увлёкся трудами натуралиста Дарвина, социолога Спенсера, антрополога Летурно. Шмелев вспоминал: «Я питал ненасытную жажду «знать»… это знание уводило меня от самого важного знания – от источника Знания, от Церкви ». В следующем, 1895 году Иван и Ольга поженились и провели свой медовый месяц на острове Валаам. По пути Шмелевы заехали в Троице-Сергиеву Лавру получить благословение от отца Варнавы, которого Иван знал еще с детства. «Подходим, – писал Шмелев в очерке «У старца Варнавы». ” Я как будто прежний, маленький, ступаю робко … Кладет мне на голову руку, раздумчиво так говорит: «Превознесешься своим талантом». Всё. Во мне проходит робкою мыслью: «Каким талантом… этим, писательским?» Страшно думать”.
Этот очерк был опубликован лишь в 1897 году с большими сокращениями (27 страниц убрали): о пьянстве и лицемерии монахов . Книга не пользовалась спросом, и её издание пришлось продать букинисту. После этого Шмелев долго ничего не писал.
В январе 1897 года у Шмелева и Охтерлони родился сын Сергей. Семья жила скромно, денег не хватало. Иван зарабатывал частными уроками в свободное от учёбы время. К ученикам он ходил пешком: экономил на извозчиках, даже если приходилось идти в другую часть города. В 1898 году Шмелев закончил университет, и его отправили отбывать воинскую повинность. А в 1901-м году пришлось по службе перехать во Владимир. где писатель возобновил своё творчество. Сначала это были детские рассказы, потом произведения о “маленьком человеке”. Эти вещи критика высоко оценила, и Шмелёв, наконец, уверовав в своё предназначение, в 1907 году переезжает с женой и сыном обратно в Москву.
На заседании Общества Любителей Русской Словесности писатель познакомился с Иваном Буниным – членом творческого кружка «Среда». В 1909 году туда вступил и Шмелев. Участниками объединения были известные литераторы: Леонид Андреев, Максим Горький, Александр Куприн. Через три года Иван Шмелев также вступил в организованное Горьким товарищество «Знание», которое владело собственной типографией.
- В 1911 году Шмелев опубликовал повесть «Человек из ресторана». Текст сразу перевели на испанский, голландский, шведский, немецкий и французский языки. В статье «Русская литература» Корней Чуковский отмечал: «…Иван Шмелев написал, совершенно по-старинному, прекрасную, волнующую повесть … Он сумел так страстно, так взволнованно, так напряженно полюбить тех Бедных людей, о которых говорит повесть, – что любовь заменила ему вдохновение … Рассказ для меня безукоризнен, я бы в нем не изменил ни черты… »
- После февральской революции жить в Москве стало сущим адом, и Шмелев с женой решили уехать жить в Крым.
- В декабре 1917 года писатель опубликовал очерк «Про модные товары», где он критиковал большевиков за то, что «у них нет любви ни к народу, ни к Родине». Весь следующий год Шмелев писал повесть «Неупиваемая чаша» о набожном крепостном, который стал художником. Она вышла отдельной книгой в 1920 году за рубежом.
- В 1920 году Красная Армия заняла Крым. Сына Сергея Шмелёва, который воевал на стороне «белого» генерала Деникина, расстреляли вместе с другими военнослужащими. Родители ничего не знали о его судьбе и оставались в Алуште и надеялись найти его среди живых.
- В 1922 году они всё же возвращаются в Москву, где Ивана Сергеевича при встречах не узнавали прежние знакомцы и друзья.Наконец, с помощью друзей, им разрешают выехать из страны. Сначала в Берлин, а потом во Францию (по приглашению И. Бунина).
- Вера Бунина записала тогда в своём дневнике 27 июля 1923 года: «На вечерней прогулке Ив. С. опять вспоминает сына, плачет. Он винит себя, винит и мать, что не настояли, чтоб он бежал один, без них. Но все дело, конечно, что у них всех трех не было физиологического отвращения к жизни с большевиками». Шмелёву назначили стипендию от фондов помощи русским писателям.
Шмелев написал эпопею «Солнце мертвых» о том, чему сам был свидетелем: о войне, репрессиях и голоде. Крым для автора – зловещий мир, начало пути изгнанника. События книги разворачивались с 20 августа 1921 по март 1922 года . Произведение перевели на несколько языков. После её выхода Шмелев приобрёл известность в Европе.. В России книгу признали «антисоветской и злобной».
Антон Деникин с женой и внуками и Иван и Ольга Шмелёвы.
Антон Деникин с женой и внуками и Иван и Ольга Шмелёвы.
Антон Деникин с женой и внуками и Иван и Ольга Шмелёвы.
Антон Деникин с женой и внуками и Иван и Ольга Шмелёвы.
На чужбине, сошлись три русских Ивана – Иван Шмелёв, Иван Ильин и Иван Бунин – в чьих сердцах навсегда осталась любовь к России. Дружил он и с Бальмонтом, и с Деникиным, и с Кульманом, В. Ладыжинским, Куприным. Сильно скучал по России, где его совсем вычеркнули из списков соотечественников, а внесли в списки врагов. «Воздуху мне нет, я чужой здесь, в этой страшной шумом Европе. Она меня еще больше дырявит, отбивает от моего. Хоть в пустыню беги – на Афон – ищи Бога”, так писал он критику В. Зеелеру в феврале 1930 года.
С 1933 года Шмелев работал над автобиографической книгой «Лето господне» с очерками о дореволюционной Москве и купеческой жизни.
Писатель ещё много пишет: рассказов, повестей и очерков, становится понятно, что он несёт знамя аскетизма, святости и веры в бога – так углубился он в богословие и изучение жизни святых, старцев и священников православия российского.
Но в 1936 году умирает ЛЮБИМАЯ ЖЕНА ОЛЬГА. Она была для него ВСЕМ: женой, возлюбленной, секретарём, машинисткой, нянькой, тихим утешением и прибежищем в горестные годы и на чужбине… Как он теперь без неё? В письме к Ильину он писал: «Полное опустошение, тупость, отчаяние. Вчера – выл, зверем выл в пустой квартире. Молитва облегчает, как-то отупляет. Вера – я силой ее тяну, – не поднимает душу. Все – рухнуло».
Оккупацию в Париже он сначала воспринял, как освобождение от идей коммунизма, но вскоре понял, что нацизм – ещё большее зло. В 1943 году он чуть не погиб во время бомбардировки Парижа союзными войсками: снаряд попал в часть комнаты и обрушил её.
Жил он, почти на грани нищеты до конца своей жизни. 24 июня 1950 года он поехал посмотреть Покровский монастырь недалеко от Парижа. Там у Шмелева случился сердечный приступ, и в этот же день он скончался. Похоронен он был в Париже, рядом с женой. Но очень хотел, чтобы его прах был в родной земле, в Москве. Лишь в 2000-м году прах писателя и его единственной и неповторимой любви, его Ольги, был перенесён на кладбище Донского монастыря.
Слева прежняя могила супругов Шмелёвых на парижском кладбище, а справа – на Донском.
Слева прежняя могила супругов Шмелёвых на парижском кладбище, а справа – на Донском.
Слева прежняя могила супругов Шмелёвых на парижском кладбище, а справа – на Донском.
Слева прежняя могила супругов Шмелёвых на парижском кладбище, а справа – на Донском.
Слева прежняя могила супругов Шмелёвых на парижском кладбище, а справа – на Донском.
Рассказывают, что во время отпевания над их могилой, сквозь толпу прорвался молодой мужчина и попросил бросить горсть земли из захоронения их сына Сергея, найденного в Крыму – он специально прилетел для этого.
Конечно же, я понимаю, что Ольга Александровна достойна более длинного и подробного рассказа, но сведений о ней сохранилось не много.
Надеюсь, что хоть частично смогла донести, что она была скромной, трудолюбивой, любящей женой, настоящей страстотерпицей и соратницей великого Ивана Шмелёва. Но он был с ней счастлив, не смотря на все страдания.
В очередной раз благодарю тех, кто дочитал и, возможно, поставил оценку и даже, может быть, подписался на канал.