Иван семенович козловский биография личная жизнь

Иван семенович козловский биография личная жизнь thumbnail

Ива́н Семёнович Козло́вский (11 [24] марта 1900, с. Марьяновка, Киевская губерния, Российская империя — 21 декабря 1993, Москва, Россия) — советский и российский оперный и камерный певец (тенор), режиссёр оперы. Народный артист СССР (1940). Герой Социалистического Труда (1980). Народный артист Украины (1993). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1949).

Биография[править | править код]

Иван Козловский родился 11 (24) марта 1900 года в селе Марьяновка (ныне Васильковского района, Киевской области, Украина) в крестьянской семье.

Могила И. С. Козловского на Новодевичьем кладбище Москвы.

С 7 лет пел в хоре Михайловского монастыря в Киеве, где был замечен духовным композитором А. А. Кошицем. Вскоре стал петь в хоре Троицкого народного дома в Киеве (театр Н. К. Садовского), позже — солист Большого академического хора.

В 1917—1920 годах учился в Высшем музыкально-драматическом институте им. Н. Лысенко (ныне Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого) (вокальный факультет, класс Е. А. Муравьёвой).

Во время службы в РККА (1920—1923) в Полтаве участвовал в спектаклях Полтавского передвижного музыкально-драматического театра (с 1922). Спел в этом театре свою первую крупную партию — Фауста («Фауст» Ш. Гуно). В 1924 году — в труппе Русской государственной оперы в Харькове (ныне Харьковский театр оперы и балета имени Н. В. Лысенко). В 1925—1926 годах — солист Государственного оперного театра им. А. В. Луначарского в Свердловске (ныне Екатеринбургский театр оперы и балета).

В 1926 году был приглашен в Большой театр (Москва). Дебютировал в роли Альфреда («Травиата» Дж. Верди), с первых лет службы в театре, исполняя главные теноровые партии, приобрел популярность и массу почитателей, в конце 1930-х становится одним из любимых певцов И. Сталина.

В конце 1930-х выступал также вместе с созданным в 1936 году Государственным джаз-оркестром СССР под управлением В. Н. Кнушевицкого. Осталось несколько записей исполнения певцом с джаз-оркестром специально написанных для него эстрадных и джазовых произведений (танго «Беседка», блюз «Утро и вечер»).

В 1938 году создал Государственный ансамбль оперы СССР и стал художественным руководителем этого коллектива (1938—1941). Выступал как оперный режиссёр. Поставил ряд опер, исполнив в них главные партии («Вертер» Ж. Массне, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Орфей и Эвридика» К. Глюка, «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова, «Катерина» Н. Н. Аркаса, «Джанни Скикки» Дж. Пуччини).

В 1945 году гастролировал в Румынии и Чехословакии.

В 1954 году, находясь на пике популярности, навсегда покинул Большой театр. Причины этого решения до сих пор до конца неизвестны.

Певцу посвящены фильмы «Певец Иван Семёнович Козловский» (1960) и «Иван Семёнович Козловский» (1978). В 1983 снялся (камео) в фильме «И жизнь, и слёзы, и любовь», в 1993 году — в документальном фильме «Друг, помолись за меня».

Автор книги «Музыка — радость и боль моя» (Москва, 1992)[2].

И. С. Козловский умер 21 декабря 1993 года в Москве от острой сердечной недостаточности. Гражданская панихида прошла 24 декабря в Большом театре[3]. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Семья[править | править код]

  • Брат Фёдор, пел в церковном хоре, в 1919 году уехал на гастроли в Европу и не вернулся.
  • Первая жена (1920—1937) — актриса Александра Алексеевна Герцик (1886—1964).
  • Вторая жена (1937—1963) — актриса Г. Е. Сергеева (1914—2000).
    • Дочь Анна Ивановна Козловская (1938—2007).
    • Дочь Анастасия Ивановна Козловская (1940)
      • Внучка Анна Юрьевна Козловская-Тельнова (1966)[4][5].

Награды и звания[править | править код]

  • Герой Социалистического Труда (1980)
  • Заслуженный артист РСФСР (2 июня 1937)
  • Народный артист СССР (1940)
  • Народный артист Украины (3 марта 1993 года)[6]
  • Сталинская премия первой степени (1941) — за выдающиеся достижения в области вокально-драматического искусства
  • Сталинская премия первой степени (1949) — за исполнение партии Юродивого в опере «Борис Годунов» М. П. Мусоргского
  • Государственная премия Украинской ССР им. Т. Г. Шевченко (1990) — за развитие и обогащение украинской музыкальной культуры и концертные выступления последних лет
  • Пять орденов Ленина (1939, 1951, 1970, 1976, 1980)
  • Орден «Знак Почёта» (1937)
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Творчество[править | править код]

Большое место в творческой жизни занимала концертная деятельность (выступал с 1919). В репертуаре певца были песни разных народов, в первую очередь русские и украинские, старинные русские романсы, классические песни западных композиторов.

Нередко в свои программы включал произведения, так или иначе связанные с религиозной тематикой. Например, исполнил и записал ряд произведений И. С. Баха (арии из кантат и книгу напевов Шемели). Также участвовал в редких для того времени концертах русской духовной музыки. До наших дней дошли записи его соло во «Всенощной» С. В. Рахманинова, в «Разбойнике благоразумном» П. Г. Чеснокова и ряде других православных песнопений.

Подготовил и записал программу, состоящую из украинских рождественских колядок. Колядки были записаны и исполнены со сцены.

По словам Н. Д. Шпиллер, «голос Козловского никогда не отличался особой мощью. Но свободное извлечение звука, умение концентрировать его позволяло певцу „прорезать“ большие пространства. Козловский может петь с любым составом оркестра и с любым ансамблем. Его голос звучит всегда чисто, звонко, без тени напряжения. Эластичность дыхания, гибкость и беглость, непревзойденная легкость в верхнем регистре, отточенная дикция — поистине безупречный вокалист, с годами доведший владение голосом до высшей степени виртуозности…»[7]

Среди лучших работ певца специалисты выделяют партии Юродивого («Борис Годунов»), Герцога («Риголетто»), Лоэнгрина («Лоэнгрин»), Дубровского («Дубровский»), Индийского гостя («Садко»), Ленского («Евгений Онегин»). Б. А. Покровский охарактеризовал творческий вклад певца следующим образом: «И. С. Козловский — это яркая страница в истории отечественного оперного искусства. Лирика восторженного поэта из оперы Чайковского; гротеск прокофьевского принца, влюбленного в три апельсина; вечно юный созерцатель красоты Берендей и певец „далекой Индии чудес“ Римского-Корсакова, лучезарный посланец Грааля Рихарда Вагнера; обольстительный герцог Мантуи Дж. Верди, его же мятущийся Альфред; благородный мститель Дубровский… Среди большого списка великолепно исполненных ролей есть в творческой биографии И. С. Козловского и подлинный шедевр — образ Юродивого в опере М. Мусоргского „Борис Годунов“. Создание классического образа в оперном театре явление очень редкое…»[7] П. Пичугин писал: «…Ленский Чайковского и Юродивый Мусоргского. Трудно найти во всей русской оперной классике более несхожие, более контрастные, даже в известной степени чуждые по своей чисто музыкальной эстетике образы, а между тем и Ленский, и Юродивый — едва ли не в равной степени высшие достижения Козловского. …Есть в мировом театре роли (их немного!), что давно слились в нашем представлении с тем или иным выдающимся актером. Таков Юродивый. Он навсегда останется в нашей памяти как Юродивый — Козловский»[7].

Читайте также:  Владислав панфилов биография личная жизнь

Певец внёс большой вклад в музыкальную сокровищницу России, посещая деревни, слушая, обрабатывая и исполняя деревенские напевы, романсы, страдания. Так, он услышал от И. М. Москвина, аранжировал напев тогда неизвестного автора и первым записал романс «Я встретил вас…» Л. Д. Малашкина на стихи Ф. И. Тютчева. Романс был опубликован композитором в 1881 году и забыт. Впоследствии стал чрезвычайно популярным у певцов.

И. С. Козловский выступал на сцене до 87 лет.

Козловский и Лемешев[править | править код]

И. С. Козловский и С. Я. Лемешев выступали в Большом театре в одно время, в 1930—1950-х годах. В связи с этим отмечено курьёзное противостояние поклонников и, главным образом, поклонниц этих певцов (так называемых «козловитянок» и «лемешисток»)[8]. Оба артиста-тенора были кумирами довоенной Москвы. Оба тенора были мастерами вокала, давшими советской сцене много новых, сильнейших образов. И. С. Козловскому было свойственно чувство острого, едкого юмора, он с большим блеском исполнял характерные роли. Талант С. Я. Лемешева наиболее полно раскрывался в лирических, романтических партиях. Вместе Козловский и Лемешев спели в 1948 году для О. Л. Книппер-Чеховой на юбилее театра.

Некоторые оперные партии[править | править код]

Актёрские работы в кино[править | править код]

  • 1942 — Концерт фронту — исполнитель песен, вокальные партии: «Арлекин», «Яр хмель»
  • 1943 — Киноконцерт к 25-летию Красной Армии
  • 1951 — Большой концерт — Владимир («Князь Игорь») / Ленский «Евгений Онегин»
  • 1954 — «Борис Годунов» (фильм-опера) — юродивый
  • 1958 — Поэма о море — Кобзарь
  • 1967 — Самая высокая… (фильм-спектакль)
  • 1983 — И жизнь, и слёзы, и любовь — камео

Дискография[править | править код]

(полные записи опер)

  • 1937 — «Евгений Онегин» П. И. Чайковского — Владимир Ленский; с П. М. Норцовым и Е. Д. Кругликовой
  • 1941 — «Князь Игорь» А. П. Бородина — Владимир Игоревич; с А. И. Батуриным, С. Г. Пановой и Н. А. Обуховой
  • 1947 — «Травиата» Дж. Верди — Альфред; с Е. В. Шумской и П. Г. Лисицианом
  • 1947 — «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно — Ромео; с Е. В. Шумской
  • 1947 — «Фауст» Ш. Гуно — Фауст, версия с М. О. Рейзеном, Е. В. Шумской и И. П. Бурлаком
  • 1948 — «Фауст» Ш. Гуно — Фауст, версия с А. С. Пироговым, Е. В. Шумской и П. Г. Лисицианом
  • 1948 — «Севильский цырюльник» Дж. Россини — Граф Альмавива, версия с Н. А. Нелиной
  • 1948 — «Евгений Онегин» П. И. Чайковского — Владимир Ленский; с А. А. Ивановым и Е. Д. Кругликовой
  • 1948 — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского — Юродивый, версия с А. С. Пироговым
  • 1949 — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского — Юродивый, версия с М. О. Рейзеном
  • 1949 — «Риголетто» Дж. Верди — Герцог; с А. А. Ивановым и И. И. Масленниковой
  • 1949 — «Вертер» Ж. Массне — Вертер’; с М. П. Максаковой
  • 1950 — «Садко» Н. А. Римского-Корсакова — Индийский гость; с Г. М. Нэлеппом и Е. В. Шумской
  • 1950 — «Демон» А. Г. Рубинштейна — Синодал; с А. П. Ивановым и Т. Е. Талахадзе
  • 1951 — «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова — Моцарт; с А. С. Пироговым
  • 1952 — «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка — Орфей; с Е. В. Шумской
  • 1953 — «Чио-Чио-сан» («Мадам Баттерфляй») Дж. Пуччини — Пинкертон; с Е. В. Шумской
  • 1953 — «Севильский цирюльник» Дж. Россини — граф Альмавива; с В. М. Фирсовой, И. П. Бурлаком и М. О. Рейзеном
  • 1953 — «Лоэнгрин» Р. Вагнера — Лоэнгрин; с Е. В. Шумской и С. Г. Пановой
  • 1955 — «Дубровский» Э. Ф. Направника — Владимир Дубровский; с А. П. Ивановым и Н. С. Чубенко
  • 1955 — «Богема» Дж. Пуччини — Рудольф; с Е. В. Шумской, А. В. Яковенко и И. П. Бурлаком
  • 1957 — «Русалка» А. С. Даргомыжского — Князь; с Е. Ф. Смоленской, А. Ф. Кривченей и В. И. Борисенко
  • 1957 — «Лоэнгрин» Р. Вагнера — Лоэнгрин; с Е. В. Шумской и Е. Ф. Смоленской
  • 1957 — «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова — Берендей; с В. М. Фирсовой и Г. П. Вишневской
  • 1983 — «Галька» С. Монюшко — Йонтек; с Е. Н. Зименковой и И. А. Морозовым

Память[править | править код]

  • В Киеве именем певца назван переулок Ивана Козловского (Печерский район), где 8 октября 2008 года открыт памятник артисту[9] (скульптор В. И. Зноба).
  • Именем И. Козловского названа музыкальная школа в Москве[10], при которой находятся Фонд и Музей им. И. С. Козловского[11].
  • В его честь выпущены почтовая марка и памятная монета Украины.
  • В 2010 году снят документальный телефильм «Иван Семёнович Козловский: Вера… Надежда… Любовь…» (режиссёр — Юлия Коваленко).
  • В 1995 году создан благотворительный фонд поддержки оперного и балетного искусства им. И. С. Козловского.
  • В 2001 году в честь 100-летия И. С. Козловского постановлением Кабинета министров Украины и решением Киевсовета была создана Творческая Гостиная мастеров оперного и балетного искусства «Духовное наследие имени Ивана Козловского». В 2006 году она выпустила двойной диск «Навсегда с Украиной» с записями из архива украинского радио.
  • В 2013 году создан Художественно-концертный центр имени И. Козловского Киевского национального академического театра оперетты — многофункциональное театрально-концертное учреждение культуры.
  • В Марьяновке, родном селе певца, установлен памятник работы А. Ф. Игнащенко.

В литературе[править | править код]

  • Рассказ В. Ю. Драгунского «Слава Ивана Козловского»
  • Поэма В. В. Ерофеева «Москва — Петушки»

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Иван Семёнович Козловский. Сайт «Герои страны».
  • Козловский Иван Семёнович: Голосом как хлебом одарил // tvkultura.ru
  • Дарский И. «Пел я сладостною скрипкой…» // vestnik.com
  • Этот непосредственный и великий Козловский // zn.ua
  • Секрет вечной молодости Ивана Козловского // narod.ru
  • Вехи культуры // rosculture.ru  (недоступная ссылка) Проверено 12 июля 2020.
  • Биография на сайте Belcanto.ru
  • Могила Ивана Козловского // novodevichye.com

Источник

С детства Иван Козловский увлекался музыкой и сразу после окончания церковной школы поступил в музыкальный институт. Уже в 26 лет он стал солистом Большого театра и исполнял ведущие партии в популярных операх – «Борис Годунов», «Фауст», «Евгений Онегин». Козловский создал Государственный ансамбль оперы СССР – коллектив, который популяризировал классическую музыку.

Иван Козловский 1

Иван Козловский. 1930-е. Фотография: Мультимедиа арт музей, Москва

Иван Козловский 1

Иван Козловский в роли Владимира Ленского в опере «Евгений Онегин». Фотография: 24smi.org

Иван Козловский 1

Иван Козловский. 1920-е. Москва. Фотография: Николай Свищов-Паола / Мультимедиа арт музей, Москва

Иван Козловский родился 24 марта 1900 года в украинском селе Марьяновка в крестьянской семье. С ранних лет будущий певец занимался с родителями музыкой: отец учил его играть на гармонике, а мать – петь.

Детство Козловского прошло в Киеве, где он учился в церковной школе. В семь лет будущего певца отдали в хор при Михайловском Златоверхом монастыре. Козловский пел и в школьном коллективе. Позднее исполнитель вспоминал: «В школе не только пел в хоре, но и получил право проводить занятия в одной из его групп». На одном из концертов Козловского заметил композитор Александр Кошица. По его предложению исполнитель стал выступать в хоре Троицкого народного дома в Киеве.

Читайте также:  Фото анна каменкова биография личная жизнь муж

Родители Козловского хотели, чтобы после окончания школы он поступил в семинарию и стал священником. Однако вместо этого он по рекомендации Кошицы подал документы в Высший музыкально-драматический институт имени Н. Лысенко (сейчас – Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И.К. Карпенко-Карого). Певец стал студентом вокального класса Елены Муравьевой.

«Муравьева безошибочно определяла, какими гранями должен засверкать тот или иной голос, как помочь ему обрести свою неповторимую форму.

Елена Александровна между тем никогда не была диктатором: не заставляла людей петь так, как пела сама. Но если человек сходил с правильной звуковой позиции, всегда могла подсказать, в чем его ошибка»

В 1920 году Козловский окончил музыкальный институт. Вскоре он записался добровольцем в Красную Армию. Служил певец в инженерной бригаде недалеко от Полтавы. Вместе с другими армейскими музыкантами Козловский участвовал в спектаклях Полтавского оперного театра, давал концерты на фабриках и в колониях для беспризорных. Выступал артист и на сцене Полтавского передвижного музыкально-драматического театра – пел в спектаклях «Наталка Полтавка» и «Вий». Кроме того, Козловский занимался верховой ездой. Его внучка Анна Козловская вспоминала: «Дед с детства любил лошадей. Он хорошо держался на лошадях, умело ими управлял и с удовольствием за ними ухаживал. Свою привязанность к лошадям он пронес через всю жизнь». Однажды артист даже выиграл заезд среди деятелей культуры.

Позднее в газете «Знамя перемен» он писал: «Помимо того, что я пел в опере, приезжал на спектакль верхом на лошади, я же играл и в драматических спектаклях — «Парижская коммуна», например». В Полтаве Козловский впервые исполнил партию Фауста из одноименной оперы Шарля Гуно. Руководство театра пригласило на главную роль начинающего артиста, потому что другие актеры заболели: в городе тогда началась эпидемия испанского гриппа. Спектакль прошел с успехом. Кроме Козловского, в нем играл известный тогда оперный певец Платон Цесевич. По его рекомендации артист получил еще одну крупную роль – Ленского в «Евгении Онегине».

В 1923 году Козловского пригласили в Русскую государственную оперу в Харьков, а еще через год он переехал в Свердловск (сейчас – Екатеринбург). Там он служил в Свердловском Государственном оперном театре имени А.В. Луначарского: исполнял главные партии в операх «Фауст», «Кармен» и «Травиата».

В 1924 году на гастроли в Свердловск приехала труппа Московского Художественного театра. Ее артисты часто бывали на спектаклях с участием Козловского и рассказали о нем Владимиру Немировичу-Данченко. Режиссер пригласил певца уехать с его театром на гастроли в Европу, но Козловский отказался – не хотел разрывать контракт со Свердловским оперным театром. Позднее он вспоминал: «Бывают моменты, когда понимаешь заманчивость предложения, но не можешь его принять».

Иван Козловский 2

Иван Козловский в роли Берендея в опере «Снегурочка». Государственный академический Большой театр России, Москва. Фотография: mail.russian-records.com

Иван Козловский 2

Иван Козловский (в центре) в роли Юродивого в опере Mодеста Мусоргского «Борис Годунов». 1948–1949. Государственный академический Большой театр России, Москва. Фотография: Семен Мишин-Моргенштерн / Мультимедиа арт музей, Москва

Иван Козловский 2

Иван Козловский в роли Альфреда в опере «Травиата». Государственный академический Большой театр России, Москва. Фотография: mail.russian-records.com

Уже в 1926 году Ивана Козловского пригласили в Большой театр. Первым спектаклем с его участием стала опера «Травиата» по мотивам романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Постановку посетил режиссер Всеволод Мейерхольд со своей женой Зинаидой Райх. Они познакомились и подружились с Козловским. Спустя несколько лет Мейерхольд пригласил певца сыграть в спектакле «Дама с камелиями». Козловский писал: «Получив письмо Зинаиды Райх, в котором говорилось о предложении Мейерхольда, я очень взволновался и обрадовался». Артисту пришлось отказаться от предложения Мейерхольда из-за загруженности.

В конце 1920-х Козловский стал одним из самых популярных исполнителей Большого театра. Он пел в операх «Евгений Онегин», «Снегурочка», «Любовь к трем апельсинам» и других. Оперная певица Наталья Шпиллер вспоминала: «В середине двадцатых годов в Большом театре появилось новое имя — Иван Семенович Козловский. Тембр голоса, манера пения, актерские данные — все в молодом тогда артисте изобличало ярко выраженную, редкую индивидуальность».

Славу Козловскому принесла постановка «Борис Годунов», в которой он исполнил Юродивого. Всего же у певца было больше тридцати партий в различных операх. Он стал солистом Большого театра. Музыковед Геннадий Голубин писал: «Во всех ролях он был прекрасен Он учитывал и эпоху, и костюм, и манеру поведения на сцене и, конечно, грим Козловский был даровитым драматическим актером».

Выступал Козловский и с концертами народной и эстрадной музыки, пел романсы, арии, религиозные композиции. Нередко артист гастролировал по СССР, в том числе с Государственным джаз-оркестром. Скульптор Сергей Коненков вспоминал: «Слушать пение Ивана Семеновича Козловского поистине большое наслаждение. Его украинские песни мелодичны, полны очарования и вдохновения».

Иван Козловский 3

Иван Козловский. Фотография: Борис Таиров / Мультимедиа арт музей, Москва

Иван Козловский 3

Иван Козловский. 1958. Фотография: Сергей Васин / Мультимедиа арт музей, Москва

Иван Козловский 3

Иван Козловский в роли Орфея в опере «Орфей и Эвридика». Фотография: mail.russian-records.com

В 1938 году в Москве по инициативе Козловского создали Государственный ансамбль оперы СССР. Певец хотел популяризировать классическую музыку, поэтому в репертуар коллектива вошли адаптированные под массового слушателя партии из опер.

«Наш Ансамбль будет выступать на концертной эстраде. Мы вовсе не собираемся механически переносить оперный спектакль на концертную площадку. Мы стремимся создать новое зрелище, оперу-концерт, сохранив при этом непрерывность действия и его сюжетного развития.

Певцы, выступающие в спектакле, должны не только петь, но и пытаться создать образы и жить ими на сцене. Перед участниками спектакля была поставлена трудная задача — без декоративного оформления, без грима, без театральных костюмов постараться создать психологически оправданные образы героев оперы»

Специально для Государственного ансамбля оперы Козловский поставил несколько опер, главные роли в них он исполнил сам. Это были спектакли «Вертер» Жюля Массне, «Орфей и Эвридика» Кристофа Глюка, «Моцарт и Сальери» Николая Римского-Корсакова и другие. В 1941 году за «выдающиеся достижения в области вокально-драматического искусства» артист получил Сталинскую премию первой степени.

Читайте также:  Катя клэп биография личная жизнь

После начала Великой Отечественной войны Козловский вместе с коллективом Большого театра был эвакуирован в Куйбышев (сейчас – Самара). Несколько раз исполнитель выезжал с концертами на фронт. Он выступал перед солдатами в местах боевых действий, в госпиталях. Специально для армии Козловский записал несколько радиоконцертов. Позднее исполнитель вспоминал: «Война — какая это была проверка силы человеческого духа! Мне кажется, что она еще так недалеко — память цепко хранит ее. А самое яркое впечатление — радостное чувство Победы».

Иван Козловский 4

Иван Козловский со второй женой – Галиной Сергеевой. Фотография: kinoistoria.ru

Иван Козловский 4

Иван Козловский со второй женой – Галиной Сергеевой и дочерьми. Фотография: Дмитрий Бальтерманц / Мультимедиа арт музей, Москва

Иван Козловский 4

Иван Козловский (стоит в центре) на стадионе. 1 декабря 1956–31 января 1957. Москва. Семен Мишин-Моргенштерн / Мультимедиа арт музей, Москва

Иван Козловский был женат дважды. Его первой супругой стала актриса Александра Герцик. Они познакомились в Полтаве в 1919 году и вскоре поженились. Герцик на тот момент была популярной актрисой, а Козловский учился в музыкальном институте. В театральных кругах певца прозвали «мужем самой Герцик». Ради Козловского актриса оставила карьеру в Полтаве. Она последовала за ним сначала в Харьков, а затем в Свердловск и Москву.

В 1934 году на отдыхе в Крыму Козловский познакомился с актрисой Галиной Сергеевой, которая стала его второй женой. В браке у супругов было двое детей – дочери Анна и Анастасия. Вскоре после рождения второго ребенка Козловский и Сергеева расстались. Больше певец не женился.

Козловский любил розыгрыши и часто подшучивал над своими коллегами в театре – прибивал гвоздями к полу галоши, завязывал морским узлом концертные брюки. Певец писал: «Ах, эти милые розыгрыши! Часто они вспоминаются с улыбкой и грустью».

В свободное время Козловский посещал скачки. Он был знаком с командующим 1-й Конной армией СССР Семеном Буденным. Вместе артист и военачальник ходили на Московский ипподром, обсуждали новые породы лошадей.

«Отец

любил шутить, провозглашать длинные тосты, разыгрывать друзей, проявляя при этом бурную фантазию и даже озорство; любил лошадей, любил играть в теннис, плавать в море; говорил женщинам замечательные комплименты, галантные, изысканные, даже если его соседке на каком-нибудь банкете было за восемьдесят, любил животных, детей… Но больше всего на свете он любил Музыку. И ради этой великой своей страсти готов был жертвовать всем»

Иван Козловский 5

Иван Козловский в роли Юродивого в опере Mодеста Мусоргского «Борис Годунов». 1948–1949. Государственный академический Большой театр России, Москва. Фотография: Семен Мишин-Моргенштерн / Мультимедиа арт музей, Москва

Иван Козловский 5

Иван Козловский в роли Кобзаря в художественном фильме Юлии Солнцевой «Поэма о море» (1958)

Иван Козловский 5

Иван Козловский поет с детьми. 1990. Марьяновка, Киевская область, Украина. Фотография: Сергей Смирнов / ОАО «Газета Известия»

В конце 1940-х Козловский продолжал выступать в Большом театре и давать концерты. В 1948 году совместно с Сергеем Лемешевым он пел на юбилее вдовы Антона Чехова Ольги Книппер-Чеховой. Бывал исполнитель и за границей – ездил на гастроли в Румынию и Чехословакию.

В 1949 году Козловский вновь исполнил роль Юродивого в опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов». За нее артист получил свою вторую Сталинскую премию. Спустя несколько лет эту же роль Козловский сыграл в фильме-опере Веры Строевой «Борис Годунов». Певец вспоминал: «Мне не стыдно признаться: я сам не сразу оценил, например, «Бориса Годунова» Но зато сейчас я не могу ни одну оперу поставить рядом с этим гениальным творением».

В 1954 году Козловский покинул Большой театр. На тот момент он был одним из самых популярных его исполнителей. Причину своего решения певец не объяснял.

Музыку Козловский не оставил. Он гастролировал по СССР с концертами. Артист записал несколько новых пластинок с украинскими народными песнями, колядками. Козловский стал одним из первых исполнителей романса композитора Леонида Малашкина на стихи Федора Тютчева «Я встретил вас». Певец увидел в букинистическом магазине сборник старинных партитур, в котором была записана эта мелодия.

Снимался Козловский и в кино. В 1958 году он сыграл в картине Юлии Солнцевой «Поэма о море», в 1967 году – в фильме-спектакле «Самая высокая…». В роли самого себя артист появился в ленте Николая Губенко «И жизнь, и слезы, и любовь».

В 1970 году Козловский открыл на собственные деньги в родном селе Марьяновка детскую музыкальную школу. Козловский сам подбирал преподавателей для этого учебного заведения и закупал оборудование. Несколько раз певец выступал с хором Марьяновской музыкальной школы.

«Если сократить расстояние между городом и деревней в смысле выравнивания условий для получения музыкального образования

какое будет духовное обогащение для грядущего поколения! Оттого в каждой школе села, где есть учитель пения, как это бывало и ранее, должно звучать стройное детское пение. Как это настраивает к гармоничному восприятию мира — переоценить невозможно Оттого музыкальные школы в отдаленных от центра селах — радостное явление, и оно должно быть всячески поддержано. Этим школам надо помочь, особенно на первых порах, инструментами, книгами, знанием и опытом, доброжелательностью»

Козловский давал концерты до 87 лет. В последние годы жизни артист писал мемуары. В 1992 году он опубликовал книгу воспоминаний «Музыка – радость и боль моя».

Умер Иван Козловский 21 декабря 1993 года. Исполнителя похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Вскоре после смерти певца его родственники и друзья учредили Фонд имени И.С. Козловского для помощи начинающим артистам. С 2000 года организация вручает специальный приз лучшим певцам России, а с 2011 года в Москве проводится Фестиваль-конкурс теноров имени И.С. Козловского.

Источник