Иван рыжов биография личная жизнь
Биография
Иван Рыжов — талантливый советский актер, в полной мере реализовавшийся и на театральной сцене, и в кинокадре. Каждая роль Ивана Петровича запоминалась зрителям, а цитаты его героев из фильмов «Калина красная» и «Цыган» даже сейчас вспоминаются киноманами.
Детство и юность
Будущий актер родился 25 января 1913 года. Родина Рыжова — деревня под названием Зеленая Слобода (теперь это Раменский район Московской области). Родители Ивана Петровича были крестьянами. С детства мальчик привык к тяжелому труду и даже не помышлял о карьере актера. Однако, как это часто случается, все решил случай. Школьный класс Рыжова однажды повезли в Москву, где дети сходили в театр. С того момента сцена стала мечтой мальчика.
Иван Рыжов в молодости
Иван Рыжов лелеял план «побега» в столицу. До 17 лет юноша трудился в колхозе и даже занимал должность бригадира. Но затем все-таки решился попробовать собственные силы и отправился покорять Москву. Рыжову удалось поступить в актерское училище при Театре революции. В 1935 году Иван Петрович окончил учебу, став дипломированным актером и открыв новую страницу собственной биографии.
Фильмы
Сразу после училища Рыжов поступил на службу в Театр революции, на сцену которого и выходил до 1940 года. Затем актера пригласили на киностудию «Союздетфильм» (теперь это киностудия имени Максима Горького). Первый фильм с участием Ивана Рыжова вышел годом раньше. Это была картина «Кубанцы», где Иван Петрович предстал в образе есаула Сороки. Первая роль в кино не принесла актеру сумасшедшей популярности, однако стала полезным опытом работы в кадре.
Иван Рыжов в фильме «В тылу врага»
Вслед за первой ролью последовали и другие киноработы, фильмография Ивана Рыжова постепенно пополнялась новыми образами. Актер сыграл в картинах «В тылу врага», «Первопечатник Иван Федоров», «Кащей Бессмертный». Ивану Петровичу отлично удавались и эпизодические персонажи, и герои второго плана.
По мнению критиков, в молодости Иван Рыжов, несмотря на внушительный список работ, не сумел найти собственное амплуа. Его персонажи из «Ревизора», «Сказание о земле Сибирской» и даже «Тихого Дона» (по одноименному произведению Василия Шукшина) оказались не лучшими ролями актера. Но ближе к 50-летнему юбилею актер все же обрел нишу, в которой и полюбился зрителям и режиссерам: образ эдакого деда, добродушного и умудренного жизненной мудростью.
Иван Рыжов в фильме «Кащей Бессмертный»
Именно таким актера представляли поклонники: простоватым, но неизменно добрым и по-народному мудрым. И, по утверждению коллег Ивана Рыжова, таким артист и был в реальной жизни — всегда готовым поддержать советом и участием. Интересно, что Иван Петрович почти не использовал грим: для его ролей хватало накладных усов и бороды. Фото Ивана Рыжова в то время хранились, пожалуй, в коллекции каждого любителя киноискусства.
Ивану Рыжову долгое время не доставались главные роли, персонажи актера были в лучшем случае второстепенными. Однако каждый образ актер отыгрывал так, как будто от этого зависела судьба фильма.
Иван Рыжов в фильме «Цыган»
Его герои Андрон Овчинников в картине «Тени исчезают в полдень», старший мастер в «Неисправимом лгуне», домоуправ в трогательном фильме «Белый Бим Черное Ухо», председатель колхоза в фильме «Вас ожидает гражданка Никанорова» вызывают в зрителе желание воскликнуть: «Верю!».
Первая главная роль досталась Ивану Рыжову в 1976 году. Речь идет о картине Александра Митты «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». Здесь актер предстал в образе боярина Гаврилы Ртищева. Арапа Ибрагима Ганнибала сыграл Владимир Высоцкий, его возлюбленную Наталью — актриса Ирина Мазуркевич, в образе Петра I зрители увидели Алексея Петренко.
Иван Рыжов в фильме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»
В 1980 году Ивана Рыжова наградили званием Народного артиста РСФСР. На съемочной площадке актер проработал без малого до 90 лет. Последняя картина с участием Ивана Петровича – «Пионерка Мэри Пикфорд» – вышла в 1995 году.
Личная жизнь
Личная жизнь Ивана Рыжова сложилась счастливо: оказалось, что Иван Петрович – однолюб. Единственной женщиной в жизни лицедея стала актриса Нина Никольская. С будущей женой Иван Петрович познакомился в стенах родного «Союздетфильма», куда симпатичная девушка пришла устраиваться на работу. В интервью Иван Рыжов вспоминал, что с первого взгляда влюбился в Нину Никольскую, но из-за стеснения постоянно повторял девушке, что совершенно ей не пара. Но подобные слова совершенно не смутили Никольскую.
Иван Рыжов и его жена Нина Никольская
Влюбленные вскоре начали жить вместе, не расписываясь, а в 1941 году, перед эвакуацией в Таджикистан, зарегистрировали официальный брак. В интервью актер признавался, что хотел бы воспитывать много детей. Но у пары родилась только одна дочь. Девочку назвали Татьяна.
Как утверждали знакомые и друзья семьи Рыжовых, дом актера всегда был открыт для гостей, а отношениям супругов можно было только позавидовать. Нина Никольская ушла из жизни в 2003 году. Иван Петрович до последнего дня ухаживал за больной супругой и тяжело переживал ее кончину.
Смерть
После смерти любимой жены здоровье актера окончательно пошатнулось. Однако умер Иван Рыжов не из-за болезни: трагедия случилась по нелепой случайности. У Ивана Петровича закружилась голова, и мужчина упал, сильно порезав руку о стекло в двери. Приехавшая «скорая» увезла артиста в больницу имени Сергея Боткина, но по какой-то причине врачи даже не остановили кровотечение, только перемотав руку бинтом.
К истекающему кровью мужчине долгое время никто не подходил, дежурная медсестра никак не могла дозваться врача. Когда медики все-таки зашили рану, было уже поздно. Для пожилого человека такая кровопотеря оказалась смертельной.
Могила Ивана Рыжова
Сердце актера не выдержало нагрузки. Примечательно, что никто из врачей не узнал в скромном пожилом человеке всенародно любимого артиста. 15 марта 2004 года Иван Рыжов скончался.
Печально, но смерть актера осталась практически незамеченной. Панихида состоялась в небольшом храме при больнице. На прощание пришли только родственники и несколько бывших коллег. Могила Ивана Рыжова расположена на Перепечинском кладбище в Московской области.
Фильмография
- 1939 – «Кубанцы»
- 1944 – «Кащей Бессмертный»
- 1955 – «Матрос Чижик»
- 1958 – «Трудное счастье»
- 1960 – «Алешкина любовь»
- 1963 – «Понедельник – день тяжелый»
- 1964 – «Сказка о потерянном времени»
- 1968 – «Угрюм-река»
- 1972 – «Печки-лавочки»
- 1973 – «Калина красная»
- 1984 – «Тихие воды глубоки»
- 1988 – «Елки-палки»
- 1991 – «Царь Иван Грозный»
- 1993 – «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»
- 1995 – «Орел и решка»
Иван Рыжов — биография
Фильмография этого актера состоит в основном из ролей второго плана. Но его персонажи – простые, мудрые и добрые люди иногда запоминались больше, чем писаные красавцы. Герои Ивана Рыжова были доброжелательными и искренними, с незамысловатым народным юмором. Рыжов и сам был таким, поэтому иногда казалось, что он совершенно не играет, а просто живет на экране.
Популярность к актеру Ивану Рыжову пришла, когда он переступил свой сорокалетний юбилей. Его «образ деда» почти во всех фильмах запоминался с первого раза, а фразы, которые произносил в кадре его герой, стали настоящими цитатами.
Детство
Родился Иван Рыжов 25.01.1913 года в небольшой подмосковной деревушке с поэтическим названием Зеленая Слобода. Семья мальчика была обычной, крестьянской, в которой почетное место всегда отводилось труду.
Фото: Иван Рыжов в молодости
Родители сами тяжело работали и приучали сына не бояться тяжелого труда. Детство было как у всех, мечты у него были самые прозаичные. Пока в жизни мальчика не произошло событие, которое перевернуло его судьбу и заставило задуматься о будущем. Школа, где учился Ваня, поехала в столицу чтобы посмотреть спектакль в театре. И мальчик по-настоящему заболел сценой.
Москва
Иван очень хотел учиться в театральном, поэтому постоянно думал, как это осуществить. Парень усердно работал в родном колхозе, его даже поставили бригадиром. Но в какой-то момент понял, что пришло время воплотить в жизнь детскую мечту и стать актером. Рыжов уехал в столицу и блестяще поступил, став студентом актерского училища при Театре Революции.
В 1935-м он успешно выпускается из училища, получает диплом и навсегда связывает свою биографию с искусством.
Фильмы
Ивана Рыжова взяли на работу в Театр Революции, в котором он и прослужил до 1940 года. Потом он получил приглашение от студии «Союздетфильм». В 1939 году состоялся дебют Ивана в кино. Он снялся в фильме «Кубанцы», сыграл есаула Сороку. Эта первая работа не сделала его известным, зато помогла научиться держаться в кадре.
Актера Рыжова начали приглашать на съемки. Его фильмография пополнилась ролями в картинах «В тылу врага», «Первопечатник Иван Федоров», «Кащей Бессмертный». Его называли героем эпизода и мастером второго плана.
Рыжову никак не удавалось определиться с собственным амплуа, поэтому его герои были такими разноплановыми. Картин было много, но особой любовью актерские работы того периода не пользовались. Реализовать свой мощный потенциал как актера у Ивана получилось только после его 40-летия. Он примерил на себя «роль деда» и, как оказалось, она пришлась по душе многочисленным зрителям. От его персонажей веяло добродушием, мудростью и какой-то теплотой.
Таким он и остался в памяти поклонников – простоватый, добрый и умудренный жизнью. Эти качества относились и к самому артисту, он никогда никому не отказывал в помощи, принимал участие в судьбе друзей и знакомых, давал полезные советы. Актера Рыжова практически никогда не гримировали, максимум, что использовалось, это накладные усы и покладистая борода. Фотографию Рыжова можно было найти у всех, кто любил проводить вечера у голубых экранов.
У Рыжова почти не было главных ролей, но это не мешало актеру выкладываться в полную силу. Он старался работать так, будто его герой и был самым главным в этом проекте и без него картина не получится.
Первую главную роль Иван Рыжов получил в 1976-м. Это был фильм «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», снятый режиссером А.Миттой. Иван сыграл Гаврилу Ртищева, другие роли достались Владимиру Высоцкому, Ирина Мазуркевич, Алексей Петренко.
Заслуги Ивана Рыжова в кинематографе не остались не замеченными, и в 1980-м он стал Народным артистом РСФСР. Он не покидал съемочную площадку почти до своего 90-летия. Последней работой актера Рыжова стал фильм «Пионерка Мэри Пикфорд», которую представили на суд зрителей в 1995-м.
Личная жизнь
В личной жизни актера Ивана Рыжова всегда было солнечно и светло. Причина проста – у него был долгий и счастливый брак и одна единственная любимая женщина. Рыжов был женат на актрисе Нине Никольской, с которой познакомился на работе – в родном «Союздетфильме». Девушка пришла к ним на работу, Иван увидел ее и понял, что пропал. Это была любовь с первого взгляда, но признаться сразу в своих чувствах актер стеснялся.
Фото: Иван Рыжов с семьей
Нина ответила взаимностью, и они начали совместную жизнь. Перед тем, как эвакуироваться в Таджикистан, молодые люди официально расписались. Ивану всегда хотелось, чтобы в их доме было много малышей, но родили только одного ребенка – дочку Татьяну.
Семья Рыжовых была открытой и гостеприимной, к ним можно было прийти даже без приглашения и всегда получить радушный прием хлебосольных хозяев. Отношения супругов всегда были предметом зависти всех, кто знал их семью. Нины не стало в марте 2003-го, она скончалась на руках супруга, который ухаживал за ней до последнего. Ее болезнь длилась долгих четыре года и все это время актер не снимался, отказывался от самых перспективных проектов, чтобы облегчить страдания своей любимой. Самого Рыжова не стало всего через год после кончины Нины.
Смерть
Смерть верной спутницы жизни отразилась на здоровье уже немолодого актера. Но причиной смерти самого Рыжова стала не болезнь, а нелепая халатность медиков. Иван Петрович почувствовал головокружение и упал, при этом глубоко ранив руку о разбитое стекло. На карете скорой помощи его доставили в больницу, но никто из медиков даже не попытался остановить кровотечение. Руку забинтовали и забыли.
Рыжов истекал кровью, а дежурившая на посту медсестра так и не могла докричаться до врачей. Когда необходимая помощь была оказана и рана зашита, оказалось, что драгоценное время упущено. Иван Рыжов умер от сильной кровопотери, оказавшейся фатальной. Сердце остановилось.
Фото: Памятник Ивану Рыжову
Врачи даже не поняли, что перед ними великий артист, отдавший всю свою жизнь служению людям. Иван Рыжов умер 15.03.2004 года.
Факт смерти актера не был предан широкой огласке. Не было традиционного прощания и пышной панихиды, как принято в таких случаях. Церемония прошла в больничном храме в присутствии родственников и нескольких коллег по кинематографу.
Местом упокоения Ивана Рыжова стало Перепечинское кладбище под Москвой.
Избранная фильмография
- 1941 — Первопечатник Иван Фёдоров
- 1947 — Рядовой Александр Матросов
- 1953 — Чук и Гек
- 1956 — Драгоценный подарок
- 1958 — Тихий Дон
- 1961 — Командировка
- 1964 — Одиночество
- 1970 — Один из нас
- 1979 — Экипаж
- 1985 — Возвращение Будулая
- 1988 — Ёлки-палки!
- 1995 — Орёл и решка
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рыжов; Рыжов, Иван.
Ива́н Андре́евич Рыжо́в (1866—1932) — русский актёр. Заслуженный артист Республики (1925). Актёр Малого театра с 1892. Из артистической династии Музиль—Рыжовых: муж народной артистки СССР Варвары Николаевны Музиль-Рыжовой, отец народного артиста СССР Николая Ивановича Рыжова.
Биография[править | править код]
Иван Андреевич Рыжов родился в Москве в 1866 году. В 1875 году в возрасте девяти лет его определяют в Московское театральное училище. В те времена в училище было только балетное отделение, и по окончании школы учеников обычно распределяли в Большой и Малый театры: способных к балету — в Большой, остальных — в Малый, в драму.
Рыжова, как способного к балету, после окончания училища в 1882, принимают в балетную труппу Большого театра. Однако ещё находясь в стенах училища отрок живёт мечтами о драматическом театре: на скопленные от завтраков пятачки покупает билеты на спектакли Малого в спектаклях которого блистают Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова, Н. А. Никулина, И. В. Самарин, М. П. Садовский, А. П. Ленский, А. М. Решимов, Н. И. Музиль. Иногда учеников из театрального училища брали для участия в толпе в спектаклях Малого театра; среди них был и Рыжов. Танцуя уже в балете Большого, Иван Андреевич свободное от спектаклей Большого театра время отдает любительским спектаклям.
В 1888, после шести лет работы в балете Рыжов решает перейти в драматический театр. Он пишет прошение управляющему Московской конторой императорских театров Пчельникову о переводе его в Малый театр. Пчельников, одобряя решение Рыжова, предлагает Рыжову поступить, одновременно оставаясь танцовщиком Большого театра, на специальные курсы драматического искусства, которые были организованы в то время по предложению Островского.
В 1889 году Иван Андреевич поступает на курсы драматического искусства в класс Правдина, и, как ему ни тяжело совмещать работу в Большом театре с учением на драматических курсах, он преодолевает все трудности и в 1892 году, кончив курсы, зачисляется в труппу Малого театра как драматический актёр. Имея прекрасную внешность, хороший рост: Рыжов элегантен, красив, у него великолепная, натренированная в балете фигура. Из возможных сценических амплуа: «любовник», «герой-любовник», «герой-неврастеник», «бытовой», «характерный» и другие, актёру наиболее подходит амплуа — «рубашечный любовник» — большая задушевность и прекрасная народная русская речь на сцене, с особым старомосковским ритмом.
Труппа Малого театра встретила Ивана Андреевича с необыкновенной сердечностью и теплотой. Уже осенью первого своего сезона работы в театре ему поручают роль Лаэрта в «Гамлете». Офелию играет М. Н. Ермолова, Гамлета — А. И. Южин, короля — Ф. П. Горев. Рыжов с честью выходит из этого испытания, и его артистический путь определён. Он с головой, весь без остатка, уходит в работу.
Г. Н. Федотова в свой двадцатипятилетний юбилей ставит «Василису Мелентьеву» Островского. Рыжову в этом спектакле поручается роль Андрея Колычева.
Н. А. Никулина в свой двадцатипятилетний юбилей ставит «Власть тьмы» Л. Н. Толстого, где Рыжов играет Никиту.
Он прекрасный Лионель в «Орлеанской деве» Шиллера, где Жанну д’Арк играет М. Н. Ермолова.
Все эти роли по праву наполняли сердце Рыжова гордостью, но эта гордость не отвлекала его от работы, не уводила его от творчества, а, наоборот, обязывала его к ещё большему труду, погружала его в тот глубокий, непрерывный артистический труд, который шлифует истинный талант. Это то, чем живёт каждый подлинный артист.
И сама обстановка Малого театра того времени, его огромная творческая насыщенность, великие артисты, с которыми Рыжову ежедневно приходилось соприкасаться, вести непрерывное общение в спектаклях, особенно обязывали трудиться «не покладая рук». В те годы Малый театр достиг полного расцвета, здесь умели создавать образы Шекспира, Шиллера, Гете, Виктора Гюго, Мольера, Грибоедова, Гоголя, Островского; умели с такой же лёгкостью, образностью разговаривать на языке Островского, как говорил он сам; умели сохранять живую русскую речь во всей её чистоте и величии. Всем этим жил и Рыжов.
Успех не покидает Ивана Андреевича долгие годы его артистического пути. За ним остаётся репутация серьёзного актёра, который не просто играет то, что положено или указано режиссёром, а умеет самостоятельно мыслить, раскрывать и заострять сценический образ, делать его объемным и живым. А. П. Ленский обратил внимание на Рыжова и в одной из своих докладных записок упоминает среди нескольких других и имя Ивана Андреевича Рыжова, отзываясь о нём как о ценном актёре.
Несмотря на то, что долгие годы Рыжов выступал в амплуа «любовников», у актёра не появилось «заштампованности» и его актёрский талант и дарование позволили ему, расширив свой творческий диапазон, переходить на более характерные роли.
Иван Андреевич был необыкновенно трудолюбив. Будучи занятым в спектаклях Малого театра, он преподавал в Филармонии по классу драмы и в школе Малого театра.
Каков был метод его преподавания? Несомненно, свой собственный — это прежде всего.
Из письма бывшей ученицы Рыжова, артистки М. И. Миллиоти:
«Иван Андреевич был последователем глубокого реализма. Он учил создавать живых людей. Я, например, играла у Ивана Андреевича отрывки: из „Воспитанницы“ — Надю, из „Поздней любви“ — Людмилу, из „Тушино“ — Людмилу; все это девушки, но все они разные по внутреннему и внешнему рисунку. И этого всегда добивался Иван Андреевич от всех нас. Он не выносил „слез“, а требовал глубоких чувств и умел подводить к этим чувствам, заставляя жить на сцене, действовать. Был врагом нарочитого жеста, доказывая, что жест — результат внутреннего движения, но в то же время следя, чтобы и такой жест был пластичен и красив. Иван Андреевич воспитывал нас на классиках, и прежде всего на Островском. А самое главное: он умел внушить нам подлинное артистическое горение, уважение к искусству, любовь к родному языку, любовь к театру. Он выращивал нас, как птенцов, пестовал нас в буквальном смысле этого слова, и на второй курс, в руки других преподавателей, мы уже попадали оперенными, отглаженными, выправленными и на что-то уже похожими. Иван Андреевич закладывал в нас фундамент любви к театру, к труду, и этот фундамент был прочным и крепким. Я уверена, что светлая память об Иване Андреевиче Рыжове живёт в сердце каждого из его учеников».
Иван Андреевич умер 11 января 1932. Похоронен на Ваганьковском кладбище в «семейный некрополь» Музиль-Рыжовых.
Семья[править | править код]
- Супруга — Варвара Николаевна Рыжова, Народная артистка СССР, актриса Малого театра.
- Сын — Николай Иванович Рыжов, Народный артист СССР, актёр Малого театра.
- Внучка — Татьяна Николаевна Рыжова, актриса Малого театра.
Творчество[править | править код]
Роли в театре[править | править код]
- Лионель («Орлеанская дева» Ф. Шиллера),
- Беляев («Месяц в деревне» И. С. Тургенева),
- Муров («Без вины виноватые» А. Н. Островского).
- Андрей Колычев («Василиса Мелентьева» Островского и С. А. Гедеонова),
- Никита («Власть тьмы» Л. Н. Толстого),
- Васильков («Бешеные деньги» А. Н. Островского),
- Вахрушин («Жулик» И. Н. Потапенко),
- Горич («Горе от ума» А. С. Грибоедова),
- Мастаков («Старик» М. Горькою),
- Кутов и («Любовь Яровая» К. А. Тренева)
- Стуков («Ясный Лог» К. А. Тренева),
- Болухатов («Огненный мост» Б.Ромашова)