Ирина печерникова биография личная жизнь дети
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 июля 2020;
проверки требует 1 правка.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Печерникова.
Ири́на Ви́кторовна Пече́рникова (род. 2 сентября 1945 года, Грозный) — советская и российская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1988).
Биография[править | править код]
Ирина Печерникова родилась 2 сентября 1945 года в городе Грозном.
Отец — Печерников Виктор Фёдорович (1907—2000).
Мать — Долина Любовь Петровна (1911—1986)[1].
С семьёй переехала в Москву. Жила на Ленинском проспекте.
Поступила в Школу-студии МХАТ, уже на втором курсе была приглашена в спектакль «Зима тревоги нашей». В 1966 году, по окончании школы-студии стала работать в Московском театре им. Ленинского комсомола, а с 1968 года — в Академическом театре им. Вл. Маяковского. В 1978—1990 годах играла в Академическом Малом театре.
В кино дебютировала в роли донны Анны в фильме-опере 1967 года «Каменный гость». Много снималась во второй половине 1960-х и в 1970-е годы с такими актёрами, как Вячеслав Тихонов, Иннокентий Смоктуновский, Олег Даль, Владимир Высоцкий и другие.
Была трижды замужем. Первым мужем стал польский музыкант Збигнев Бизонь. Вторым мужем Печерниковой был известный актёр Борис Галкин. Оба брака были скоротечными.
В 1990-е годы в связи с распадом Советского Союза Ирина Печерникова находилась в затяжном творческом кризисе. К творческим неудачам и невостребованности добавились проблемы с алкоголем.
Актриса сумела справиться с жизненными невзгодами и найти свою любовь в лице Александра Соловьёва, в 1997 году ставшего её третьим мужем. В браке они прожили три года. Детей у Печерниковой нет.
В 2010-е годы актрису вновь стали приглашать в кино и на телевидение, она стала участницей телешоу «Формула красоты».
О жизни и творчестве Ирины Печерниковой снят документальный фильм «Ирина Печерникова. Лекарство от одиночества» (2010)[2].
Творчество[править | править код]
Роли в театре[править | править код]
- 1966 — Театр «Ленком» — «Мольер» М. Булгакова — Арманда Бежар
- 1969 — Театр им. Маяковского — «Два товарища» В. Войновича
- 1977 — Театр имени Маяковского — «Венсеремос» Г. Боровика — Рита
- 1990 — Театр на Малой Бронной — «Джазмен». Автор и режиссёр В. Павлов
Репертуар в Малом театре
- 1977 — «Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера — Леонора
- 1977 — «Маленькая эта земля» Г. Джагарова — Снежа
- 1978 — «Ревнивая к себе самой» Т. де Молины — донья Магдалена
- 1979 — «Король Лир» У. Шекспира — Корделия
- 1979 — «Красавец мужчина» А. Н. Островского — Зоя Окоёмова
- 1980 — «Вызов» Г. Маркова и Э. Шима — Софья
- 1983 — «Дети Ванюшина» С. Найдёнова — Инна
- 1983 — «Утренняя фея» А. Касоны — Адела и Анжелика
- 1984 — «Накануне» И. Тургенева — Елена Стахова
- 1985 — «Федра» Ж. Расина — Арикия
- 1986 — «Человек, который смеётся» В. Гюго — Дея
- 1987 — «Игра» Ю. Бондарева — Ирина Скворцова
Роли в кино[править | править код]
- 1967 — Каменный гость — донна Анна (поёт Т. Милашкина)
- 1968 — Первая любовь — Зинаида Засекина
- 1968 — Доживём до понедельника — Наталья Сергеевна Горелова, учительница английского
- 1968 — Щит и меч
- 1970 — Любовь к трём апельсинам — Смеральдина
- 1973 — Города и годы — Рита Старцова
- 1973 — Открытие (Рукопись академика Юрышева) — Лиза
- 1973 — По собственному желанию — Полина Рязанова
- 1975 — Вариант «Омега» — Елена Ивановна Скорина, жена Сергея
- 1976 — Сказ про то, как царь Пётр арапа женил — графиня Луиза де Кавеньяк
- 1976 — Птицы наших надежд — Дина
- 1976 — Два капитана — Мария Васильевна Татаринова, мама Кати
- 1977 — Первые радости — Лиза Мешкова
- 1977 — Личное счастье — Ирина Замятина, актриса местного театра, жена Ильи
- 1978 — Однокашники — Тоня, любовница Лобанова
- 1978 — Человек меняет кожу — Валентина
- 1979 — Необыкновенное лето — Лиза Мешкова
- 1979 — Голубой карбункул — Катарина
- 1981 — 34-й скорый — Лёля
- 1985 — Набат на рассвете — Наталья Егоровна
- 1991 — Анна Карамазофф — узбечка
- 2001 — Не покидай меня, любовь — Тася, жена Геннадия
- 2007 — Последняя репродукция — Васса Андреевн
- 2020 — Земля Эльзы — Эльза, диплом «За самый пронзительный актерский дуэт» на фестивале экранизаций «Читка» (2019)[3]
Роли в телеспектаклях[править | править код]
- 1975 — Страницы журнала Печорина (фильм-спектакль) — княжна Мери
- 1976 — Мартин Иден (фильм-спектакль) — Руфь Морз / Тереза
- 1978 — Месяц длинных дней (фильм-спектакль) — Наталья, дочь Званцева
Роли в радиоспектаклях[править | править код]
- 1976 — «Считанные дни» Г. Немченко в постановке Московского академического театра имени В. Маяковского — Катя
- 1976 — «Мартин Иден» Д. Лондона — Руфь Морз (режиссёр Сергей Евлахишвили)
- 1978 — «Робин Гуд» роль Сесиль (инсценированный рассказ В. Дубровского по пьесе С. Заяицкого, режиссёр Б. Кондратьев)
- 1980 — «Ревнивая к себе самой» Т. де Молины — донья Магдалена (руководитель постановки Л. Хейфец, в ролях: В. Езепов, О. Мартьянов, Н. Верещенко, К. Моисеева)
Документальное кино[править | править код]
- 2010 — «Ирина Печерникова. Лекарство от одиночества»
- 2011 — «Бабье Лето». Ирина Печерникова в программе Сергея Майорова
- 2015 — «Ирина Печерникова. Мне не больно»
- «Мой серебряный шар». Ирина Печерникова программа Виталия Вульфа
Критика[править | править код]
Авторы справочника «Кино: Энциклопедический словарь» называют самой значительной ролью Печерниковой роль в фильме «Доживём до понедельника», а среди других работ выделяют фильмы «Города и годы», «Два капитана», «34-й скорый»[4].
Книги[править | править код]
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич. — М.: Сов. энциклопедия, 1987. — 640 с.
- Ольга Палатникова. Ирина Печерникова. — М. Союз кинематографистов СССР: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1979. — 20 с. — (Актеры советского кино). — 60 000 экз.
- Ирина Печерникова. Дожила до понедельника. — М.: Время, 2008. — 448 с. — (Диалог). — 5000 экз. — ISBN 978-5-9691-0368-9.
Ссылки[править | править код]
- Ирина Печерникова: «Я пила, чтобы отключиться…»
- Ирина Печерникова: Жизнь меня ломала, но не сломила
Биография
После выхода культовой картины «Доживем до понедельника» актриса Ирина Печерникова проснулась знаменитой. Ее популярность вышла далеко за границы Советского Союза. За рубежом Печерникову называли «советской Одри Хепберн с глазами олененка». Наверное, именно тогда молодая артистка поняла, что ее детская мечта сбылась в полном объеме.
Ирина Викторовна Печерникова появилась на свет в Грозном в начале сентября 1945 года. Вскоре после рождения дочери семья перебралась в столицу. На Ленинском проспекте, где поселились Печерниковы, жила известная актриса Руфина Нифонтова. Уже тогда будущая звезда школьной саги мечтала о сцене. Она тайком носила цветы знаменитой Нифонтовой, но никак не могла решиться вручить букет ей в руки. Поэтому Ира тихонько подкладывала цветы под дверь и убегала. Но однажды решилась. Когда недосягаемая звезда открыла дверь, девочка пролепетала, что тоже мечтает стать актрисой и спросила, что для этого нужно. Руфина Дмитриевна, подумав, коротко ответила своим грубовато-хриплым голосом: «Все». И закрыла дверь.
Ирина Печерникова в молодости
После такого исчерпывающего ответа Печерникова записалась во все кружки сразу: на гимнастику, фигурное катание и даже фехтование. Но главное, начала посещать драмкружок, который вела ученица великого Всеволода Мейерхольда. Именно она сумела подготовить Ирину к поступлению, причем выбрала ей вуз: непременно МХАТ.
Однако уверенности в том, что она поступит, у Ирины Печерниковой не было. Как утверждает актриса, поступила случайно. Решила, что сначала годик поработает в театре имени В. Маяковского, присмотрится к артистам, а поступать пойдет на следующий год.
Актриса Ирина Печерникова
А в Школу-студию МХАТ Ира заглянула только затем, чтобы посмотреть, как поступают другие. Несмело открыла двери в студию, где принимали экзамен, и тут же была замечена. Девушку пригласили войти и спросили, сколько ей лет. Ей было 16, но она прибавила еще год. А на вид тоненькой и невысокого роста девочке было не больше 13. На голове огромный капроновый бант. Из одежды – коричневое школьное платье и белые носочки. Поэтому ответ «17» был встречен дружным хохотом.
На просьбу что-то почитать Печерникова продекламировала стихотворение «Сеттер Джек» Веры Инбер и рассказала отрывок из пьесы «Дашенька, или История щенячьей жизни» Карела Чапека. И снова хохот. Тем не менее, ее приняли.
Театр
Творческая биография Ирины Печерниковой началась уже на 2-ом курсе Школы-студии. Ей доверили сложную и одновременно интересную роль в постановке «Зима тревоги нашей». Тотчас начинающая актриса узнала, что такое театральные интриги. За тонкой перегородкой гримерки Ирина услышала, как ее, совсем еще девчонку, не успевшую ни разу поцеловаться, обсуждали завистливые старшие коллеги. В том, что студентке доверили такую ответственную роль, они заподозрили ее любовную связь сразу с двумя режиссерами.
Ирина Печерникова в театре
Ира долго плакала, забившись в театральные декорации. Ее всхлипы с «подвываниями» услышал режиссер. Тогда он дал начинающей артистке дельный совет: «Запомни: если о тебе судачат – то ты или женщина необыкновенная, или актриса талантливая. Будешь плакать, когда о тебе перестанут говорить».
С тех пор подобные разговоры у себя за спиной Печерниковой доводилось слышать не раз. Иногда слухи имели под собой основания, но чаще нет.
После окончания вуза Ирину Викторовну приняли в Ленком, где она работала 2 года, до 1968-го. Но потом перешла в Театр имени В. Маяковского, в который мечтала попасть еще в юношестве, увидев «Гамлета». В «Маяковке» актриса задержалась на 10 лет. Оттуда ее переманил в свой театр, Академический Малый, известный режиссер Михаил Иванович Царев. Правда, сразу же предупредил, что года два ее «будут есть», а она по виду «съедобная».
Ирина Печерникова на сцене театра
Так и случилось. Ирину Печерникову ненавидели. Ей завидовали черной завистью. Ведь «новенькая» отобрала все репертуарные роли. Часто бывало, ей звонили перед премьерой и вкрадчивыми голосами угрожали изуродовать лицо кислотой или навести страшное проклятие.
Когда не стало Царева, которого артистка боготворила, ее жизнь в театре потеряла смысл. Лучшие роли были сыграны. Ей стало скучно и неинтересно. К тому же начались «лихие 90-е», сломавшие карьеру многим актерам. Не была исключением и Печерникова. От безысходности и ненужности актриса начала пить. Остановиться сумела только на краю пропасти.
Фильмы
Кинематографическая биография Ирины Печерниковой складывалась так же удачно, как и театральная. Это становится понятным после перечисления ее кино-партнеров: Вячеслав Тихонов, Олег Даль, Иннокентий Смоктуновский, Владимир Высоцкий, Юрий Богатырев.
Ирина Печерникова в фильме «Доживем до понедельника»
После удачного старта в лентах «Каменный гость» и «Первая любовь» Станислав Ростоцкий предложил молодой актрисе роль в своем пронзительном фильме «Доживем до понедельника». Режиссер искал новое, «не засвеченное» лицо. Картина вышла на экраны в 1968 году. Учительницу английского языка Наталью Горелову Печерникова сыграла на одном дыхании. Позже Ирина Викторовна призналась, что это была не игра, а сплошное удовольствие. Потому что на съемочной площадке царила атмосфера всеобщей любви и уважения, которую мог «внедрить» только Ростоцкий.
После фильма заговорили о романе Печерниковой и Тихонова. На самом деле никакого романа не было. Молодая актриса не то что флиртовать с мэтром стеснялась, девушка даже дышать при нем боялась. Влюбленность действительно была, но в своих мемуарах артистка назвала ее «уважительной».
Ирина Печерникова в фильме «Первая любовь»
Не было романа и с Олегом Далем, хотя Ирина Печерникова действительно была влюблена в звезду. Ради того, чтобы сниматься с ним, артистка, уже тогда знаменитая на всю страну, согласилась сыграть эпизод в картине «Вариант «Омега». Но Даль был женат. Его жена Лиза работала монтажером и оказалась интересной и яркой личностью. Пара всюду ходила, держась за руки. Поэтому, кроме дружеских отношений, с Далем ничего иного быть не могло.
Полуправдой оказался и приписываемый Печерниковой роман с Владимиром Высоцким. Пара играла вместе в картине «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». В своих мемуарах актриса поделилась, что в самом начале знакомства Высоцкий ее страшно раздражал. Артист часто бывал выпившим и старался ее ущипнуть. Знакомство оказалось нестандартным. Ирина, впервые услышав, как поет бард, тихо сказала: «Надо же, сам противный, а такую песню написал!». Но в повисшей после исполнения песни тишине Высоцкий эти слова услышал. Возможно, чтобы скрыть обиду или удивление, он громко расхохотался.
Ирина Печерникова в фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»
Позже, когда после короткого пребывания в Польше актриса вернулась в Москву, они опять встретились. Печерниковой творчество знаменитого на всю страну Высоцкого было совершенно неизвестно. Она спросила, написал ли он еще что-то, кроме «Паруса». И опять невероятно удивила и рассмешила барда.
Кажется, он действительно был влюблен в актрису с глазами олененка. Иначе не стал бы просить отца Иры, чтобы тот отпустил дочь на 3 дня. Получив согласие, Высоцкий посадил ни о чем не подозревающую Печерникову в машину и отвез в аэропорт. Они вместе полетели в Адлер, а оттуда поехали в Гагры. Там Владимир снимался вместе с Олегом Далем в картине «Плохой хороший человек». На второй день бард давал концерт в Сухуми. Как и все его концерты, этот прошел с аншлагом. Многие песни Высоцкий посвящал прекрасной спутнице, которая краснела, когда все оборачивались посмотреть на нее.
Ирина Печерникова в фильме «Два капитана»
Однако бард любил Марину Влади. А Печерниковой быть любовницей не хотелось.
Своей любимой ролью в кино актриса называет Марию Татаринову из фильма «Два капитана». Хотя она едва не отказалась от этой работы. Дело в том, что режиссер Евгений Карелов пригласил ее на роль матери Кати. При этом Катю играла почти ровесница Печерниковой – Елена Прудникова. Ирина обиделась, на что Карелов ей сказал: «Я пригласил именно вас, потому что мне нужен образ женщины, которую три мужика любят всю свою жизнь».
В эти годы актриса не сходила со страниц «Советского экрана», публикации с рецензиями и многочисленными фото следовали одна за другой.
Ирина Печерникова в фильме «По собственному желанию»
Среди запомнившихся зрителям работ Ирины значится главная роль в фильме «По собственному желанию». Ее партнером на экране стал Евгений Киндинов. Вскоре последовала работа в киноповести «Человек меняет кожу», где играли Игорь Костолевский, Борис Хмельницкий, Лариса Удовиченко. В драме «Необыкновенное лето» Ирина Печерникова исполнила роль Лизы Мешковой. А в 1981 году ее ждала работа в популярном советском фильме-катастрофе Андрея Малюкова «34-й скорый». Ирина тогда перевоплотилась в пассажирку-безбилетницу, а в главных ролях блистали Лев Дуров, Елена Майорова и Александр Фатюшин.
Еще одна страница в творчестве Ирины Печерниковой – участие в телеспектаклях. Актриса представляла героинь постановок «Страницы журнала Печорина», «Мартин Иден», «Месяц длинных дней».
Ирина Печерникова в спектакле «Мартин Иден»
В 1990-х актриса почти не снималась, но фильмография актрисы пополнилась проектом, который был положительно воспринят международными критиками. Ирина сыграла в драме «Анна Карамазофф», которая была представлена позднее на Каннском фестивале. Вместе с Татьяной Друбич Печерникова перевоплотилась в узбечку.
В 2000-х она появилась на экране дважды. Печерникова согласилась на небольшие роли в картинах «Не покидай меня, любовь» и «Последняя репродукция». Но при этом Ирина Викторовна утверждает, что совершенно не сожалеет о своей невостребованности в новом веке. Она говорит, что после сыгранных ролей с Далем и Тихоновым ей трудно смотреть на то, что сегодня называют кинематографом.
Зрители снова вспомнили о легенде в 2010-м, когда ее пригласили на шоу «Формула красоты». Печерниковой была сделана пластическая операция, после которой актриса удивительно помолодела. Далее последовало участие в программах «Раскрывая тайны. Звезды», «Автограф по субботам», «Бабье лето», «Ирина Печерникова. Мне не больно». Приглашал актрису в авторский проект «Серебряный шар» и искусствовед Виталий Вульф.
Позднее актриса не раз становилась героиней авторских передач. В ток-шоу «Наедине со всеми» Ирина Печерникова рассказала Юлии Меньшовой о главных событиях своей жизни. В эфире передачи артистка вспомнила, что еще в самом начале кинокарьеры Леонид Гайдай предложил ей главную роль в «Кавказской пленнице». Режиссер обратился к молодой актрисе с предложением сняться в сцене с осликом в качестве пробы в новую комедию, но Ирина тогда работала над ролью донны Анны в экранизации произведения Александра Пушкина, поэтому отказалась от столь сомнительного предложения. Позднее Леонид Гайдай неоднократно при встрече подшучивал над Печерниковой.
Личная жизнь
Первым мужем актрисы стал польский музыкант Збигнев Бизон. Молодые люди познакомились, когда актриса во время съемок сломала обе ноги. Друзья, чтобы встряхнуть ее, привели на концерт джаз-группы «Бизоны». Такой и увидел ее Збигнев – с палочкой. Роман вспыхнул мгновенно.
Ирина Печерникова с первым мужем
Пара долго созванивалась и переписывалась. Потом они, чтобы не разрываться между странами, решили расписаться. Но вместе смогли прожить недолго: Ирине не хватало театра. Актриса сильно скучала по своим родным. Так долго продолжаться не могло. Пара рассталась.
Второй раз личная жизнь Ирины Печерниковой изменилась после встречи с актером Борисом Галкиным. Молодые люди познакомились в Малом театре, где артистка в то время служила, а Галкин ставил дипломный спектакль. Сначала он влюбился в ее портрет, висевший в фойе, а потом и в сам «оригинал». Через пару месяцев после знакомства они поженились. Но Борис любил Ирину, а она в то время любила лишь театр.
Ирина Печерникова и Борис Галкин
По словам актрисы, настоящая любовь пришла к ней в 51 год, когда актриса снова встретилась с Александром Соловьевым, сыгравшим Красавчика в «Зеленом фургоне». Они познакомились еще в 1969-ом. Но не тогда, а гораздо позже, в 1986 году, поняли, что между ними не просто влечение, а настоящая любовь. Но в то время у Соловьева подрастал маленький сын. Ирине не хотелось разбивать семью и строить счастье на чужих разбитых судьбах.
Они встретились снова в конце 1990-х. Сын Александра вырос и стал студентом.
Ирина Печерникова и Александр Соловьев
В 1997-м Печерникова и Соловьев обвенчались в церкви на Арбате. Короткие 3 года отвела им судьба на огромное, невероятное счастье. А в канун 2000-го актера нашли с травмой головы на клумбе. Он скончался, не приходя в сознание, в клинике Склифосовского 1 января. И если бы милиционер, который нашел актера, не вспомнил, что видел его в «Зеленом фургоне», Соловьева похоронили бы как неизвестного.
Полгода актриса провела в больнице с тяжелейшим нервным расстройством. Потом были долгие годы страшной депрессии и нежелания жить и видеть людей. Кажется, только недавно знаменитая актриса начала видеть мир в красках и хоть изредка появляться на публике.
Ирина Печерникова
Так получилось, что своих детей у актрисы не было, но Печерникова научилась находить гармонию в любых проявлениях жизни. Еще в 90-е годы актриса приобрела деревенский дом, где и проводит время с мая по октябрь. У актрисы есть небольшой огород, она любит прогулки по лесу. По словам друзей, Печерникова – прекрасный кулинар, борщи и пироги Ирина Викторовна считает своим коньком. В молодые годы Ирина Печерникова легко осваивала иностранные языки. Французский актриса выучила за семестр в Школе-студии МХАТ, а разговорный английский освоила за месяц пребывания в Лондоне. До сих пор Ирина Печерникова хорошо говорит по-польски.
Еще одно увлечение актрисы, которое она сохранила со времен студенчества, – изучение творчества Леонардо да Винчи. Ирина убеждена, что с этим человеком ей было бы о чем поговорить, если бы существовала возможность такой встречи.
Ирина Печерникова сейчас
Сейчас с Ириной Печерниковой на экраны вышла еще одна передача.
В 2017 году актриса появилась в ток-шоу Бориса Корчевникова «Судьба человека», где подробно рассказала о том, как непросто складывалась ее жизнь.
Фильмография
- 1968 – «Доживем до понедельника»
- 1968 – «Щит и меч»
- 1970 – «Любовь к трем апельсинам»
- 1973 – «По собственному желанию»
- 1975 – «Вариант «Омега»
- 1976 – «Два капитана»
- 1978 – «Личное счастье»
- 1979 – «Голубой карбункул»
- 1985 – «Набат на рассвете»
- 2007 – «Последняя репродукция»