Ирина ермолова актриса личная жизнь
Ирина Владимировна Ермолова
Ирина Владимировна Ермолова. Родилась 24 марта 1969 года в Соликамске Пермской области. Российская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РФ (2005).
Ирина Ермолова родилась 24 марта 1969 года в Соликамске Пермской области.
В 1990 году с отличием окончила Свердловский государственный театральный институт.
Работала в Кировском областном драматическом театре.
В 1993-1994 годах служила в Муниципальном театре драмы Каменска-Уральского.
С 1994 года – актриса Екатеринбургского академического театра драмы, на сцене которого исполнила множество значимых ролей.
Работы Ирины Ермоловой в Екатеринбургском академическом театре драмы:
«Волки и овцы» А. Н. Островского, режиссёр А. Поламишев – Глафира;
«Много шума из ничего» У. Шекспира – Маргарита;
«Замок Броуди» А. Кронина, режиссёр Александр Коробицын – Нэнси;
«Таланты и поклонники» А. Островского – Негина;
«Привидения» Г. Ибсена – Регина;
«Яма» А. И. Куприна, режиссёр Владимир Гурфинкель – Вера;
«Нахлебник» И. Тургенева, режиссёр Владимир Гурфинкель – Елецкая;
«Русская народная почта» О. А. Богаева, режиссёр Николай Коляда – Чапаев;
«Уйди-уйди» Н. Коляды, режиссёр Николай Коляда – Анжелика;
«Идеальный муж» О. Уайльда, режиссёр А. Каца – Леди Чилтерн;
«Ромео и Джульетта» У. Шекспира, режиссёр Николай Коляда – Джульетта;
«Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова, режиссёр Валерий Пашнин – Катерина Измайлова;
«Гарольд и Мод» К. Хиггинса, режиссёр Владимир Гурфинкель – Роз д`Оранж, Арлекин;
«Он, она, окно, покойник» Р. Куни, режиссёр Николай Попков – Гледис;
«Репортаж из Тараскона» О. Данилова, по мотивам произведения А. Доде «Тартарен из Тараскона» – Виолетта;
«The Playboy, или Удалой молодец – гордость Запада» Дж. Синга, режиссёр Владимир Рубанов – Вдова Куин;
«Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика, режиссёр Евгений Ланцов – Лили-Бэлл;
«ФАУСТ навсегда» А. В. Застырца – Алла Недодамова;
«Завтра было вчера» Э. Олби, режиссёр Евгений Ланцов – Любовница;
«Кабала святош» М. А. Булгакова, режиссёр Владимир Рубанов – Мариетта Риваль;
«Торжество любви» П. К. Мариво – Корина;
«Пигмалион» Б. Шоу, режиссёр Александр Исаков – Миссис Пирс;
«Бал воров» Ж. Ануй, режиссёр Александр Исаков – леди Хэф;
«Месье Амилькар или Человек, который платит» И. Жамиака, режиссёр Владимир Шапиро – Элеонора;
«Ханума» А. А. Цагарели, режиссёр Александр Исаков – Ханума;
«Вдовий пароход» И. Грековой, режиссёр Андрей Русинов – Анфиса Громова;
«Иван IV Грозный» А. К. Толстого, режиссёр Александр Исаков – Мария Годунова;
«Обыкновенная история» И. А. Гончарова, режиссёр Андрей Русинов – Елизавета Александровна;
«Гроза» А. Н. Островского, режиссёр Дмитрий Касимов – Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха);
«Дикарь» А. Касона, режиссёр Александр Исаков – тётя Анхелина;
«Ромео и Джульетта» Вильяма Шекспира, режиссёр Владимир Золотарь – леди Капулетти;
«Доходное место» А. Н. Островского – Фелисата Герасимова Кукушкина.
В 2000 году за исполнение роли Анжелики в спектакле «Уйди-уйди!» по пьесе Коляды Екатеринбургское отделение СТД РФ наградило Ермолову специальной премией «За яркое воплощение современной темы» по итогам Областного конкурса «Браво!».
Осенью 2001 года на фестивале «Театр без границ» в Магнитогорске актриса получила приз в номинации «Надежда» за исполнение роли Джульетты в спектакле режиссера Николая Коляды.
Номинант Национального театрального фестиваля «Золотая Маска-2002» на «Лучшую женскую роль» за роль Джульетты в постановке «Ромео и Джульетта».
С 2005 года актриса сотрудничает с «Коляда-Театром»:
Работы Ирины Ермоловой в Коляда-Театре:
«Ревизор» Н. Гоголя – Марья Антоновна;
«Тутанхамон» Н. В. Коляды – Тамара;
«Амиго» Н. В. Коляды – Нина;
«Землемер» Н. В. Коляды – Раиса;
«Король Лир» У. Шекспира – Гонерилья;
«Гамлет» У. Шекспира – Гертруда;
«Группа ликования» Н. В. Коляды – Лидия Дешёвых;
«Трамвай “Желание”» – Бланш Дюбуа;
«Вишнёвый сад» А. П. Чехова – Аня, Варя;
«Два плюс два» Н. В. Коляды – Наталья;
«Борис Годунов» А. С. Пушкина – Марина Мнишек;
«Баба Шанель» Н. В. Коляды – Роза Николаевна;
«Маскарад» М. Лермонтова – баронесса Штраль;
«Большая советская энциклопедия» Н. В. Коляды – Вера;
«Уроки сердца» И.Васьковская – Валя, Лариса;
«Скрипка, бубен и утюг» Н. В. Коляды – Ольга, буфетчица, 50 лет;
«Кошка на раскалённой крыше» Тенесси Уильямса, режиссёр Николай Коляда – Мегги.
Ирина Ермолова в спектакле “Амиго”
Принимает участие в постановках Камерного театра Музея писателей Урала, среди ее работ: «Алые паруса» по повести А. Грина – Лилиан Грей; «Дядя Ваня» А. Чехова – Елена Андреевна; «Каменный цветок» по сказу П. Бажова – Медной горы Хозяйка.
В 2005 году ей было присвоено почетное звание Заслуженная артистка Российской Федерации.
Лауреат премии ЕО СТД.
С 2004 года снимается в кино, дебютировав в фильме «К вам пришёл ангел» режиссёра Николая Глинского. Заметной стала роль жены майора Завьялова в сериале «Дело было в Гавриловке» Дмитрия Астрахана.
В 2014 году снялась в роли Ирины в фильме «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» режиссёра Андрея Кончаловского.
Ирина Ермолова в фильме “Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына”
Рост Ирины Ермоловой: 180 сантиметров.
Личная жизнь Ирины Ермоловой:
Замужем. Супруг – Александр Сергеевич Вахов, родился 26 августа 1984 в Екатеринбурге. Окончил Екатеринбургский театральный институт по специальностям «Театровед менеджер» и «Режиссура драмы». Актер Коляда-Театра.
Ирина Ермолова и Александр Вахов
Фильмография Ирины Ермоловой:
2004 – К вам пришёл ангел… – эпизод
2006 – Похищение воробья (не был завершен) – Малуш
2007 – Дело было в Гавриловке – Вера Завьялова
2008 – Дело было в Гавриловке-2 – Вера
2010 – Легенда острова Двид – мама Женьки
2011 – Важняк. Игра навылет – Оксана
2014 – Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына – Ирина
2014 – Ангелы революции (Angels of Revolution) – мама Анны
Озвучивание Ирины Ермоловой:
2008 – Герасим и компания (анимационный)
2012 – Небесные жены луговых мари – великанша Овда
2013 – Анина – директор школы
Награды и звания Ирины Ермоловой:
2000 – специальная премия Екатеринбургского отделения СТД РФ «За яркое воплощение современной темы» по итогам Областного конкурса «Браво!» за исполнение роли Анжелики в спектакле «Уйди-уйди!» по пьесе Коляды;
2001 – приз в номинации «Надежда» на фестивале «Театр без границ» в Магнитогорске за исполнение роли Джульетты в спектакле «Ромео и Джульетта» Н. Коляды;
2002 – номинант на премию «Золотая Маска», номинация «Лучшая женская роль» за спектакль «Ромео и Джульетта» Н. Коляды;
2002 – лауреат фестиваля «Браво!» за лучший актерский дуэт с Олегом Ягодиным в спектакле «Ромео и Джульетта» Н. Коляды;
2005 – специальная премия Областного конкурса «Браво!» за лучший женский образ в пьесе «Амиго» Н. Коляды;
2005 – лауреат премии губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства за роль Тамары в спектакле «Тутанхамон» Н. Коляды;
2007 – лауреат Акции по поддержке Российских театральных инициатив под патронажем Совета при Президенте РФ по культуре и искусству;
2009 – награждена знаком отличия Свердловской области «За заслуги перед Свердловской областью» III степени;
2010 – номинант на премию «Золотая Маска», номинация «Лучшая женская роль в драматическом театре» за роль Бланш Дюбуа в спектакле «Трамвай “Желание”» Н. Коляды;
2010 – лауреат фестиваля «Браво!» в номинации «Лучшая роль в драматическом театре» за роль Бланш Дюбуа в спектакле «Коляда-театра» «Трамвай “Желание”»;
2010 – лучшая женская роль на фестивале «Ново-Сибирский транзит» за роль Бланш Дюбуа в спектакле Николая Коляды «Трамвай “Желание”»;
2010 – лауреат премии губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства за роль Ханумы в одноименном спектакле Свердловского академического театра драмы;
2011 – лауреат фестиваля «Браво!» за лучший актерский дует с Верой Цвиткис в спектакле «Два плюс два» Н.Коляды;
2012 – Фестиваль «Браво!» (Екатеринбург) – Специальная номинация Жюри «За многогранность актерского мастерства»: Ирина Ермолова за роль Кабанихи в спектакле «Гроза» Свердловского государственного академического театра драмы и роль Марины в спектакле «Борис Годунов» «Коляда-Театра»
Об Ирине Ермоловой
Ирина Ермолова — первая актриса екатеринбургской драматической сцены. «А Светлана Замараева?!» — спросят въедливые знатоки этой сцены. Вопрос резонный.
Но наличие прекрасной Светланы не делает Ирину вторым номером. Просто на подмостках Екатеринбурга царят две королевы (как у Шиллера, но без трагического колорита, вполне гармонично). Замараева — королева ТЮЗа, Ермолова — Свердловского театра драмы и «Коляда-Театра». Сцену Камерного театра, работающего с приглашенными артистами, они осчастливливают по очереди: Светлана продолжает играть Элизу Дулитл, а Ирина лишь недавно перестала блистать в роли Елены Андреевны из «Дяди Вани», выпавшего из репертуара. А ведь глаз было не оторвать от нее в этом спектакле! Когда она была на площадке, верилось, что в эту несколько сомнамбулическую, но потаенно страстную Елену может влюбиться даже такой Войницкий, хотя, когда она уходила, становилось очевидно, что этого дядю Ваню можно заподозрить лишь в любви к фастфуду. В том вполне традиционном чеховском спектакле режиссера Евгения Ланцова был, однако же, один настоящий аттракцион. В глубине раздвигалась стена, и зрители видели кусочек улицы, фрагмент музейного квартала писателей Урала, где располагается Камерный театр. Но, признаться, я и в этот момент смотрел не на ошалевших прохожих или велосипедистов, а на Ирину Ермолову — Елену.
Так вот о двух королевах екатеринбургской сцены. Думается, чрезвычайно интересно было бы написать их двойной портрет. Здесь все (кроме масштабов дарования) противоположно. Замараева изящна, как фарфоровая статуэтка, Ермолова величественна, как скала или скульптура «Россия» из каслинского павильона (главное украшение главного художественного музея Екатеринбурга). Светлана, как истинная героиня, явно опасается возрастных ролей, Ирина, актриса поистине универсального амплуа, играет их с азартом и бесстрашием. К главному екатеринбургскому театральному гению места, драматургу и режиссеру Николаю Коляде, Светлана Замараева относится с корректным равнодушием, Ирина Ермолова обязана Николаю Владимировичу лучшими своими ролями в постановках не только по его пьесам, но и по Шекспиру и Уильямсу. Можно долго перечислять эти контрасты, но писать двойной портрет не входит в мою задачу. Поэтому забудем на время о прекрасной Светлане («Попробуй ее позабыть!» — доносится издалека строчка зыкинской песни) и сосредоточимся на дивной Ирине.
О. Ягодин (Ромео), И. Ермолова (Джульетта). «Ромео и Джульетта». Фото В. Пустовалова
И. Ермолова (Нина). «Амиго».
Фото Е. Гецевич
Биография Ирины Ермоловой, личная и творческая, проста, как правда. Родилась в Соликамске Пермского края. Потомок раскулаченных крестьян по материнской линии. Родного отца видела единственный раз в жизни (Ермолова — фамилия матери). Окончила Свердловский театральный институт, курс Владимира Марченко. Недолго поработала в театрах Кирова и Каменска-Уральского, а в 1994 году дебютировала в роли Глафиры из «Волков и овец» Островского в Свердловской академической драме, сцену которой украшает и по сей день. Тогда же начала играть в постановках Николая Коляды на малой сцене этого театра, а когда в нулевые «солнце русской драматургии» с проклятиями покинуло Свердловскую драму, стала приглашенной звездой «Коляда-Театра». (Взаимоотношения двух этих сцен, академической и маргинальной, не раз обострялись из-за невозможности поровну поделить Ирину Ермолову.) Чтобы закончить с биографическими подробностями, сообщу, что Ирина — счастливая жена (вторым браком) режиссера Александра Вахова и прекрасная мать двоих сыновей, большого и маленького.
Наконец, о главном — ролях. Принято считать, что первая из наиболее заметных актерских побед Ирины Ермоловой — Джульетта в шекспировской трагедии, поставленной Николаем Колядой на малой сцене Свердловской драмы семнадцать лет назад. Первая номинация на «Золотую маску» (вторая была за роль Бланш Дюбуа в «Коляда-Театре»), немало наград на других фестивалях, внимание серьезной критики (в историю фестиваля «Реальный театр» вошло обсуждение этого спектакля, где Марина Тимашева, как заведенная, повторяла: «Все пляшут и пляшут, пляшут и пляшут, пляшут и пляшут…», а Коляда кричал: «Ты меня как ножиком разделываешь!» — люди жили страстями, а не интригами…). Незабываемый спектакль, к которому я еще вернусь, а пока вспомню про роль, сыгранную Ириной Ермоловой годом раньше.
Ту героиню звали Анжелика, а спектакль назывался «Уйди-уйди!», Николай Коляда поставил его по собственной пьесе на той же малой сцене Свердловской драмы. Это была история про свинцовые мерзости жизни, где нет надежды и даже просвета, про нищету и скученность, про барачную комнатушку, где обречены на невыносимое сосуществование лежачие старухи, дочь одной из них (она, собственно, и была главной героиней спектакля, замечательная актерская работа Вероники Белковской) и внучка, та самая Анжелика. Ирина Ермолова с какой-то пугающей (скажу — режущей) остротой играла мечту об иной доле, лучшей жизни, не о счастье (о нем ее героиня ничего не знала), но о тепле, сытости, богатстве, которые для этой резкой и обреченно красивой Анжелики были даже важнее любви, мечта о последней, как видно, давно умерла в этом затхлом бараке. Сейчас мне кажется, что в спектакле том Ирина Ермолова сыграла предысторию героини пьесы, которая будет написана почти двадцать лет спустя самой талантливой ученицей Николая Коляды. Я о «Жанне» Ярославы Пулинович.
И. Ермолова (Ирина). «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Кадр из фильма
И. Ермолова (Маргарет), Д. Тураханов (Брик). «Кошка на раскаленной крыше». Фото Е. Гецевич
А уже потом была Джульетта — дылда с косичками не из Вероны, а из городского предместья (Уралмаш, Химмаш, Сортировка — выбирайте любую из екатеринбургских окраин). От шекспировского текста осталась едва ли четверть, это был удивительно телесный и материальный, вещественный спектакль, с бесконечным хороводом смерти всех действующих лиц, с досками, которые в любой момент могли стать гробовыми, с бочкой, в воду которой преображенные Ромео и Джульетта окунались, как в купель, с абсолютно библейской мизансценой, когда Джульетта—Ермолова, как Мадонна сына, качала мертвого Ромео—Ягодина. Грандиозный дуэт этих актеров, один из многих в их творческой биографии, но все-таки самый незабываемый. Любовь как в первый и последний раз, детское отчаяние и ранняя мудрость, невозможность остановить рок событий, горсти дешевых карамелек, летящих на гробовые доски.
История, которую я однажды уже рассказывал на страницах «ПТЖ», но в портрете Ирины Ермоловой можно вспомнить ее еще раз. Десять с лишним лет спустя после премьеры тех «Ромео и Джульетты» я работал в жюри фестиваля «Ново-Сибирский транзит», председателем жюри был Алексей Бартошевич. «Коляда-Театр» привез на тот фестиваль «Трамвай „Желание“» Теннесси Уильямса. Перед началом мы с Алексеем Вадимовичем вспоминали старый шекспировский спектакль Коляды. А потом на сцене был новый дуэт Олега Ягодина — Стенли и Ирины Ермоловой — Бланш, история мучительной, разрушительной страсти, притяжения-отталкивания мелкого садиста с гитлеровскими наклонностями и роскошной, изначально полубезумной женщины, жертвы в поисках палача. В антракте Бартошевич восхищался: «Какая актриса!» «А вы не узнаете ее, Алексей Вадимович? Это ведь та самая Джульетта…». Он изумился, задумался, а потом сказал: «Знаете, если бы та Джульетта выжила, она с годами стала бы такой, как эта Бланш».
И. Ермолова (Марья Антоновна), О. Ягодин (Хлестаков). «Ревизор»
Фото Е. Гецевич
И. Ермолова (Бланш Дюбуа). «Трамвай „Желание“».
Фото Е. Гецевич
И. Ермолова (Матильда Серпенуаз). «Ромул и Рем».
Фото Е. Гецевич
И. Ермолова (Кукушкина). «Доходное место».
Свердловский драматический театр.
Фото В. Дмитриева
Актерские дуэты Ирины Ермоловой в тех случаях, когда ей попадается достойный партнер, совершенно особая и обширная тема. Вспомню еще три таких дуэта. Все с тем же Олегом Ягодиным в «Амиго» Николая Коляды, им же и поставленном в своем театре. Ее Нина, исчадие тех самых лихих девяностых, стиль милитари сочетающая с какими-то немыслимыми мехами, Анжелика на пути к Жанне, презирала обкуренного героя Ягодина, но и понимала про него все. Понять, пожалеть, полюбить — только не это, такая героиня не могла себе этого позволить. Но человеческое прорастало в прекрасном монстре, как трава на пустыре, засыпанном наркоманскими шприцами и пустыми бутылками. В «Гамлете» (постановка Николая Коляды) Ирина Ермолова и Антон Макушин играли Гертруду и Клавдия, не столько королеву и короля Дании, сколько вожаков обезьяньей стаи, поселившейся на обломках былой цивилизации среди ненужных им репродукций «Джоконды». Своего короля, низенького (партнеры актрисы вообще, как правило, на голову меньше ее), пузатенького и кривоногого, но чудовищно витального, эта королева со змеиной пластикой и гримом презирала, немного помыкала им, но, казалось, смирилась с тем, что иного не дано (очень отечественный сюжет). В «Ромуле и Реме» по пьесе Бернара-Мари Кольтеса «Возвращение в пустыню» (этот спектакль Александр Вахов поставил в екатеринбургском Центре современной драматургии) Ирина Ермолова и Сергей Колесов играли сестру и брата, Матильду и Андриана. Огромный, неровный, но с несколькими невероятно эмоциональными сценами спектакль об Алжире и Франции, демонах прошлого, призраках старого дома, грехах юности, инцестах, изменах, любви-ненависти… В этом зрелище было много эксцентрики (одни фантастические парики героини Ермоловой чего стоили), но самое незабываемое — финальная сцена: истончающийся, но и бесконечный диалог брата и сестры, чьи статичные фигуры растворяются в пространстве и времени, слова — самые главные, самые нежные, последние признания…
Ермолова — актриса универсальная, способная, кажется, играть все или почти все. По внешним данным, по стати и голосу — идеальная героиня для русской драматургии и прозы. Чего и переиграла немало: Негина и Кабаниха, Катерина Измайлова и Анфиса Громова из «Вдовьего парохода» — лишь малая часть. Андрей Кончаловский несколько лет назад позвал ее на главную женскую роль в свой фильм «Белые ночи почтальона Тряпицына» именно потому, что ему нужна была актриса с фактурой настоящей русской женщины, к тому же не примелькавшаяся в других киноработах. Из других и правда имеет смысл вспомнить разве что маленькую роль в ленте Алексея Федорченко «Ангелы революции».
Но и западный репертуар Ермолова играет с блеском! Превращая в сценические победы не только героинь Шекспира и Уильямса, но и какую-нибудь совершеннейшую ерунду. Помню, лет десять с лишним назад занесла меня нелегкая на «Странную миссис Сэвидж» Свердловской драмы. Играли что-то про американских миллионеров, про которых люди и на сцене, и в зрительном зале не знали ровно ничего. Но вот ведь: вечность спустя я помню ее Лили-Бэлл из этого спектакля, капризную дылду, большого недолюбленного ребенка, ищущего любви у первого встречного миллионера.
Ермолова всегда играет про любовь (а про что еще?). Роль может быть на грани и за гранью эксцентрики (Фелисата Герасимовна Кукушкина в «Доходном месте» Владимира Мирзоева в Свердловской драме — просто парад заразительных актерских аттракционов, гибрид Клеопатры и «товарища Парамоновой»), но ее сердцевина — тоска по подлинному чувству, желание заботиться, защищать, спасать, надеяться… Именно это сыграно в Зое Денисовне Пельц, одной из последних по времени работ актрисы на сцене Свердловской драмы. Булгаковскую «Зойкину квартиру» поставил саундрамовец Владимир Панков. Это чрезвычайно (на мой вкус — чересчур) эффектный спектакль, музыки и танцев которого хватило бы на три постановки музкомедии, где царит нечистая сила из совсем другого произведения Булгакова, а персонажи двоятся: у каждого героя нэпмановской Москвы есть его двойник из сталинского барака. Во всей этой грохочущей кутерьме легко потеряться, и, надо признать, во втором действии Ирина Ермолова как-то растворяется в общей суете спектакля. Но в первом ее роскошная хозяйка нехорошей квартиры все же дала почувствовать и отчаяние сквозь маску победительной уверенности, и готовность идти до конца ради того, кого любит.
Актриса с огромным и разнообразным репертуаром, в одном сезоне способная сыграть Кабаниху в театре драмы и Марину Мнишек в «Коляда-Театре», воплотившая сонм героинь Шекспира (кроме Джульетты и Гертруды были ведь еще и Гонерилья в «Короле Лире», и леди Анна в «Ричарде III»), Островского, Лермонтова (баронесса Штраль в «Маскараде» «КолядаТеатра»), Уайльда, Брехта, Ануя, Олби, Де Филиппо (а также Жамиака и Куни, куда без них)… О чем еще мечтать? О чем, о чем — о счастье, конечно. Оно так зыбко, все время норовит ускользнуть. Но уральская версия la femme fatale, русская роковая женщина, как ей и предначертано, ведет борьбу не с мужчиной, а с судьбой, тем самым роком, защищая от его ударов не столько себя, сколько тех, кого любит. Дело это почти безнадежное, но у таких, как Ирина Ермолова, иногда получается. И на сцене, и в жизни.
Сентябрь 2016 г.