Иосиф хейфиц биография личная жизнь фото

Иосиф хейфиц биография личная жизнь фото thumbnail

Биография

Кинематографист Иосиф Хейфиц — неоднократный лауреат Сталинской премии, за годы творческой карьеры открыл десятки ярких имен. В его выдающихся кинофильмах снимались советские актеры, чей вклад в историю мирового искусства был по достоинству оценен.

Детство и юность

Иосиф Ефимович Хейфиц родился в 1905 году в Минске в семье подданного Российской империи и его законной жены. О раннем детстве будущего кинематографиста, выпавшем на революционное время, в архив, доступный для поклонников творчества, достоверные факты не внесены.

Предполагалось, что в юном возрасте мальчик посещал мужскую гимназию, проявлял интерес к искусству, ходил в кино и много читал. О том, что впоследствии имя Хейфица станет известно интеллигентному обществу, в начале XX века никто из друзей и близких не знал.

Иосиф Хейфиц в молодости

Правда, трудовая карьера юноши началась в судебных органах, он работал помощником коменданта при трибунале ВЧК. Потом желание приносить пользу молодой перспективной державе заставило Иосифа стать учетчиком на предприятии Кременчуга.

В середине 20-х Стране Советов потребовались творческие люди, и Иосиф, обладавший природным талантом, поехал учиться в Ленинград. Он стал студентом нового отделения техникума кино и фотографии, выпускниками которого были обладатели высоких наград.

Однокурсником будущего режиссера являлся Александр Григорьевич Зархи, молодых людей связала дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Товарищ грузинской национальности, получив высшее образование, прославился в культурном обществе как прозаик, сценарист и мемуарист.

Для того чтобы обустроиться в большом городе, Иосифу понадобились средства. Он писал художественные рецензии для журналов и связанных с искусством газет. Знакомство с сотрудниками изданий «Рабочая неделя» и «Кинонеделя» неоднократно помогало мужчине в последующие несколько лет.

Он сумел сдать экзамены в Государственный институт истории искусств в Ленинграде, а потом стал сотрудником «Ленфильма», раньше называвшегося «Совкино». С этого момента окружение Иосифа Ефимовича Хейфица единогласно постановило, что его будущее предрешено.

Личная жизнь

В личной жизни советского режиссера были романтические истории, но первой настоящей любовью в молодости стала актриса Янина Жеймо. Полька, родившаяся в семье артистов, с детских лет выступала в цирке, а повзрослев, получила работу в полнометражном кино.

С будущим мужем женщина встретилась на съемках картины «Моя родина», до этого в ее биографии был несчастливый короткий брак. Иосифу Ефимовичу очень понравился характер белокурой красавицы, которая в поисках счастья отвергла ряд претендентов на сердце.

Посвящая время заботе о Янине и ее первой дочери, Хейфиц доказал актрисе, что из него выйдет хороший супруг. Идеальными семейными отношениями, сложившимися после официальной свадьбы, восторгались десятки знакомых, входивших в узкий дружеский круг.

Появление сына Юлия стало подарком для пары, радость омрачило расставание из-за Великой Отечественной войны. Дети с Иосифом Ефимовичем жили в эвакуации в Ташкенте, с нетерпением ожидая приезда матери и любимой жены.

“Звёздные браки” Иосиф Хейфиц, режиссёр и Янина Жеймо, актриса.

Опубликовано Галиной Рыбаковой Воскресенье, 3 сентября 2017 г.

Иосиф Хейфиц и Янина Жеймо

Жеймо, остававшаяся в Ленинграде, работала в концертной бригаде, а также ухаживала за солдатами, оказавшимися в госпиталях. В письмах, адресованных супругу, женщина старалась рассказывать не об окружающих опасностях, а о редких спокойных днях.

В начале 1942 года семья планировала воссоединиться, актриса в компании сестры и племянницы отправилась в мирный Ташкент. К счастью, ее не оказалось в вагоне, попавшем под бомбардировку, но Хейфиц не узнал об этом в жизнеопределяющий момент.

Спустя год после получения известий о гибели супруги режиссер смирился с утратой, Ирина Владимировна Светозарова помогала воспитывать детей. Янина, «восставшая из мертвых», узнала о новых отношениях, и о последовавшем за этим разрыве мужчина жалел до последних дней.

Это никоим образом не отразилось на новом официальном браке, в котором у кинематографиста родились наследники, пошедшие по отцовским стопам. Дмитрий работал над сериалами, полюбившимися российским зрителям, а Владимир засветился в элитных театральных кругах.

Фильмы

Полноценная творческая карьера Хейфица началась с фильма «Луна слева», соавтором выступил однокурсник Александр Зархи. Впоследствии тандем кинематографистов выпустил десятки историй об отношениях, человеческом счастье, безграничной преданности и любви.

Иосиф Ефимович заработал репутацию талантливого сценариста, двигаясь дальше, он стал режиссером на национальной студии «Совкино». Возглавив постановочную бригаду, мужчина выпустил ленты о молодежи «Горячие денечки», «Полдень», «Транспорт огня» и «Ветер в лицо».

В военное время в фильмографии Хейфица появились политически ориентированные проекты «Депутат Балтики», «Член правительства», «Во имя жизни» и «Малахов курган». Советские критики, регулярно знакомившиеся со всем, что предназначалось для глаз народа, называли эти произведения классическими образцами драмы.

Читайте также:  Мария миронова биография личная жизнь 2016

Оказавшись в эвакуации в Ташкенте, Иосиф руководил «Узбекфильмом» и в тяжелые для СССР месяцы работать не прекращал. Он создал историческую картину «Его зовут Суха-Батор» о жизни монгольского революционера, имевшей трагический финал.

1950-е годы считались расцветом творчества ленинградского кинематографиста, выдающейся работой в этот период стала лента «Большая семья». «Дорогой мой человек» и «Дело Румянцева» также пользовались успехом у публики, отмечавшей преподнесение событий без приукрашивания и лжи.

Елена Проклова, Иосиф Ефимович Хейфиц и Владимир Высоцкий

Опубликовано Татьяной Васильевна Зайцевой Суббота, 23 мая 2020 г.

Елена Проклова, Иосиф Хейфиц и Владимир Высоцкий

Особняком стояли проекты «Ася», «Шурочка» и «Дама с собачкой», а также экранизация книг Антона Чехова под названием «В городе С.». Ленты «День счастья», «Впервые замужем», «Единственная» и «Салют, Мария!» в 60–70-е годы вызывали массовый интерес.

Автор сценария и режиссер этих фильмов получил ряд государственных премий, на фестивалях в зарубежных странах с нетерпением ждали новых работ. Хейфиц становился обладателем призов в Риме, Чикаго и Лондоне, опережая представителей европейских и западных широт.

Залогом международного успеха признали мастерство в создании характеров, прорисовку главных и второстепенных образов с целью раскрыть внутренний мир. Следующее поколение кинематографистов, продолжавшее укрепившиеся традиции, использовало проекты Иосифа Ефимовича как определяющий ориентир.

В 80-х годах на «Ленфильме» открылось образовательное учреждение, уроженца Минска попросили стать одним из учителей. За деятельность в качестве наставника вечный энтузиаст профессии получил сердечную благодарность советских людей.

Смерть

В апреле 1995 года Иосифа Хейфица не стало, о причине смерти кинематографиста родственники предпочли не говорить. У могилы на сельском кладбище, расположенном под Санкт-Петербургом, собрались люди, убежденные, что фильмы мастера будут жить вечно.

Могила Иосифа Хейфица

Получилось так, что творческое наследие жителя Советского Союза на долгие десятилетия вошло в национальный кинофонд. Классические художественные и документальные фильмы, созданные режиссером и сценаристом, одинаково любили простые зрители, критики и культурный бомонд.

Фильмография

  • 1930 — «Ветер в лицо»
  • 1933 — «Моя Родина»
  • 1935 — «Горячие денёчки»
  • 1936 — «Депутат Балтики»
  • 1942 — «Его зовут Сухэ-Батор»
  • 1944 — «Малахов курган»
  • 1950 — «Огни Баку»
  • 1954 — «Большая семья»
  • 1955 — «Дело Румянцева»
  • 1958 — «Дорогой мой человек»
  • 1960 — «Дама с собачкой»
  • 1963 — «День счастья»
  • 1966 — «В городе С.»
  • 1973 — «Плохой хороший человек»
  • 1975 — «Единственная»
  • 1977 — «Ася»
  • 1979 — «Впервые замужем»
  • 1989 — «Бродячий автобус»

Источник

Иосиф Ефимович – выдающийся кинодраматург, срежиссировавший тридцать фильмов, которые вместили всю историю советского периода. Кинодеятель показал себя истинным художником, сумевшим для потомков зафиксировать на пленке образ человека, трансформирующегося исторического времени.

Подобно чеховскому герою

Даже экранизируя классические литературные произведения Чехова или Тургенева, Иосиф Хейфиц выявлял черты современников, показывая зрительской аудитории правду о дне сегодняшнем. Он умело переводил литературный текст на язык кино, его авторские режиссерские изыски воспринимались оправдано и органично. Неслучайно его работы были отмечены международными премиями. Авторитет Иосифа Хейфица в отечественной киноиндустрии всегда был недостижимо высоким, даже самые известные актеры считали честью сняться у него даже в эпизодической или второплановой роли. Сдержанный, интеллигентный и деликатный – он сам был подобен чеховскому герою, сторонился пафоса в профессиональной деятельности и личной жизни. При этом к окружающим, не оправдывающим его доверие, относился с нежной печалью, не прекращал надеяться на их преображение.

иосиф хейфиц личная жизнь

Трудолюбие талант растит

Хейфиц Иосиф Ефимович родился в Минске в семье служащего в 1905 году. С детских лет проявлял неординарные творческие способности, интересовался кинематографом. В 1924 году переехал в Ленинград, чтобы получить базовые умения и знания, обучаясь в ленинградском техникуме экранного искусства. В учебном заведении юноша знакомится с Александром Зархи, ставшим впоследствии его близким другом, творческим единомышленником и соавтором многих кинолент. Иосиф удачно совмещал учебу с написанием рецензий в журналах «Кинонеделя», «Рабочая неделя», принимал активное участие в деятельности Общества друзей советского кино, возглавляемого Ф. Дзержинским.

После окончания техникума он решает продолжить совершенствовать свои навыки кинематографиста на кинофакультете Института истории искусства. Одновременно с обучением начинает работать на кинофабрике «Совкино». В творческом дуэте с Зархи пишет сценарии картин «Луна слева» и «Транспорт огня». Приятели инициируют образование комсомольской постановочной бригады и снимают картины о советской молодежи «Полдень» и «Ветер в лицо».

иосиф хейфиц

Каталог невостребованных индивидуальностей

В 1933 году режиссер Иосиф Хейфиц в тандеме с А. Зархи снимает ленту о событиях на советско-китайской границе под названием «Моя родина». Картина была создана по заказу высших чинов Красной армии. Звуковой шедевр по сути недавних дебютантов восхитил опытных кинематографистов. Но позже фильм навлек на себя гнев сильнейших мира сего, поэтому канул в небытие, исчез из истории отечественного кино, оставшись фактом не творческой, а скорей личной биографии Иосифа Хейфица. Дело в том, что начинающие кинематографисты в своей работе сделали ставку на индивидуальность, хотя предыдущий типажный канон уже отошел, а новый не был установлен цензурой. Поэтому фильм «Моя родина» зачастую критиками позиционируется как каталог невостребованных индивидуальностей, типажей и ярких персонажей. Актеры, задействованные в производстве ленты, были малоизвестными, в дальнейшем большинству не удалось выстроить блестящую карьеру.

Читайте также:  Биография и личная жизнь актера бориса галкина

В отличие от «Моей Родины», в кино «Горячие денечки» играли сплошные знаменитости, но исполнителям не удалось «оживить» персонажей этой слишком наигранно оптимистической комедийной картины. Зато на ее съемках Иосиф Хейфиц и Янина Жеймо познакомились и влюбились друг в друга, подтвердив свои чувства законным браком.

режиссер хейфиц иосиф

Игнорируя тенденции общества

В большинстве магистральных киносюжетов работ режиссера Иосифа Хейфица, даже перенасыщенных общественной значимостью, находится частная жизнь человека, его личность. Подтверждением этому может послужить фильм, вошедший в классику советского кино под названием «Депутат Балтики», который был также снят в соавторстве с Зархи. Режиссеры, несмотря на тенденции, царившие на тот момент в советском киноискусстве, подчеркнули социальный замысел своей работы, направив внимание зрительской аудитории в необходимое русло. Согласно задумке авторов, образ ученого Полежаева послужил наглядной иллюстрацией возможности гармоничного взаимодействия русской интеллигенции с революционным пролетариатом. В этом проекте, как и в «Члене правительства» и в «Его зовут Сухэ-Батор», они пытались достичь одной цели – показать личностный путь к революции троих различных по своему социальному положению и уровню интеллектуального развития героев.

, Хейфиц иосиф ефимович

В духе времени

В дальнейшем фильмография Иосифа Хейфица пополнилась документальным фильмом «Разгром Японии», лентой «Во имя жизни» и картиной «Драгоценные зерна». После в творческой деятельности постановщика наступило затишье, он практически перестал снимать в период активной борьбы с космополитизмом.

В 1954 году режиссер экранизирует роман В. Кочетова «Семья Журбиных». Кинолента «Большая семья» выполнена в традиционной для соцреализма форме рассказа о рабочей династии. При этом картина отражает веяния времени, история взаимоотношений между главными действующими лицами напрямую не связана с их профессиональной деятельностью и социальной подоплекой фильма. Данная тенденция наблюдается и в последующих творениях Иосифа Хейфица, таких как «Дорогой мой человек» и «Дело Румянцева».

иосиф хейфиц биография

Экранизации классики

Значимый период в творчестве кинодеятеля посвящен экранизациям произведений Чехова, Тургенева, Куприна. Среди наиболее значимых экранизаций в послужном списке режиссера выделяются: «Дама с собачкой», «В городе С.», «Плохой хороший человек», «Ася», «Шурочка». Перечисленные картины принесли Иосифу Ефимовичу широкую известность на Западе. Зарубежные деятели искусств высоко оценили внимание автора к выразительности деталей, плавное, неторопливое повествование, пронизанное тонким психологизмом.

Примерно в этот период Хейфиц обращается к современным реалиям, участвует в создании кинолент «Единственная», «Салют, Мария!», «Впервые замужем».

К сожалению, режиссеру не разрешили воплотить на пленке творческий замысел актера Ю. Толубеева, фильм «Тевье-молочник», несмотря на то, что был уже готов сценарий, вышедший из-под пера Л. Трауберга.

иосиф хейфиц фильмография

«Актерский режиссер»

В период с конца 60-х по 80-е гг. у Хейфица наблюдается усложнение концепции киногероя, возможно, под воздействием работы над экранизациями тургеневской и чеховской прозы. Главенствующим предметом художественного интереса постановщика выступает непредсказуемость личностной индивидуальности в стихийной нарочитости жизненного потока, двойственность жизненной позиции человека, несовпадение с традиционными представлениями о быте или нормах поведения.

Такая концепция героя сделала Иосифа Хейфица исключительно актерским режиссером. Система выразительных средств определяется установкой на актера, среди них новаторский метод – свободный внутрикадровый монтаж. Даже практически в последнем шедевре под названием «Бродячий автобус» режиссер находит беспримерный творческий поворот, позволяющий оригинально преподнести зрителю человека и его среду бытия. При этом повествование не насыщено острыми кризисными ситуациями.

Личная жизнь

Иосиф Хейфиц был женат дважды. Первый раз, как уже говорилось, он сочетался узами брака с актрисой Яниной Жеймо, которая родила ему сына Юлия. В настоящее время Юлий Иосифович – известный польский оператор. Второй супругой стала женщина редкой красоты Ирина Владимировна Светозарова. Чета воспитала двух сыновей – Дмитрия и Владимира, решивших пойти по стопам знаменитого отца. Дмитрий стал режиссером, Владимир – кинохудожником.

Читайте также:  Татьяна лялина биография личная жизнь фото

Иосиф Ефимович был действительно счастлив в браке. Супругов ни разу не видели злыми или раздраженными, они по-настоящему любили друг друга. В их доме, по словам знакомых, всегда царила духовность, никаких сплетен и дрязг. Несмотря на то что семья жила довольно бедно. Был период, когда им приходилось спать на матрасе, стоящем на кирпичах, крыша протекала, железная ванная казалась роскошью. При этом в квартире всегда был свежий воздух, Хейфиц всегда держал окна нараспашку.

Сокровищем семьи были немногочисленные книги, стоявшие на полке, которую режиссер смастерил собственноручно: выпилил и вскрыл марганцовкой. Сыновья вспоминают, что он был любителем самодельных вещей, поэтому весь дом был наполнен поделками – смешными, трогательными, наивными.

иосиф хейфиц и янина жеймо

В памяти поколений

Творческое наследие Иосифа Хейфица трудно переоценить. Даже современные визионеры, выстраивая изобразительный ряд, стараются наследовать его технику, быть предельно последовательными. Кинодеятель умер в возрасте 90 лет, похоронен под Санкт-Петербургом на Мемориальном кладбище, вблизи поселка Комарово. В 2005 году в России был выпущен почтовый конверт, посвященный Иосифу Ефимовичу Хейфицу.

Источник

Его можно по праву называть пионером советского кино. В 1927 году Иосиф Хейфиц окончил Ленинградский техникум экранного искусства, в 1928–1930 годах учился на кинофакультете Института истории искусств. А в 1928 году пришел работать на кинофабрику «Совкино» (так раньше называлась киностудия «Ленфильм») и возглавил там первую комсомольскую постановочную бригаду, снимавшую фильмы о советской молодежи.

Долгие годы Иосиф Хейфиц снимал картины в соавторстве со своим коллегой — режиссером Александром Зархи. Вместе они сняли, к примеру, такие картины, как «Горячие денечки», «Депутат Балтики», «Член правительства», «Его зовут Сухэ-Батор».

Вот что писали режиссеры в своей совместной книге «Как мы стали режиссерами»: «Мы впервые вошли в киноателье как мальчишки на побегушках и на самих себе изведали все радости и горести служения сложному и многообразному кино. Кинематографическая теория в 1927 году начинала только слагаться; нигде не учили кинематографу и никто еще не знал, чему нужно учить. Поэтому, пожалуй, наиболее интересным и правильным путем был наш путь — путь ученичества. …В 1929 году, после двухлетнего ученичества, мы наконец получили право на собственную постановку. В этом помог нам комсомол, членами которого мы состояли с 1928 года. Мы совершили невиданный в то время скачок из практикантов в постановщики, минуя промежуточные стадии: помощника режиссера, младшего ассистента, старшего ассистента и т. д. Теперь нам предстояло доказать на деле, на что способны мы — молодые. Нам дали возможность говорить полным голосом, и мы должны были оправдать доверие».

Свой первый самостоятельный фильм Иосиф Хейфиц снял в 1954 году. Это была картина «Большая семья». Потом были «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек». Во всех этих картинах главные роли играл актер Алексей Баталов. Снялся Баталов и в «Даме с собачкой», тонкой, изящной и грустной экранизации Иосифа Хейфица чеховского рассказа. Это была первая киновстреча режиссера с классикой. Картина снималась к 100-летию со дня рождения Антона Павловича Чехова. «Этот фильм не знаменует отход от современной темы, — говорил режиссер. — Каждому постановщику хочется перенести на экран одно из самых дорогих ему бессмертных творений русских писателей. А у меня есть еще особые обстоятельства. Чехов видел в обычном необычное. Эта черта его творчества близка и понятна мне. …В этом рассказе выражены нестареющие призывы к красоте человеческих отношений. И думается мне, что они и сейчас могут прозвучать вполне современно. Чехов — наш союзник в борьбе с остатками пошлости…».

Кадр из фильма «Большая семья»

Кадр из фильма «Дело Румянцева»

Кадр из фильма «Дорогой мой человек»

Фильм «Дама с собачкой» получил международное признание, был награжден призами нескольких кинофестивалей. В частности, на IV Международном смотре фестивальных фильмов в Лондоне Иосиф Хейфиц получил почетный диплом за режиссуру.

Иосиф Хейфиц еще два раза обращался к творчеству Чехова. В 1966 году он снял фильм «В городе С.» по рассказу «Ионыч». А в 1973 году вышла его картина «Плохой хороший человек» по повести «Дуэль». Экранизировал он и Ивана Тургенева — в 1977 году снял фильм «Ася» по одноименной повести классика. Еще один русский писатель, попавший под прицел киноглаза режиссера Иосифа Хейфица, — Александр Куприн. «Шурочка» — так называется фильм, снятый по его повести «Поединок».

Из современных авторов Иосиф Хейфиц, например, неоднократно обращался к творчеству писателя Павла Нилина. Фильм «Единственная» снят по роману Нилина «Дурь». В этой трогательной картине особенно хорош дуэт актеров Валерия Золотухина и Елены Прокловой. В 1979 году Хейфиц снял фильм «Впервые замужем» с Евгенией Глушенко в главной роли по одноименной повести Павла Нилина. Эта картина получила главный приз на Международном кинофестивале в Карловых Варах.

Иосифа Ефимовича Хейфица не стало 25 апреля 1995 года. Многие его картины уже давно стали настоящей киноклассикой. В кино работают его ученики (он преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров).

В 2005 году был выпущен почтовый конверт России, посвященный Иосифу Хейфицу — режиссеру, пионеру советского кино, автору замечательных лент, которые хочется пересматривать снова и снова.

Кадр из фильма «Ася»

Кадр из фильма «Шурочка»

Кадр из фильма «Единственная»

Источник