Илзе лиепа биография личная жизнь дочь
Народная артистка России, лауреат Государственной премии, лауреат премии «Золотая маска», балерина и актриса. Все это ушло на второй план после того, как она получила главный для себя титул – мама. Вопреки страхам и сомнениям Илзе родила дочку в 46 лет, когда уже перестала надеяться. С именем определилась сразу – Надежда. А минувшим летом она приняла решение расстаться с бизнесменом Владиславом Паулюсом. После 14 лет брака. Илзе признается, что она – слишком терпеливая. Их отношения давно дали трещину, но она до последнего верила, что все наладится. Сейчас балерина живет только ради дочки. Даже на юбилей, который Илзе отмечает 22 ноября, подарок она сделала не себе, а своей Наде.
– Илзе, какой день рождения стал для вас самым необычным?– Илзе, какой день рождения стал для вас самым необычным?
– Я вспоминаю себя в пятилетнем возрасте. Проснулась утром, свесила ноги с кровати. Помню даже, в какой ночной рубашке я была (смеется). Сижу, смотрю на свою ладонь – пять пальцев. И всерьез думаю: пять лет – это много или мало? Тогда-то, видимо, и началась осознанная жизнь.
– Вашей дочери сейчас три с половиной года. Расставание родителей всегда болезненно воспринимается ребенком. Как Надежда перенесла ваш развод с Владиславом?– Вашей дочери сейчас три с половиной года. Расставание родителей всегда болезненно воспринимается ребенком. Как Надежда перенесла ваш развод с Владиславом?
– Я с ней много говорила, о чем – пусть это останется нашим с ней секретом. Принимая решение о разводе, я думала только о дочери, взвешивала, как поступить. Для меня важно, чтобы она росла в любви. В тот момент развод был единственно правильным решением. Потому что для ребенка нет ничего страшнее, чем видеть мать, истерзанную ужасной семейной жизнью. Расставшись с мужем, я наконец-то перестала быть измотанным, опустошенным человеком.
Илзе Лиепа.
– Сейчас дочка с отцом встречается?– Сейчас дочка с отцом встречается?
– Нет, он не видит Надю. И это только мое решение.
– Не страшно остаться одной? Все-таки мужская поддержка нужна любой, даже очень сильной женщине.– Не страшно остаться одной? Все-таки мужская поддержка нужна любой, даже очень сильной женщине.
– Чуть перефразирую слова апостола Павла: сами по себе мы абсолютно ничто, но с верой и с теми силами, что нам дает Господь, мы можем очень многое. А там как сложится.
Пока дочка спит, варю суп
– После рождения дочери вы довольно быстро вернулись на сцену. Почему?– После рождения дочери вы довольно быстро вернулись на сцену. Почему?
– Да, через два с половиной месяца. Быстро возвращаться в форму – это профессиональное качество. И тут мне очень помог пилатес, который быстро моделирует тело. Позвонил мой друг и партнер Николай Цискаридзе, сообщил, что в репертуаре стоит наша «Пиковая дама». Я понимала, что нужно выходить на сцену, возвращаться в творчество и зарабатывать деньги.
– Вы зарабатываете деньги, одна воспитываете дочь, оставаясь при этом утонченной и элегантной. Долго добивались этой гармонии?– Вы зарабатываете деньги, одна воспитываете дочь, оставаясь при этом утонченной и элегантной. Долго добивались этой гармонии?
– Ой, это такое хрупкое состояние, к которому я постоянно стремлюсь. Оно иногда тебя посетит, но потом куда-то растворяется (смеется). И ты опять в бесконечном поиске гармонии.
Илзе и Владислав прожили в браке 14 лет. Рождение дочки не спасло положения. Балерина первой подала на развод.
– Как вы все успеваете?– Как вы все успеваете?
– Я хорошо себя чувствую, если встаю рано. Это может быть 7 – 8 часов утра, в зависимости от Надюшиного графика. Сегодня вот суп сварила, пока она спала. Мне, наоборот, кажется, что ничего не успеваю, все очень сумбурно. Но я учусь и молю, чтобы Господь меня вразумил. Как-то я сидела с моей хорошей подругой, знаменитым английским балетным критиком Маргарет Уиллис. У Маргарет трое детей, она рано овдовела. Я ее спрашивала: «Как тебе удалось одной вырастить троих прекрасных детей?!» Она ответила так: «У меня все было четко расписано, поэтому было не так и трудно». Я взяла эту ее фразу как девиз для себя. Пытаюсь заранее спланировать день и неделю. Конечно, все равно что-то не успеваю, но я знаю, как сделать так, чтобы не быть застигнутой врасплох.
– Сейчас сильных женщин обвиняют, что из-за них мужчины обмельчали…– Сейчас сильных женщин обвиняют, что из-за них мужчины обмельчали…
– Я думаю, смотреть надо в корень: проблема в воспитании мальчиков. У меня девочка, но вижу, как вокруг растят мальчиков. Они с детства должны учиться брать ответственность на себя, это делает их мужчинами. Тогда мы будем получать прекрасных мужей, отцов.
Балерины очень даже любят булочки
– У Нади есть няня или она ходит в детский сад?– У Нади есть няня или она ходит в детский сад?
– В детский сад – он очень хороший, с традициями. Туда же ходила дочка моего брата Андриса – Ксенечка. С Надеждой занимаются те же педагоги, что работали с Ксенией, поэтому, милостью Божьей, у нас все неплохо. И с детишками дочка начинает дружить, атмосфера в саду приятная. Так что, я думаю, нам очень повезло.
Два раза в неделю Надюша ходит к маме на уроки в балетную школу. Ну а в перерывах можно и посекретничать.
– Это особенный детский сад?– Это особенный детский сад?
– Нет, самый обычный, но там есть хороший музыкальный работник. Для меня важно, что дети слушают на занятиях классическую музыку. Надя как-то пришла и говорит: «Мама, нам учительница сказала, что музыка разговаривает!» Два раза в неделю Надя ходит заниматься балетом в мою школу.
– И дома с Надей танцуете?– И дома с Надей танцуете?
– Конечно! Она прекрасно знает балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро». Дома в сценический костюм можно превратить все что угодно. Платочек, повязанный на голову, уже «каёна» – так Надя выговаривает слово «корона».
– Каких правил вы придерживаетесь в воспитании дочки? Пока она еще маленькая, ей можно все?– Каких правил вы придерживаетесь в воспитании дочки? Пока она еще маленькая, ей можно все?
– Нет, ей никогда нельзя было все! У нее нет пока понимания, что такое добро и зло, что хорошо, а что плохо. Мне важно выстроить у ребенка правильную шкалу человеческих ценностей, отношение к людям, к труду – да ко всему. По утрам она задает мне вопрос: «Какое платье я сегодня надену?» Объясняю ей: быть самой красивой или модной – не главное, а платьице должно быть элегантным. Даже таким вещам хочу с Божьей помощью найти место в шкале ее ценностей.
Чтобы не подвести партнера, Николая Цискаридзе, Илзе через два с половиной месяца после рождения дочери вернулась на сцену.
Фото: Евгения ГУСЕВА
– Какие мультики смотрите?– Какие мультики смотрите?
– Наши старые, на которых и нужно воспитывать. Хотя и там появляется что-то страшное: то Волк, то Кощей. На ночь мы с Надей читаем Пушкина. Вчера, например, была «Сказка о рыбаке и рыбке». Она увидела книгу и говорит: «Это же наша с тобой любимая книжка!» Мне нравится это слышать. Когда в машине включаю радио, она реагирует на музыку, узнает произведения Чайковского. В декабре выйдет книжка моих «Театральных сказок». Это один из самых приятных подарков на день рождения, который я жду. Начала их писать, когда была беременна. Знаете, в тот момент словно какой-то Божий дар во мне открылся. Я по понятным причинам была лишена возможности работать на сцене, может, поэтому сказки так естественно родились и вылились на бумагу. Уже после рождения Надюши мы с ней дописали еще одну – про лягушку-балерушку. Она очень любит лягушек. Дочка меня дома сказочницей называет. Знакомые, которые уже читали наши с дочкой «Театральные сказки», спрашивают, почему в них вообще нет отрицательных героев. Отвечаю: «Очень хочется, чтобы малыши росли без монстров».
– О чем еще ваши сказки?– О чем еще ваши сказки?
– Обо всем, что происходит в театре. Как юбочка влюбилась в колет – это мужской сценический костюм. Про занавес, который хотел дружить с кулисой. О котах, поссорившихся со сценическими машинами. А еще там есть сказка, которая называется «Булочки». Из нее можно узнать, что балерины очень даже любят булочки! (Смеется.)
Илзе с папой – знаменитым танцором Марисом Лиепой. Для нее он остается эталоном мужчины: добрый, щедрый и сильный.
Выигрываю в схватке с ленью
– Совсем скоро у вас юбилей, а значит, есть повод собраться с родными за праздничным столом. Ваш брат Андрис дважды родственник – он же является крестным папой Нади.– Совсем скоро у вас юбилей, а значит, есть повод собраться с родными за праздничным столом. Ваш брат Андрис дважды родственник – он же является крестным папой Нади.
– Да, он у нас человек-праздник. Отец и мама баловали нас какими-то бесконечными подарками, вот и Андрис то же самое делает со своей дочкой Ксенией и с Надюшей.
– Ограничения в еде в день рождения отменяются?– Ограничения в еде в день рождения отменяются?
– Напрасно вы думаете, что балерина – это существо, которое ничего не ест! (Улыбается.)
В детстве брат и сестра Андрис и Илзе соперничали…
– Почему же, ест! Рукколу, овощи, фрукты. Вам с братом ведь с детства родители запрещали есть сладости, даже ключ от шкафчика с конфетами прятали.– Почему же, ест! Рукколу, овощи, фрукты. Вам с братом ведь с детства родители запрещали есть сладости, даже ключ от шкафчика с конфетами прятали.
– Родители прививали понимание того, что есть профессия, которая требует отречения от каких-то вещей. Каждый артист балета знает, что за неделю до спектакля он должен начать вести строгий образ жизни. Мы даже с близкими друзьями из балетных не всегда можем встретиться и посидеть, ведь если завтра репетиция, ты не можешь поздно лечь спать, выпить, наесться. Но это не значит, что ничего нельзя постоянно. Бывают моменты, когда можно. И тогда я все это делаю с удовольствием. Я – нормальный человек. Иногда и лень нападает, которая присуща любому. И каждый с ней более или менее успешно борется. Я в этой схватке стараюсь побеждать.
– Рассказывают, что Марис Лиепа вообще прививал дисциплину вам, своим детям, с детства.– Рассказывают, что Марис Лиепа вообще прививал дисциплину вам, своим детям, с детства.
– Но никакой обиды из-за рано ушедшего детства мы с братом не чувствуем. Сейчас, когда я сама стала мамой, понимаю, что ребенок должен быть занят, это самый важный принцип воспитания. Безделье для ребенка – плохо. Маленький человек не в состоянии правильно распределить время, поэтому раннее профессиональное образование считаю полезным во всех смыслах. Это большое чудо, когда ты растешь с пониманием того, чем ты будешь заниматься дальше. Самое негармоничное, на мой взгляд, – это когда молодой человек или девушка не понимают, чему они посвятят себя в этой жизни, когда у них нет никаких интересов. Убеждаюсь в правильности концепции своих балетных школ, которых сейчас уже три. Дети начинают у нас заниматься с двух с половиной лет, а потом, когда им пять-шесть, уже выходят на сцену. И пусть не все они будут профессиональными танцорами, но у них горят глазки! Крохи понимают, что творчество необходимо, оно созидательно для жизни. И потом, у ребенка, который занимается балетом, особенное выражение лица, одухотворенное. Я их называю «дети другой породы». Призыв ко всем родителям – пусть ваши дети занимаются хореографией, классическое образование важно.
…а сейчас они друг для друга – самая надежная опора.
– Вам в этом смысле повезло, благодаря родителям вы с Андрисом достигли таких профессиональных высот!– Вам в этом смысле повезло, благодаря родителям вы с Андрисом достигли таких профессиональных высот!
– Родители никогда не настраивали нас на то, что мы с братом должны стать звездами, быть первыми, лучше всех. Они хотели, чтобы мы полюбили профессию, потому что тогда ты в ней реализуешься даже через маленькие роли. Мама считала, что детей надо воспитывать трудолюбивыми и терпеливыми, а дальше уже как Господь управит. Никто не думал, конечно, что в нашей семье будет три народных артиста. Отец был бы счастлив.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Илзе Лиепа родилась в Москве в семье известного танцовщика Мариса Лиепы и актрисы Маргариты Жигуновой. Брат – Андрис Лиепа, артист балета. В 1981 году окончила Московское академическое хореографическое училище, а в 1991 году – педагогическое отделение ГИТИСа. Танцует в Большом театре, выступает в России и за рубежом в сольных и концертных программах с классическим и современным репертуаром. В последние годы параллельно работает как драматическая актриса театра. Член правления Благотворительного фонда имени Мариса Лиепы. Народная артистка России, обладатель национальной театральной премии «Золотая маска». Первый муж – скрипач Сергей Стадлер, второй муж – бизнесмен Владислав Паулюс. Дочь Надежда родилась 15 марта 2010 года.
Илзе Лиепа
Илзе Марисовна Лиепа. Родилась 22 ноября 1963 года в Москве. Российская балерина, актриса театра и кино. Народная артистка России (2002).
Илзе Лиепа родилась 22 ноября 1963 года в Москве.
Отец – Марис Лиепа, советский латвийский солист балета, балетмейстер, балетный педагог, киноактёр. Народный артист СССР (1976).
Мать – Маргарита Жигунова, актриса Московского драматического театра имени Пушкина.
Старший брат – Андрис Лиепа (1962 г.р.), советский и российский солист балета, театральный режиссёр и продюсер. Народный артист России (2009).
С детства вместе с братом постоянно находилась за кулисами театра. Посещала балетную школу.
В 1981 году окончила Московское академическое хореографическое училище, класс Н. В. Золотовой. Позже, в 1991 году, окончила педагогическое отделение ГИТИСа.
Илзе Лиепа в детстве с отцом и братом
С начала 1980-х – в труппе Большого театра. Исполняла хара́ктерные танцы в операх «Кармен», «Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Хованщина», «Травиата».
В 1983 году исполнила партию Геры в танцевальной сцене в опере «Ифигения в Авлиде» К. В. Глюка в постановке А. Петрова (первая исполнительница).
В 1984 году – станцевала мазурку и краковяк («Польский бал» в опере «Иван Сусанин» М. Глинки, хореография Р. Захарова) и болеро («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского).
1985 год – испанский танец, мазурка («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича) Мерседес («Дон Кихот»), Чиполла-мать («Чиполлино» К. Хачатуряна, хореография Г. Майорова).
1986 год – цыганский танец («Дон Кихот») Батильда («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа), три цыганки («Анюта» на музыку В. Гаврилина в постановке В. Васильева) — в числе первых исполнительниц в Большом театре Королева («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича), Жена Штальбаума («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича).
Илзе Лиепа в молодости
1987 год – придворные танцовщицы («Легенде о любви» А. Меликова, хореография Ю. Григоровича), Владетельная принцесса («Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография А. Горского, М. Петипа, Л. Иванова в редакции Ю. Григоровича), Синьора Капулетти («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича).
1988 год – Персидка («Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» А. Бородина, хореография К. Голейзовского), Персидка (опера «Хованщина» М. Мусоргского, хореография С. Кореня).
1992 год – Зюльма («Корсар» А. Адана, хореография К. Сергеева по М. Петипа).
В 1993 году впервые в России исполнила партию Зобеиды в восстановленном её братом Андрисом Лиепой и внучкой М. Фокина Изабель Фокиной балете М. Фокина «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова. В репертуаре балерины как широко известные миниатюры — «Умирающий лебедь» (К. Сен-Санс — М. Фокин), «Гибель розы» (Г. Малер — Р. Пети), так и специально для неё поставленные номера и балеты (с Илзе сотрудничали хореографы Д. Брянцев, Г. Алексидзе, В. Смирнова, Т. Сердюкова, М. Шеннон и другие).
1994 год – Царица бала («Фантазии на тему Казановы» на музыку В. А. Моцарта в постановке М. Лавровского).
1995 год – Королева-мачеха («Белоснежка» К. Хачатуряна в постановке Г. Майорова) — первая исполнительница в Большом театре Капулетти-мать («Ромео и Джульетта», хореография Л. Лавровского).
2001 год – Графиня («Пиковая дама» на музыку П. Чайковского в постановке Р. Пети) — первая исполнительница (мировая премьера).
2003 год – Леди Капулетти («Ромео и Джульетта» в постановке Д. Доннеллана и Р. Поклитару) — первая исполнительница.
2007 год – Пианистка («Урок» Ж. Делерю в постановке Ф. Флиндта).
Ведёт активную концертную и гастрольную деятельность. В 2003 году творческие вечера Илзе Лиепа прошли на Новой сцене Большого театра, и в них были заняты артисты балетной труппы театра. Илзе Лиепа стала первой российской балериной, исполнившей после Майи Плисецкой партию Кармен в балете «Кармен-сюита» Ж. Бизе на музыку Р. Щедрина (хореография А. Алонсо).
Илзе Лиепа и Николай Цискаридзе – Пиковая дама
С 1984 года снимается в кино, дебютировав с главной роли в мелодраматическом фэнтэзи «Блистающий мир» (Руна). В том же году на экраны вышел исторический фильм «Михайло Ломоносов», в котором она сыграла роль Элизабет (Елизаветы Андреевны), жены великого русского ученого.
В середине 1980-х сыграла удачные роли в картинах «Детство Бемби» и «Юность Бемби» (Лебедь-дочь), «Лермонтов» (Соломирская), «Странник» (Катя).
Илзе Лиепа в фильме “Блистающий мир”
Илзе Лиепа в фильме “Михайло Ломоносов”
Несколько актерских работ в активе Илзе в 1990-е, наиболее известная – роль Зобеиды в картине Андриса Лиепы «Возвращение Жар-птицы».
Илзе Лиепа в фильме “Возвращение Жар-птицы”
В 2000 году сыграла балерину Тамару Карсавину в популярном сериале «Империя под ударом».
В 2007 году исполнила главную роль в историческом сериале Натальи Бондарчук «Одна любовь души моей» (Елизавета Алексеевна).
Илзе Лиепа в сериале “Одна любовь души моей”
В конце 1990-х дебютировала как драматическая актриса в Санкт-Петербургской антрепризе, затем в апреле 2000 в театре «Модернъ» п/р Светланы Враговой состоялась премьера спектакля «Сон императрицы», где Илзе исполнила роль императрицы Екатерины.
Среди театральных работ Илзе Лиепа: «Ваша сестра и пленница…» Людмилы Разумовской — Мария Стюарт (антреприза); «Сон императрицы», пьеса и постановка Андрея Максимова — Екатерина (Московский драматический театр «Модернъ» п/р Светланы Враговой); «Чайная церемония» А. Строганова (режиссёр Карен Нерсисян) — Женщина (Театральное товарищество «Старый театр»).
В 2011 году была в составе жюри на конкурсе «Евровидение для молодых танцоров 2011».
С 2011 года стала ведущей авторской программы «Балет FM» на радио «Орфей».
Имеет собственную студию пилатеса, где лично проводит занятия. Систематические занятия пилатесом в сочетании с балетными методиками стали основой для написания книги «Метод Лиепа», описывающей комплекс упражнений, разработанный балериной для поддержания себя в форме (издано «Альпина нон-фикшн»).
В январе 2014 года вышла книга её сказок для детей «Театральные сказки», которые Илзе Лиепа сочиняла, будучи беременной.
Илзе Лиепа в программе “Наедине со всеми”
Рост Илзе Лиепы: 173 сантиметра.
Личная жизнь Илзе Лиепы:
Первый муж – Сергей Стадлер, скрипач. Брак быстро распался. По словам Илзе, они расстались из-за постоянного столкновения двух творческих взглядов и потенциалов. Пара стремилась к самореализации отдельно друг от друга. Тем не менее, Илзе и Сергей сохранили нормальные отношения.
Сергей Стадлер – первый муж Илзе Лиепа
Второй муж – Владислав Паулюс, бизнесмен. На момент знакомства он был топ-менеджером международной компании Coca-Cola. Балерина познакомилась с ним на съемках рекламного клипа для знаменитого бренда Bon Aqua. Когда в качестве героини ролика понадобилась балерина, выбор пал именно на Илзе Лиепу.
Пара обвенчалась в апреле 1999 года в Николо-Богоявленском кафедральном соборе Санкт-Петебурга. 15 марта 2010 года у Илзе Лиепы и Владислава Паулюса родилась дочь Надежда. Для балерины, которой на тот момент было 46 лет, этот ребенок стал первым и очень долгожданным.
Илзе Лиепа и Владислав Паулюс
После 14 лет, прожитых в браке, Илзе Лиепа в 2013 году подала на развод, заявив, что больше не видит возможности продолжать отношения. Семейная пара до последнего не выносила сор из избы, чтобы не превращать развод в повод для всевозможных сплетен и слухов.
Илзе Лиепа в программе “Жена. История любви”
Фильмография Илзе Лиепы:
1984 – Блистающий мир – Руна, дочь Садди Дауговета
1984 – Михайло Ломоносов – Элизабет (Елизавета Андреевна), жена Ломоносова
1984 – Герой её романа – эпизод
1985 – Детство Бемби – Лебедь-мать
1986 – Юность Бемби – Лебедь-дочь
1986 – Лермонтов – Соломирская
1987 – Странник – Катя
1988 – Эти… три верные карты… – графиня в молодости
1990 – Али-Баба и сорок разбойников (фильм-балет)
1997 – Фантазия на тему Казановы
1997 – Возвращение Жар-птицы – Зобеида
1998 – Старые песни о главном – 3
2000 – Империя под ударом – Тамара Карсавина, балерина
2002 – Самозванцы (все сезоны) – Гизелла Веббер, издательница из Франции
2005 – Люби меня – Роза
2005 – Взлеты и падения Мариса Лиепы (документальный)
2007 – Одна любовь души моей – Елизавета Алексеевна
2007 – Горе от ума – Горе уму – Горе ума (фильм-спектакль) – Наталья Дмитриевна Горич
2009 – Первая любовь – Галина
2009 – Неизвестная версия (Украина, документальный)
2012 – Андрис Лиепа. Трудно быть Принцем (документальный) – балерина
2017 – Мешок без дна (Bottomless Bag, The)