Игорь головатенко баритон биография личная жизнь

Игорь головатенко баритон биография личная жизнь thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 февраля 2018; проверки требуют 42 правки.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Головатенко.

Игорь Александрович Голова́тенко (род. 17 октября 1980, Саратов) — российский оперный певец (баритон), ведущий солист Большого театра[1] (с 2014 года). Заслуженный артист России (2018)[2].

Биография[править | править код]

Игорь Головатенко родился в Саратове, в семье музыкантов.

Закончил Центральную музыкальную школу Саратова по трём специальностям: фортепиано (кл. Эльвиры Васильевны Черных/Татьяны Фёдоровны Ершовой), виолончель (кл. Надежды Николаевны Скворцовой) и композиция (кл. Владимира Станиславовича Мишле).

В 1997 году поступил в Саратовскую государственную консерваторию им. Л. В. Собинова, в класс виолончели профессора Льва Владимировича Иванова (Гохмана), где учился до 2000 года. Выступал в качестве солиста с оркестрами Саратовской филармонии и Саратовской консерватории, исполнил виолончельные концерты Л.Бокеррини, К. Сен-Санса, А. Дворжака, «Вариации на тему рококо» П. И. Чайковского.
С оркестром «Молодая Россия» под управлением М. Горенштейна сыграл Первый концерт Шостаковича для виолончели с оркестром (2001 год, Саратов, Зал Саратовской филармонии).

В 1999 году впервые встал за пульт симфонического оркестра Саратовской консерватории, с которым сотрудничал вплоть до 2003 года. Также выступал с симфоническим оркестром Саратовской областной филармонии в качестве приглашённого дирижёра. Впервые исполнил сочинения саратовского композитора Гохман Елены Владимировны (1935—2010) «Ave Maria» (2001 год) и «Сумерки» (2002 год) для солистов, хора и оркестра. Среди симфонических произведений, исполненных за это время: «Дон Жуан» Рихарда Штрауса, «Франческа да Римини» Чайковского, увертюра «Римский Карнавал» Берлиоза, «Болеро» Равеля и др.

В 2000 году поступил в Московскую государственную консерваторию им П. И. Чайковского на отделение оперно-симфонического дирижирования в класс профессора Василия Серафимовича Синайского. Окончил с отличием в 2005 году в классе Народного артиста СССР, профессора Геннадия Николаевича Рождественского.
Во время учёбы в Московской консерватории впервые в России продирижировал «Концертом для деревянных духовых, арфы и оркестра» П. Хиндемита (2002, Малый зал Московской консерватории).

В 2006 году поступил на стажировку в Академию хорового искусства в класс сольного пения профессора Дмитрия Юрьевича Вдовина (ныне руководителя Молодёжной программы Большого театра), у которого продолжает совершенствоваться.

В апреле 2006 года состоялся вокальный дебют на сцене Светлановского зала Московского международного Дома музыки. Исполнил партию баритона в «Мессе
жизни» английского композитора Фредерика Делиуса (текст на немецком языке, по произведению «Так говорил Заратустра» Фр. Ницще) с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова, и хором Академии хорового искусства под руководством В. С. Попова. Первое исполнение в России.

С 2007 года является солистом Московского театра «Новая Опера». Дебютировал в театре в партиях Марулло («Риголетто» Дж. Верди) и Оратора («Волшебная флейта» Моцарта).

В октябре 2010 года в Большом зале филармонии Санкт-Петербурга состоялся дебют певца в Санкт-Петербурге. Были исполнены фрагменты «Мессы жизни» (некоторые хоровые номера и части, где солирует баритон) в сопровождении Академического симфонического оркестра под управлением Александра Титова.

С 2010 года являлся приглашённым солистом Большого театра России, где дебютировал в роли Фалька («Летучая мышь» И. Штрауса, дирижёр Кристоф-Матиас Мюллер, режиссёр Василий Бархатов).

Первое выступление певца на Исторической сцене Большого театра состоялось в роли Жоржа Жермона («Травиата» Дж. Верди, дирижёр Лоран Кампеллоне, постановщик Франческа Замбелло) в 2012 году.

С сентября 2014 года — солист Большого театра.

В августе 2018 года присвоено почётное звание Заслуженный артист РФ.

Гастроли[править | править код]

ГодТеатр/ГородПроизведениеПартия
2011Оперный театр Сан-Карло (Неаполь)«Сицилийская вечерня» (режиссёр Никола Жоэль, дирижёр Джанлуиджи Джельметти)Ги де Монфор (дебют)
2011Гёттинген«Травиата» (концертное исполнение, дирижёр Кристоф-Матиас Мюллер)Жорж Жермон
2012Опера Гарнье (Париж)«Вишневый сад» Ф.Фенелон (режиссёр Жорж Лаводан, дирижёр Тито Чеккерини)Лопахин
2012Латвийская национальная опера (Рига)«Евгений Онегин» (режиссёр А. Жагарс, дирижёр М. Питренас)Онегин
2012Театр Массимо (Палермо)«Борис Годунов» (режиссёр Уго де Ана, партия Бориса Феруччо Фурланетто)Щелкалов, Рангони
2012-2013совместная постановка театров Ровиго, Савоны, Бергамо«Бал-маскарад»Ренато
2013Театр Джузеппе Верди (Триест)«Корсар» (режиссёр и дирижёр Джанлуиджи Джельметти)паша Сеид (дебют)
2013Национальная опера Греции«Сицилийская вечерня»Ги де Монфор
2013театр Савоны«Риголетто» (режиссёр Роландо Панераи)Риголетто (дебют)
2013Баварская государственная опера (Мюнхен)«Борис Годунов» (первая редакция оперы, дирижёр Кент Нагано)Щелкалов
201362-ой Уэксфордский оперный фестиваль (дебют)«Кристина, королева Швеции» Я. ФорониКарл Густав (дебют)
2014Оперный театр Сан-Карло (Неаполь)«Евгений Онегин»Онегин
2014Латвийская национальная опера (Рига)«Трубадур» (режиссёр А. Жагарс, дирижёры А. Вилюманис (латыш.)русск. и Я. Лиепиньш)граф ди Луна
201463-ой Уэксфордский оперный фестиваль«Саломея» А. МариоттИоканаан (дебют)
2014Колон (театр) (Буэнос-Айрес)«Мадам Баттерфляй» (режиссёр Уго де Ана, дирижёр Айра Левин)Шарплес (дебют)
2014Барбикан-холл«Кантата Весна» С. В. Рахманиновпартия баритона
2015Глайндборнский оперный фестиваль (дебют)«Полиевкт» Гаэтано ДоницеттиСеверо (дебют)
2015Cologne Opera (Кёльн, Германия), (дебют)«Богема»Марсель
2016Оперный театр Лилля (Франция) (дебют)«Трубадур»граф ди Луна
2016Grand théâtre de Luxembourg (Люксембург) (дебют)«Трубадур»граф ди Луна
2016Баварская государственная опера«Трубадур»граф ди Луна
2016Оперный театр Кана (Франция) (дебют)«Трубадур»граф ди Луна
2016Муниципальный театр Сантьяго (дебют)«Травиата»Жорж Жермон
2017XXXV Международный оперный фестиваль имени Ф. И. Шаляпина в Казани (дебют)«Евгений Онегин»Онегин
2017Тонхалле в Цюрихе (Швейцария)арии из опер П. И. Чайковского
2017Виктория-холл в Женеве (Швейцария)арии из опер П.И Чайковского
2017Зал Зернового рынка в Тулузе (Франция)«Орлеанская дева» П. И. Чайковский / дирижёр Туган Сохиев (концертное исполнение)Лионель
2017Парижская филармония (Франция)«Орлеанская дева» П. И. Чайковский / дирижёр Туган Сохиев (концертное исполнение)Лионель
2017Cologne Opera (Кёльн, Германия)«Лючия ди Ламмермур»Энрико (дебют)
2017Глайндборнский оперный фестиваль«Травиата»Жорж Жермон
2017Экс-ан-Прованский оперный фестиваль«Евгений Онегин» П. И. Чайковский / дирижёр Туган Сохиев (концертное исполнение)Онегин
2017Международный оперный фестиваль в Савонлинна«Евгений Онегин» П. И. Чайковский / дирижёр Туган Сохиев (концертное исполнение)Онегин
2017Международный оперный фестиваль в Савонлинна«Иоланта» П. И. Чайковский / дирижёр Туган СохиевРоберт
2017Большой театр Бордо (дебют)«Пират» В. Беллини (концертное исполнение)герцог Эрнесто (дебют)
2018Х Международный музыкальный фестиваль Ю.Башмета (Ярославль)«Страсти по «Пиковой даме»» (авторская версия Ю. Башмета)Елецкий
2018Зальцбургский фестиваль(дебют)«Пиковая дама» П. И. Чайковский / дирижёр М. ЯнсонсЕлецкий
2018Баварская государственная опера«Трубадур» Дж. Вердиграф ди Луна
2018Дрезденская государственная опера (дебют)«Лючия ди Ламмермур» Гаэтано ДоницеттиЛорд Генрих Аштон, владетель Ламмермура

(Энрико)

2019Королевский театр Ковент-Гарден (дебют)« Травиата» Дж. ВердиЖорж Жермон
2019Вашингтонская национальная опера (дебют)« Евгений Онегин» П. И. ЧайковскийОнегин
2019Зал Зернового рынка в Тулузе (Франция)«Пиковая дама» П. И. Чайковский / дирижёр Туган Сохиев (концертное исполнение)Елецкий
2019Лос Анджелес Опера (дебют)« Травиата» Дж. ВердиЖорж Жермон
2019Опера Бастилии (дебют)« Пуритане» В. БеллиниСэр Ричард Форт (дебют)
2019Метрополитен-опера (дебют)«Пиковая дама» П. И. Чайковский / дирижёр Василий ПетренкоЕлецкий
2020Баварская государственная опера«Разбойники» Дж. ВердиФранческо (дебют)
2020Венская государственная опера (дебют)«Дон Карлос» (франц. версия) Дж. ВердиРодриго ди Поза
Читайте также:  Пресняков биография личная жизнь

Репертуар[править | править код]

  • Альфио — «Сельская честь» П. Масканьи
  • Амонасро — «Аида» Джузеппе Верди
  • Андрей Щелкалов — «Борис Годунов» Модест Мусоргский
  • Белькоре — «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти
  • Гамлет — «Гамлет» Амбруаз Тома
  • Граф ди Луна — «Трубадур» Джузеппе Верди
  • Гюи де Монфор — «Сицилийская вечерня» Джузеппе Верди
  • Доктор Фальк — «Летучая мышь» Иоганн Штраус (сын)
  • Доктор Малатеста — «Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти
  • Дон Альваро —”Путешествие в Реймс, или Гостиница «Золотая лилия»”
  • Елецкий — «Пиковая дама» П. И. Чайковский
  • Жорж Жермон — «Травиата» Джузеппе Верди
  • Жерар – «Андре Шенье» Умберто Джордано
  • Иоканаан — «Саломея» А.Мариотт
  • Карло Густаво — «Кристина, королева Швеции» Я. Форони
  • Леско — «Манон Леско» Джакомо Пуччини
  • Лионель — «Орлеанская дева» П. И. Чайковский
  • Лопахин — «Вишневый сад» Ф. Фенелон
  • Марсель — «Богема» Джакомо Пуччини
  • Оливье — «Каприччио» Рихард Штраус
  • Онегин — «Евгений Онегин» П. И. Чайковский
  • Оратор — «Волшебная флейта» А.Моцарт
  • Рангони — «Борис Годунов» Модест Мусоргский
  • Ренато — «Бал-маскарад» Джузеппе Верди
  • Риголетто — «Риголетто» Джузеппе Верди
  • Ричард Форт – «Пуритане» Винченцо Беллини
  • Роберт — «Иоланта» П. И. Чайковский
  • Родриго ди Поза — «Дон Карлос» Джузеппе Верди
  • Северо — «Полиевкт» Гаэтано Доницетти
  • Сеид — «Корсар» Джузеппе Верди
  • Фигаро — «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини
  • Франческо – «Разбойники» Джузеппе Верди
  • Шарплес — «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини
  • Энрико — «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти
  • Эрнесто — «Пират» Винченцо Беллини
  • Партия баритона в кантате «Весна» для баритона соло, хора и оркестра С. В. Рахманинова
  • Партия баритона в поэме «Колокола» для оркестра, хора и солистов С. В. Рахманинова
  • Камерный репертуар певца включает в себя романсы П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Глинки, Равеля, Пуленка, Тости, Шуберта и др.

Постоянно выступает с пианистами Семёном Скигиным и Дмитрием Сибирцевым.

Сотрудничал с дирижёрами Кентом Нагано, Джанлуиджи Джельметти, Лораном Кампеллоне, Василием Синайским, Михаилом Плетнёвым; режиссёрами Франческой Замбелло, Роландо Панераи, Эдрианом Ноублом, Элайждей Мошински, Василием Бархатовым, Уго де Ана и другими.

Постоянный участник Большого фестиваля Российского национального оркестра под управлением М. Плетнёва.

Выступал с Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» и Национальным филармоническим оркестром России под руководством Владимира Спивакова и Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета. Сотрудничает с оркестром «ВВС» в Лондоне.

Участие в постановках Большого театра[править | править код]

  • Доктор Фальк (дебют 2010) — «Летучая мышь» И. Штраус (сын)
  • Лопахин (дебют 2010) — «Вишневый сад» Ф. Фенелон — мировая премьера
  • Жорж Жермон (2012) — «Травиата» Дж. Верди (режиссёр Франческа Замбелло, дирижёр Лоран Кампеллоне)
  • Родриго, маркиз ди Поза (дебют 2013) — «Дон Карлос» Дж. Верди (режиссёр Эдриан Ноубл, дирижёры Роберт Тревино/Джакомо сагрипанти)
  • Лионель (дебют 2014) — «Орлеанская дева» П. И. Чайковский (дирижёр Туган Сохиев)
  • Марсель (дебют 2015) — «Богема» Дж. Пуччини (дирижёр Туган Сохиев)
  • Роберт — «Иоланта» П. И. Чайковский
  • Доктор Малатеста (дебют 2016) — «Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти
  • Леско (дебют 2016) — «Манон Леско» Дж. Пуччини (дирижёр Туган Сохиев)
  • Андрей Щелкалов (дебют 2017) — «Борис Годунов» М. Мусоргский (дирижёр Туган Сохиев)
  • Елецкий (дебют 2018) — «Пиковая дама» П. И. Чайковский
  • Онегин (дебют 2019) – «Евгений Онегин» П. И. Чайковский
  • Ренато (дебют 2019) – « Бал-маскарад» Дж. Верди

Участие в постановках Новой Оперы[править | править код]

  • Доктор Фальк — «Летучая мышь» И. Штраус (сын)
  • Жорж Жермон — «Травиата» Дж. Верди, режиссёр Алла Сигалова
  • Фигаро — «Севильский цирюльник» Дж. Россини, режиссёр Элайджа Мошински
  • Онегин — «Евгений Онегин» П. И. Чайковский, режиссёр Сергей Арцибашев
  • Роберт — «Иоланта» П. И. Чайковский
  • Граф ди Луна — «Трубадур» Дж. Верди
  • Оливье — «Каприччио» Р. Штраус
  • Маруло — «Риголетто» Дж. Верди

Участие в концертных исполнениях опер[править | править код]

  • Онегин — «Евгений Онегин» (в КЗЧ с Российским национальным оркестром, дирижёр Михаил Плетнёв, сентябрь 2012)
  • Амонасро — «Аида» (Новая Опера, дирижёр Евгений Самойлов, июнь 2013)
  • Альфио — «Сельская честь» (Новая Опера, дирижёр Лоран Кампеллоне, сентябрь 2013)
  • Жорж Жермон — «Травиата» (версия без купюр), (Новая Опера, дирижёр Александр Самуил, январь 2014)
  • Барон Вальдебург — «Чужестранка» («La straniera») (Алаида — Патриция Чофи; оркестр «Новая Россия», дирижёр Джулиан Рейнольдс, март 2014)
  • Лионель — «Орлеанская дева» (Большой театр, дирижёр Туган Сохиев, сентябрь 2014)
  • Амонасро — «Аида» (Новая Опера, дирижёр Евгений Самойлов, март 2015)
  • Гамлет — «Гамлет» (Офелия — Лора Клейкомб; Концертный зал Чайковского, дирижёр Бенжамин Пьоннье, октябрь 2015)
  • Шарплес — «Мадам Баттерфляй» (Национальный концертный холл Дублина, дирижёр Джон Уилсон, май 2016)
  • Дон Альваро — «Путешествие в Реймс, или Гостиница «Золотая лилия»» (Филармония 2 и Большой театр, дирижёр Туган Сохиев, январь 2017)
  • Лионель — «Орлеанская дева» (Филармония 2, дирижёр Туган Сохиев, март 2017)
  • Шарль Жерар – «Андре Шенье» (Новая Опера, дирижёр Евгений Самойлов, май 2018)

Награды и премии[править | править код]

  • Конкурс вокально-фортепианных дуэтов «Три века классического романса» (Санкт-Петербург, 2008 год), в дуэте с Валерией Прокофьевой (фортепиано) — лауреат I премии[3]
  • Международный конкурс «Competizione dell’opera» (Дрезден — Москва, 2011 год) — лауреат II премии[4]
  • Номинирован на Национальную театральную премию «Золотая маска» в 2015 году за исполнение партии Родриго в опере Дж. Верди «Дон Карлос».[5]
  • Певец вошёл в шорт-лист международной оперной премии International Opera Awards 2016 в категории «Лучший оперный певец».[6]
  • Лауреат российской оперной премии Casta Diva (2018 год) в номинации “Певец года” за исполнение партии Елецкого в опере “Пиковая Дама” П.И.Чайковского.[7]

Дополнительные факты[править | править код]

В течение сезона 2012/13, в юбилейный год Верди, дебютировал в восьми операх итальянского композитора:

  • «Травиата» (Большой театр, Москва)
  • «Бал — маскарад» (Ровиго, Италия)
  • «Корсар» (Триест, Италия)
  • «Сицилийская вечерня» (Афины, концертный зал «Мегарон», итальянская версия оперы)
  • «Трубадур» (Новая опера, Москва)
  • «Аида» (Новая опера, Москва)
  • «Риголетто» (Савона, Италия)
  • «Дон Карлос» (Большой театр, Москва).
Читайте также:  Виктор цой биография личная жизнь и творчество

В марте 2014 года на телеканале «Культура» в рамках передачи «Кто там..» в рубрике «Портреты» вышел сюжет о певце.[8]

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Страница об Игоре Головатенко на сайте Большого Театра
  • Страница об Игоре Головатенко на сайте Московского театра «Новая Опера»
  • Игорь Головатенко на сайте Золотая Маска
  • Игорь Головатенко на belcanto.ru
  • Интервью с Игорем Головатенко на Operanews.ru «Баритон, ностальгирующий по виолончели»
  • Статья на belcanto.ru «Игорь Головатенко открыл II фестиваль „Вокальные перекрёстки“»
  • Статья на classicalmusicnews.ru «Игорь Головатенко: „В опере самые главные — те, кто поёт: всё-таки люди приходят в оперу послушать певцов“»
  • Страница Игоря Головатенко на сайте артистического агентства
  • Группа Игоря Головатенко ВКонтакте

Источник

Дорога к вершинам оперного искусства не была для Игоря Головатенко прямой. Родившись в семье музыкантов в Саратове, Игорь поступил в консерваторию по классу виолончели в родном городе. Затем – в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского по классу оперно-симфонического дирижирования (класс профессора, народного артиста СССР Геннадия Рождественского). Сольным пением занимался в Академии хорового искусства им. В. С. Попова (класс профессора Дмитрия Вдовина). В 2006-м состоялся профессиональный дебют певца – в “Мессе жизни” Ф. Делиуса с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова. В 2007-2014-м Игорь был уже солистом Московского театра Новая опера. В 2010-м дебютировал в Большом театре в партии Доктора Фалька (“Летучая мышь” И. Штрауса). С сентября 2014-го – солист оперной труппы Большого театра.

Впервые Головатенко исполнил партию Евгения Онегина в 2009 году на фестивале Юрия Башмета в Ярославле. Далее последовали: ввод в знаменитую постановку Колобова-Арцибашева в Новой опере в 2010 году, в которой певец участвует по сей день; дебют в Риге в постановке Андрея Жагарса (2012 год); постановка в Неаполе в театре Сан-Карло (режиссер Михаил Знанецкий, дирижер Джон Аксельрод); дебют в Казани на Шаляпинском фестивале в 2017 году в постановке Михаила Панджавидзе; концертное исполнение в гастрольной поездке Большого театра в Экс-ан-Провансе и Савонлинне с Туганом Сохиевым (лето 2017 года) и наконец постановка в Вашингтоне. В 2022-м Игорю Головатенко предстоит участвовать в новой постановке “Онегина” в Метрополитен-опере. 

Игорь Головатенок репетицияИгорь Головатенко на Исторической сцене Большого театра во время репетиции с режиссером Евгением Арье, основателем  прославленного театра “Гешер” (Тель-Авив)

Игорь, расскажите о своем Онегине. Совпадает ли он с тем образом, что возник, когда вы читали произведение впервые? Сложно ли было работать над драматической ролью?

Онегин для меня – большая интересная загадка, которую я разгадываю уже почти десять лет, с тех пор как впервые спел эту партию. Мне сложно сказать, когда я читал произведение первый раз, это было очень давно, и я тогда еще даже не думал, что когда-нибудь буду петь. Теперь я уже сбился со счета, сколько собственно раз я перечитал гениальный роман А.С. Пушкина, могу сказать, что за последние два месяца раз пять точно, не говоря о замечательных трудах Лотмана и Непомнящего. Но дело даже не в этом. Очень сложно дать словесное определение образу Онегина. Вообще, это изумительно в пушкинско-онегинском мире: как только хочется дать чему-то точное определение – персонажу ли, отношениям ли – сейчас же это определение ускользает. Как невозможно поймать за хвост Синюю птицу, так абсолютно невозможно дать точную характеристику образа Онегина, уж простите за такое пошлое сравнение.
Конечно, можно говорить, что им овладела хандра, что он циник, что он абсолютно хладнокровно убивает юношу-поэта, друга; но ведь, с другой стороны, какая же с ним происходит чудовищная перемена! Отчаяние его, как и любовь, вполне искренни, он начинает пробуждаться, как человек, что-то впервые происходит в его спящей душе, от этого ему так мучительно больно и так хорошо! Об этом можно еще долго говорить, но самый сложный вопрос – как все это воплотить в опере? Не секрет, что Чайковский написал совершенно другое произведение. При всей гениальности его музыки и драматургического воплощения я очень сожалею, что в оперу не вошли (и не могли войти по определению) вся пушкинская ирония и отношения автора со своими героями. Это невозможно было сделать, в результате чего мы имеем все же замечательную историю отношений, любви, изумительные “Лирические сцены” с несколько смещенными акцентами в сторону мелодрамы.
Все это уводит оперного Онегина от его иронии, сарказма, цинизма и хандры в сторону более лирического существования, однако я считаю, можно добиться сценического сочетания того и другого, хотя это труднейшая задача. В этом, я уверен, суть работы над драматической ролью – обогатить и без того прекрасную музыку какой-то пушкинской поэтической интонацией. Кроме того, проблема “Евгения Онегина” Чайковского еще и в том, что это одна из самых исполняемых опер в мире, не говоря уже о России, и нет театра, на сцене которого не шла бы эта опера в прошлом либо сейчас. Думаю, искать что-то новое, что-то свое надо, исходя из двух текстов, данных нам великими русскими гениями: Пушкиным и Чайковским. 

Игорь ГоловатенкоИгорь Головатенко на репетиции “Евгения Онегина”

Какую свою работу считаете вершиной мастерства?

Не знаю насчет “вершины мастерства”, об этом вообще не мне судить совершенно. Могу только сказать, что есть роли, которые мне очень близки, я их очень люблю и в них чувствую себя наиболее вольготно. Это, конечно, Жорж Жермон в “Травиате” Верди, Онегин Чайковского и моя самая любимая роль – Родриго в вердиевском “Дон Карлосе”. Есть еще несколько любимых ролей, но эти – самые-самые. Не могу не сказать об изумительной постановке “Дон Карлоса” в Большом театре – просто шедевр!

С какими испытаниями, соблазнами и сложностями вам пришлось столкнуться во время развития своей карьеры?

Прежде всего надо сказать, что карьера оперного артиста и у нас в стране, и за рубежом полна всевозможных испытаний, случайностей и трудностей. Очень сложно заявить о себе, так сказать, “протолкнуться” сквозь ряды собратьев, но куда сложнее оставаться на довольно высоком уровне и соответствовать принятым ожиданиям. Довольно часто еще совсем юные певцы, не окрепнув технически, не набравшись сценического опыта, берут на себя смелость петь трудные партии, соблазнившись будущим успехом, славой и деньгами, особенно, если их на это толкают менеджеры, дирижеры или руководители театров. В нашей профессии трудно найти баланс между технической оснащенностью, которая приобретается годами упорного труда, ежедневных занятий и так называемым карьерным ростом, успехом, который зачастую зависит от стечения различных обстоятельств и может быть делом случая.
Конечно, не всегда дело обстоит именно так, но основная проблема нашей певческой профессии именно в отсутствии правильного баланса между этими двумя категориями, в неумении правильно распределить свои силы. Недостаток вокальной техники и опыта наряду с преждевременным освоением больших оперных полотен приводят к катастрофам – потере голоса и профессии. Правильный репертуар – это залог успеха, и я всегда стараюсь, получая какие-то предложения, думать, не рано ли мне петь ту или иную партию, будет ли выбор той или иной роли верным для какой-то конкретной сцены. Очень важна роль, в которой оперный артист дебютирует на большой сцене, будь то Большой театр, Ковент-Гарден, Парижская опера или Метрополитен. От мудрого выбора репертуара зависят напрямую и развитие голоса, и дальнейший ход карьеры певца, весьма капризной и непредсказуемой.

Читайте также:  Певица жасмин биография личная жизнь дети фото

Все ли сбылось, о чем мечталось в 10-15 лет?

Наверное, сбылось такое, о чем я даже не мечтал. Совершенно точно у меня не было в мыслях, что когда-нибудь я буду петь на сцене Большого театра. Разумеется, о великих сценах Ковент-Гарден, Зальцбургского фестиваля, Парижской оперы я также не мог и помыслить. Я очень хотел заниматься музыкой и считаю, что судьба в каком-то смысле наградила меня. Да, все сбылось, и я очень счастливый человек.

 Были ли когда-нибудь сомнения в выбранной профессии?

Сейчас тяжело вспоминать некоторые тягостные моменты, но надо признаться самому себе, что сомнения были, особенно в начале пути. Наверное, это нормально: если что-то не получается, не выходит – сомневаться в себе, в своих силах и в правильности выбранного пути. Я очень счастлив, что мне и моему замечательному учителю, Дмитрию Юрьевичу Вдовину, хватило терпения и сил идти по этой трудной дороге. Сегодня может показаться, что все прекрасно, что все (почти) получается, но я всегда помню, как все начиналось, какой на самом деле это был тяжелый труд. Публика не видит этой стороны оперного дела и не должна видеть, однако наш успех прямо пропорционален количеству труда, потраченного на огранку мастерства.

Что приносит максимальное удовлетворение, ощущение парения, что вы на своем месте?

Артист, находясь на сцене, всегда чувствует реакцию зрителей, даже если они в данную секунду не награждают его бурными аплодисментами. Эмоции, которые певец переживает и, так сказать, “посылает” в зал, возвращаются ему с большой отдачей – это такой, я бы сказал, взаимный энергообмен. Пение, помимо прочих своих красот, – процесс в большой степени физиологический, и правильный с технической точки зрения вокал приносит весьма ощутимое физическое удовольствие поющему. В чем-то это сродни спорту, только в опере присутствует мощная эстетическая составляющая. Подлинное ощущение парения может возникнуть, когда все получается, голос звучит, на сцене замечательный ансамбль партнеров, прекрасный дирижер, благодарная публика – такое сочетание элементов оперного театра бывает крайне редко, но оно поистине бесценно. Думаю, в такие моменты каждый, кто находится в зале, тоже испытывает что-то весьма неординарное, переживает настоящий подъем, взлет высоких чувств, и я убежден, что для этого люди и ходят в оперу. Опера – это музыка, пение и театр – три величайших изобретения человека, их сочетание рождает подлинное искусство, для которого люди бросают все насущные дела и заботы.

 Кого сейчас можете назвать ориентиром в искусстве?

Сложный вопрос. Я стараюсь искать подобные ориентиры, скорее, в прошлом, чем в настоящем. Мне кажется, раньше и певцы, и вообще музыканты были гораздо честнее по отношению к своей профессии – как к собственно ремеслу, так и к искусству. Я могу сейчас перечислить имена великих певцов, дирижеров, инструменталистов, перед которыми преклоняюсь, но список будет длинный. В былые времена оперный театр все же более походил на “Храм Искусства”, хотя это не значит, что не было проблем, интриг и прочих “прелестей” театра. Возможно, впрочем, что я ошибаюсь.

 Чего хотелось бы еще достичь?

Хотелось бы спеть еще несколько очень важных, интересных ролей. Например, Риголетто, это все-таки ключевая, символическая баритональная роль. Но это будет, конечно, не завтра. В общем, мои мечты, как это ни банально, все сводятся к пению и существованию на сцене – это и есть жизнь.

Игорь ГоловатенкоВ Большом театре Игорь Головатенко с успехом исполнил множество партий: Лопахин (“Вишневый сад” Ф. Фенелона), Жорж Жермон (“Травиата” Дж. Верди), Родриго (“Дон Карлос” Дж. Верди), Лионель (“Орлеанская дева” П. Чайковского), Марсель (“Богема” Дж. Пуччини), Роберт (“Иоланта” П. Чайковского), Леско (“Манон Леско” Дж. Пуччини), Князь Елецкий (“Пиковая дама” П. Чайковского).

Игорь, у вас двое детей, сейчас очень рано родители направляют своих чад на сцену, особенно если есть возможности и талант. Как вы к этому относитесь? Следите ли за шоу “Голос” и “Голос. Дети”? 

Моя задача как родителя – дать своим детям полноценное образование, чтобы они сами потом могли выбрать свой профессиональный путь. Поскольку я сам из музыкальной семьи, естественно, дети также обучаются музыке. Сейчас еще очень рано говорить о каких-то серьезных сценических достижениях, пока это нормальный учебный процесс. Что касается шоу “Голос”, то я не слежу постоянно за его событиями, я практически не смотрю телевизор в силу нехватки времени, однако некоторые особенно интересные выступления иногда смотрю в интернете. Впрочем, должен признаться, основная линия этого шоу лежит все же в стороне от моих интересов.

Не слышали об истории вокруг дочери Алсу?

Об истории с дочерью Алсу я слышал, но от комментариев воздержусь.

Источник