Художник иванов биография личная жизнь

Художник иванов биография личная жизнь thumbnail

Александр Иванов увлекался рисованием с раннего детства. Он успешно окончил Академию художеств и уехал за границу — изучать современное искусство. Художник интересовался классическими сюжетами, и главным полотном его жизни стала картина «Явление Христа народу». Масштабную работу Иванов писал почти 20 лет.

Александр Иванов родился 28 июля 1806 года в Санкт-Петербурге. Его отец, живописец Андрей Иванов, был адъюнкт-профессором исторического класса Императорской Академии художеств. Он воспитывал сына как своего преемника и рассчитывал, что тот пойдет по его стопам. Начальное образование мальчик получал дома, уроки ему давали профессора Академии. Больше всего времени он уделял рисованию.

В 1817 году Александр Иванов поступил в Императорскую Академию художеств. В Российской империи на тот момент только здесь готовили будущих художников, архитекторов, скульпторов. Обычно учились 15 лет: девять лет — в воспитательном училище и шесть — в самой Академии. Иногда срок сокращался, но исключительно редко. За это время ученики получали основательную базовую подготовку, а потом лучших воспитанников отправляли за границу за счет Общества поощрения художников. Тогда это была единственная возможность совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Почти все ученики жили при Академии под строгим контролем воспитателей и были оторваны от окружающего мира. В отличие от них Александр Иванов остался дома: он работал в мастерской отца. Юный художник достаточно быстро освоил принципы академического искусства и изучил основные техники. Вскоре преподаватели стали отмечать его успехи в рисовании и живописи. Некоторые даже подозревали, что картины Иванова на самом деле может писать его отец.

Александр Иванов 1

Александр Иванов. Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора. 1824. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Александр Иванов 1

Александр Иванов. Беллерофонт отправляется в поход против Химеры. 1829. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Александр Иванов 1

Александр Иванов. Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона. 1827. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

На одном из экзаменов 18-летний Иванов представил полотно на сюжет из гомеровской «Илиады» — «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора». Этот сюжет у художников был популярен, однако Иванов передал его в ином свете: изобразил героев очень эмоциональными, что не было свойственно для академической живописи. За эту работу он получил малую золотую медаль.

Через два года Александр Иванов представил учителям дипломную картину на библейский сюжет «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию». Она принесла Иванову звание художника XIV класса и большую золотую медаль. На выставке 1827 года работу высоко оценили критики. Общество поощрения художников решило отправить Александра Иванова за границу, однако до отъезда он должен был создать еще одну картину. Сюжет выбрали из греческой мифологии — «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Друг и душеприказчик Иванова Михаил Боткин предполагал, что таким образом художника еще раз проверяли, не помогал ли ему в работе отец.

Однако Иванов медлил с написанием картины: в этот период он познакомился с дочерью учителя музыки и влюбился. Он даже подумывал отказаться от пенсиона и заграничной поездки и связать свою судьбу с возлюбленной. Отец был против женитьбы, но убедили Иванова только уговоры товарища, Карла Рабуса. Художник начал работать над картиной и в 1829 году закончил ее. В этот же период он создал несколько картонов — рисунков карандашом и мелом — в натуральную величину с античных статуй — Лаокоона, Бойца и Венеры Медицейской.

В 1830 году Александр Иванов выехал из России в Европу. Общество дало ему указания, что сделать за границей. В первый год художнику предстояло изучать памятники итальянского искусства, во второй — сделать копию с фрески Микеланджело «Сотворение Адама», и только на третий год следовало создать собственное творение. Конечным местом назначения была Италия. По пути художник побывал в Галерее старых мастеров в Дрездене, где сделал наброски «Сикстинской Мадонны» Рафаэля Санти. Осенью 1830 года Иванов прибыл в итальянскую столицу.

В Риме Иванов отыскал мастерскую и принялся за эскизы. Первые наброски с тушевкой он сделал карандашом на темы «Самсон в объятиях Далилы», «Давид играет перед Саулом», «Братья Иосифа в тот момент, когда находят кубок в мешке у Вениамина». Рисунки были выполнены в стиле академизма. Также в этот период он начал писать небольшую картину «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением». Параллельно с этим он рисовал картон с плафона Сикстинской капеллы.

Потрясенный творением Буонарроти, Иванов начал искать такой же впечатляющий мотив. Он долго выбирал и наконец остановился на евангельской теме — моменте явления Христа народу. Однако изначально художник решил попробовать свои силы в другом сюжете — «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Он сделал несколько эскизов, остановился на одном из них и немедленно принялся за картину.

Александр Иванов 2

Александр Иванов. Аполлон, кипарис и гиацинт, занимающиеся музыкой и пением. 1831–1834. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Александр Иванов 2

Александр Иванов. Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина. 1831–1833. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Александр Иванов 2

Александр Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения. 1835. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В конце 1835 года Иванов закончил «Магдалину» и выставил сначала в своей мастерской, а затем — в Капитолии. Потом художник отправил полотно в Петербург на суд Общества поощрения художников и публики. Картина имела большой успех. Литератор Алексей Тимофеев писал: «Явление Спасителя по Воскресении Магдалине», сюжет, над которым трудились многие живописцы: но что в этой картине особенно хорошего — положение Спасителя. Это — Бог! Величие, кротость, уверенность, благодать, святость, могущество. Картина эта прекрасна». Картину подарили императору, а Иванову продлили содержание на два года и присвоили звание академика.

Как жаль, что меня сделали академиком, мое намерение было никогда никакого не иметь чина. Но что делать, отказаться от удостоения — значит обидеть удостоивших.

Больше всего Иванова порадовала прибавка пенсиона — теперь он мог приступить к картине «Мессия». Изначально он думал написать относительно небольшое полотно, но с повышением содержания приобрел огромный холст 7,5 метра в длину и 5,4 метра в высоту. Когда он сообщил в письме Академии о своем будущем плане, учителя не поддержали его. Тем не менее Иванов стал воплощать свой замысел.

Читайте также:  Актер казаков биография личная жизнь

Начался титанический подготовительный труд. Для вдохновения Иванов отправился в путешествие по Италии. Он работал в Венеции, где копировал работы колористов XVI века, в частности картины Тициана «Мученичество Святого Петра Доминиканца» и «Взятие на небо Божией Матери», подолгу бывал в Ливорно, где зарисовывал местных жителей, писал пейзажи в маленьких городах и искал местность, напоминающую Восток. Он даже просил Академию художеств проспонсировать поездку в Иерусалим, на реку Иордан, но на свое письмо получил ответ: «Рафаэль не был на Востоке, а создал великие творения».

В 1838 году мастерскую Иванова посетил наследник престола цесаревич Александр Николаевич. К тому моменту художник обозначил на картине цветовые пятна и грубо проработал объем и форму основными тонами. Гость остался очень доволен полотном и дал Иванову содержание на три года. В подарок цесаревичу Иванов преподнес несколько акварельных жанровых композиций: «Октябрьский праздник», «Итальянка на ярмарке покупает себе золотые вещи», «Ave Maria».

Александр Иванов 3

Александр Иванов. Жених, выбирающий серьги для невесты. 1838. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Александр Иванов 3

Александр Иванов. Октябрьский праздник. 1842. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Александр Иванов 3

Александр Иванов. Аве Мария. 1839. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

После визита наследника императора Общество поощрения художников продлило содержание еще на один, последний год. С этого момента Иванов урезал все свои расходы, чтобы только закончить работу. Поддержки и денег со стороны у него не было, потому что он твердо решил не зарабатывать искусством. Не писал на продажу ни одной картины, не создавал портреты на заказ, а в свою мастерскую пускал бесплатно.

Что же касается до меня, то студия моя, всегда закрытая для публики, открыта для моих братий, русских художников, — это подтвердит самый младший из нас. Жалованье за это брать я стыжусь и думать, хотя нахожусь в совершенном безденежьи по случаю отказа Академии на мою просьбу о способах на продолжение труда.

В конце 1838 года Иванов познакомился с Николаем Гоголем. Писатель в то время находился в Италии, и он захотел лично увидеть художника, который пишет грандиозное полотно. Позже Гоголь написал своим друзьям, просил помочь живописцу: «Не скупитесь! Деньги все вознаградятся. Достоинство картины уже начинает обнаруживаться всем. Весь Рим начинает говорить гласно, судя даже по нынешнему ее виду, в котором далеко еще не выступила вся мысль художника, что подобного явления еще не показывалось от времен Рафаэля и Леонардо да-Винчи».

Однако чем дольше Иванов работал над картиной, тем больше в ней находил недостатков. Чтобы персонажи получались максимально яркими и выразительными, он создавал несколько этюдов для каждого героя — карандашом и масляными красками. По пятницам и субботам ходил в римскую синагогу и внимательно всматривался в движения, мимику и черты лиц местных прихожан, делал множество заметок из Священного писания.

Александр Иванов 4

Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иванов вел аскетичный образ жизни. Его день начинался рано: в пять утра художник уже был на ногах и принимался за работу, в полдень на два часа прерывался, а затем трудился допоздна. Он любил работать в одиночестве, редко бывал в людных местах. Каждое лето художник проводил в окрестностях Рима, где делал самые разные зарисовки. Здоровье все чаще стало его подводить, и он по несколько месяцев не мог работать. Немногие понимали это стремление к совершенству. Василий Жуковский недоумевал, почему художник работал так долго: «Куда он пишет такую картину, ее ведь и повесить некуда будет».

Помимо «Явления», Иванов пробовал себя и в других жанрах живописи. Он создавал бытовые сцены, например «Октябрьский праздник в Риме у Понте-Молле» и «Октябрьский праздник в Риме. Сцена у лоджии»; писал пейзажи с «купающимися мальчиками»: «Мальчики на Неаполитанском заливе», «Семь мальчиков в цветных одеждах и драпировках», этюд «Обнаженный мальчик».

До 1848 года мастерская художника была открыта для посетителей. В 1845 году к Иванову заглядывал император Николай I. Царь просил Иванова непременно закончить полотно и пожаловал 300 червонцев. Однако после 1848 года Иванов неохотно стал показывать картину публике, а вскоре и вовсе закрыл студию для гостей. Художник был расстроен: в Италии он познакомился с молодой аристократкой и надеялся жениться, но девушка вышла замуж за другого. Живописец отстранился от людей, стал подозрителен и даже думал, что его хотят отравить.

Здоровье Иванова подрывала постоянная нужда. В конце 1850-х он вновь открыл мастерскую в надежде, что среди его гостей будут и благотворители. Многие устремились в студию художника, который 20 лет писал и совершенствовал одно полотно. Некоторые посетители жертвовали деньги. Среди тех, кто его поддерживал, была и вдовствующая императрица Александра Федоровна: она выделила художнику деньги на лечение. Иванов отправился в Германию и Францию. Он планировал поправить здоровье и познакомиться с новыми веяниями в искусстве: живописец не выезжал из Италии более 25 лет. В Рим художник вернулся через несколько месяцев. Он был вдохновлен путешествием, мечтал начать новые полотна и решил оставить «Явление» таким, каким оно было на тот момент.

Александр Иванов 5

Александр Иванов. Четыре нагих мальчика. 1830–40-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Александр Иванов 5

Александр Иванов. Семь мальчиков. 1840–50-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Александр Иванов 5

Александр Иванов. На берегу Неаполитанского залива. Вторая половина 1830-х — 1840-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1858 году Александр Иванов вместе с картиной «Явление Мессии» отправился на родину. Сначала он планировал везти полотно поездом до немецкого города Киля, затем — из местного порта пароходом в Петербург. Огромный вал с холстом не влезал ни в багажный вагон, ни в трюм корабля, поэтому Иванов с помощью меценатов оплатил открытую платформу и специальные укрепления на палубе. Так, по железной дороге, а потом по морю картина благополучно прибыла в столицу Российской империи.

В Санкт-Петербурге полотно выставили в Зимнем дворце. Император Александр II выкупил картину и назначил автору пожизненную пенсию. На полученные средства художник надеялся отправиться в путешествие на Восток и по возвращении создать серию картин на библейские темы. Но воспользоваться содержанием Иванов не успел. 15 июля 1858 года он скоропостижно скончался от холеры. Похоронили художника в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. В 1936 году тело перезахоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Читайте также:  Секретарь путина дмитрий песков биография личная жизнь

1. Строгий и сосредоточенный на работе, Иванов возмущался тем, как ведут себя российские художники за границей. В письме своему брату он рассказывал о бесконечных загулах и карточных играх, безумных скачках и шумных беседах.

Молодое поколение, видя в наставниках своих безбожников, пьяниц, гуляк, картежников и эгоистов, приняло все эти качества в основание, и вот свобода пенсионерская, способная усовершенствовать, оперить и окончить прекрасно начатого художника, теперь была обращена на усовершенствование необузданностей. Некогда думать, некогда углубляться в самого себя и оттуда вызывать предмет для исполнения.

Прощай все прекрасное, все нежно-образованное, прощай соревнование русских с Европой на поле искусств! Мы — пошлые работники, мы пропили и промотали свою свободу.

Александр Иванов 6

Александр Иванов. Аппиева дорога при закате солнца. 1845. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Александр Иванов 6

Александр Иванов. Оливковое дерево. долина Ариччи. 1842. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Александр Иванов 6

Александр Иванов. Вода и камни под Палаццуоло. Начало 1850-х. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

2. Многолетний труд над картиной «Явление Мессии» стал для Николая Гоголя примером преданности искусству. И писатель использовал черты характера Иванова, когда продумывал персонажей для своей повести «Портрет». Образ живописца угадывается сразу в двух героях.

Этот художник был один из прежних его товарищей, который от ранних лет носил в себе страсть к искусству, с пламенной душой труженика погрузился в него всей душою своей, оторвался от друзей, от родных, от милых привычек и помчался туда, где в виду прекрасных небес спеет величавый рассадник искусств, — в тот чудный Рим, при имени которого так полно и сильно бьется пламенное сердце художника. Там, как отшельник, погрузился он в труд и в не развлекаемые ничем занятия.

Всем пренебрегал он, все отдал искусству.

Александр Иванов так же уважительно относился к писателю и даже написал два его портрета. Один из них Николай Гоголь подарил поэту Василию Жуковскому, другой — историку Михаилу Погодину.

3. Иванов мечтал, что «Явление Христа народу» однажды станет частью внутреннего убранства храма Христа Спасителя, который в тот момент строился в Москве. Главному архитектору церкви Константину Тону идея понравилась, и он даже предложил художнику написать несколько эскизов для росписи будущего храма. В 1845 году Иванов написал заалтарный образ Воскресения Христова.

В этом же году в Италию приехал сам Тон. Он сообщил Иванову, что его заказ передали Карлу Брюллову. Разочарованный художник с грустью писал Гоголю, что Тон изменился, стал государственным мужем, распределяющим заказы. Проект живописца так и не осуществился. Потеряв надежду расписать московский храм, Иванов начал разрабатывать проект собственного храма и его будущей росписи. Так появились акварели на библейские и евангельские сюжеты: «Благовещение», «Хождение по водам», «Тайная вечеря», «Славословие пастухов», «Сон Иосифа».

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 августа 2020; проверки требует 1 правка.

Алекса́ндр Андре́евич Ива́нов (16 [28] июля 1806, Санкт-Петербург, Российская империя — 3 [15] июля 1858, там же) — русский художник, академик; создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты, представитель академизма, автор полотна «Явление Христа народу»[3].

Биография[править | править код]

Александр Иванов родился в семье художника, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова (1775—1848), который в том же году был утверждён адъюнкт-профессором исторического класса Императорской Академии художеств. В одиннадцать лет поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию художеств. Учился в академии при поддержке Общества поощрения художников, учился под руководством своего отца[4][5]. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награждён в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». В 1827 году получил большую золотую медаль[6] и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».

Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его на свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования, но предварительно потребовало, чтобы он написал ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Выполнив это требование, Иванов в 1830 году отправился в Европу, и через Германию, с остановкой на некоторое время в Дрездене, прибыл в Рим.

В Италии первые работы Иванова состояли в копировании «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и в написании эскизов на разные библейские сюжеты. Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу, но прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы над менее масштабным произведением[7]. С этой целью он в 1834—1835 годах написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине».

Картина имела большой успех как в Риме, так и в Санкт-Петербурге, где в 1836 году художник удостоился за неё звания академика.

Ободренный успехом, Иванов принялся за «Явление Христа народу»[8]. Работа затянулась на двадцать лет (1836—1857), и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии Художеств и произвела сильное впечатление на общественность[источник не указан 3085 дней]. Творческий арсенал, используемый художником в различных работах, в том числе при исполнении пейзажных этюдов, опережал уровень отечественной живописи того времени[9].

Иванов скончался от холеры. Был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище[10]. В 1936 году перезахоронен с переносом памятника на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры[11].

Среди его учеников был, в частности, художник-мозаичист Иван Шаповалов[12][13].

Галерея[править | править код]

  • «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора» (1824)

  • «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару» (1826)

  • «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (1831-1834)

  • «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры» (1829)

  • «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина» (1831-1833)

  • «Христос и Никодим» (1850-е гг.)

  • «Христос в Гефсиманском саду. Явление Ангела». (1850)

  • Портрет Виттории Кальдони (1834)

Память[править | править код]

На монетах и почтовых марках[править | править код]

  • Памятная серебряная монета России

Памятники[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Большая российская энциклопедия — Большая российская энциклопедия, 2004. — ISBN 978-5-85270-320-0
  2. 1 2 Иванов Александр Андреевич // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  3. ↑ Иванов // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  4. Сомов А. И. Иванов, Александр Андреевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. Сомов А. И. Иванов, Андрей Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. ↑ Большая золотая медаль была получена от Общества поощрения художников.
  7. Собко Н. Иванов, Александр Андреевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  8. ↑ Явление Христа народу (изображение от Google в высоком разрешении)
  9. ↑ Энциклопедия русской живописи / О.Ю. Николаева. — «ОЛМА Медиа Групп», 2010. — С. 176. — 496 с. — ISBN 978-5-373-02769-4.
  10. ↑ Могила на плане Новодевичьего кладбища (№ 12) // Отдел IV // Весь Петербург на 1914 год, адресная и справочная книга г. С.-Петербурга / Ред. А. П. Шашковский. — СПб.: Товарищество А. С. Суворина – «Новое время», 1914. — ISBN 5-94030-052-9.
  11. ↑ Могила А. А. Иванова в Александро-Невской Лавре
  12. ↑ «Новости», 1890 г., № 311 (некролог).
  13. А. Иванов. Шаповалов, Иван Савельевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.

Литература[править | править код]

  • Александр Андреевич Иванов. Письма и записные книжки // Мастера искусства об искусстве: в 7 т. / Под общ. ред. А. А. Губера — М.: Искусство, 1969. — Т. 6: Искусство народов СССР XIV—XIX вв. / Ред. А. А. Фёдоров-Давыдов. — 543 с.; [42] л.ил. — С.272-320.
  • Алленов М. М. Александр Александрович Иванов. — М., 1980. — 208 с.
  • Алленов М. М. Александр Андреевич Иванов. Л.: Художник РСФСР, 1989. — 32 с. — (Мастера русской живописи). — 50 000 экз. — ISBN 5737001873
  • Алленов М. М. О некоторых особенностях композиционного построения картины Иванова «Явление Мессии» // Советское искусствознание’79.1. — М.: Советский художник, 1980.
  • Алленов М. М. Александр Иванов [: Альбом]. — М.: Трилистник, 1997. — 103 с. : ил. — (Мой музей). — ISBN 589480003X, ISBN 9785894800035
  • Алпатов М. В. Александр Андреевич Иванов: Жизнь и творчество. Т. 1-2. — М.: Искусство, 1956.
  • Анисов Л. М. Александр Иванов. — М.: Молодая гвардия, 2004. — 320 с. — (ЖЗЛ) — ISBN 5235026101.
  • Бакушинский А. А. Иванов и Пуссен // Искусство. — 1933. — № 5. — С.107-114.
  • Бернштейн Б. К вопросу о формировании эстетических взглядов Александра Иванова // Искусство. — 1957. — № 2.
  • Бернштейн Б. Александр Иванов и славянофильство // Искусство. — 1959. — № 3.
  • Бернштейн Б. Снова об Иванове и Пуссене // Вопросы искусствознания. — 1993. — № 2-3. — С.25-40.
  • Загянская Г. А. Пейзажи Александра Иванова. Проблема живописного метода художника. — М.: Искусство, 1976. — 119 с.,32 л.ил.
  • Зуммер В. Система Библейских композиций А. Иванова // Искусство. — 1914. — № 7-12;
  • Зуммер В. О вере и храме Ал. Иванова. — Киев: Издание журнала «Христианская мысль», 1918.
  • Зуммер В. Эсхатология Ал. Иванова [: к 70-летию со дня смерти Ал. Иванова 3(15).VI.1858] // Учёные записки Научно-исследовательской кафедры истории европейской культуры, посвящ. акад. В. П. Бузескулу по случаю 70-летия со дня его рождения. — Харьков: [б. и.], 1929. — Вып. 3. — С.387-409.
  • Зуммер В. Проблематика художественного стиля Ал. Иванова: Cтиль библейских эскизов // Известия Азербайджанского государственного университета. Серия «Общественные науки». — Баку, 1925. — Т. 2-3. — С.84-103.
  • Кожевников В. А. Значение А. А. Иванова в религиозной живописи. — М., 1907. — 4 с.
  • С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 77. — 454 с.
  • Копировский А. М. Система монументальных росписей Александра Иванова («Библейские эскизы») — богословие внутри религиоведения // Вестник РХГА. — 2014. — Т. 15. — Вып. 2. — С.65-73.
  • Машковцев Н. Творческий путь Александра Иванова // Аполлон. — 1916. — № 6-7. — С.1-39.
  • Мокрицкий А. Н. Явление Христа народу: Картина Иванова. — М.: Тип. И. Чуксина, 1858. — 72 с.
  • Неклюдова М. Г. Александр Андреевич Иванов / Оформление Э. И. Копеляна; Ред. Я. В. Брук; Науч. ред. Т. М. Коваленская; Государственная Третьяковская галерея. — Л.: Художник РСФСР, 1966. — 64 с. — (Народная библиотечка по искусству). — 20 000 экз. (обл.)
  • Новицкий А. П. Опыт полной биографии Ал. Иванова. — М.: Изд. худож. фототип. К. А. Фишер, 1895. — [4], IV, XIV, 253 с.
  • Поликаров В. П. Философские предпосылки творчества А. Иванова // Советское искусствознание’74. — М.: Советский художник, 1975. — С.177-199.
  • Прокофьев П. [ Чижевский, Дмитрий. ] Религиозная утопия Ал. А. Иванова // Путь. — 1930. — № 24 (октябрь). — С.41-57.
  • Ракова М. А. Иванов. — М.: Искусство, 1960. — 54 с.
  • Романов Н. Александр Андреевич Иванов и значение его творчества: С портретом и пятью рисунками. — М.: Издание магазина «Сотрудник школ» А. К. Залесской; Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1907. — 67 с., [3] л. ил.
  • Романов Н. Картина Иванова «Аполлон, Кипарис и Гиацинт» // Старые годы. — 1916. — Январь-февраль.
  • Собко Н. Иванов, Александр Андреевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  • Сомов А. И. Иванов, Александр Андреевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Степанова С. С. «Воскресение Христово видевше…»: Эскизы Александра Иванова для храма Христа Спасителя
  • Степанова С. С. Русская живопись эпохи Карла Брюллова и Александра Иванова. Личность и художественный процесс. — CПб.: Искусство-СПб, 2011. — 287 с., [32] л. цв. ил. — ISBN 9785210016386
  • Философов Д. В. Иванов и Васнецов в оценке Александра Бенуа // Мир искусства. — 1901. — № 10. — С.217-233.
  • Хомяков А. С. Картина Иванова: Письмо к редактору // Русская беседа. — 1858. — Кн. I. — С.1-22.

Ссылки[править | править код]

  • Жизнеописание и картины Александра Андреевича Ива́нова
  • Иванов Александр Андреевич. Биография и творчество художника на Artonline.ru
  • Иванов, Александр Андреевич в библиотеке «Старатель»
  • Александр Иванов: одиссея его Картины
  • Александр Иванов Библейский цикл
  • Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка (1806-1858). Издал Михаил Боткин.1880

Источник