Грибов биография личная жизнь
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 июня 2020;
проверки требуют 5 правок.
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Грибов.
Могила Грибова на Новодевичьем кладбище Москвы
Алексе́й Никола́евич Гри́бов (1902—1977) — советский актёр театра и кино, педагог. Герой Социалистического Труда (1972). Народный артист СССР (1948). Лауреат четырёх Сталинских премий (1942, 1946, 1951, 1952)[3][4] и Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1974). Кавалер двух орденов Ленина (1967, 1972).
Биография[править | править код]
Алексей Грибов родился 18 (31) января 1902 года в Москве, в рабочей семье.
Учился в начальном городском училище в Леонтьевском переулке Москвы. Работал на шелкоткацкой фабрике, пробовал учиться на бухгалтера. В 1919 году попал в Школу-клуб № 2 Замоскворецкого района, затем в Студию им. Горького, где ставили инсценированные рассказы (сыграл эпизод в «Стране отцов» по повести С. И. Гусева-Оренбургского, 1923).
В 1924 году по окончании школы при 3-й студии МХАТа вступил в труппу Московского Художественного театра. Первая значительная роль — мистер Крегс («Битва жизни» по Ч. Диккенсу, 1924). Выходил на сцену театра 50 лет.
Как отмечают театроведы, «Грибов был мастером разнообразнейших вариантов русского национального характера»[5]. Играя в пьесах А. П. Чехова, актёр тонко передавал чеховскую поэзию. Сыграл галерею персонажей в пьесах М. Горького.
Часто выступал и в сатирических ролях — Собакевич («Мёртвые души» по Н. В. Гоголю), Хлынов («Горячее сердце» А. Н. Островского), Епиходов («Вишнёвый сад» А. П. Чехова). Именно комедийно-сатирические персонажи принесли ему успех в кино[6].
Одной из главных театральных удач была роль Фомы Опискина в спектакле по сатирической повести Ф. М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» (1970)[5]. В 1973 году вышел одноимённый телеспектакль МХАТа.
Первый актёр, воплотивший на сцене МХАТа образ В. И. Ленина («Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина).
В годы Великой Отечественной войны часто выезжал на фронт в составе фронтовых бригад.
Гастролировал с театром за рубежом: Япония, Англия, Франция.
C 1935 года начал сниматься в кино.
Много лет озвучивал мультфильмы на студии «Союзмультфильм»[7].
С 1970 года преподавал актёрское мастерство в Школе-студии МХАТ[4].
Член ВКП(б) с 1944 года.
Во время гастролей театра в Ленинграде в 1974 году, исполняя роль Чебутыкина в «Трёх сёстрах», актёр пережил инсульт, однако по его просьбе спектакль, в итоге оказавшийся последним в его карьере, был доигран. В течение следующих трёх лет актёр заново учился писать и говорить, начал ходить с палочкой и приступил к занятиям со студентами Школы-студии МХАТ[8], однако осенью 1977 года состояние здоровья вновь ухудшилось[9].
Скончался Алексей Николаевич Грибов 26 ноября 1977 года в Москве от инсульта. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 9)[10].
Семья[править | править код]
- Первая жена — Елена Владимировна Барановская
- Вторая жена — Изольда Фёдоровна Апинь (1920—1995), помощник режиссёра, старший администратор, секретарь дирекции во МХАТе. Заслуженный работник культуры РСФСР (1969)
- Сын — Алексей Алексеевич Грибов (р. 1947), начальник лаборатории Курчатовского института
- Третья жена — Наталья Иосифовна Валандина (1928—2008)
- Дочери (приёмные) — Мария и Алёна
Награды и звания[править | править код]
- Герой Социалистического Труда (02.02.1972)
- Заслуженный артист РСФСР (26.10.1938)
- Народный артист РСФСР (05.11.1943)
- Народный артист СССР (26.10.1948)
- Сталинская премия первой степени (1942) — за исполнение роли В. И. Ленина в спектакле «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина
- Сталинская премия первой степени (1946) — за исполнение роли матроса Соловцова в спектакле «Офицер флота» А. А. Крона
- Сталинская премия второй степени (1951) — за исполнение роли тренера Воронова в фильме «Смелые люди» (1950)
- Сталинская премия первой степени (1952) — за исполнение роли 2-го мужика в спектакле «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого
- Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1974) — за исполнение роли часовщика Райнера в спектакле «Соло для часов с боем» О. Заградника
- Два ордена Ленина (27.10.1967, 02.02.1972)
- Орден Октябрьской революции (02.07.1971)
- Два ордена Трудового Красного Знамени (26.10.1938, 26.10.1948)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
- Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «Ветеран труда»
- Медаль «В память 800-летия Москвы»
Творчество[править | править код]
Роли в театре[править | править код]
Фильмография[править | править код]
- 1935 — Горячие денёчки — Горбунов, командир танкового батальона
- 1937 — Два брата («Милый друг») (короткометражный)
- 1938 — Болотные солдаты — Шульц
- 1938 — Поезд идёт в Москву (короткометражный) — машинист
- 1939 — Человек в футляре — Афанасий, слуга Беликова
- 1941 — Первая конная — Григорий Коцюра, атаман польско-петлюровской банды
- 1944 — Свадьба — Евдоким Захарович Жигалов, отец невесты
- 1944 — Поединок — комиссар госбезопасности
- 1945 — Без вины виноватые — Шмага
- 1946 — Клятва — К. Е. Ворошилов
- 1949 — Падение Берлина — К. Е. Ворошилов
- 1950 — Секретная миссия — генерал советской разведки
- 1950 — Донецкие шахтёры — К. Е. Ворошилов
- 1950 — Смелые люди — Константин Сергеевич Воронов, дедушка Нади
- 1951 — Спортивная честь — Пётр Семёнович Гринько
- 1952 — Ревизор — Осип
- 1952 — На дне (фильм-спектакль) — Лука
- 1953 — Таинственная находка — Серванов
- 1953 — Сеанс гипноза (короткометражный) — Николай Борцов
- 1954 — Шведская спичка — Николай Ермолаевич Чубиков, следователь
- 1954 — Верные друзья — Виталий Григорьевич Нехода, начальник строительства
- 1954 — Анна на шее — Иван Иванович
- 1955 — Сын — Сергей Иванович Кондратьев, администратор цирка
- 1957 — Гуттаперчевый мальчик — Эдвардс, клоун Василий Васильевич
- 1958 — Дело «пёстрых» — Волохов, секретарь райкома партии
- 1958 — В тайге — начальник лагеря
- 1958 — Как поймали Семагу (короткометражный) — эпизод
- 1958 — Военная тайна — Фёдор Михайлович, начальник лагеря
- 1958 — «Чудотворец» из Бирюлёво (короткометражный) — Парамонов
- 1959 — Песня о Кольцове — Кашкин
- 1959 — Верные сердца — Пухов
- 1959 — Произведение искусства — актёр Шашкин
- 1959 — Люди на мосту — начальник строительства железной дороги
- 1959 — Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва — машинист поезда
- 1960 — Алёшкина любовь — Дед Зинки
- 1960 — Слепой музыкант — Фёдор Кандыба
- 1960 — Бессонная ночь — Пётр Ильич Батавин
- 1960 — Мёртвые души (фильм-спектакль) — Михаил Семёнович Собакевич
- 1961 — Взрослые дети — Анатолий Кузьмич Королёв
- 1961 — Полосатый рейс — капитан Василий Васильевич
- 1962 — Сева лечит друга (короткометражный) — Афанасий Матвеевич, гардеробщик
- 1962 — Семь нянек — дедушка Лены
- 1962 — Как рождаются тосты (короткометражный) — водопроводчик
- 1963 — Первый троллейбус — Егор, вахтёр на кирпичном заводе
- 1963 — Слепая птица — начальник поезда
- 1963 — «Фитиль» (короткометражный) (выпуск № 18, сюжет «Сила привычки») — Пал Палыч
- 1964 — Донская повесть — старый казак Кузьмич
- 1964 — Рогатый бастион — Николай Сергеевич, секретарь обкома
- 1964 — Что такое теория относительности? (короткометражный) — актёр
- 1965 — Дорога к морю — Дорофеев, мастер зверосовхоза
- 1965 — Учитель словесности (фильм-спектакль) — Шелестов
- 1965 — «Фитиль» (короткометражный) (выпуск № 41, сюжет «Ревизия»)
- 1966 — Гравюра на дереве (фильм-спектакль) — Никитич
- 1966 — Долгая счастливая жизнь — Фирс, в эпизоде из спектакля «Вишнёвый сад»
- 1966 — Начальник Чукотки — коллежский регистратор Тимофей Иванович Храмов
- 1967 — «Фитиль» (короткометражный) (выпуск № 66, сюжет «Чувство юмора») — Степан Петрович, начальник Сидорова
- 1967 — Татьянин день — распорядитель в цирке
- 1968 — Барсуки (фильм-спектакль) — Савелий Савельевич, отец Семёна и Павла
- 1968 — В гостях у московской милиции (фильм-спектакль)
- 1968 — Виринея — следователь
- 1968 — Зигзаг удачи — Кирилл Иванович Полотенцев, директор фотоателье
- 1969 — Если есть паруса — Остапчук, начальник пароходства, дядя Вики
- 1969 — «Фитиль» (короткометражный) (выпуск № 183, сюжет «Порожняк») — Александр Александрович Семёнов
- 1970 — Крушение империи — генерал Глобусов
- 1970 — Любовь Яровая — Кутов
- 1971 — Поженились старик со старухой (короткометражный) — Фёдор Фёдорович
- 1971 — День за днём (телеповесть) — дядя Юра
- 1972 — За всё в ответе — Василий Николаевич
- 1972 — Враги (фильм-спектакль) — Левшин
- 1973 — Отец — Леон Сикула
- 1973 — Село Степанчиково и его обитатели (фильм-спектакль) — Фома Фомич Опискин
- 1974 — Соло для часов с боем (фильм-спектакль) — Райнер
Озвучивание мультфильмов[править | править код]
- 1951 — Ночь перед Рождеством — от автора
- 1952 — Каштанка — Жорж-незнакомец
- 1954 — Царевна-Лягушка — дед Кондрат, бывший солдат
- 1955 — Снеговик-почтовик — Дед Мороз
- 1956 — Двенадцать месяцев — братец Январь (нет в титрах)
- 1959 — День рождения — Старик
- 1961 — Муравьишка-хвастунишка — Майский Жук
- 1961 — Впервые на арене — Медведь, распорядитель в цирке
- 1962 — Две сказки — Медведь
- 1963 — Сказка о старом кедре — текст от автора
- 1963 — Тараканище — Гиппопотам
- 1966 — Это не про меня — авторский текст (нет в титрах)
- 1966 — Медвежонок и тот, кто живёт в речке — Ёж
- 1966 — Происхождение вида — Рассказчик
- 1967 — Песенка мышонка — Бобр
- 1967 — Сказка о золотом петушке — Царь Додон
- 1969 — Возвращение с Олимпа — старик Нирей
- 1969 — В стране невыученных уроков — Глагол Повелительного Наклонения
- 1969 — Снегурка — читает текст (нет в титрах)
- 1970 — Дядя Миша — Ёж
- 1970 — Быль-небылица — Старик; от автора
- 1970 — Мой друг Мартын — Мужчина в пижаме
- 1970 — Самый главный — Мужик-пахарь
- 1972 — Куда летишь, Витар? — Филин
- 1972 — Коля, Оля и Архимед — Архимед
- 1972 — Рассказы старого моряка: Антарктида — Старый моряк
- 1973 — В мире басен — читает текст
- 1974 — Молодильные яблоки — Воитель (нет в титрах)
- 1974 — Как козлик землю держал — Волк
- 1975 — Конёк-Горбунок — Царь; авторский текст
Озвучивание фильмов[править | править код]
- 1951 — Фанфан-тюльпан — Лафраншиз (роль Н. Бернарди)
- 1955 — Крушение эмирата — Ханкулов (роль Т. Исламова)
Участие в фильмах[править | править код]
- 1971 — Любимая роль (документальный) — Хлынов — сцена из спектакля «Горячее сердце»
- 1975 — О нашем театре (документальный)
Архивные кадры[править | править код]
- 2004 — Легенды Мирового Кино (из еженедельного цикла телевизионных художественно-постановочных программ телеканала «Культура»)
- 2005 — Алексей Грибов (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
- 2007 — Фабрика чудес. Роли озвучивают (короткометражный) (документальный)
Память[править | править код]
- В Москве на доме, в котором жил А. Грибов, установлена мемориальная доска.
Примечания[править | править код]
- ↑ Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
- ↑ Грибов Алексей Николаевич // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
- ↑ Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 2 — М.: Советская энциклопедия, 1963
- ↑ 1 2 Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 7. Гермафродит — Григорьев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. — 767 с.: ил.: карт.
- ↑ 1 2 И. Соловьёва. Алексей Николаевич Грибов
- ↑ ТВ Культура: Грибов Алексей. Правдивый артист
- ↑ Капков С. Мастера дураковаляния. Фрагменты ненаписанной книги Киноведческие записки № 80, 2006
- ↑ Соло для «неудобного» человека, Дмитрий Щеглов, Совершенно секретно, № 7/182, 07.2004
- ↑ Ф. И. Раззаков «Как уходили кумиры», издательство «Эксмо», 2006, — С. 128
- ↑ Могила А. Н. Грибова на Новодевичьем кладбище
Литература[править | править код]
- Рогачевский М. Л. Алексей Грибов. — М.: Искусство, 1979. — 264, [32] с. — (Мастера советского театра и кино). — 30 000 экз.
Ссылки[править | править код]
Алексей Николаевич Грибов. Сайт «Герои страны».
- Грибов Алексей Николаевич на Аниматор.ру
Биография
Имя советского актера Алексея Грибова сегодня не на слуху, но, взглянув на фото, почти каждый узнает эти черты и вспомнит сыгранные им образы. Даже эпизодические роли он исполнял так ярко и сочно, что навсегда оставался в памяти зрителя. К подлинному успеху артист шел долго, поскольку привык работать неспешно и обстоятельно, но, ничего не беря наскоком, он все же добрался до вершин славы и народной любви.
Детство и юность
Алексей Николаевич Грибов родился 18 (31) января 1902 года в Москве, в Сокольниках. Его мать работала на табачной фабрике, а отец был водителем и достойно зарабатывал по меркам того времени. Когда Алеше было 3 года, он остался без матери – она скончалась от туберкулеза. Отец женился вновь, и семья быстро выросла – кроме Алексея и его сестры, в ней родились еще четверо детей.
Алексей Грибов в детстве
Маленький Алеша был очень привязан к деду Михаилу Ефимовичу, работавшему железнодорожником. На память о нем у Грибова осталась старинная икона Николая Угодника. Он не расставался с ней до конца жизни и даже на гастроли всегда возил с собой.
В 1916 году отца забрали на войну, и Алексей остался старшим мужчиной в семье. Ему пришлось пойти на работу на шелкоткацкую фабрику. Труд был физически тяжелым, смены – длинными, но Грибов не бросал школу. В подростковые годы он встретил учителя В. В. Барановского, который разглядел в мальчике актерский талант и помог ему поступить в студию имени Горького.
Театр
Дебютом молодого актера в театре стала роль в спектакле «Страна отцов» по пьесе драматурга Гусева-Оренбургского. Она была крошечной: его персонаж Фалалей появлялся на сцене всего пару раз, и то только для того, чтобы возбужденно выкрикивать отрывистые фразы. Грибов остался недоволен: он мечтал о серьезной работе, и игра в эпизодах его не устраивала.
Алексей Грибов в театре
Следующей ролью стал солидный адвокат Крэгс в «Битве жизни» по роману Чарльза Диккенса. Грибов подошел к ней творчески, добавив в образ свое видение и гротескные детали. На спектакле присутствовал Владимир Немирович-Данченко. Ему так понравилась работа молодых актеров, что он пригласил их к себе в Школу-студию МХАТ, а спектакль забрал в репертуар театра. Так определилась творческая судьба Алексея Грибова.
На сцене МХАТа он провел 56 лет и за это время сыграл в 60 спектаклях. Разумеется, начинать пришлось с массовки, но в 1925 году Грибову достались сразу 2 большие роли: антрепренер Пустославцев в постановке «Лев Гурыч Синичкин» и Василий в «Мальве» Грибоедова. В них артист постарался проявить свой талант по максимуму, и усилия не пропали даром – его перевели в основной состав.
Актер Алексей Грибов
Актера отличали неброская внешность и основательность, степенность поведения. Он рано начал играть возрастных персонажей: Хлынов в спектакле «Горячее сердце» по Островскому, отчаявшийся Чебутыкин в «Трех сестрах», ушлый коммерсант Достигаев в работе «Егор Булычов и другие». Последнего персонажа Грибов изобразил даже более надменным и хитрым, чем он был в пьесе. Прекрасно удался Алексею Николаевичу и Фома Опискин из «Села Степанчикова и его обитателей». Критики называли Грибова «мастером разнообразнейших вариантов русского национального характера».
Грибов глубоко чувствовал своих персонажей и умел добавлять к образам недостающие детали. Сам он рассказывал, что ему больше всего по душе герои «из народа»: смиренные крестьяне, грубоватые вояки, пожилые мудрецы.
Алексей Грибов
Чаще всего Алексей Николаевич участвовал в классических спектаклях, а вот роли современников или исторических персонажей доставались ему редко. Но все же и в этом направлении ему удалось создать галерею впечатляющих образов: несмотря на полное отсутствие внешнего сходства, он сыграл Ленина в «Кремлевских курантах», а также ученого Гошу Филиппова в комедии «Чудесный сплав» и Васю из пьесы «Квадратура круга».
В годы войны актер стал членом творческой фронтовой бригады и часто ездил в действующие части со спектаклями, а после Победы вернулся в родной театр. В 1949 году он получил роль Луки в постановке «На дне».
Алексей Грибов в спектакле «Земля»
С 1970 года Грибов сам стал преподавать в родной Школе-студии МХАТ. Студентам с таким учителем бывало непросто. Коллеги Алексея Николаевича, работавшие с ним на одной сцене или съемочной площадке, отмечали его нелегкий характер: он был горяч, неудержим и временами совершенно нетерпим к чужим ошибкам и промахам. Также друзья вспоминали, что Алексей Николаевич был азартен и в молодости любил делать ставки на конных бегах, а также имел проблемы с алкоголем, но со временем преодолел увлечение спиртным.
Последним спектаклем Грибова стало «Соло для часов с боем», вышедшее в 1974 году. Пронзительно грустная и тонкая постановка собрала почти все старшее поколение актеров МХАТа, которые, несмотря на годы, сыграли с юношеским задором.
Фильмы
Съемки Алексей Николаевич не считал особенно важным делом. Он жил театром, а кино было всего лишь дополнением к его работе, хотя в итоге фильмография актера получилась немаленькой. Дебютная роль досталась ему в 1935 году – это был комбат Горбунов в комедийной ленте «Горячие денечки».
Алексей Грибов (слева) в роли Клима Ворошилова
Позже он играл в основном в экранизациях отечественной классики и комедиях. Будучи внешне похожим на Ворошилова, Грибов сыграл его в 3-х фильмах – «Падении Берлина», «Донецких шахтерах» и «Клятве». В 1961 году артист исполнил в «Полосатом рейсе» роль капитана судна Василия Васильевича, а в 1968-м – директора фотоателье Кирилла Полотенцева в «Зигзаге удачи».
Алексей Грибов в фильме «Полосатый рейс»
Актер охотно озвучивал мультфильмы, с удовольствием продумывая характеры и интонации персонажей. Именно его голосом говорит автор в «Ночи перед рождеством», царь в «Коньке-Горбунке», дед Кондрат в «Царевне Лягушке».
В поздние годы он много работал на телевидении, снялся в фильмах «День за днем», «Отец», «Учитель словесности».
Личная жизнь
Алексей Грибов был женат трижды. Его личная жизнь, как и творческая биография, была запутанной и немного печальной. Поговаривали, что в первый раз он связал себя узами брака вовсе не по любви, а из чувства долга. В предвоенные годы он, уже успешный актер, встретил на улице жену бывшего учителя Барановского, заплаканную и растерянную. Ее муж недавно скончался, и Елена Владимировна горько жаловалась на жизнь, не зная, на что жить и куда податься.
Алексей Грибов
Грибов решил ее проблемы, забрав женщину к себе, в свои 2 комнаты коммуналки. Вскоре они с «тетей Лелей», как он звал ее в юности, зарегистрировали брак. Даже близкие друзья точно не знали, был ли этот шаг проявлением чувства долга старому учителю, или на самом деле у Алексея Николаевича возникло чувство к женщине намного старше себя.
Так или иначе, всю жизнь он прожил в заботе об Елене Владимировне, обеспечил ее жильем, снабжал продуктовыми карточками, полученными за выступления во фронтовой бригаде. В поздние годы Грибов, когда сам слег с болезнью, посылал к ней с продуктами приемную дочь или шофера. Елена Владимировна пережила Алексея Николаевича на несколько лет.
Алексей Грибов с сыном Алешей
Со второй женой, красавицей Изольдой Апинь, артист познакомился на съемках – она работала помощницей режиссера. Связь их скоро распалась – оба были обладателями тяжелых характеров, но Изольда успела родить ему сына, названного в честь отца Алешей. Вторую семью Грибов тоже любил и заботился о ней как мог – помогал деньгами, добился, чтобы им дали квартиру.
Последней избранницей актера стала Наталья Валендина. Они тоже познакомились во время съемок и, несмотря на 26-летнюю разницу в возрасте, стали встречаться. Расписалась пара только через 10 лет после знакомства – для обоих штамп в паспорте был пустой формальностью, нужной лишь затем, чтобы на гастролях селиться в одном номере. Алексей Грибов удочерил 2-х дочерей Натальи – Марию и Алену. Жена выхаживала актера после инсульта и оставалась с ним до конца.
Смерть
Когда МХАТ в 1974 году находился в Ленинграде с гастролями, Грибову стало дурно прям на сцене, во время постановки «Три сестры». Как рассказывали в СМИ его близкие, тревожные симптомы заметил один из зрителей: увидев, что у Грибова странно перекосилось лицо и внезапно появилась хромота, он закричал:
«У актера инсульт, я врач, дайте занавес!»
Однако Грибов, заупрямившись, настоял на том, чтобы доиграть до конца. Это тяжелейшим образом отразилось на его здоровье. Тот доктор оказался прав – это был действительно инсульт, и, если бы тогда скорую вызвали вовремя, актер мог бы избежать тяжелых последствий. Однако время было потеряно – он надолго слег в постель, потерял способность ходить и разговаривать.
Тот спектакль стал последним в карьере Алексея Николаевича, но до смерти оставалось еще 3 года. Со временем Грибов, хоть и с огромным трудом, оправился, заново научился говорить, писать и стал передвигаться с палкой. Он даже сумел возобновить занятия со студентами, но осенью 1977 года его здоровье вновь резко ухудшилось. 26 ноября Алексей Грибов умер. Причиной смерти стал повторный инсульт.
Могила знаменитого актера – в Москве на Новодевичьем кладбище. Позже на доме, где он жил, установили мемориальную доску.
Фильмография
- 1935 — «Горячие денечки»
- 1938 — «Болотные солдаты»
- 1946 — «Клятва»
- 1949 — «Падение Берлина»
- 1950 — «Секретная миссия»
- 1950 — «Донецкие шахтёры»
- 1952 — «Ревизор»
- 1952 — «На дне»
- 1960 — «Мёртвые души»
- 1961 — «Полосатый рейс»
- 1963 — «Слепая птица»
- 1964 — «Донская повесть»
- 1968 — «Зигзаг удачи»
- 1973 — «Отец»
- 1973 — «Село Степанчиково и его обитатели»
- 1974 — «Соло для часов с боем»