Годы жизни а с голубкиной

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 мая 2018;
проверки требуют 13 правок.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Голубкина.
Анна Семёновна Голубкина (16 [28] января 1864, Зарайск — 7 сентября 1927, там же) — русский скульптор.
Биография[править | править код]
Анна Семёновна родилась в городе Зарайске Рязанской губернии (ныне Московская область) в мещанской староверческой семье. В двадцать пять лет уехала учиться в Москву, поступила в Классы изящных искусств архитектора А.О. Гунста (1889—1890 гг.), где её способности заметил известный скульптор и педагог С.М. Волнухин. Учится несколько лет в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в мастерской С.И. Иванова. В 1894 году учится в училище при Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге (класс В. А. Беклемишева).
Начиная с 1895 года, Анна Голубкина, в качестве продолжения своей учебы, трижды подолгу живет в Париже. Посещает занятия Академии Коларосси. Работает в собственной мастерской. Изучает технологию обработки мрамора. Посещает музеи Лондона. С 1897 года пользуется консультациями французского скульптора Огюста Родена. В эти годы созданы такие её произведения как «Старость», “Портрет Э.-Ж. Бальбиани”, “Женская маска в блоке”. На Весеннем Парижском салоне в 1899 году удостоена бронзовой медали Академии за скульптуру “Старость”.
В 1899 году возвращается в Москву. В 1902-1903 годах выполняет рельеф “Пловец” над входом в Московский Художественный театр. С 1910 года живет и работает в своей мастерской в Большом Лёвшинском пер.12 (ныне по этому адресу – Музей-мастерская А.С. Голубкиной, отдел Государственной Третьяковской галереи). Преподавала в Московском коммерческом училище (1904-1906 гг.), на Пречистенских рабочих курсах (1913—1916 гг.) и во ВХУТЕМАСе (1918—1922 гг.). В 1914-1915 годах в недавно открытом Музее Изобразительных искусств им. Александра III (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина) прошла персональная выставка Анны Голубкиной. Автор книги «Несколько слов о ремесле скульптора» (1923 год).
Скульптурные произведения Анны Семеновны Голубкиной находятся в крупнейших музейных собраниях (Третьяковская Галерея, Русский Музей, Музей Орсе и другие). Наряду с творчеством С.Т. Коненкова, А.Т. Матвеева, С.Д. Эрьзи, В.И. Мухиной – искусство Голубкиной определило значение отечественной скульптуры первой трети ХХ века.
В число известных произведений созданных скульптором в разные годы входят портреты Л.Н. Толстого, А.М. Ремизова, Вяч. Иванова, Андрея Белого, В.Ф. Эрна, А.Н. Толстого и др.
Могила А. С. Голубкиной в Зарайске
Умерла в Зарайске, где и была похоронена на городском кладбище (могила сохранилась).
Сейчас в Зарайске находится музей Голубкиной, открытый в ее родном доме. В 1999 году во дворе музея установлен памятник Голубкиной работы Ю.Ф. Иванова[4].
В честь Анны Голубкиной назван кратер на Венере и ролкер проекта В-481(ПНР) “Скульптор Голубкина”, входивший в состав флота ЧМП.
Произведения[править | править код]
- Пловец (горельеф)
Старость, 1898
Ваза “Туман”, 1899
Лисичка, 1902
Портрет А.Н. Толстого, 1911
Кариатиды, 1911
Е. Носова, 1912
Березка, 1927 (последняя работа мастера)
Музеи[править | править код]
- Музей-мастерская А. С. Голубкиной в Москве по адресу: Большой Лёвшинский переулок, дом 12.
- Дом-музей Голубкиной в Зарайске.
Цитаты[править | править код]
Юрий Нагибин, рассказ «Вдали музыка и огни»: «А кончить свой рассказ о Голубкиной мне хочется словами скульптора Ефимова: «Если бы меня спросили: „Знаете ли вы гения?“ — я бы сказал: „Голубкину“».
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- А. С. Голубкина. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников.- М. : Советский художник, 1983.
- Каменский А. А. Анна Голубкина: Личность. Эпоха. Скульптура. — М.: Изобразительное искусство, 1990.
- Каменский А. Рыцарский подвиг: Книга о скульпторе Анне Голубкиной. М., 1978
- Добровольский О. М. Голубкина. — М.: Молодая гвардия, 1990. — 352, [32] с. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Вып. 707). — 150 000 экз. — ISBN 5-235-00787-5.
- Русские художники. Энциклопедический словарь. Ю. Я. Герчук, И. А. Башинская, Т. Б. Вилинибахова и др. — М. : Азбука, 2000. ISBN 5-267-00064-7
- Калугина О. В. Скульптор Анна Голубкина: Опыт комплексного исследования творческой судьбы: монография. — М.: Галарт, 2006. — 248 с. — ISBN 5-269-01043-7. — Библиогр.: с. 228—237. — Имен. указ.: с. 239—241. — Прил.: с. 245.
- Рецензия М. Волошина на выставку Товарищества московских художников см.: Русская художественная летопись (прил. к «Аполлону»), 1911, февр., No 4, с. 62—63.
- Волошин М. А. С. Голубкина. Впервые опубликовано в журнале «Аполлон» (1911, No 6, с. 5—12); на вкладках этого номера «Аполлона» помещены фотографии скульптур Голубкиной.
- Чулков Георгий. Годы странствий: Из книги воспоминаний. М., 1930, с. 205.
- Машковцев Н. О современном скульпторе (По поводу выставки А. С. Голубкиной). — Сев. записки, 1915, No 3, с. 98.
- Булгаков С. Тихие думы. М., 1918, с. 57 (у С. Н. Булгакова в статье «Тоска», посвященной выставке Голубкиной 1914—1915 гг.: «…её творчество <…> исполнено той высшей, правой тоски, которая есть всегда преодолеваемая основа радости»)
- Россций [А. М. Эфрос]. А. С. Голубкина (выставка скульптур). — Рус. ведомости, 1915, 10 янв.).
- Врангель Н. История скульптуры. М., [1909], с. 402.
- Ефимов Иван. Об искусстве и художниках. М., 1977, с. 188
Ссылки[править | править код]
- Биография Голубкиной на сайте «Хронос».
- Анна Голубкина. Письмо к Огюсту Родену
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Голубкина.
Лари́са Ива́новна Голу́бкина (род. 9 марта 1940, Москва, СССР) — советская и российская актриса. Народная артистка РСФСР (1991).
Биография[править | править код]
Лариса Голубкина родилась 9 марта 1940 года в Москве. В 1955 году поступила в Московское музыкально-педагогическое училище на дирижёрско-хоровое отделение, которое окончила в 1959 году, затем поступила в ГИТИС, на отделение музыкальной комедии, где занималась вокалом у Марии Петровны Максаковой[1].
Во время учёбы в ГИТИС начала сниматься в кино — дебютом актрисы стала главная роль в комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада».
После окончания ГИТИСа в 1964 году стала актрисой Центрального академического театра Советской Армии (ныне — Центральный академический театр Российской армии). Участвовала во многих спектаклях, где режиссёры использовали её умение с одинаковой выразительностью играть лирических и характерных героинь, петь и танцевать: «Солдат и Ева» (Ева), «Ренальдо идёт в бой» (Анжелика), «Давным-давно» (Шурочка Азарова). «Раскинулось море широко» (Елена), «Закон вечности» (Мари), «Последний пылко влюблённый» (3 роли), «Любовь— книга золотая» (Екатерина II) и другие[1].
Принимала участие в телевизионном представлении «Бенефис Ларисы Голубкиной» (1974), снятом режиссёром Евгением Гинзбургом по сюжету спектакля «Пигмалион» Бернарда Шоу, где сыграла Элизу Дулитл. Спектакль был дополнен музыкальными номерами, современными песнями, забавными пародийными эпизодами и лирическими отступлениями. «Бенефис» имел успех в Великобритании, на XVII Международном конкурсе телевизионных развлекательных передач в Сопоте (1977) получил приз — «Хрустальную антенну»[1].
Параллельно с театральной деятельностью Голубкина с 1960-х годов стала выступать на эстраде, исполняя песни из репертуара Клавдии Шульженко, песни советских композиторов и старинные русские романсы, работает с оркестрами Л. Утёсова, А. Кролла, с квартетом под управлением В. Маликова, квартетом под управлением Е. Выставкина, пианистами Д. Ашкенази, Б. Мандрусом, Л. Кауфманом, С. Коганом. В 1970—1980-х годах много гастролировала по СССР со своим мужем А. Мироновым и аккомпаниатором Л. Оганезовым. Постепенно романсовый репертуар, где вокальное мастерство Голубкиной проявилось особенно ярко, стал доминирующим. В 1991 году в Москве состоялся её первый сольный концерт в «ГЦКЗ -Россия», где Голубкина, в сопровождении оркестра народных инструментов имени Н. Осипова, исполняла русские романсы. С оркестрам Н. Осипова и пианистами Л.Оганезовым и А.Бисеровым выпустила компакт-диск (1992), в который вошли такие романсы, как «Тёмно-вишнёвая шаль», «О, позабудь» (муз. Т. Котляревской), «У камина» (муз. П. Баторина). «Если можешь — прости» (муз. Островского, ст. И. Аркадьева), «Только раз» (муз. В. Фомина, ст. П. Германа), «Караван» (муз. Б. Прозоровского, сл. Б. Тимофеева), «Мы только знакомы» (муз. Б. Прозоровского, ст. Л. Пеньковского), «Ночь светла» (муз. Н. Шишкина, ст. М. Языкова) и др.[1]
В 1999 году вместе с другими известными артистами приняла участие в проекте Виктора Мережко и композитора Евгения Бедненко «Поют звёзды театра и кино», где выступила как исполнительница русских романсов. Итогом проекта стали концерты и музыкальный диск, выпущенный в США и продублированный «Радио МПС».
В качестве приглашённого артиста работает в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина.
В настоящее время выступает и гастролирует в России и за рубежом с пианистами А. Бисеровым и А. Сариевым. Является постоянным членом жюри Всероссийского конкурса актёрской песни имени Андрея Миронова (проходит с 1990 года).
Появлялась в качестве ведущей телепередач «Артлото» и «Утренняя почта», участницы телепередачи «Точь в точь» (2015).[источник не указан 553 дня]
Семья[править | править код]
Мать — Клавдия Михайловна Голубкина (1914—1985)[2] была закройщицей, отец — Иван Павлович Голубкин (1916—1996)[2] — военным. Похоронен на родовом кладбище села Мотовилово Рязанской области.
- Муж (незарегистрированный брак) (1969—1974) — сценарист Николай Георгиевич Щербинский-Арсеньев,
- Дочь — Мария Голубкина (род. 1973), актриса.
- Зять (1995—2008) — Николай Фоменко (род. 1962), актёр, теле- и радиоведущий. Заслуженный артист РФ (1999).
- Внуки: Анастасия Фоменко (1998) и Иван Фоменко (2003).
- Дочь — Мария Голубкина (род. 1973), актриса.
- Муж (1977—1987) — Андрей Миронов[3] (1941—1987), актёр. Народный артист РСФСР (1980).
Признание и награды[править | править код]
- Заслуженная артистка РСФСР (28 ноября 1973 года)
- Народная артистка РСФСР (20 мая 1991 года)
- Орден Дружбы (23 марта 2000 года)[4]
- Два ордена «Знак Почёта» (17 марта 1980 года) — за заслуги в развитии советского театрального искусства[5]
- Орден «Ключ дружбы» (Кемеровская область, 25 февраля 2010 года) — за выдающийся вклад в развитие культуры и искусства России и Кузбасса, уникальный талант и высокое профессиональное мастерство[6]
Роли в театре[править | править код]
Сыграла другие роли героического плана: юную Аниску в «Нашествии», Елену в «Раскинулось море широко», Лену Огородникову в «Спутниках».
- «Комическая фантазия» Г. Горина (Марта),
- «Последний пылко влюблённый» Н. Саймона (Элейн Маццони, Бобби Митчел, Жаннет Фишер),
- «Закон вечности» Нодара Думбадзе (Мария),
- «Провокация» Ю. Семёнова (Ани),
- «Обретение» Иона Друцэ (Екатерина Маленькая),
- «Рядовые» А. Дударева (Лида),
- «Семейный ужин в половине второго» В. Павлова (Ирина),
- «Макбет» У. Шекспира (Леди Макдуф),
- «Боже, храни короля» С. Моэма (Гвен),
- «Сердце не камень» А. Н. Островского (Аполлинария Панфиловна),
- «Любовь — книга золотая» А. Н. Толстого (Екатерина II),
- «Поздняя любовь» А. Н. Островского (Шаблова),
- 1985 — «Рядовые», по пьесе А. Дударева, реж. Ю. Ерёмин / Центральный театр Советской Армии
- 2014 — «Ма-Мурэ» по пьесе Жана Сармана — Ма-Мурэ
- «Юг/Север» — Роза, подруга Регины
- 2018 — «ЛАРИСА ГОЛУБКИНА. ЗАПЛАТКИ» Родиона Белецкого — главная роль
- антрепризный спектакль Леонида Трушкина «Чествование» (Театр Антона Чехова) и др.
В настоящее время[уточнить] занята в спектаклях ЦАТРА «Ма-Мурэ», «Юг/Север» и «ЛАРИСА ГОЛУБКИНА. ЗАПЛАТКИ». Также играет в спектакле Театра имени Пушкина «Девичник CLUB»[7].
Фильмография[править | править код]
Год | Название | Роль | |
---|---|---|---|
1962 | ф | Гусарская баллада | Шурочка Азарова / «корнет Азаров» |
1963 | ф | День счастья | Рита, соседка Шуры |
1964 | ф | Дайте жалобную книгу | Татьяна Александровна Шумова, директор ресторана |
1965 | ф | Как вас теперь называть? | Лидия Костюк, советская разведчица |
1966 | ф | Сказка о царе Салтане | Царица |
1971 | ф | Освобождение | Зоя, медсестра, любимая девушка Цветаева |
1972 | тс | Масштабные ребята | рассказчица |
1974 | тс | Господин Пунтила и его слуга Матти | Ева |
1975 | тс | Военные сороковые | «Антология советской песни» 3 |
1975 | тс | Бенефис Ларисы Голубкиной | Элиза Дулиттл |
1979 | ф | Трое в лодке, не считая собаки | Энн |
1980 | тс | Альманах сатиры и юмора | Розалинда, «Змея», «Летучая мышь» |
1984 | ф | Вместе с Дунаевским | песни и танцы |
1985 | ф | Грустить не надо | песни и танцы |
1993 | с | Трагедия века | Зоя |
1994 | ф | Простодушный | Алоиза, «тётушка» |
1997 | мф | Анастасия | Софи, озвучивание |
2001 | ф | Мамука | эпизод |
2002 | тс | Сердце не камень | Аполлинария Панфиловна, жена Халымова |
2007 | ф | Живописная авантюра | Маргарита Михайловна Гагарина |
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- страница о Голубкиной на сайте ЦАТСА.
- Личная страница Ларисы Голубкиной на сайте Театра имени Пушкина.
О взлетах и падениях первой женщины, прославившейся в России как скульптор, рассказывает Софья Багдасарова.
Победа № 1: Огородница становится скульптором
Чудом стало не то, что Голубкина прославилась. Чудо вообще в том, что она сумела стать скульптором. Ведь в XIX веке женщине овладеть профессией было сложно. Вспомним трудный путь художницы ее поколения Елизаветы Мартыновой (модель сомовской «Дамы в голубом»), которая поступила в Академию художеств в первый же год, когда это было дозволено женщинам. Студенток было около десятка, и на них смотрели со скепсисом. А Голубкина вдобавок училась не на живописца, а на скульптора, то есть занималась совсем не женским физическим трудом.
А тут еще и происхождение: ее дед, старообрядец и глава зарайской духовной общины Поликарп Сидорович, сам выкупился из крепостной зависимости. Он и воспитал Анну, отец которой рано умер. Семья занималась разведением огорода и держала постоялый двор, но денег хватало только на обучение брата Семена. Все остальные дети, в том числе Анна, были самоучками.
Когда огородница покинула Зарайск и отправилась в Москву, ей было уже 25 лет. Она планировала изучать технику обжига и роспись по фарфору в только что основанных Анатолием Гунстом Классах изящных искусств. Голубкину брать не хотели, но она за одну ночь вылепила фигурку «Молящаяся старуха», и ее приняли.
Поражение № 1: Первая поездка в Париж
Обучение поначалу шло хорошо. Через год она перешла в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где училась еще три года. Наконец, вершина: ее взяли обучаться в петербургскую Академию.
Но в ее стенах Голубкина провела всего несколько месяцев — в 1895 году, стремясь к новым вершинам, она едет учиться в Париж. Там к дамам-художникам также относились несерьезно: вспомним, как описывала в своем дневнике французских снобов преподавателей Мария Башкирцева.
Здесь Голубкиной тоже предлагали заниматься салонным искусством, что к ее темпераменту совсем не подходило. Но беда не в этом. Хотя ее друзья-мемуаристы об этом времени солидарно молчат, с Голубкиной тогда в Париже случилось что-то плохое. Видимо, несчастная любовь, по слухам — с неким французским художником. Перешагнувшая 30-летний рубеж женщина дважды пыталась покончить с собой: сначала бросилась в Сену, потом попыталась отравиться. Художница Елизавета Кругликова, также жившая в Париже, увезла ее на родину. В Москве Голубкина легла в психиатрическую клинику знаменитого Корсакова.
Победа № 2: Выздоровление
Профессор лечил ее всего несколько месяцев: было очевидно, что исцеление Голубкиной не в лекарствах, а в творчестве, а может, просто в труде. Голубкина возвратилась к семье в Зарайск, потом вместе с сестрой Александрой, которая только закончила фельдшерские курсы, отправилась в Сибирь, где они вдвоем напряженно работали на переселенческом пункте.
Победа № 3: Вторая поездка в Париж
Анна Голубкина в Париже в 1898 году
Восстановив душевное спокойствие, Голубкина в 1897 году возвратилась в Париж. И наконец нашла того, у кого ей следовало учиться — Родена.
В 1898 году она представила на парижский Салон (самый престижный художественный конкурс того времени) скульптуру «Старость». Для этой статуи позировала та же немолодая натурщица, что и для роденовской «Та, которая была прекрасной Ольмьер» (1885).
Голубкина по-своему истолковала учителя. И сделала это с успехом: ее наградили бронзовой медалью и хвалили в прессе. Когда на следующий год она вернулась в Россию, о ней уже слышали. Савва Морозов заказал ей рельеф для украшения МХАТа. Она создавала портреты самых блестящих деятелей культуры Серебряного века — А. Белого, А.Н. Толстого, В. Иванова. Шаляпина, впрочем, ваять отказалась: он ей не нравился как человек.
Поражение № 2: Революционная деятельность
Голубкина родилась во время пожара и сама утверждала, что характер у нее «пожарный». Она была нетерпима и бескомпромиссна. Несправедливость ее возмущала. Во время революции 1905 года она чуть было не погибла, останавливая лошадь казака, разгонявшего рабочих. Начались ее связи с РСДРП: по их заказу она создает бюст Маркса, посещает конспиративные квартиры, делает из дома в Зарайске явку для нелегалов.
В 1907 году ее арестовали за распространение прокламаций и приговорили к году в крепости. Однако из-за психического состояния Голубкиной дело было прекращено: ее отпустили под надзор полиции.
Поражение № 3: Отсутствие мужа и детей
Анна Гoлубкина с группой художников. Париж, 1895
А может, это и не поражение, а тоже победа? Недаром Голубкина говорила одной девушке, которая хотела стать литератором: «Если хочешь, чтобы из твоего писательства что-нибудь вышло, не ходи замуж, не заводи семьи. Искусство связанных рук не любит. К искусству надо приходить со свободными руками. Искусство — это подвиг, и тут нужно все забыть, а женщина в семье — пленница».
Впрочем, хотя Голубкина была незамужней и не имела детей, она нежно любила племянников, воспитала дочь своего брата Веру. А среди ее работ особенно трогательны изображения племянника Мити, который родился больным и умер, не дожив до года. Одним из любимых ее произведений был рельеф «Материнство», к работе над которым она возвращалась из года в год.
Ее карманы всегда были набиты сладостями для детей, а в послереволюционные годы — просто едой. Из-за детворы она однажды чуть не погибла: приютила стайку беспризорников, а они опоили ее снотворным и ограбили.
Победа № 4: Московская выставка
В 1914 году состоялась первая персональная выставка 50-летней Голубкиной — в стенах Музея изящных искусств (ныне ГМИИ). Публика ломилась, прибыль от билетов оказалась огромной. А Голубкина пожертвовала все на пользу раненых (как раз началась Первая мировая).
Критика была от ее работ в восторге. Однако Игорь Грабарь, который думал купить несколько скульптур для Третьяковки, ругал Голубкину за гордость: слишком высокие цены она запрашивала. С выставки не было продано ничего.
Персональная выставка в Москве. 1914 год
Персональная выставка в Москве. 1914 год
Победа № 5: Выживание в годы Гражданской войны
Увы, в 1915 году у Голубкиной снова случился нервный срыв, ее поместили в клинику. Несколько лет она не могла творить. Однако в послереволюционные месяцы вошла в Комиссию по охране памятников старины и в органы Моссовета по борьбе с беспризорностью (вот опять дети!).
Когда Москва мерзла и голодала, Анна переносила это стойко. Как говорили друзья, потому что она так привыкла к аскетизму, что теперь не замечала лишений. Впрочем, ради заработка она занималась росписью по тканям, давала частные уроки. Друзья привезли ей бормашину и таскали старые бильярдные шары: из них — из слоновой кости — она вытачивала камеи, которые продавала.
Поражение № 4: Отношения с советской властью
Несмотря на революционное прошлое, с большевиками Голубкина не сработалась. Она отличалась мрачностью характера, непрактичностью и неумением устраивать свои дела. В 1918 году она отказалась работать с Советами из-за убийства члена Временного правительства Кокошкина. Со временем, пожалуй, могло бы и наладиться — но в конкурсе на памятник Островскому в 1923 году она заняла не первое место, а третье, и впала в гнев.
В 1920-е годы Голубкина зарабатывала преподаванием. Ее здоровье слабело — обострилась язва желудка, которую пришлось оперировать. Последними работами мастера стали «Березка» — символ юности и портрет Льва Николаевича Толстого, которого она ваяла по памяти, принципиально не смотря на фотографии. Незадолго до смерти Голубкина вернулась к родным в Зарайск, в окружении которых и умерла в 63-летнем возрасте.
Поражение № 5: Судьба мастерской
Родственники скульптора передали государству, согласно ее завещанию, более полутора сотен работ. В московской мастерской открылся музей Голубкиной. Но в 1952 году грянула беда. Внезапно в рамках борьбы то ли с формализмом, то ли еще с чем-то оказалось, что Голубкина «искажала» образ человека, в том числе «советского». Музей-мастерскую закрыли, а его коллекцию распределили по фондам музеев нескольких городов, в том числе Русского музея и Третьяковки.
Только в 1972 году репутация Голубкиной была очищена и музей решили восстановить. Поскольку мастерская стала филиалом Третьяковской галереи, многие работы в родные стены вернуть было просто. Но остальные произведения навсегда застряли в других городах. Впрочем, главное, что Голубкиной вернули доброе имя.