Георгий рерберг биография личная жизнь

Георгий рерберг биография личная жизнь thumbnail

Как говорится, кино снимают не только в кадре, но еще и за кадром. Ведь то, что мы видим на экране, лишь вершина айсберга. А на съемочной площадке точно также кипит жизнь — творческий процесс, оживленные споры, ссоры, интриги и, конечно, романы.

Валерий Тодоровский в своем сериале «Оттепель» очень хорошо показал не только жизнь кинематографистов, но и богему того времени во всей своей красе так, что еще долго проводили параллели и не утихали споры, кого же именно из звезд 50-х изобразил у себя в картине режиссер.

Главный герой «Оттепели»
— своеобразный оператор, мастер своего дела, Виктор Хрусталев (в
исполнении Евгения Цыганова). Многие считали прототипами героя и
Александра Княжинского, и отца режиссера Петра Тодоровского, который
также начинал свою карьеру за камерой.

Но большинство увидело в нем черты гениального, но в то же время и скандального оператора Георгия Рерберга. Давайте о нем и поговорим…

Георгий Рерберг. Фото: архивы киностудийЕвгений Цыганов в сериале «Оттепель» (2013)

Рерберг окончил операторский факультет во ВГИК, поэтому можно сказать, что сразу окунулся в мир московской богемы и «золотой молодежи» того времени. Ведь чаще всего именно это учебное заведение предпочитали дети советской творческой элиты.

Да и у него самого происхождение было очень интересное — аристократ со шведско-датскими корнями, в роду известные архитекторы, музыканты, художники. Он и сам в юности рисовал. Правда, большинство работ уничтожил. Такой был сложный характер, перфекционизм во всем.

Кстати, о характере его слагали легенды! В одном лишь сходились те, кто с ним работал, Рерберг — гений! Андрей Кочаловский как-то сказал о нем (источник статья Сергея Соловьева, kinoart.ru):

Это же дикий, не всегда трезвый мустанг. Будешь его объезжать — сомнет, раздавит, вышвырнет из седла.

Да и называли его по-разному. Как в том самом фильме: Георгий Иванович, он же Гоша, он же Гога, он же, со слов Тарковского, «нечеловеческое чудище».

И с Кончаловским, и с Тарковским Рерберг плотно сотрудничал в те годы. На съемках фильма «Солярис» между режиссером и оператором разгорелся большой конфликт. По официальной версии это были разногласия в творческом процессе, но впоследствии выяснилось, что была еще одна причина — жена Тарковского Лариса Кизилова. Нет, у Рерберга не было с ней романа. Она просто не получила роль, которую сыграла в фильме Алиса Фрейндлих, и обвинила во всем оператора. Якобы он сделал неудачные пробы.

Два гения совместную работу прекратили. Собственно, как говорили многие, потерял в этом во всем только советский кинематограф.

Георгий Рерберг и Андрей Тарковский. Фото: 1tv.ru

Конечно, женщины любят плохих парней, а потому романов у Рерберга было много. Причем, с самыми красивыми женщинами страны!

Известно о его отношениях с красавицей Марианной Вертинской, в которых проявился весь его бурный нрав — он ее ревновал, устраивал сцены, сопровождал на съемки.

А один раз даже спас от гибели. На съемках у нее от софита вспыхнуло и загорелось платье, Рерберг вовремя сбил пламя. Но терпеть его было невыносимо, они разошлись. А Вертинская потом встречалась с его извечным соперником оператором Александром Княжинским.

Марианна Вертинская. Фото: kino-teatr.ru

Но Рерберг долго один
никогда не был. К нему ушла от Владимира Басова Валентина Титова, с
которой они прожили 20 лет в браке. Ушла, конечно, «из огня да в
полымя».

Но он сразу
предупреждал, что будет пить, скандалить и изменять. Тем не менее,
Титова смогла впервые в его жизни создать вокруг него атмосферу семьи и
заботы, за что он всегда был ей благодарен.

И все-таки они развелись.

Георгий Рерберг и Валентина Титова. Фото: kino-teatr.ru

Одним из последних увлечений любвеобильного оператора называют молоденькую студентку Ренату Литвинову, которая говорит сейчас в интервью, что в том, кем она стала, во многим обязана именно его подсказкам. Скорее всего, это были платонические отношения.

Умер Георгий Рерберг в 1999 году от разрыва сердца. К тому времени он уже был очень одинок.

Источник

У известного советского и российского кинооператора, которого по праву считали гением, богатейшая родословная со шведско-датскими корнями, аристократичная и творчески одаренная.

Георгий родился в сентябре 1937 года в Москве. Один из его дедов был известным архитектором, имел отношение к строительству телеграфа, Киевского вокзала в столице. Второй дед – художник, писал портреты великих княгинь, пейзажи. Отец – художник-оформитель, из-под его кисти вышло великое множество проиллюстрированных книг. Мать играла на виолончели, была известным в творческих кругах человеком.

Оператор Георгий Рерберг личная жизнь

Георгий с детства интересовался живописью, особенно выделял голландских и итальянских мастеров. В юности писал картины сам, но к настоящему моменту сохранилось немного работ мастера. Больше половины он уничтожил. Образование будущий известный деятель культуры получил отменное. В 1960 году окончил ВГИК, операторский факультет.

Известные работы

Дебютной работой Рерберга стала картина “Первый учитель” (1965), снятая в черно-белом цвете по повести Чингиза Айтматова. Это драма с элементами документалистики. Следующим фильмом стала “История Аси Клячиной…”, над картиной Рерберг работал совместно с Андроном Кончаловским. На фильм были установлены запреты в прокате, только спустя 20 лет ограничения сняли. Именно тогда и пришло признание. Создатели картины были удостоены Государственной премии им. братьев Васильевых. Самого Рерберга номинировали на “Нику”.

Георгий Рерберг

Далее последовал “Дядя Ваня”, в котором удивительно органично переплетаются черно-белые кадры с цветными, что придает сюжету особую драматичность, пикантность. Такой прием стал визитной карточкой Георгия Рерберга. Его он продолжил и в “Зеркале” Тарковского, где нереальное отображено в черно-белом цвете, а мир детства – в красочном. Кроме цветовых приемов, оператор использовал массу других: рапид, репортаж, внутрикадровое движение, контрастное освещение и прочие.

“Сталкер”

Съемки известной картины режиссера Тарковского “Сталкер” ознаменовались конфликтной ситуацией. Была испорчена пленка “Кодак”, на которую отсняли внушительную часть фильма. Режиссер потребовал отстранить Рерберга от участия в производственном процессе. Большую часть фильма переснял режиссер А. Княжинский. О конфликте двух мэтров создан документальный фильм 2008 года.

Георгий Рерберг и его жены

Гениальный кинооператор, по воспоминаниям современников, отличался крутым нравом. Противоречивость и непредсказуемость характера становились причинами его частых конфликтов с коллегами, актерами. У него был небольшой круг друзей, фактически не складывалась личная жизнь. Георгия Рерберга любили, женщины находили в нем особенную брутальность, мужественность, уважали за гениальность, ценили и верили в гармоничные отношения. Он был сердцеедом и сам считал, что на долгие отношения с одной женщиной не способен, тяготел к свободной и необремененной жизни. Любить не умел и нежно относиться к возлюбленным – тоже. Один из известных романов мэтра был с Марианной Вертинской. Однако самым длительным оказался союз с актрисой Валентиной Титовой.

Оператор Георгий Рерберг и его жены

Знакомство с ней произошло случайно, на съемках фильма “Отец Сергий”. Режиссер Игорь Таланин пригласил Валентину принять участие в процессе создания картины. Рерберг работал оператором и, как потом признавался, влюбился в спину девушки. В один из дней Георгий вызвался проводить актрису, потом настоял на знакомстве со своей мамой, которая была уже наслышана о Валентине.

Влюбленные прожили не в самых лучших условиях. За душой у именитого оператора не было фактически ничего. Благодаря стараниям Титовой он стал приспосабливаться, учился жить на одной площади с другим человеком. В фактическом браке Валентина Титова с Георгием Рербергом прожили 15 лет, после чего решили зарегистрировать свои отношения. Он настоял на том, чтобы супруга взяла его фамилию после бракосочетания. В конце жизни Георгий оставил жене трогательное послание, в котором просил прощения за то, что терпела его непростой характер в течение 20 лет.

Последние годы жизни. Причина смерти Георгия Рерберга

Последние годы мастер почти не снимал, к тому же многие боялись приглашать его к сотрудничеству, опасались принципиальности характера, возникновения конфликтных ситуаций на съемках.

Оператор Георгий Рерберг причина смерти

Великий гений скончался на 62-м году жизни от разрыва сердечной мышцы. Его похоронили на Введенском кладбище.

Источник

Их секс-тайны намного скандальнее, чем у Виктора Хрусталёва из «Оттепели»

* Гога Рерберг сражал окружающих наповал огромным членом

* Тарковский бил оператора головой о стену за то, что тот хотел показать его дочери порнуху

* Последней любовью прототипа героя Цыганова в «Оттепели» стала Рената Литвинова

В новогодние каникулы в эфир Первого канала (освежив на редкость скучное телеменю) ворвался повторный показ сериала «Оттепель». История о жизни советских кинематографистов 60-х годов ожидаемо возглавила рейтинги. А на минувшей неделе в гостях у программы «Кино в деталях» на СТС побывал мегапопулярный актер Евгений ЦЫГАНОВ, сыгравший в «Оттепели» главную роль – оператора Виктора Хрусталева. Женя выразил мнение многих, что режиссеру Валерию ТОДОРОВСКОМУ удалось воссоздать истории сразу нескольких культовых персонажей советского кинематографа и при этом никого не обидеть.

Знатоки кино уверены: в персонаже Хрусталеве переплетены и узнаваемы судьбы сразу нескольких легендарных операторов – Вадима Юсова, Александра Княжинского, Павла Лебешева и Петра Тодоровского, знаменитого отца режиссера «Оттепели», который начинал карьеру именно за камерой и памяти которого посвящена лента. Но главным прообразом Хрусталева, конечно, стал оператор от Бога Георгий Рерберг. Такой же немногословный, харизматичный, любвеобильный, никогда не расстающийся с сигареткой, как герой Цыганова.

– Когда я учился в Московской киношколе, Рерберг приходил к нам преподавать, – поделился Евгений с Федором Бондарчуком в передаче «Кино в деталях». – Ему ставили коробку из-под пленки, в которую он целый день стряхивал пепел.

И вот спустя много лет Цыганову и его коллегам, чтобы показать нравы богемы 50-летней давности, точно так же приходилось в кадре смолить одну цигарку за другой.

Про брутального Хрусталёва герои «Оттепели» отзывались хлёстко: характер – дерьмо, сам – гад и сволочь, но при этом безоговорочно признавали его кинематографический талант

Ревнивец грозил ножом

Актрису Марианну Вертинскую с Рербергом и его коллегой Княжинским связывает личная история. Старшая дочь великого шансонье была музой и возлюбленной одного, а потом другого.

– Я очень полюбила «Оттепель», – призналась мне Марианна Александровна. – У Жени Цыганова потрясающе получилось передать дух той эпохи. Да и другие человеческие типажи, характеры в ленте невероятным образом перекликаются с 60-ми годами. Я, например, разглядела в Викторе Хрусталеве больше черт оператора Саши Княжинского, хотя многие говорят, что больше он на Рерберга похож. Но мне показалось, что по скупости в выражении своих эмоций это все-таки больше Александр…

С Княжинским Вертинская познакомилась в 1965 году на съемках детской сказки «Город мастеров». Она играла прекрасную леди Веронику, он стоял за камерой.

В очередной раз наводя фокус на обворожительную актрису, будто сошедшую с полотна Боттичелли, Александр поймал себя на мысли, что теряет голову. Юная богиня, получившая первые уроки любви от Андрона Кончаловского и оттачивавшая мастерство сводить с ума мужчин с женатым Андреем Тарковским, ответила оператору взаимностью.

Их страсти хватило на два года, но расстались Вертинская и Княжинский друзьями. Спустя четверть века Александр пригласил Марианну сняться в эпизоде, как потом оказалось, проходного фильма «Женщина у моря». Зато в кадр уже немолодая актриса, доверившись мастерству бывшего любовника, согласилась войти полностью обнаженной!

Знаменитые шестидесятники: Геннадий ШПАЛИКОВ (как и Костя Паршин из сериала, покончил с собой), Наталья РЯЗАНЦЕВА (его первая жена) и Александр КНЯЖИНСКИЙ

К тому моменту за плечами у Марианны остались еще несколько потрясающих романов, в том числе с оператором-донжуаном Гогой Рербергом.

– Георгия в самом деле очень любили женщины, – делится Вертинская. – Такие интересные, красивые и талантливые люди всегда привлекают внимание.

Большим минусом для Марианны оказалось то, что великолепный Гоша оказался очень ревнивым. Неизменно следовал за любимой на съемки под предлогом проверить камеру и свет. Хотя для него и в самом деле было важно, насколько хорошо и гармонично его музу снимет кто-нибудь другой.

На картине «Капитан Немо» он спас Вертинскую от гибели. Она случайно задела фатой раскаленный софит. Одежда на актрисе моментально вспыхнула. Но Рерберг сориентировался и смог сбить пламя.

Пётр ТОДОРОВСКИЙ начинал кинокарьеру за камерой, сняв такие хиты, как «Весна на Заречной улице» и «Два Фёдора»

Вот только разговаривал вспыльчивый и тоталитарный Георгий в приказном тоне и легко мог поднять на женщину руку. А уж когда узнал, что Марианна втайне от него начала встречаться с Борисом Хмельницким, грозился убить или себя, или ее, бегая по московским улицам с ножом для рубки мяса.

Сложный характер не раз играл против Рерберга. В киномире многие наслышаны о его конфликте с Тарковским, закончившимся взаимными оскорблениями и практически рукопашной. Самолюбивые творцы, которые в паре гениально сняли «Зеркало», так и не смогли вместе работать над «Сталкером». По официальной версии – из-за творческих разногласий. 

По иронии судьбы, когда столкнулись амбиции этих двух бывших любовников Марианны Вертинской, им на помощь пришел третий ее кавалер – Княжинский, который заново переснял то, над чем начинал работать Рерберг. Кстати, основной причиной пикировок Тарковского и Рерберга вполне могла быть исполнительница главной роли в «Зеркале» Маргарита Терехова. Молоденькая Рита нравилась обоим.

Марианну ВЕРТИНСКУЮ хотели все мужчины в СССР

– Да, ее перехватил у отца замечательный оператор Рерберг, – несколько лет назад призналась в интервью «Экспресс газете» Ольга Тарковская, приемная дочь режиссера. А следом выдала не менее скандальное откровение про нашего героя-оператора: – Помню, как-то мы с Рербергом ехали в машине и он предложил мне посмотреть «клубничку» – видимо, порнуху. Когда я рассказала об этом папе, он стал орать на Рерберга и даже бил его головой о стенку.

На съемках «Зеркала» ТАРКОВСКИЙ увлёкся Маргаритой ТЕРЕХОВОЙ

Одинокий гений умер от разрыва сердца

– Лично я не была знакома с Рербергом, о его любвеобильности и магическом влиянии на женщин могу судить по мемуарам, – пожимает плечами одна из сценаристок «Оттепели» Алена Званцова. – В кино всегда работало много брутальных и привлекательных людей. Наш Хрусталев, образ которого соткан из различных фантазий авторов, получился героем со множеством достоинств и недостатков…

Как бы там ни было, после расставания с Вертинской Рерберг серьезно увлекся актрисой Валентиной Титовой, которая до этого была женой Владимира Басова. Валя и Гога познакомились на съемках фильма «Отец Сергий», а позже сблизились и поженились.

– В течение десяти лет Рерберг сидел без работы, перебиваясь случайными заработками. Все это время я его кормила, лелеяла, воспитывала, не переставая при этом бесконечно уважать, – призналась в интервью Титова. – Он предупредил, что в отношениях с женщинами его, как правило, хватает на пару месяцев. Я в ответ осмелилась предположить, что наш случай – исключение из правил… В итоге мы прожили вместе более 20 лет… Гуляка, забулдыга – все что угодно можно было о нем сказать, но его заботу, его нежность я чувствовала постоянно…

РЕРБЕРГ не готов был идти на компромиссы ни в творчестве, ни в жизни

Режиссер и сценарист Александр Александров незадолго до смерти выдвинул в интервью нашему обозревателю Борису Кудрявову собственную версию – почему Рерберга так любили дамы:

– Думаете, случайно, что ли, красавица актриса Валя Титова сбежала к Гоше от прославленного Басова? – размышлял Александров. – Из-за чудовищного, невероятной длины члена! Приехал Рерберг как-то ко мне домой. Звонок. Открываю дверь. Стоит в дупелину пьяный Гога со спущенными штанами и вертит членом, как змеем. И тот аж до ягодиц достает! Таким коронным номером Гога демонстрировал свою мужскую силу. Я был в ужасе от увиденного. Мы вместе тогда снимали картину «Утоли моя печали». На которой после этого случая и расстались…

Рербергу удавалось сражать барышень наповал даже на исходе жизни. Оказывается, перед его чарами не устояла даже 17-летняя Рената Литвинова. Увидев ее – тогда еще полненькую и с нелепой прической – на показе курсовой работы Ивана Дыховичного, Георгий Иванович принялся трогательно и очень романтично ухаживать за девушкой и убедил ее найти собственный стиль.

– Если дарил цветы, то это было двадцать букетов – самых изысканных, которые он расставлял в вазах вокруг меня! – вспоминала однажды Литвинова.

По словам Ренаты, она стала очевидцем самого последнего трагического периода жизни оператора:

– Мы с компанией зашли к нему, он был совсем один… Отчаянно одинок… Просил не уходить, не оставлять его… Через день меня охватило нехорошее предчувствие, и я стала звонить ему, но его телефон не отвечал… В конце концов было принято решение сломать дверь в квартиру Рерберга. Там его нашли мертвым. Как сказали врачи, он умер от разрыва сердца…

Георгий прожил с Валентиной ТИТОВОЙ больше 20 лет

Бурные вечеринки

– Сейчас многие пытаются распределить операторов, прототипов нашего Хрусталева, по их каким-то характеристикам, – говорит сценарист Алена Званцова. – Мол, Рерберг-красавец был несказанно любим женщинами. Вспоминая, что Лебешев прекрасно готовил, все кивают на «знаменитые хрусталевские щи» в сериале. Юсов еще чем-то знаменит. При этом забывают, что это были одержимые своей работой люди, большие мастера своего дела. Наш Хрусталев – талантливый оператор, это он взял от них, вместе взятых. Хотя, когда в первой серии герой Цыганова снимает сцену и его камера стоит под поездом, это реальная история о Петре Тодоровском. 

Правда, Тодоровский взял за смертельно опасную работу бутылку водки, а герой Цыганова в «Оттепели» потребовал целый ящик коньяка. Такой же «Москвич», на котором гоняет оператор Виктор из сериала, был у Тодоровского-старшего. А еще он мог день напролет просидеть в приемной у начальства, чтобы обратить внимание на заинтересовавший его сценарий.

Рената – мечта художника

По словам Миры Тодоровской, вдовы Петра Ефимовича (мамы режиссера Валерия Тодоровского), ее сын с детства видел мир кино и Марьяну, возлюбленную Хрусталева, в какой-то мере списал с нее.

– Я так одевалась в молодости, как героиня Ани Чиповской, – улыбается Мира Григорьевна. – Обожала носить такую же красную юбку с белым кружевным подъюбочником… Сюжет «Оттепели» Валера сам придумал и сделал его похожим на нашу жизнь. И выпивали многие, и любовные истории бурные случались. И Петр Ефимович выпивал и с женщинами романы до меня крутил, но потом остепенился. Валера с пеленок наблюдал за нашими бурными вечеринками и все это перенес на экран.

Источник