Геннадий рождественский биография личная жизнь
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 апреля 2020; проверки требуют 2 правки.
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рождественский.
Генна́дий Никола́евич Рожде́ственский (4 мая 1931, Москва — 16 июня 2018, Москва) — советский российский дирижёр, пианист, композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1990). Народный артист СССР (1976)[7]. Лауреат Ленинской премии (1970) и Государственной премии РФ (1995). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
Биография[править | править код]
Родился в Москве, в семье дирижёра Н. П. Аносова и певицы Н. П. Рождественской.
Музыкальное образование получил в Музыкальной школе имени Гнесиных у Е. Ф. Гнесиной и в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории им. П. И. Чайковского по классу фортепиано. В 1949 году поступил в Московскую консерваторию, в класс фортепиано Л. Н. Оборина и оперно-симфонического дирижирования, где профессором был его отец Н. П. Аносов. В 1954 году окончил консерваторию, в 1957 году — аспирантуру.
Дебют в качестве дирижёра состоялся в 1951 году: в Большом театре под его управлением был исполнен балет П. И. Чайковского «Спящая красавица».
Более полувека руководил советскими, российскими и зарубежными музыкальными коллективами:
- 1951—1961 — Симфонический оркестр Большого театра (с 1954 года — ассистент главного дирижёра, балетный дирижёр)
- 1961—1974 — Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения (ныне Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского) (главный дирижёр и художественный руководитель)
- 1965—1970 — Симфонический оркестр Большого театра (главный дирижёр[8])
- 1974—1985 — Оркестр Московского камерного музыкального театра (музыкальный руководитель)
- 1974—1977 — Королевский Стокгольмский филармонический оркестр (дирижёр и художественный руководитель)
- 1978—1981 — Симфонический оркестр Би-би-си (главный дирижёр)
- 1978—1982 — Симфонический оркестр Большого театра (оперный дирижёр)
- 1980—1982 — Венский симфонический оркестр (главный дирижёр)
- 1981—1992 — Симфонический оркестр Министерства культуры СССР (ныне Государственная академическая симфоническая капелла России) (главный дирижёр)
- 1991—1995 — Королевский Стокгольмский филармонический оркестр (главный дирижёр)
- 2000—2001 — Симфонический оркестр Большого театра (главный дирижёр)
- с 2011 — Исландский симфонический оркестр (приглашённый дирижёр)
- с 2011 — Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии (главный приглашённый дирижёр)[9].
Кроме того в разные годы работал с Берлинским филармоническим оркестром, Королевским оркестром Концертгебау (Амстердам), симфоническими оркестрами Лондона, Чикаго, Кливленда, Токио (был почетным дирижёром оркестра «Иомиури») и другими коллективами.
В сезоне 2000—2001 годах — главный дирижёр и генеральный художественный директор Большого театра.
С 1 сентября 2012 года — музыкальный руководитель Московского государственного академического камерного музыкального театра им. Б. Покровского[10].
Вёл активную педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность. С 1974 года — преподаватель на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории, с 1976 — профессор, с 2001 — заведующий кафедрой. Среди учеников — В. Понькин, В. Полянский, В. Кожин, Т. Зангиев, В. Урюпин, А. Кашаев, М.Емельянычев, А.Шабуров, С. Кондрашов, К. Хватынец, Т. Абдрашев.
Скончался 16 июня 2018 года в Москве после продолжительной болезни[11]. Отпевание и кремация прошли 19 июня. Урна с прахом захоронена на Введенском кладбище в могиле его матери (20 уч.)[12].
Семья[править | править код]
- Отец — Николай Павлович Аносов (1900—1962), дирижёр, педагог, историк и теоретик дирижирования, композитор, пианист, музыкальный критик и переводчик иностранной литературы о музыке. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951).
- Мать — Наталья Петровна Рождественская (1900—1997), оперная певица (сопрано). Народная артистка РСФСР (1947).
- Жена — Виктория Валентиновна Постникова (род. 1944), пианистка. Народная артистка России (2004).
Творчество[править | править код]
Геннадий Рождественский в Праге. 2007 год.
Под его руководством оркестр Большого театра сыграл около 40 опер и балетов, в том числе премьеры: балеты «Конёк-горбунок» Р. К. Щедрина (1960), «Кармен-сюита» на музыку Ж. Бизе, в оркестровке Р. К. Щедрина (1967), «Спартак» А. И. Хачатуряна (1968), Щелкунчик П. И. Чайковского (1966), оперы «Человеческий голос» Ф. Пуленка, мировая премьера первой редакции оперы С. С. Прокофьева «Игрок» (2001). Дирижировал балетами «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Золушка» С. С. Прокофьева, «Сказ о каменном цветке» С. С. Прокофьева; участвовал в постановках ряда оперных спектаклей, среди них «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича (1980) и «Обручение в монастыре» С. С. Прокофьева (1982).
Популяризировал сочинения современных авторов, музыка которых в то время в СССР практически не исполнялась — Ф. Пуленка, П. Хиндемита, К. Орфа. Под его управлением состоялись премьеры в СССР балета И. Ф. Стравинского «Весна священная» и оперы Б. Бриттена «Сон в летнюю ночь». Также дирижёр исполнял произведения С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича (композиторов, имевших репутацию «опальных» после Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) 1948 года «Об опере „Великая дружба“ В. Мурадели», но в годы дирижёрской карьеры дирижёра уже вернувшихся в официальный концертный репертуар). В частности, первым после постановления Политбюро 1948 года исполнил в СССР в 1974 году оперу Д. Д. Шостаковича «Нос». Долгое время был единственным исполнителем оркестровой музыки А. Шнитке, в частности, в 1974 году в Горьком именно под его управлением состоялась премьера Первой симфонии композитора. На основе музыки С. С. Прокофьева к спектаклям «Евгений Онегин», «Борис Годунов» и фильму «Пиковая дама» создал оркестровую сюиту «Пушкиниана» (1961).
Вёл активную гастрольную деятельность, в частности, ещё в 1956 году руководил оркестром Большого театра на гастролях в Лондоне, а в 1971 году дирижировал Симфоническим оркестром Ленинградской филармонии в трёх «Променад-концертах» в Королевском Альберт-холле.
Выступая со многими ведущими оркестрами мира, исполнил более 300 произведений впервые в России и более 150 — впервые в мире.
Помимо сочинений современных авторов, исполнял и классический оркестровый репертуар, а также возрождал забытые произведения композиторов прошлого, не исполнявшиеся до того в течение многих лет.
Только за последние годы им осуществлены исполнения с ведущими исполнительскими коллективами и солистами мира таких зарубежных сочинений, как:
- Вторая симфония Э. Донаньи
- Concerti grossi op. 6 Ф. Генделя (2002)
- Оратория «Гильгамеш» Б. Мартину
- Опера «Средство Макропулуса» Л. Яначека (впервые в России)
- Музыка к балету «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса
- «Лирическая симфония» А. Цемлинского (2003)
- Опера «Летучий Голландец» Р. Вагнера (театр La Scala)
- Оратория «Stabat mater» А. Дворжака
- «Венгерская фантазия» Ф. Листа
- Музыка Ф. Мендельсона к трагедии Ж. Расина «Аталия»
- «Мученичество Св. Себастьяна» К. Дебюсси
- «Заклинания» А. Русселя
- «Ода Наполеону» А. Шёнберга
- Шестая симфония А. Виеру (посвящена Г. Н. Рождественскому)
Впервые в России исполнил несколько кантат Л. ван Бетховена («Прекрасное мгновение», «Коронационная», «На смерть Иосифа II») (2004)
Дискография дирижёра включает более 800 дисков и пластинок, записанных с разными оркестрами. Среди записей — произведения Л. ван Бетховена, И. Брамса, А. Брукнера (все симфонии почти во всех редакциях), Й. Гайдна, С. А. Губайдулиной, А. К. Глазунова (все симфонии), А. Дворжака, С. С. Прокофьева (все симфонии, все балеты), Я. Сибелиуса (все симфонии), В. Стенхаммара, В. Флейшмана, П. И. Чайковского (все симфонии), А. Г. Шнитке, Д. Д. Шостаковича (все симфонии, все сценические произведения).
Автор нескольких сочинений, среди которых наиболее известна оратория «Заповедное слово русскому народу» на слова А. М. Ремизова.
Автор нескольких книг.
Награды и звания[править | править код]
Награждение орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, 24 мая 2017 года
Награждение орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, 29 декабря 2011 года
Почётные звания:
- Заслуженный артист РСФСР (15 сентября 1959 года) — за заслуги в области советского искусства[13]
- Народный артист РСФСР (24 мая 1966 года) — за заслуги в области советского искусства[14]
- Народный артист СССР (25 мая 1976 года) — за большие заслуги в развитии советского музыкального и хореографического искусства и в связи с 200-летием Государственного академического Большого театра СССР[7]
Государственные награды Российской Федерации и СССР:
- Герой Социалистического Труда (18 октября 1990 года) — за выдающийся вклад в развитие советского музыкального искусства и плодотворную педагогическую деятельность[15]
- Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (13 февраля 2017 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры, многолетнюю плодотворную деятельность[16]
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (22 апреля 2011 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусства, многолетнюю педагогическую и творческую деятельность[17]
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (31 января 2007 года) — за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры, многолетнюю творческую и педагогическую деятельность[18]
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (26 апреля 2001 года) — за большие заслуги в развитии отечественного музыкального искусства[19]
- Орден Ленина (18 октября 1990 года) — за выдающийся вклад в развитие советского музыкального искусства и плодотворную педагогическую деятельность
- Орден Трудового Красного Знамени (27 октября 1967 года) — за заслуги в развитии советского искусства, активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся и многолетнюю плодотворную работу в учреждениях культуры[20]
- Орден Трудового Красного Знамени (4 мая 1981 года) — за заслуги в области советского музыкального искусства и в связи с пятидесятилетием со дня рождения[21]
Премии:
- Ленинская премия в области литературы, искусства и архитектуры 1970 года (в области театрального искусства, 9 апреля 1970 года) — за балетный спектакль «Спартак» в Государственном академическом Большом театре Союза ССР[22]
- Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1995 года (в области музыкального и хореографического искусства, 27 мая 1996 года) — за создание и исполнение на юбилейном музыкальном фестивале «Альфред Шнитке фестиваль» (1994 год, г. Москва) Третьей и Четвертой симфоний, Концерта для альта с оркестром, Концерта № 2 для виолончели с оркестром, Кончерто гроссо № 5, трех духовных хоров («Богородице Дево радуйся», «Иисусе Христе», «Отче наш»), кантаты «История доктора Иоганна Фауста»[23]
Иностранные награды:
- Орден «Кирилл и Мефодий» (НРБ, 1972)
- Офицер ордена Почётного легиона (Франция, 2003)
- Орден Восходящего солнца 3 класса (Япония, 2002)[24]
- Почётный командор Превосходнейшего ордена Британской империи (2014)[25]
Прочее:
- Почётный член Шведской королевской музыкальной академии (1975)
- Почётный академик Английской Королевской академии музыки (1984)
- Гран-при фирмы «Chant du Mondе» за многочисленные записи
- Диплом Академии Шарля Кро в Париже (1969) — за исполнение всех симфоний Прокофьева
- Золотая медаль Г. Рождественского (Ярославский симфонический оркестр, 2011)[26]
- Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия»
Фильмография[править | править код]
- 1976 — Петя и волк (фильм-спектакль) — дирижёр
Участие в фильмах[править | править код]
- 1970 — Композитор Родион Щедрин (документальный)
- 1994 — Альфред Шнитке. Портрет с друзьями (документальный)
Книги[править | править код]
- «Дирижёрская аппликатура» (1974)
- «Мысли о музыке» (1975)
- Рождественский Г. «Преамбулы». — М.: Сов. композитор, 1989.
- «Треугольники» (2001)
- «Мозаика» (2010).
Память[править | править код]
- В связи со смертью дирижёра В. М. Юровским и Симфоническим оркестром России им. Е. Ф. Светланова было принято решение посвятить его памяти очередной цикл «Историй с оркестром», проводящийся в Концертном зале имени П. И. Чайковского в 2018 году[уточнить].
Памятная доска Г.Н.Рождественскому была установлена в Париже 4.06.2020 на доме, где он проживал с 1995 по 2018 год.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Геннадий Николаевич Рождественский. Сайт «Герои страны».
- Страница Геннадия Рождественского на сайте Московской консерватории
- Воспоминания о сотрудничестве Геннадия Николаевича Рождественского с Чешским филармоническим оркестром (Франтишек Слама, мемориальный сайт) (англ.)
- Досье ИТАР-ТАСС
- Г. Рождественский на сайте Государственной академической симфонической капеллы России — ГАСК России
- Геннадий Рождественский — на службе у музыки
- Геннадий Рождественский: дирижёр или волшебник? на YouTube — документальный фильм Брюно Монсенжона фр. Profession, Chef d’Orchestre, 2003
Биография
Дирижер, пианист и композитор Геннадий Рождественский больше 50 лет руководил отечественными и зарубежными коллективами, а также вел активную музыкально-просветительскую и педагогическую деятельность. Маэстро прожил яркую творческую жизнь, несмотря на сложные периоды в биографии.
Детство и юность
Геннадий Николаевич Рождественский появился на свет 4 мая 1931 года. Его отец – знаменитый дирижер Николай Аносов, а мама Наталья Рождественская – солистка Всесоюзного радио. Родители с ранних лет приобщали мальчика к искусству, разучивая с ним ноты.
Геннадий Рождественский
Ярчайшими впечатлениями детства стало объявление о начале войны, эвакуация, а после – возвращение и откапывание пианино, на котором он учился. Хозяйка квартиры, где жила семья до войны, зарыла инструмент в землю, чтобы он не достался немцам. Как оказалось, пианино отлично сохранилось.
После великой Победы Геннадий учился в музыкальной школе имени Гнесиных, у самой Елены Гнесиной. После поступил в Московскую консерваторию к профессору Льву Оборину. В то же время отец помогал Геннадию совершенствовать навыки в дирижерском мастерстве. Николай Петрович научил сына управлять оркестром одними только глазами.
Геннадий Рождественский в молодости
К дирижированию Рождественского привёл случай в музыкальной школе. Идя по коридору, он услышал, как в классе разучивают секстет Чайковского. Зайдя туда, юноша увидел, что у учеников возникли трудности. Он начал дирижировать и вдруг осознал, что помогает. Ощущение этой помощи поглотило будущего маэстро, в тот момент он осознал, что профессия дирижера будет делом жизни.
Музыка
Ещё во времена обучения в консерватории Рождественский возглавлял студенческий оркестр, с которым много выступал на больших сценах. В возрасте 20 лет Геннадий стажировался в Большом театре, где после жесткого отбора он занял пост балетного дирижера. Дебютом стала «Спящая красавица» Чайковского, за 5 лет работы в Большом театре оркестр исполнил 40 опер и балетов. Параллельно Рождественский возглавлял Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения.
Дирижер Геннадий Рождественский
Геннадий Николаевич стал первым дирижером из СССР, который работал в Европе. В 70-х годах его выпустили с гастролями в Стокгольм, после чего маэстро получил приглашение возглавить Королевский филармонический оркестр Швеции.
Изначально Министерство культуры перечеркнуло мечты дирижера, но вскоре после предложения с официальным визитом в Швецию отправился председатель Совмина СССР. На приеме премьер-министр Швеции попросил отпустить Рождественского. По возвращении в Москву было отдано распоряжение выпустить дирижера. Такого никто не ожидал, больше того – случай стал прецедентом.
Геннадий Рождественский во главе оркестра
В 1974 году главный дирижер Большого симфонического оркестра Геннадий Николаевич ушел с должности. Причиной стало крайне негативное отношение к музыкантам еврейской национальности. Когда началась волна эмиграции евреев в Израиль, 3 музыканта из оркестра вернулись на родину. Тогда председатель Гостелерадио Сергей Лапин вызвал Рождественского в кабинет и склонял к тому, чтобы заменить евреев в коллективе на русских музыкантов.
У Лапина даже имелась цифра – 42 человека, которых нужно было уволить за нарушение дисциплины или погрешности в исполнении. Дирижер достойно держался во время аудиенции, а через 2 дня получил анонимку. Её автор говорил, что оркестр Рождественского – не музыкальная команда, а сионистский центр, где он «потакает жидам» и «пренебрегает русскими музыкантами».
Председатель Гостелерадио Сергей Лапин
Дабы не быть участником этих неприятных событий, Рождественский подал заявление на увольнение, которое через 2 недели было подписано Лапиным. Вскоре новое руководство «очистило» оркестр от лиц неугодной национальности.
Намечающиеся перспективы были не радужные, но случайная встреча с режиссером Борисом Покровским стала для маэстро знаменательной. Оказалось, что режиссер в то время занимался подготовкой постановки оперы Шостаковича «Нос». Покровский не отказал дирижеру в присутствии на репетиции, больше того – предложил совместный проект на сцене Театра камерной оперы. Постановка имела успех и резонанс в обществе.
Опера Дмитрий Шостаковича «Нос». Дирижер Геннадий Рождественский
После Рождественский на несколько лет стал оперным дирижером Большого театра, работал приглашенным режиссером в симфоническом оркестре BBC. Также Геннадий возглавлял Венский симфонический оркестр, а позже создал оркестр Минкультуры СССР, руководя им до 1992 года.
За это время зрителям посчастливилось посмотреть уникальные концертные программы, сделаны коллекции записей выдающихся композиторов. Дирижер объехал с выступлениями весь мир, у него был удивительный репертуар из 2000 сочинений. Рождественский стал авторитетным дирижером мира. Под взмахи палочки Геннадия выступали знаменитые коллективы, а наградам, званиям и премиям нет счета.
Дирижер Геннадий Рождественский
Он исполнял только особенную музыку, не боялся осуждения и критики. Рождественский всегда выбирал у композиторов такие произведения, которые не играет никто другой: он доставал сокровища из музыкальных недр.
Именно по этой причине Геннадия Николаевича часто называли музыкальным археологом, ведь он не боялся приобщать зрителей к композиторам XX века: исполнил больше 150 произведений в первый раз. По мнению маэстро, призвание театров – воспитывать публику репертуаром, а не следовать её запросам.
Рождественский выпустил диски с записями симфоний композиторов. За многолетнюю службу маэстро не изменял художественным убеждениям своего сердца – этот критерий считался для Геннадия главным. Статистика творческой жизни дирижера зашкаливает, подобных достижений нет ни у кого. Геннадий – разносторонний человек, поэтому, помимо дирижерской деятельности, он успевал писать книги.
Личная жизнь
Первой женой Геннадия стала Нина Тимофеева, но брак с артисткой балета распался. Тем не менее, любовная история дирижера сложилась спокойно и счастливо с другой женщиной. Рождественский в 1969 году женился на Виктории Постниковой – популярной пианистке. Для женщины это второй брак, первым её мужем был Владимир Спиваков, Виктория ушла от него к Рождественскому.
Геннадий Рождественский и Нина Тимофеева
Дирижер принял и усыновил сына жены, Александра, от первого брака, который впоследствии стал скрипачом. Известное семейство раньше часто радовало зрителей совместными концертами. А сама Виктория не раз говорила о том, что выступление под руководством мужа проходит приятно и легко.
Геннадий Рождественский и Виктория Постникова
Геннадий Рождественский старше супруги на 13 лет, общие дети у них так и не появились. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что личная жизнь дирижера сложилась наилучшим образом, фото счастливой пары есть в Интернете. Семья жила в мире и любви, даже несмотря на пожилой возраст, Виктория и Геннадий с нежностью относились друг к другу. Супруги редко давали интервью относительно взаимоотношений, поэтому подробности их семейной жизни неизвестны.
Смерть
Геннадий Рождественский скончался 16 июня 2018 года. Причиной смерти стала продолжительная болезнь. Отпевание и кремация прошли 19 июня, а урну с прахом захоронили на Введенском кладбище, в могиле матери Рождественского.
Библиография
- 1974 – «Дирижёрская аппликатура»
- 1975 – «Мысли о музыке»
- 1989 – «Преамбулы»
- 2001 – «Треугольники»